Сегодня крещенский сочельник
Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня
Православные христиане готовятся к встрече праздника Крещения Господня. В этот день 30-летний Господь и Спас наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан. Крестил Его посланный перед тем Богом на землю великий пророк Иоанн Предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему.
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником (Богоявленским вечером). Он имеет сходство с Рождественским сочельником и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная крещенская вода является особой святыней.
Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Русская линия
В Кремле ещё немало последователей большевиков
Власти Тарусы под давлением «с самого верха» вынуждены были отложить возвращение 16-ти улицам древнего русского города их исторических названий
В октябре 2020 года город Таруса в Калужской области прогремел на всю Россию. Местные депутаты приняли решение вернуть сразу 16-ти улицам их исторические названия. Ранее с подобным предложением к народным избранникам обратился глава администрации Тарусского района Руслан Смоленский, и для многих русских людей его обращение стало как капля свежего воздуха.
Однако, 29 декабря 2020 года стало известно, что исполнение данного решения о переименовании отложено на год, сообщает портал Kp40.Ru.
На сайте города опубликовано официальное обращение главы администрации города Сергея Манакова:
«Я всех понимаю.
Я, за Соборную, Боголюбскую и Посадскую.
Но ещё больше я за Тарусу, за жителей, за городские сообщества, за объединения на творческие дела, за решение насущных хозяйственных проблем.
За тех, кто активен, развивает и действует и тех, кто критикует и консервативен.
Сейчас нет другого правильного выхода из ситуации противоборства с жителями Тарусы.
Мы должны принять Решение, которое даст возможность учесть разные мнения наших жителей Тарусы, наших друзей, наших соседей, наших коллег, наших ветеранов, наших соратников.
Мы благодарны всем, кто высказал мнение в поддержку или с критикой, главное, что каждый проявил свою гражданскую позицию.
Мы понимаем, что в нашем городе нет равнодушных горожан. И мы не должны быть равнодушными к их мнениям. Именно этим обусловлено мое решение дать возможность жителям города Тарусы обсудить новые названия улиц в течении года и после этого приступить к реализации принятого депутатами решения.
Нам нужен такой период времени. Совместно примем Положение по улицам. Создадим консультационный совет. Проведем краеведческие исследования. Подготовим информацию о документах граждан. Изучим предложения и мнения горожан по каждой улице, чтоб по согласию реализовать стратегически важное для города Решение депутатов от 20.10.2020 г".
Сторонники возвращения исторических наименований обращают внимание, что давление на тарусские власти с целью принудить их отказаться от переименования оказывалось «с самого верха», то есть из Кремля. Приходится признать, что в кремлёвских кабинетах до сих пор немало последователей большевиков. Именно эти люди продвигают идею восстановить на Лубянской площади в Москве памятник палачу Дзержинскому.
Так что Гражданская война продолжается.
Русская линия
В Запорожье совершено очередное вооружённое нападение на священнослужителя УПЦ
Вооружённый ножом преступник напал на диакона Георгия Черпакова, его жену и дочь. Ранее в Запорожье ножом был ранен протоиерей Владимир Гуменюк
16 января 2021 года в Запорожье неизвестный злоумышленник, вооруженный ножом, напал на диакона Украинской Православной Церкви Георгия Черпакова и его семью. Об этом в своем Телеграм-канале сообщил заведующий канцелярией Запорожской епархии УПЦ протоиерей Геннадий Елин, передаёт СПЖ.
«Сегодня вечером (16 января), по окончании Всенощного бдения была совершена попытка нападения на нашего дьякона о. Георгия Черпакова. Они шли с матушкой и ребёнком в том же районе, где и о. Владимир Гуменюк. Отец Георгий был облачён в подрясник. Злодей так же пытался их порезать ножом, слава Богу, всё обошлось, отделались испугом. Полицию вызвали и всё зафиксировали», — написал священник.
В свою очередь, пресс-секретарь Запорожской епархии протоиерей Александр Овчаренко подчеркнул, что в отличие от недавнего нападения на священника Владимира Гуменюка, «который шёл в мирской одежде, отец дьякон Георгий был в подряснике. Он всегда и везде ходит в священнической одежде, и поэтому это было для него естественно и не вызовом».
«Похоже на серию, как хотелось бы ошибаться. Недавно был опубликован список стран, в которых труднее всего быть христианином. Украины там не было. Пока», — отметил протоиерей Александр Овчаренко.
Русская линия
Малодушным в обличение, верным в утешение
В Греции священник, причастившийся с ковид-инфицированными одной лжицей, остался совершенно здоров
Священник храма св. Димитрия в греческом Агринио отец Константин Кантанис, уставший от нападок греческих журналистов на Таинство Святого Причастия из-за пандемии коронавируса, на практике решил доказать, что никакой дезинфекции лжицы и раздельного причащения верующих из-за коронавируса не требуется, поскольку Святые Тело и Кровь Христовы не могут быть источником заражения, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Orthodox Times.
Отец Константин причастил группу больных коронавирусом, а затем причастился той же лжицей и сам. При этом он остался совершенно здоров, что подтвердили медики, которые провели тест на COVID. Результаты исследования оказались отрицательными.
В своей проповеди на праздник Богоявления, транслировавшейся в прямом эфире и выложенной позднее на Youtube, о. Константин рассказал обо всём случившемся и призвал верующих не только верить в Бога, но и верить Ему.
«Лишь сила Бога и единство позволят нам оставаться сильными», — сказал о. Константин, отметив, что «через приобщение Святых Тайн вирусы не передаются, потому что это — Христос».
В заключение священник посоветовал «соблюдать то, что говорят учёные, которых мы уважаем и любим, но, прежде всего, держаться Иисуса Христа».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем художника-баталиста Н.С.Самокиша
Николай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР скончался 18 января 1944 года. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).
Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.
В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Результатом стали три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.
В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863−1924) — известной книжной художнице, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации «Книги русской скорби», посвященной памяти погибшим в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.
Вместе с С. Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898−1900), подгтовил тысячи книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896−1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. Для этого издания художник сделал 456 рисунков!
Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года он уехал на фронт Русско-японской войны и работал там до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904−1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал «художественный отряд» и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» применительно к Первой мировой.
Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда в Крым.
В 1918—1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936—1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.
Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход Красной Армии через Сиваш» и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941−1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.
Русская линия