Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 77-летия Победы
Во всех храмах Русской Православной Церкви прошли заупокойные богослужения в память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны
9 мая 2022 года на Красной площади в Москве прошёл военный парад в ознаменование 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. Перед началом парада, в котором приняли участие 11 тысяч человек и 131 единица военной техники, прозвучало выступление Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России Владимира Путина.
В числе почётных гостей на параде присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.Ru.
8 мая, накануне 77-й годовщины Победы в Неделю святых жен-мироносиц Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил РФ, расположенном в Одинцовском районе Московской области.
За богослужением молились военнослужащие Министерства обороны РФ, прихожане храма.
У святынь храма, среди которых главная икона Вооруженных сил РФ — образ Спаса Нерукотворного и иконы видов и родов войск, выстроились парадные расчеты роты почетного караула 154 отдельного комендантского Преображенского полка.
На сугубой ектении возносились прошения:
«О богохранимей стране нашей Российстей, Президенте ея, Верховнем Главнокомандующем Владимире Владимировиче, властех, воинстве и народе ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии и спасении доблестных вождей и воинов Отечества нашего, охраняющих и защищающих его».
На заупокойной ектении были вознесены прошения:
«О упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество наше жизнь свою во многих войнах положивших, и особенно же безвременно в годы Великой Отечественной войны от голода, холода, ран и болезней скончавшихся, во вражеском пленении страшныя страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших».
После Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремлевской стены.
Также в церемонии участвовали военный комендант г. Москвы генерал-лейтенант Е.А. Селезенев, офицеры и солдаты роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.
После возложения венка была объявлена минута молчания. Военный оркестр исполнил Гимн России.
Предстоятель, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим» и пропели тропарь праздника Пасхи.
Затем состоялся торжественный марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.
Святейший Патриарх Кирилл поздравил воинов и всех участников церемонии с Днем Победы:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые командиры нашей армии! Дорогие воины!
Всех вас сердечно поздравляю с великим событием. А если бы не было события, в честь которого мы с вами сегодня собрались, то, наверное, не было бы нашей страны, и неизвестно, в каком состоянии был бы наш народ. Невероятными усилиями, огромной концентрацией воли и веры в победу, мужеством нашего народа и, в первую очередь, героизмом наших Вооруженных сил самый страшный враг, который покорил всю Европу, был не просто остановлен у стен Москвы — он был отброшен, и победоносные войска наши вступили в столицу враждебного государства, из которого исходила агрессия. Государства, поработившего всю Европу и стремившегося поработить Россию. Этого не случилось, и главная причина, почему это не произошло — сила духа нашего народа, способность принести жизнь свою за Отечество, за други своя, как говорит слово Божие.
Вот эта способность умирать за высшие идеалы, которыми являются вера, народ, Отечество, и делает наш народ, нашу страну непобедимыми. Сегодня мы живем в достаточно благополучных, комфортных условиях, которые нередко способствуют расслаблению воли человека, появлению зависимости от определенных условий жизни. В такое время все мы — и Церковь, и Вооруженные силы — особенно должны трудиться вместе, чтобы воспитывать в народе чувство патриотизма, верность идеалам, готовность защищать свое Отечество.
Я радуюсь тому, что после создания главного храма Вооруженных сил России — храма Воскресения Христова, находящегося в парке «Патриот», где я только что отслужил Божественную службу, — в новое русло вошли взаимоотношения Русской Православной Церкви с Вооруженными силами. Я радовался сегодня, видя в храме тысячи наших военнослужащих, которые вместе со мной молились о Родине, о Вооруженных силах, о народе нашем. Покуда будет так, Россия будет непобедима. А для того чтобы было так, каждый должен на своем месте оборонять наше Отечество, наш народ. Кто-то — держа в руке палицу, как говорили наши отцы и деды, кто-то словом своим, кто-то мыслью своей, кто-то искусством своим, кто-то трудовым подвигом своим. Но все мы должны трудиться для того, чтобы Отечество наше становилось сильным и непобедимым, и это будет залогом нашей подлинной свободы, нашей подлинной независимости, залогом нашего процветания.
Я всех вас поздравляю с Днем Победы — великим днем, который пришелся в далеком 45-м году на празднование Пасхи и памяти святого Георгия Победоносца. Через это стечение обстоятельств — практическое завершение военных действий, празднование Пасхи и празднование памяти Георгия Победоносца — нашему народу был дан сигнал свыше, с тем чтобы мы всегда сочетали веру, верность и силу. Веру в Бога, верность Отечеству и силу, способную защитить страну. Тогда будет сильной и независимой наша страна, а значит, народ наш будет иметь возможность развивать все стороны жизни и становиться более благополучным и, я бы сказал, более счастливым.
