Митрополит Кишиневский Владимир призвал Румынского Патриарха Даниила прекратить воевать с Молдавской Православной Церковью
В своем обращении владыка заявил, что Бессарабская митрополия Румынского Патриархата использует деньги для подкупа нестойких молдавских клириков, что не может привести к церковному миру и каноническому порядку
Предстоятель Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир направил Румынскому Патриарху Даниилу письмо, в котором призвал Румынскую Православную Церковь не рассматривать территорию Молдавии, как поле для противостояния с Московским Патриархатом, а начать между Церквами христианский диалог. Текст послания опубликован 6 марта 2024 года на сайте Молдавской Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь».
Митрополит Владимир предложил «с мудростью взглянуть на создающуюся пагубную ситуацию», когда священнослужители Молдавской Православной Церкви, «запрещённые в служении или изверженные из сана за серьёзные моральные проступки и за несовместимость со священническим служением», принимаются в качестве служащих Бессарабской митрополии, входящей в состав Румынского Патриархата.
По словам Его Высокопреосвященства, «больно наблюдать, как материальные интересы пробуждают в некоторых служителях Церкви дежурный патриотизм, а предлагаемое жалование влияет на восприятие своей национальности», при этом отдельные священники получают деньги от Румынской Церкви «даже не перейдя в Бессарабскую митрополию».
При этом митрополит Владимир считает, что в условиях, когда «заявлявшие о своей несомненной верности Митрополии Молдовы» клирики покинули свою юрисдикцию без канонической отпускной грамоты, «установить мир и послушание на этой территории не удастся».
«Мы видим, как разрывается риза Христа, а стадо рассеивается, − говорится в письме. − Мы с тревогой смотрим на то, как на радость политикам разделение между братьями в очередной раз используется в качестве предвыборного оружия, а души верующих теряются в сетях сект».
Его Высокопреосвященство отметил, что, несмотря на желание любви и мира, а также намерение Молдавской Церкви вести конструктивный диалог, в ответ приходится сталкиваться «с непрозрачностью и недоброжелательностью, поскольку некоторые мнимые советники и псевдоконсультанты Бессарабской митрополии, вмешиваясь в деятельность по примирению наших институтов, непрерывно сеют возмущение и раздоры».
Обращаясь к Патриарху Даниилу, митрополит Владимир призвал, чтобы «вмешательство Румынской Православной Церкви в эту кровоточащую рану принесло исцеление посредством братского диалога, восстановления общения и установления канонического послушания».
«Деньги не восстановят спокойствие на территории между Прутом и Днестром. Мы желаем, чтобы возобладали спасение и забота о верующих, независимо от их принадлежности к той или иной канонической структуре, чтобы благие намерения Вашего Блаженства не превратили Бессарабскую митрополию в бездонный мешок, истощающий материальные ресурсы Румынской Православной Церкви», − заключил Предстоятель Церкви Молдовы.
Русская линия
Митрополит Старозагорский Киприан: «Сегодня мы выражаем благодарность всем жертвам Русско-турецкой Освободительной войны, отдавшим свои жизни за освобождение Болгарии»
Представители Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах Дня освобождения Болгарии от османского ига, прошедших в Софии
3 марта 2024 года в Болгарии отмечалась 146-я годовщина освобождения от османского ига. Утром в храме Рождества Христова в городе Шипка был совершен благодарственный молебен, служение которого возглавил митрополит Старозагорский Киприан в сослужении представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском протоиерея Владимира Тыщука и клириков Старозагорской митрополии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
По окончании молебна митрополит Киприан обратился к присутствовавшим со словом, в котором отметил, что 3 марта — священная дата в истории болгарского народа.
«Эта дата является началом новой жизни после пяти столетий османского рабства. В этот день взошло солнце болгарской свободы. Кровавой и полной трагедий была Голгофа несчастной Болгарии во времена османского ига, — подчеркнул иерарх. — Болгарская земля, наша дорогая Родина, настоящий рай на земле, была превращена поработителем в юдоль плача. Вместо песней пахаря и оглушительного смеха жнеца по склонам прекрасных долин и плодородных равнин ползли стоны и вздохи. Величие Матери-Болгарии, подаренной нам Богом, заключается в её духовной силе, заключённой в каждой капле болгарской мученической крови, исходившей из тысячи сердец достойных сыновей и дочерей. Божья благодать и наша родная вера — это нравственная поддержка наших предков, которые пострадали и подарили в сей день сбывшуюся надежду, что болгары будут вечно. 3 марта — священный национальный праздник! Сегодня мы выражаем благодарность всем жертвам Русско-турецкой Освободительной войны, отдавшим свои жизни за освобождение Болгарии».
