Святейший Патриарх Кирилл: «Мы смело можем сказать — Греция потеряла свой суверенитет»
Предстоятель Русской Православной Церкви прокомментировал легализацию «однополых браков» в Греции, где Православие объявлено государственной религией
Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл, комментируя легализацию в Греции «однополых браков», указал, что любой православный человек в мире воспринимает эти новости со скорбью, а также добавил, что такие решения стали возможными в стране, где Православие объявлено государственной религией только в связи с потерей Афинами своего суверенитета и диктата извне, сообщает РИА Новости.
«В первую очередь, это измена со стороны политических элит тем традициям, культуре и религиозной ориентации, которая была и сыграла решающую роль в формировании греческой нации, греческой культуры. Просто произошло предательство. Каждый православный человек принимает это со скорбью, ведь Греция — православная страна. На территории Греции находится Афон. Это монашеская республика со строгими монастырскими уставами. Мы смело можем сказать — Греция потеряла свой суверенитет», — сказал Патриарх Кирилл на Всемирном фестивале молодежи.
По его словам, этого бы не произошло, если бы к власти в Греции не пришли нынешние политики. «Они не являются сторонниками того религиозного и духовного выбора, который был выбором греческого народа. Возникает внутренний конфликт, который никак не будет укреплять греческое общество. Мы с тревогой наблюдаем за тем, что происходит в греческом мире. Желаю нашим братьям и сестрам, православным людям, которые прекрасно понимают, что происходит, оставаться верными своей вере, своим убеждениям. Для этого нужно быть внутренне духовно сильным», — добавил Патриарх.
Что касается нынешней политики еврочиновников, то Предстоятель Русской Православной Церкви не исключил на фоне происходящих непотребств «отмены» в будущем традиционной семьи во всех странах Евросоюза.
«А почему нет? А что его будет сдерживать? Если уже сейчас практически отменяется и семья, и традиционные ценности — и Европейский союз ведь не разрушается, потому что главным для многих является не идея, не религия, а утилитарные условия. Хорошо живём, много потребляем — и достаточно», — сказал он, отвечая на вопрос, может ли Евросоюз «отменить» традиционную семью на всей своей территории.
Русская линия
Генерал Леонид Решетников: Мы не должны допустить в России «красного реванша»
В Москве состоялся съезд межрегионального общественного движения «Наследие Империи», которое выступает за возвращение России к своим исконным русским традициям
2 марта 2024 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына в Москве прошел съезд Межрегионального общественного движения в поддержку возрождения и сохранения исторических традиций «Наследие Империи». Мероприятие носило организационный характер и было посвящено согласованию основных направлений деятельности созданного и уже начавшего работу Движения «Наследие Империи», ранее включавшего в себя 4 региональных отделения, ныне расширяющегося до 21, сообщает сайт Движения.
Съезд зарегистрированного Минюстом в конце прошлого года нового общественного движения открыл председатель МОД, генерал-лейтенант Леонид Решетников. В своем подробном аналитическом докладе, посвящённом описанию прискорбного состояния исторического самосознания современного российского общества, многолетней борьбе с искажениями и шельмованием тысячелетней российской истории и необходимости консолидации усилий консервативных организаций в противостоянии со всё более отчетливыми тенденциями «красного реванша».
После обстоятельного выступления лидера Движения начались обсуждения доклада с участием делегатов и гостей съезда, в целом наглядно подтвердивших актуальность создания МОД «Наследие Империи». Первым слово взял многолетний коллега и соратник Движения, начальник дружественного РИСО Дмитрий Сысуев, горячо поддержавший основные положения доклада генерала Решетникова.
Поддержавший создание и идейное оформление Движения декан МАИС МГИК Юрий Кот призвал всех присутствующих к консолидации и солидарности в общей работе. Он предложил собравшимся преодолеть творческую ревность и занятость и в обязательном порядке репостить и тиражировать тексты друг друга, резко увеличивая тем самым объем просмотров и цитирования в медийном пространстве, что в конечном итоге является одним из главных показателей эффективности просветительской работы.