Дай Бог, чтобы именно так, а не иначе развивалась историческая жизнь современной России, чтобы именно так, а не иначе строились отношения Церкви с государством, обществом и Вооруженными силами. И будем просить Господа, чтобы милость Его всегда пребывала над нашим Отечеством.
С праздником Пасхи и с праздником Победы сердечно вас поздравляю!"
Затем Святейший Владыка обратился со словом к иерархам, священнослужителям и монашествующим:
«Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья, сестры!
Всех сердечно поздравляю с праздником Пасхи Христовой и, конечно, с Днем Победы — великим днем в истории нашего народа!
Церковь, хотя никогда в руках не держала оружия, не было ни в традициях, ни в духовной жизни нашей Церкви ничего подобного (только в самых крайних случаях воины, которые имели отношение к монашеской жизни, брали в руки меч), всегда молитвой своей, словом, духовным назиданием помогала Отечеству нашему одерживать победу.
Вот и сегодня именно на духовном фронте (светские люди называют его идеологическим, но мы не употребляем это слово) совершаются самые судьбоносные сражения. Это мы должны помнить. А поэтому мы с вами не в арьергарде и даже не на флангах, мы — впереди. Потому что мы призваны защищать народ на этом духовном фронте, воспитывать его в вере, в любви к Отечеству, в способности сопротивляться всяким навязываемым нам стандартам жизни, моделям поведения и философским идеям, чуждым вере православной и исторической традиции нашего народа.
Я рад вас всех видеть. В вашем лице я приветствую и поздравляю все духовенство, монашествующих нашего Первопрестольного града. Пусть Господь хранит Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас от всего того, что может разрушать целостность личности, общества и государства. С праздником Победы, с праздником Святой Пасхи! Христос Воскресе!"
Русская линия
Митрополит Киевский Онуфрий просит Владимира Путина «ради Воскресшего Христа» отпустить боевиков «Азова» * из Мариуполя
Предстоятель Украинской Православной Церкви в очередной раз вступился за «азовцев» *, сравнив их с жителями блокадного Ленинграда
8 мая 2022 года, накануне 77-летней годовщины со дня окончания Великой Отечественной войны, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в очередной раз обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой с оружием в руках отпустить из подвалов «Азовстали» в Мариуполе окружённых боевиков неонацистского полка «Азов» * и украинских военных.
При этом Предстоятель Украинской Православной Церкви сравнил прикрывавшихся мирными жителями «азовцев» с блокадниками Ленинграда и заявил, что президент России должен «по-христиански» согласиться «на процедуру Extraction для украинского гарнизона в Мариуполе» и отпустить боевиков «Азова"* «во Имя Воскресшего Христа».
Ниже мы приводим это обращение целиком:
«Господин Президент!
В эти пасхальные дни, когда праздник торжества жизни над смертью дополняется Днем Победы над нацизмом, обращаюсь к Вам в связи с ситуацией вокруг города Мариуполя.
Тяжёлое положение, в котором оказались жители и защитники Мариуполя, побуждает меня просить Вас как человека, семья которого пережила блокаду Ленинграда, а старший брат Виктор погиб в 1942 году. Ваши родные вполне ощутили, что такое жизнь в отрыве от большой земли, под непрекращающимися бомбежками, без еды, воды и медикаментов, когда смерть может наступить в любой момент от удара сверхмощного оружия, голода или отсутствия медицинской помощи. Вы вспоминаете об этом, когда говорите о Великой Отечественной Войне и когда посещаете Пискаревское кладбище — место массовых захоронений жителей блокадного Ленинграда и его защитников.
В таком же положении сегодня находятся жители Мариуполя и его защитники. Мой пастырский долг просить Вас о предоставлении возможности всем, кто этого желает, покинуть город Мариуполь — и гражданским лицам, и военным. Во все времена в разных войнах противоборствующие стороны находили возможным проявление гуманизма. Нам известно, что Российская Федерация неоднократно в Сирии выступала посредником при эвакуации комбатантов, попавших в окружение. В связи с этим, надеемся, что Вы по-христиански согласитесь на процедуру Extraction для украинского гарнизона в Мариуполе, и дадите возможность находящимся в окружении гражданским лицам, полицейским, пограничникам и военным выйти на контролируемую Украиной территорию либо на территорию третьих стран. Многие страны сочтут за честь взять посредничество в этой операции. Прошу Вас выбрать любую из них во Имя Воскресшего Христа.
В надежде
+ Онуфрий
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
Стоит отметить, что никаких мирных жителей в подвалах «Азовстали» в настоящее время уже нет. Все гражданские вышли с территории завода по организованным гуманитарным коридорам, что ранее подтвердили и украинские власти, пытаясь представить это как свою заслугу.