И хотя пережитые предками бесчеловечные ужасы теперь кажутся давно прошедшими и гораздо менее ощутимыми, владыка Киприан уверен: «Если мы, сегодняшние дети нашей прекрасной Родины, забудем свою историю, если послушаем некоторых „доброжелателей“, которые учат нас смягчать или не предавать огласке факты прошлого, мы присоединимся к тем, кто на протяжении пяти веков разрушал семью и веру, память и национальное самоуважение. Уничтожал уверенность в себе, которой не было у нашего народа в те века и до сих пор нет! Дань памяти нашим болгарским отцам и матерям, братьям и сестрам, ополченцам и мирным гражданам, мученически погибшим за то, чтобы родилось „3 марта“, чтобы жили все мы! Дань памяти тысячам русских воинов, освободивших нашу многострадальную Родину и отдавших свои жизни за силу православной любви! Низкий поклон всем, кто пролил свою кровь и положил кости свои перед алтарем нашего Отечества. На вечные времена день освобождения Болгарии от османского ига останется великим и славным в истории нашего народа. Поэтому будем глубоко благодарны Всемогущему и Всеблагому Промыслу Божию, не оставившему наш народ в рабстве».
Архипастырь призвал жителей Болгарии помнить цену обретенной тогда свободы, быть ответственными перед историей за то, что Бог дал болгарскому народу 146 лет назад, благодарить Господа. Митрополит Киприан также сказал: «Давайте будем благодарны тем, кто заплатил своей жизнью за наше процветание! Давайте будем едины в наших радостях и горестях, ибо общая радость умножается, а общее горе делится надвое! Будем едины и будем жить в любви друг к другу по словам Господа Иисуса Христа, который в ночь перед Своим преданием за спасение рода человеческого сказал: Да будут все едины: как Ты, Отче еси во Мне, и Я в Вас, чтобы и они были одно в Нас (Ин. 17. 21)».
Торжества продолжились у памятника Свободы на пике святого Николая на Шипке, где митрополитом Великотырновским Григорием и митрополитом Старозагорским Киприаном была совершена панихида по погибшим русским и болгарским воинам. Им сослужили протоиерей Владимир Тыщук и клирики Великотырновской и Старозагорской епархий, сообщает сайт Подворья Русской Православной Церкви в Софии.
На поминальной службе присутствовали представители государственной власти Болгарии, в том числе президент страны Румен Радев, председатель Народного собрания Росен Желязков, члены Народного собрания и местные депутаты, а также многочисленные паломники.
Праздничные мероприятия завершились возложением венков и цветов к подножию памятника Свободы.
Русская линия
Необходимо возродить главные утраченные святыни Московского Кремля
Православная общественность обратилась к Владимиру Путину с просьбой восстановить в Московском Кремле Чудов и Вознесенский монастыри
29 февраля 2024 года, накануне дня памяти священномученика Патриарха Ермогена (Гермогена), в редакции газеты «Русь Державная» в Москве состоялась рабочая встреча по обсуждению обращения к кандидату в президенты России Владимиру Путину, касающегося вопроса восстановления двух утраченных святынь Московского Кремля — Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей, сообщает сайт Фонда славянской письменности и культуры.
В обсуждении приняли участие кандидат исторических наук, председатель Московского краеведческого общества, руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения РНИИ наследия им. Д.С.Лихачёва Владимир Козлов; председатель Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Вячеслав Остапчук; сопредседатель правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей литературной премии им. Кирилла и Мефодия Владимир Крупин; главный редактор информационного агентства «Русская народная линия», председатель Международной общественной организации «Русское собрание» Анатолий Степанов; председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин; главный редактор журнала «Православная беседа», председатель правления Союза православных граждан, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Валентин Лебедев; заместитель генерального директора общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Леонид Редкий; член Совета московского краеведческого общества, руководитель Молодёжного краеведческого общества «Чаепитие по-московски» Илья Новиков; помощник депутата Государственной Думы ФС РФ С.А.Веремеенко Сергей Лебедев.
Открыл заседание главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский. Заседание вела кандидатка исторических наук, председательница правления Женского патриотического общества и Фонда Патриарха Гермогена Галина Ананьина.
Галина Васильевна в своём вступительном слове отметила, что в этом году исполняется ровно 10 лет инициативе президента России В.В. Путина по восстановлению Чудова и Вознесенского монастырей и выступила с предложением обраться с обращением к кандидату в президенты Российской Федерации В.В. Путину о необходимости возродить главные утраченные святыни Кремля.