Как всегда ярко и темпераментно высказался начальник РОВС Игорь Иванов, подчеркнувший насущную необходимость и своевременность методичной работы по историческому просвещению именно сегодня, на переломе эпох, во время столкновения с коллективным апостасийным Западом.
Запомнились выступления Феликса Разумовского и Михаила Смолина, в которых справедливо указывалось, что историческое просвещение в действительности имеет не только важнейшее просветительское значение, но, по существу, формирует общественный нарратив, от состояния которого прямо зависит государственная безопасность России.
Порадовали острые, искренние и развернутые реплики молодых энтузиастов исторического просвещения: Ильи Андреева из Орла и Марка Капранова из Нижнего Новгорода.
В докладе члена постоянного комитета МОД «Наследие Империи» Эльдара Ковригина был поднят актуальный вопрос о решающем значении эффективной информационной работы учрежденного Движения в цифровом пространстве.
В заключение с кратким обзором руководящих органов и организационной работы Движения «Наследие Империи» выступил заместитель председателя МОД «Наследие Империи» Михаил Малиновский.
После этого последовало избрание нового состава совета, постоянного комитета и ревизионной комиссии МОД «Наследие Империи», завершившееся единодушным голосованием участников съезда.
По окончании организационной программы состоялся торжественный дружеский фуршет.
Русская линия
Aрхиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выражаем наше неприятие и осуждение необоснованного, безответственного и неразумного преследования, с которым сталкивается Православная Церковь на Украине»
Иерарх Иерусалимской Православной Церкви вновь выступил в поддержку гонимой Украинской Православной Церкви
«Иерусалим в контексте последних событий считает оскорбительным и печальным», что Украинскую Православную Церковь преследуют и притесняют государственные структуры, несмотря на все обращения и призывы, которые были сделаны, заявил архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимская Православная Церковь), передаёт Патриархия.Ru.
По свидетельству владыки Феодосия, продолжается преследование архиереев и священников, не говоря уже о незаконном захвате монастырей и церквей, а также попытках давления на Украинскую Православную Церковь. В частности, преследованиям подвергается митрополит Черкасский и Каневский Феодосий.
«Мы выражаем наше неприятие и осуждение этого необоснованного, безответственного и неразумного преследования, с которым сталкивается Православная Церковь на Украине, являющаяся законной Церковью, возглавляемой Его Блаженством митрополитом Онуфрием», — говорит архиепископ Феодосий.
В XXI веке, когда политические лидеры на Западе прославляют права человека и демократию, в то же время преследуется Украинская Православная Церковь, которая связана с историей этой страны, её наследием и идентичностью, свидетельствует владыка Феодосий:
«То, что переживают наши братия — митрополиты, священнослужители и церковные общины, принадлежащие к этой братской Церкви на Украине, можно назвать религиозным преследованием и дискриминацией на основе религиозной принадлежности, и это вопрос, который должен привлечь постоянное внимание со стороны всех правозащитных организаций в нашем мире».
Архиерей призвал международные правозащитные организации осудить дискриминацию, которой подвергается Украинская Православная Церковь, и «принять меры по прекращению этого неприемлемого преследования, с точки зрения прав человека, духовного, социального и морального аспекта».
Русская линия
Митрополит Нежинский Климент: «Это громкий сигнал для украинского парламента о том, как об украинской политике думают в Европе, и какие последствия это будет иметь»
В УПЦ прокомментировали создание «Румынской православной церкви Украины», указав, что решение румынского Синода спровоцированы религиозными гонениями украинских властей
В Украинской Православной Церкви весьма спокойно отреагировали на недавнее решение Синода Румынской Православной Церкви об учреждении «Румынской православной церкви Украины», объяснив эти решения румынских архиереев безумной политикой украинских властей, гонящих верующих Украинской Православной Церкви и передающих её храмы украинским раскольникам в лице «ПЦУ».
Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент, в частности, заявил, что «как бы не пытались украинские политики оправдать перед европейскими коллегами сегрегацию своих соотечественников по религиозному признаку, всё больше сигналов приходит из-за рубежа об опасении за ситуацию с фундаментальными для Европы правами и свободой совести в Украине», сообщает СПЖ.
«То, что стало известно о решениях румынского Синода, говорит, что эта обеспокоенность довольно быстро перерастает в практическую плоскость», — отметил архиерей. По его словам, «Румынская Церковь своими решениями всему миру засвидетельствовала факт возможных открытых государственных запретов и гонений УПЦ, частью которой являются румыноязычные приходы и монастыри на прилежащих к современной Румынии украинских территориях».
«Предлагая свою юрисдикцию таким церковным единицам, Румынская Церковь констатирует очевидную опасность, что в Украине они могут оказаться вне закона, а того и хуже — под прямым запретом. Это громкий сигнал для украинского парламента о том, как об украинской политике думают в Европе, и какие последствия это будет иметь», — отметил митрополит Климент.
В то же время он заметил, что решение Синода Румынской Церкви может свидетельствовать о процессах, потенциально угрожающих территориальной целостности Украины.
«Не ясно, идет ли речь об идее правовой регистрации по украинским законам, или такая структура уже зарегистрирована в Румынии. В любом случае, она несет в себе опасность не только для церковной целостности, но и государственного суверенитета на украинской территории, исторически связанной с Румынским государством. Далеко за примерами ходить не нужно. Те же процессы уже происходят на юге и востоке нашей страны», — отметил архиерей.
«Но во всем этом есть еще один самый важный фактор — вера и религиозные принципы тех православных этнических румын, которым адресовано это искусительное предложение перед лицом надвигающихся испытаний и возможных гонений, — подчеркнул митрополит Климент. — Все, кто знаком с реальной церковной ситуацией в украинских румыноязычных регионах, согласятся, что именно этот фактор на нынешнем этапе оставляет такой инициативе очень мало реальных перспектив».
Таким образом, в Украинской Православной Церкви не видят необходимости громко протестовать против решений Румынской Православной Церкви, поскольку эти протесты всё равно ни к чему не приведут. Более того, в УПЦ понимают, что нынешний украинский режим всё равно постарается отобрать на западной Украине у Украинской Церкви все храмы, а потому УПЦ по сути ничего не теряет. В этом свете решение румынского Синода направлено против украинских властей и «ПЦУ», которые ведут агрессивную религиозную политику.
Русская линия
В Москве помянули русских воинов — освободителей православной Болгарии
В очередную годовщину заключения Сан-Стефанского мирного договора в часовне-памятнике героям Плевны состоялась традиционная панихида
3 марта 2024 года в Москве у часовни в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святого благоверного князя Александра Невского — памятника героям Плевны состоялось торжественное поминовение русских воинов, сообщает сайт храма Воскресения Христова в Кадашах.
Богослужение совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Наро-Фоминский Никандр (Пилишин) в сослужении клириков храма Воскресения Христова в Кадашах иерея Павла Каледы и диакона Димитрия Клыкова, которые приняли участие в богослужении по благословению настоятеля часовни протоиерея Александра Салтыкова. Сам отец Александр, к сожалению, в этот не смог прибыть в часовню в связи с болезнью.
Владыке Никандру также сослужили сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Добродеев, благочинный храмов Иверского церковного округа, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье Москвы протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Никитниках протоиерей Арсений Тотев и настоятель храма Живоначальной Троицы при детской больнице во имя св. князя Владимира иерей Владимир Суханов.
На молебне присутствовали представители болгарской диаспоры в Москве, а также члены различных общественных организаций, многочисленные паломники и богомольцы.