При этом по данным российской стороны, часть из мирных граждан, находившихся на территории завода, удалось освободить только в обмен на продукты питания, которые потребовали взамен «азовцы» *. Кроме того, после освобождения мирных жителей появились многочисленные свидетельства о том, что гражданских лиц украинские военные удерживали на территории «Азовстали» насильно, не давая им выйти по «зелёным коридорам».
А потому обращение владыки Онуфрия направлено на то, чтобы освободить от ответственности за свои преступления тех украинских военных, которые понимают, что их ждёт суд, а потому до сих пор отказывающихся складывать оружие и сдаваться в плен.
На этом фоне попытка Предстоятеля УПЦ апеллировать к памяти о блокадном Ленинграде выглядит, скорее, оскорблением памяти погибших, а не разумной попыткой смягчить Владимира Путина. Печально, что в церковном Киеве этого не осознают. Тем более, что до сих пор в УПЦ никак не отреагировали на размещение украинской артиллерии на территории Святогорской Лавры, в результате чего в обители уже есть разрушения.
Русская линия
* Отряд специального назначения «Азов», «азовцы» — организация, запрещённая на территории России.
Константинопольский Патриарх Варфоломей вторгся на каноническую территорию Сербского Патриархата
Синод Константинопольского Патриархата признал македонских раскольников вопреки позиции Сербской Православной Церкви
9 мая 2022 года Синод Константинопольского Патриархата во главе с Патриархом Варфоломеем признал «Македонскую церковь» и вступил с её «духовенством» в евхаристическое общение, сообщает портал «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческий сайт «Ромфея».
При этом Фанар переименовал эту структуру, назвав её «Охридской архиепископией». В Константинопольском Патриархате заявили, что приняв в общение Македонскую церковь, они «исцеляют рану раскола». В реальности же вторгаются на каноническую территорию Сербской Церкви и утверждают здесь параллельную церковную структуру.
Помимо всего прочего, Синод Фанара решил, что Сербская Православная Церковь теперь обязана решить «административные вопросы» с раскольниками в Северной Македонии.
Ранее в Сербской Православной Церкви заявили, что глава Фанара может спровоцировать разрыв с Сербской Церковью, если единолично примет решение об «автокефалии» раскольников в Черногории или Македонии.
Стоит отметить, что в Северной Македонии существует единственная каноническая Православная Церковь — Охридская архиепископия Сербской Церкви, которую возглавляет архиепископ Иоанн (Вранишковский), много пострадавший от македонских властей за свою каноническую верность Сербскому Патриархату.
Власти Республики Северная Македония отказываются регистрировать Охридскую архиепископию, несмотря на решение Европейского суда по правам человека, а поддерживают «Македонскую православную церковь» и просили у Фанара предоставить ей автокефалию, против чего выступала Сербской Церковь.
И вот Фанар решил продолжить свой путь по расколу мирового Православия.
Русская линия
Ко Дню Победы
В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла книга «Лаврские фронтовики: подвиг братии обители преподобного Сергия в годы Великой Отечественной войны»
Ко Дню Победы в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла книга «Лаврские фронтовики: подвиг братии обители преподобного Сергия в годы Великой Отечественной войны». Издание приурочено к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия и к 5-летию со дня кончины выдающихся старцев-фронтовиков архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина), сообщает официальный сайт Лавры.
Почитание преподобного Сергия Радонежского издавна связано не только с его жизнью, подвигами и неизменной помощью людям, но и с его небесным заступничеством за Отечество и помощью воинам в ратном деле. И в лаврских стенах в прошлом столетии под его святым покровом подвизались иноки, которые защищали Родину и приближали победу — в частности, в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие известные подвижники, как Святейший Патриарх Пимен (Извеков), архиепископ Михей (Хархаров), выдающиеся духовники архимандриты Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин), Тихон (Агриков; в схиме отец Пантелеимон). Это известные старцы, но наряду с ними есть и мало кому известные имена. Подвиг этих монахов остался сокрытым от людских глаз, но и их память не должна предаваться забвению. Приобретя на войне бесценный опыт деятельного служения ближним, истинного смирения и готовности «положить жизнь свою за други своя» (Ин. 15:13), фронтовая братия привнесла особый опыт в Сергиеву обитель и для многих стала примером терпения, кротости, молитвы и жертвенной любви.
Настоящий труд призван сохранить в людских сердцах память и благодарность насельникам Троице-Сергиевой Лавры, которые молитвенным и фронтовым служением внесли свою лепту в общее дело победы над врагом в Великой Отечественной войне.
Русская линия
Цветы Победы
Власти Риги утром 10 мая уничтожили ковшом экскаватора принесённые 9 мая цветы к памятнику воинам Великой Отечественной войны
Для латвийских властей, которые все последние годы выступают с сугубо русофобских позиций и пытаются бороться с памятью героев Великой Отечественной войны, стало большой и очень неприятной неожиданностью, что 9 мая 2022 года тысячи жителей столичной Риги, вопреки официальной пропаганде, начали массово нести цветы к памятнику воинам-Освободителям.