По итогам рабочей встречи участниками было приняло следующее обращение к кандидату в Президенты РФ Владимиру Владимировичу Путину:
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! В этом году исполняется 10 лет Вашей инициативе о необходимости восстановления Чудова и Вознесенского монастырей в Московском Кремле.
В рамках выполнения Вашей инициативы было снесено административное здание, именуемое «14-й корпус Кремля». Но вместо восстановления монастырей, на месте, где находились постройки Чудова монастыря, были музеефицированы шурфы части фундаментов утраченных построек и устроен подземный археологический музей, который не работает по сей день из-за постоянного протекания грунтовых вод.
Сегодня в Кремле место, где некогда располагались главные всероссийские монастыри и Малый Николаевский Дворец, представляет собой зияющую духовную дыру.
В связи с этим, мы, участники рабочей встречи, обращаемся к Вам с просьбой вернуться к вопросу восстановлению главных святынь России — Чудова и Вознесенского монастырей, так как они являлись центрами не только духовной жизни, но и общественной жизни всей страны".
Русская линия
Украинские чиновники ищут повод для нападения на Почаевскую лавру
Тернопольская прокуратура завела на монахов обители дело, обвинив их в «порче травы и кустарников» в лесу
5 марта 2024 года в пресс-службе прокуратуры Тернопольской области заявили, что прокуроры Кременецкой окружной прокуратуры направили в суд обвинительный акт «в отношении уполномоченного лица одного из монастырей, обвиняемого в умышленном повреждении территории объекта природно-заповедного фонда», сообщает портал Raskolam.net.
Речь идет о Свято-Духовском ските Почаевской лавры Украинской Православной Церкви. В прокуратуре утверждают, что в декабре 2012 года между ГП «Кременецкое лесное хозяйство» и монастырем был заключён договор на право долгосрочного временного пользования лесами, по которому монастырю выделен лесной участок общей площадью 6 гектаров, находящийся в пределах населенного пункта на территории Почаевского лесничества.
«Обустройство на участке леса в пределах общезоологического заказника временных сооружений, ограждения, складирование остатков строительных материалов и сельскохозяйственного инвентаря в течение 2017 — 2023 годов привело к повреждению территории объекта природно-заповедного фонда. Также выявлены существенные изменения растительного покрова, уничтожение и повреждение деревьев, кустарников, трав», — заявили прокуроры.
Инспекторы из экологической инспекции Тернопольщины подсчитали, что «убытки государству составляют более 200 тысяч гривен».
Прокуроры сообщили о подозрении уполномоченному от монастыря и направили в суд обвинительный акт по ч. 1 ст. 252 УК Украины (умышленное повреждение территории объекта природно-заповедного фонда).
Характерно, что ранее глава украинских раскольников Епифаний Думенко в интервью «Суспільному» заявил, что «ПЦУ» претендует на Почаевскую лавру и что ее нынешние прихожане станут «прихожанами ПЦУ». В то же время тернопольские чиновники не скрывали, что готовятся к захвату обители. Для этого они, судя по всему, и заводят надуманные дела против насельников Лавры за «порчу травы».
Русская линия
В Украинской Православной Церкви выразили обеспокоенность действия Румынского Патриархата
В церковном Киеве призвали румынское священноначалие пересмотреть своё решение об учреждении «Румынской православной церкви Украины»
7 марта 2024 года Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви опубликовал официальный комментарий в связи с намерением Румынской Православной Церкви открыть свою церковную структуру на территории Украины, сообщает сайт УПЦ.
«Решение Священного Синода Румынской Православной Церкви относительно намерения открыть свою структуру на канонической территории Украинской Православной Церкви воспринято нами с удивлением и обеспокоенностью, как противоречащее каноническому устройству церковной жизни, который строится на территориальном, а не на национальном принципе, — говорится в документе.
Имея в своём лоне румыноязычные приходы, Украинская Православная Церковь ценит их, потому что их присутствие у нас подчеркивает универсальную природу Церкви. Мы также делаем всё необходимое для того, чтобы румыноязычные верующие чувствовали себя комфортно в лоне нашей Церкви, имея полную свободу в совершении богослужений на румынском языке и сохранении своих национально-духовных традиций.
Отношения между Румынской и Украинской Православной Церковью всегда были тёплыми и конструктивными, а потому хочется надеяться на то, что принятое румынской стороной решение будет пересмотрено и не омрачит традиционно хороших отношений между нашими Церквями".