Служение панихиды 3 марта ежегодно совершается в память о Сан-Стефанском мирном договоре, заключенном в этот день в 1878 году в пригороде Константинополя Сан-Стефано. Данный мирный договор зафиксировал победу Российской империи над Османской и даровал фактическую независимость Болгарии от более чем 500-летнего турецкого ига. Кроме того, окончательно независимыми от гнета турецкой Порты стали ещё несколько балканских православных народов, в том числе сербы и румыны.
В ходе богослужения его участники молитвенно почтили память воинов, погибших под Плевной и во всей русско-турецкой войне 1877−1878 гг.
Владыка Никандр произнёс краткое слово о смысле поминовения павших воинов и напомнил собравшимся о важности такой молитвы и о том, что историческая память о тех давних событиях жива в сердце и душе русского народа, отстоявшего право братских балканских народов на независимость и свободу исповедания православной веры.
Русская линия
Франция стала первой страной, где право на убийство ребёнка в утробе матери закреплено в Конституции
С соответствующей инициативой выступил президент Франции Эммануэль Макрон
Президент Франции Эммануэль Макрон выступил с инициативой внести в Конституцию страны поправку о праве женщин на аборт, и обе палаты французского парламента его в этом поддержали, сообщает ТАСС.
Голосование за право на убийство нерождённых детей было обставлено максимально помпезно — депутаты собрались для голосования в историческом Версальском дворце. Трансляция совместного заседания Сената (верхней палаты) и Национального собрания (нижней палаты) велась парламентским телеканалом Public Senat.
Как отметила спикер Национального собрания Яэль Брон-Пиве, в поддержку абортов высказались 780 парламентариев из 925 депутатов и сенаторов.
Президент Франции Эммануэль Макрон также выразил поддержку решению законодателей. «Французская гордость и сигнал всему миру, — написал он на своей странице в соцсети. — Нужно вместе отпраздновать появление новой свободы в конституции республики».
Закон, разрешающий аборты во Франции, действует с 1975 года, однако минувшей осенью Макрон предложил придать этой норме конституционный характер. Как отметил министр юстиции Франции Эрик Дюпон-Моретти, «республика станет первой страной в мире, закрепившей эту норму в конституции». И это, действительно, произошло.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святого благоверного Великого Князя Ярослава Мудрого, полярного исследователя Г. Я.Седова и поэтессы А.А.Ахматовой
Сегодня Церковь молитвенно вспоминает выдающегося русского государственного деятеля св. блгв. Великого Князя Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым, блаженная кончина которого приходится на 20 февраля 1054 года.
9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил внести его в святцы, а 3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви официально прославил князя как святого всей Русской Церкви. Впрочем, как святой Ярослав Мудрый почитался на Руси издавна, а Церковь лишь подтвердила, что в соответствии со сложившейся традицией, он считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
Ярослав, во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. Он был посажен отцом в Новгород, где его застало известие о смерти отца и об убийстве Святополком Окаянным братьев Бориса и Глеба. Ярослав пошел войной на Святополка и после нескольких лет борьбы победил и сел на великокняжеский престол. Ярослав провел ряд успешных военных кампаний: он нанес сокрушительное поражение печенегам, которые с тех пор прекратили свои набеги на Русь, подчинил ятвягов, литву, ямь, вернул захваченные поляками Червенские города, его дружина ходила походом на Царьград (поход завершился неудачно). Однако его правление памятно не столько воинскими победами, сколько благоустроением земли Русской, за что он и был прозван Мудрым. Он основал в Суздальской земле город Ярославль, в Псковской — город Юрьев. На месте своей победы над печенегами в 1037 г. Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. по его повелению его сын Владимир воздвиг Софийский собор в Новгороде. Он соорудил знаменитые Золотые ворота в Киеве, построил монастырь Св. Георгия и другие храмы. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. князь Ярослав христианскому просвещению народа.
Он поставил на широкую ногу перевод с греческого языка и перепись богослужебных и иных книг. Летописец говорит: «Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг мы учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напоевающие Вселенную». Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».