В результате монумент был буквально завален цветами, что привело в ярость городские власти, которые активно поддерживают ветеранов-латышей, воевавших на стороне фашистов. И вот с самого утра 10 мая чиновники дали срочную команду уничтожить «цветы Победы». К монументу выехал трактор и начал своим ковшом счищать розы, гвоздики и лилии, как некий мусор, сообщает газета «Известия».
В российском посольстве в Латвии обратили внимание на этот вопиющий случай, назвав эти действия латвийских властей неуважением к памяти павших, позиции своих граждан и откровенным хамством. «Наверняка вы догадываетесь, как это называется?! No pasaran!», — отреагировали в посольстве.
В свою очередь, власти Риги начали оправдываться, объясняя свои действия неким планом, разработанным государственной полицией. Кроме того, уничтожение живых цветов должно было, по мысли чиновников, «сохранить эстетическую привлекательность парка».
Впрочем, уничтожить память о жертвах Великой Отечественной войны властям Риги всё равно не удастся. Сразу после того, как латышские чиновники уничтожили цветы, возложенные к памятнику 9 мая, горожане в знак протеста вновь начали возлагать живые цветы к мемориалу. В результате через несколько часов площадь перед памятником советским воинам вновь утопала в цветах.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем благоверного Царя Феодора Алексеевича и замечательного русского художника Андрея Рябушкина
Царь Феодор Алексеевич родился 30 мая 1661 г. и был сыном Государя Алексея Михайловича «Тишайшего» от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. С детства он был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником Престола. Получил блестящее образование, знал латынь, древнегреческий, польский. Его учителем был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», сделал стихотворный перевод нескольких псалмов для «Псалтири» Полоцкого.
После смерти отца, 18 июня 1676 г. 15-летним Феодор был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. В краткий период его царствования было отменено местничество (решением Земского Собора 1682 г.) — правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.
Также были изданы распоряжения для устранения злоупотреблений и запутанности в делах по владению вотчинами и поместьями; уничтожен институт губных старост; уничтожены откупы на винную продажу и на таможенные сборы; все уголовные дела соединены в Разбойном приказе. Царем была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы брата и крестника Царя Феодора — будущего Императора Петра Великого. При Царе Феодоре также готовился проект о введении в России чинов — прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.
Церковный собор в царствование этого Государя (1682) принял меры для поднятия нравственности среди духовенства и для борьбы с расколом. Царь Феодор в 1681 г. повелел вернуть из ссылки Патриарха Никона, но тот умер в пути. Во внешней политике главное место занимал малороссийский вопрос, вызвавший два чигиринских похода. Крупной внешнеполитической акцией Царя Феодора стала успешная Русско-турецкая война 1676−1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией.
Однако частная жизнь Царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Семеновной Грушецкой (1680) закончился через год — Царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном. Бездетный Царь женился через полгода на Марфе Матвеевне Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, Государь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни (27 апреля (по старому стилю) 1682 г.), не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата — Иоанн и Петр Алексеевичи. Похоронили Феодора в Архангельском соборе Московского Кремля.
Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 г. в селе Станичная Слобода, Воронежской губернии в семье крестьянина-иконописца. Оставшись четырнадцати лет сиротой, отрок, проявивший художественные и музыкальные способности, благодаря счастливому случаю оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором обучался у В.Г.Перова. Позже Рябушкин продолжил свое обучение в Петербургской Академии художеств.
Его работы неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академией художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался уничтожить огромный холст на части, но посетивший его мастерскую известный меценат П.М.Третьяков купил картину, а президент Академии художеств Великий Князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам.
Объехав на полученные деньги древние русские города, Рябушкин написал целый ряд этюдов церквей, зарисовал фрагменты древних фресок и орнаментов, изучил старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Тема Святой Руси всецело поглотила художника. Рябушкин еще со студенческой скамьи постоянно публиковал в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из русской истории и бытовые зарисовки из жизни русской деревни.
Художник вошел в историю русской живописи как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Среди наиболее известных картин художника «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), «Сидение Царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Русские женщины XVII века в церкви» (1899), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).
В последние годы жизни Рябушкин увлекся созданием иллюстраций к русским былинам и деревенскими темами («За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втерся парень в хоровод..» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).
Скончался Рябушкин от туберкулеза легких 27 апреля (по старому стилю) 1904 г. в возрасте сорока трех лет. Хрупкий и болезненный, по свидетельству Михаила Нестерова «словно носящий в себе какую-то тайну», Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Русская линия