Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем категорически против всех провокаций, осуществляемых по отношению к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу»
В Иерусалимском Патриархате отреагировали на решение властей Великобритании ввести санкции против Предстоятеля РПЦ
Иерарх Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Севастийский Феодосий выступил в поддержку Святейшего Патриарха Кирилла на фоне введения против него санкции со стороны властей Великобритании, сообщает Интерфакс.
«Мы выступаем категорически против всех провокаций, осуществляемых некоторыми западными силами по отношению к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мы не можем молча смотреть на подобного рода выпады и расцениваем их как беззаконные, неподобающие действия против религиозной личности такого высокого уровня, являющейся настоящим духовным символом современного Православия», — сказал митрополит Феодосий в интервью британским журналистам, фрагмент из которого публикует в понедельник сайт Русской Православной Церкви.
Митрополит Феодосий отметил, что Патриарх Кирилл не является участником какого-либо политического конфликта и что как «человек мира» он всегда выступает за диалог. «Обвинения против Патриарха Кирилла являются ложными и беспочвенными. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что Его Святейшество всегда призывал стороны к примирению, к отказу от войн и насилия», — заявил владыка.
Он призвал тех, кто занимается на Западе подстрекательством против Патриарха Кирилла, отказаться от своей агрессивной позиции. «Провокации против главы Русской Православной Церкви воспринимаются нами как враждебные действия со стороны Запада против всей Православной Церкви», — сказал представитель Иерусалимского Патриархата, ещё раз выразив чувство глубокой солидарности с Русской Церковью и уверенность в том, что «обвинения, не имеющие под собой никаких оснований», не отразятся на её жизни.
«Святейший Патриарх Кирилл является Предстоятелем более чем для 100 миллионов верующих не только из России и Украины, но и из множества других стран мира. Из его уст всегда звучали проповеди о любви, мире и милосердии, призывы к примирению всех враждующих сторон, отказу от всех форм насилия и терроризма», — резюмировал архипастырь.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл посетил с однодневным визитом Пензу
Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Спасский кафедральный собор
19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным Первосвятительским визитом в Пензенскую митрополию. Основным пунктом программы визита стали великое освящение возрожденного Спасского собора города Пензы и Божественная литургия в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru.
У врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: глава Пензенской митрополии митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Пензенской области О.В. Мельниченко.
У входа в собор Святейшего Владыку также приветствовали воспитанники Гимназии во имя святителя Иннокентия Пензенского и Архиерейский детско-юношеский хор «Преображение» Пензенской епархии (руководитель хора — М.В. Никитина).
В соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой Казанской-Пензенской иконе Божией Матери и честным мощам святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского и Саратовского.
По окончании богослужения митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству две панагии, крест и цветы.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Затем Святейший Патриарх Кирилл зачитал указ о присвоении Спасскому собору статуса кафедрального. Указ гласит: «В связи с воссозданием Спасского собора г. Пензы на его историческом месте присвоить означенному собору статус кафедрального. Успенскому собору г. Пензы, ранее имевшему статус кафедрального, быть приходским с сохранением исторического наименования „Успенский собор г. Пензы“ и с правом совершения в нем Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по „Отче наш..“».
В дар общине новоосвященного собора Святейший Владыка преподнес икону святителя Николая Мирликийского, для храмов епархии Предстоятель передал 24 напрестольных Евангелия.
Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по строительству Спасского кафедрального собора г. Пензы были удостоены:
— митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
— губернатор Пензенской области О.В. Мельниченко — ордена благоверного князя Даниила Московского I степени;
— председатель Законодательного Собрания Пензенской области В.К. Лидин — ордена благоверного князя Даниила Московского II степени;
— руководитель губернаторского штаба по воссозданию Спасского кафедрального собора г. Пензы А.И. Еремкин — ордена благоверного князя Даниила Московского II степени;
— полномочный представитель губернатора Пензенской области в Законодательном Собрании Пензенской области Н.Е. Канцерова — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;
— заместитель руководителя губернаторского штаба по воссозданию Спасского кафедрального собора г. Пензы С.Ф. Пинишина — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени.
«Еще раз всех с праздником — особым событием в жизни Пензы и особым событием в жизни всей нашей Церкви! Храни вас Господь!», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кириллл.