Сегодня мы также вспоминаем русского путешественника и полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, скончавшегося в 1914 году.
Он родился в 1877 году в многодетной семье азовского рыбака. С раннего возраста Георгий рыбачил, ходил на поденщину в поле, чтобы помочь отцу прокормить семью. За два года окончив трехклассную церковно-приходскую школу, мальчик убежал из дома, чтобы получить дальнейшее образование и стать настоящим моряком.
В 1898 г. он окончил мореходное училище в Ростове-на-Дону, в 1901 экстерном сдал экзамены за курс Морского кадетского корпуса, откуда был выпущен поручиком по Адмиралтейству. В 1902 — 1904 по заданию Главного гидрографического управления Седов проводил гидрографические исследования в Баренцевом и Карском морях. В году Русско-японской войны Седов командовал миноноской, неся сторожевую службу в Амурском заливе.
В 1908 г. Седов возглавил экспедицию в устье р. Колымы. В 1910 г. обследовал Крестовую губу на Новой Земле. В 1912 г. Седов предложил проект экспедиции к Северному полюсу, которая была организована на частные средства. «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг..», — писал Седов докладной записке начальнику Главного гидрографического управления.
Инициатива Седова была поддержана морским министром И.К.Григоровичем и Государем, пожертвовавшим на экспедицию 10 тысяч рублей. Значительную помощь в подготовке экспедиции Седова оказала партия русских националистов и лично Михаил Алексеевич Суворин — редактор газеты «Новое время», сын известного консервативного издателя и публициста А.С.Суворина. В августе 1912 г. экспедиция во главе со старшим лейтенантом Седовым на судне «Св. Фока» (позже переименованного в «Михаила Суворина») вышла из Архангельска, взяв курс к Земле Франца-Иосифа. Однако у берегов Новой Земли вынуждена была зазимовать. Во время зимовки Седов обследовал и описал северо-западное побережье Новой Земли. В 1913 г. экспедиция достигла Земли Франца-Иосифа, где корабль был затерт льдами. Во время второй зимовки Седов и большая часть команды заболели цингой. Несмотря на это, 15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками на собаках двинулся к Северному полюсу. В пути, недалеко от о. Рудольфа, самого северного острова самого северного нашего архипелага, Седов скончался. Спутники похоронили его на этом острове, поставив в изголовье крест, сделанный из лыж, а в могилу отважному путешественнику положили Русский флаг, который Седов мечтал водрузить на Северном полюсе.
В Арктике экспедиция собрала большой материал по океанографии, метеорологии, земному магнетизму, а также сведения о геологическом строении посещенных островов. Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты, поселок, где он родился, улицы имени Седова есть в Москве и Санкт-Петербурге и во многих других городах и поселках.
В этот день мы вспоминаем великую русскую поэтессу Анну Андреевну Ахматову, скончавшуюся в 1966 году.
Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 июня (23 н.с.) 1889 года под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. Первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 году. Далее были «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Бег времени» (1965) и другие. Замуж вышла в 1910 году за известного поэта-акмеиста Н.Г. Гумилева, а в 1912 родила сына Льва. 1921 год прошел тяжелой поступью по жизни поэтессы. В августе арестовывают и расстреливают Гумилева. Советские власти налагают запрет на публикацию ее стихов и Ахматова лишается средств к существованию. В 1935 г. арестован сын поэтессы Лев Гумилев. После ее письменного обращения к Сталину его освободили, но в 1938 году снова арестовали и приговорили к казни. Только последующее репрессирование самих палачей спасло его от исполнения приговора. Переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием». В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. В первые послевоенные годы Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И.Берлина. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» за 1946 г. было направлено против Ахматовой и Зощенко. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано в 1950 г., когда Ахматова написала стихи к юбилею Сталина в отчаянной попытке помочь сыну, арестованному в очередной раз.
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 г. издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 г. и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). В марте 1966 года в Домодедово Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее отпевали в Морском соборе.
Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: «Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц».
Русская линия