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти видного правого деятеля А.А.Нарышкина, а также видного русского государственного деятеля Д.Г.Бибикова
Александр Алексеевич Нарышкин родился 15 октября 1839 г. в дворянской семье, принадлежавшей к известному в российской истории дворянскому роду в Орловской губернии. Образование получил в Московском и Гейдельбергском университетах, в которых прослушал курсы лекций, и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который в 1862 г. окончил со степенью кандидата.
Получив высшее образование, Нарышкин поступил на службу кандидатом мирового посредника, служил председателем уездной и губернской земской управы, был председателем Орловского съезда мировых судей.
В 1876 г., когда началось восстание балканских славян и их освободительная война против турок, Нарышкин выехал в Сербию, где оказывал поддержку восставшим в качестве уполномоченного славянских комитетов Москвы и Петербурга. С началом Русско-турецкой войны Нарышкин оставил гражданскую службу и определился «охотником» (добровольцем), хотя на военной службе ранее никогда не состоял. Вскоре легендарный герой Русско-турецкой войны генерал-адъютант М.Д.Скобелев взял Нарышкина к себе ординарцем — молодой доброволец обратил на себя внимание Белого генерала «своим холодным и спокойным бесстрашием» в боях. За проявленную храбрость и личное мужество в битве под Шейновым, Нарышкин удостоился «солдатского Георгия».
По окончании войны Нарышкин вернулся к гражданской службе. В 1883 г. он был назначен инспектором Московского учебного округа, затем служил управляющим земледелием и государственными имуществами в Прибалтийских губерниях, в 1892 г. был произведен в действительные статские советники и назначен Подольским губернатором, в коей должности обратил на себя благосклонное внимание Императора Александра III. В 1894 г. Нарышкин был назначен товарищем министра земледелия и государственных имуществ.
В смутные революционные годы Нарышкин принял самое активное участие в монархическом движении. Он был заместителем председателя элитарной умеренно-правой организации «Отечественный союз», входил в ряды Союза Русских Людей, был видным членом Русского Собрания, входил в Постоянный совет Объединенного дворянства и в правую группу Государственного Совета, являясь одним из ее руководителей.
Скончался Нарышкин на 77-м году жизни в Петрограде 22 февраля 1916 года. Современники так характеризовали Нарышкина: «Он был единственным сенатором, имевшим солдатский Георгий. Он, полжизни пробывший в рядах бюрократов, уклонялся от получения звания», Нарышкин «отличался исключительно высокими нравственными качествами и рыцарской честью», он был «честным, убежденным консерватором», «столпом консерватизма».
Сегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля, министра внутренних дел генерал-адъютанта Д.Г.Бибикова, скончавшегося 22 февраля 1870 года.
Дмитрий Гаврилович Бибиков родился 29 марта 1791 года в семье генерал-майора. Д.Г.Бибиков был участником турецкой кампании 1811 г., отличился при штурме крепости Журжи, в бою у Троянова вала. Затем Бибиков превосходно показал себя в Отечественной войне 1812 г. — он участвовал в сражениях под Витебском, Смоленском и Бородином в должности адъютанта генерала М.А.Милорадовича. Во время Бородинского сражения ему ядром оторвало левую руку. Перейдя из-за ранения на гражданскую службу, Бибиков последовательно занимал должности Владимирского, Саратовского и Московского вице-губернатора. С 1824 по 1835 гг. он служил директором департамента внешней торговли, причем особенно старался искоренять злоупотребления в таможенном ведомстве. В 1837 г. генерала назначили Киевским военным губернатором, а также Подольским и Волынским генерал-губернатором.
Главной задачей его управления Юго-западным краем было укрепление в нем русских начал. Бибиков особенно энергично боролся с польскими дворянскими элементами в крае и отстаивал интересы малороссийского крестьянства. Ему удалось провести ряд мероприятий, улучшающих положение крестьянства в крае, а также существенно сократить имущественные права иноверного духовенства. С целью ослабить влияние и значение местного польского дворянства Бибиков заменил местных чиновников русскими, провел проверку прав польской шляхты на дворянство, в результате которой часть шляхты была переведена в податное сословие, заменил существовавшую с начала 1830-х годов в Киеве секцию варшавского банка конторой государственного банка.
В 1848 г. Бибиков был назначен членом Государственного Совета, а в августе 1852 г. был призван на пост министра внутренних дел, став последним руководителем этого ведомства в царствования Императора Николая I. В этой должности с присущей ему энергией Бибиков продолжал проводить великодержавную политику. В 1855 г., в связи с либеральными веяниями, которыми характеризовалось начало царствования Императора Александра II, Бибиков был уволен от должности, с оставлением членом Госсовета. Однако по болезни генерал отказался от работы в Совете и вышел в отставку. Скончался в Санкт-Петербурге.
Русская линия