Всем участникам богослужения священнослужители раздали иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Антоний: «Церковное единство находится под серьёзной угрозой, нам пытаются навязать новый порядок бытия Церкви, сломав прежний»
Состоялась первая встреча нового председателя ОВЦС МП с сотрудниками этого Синодального отдела
17 июня 2022 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча новоназначенного председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония с сотрудниками ОВЦС, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Говоря о предстоящих трудах на посту главы Отдела внешних церковных связей, митрополит Антоний отметил, что цели и задачи, которые стоят перед ОВЦС, не менялись с момента основания этого синодального учреждения: «Все, чем Отдел занимался — укрепление связей между Поместными Церквами, налаживание взаимополезного диалога с другими христианскими конфессиями и представителями иных религий, взаимодействие с представителями власти и общественных организаций (как в нашей стране, так и в других странах, где представлена Русская Православная Церковь), помощь нашим соотечественникам, которые сегодня рассеяны по всему лицу земли, — все это, конечно, будет по-прежнему находиться в нашей повестке».
Вместе с тем, сегодня Церковь совершает свое служение в непростых обстоятельствах, которые существенно повлияли на деятельность ОВЦС, продолжил свою мысль владыка Антоний.
«Особенно тревожной сегодня является ситуация в сфере межправославных отношений. Церковное единство находится под серьёзной угрозой, нам пытаются навязать новый порядок бытия Церкви, сломав прежний, по которому Церковь жила на протяжении столетий, пытаются навязать чуждую Православию экклезиологию < > Мы сегодня живём в очень непростых геополитических условиях, которые, может быть, и не затрагивают нас напрямую, но, поскольку Церковь является неотъемлемой частью общества, конечно, они так или иначе касаются нас», — подчеркнул митрополит Антоний.
Несмотря на все сложности, владыка Антоний призвал сотрудников ОВЦС с оптимизмом смотреть в будущее: «Мы знаем, что Господь создал Церковь и врата ада не одолеют её (Мф. 16.18). Церковь за тысячелетия своей истории накопила колоссальный опыт и всегда справлялась с угрозами, которые происходили как извне, так и изнутри её самой».
«Отдел внешних церковных связей находится на острие этой борьбы и отстаивает интересы Русской Православной Церкви, канонический порядок, а потому залогом успешного разрешения имеющихся трудностей являетесь в том числе все вы, дорогие отцы, братья и сестры», — сказал далее глава ОВЦС.
Русская линия
В Будённовске прославили Свято-Крестовскую икону Божией Матери
Икона написана в честь явления Пресвятой Богородицы 18 июня 1995 года во время захвата заложников бандой террористов Шамиля Басаева
18 июня 2022 года, в день отдания праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в храме Казанской иконы Божией Матери города Будённовска, состоялся чин прославления иконы Божией Матери «Свято-Крестовская». Праздничное богослужение возглавили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, сообщает пресс-служба Георгиевской епархии.
У храма Казанской иконы Божией Матери архиереев встречали с хлебом-солью и цветами глава Буденновского муниципального района Андрей Соколов, помощник настоятеля прихода Светлана Лукьянова, кадеты ГКОУ «Казачий кадетский корпус» г. Буденновска, казаки, прихожане и учащиеся воскресной группы храма.
Затем митрополит Кирилл и епископ Гедеон в сослужении духовенства Ставропольской митрополии совершили в этом храме Божественную литургию. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Тамары Поповой.
Во время Божественной Литургии, на малом входе, из алтаря была изнесена, специально написанная к этому дню, икона Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская». Митрополит Кирилл зачитал резолюцию Святейшего Патриарха Кирилла, в которой сказано: «благословляется в пределах Ставропольской митрополии установить почитание образа явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы „Свято Крестовская“ во граде Святой Крест (Буденновск) в 1995 году. Утвердить дату ежегодного празднования 18 июня по новому стилю». Затем епископ Гедеон зачитал повествование о явлении образа Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская» над городской больницей.
По окончании Литургии её участники во главе с архиереями совершили славление перед чтимой иконой Пресвятой Богородицы, пропели молитву «Царице моя Преблагая..», величание празднику Святой Троицы и Богородице. Затем к участникам богослужения с архипастырскими словами обратились митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.
Далее состоялся Крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская», который прошёл от храма Казанской иконы Божией Матери до храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся у стен больницы захваченной боевиками в 1995 году. Там было совершено краткое молебное пение Пресвятой Богородице и заупокойная лития по всем трагически погибшим от рук террористов. Затем архипастырские и приветственные слова в адрес участников крестного хода произнесли епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, глава Буденновского муниципального района Андрей Соколов и атаман Святокрестовского РКО СОКО ТВКО Владимир Попов.
Явление Пресвятой Богородицы произошло 18 июня 1995 года во время захвата заложников бандой террористов Шамиля Басаева в городе Буденновск (ранее город Святой Крест), на территории районной больницы, на месте, где когда-то располагался Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В числе заложников были старики, дети и беременные женщины. Удерживая их, бандиты совершали над ними кровавые расправы. Жестокость боевиков была неслыханной. Видя происходящее, вся Ставропольская епархия во главе с митрополитом Гедеоном (Докукиным), верующие люди, проживающие в разных уголках земли, возопили к Милосердному Богу и к Пречистой Божией Матери о даровании помощи, заступничества и сохранении жизни заложников.
Горячая усердная молитва была услышана. Сама Царица Неба и земли милостиво посетила страждущих. В небе над многострадальной больницей, Богородицу, одетую в багряные одежды и молящуюся перед Крестом Христовым, воочию видели многие жители города Будённовска, заложники, которым сами боевики говорили об этом. По свидетельствам очевидцев, явление Божией Матери во время тех событий было неоднократным.
В память об этом чудесном событии, был написан образ Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская».
Русская линия
Украина сделала первый шаг к легализации «однополых браков»
Верховная рада Украины ратифицировала Стамбульскую конвенцию, в которой вводится понятие «гендер» как самоидентификация человека, независимо от его биологического пола
20 июня 2022 года Верховная рада Украины, несмотря на протесты представителей религиозных организаций страны, ратифицировала Конвенцию Совета Европы «о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями» (т.н. Стамбульскую конвенцию). Голосованием «за» поддержали законопроект о ратификации 259 народных депутатов, «против» выступили 8 парламентариев, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Strana.today.
Украина подписала Стамбульскую конвенцию ещё в 2011 году, но до сих пор её не ратифицировала. Попытки поддержать документ осуществлялись в 2016 и 2019 годах, но провалились из-за прописанных в нём понятий «гендер» (самоидентификация человека, независимо от его биологического пола) и «сексуальная ориентация», которые государство обязуется защищать. Это первый шаг на пути легализации «однополых браков».
Против ратификации Стамбульской конвенции неоднократно выступал Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций Украины. Последнее из обращений, где указывались угрозы, которые несёт этот международный документ, было направлено в Верховную раду 16 июня, когда стало известно о намерении президента Украины Владимира Зеленского провести через парламент законопроект о ратификации.
В декабре 2021 года, позицию ВСЦиРО по данному документу Зеленскому озвучил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Президент тогда заявил, что «такие вопросы должны обсуждаться в широком круге» и что «Совет Церквей должен иметь представителей при обсуждении этого либо альтернативного законодательного акта, который защитит людей».
Эксперты указывают, что ратификация Стамбульской конвенции стала одним из условий предоставления Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз, о чём объявили еврочиновники.
Русская линия
Папу Римского Франциска на Украине уже не ждут
Сдержанные высказывания главы Ватикана по поводу военных действий на Украине привели к негодование украинских патриотов
Пару месяцев назад папу Римского Франциска наперебой приглашали посетить Украину. Однако, после того, как глава Ватикана занял крайне сдержанную и во многом миротворческую позицию по военных действиям на Украине, а также признал, что НАТО несёт часть ответственности за возникновение конфликта, украинские патриоты обвинили его в «потворстве российской пропаганде» и больше не желают иметь с ним ничего общего.
Так католический епископ Виталий Кривицкий заявил, что визит папы Римского на Украину в настоящее время вряд ли возможен из-за проблем безопасности, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на итальянскую газету «Avenir». «По сравнению с началом конфликта, часть населения не приветствовала некоторые слова папы, которые были сочтены некорректными», — отметил Кривицкий.
Однако, по мнению иерарха РКЦ, понтифик и вся дипломатия Ватикана «сеют семена для создания атмосферы диалога, которая является предпосылкой для начала переговоров».
Впрочем, директор Института религиозных наук имени святого Фомы Аквинского в Киеве католический священник Петр Балог считает, что причиной высказывания папы римского о том, что НАТО спровоцировало войну в Украине, стала российская пропаганда, которая «добралась и до Ватикана».
«Филороссийские духовные деятели также крутятся какое-то время ватиканскими коридорами», — заявил Балог.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика архиепископа Андроника (Никольского); также мы вспоминаем писателя и поэта, академика, князя С.А.Ширинского-Шихматова
Сегодня Святая Церковь вспоминает почетного председателя Новгородского и Пермского отделов Союза Русского Народа сщмч. Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, принявшего мученическую кончину в 1918 г.
Он родился 1 августа 1870 г. в семье диакона Ярославской епархии и в миру звался Владимиром Александровичем. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, где был пострижен в монашество. В 1895 г. рукоположен во иеромонаха, служил помощником инспектора Кутаисской семинарии, инспектором Ардонской Александровской миссионерской семинарии. В 1897−99 гг. — член духовной миссии в Японии, по возвращении на родину назначен ректором Уфимской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником просветителя Японии свт. Николая (Касаткина). В марте 1908 г. назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.
В это сложное время, когда только начали стихать революционные страсти, владыка не убоялся травли и согласился стать почетным председателем Новгородского отдела СРН. Но главная его заслуга перед монархическим движением состояла в том, что он издал брошюру «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только защитил патриотов от необоснованных нападок, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Епископ Андроник рассматривал патриотическое движение как общественно-политическую силу, призванную охранить вековые духовные, государственные и национальные традиции русского народа. Как выдающийся деятель монархического движения он был приглашен в Москву на монархический съезд, проходивший осенью 1909 г., но приехать не смог, направив в адрес съезда приветственную телеграмму. В марте 1913 г. владыка был назначен епископом Омским и Павлодарским, а через год его перевели в Пермь. Современный автор его жития пишет: «На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный св. Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве». Владыка внимательно относился к общественным настроениям во вверенной ему епархии, пытаясь отвратить народ от пагубы безбожия. В 1916 г. его усилиями в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.
С тяжелым сердцем принял владыка известие об отречении Императора Николая II от престола. Обращаясь к верующим с проповедью, он сказал: «Не стало у нас Царя..Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги». Владыка призывал Русский Народ к молитве и покаянию, ибо только «тогда минует разруха жизни, минует опасность для Отечества, и Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра». В 1917−18 гг. он участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором был избран одним из шести заместителей членов Св. Синода. В это же время он был возведен в сан архиепископа. По окончании Собора владыка вернулся в Пермь, где уже начинались бесчинства большевиков. В годину лютых гонений на Православие владыка мужественно восстал против беззаконников, недаром его прозвали «огнь пылающий». Весной в местных газетах началась травля архиепископа Андроника, у него был произведен обыск. Тучи сгущались, близкие, в страхе за жизнь владыки, уговаривали его скрыться. Но он отказался, заявив, что не оставит паству и готов умереть за Христа. Ожидая ареста, владыка чувствовал себя совершенно спокойно, он ежедневно исповедовался и приобщался Св. Таин, и светлое настроение не покидало его. 4 июня 1918 г. чекисты арестовали архиепископа Андроника. Весьма символично, что накануне был арестован и расстрелян в лесу председатель Пермского отдела СРН П.В.Рябов. Долго перевозили владыку из Перми в Мотовилиху и обратно, боясь народного гнева. Наконец, в ночь на 7 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и убили.
Незадолго до ареста владыка, вразумляя одного священника, сказал пророческие слова: «Может быть, и меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Воскреснет душа народная, воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность». Сщмч. Андроник прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.
Сегодня мы также вспоминаем писателя и поэта, академика, князя С.А.Ширинского-Шихматова, скончавшегося в 1837 году.
Сергей Александрович Ширинский-Шихматов (в иночестве Аникита) родился в 1783 г. в Смоленской губернии, брат министра народного просвещения П.А.Ширинского-Шихматова. Получив образование в морском кадетском корпусе, в 1800 г. был произведен в офицеры. С 1804 г. князь трудился в морском корпусе на педагогическом поприще. По оценке современников, князь был человеком высокообразованным, глубоким знатоком славянского языка.
Начав печататься в 23 года, он уже в 26 лет стал членом Российской Академии наук. «Открыл» молодого поэта знаменитый адмирал А.С.Шишков, ставший на долгие годы почитателем и покровителем его таланта. Ширинский-Шихматов писал стихотворения религиозно-нравственного содержания. С самого дня открытия шишковской «Беседы любителей российского слова» князь принимал самое деятельное участие в ее трудах. За свои литературные труды он был награжден большой золотой медалью от Российской Академии наук и пенсией в 1500 р. по повелению Императора Александра I.
Но поэзия никогда не была основным делом жизни князя, со временем он все внимательней и серьезней изучал творения святых отцов Церкви и постигал таинственную красоту православного богослужения. Свое поэтическое творчество он почти целиком направил в русло духовной поэзии и создал в 1824 году обширную поэму «Ночь у Креста», в которой своим возвышенно-усложненным, метафоричным стихом излагал евангельские события. Государь Александр I повелел скупить все экземпляры этого сочинения и разослать их по духовным училищам и семинариям России.
В 1827 г. выйдя в отставку в чине капитана, Ширинский-Шихматов через два года поступил в братство Новгородского Юрьева монастыря и в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Аникита и рукоположен в иеромонаха. Его наставником стал широко известный своей ревностью и твердыми православно-монархическими взглядами архимандрит Фотий (Спасский). В 1836 г. о. Аникита был назначен начальником русской духовной миссии в Афинах. В 1837 г. он вышел на покой и намеревался отправиться на Афон достраивать строившийся на его средства храм, но по дороге скончался. Погребен на Афоне в выстроенном им скиту св. Митрофана.
Среди наиболее известных поэтических трудов князя-инока — «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия» (1807), «Песнь российскому слову» (1809); «Песнь сотворившему все» (1817) и «Иисус в Ветхом и Новом Заветах, или Ночь у креста» (1824).
Русская линия