«Величаем Тя, Живодавче Христе!»
Сегодня Обрезание Господне и Новый год по юлианскому календарю
Сегодняшний праздник называется Обрезание Господне. По прошествии 8 дней, слышали мы в Евангельском чтении, когда надлежало обрезать младенца, дали имя Ему Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
В Ветхом Завете по закону Моисееву каждый младенец мужского пола обрезывался в восьмой день после рождения и ему нарекали имя. Это означало вступление в завет с Богом и отложение всякого греха. Мусульмане и евреи до сих пор соблюдают этот обычай, а для христиан Господь Иисус Христос вместо обрезания установил Крещение. «В Нём вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», — говорит апостол Павел о Крещении.
При обрезании младенцу нарекали имя, так и при Крещении человек получает имя. Какое же имя должен носить православный христианин? Св. Церковь призывает нас называть чад своих именами прославленных угодников Божиих, потому что это полезно для спасения. Человек всегда интересуется своим именем, и оно оказывает влияние на его поведение, характер, отношения с людьми. Если имя святое, оно связывает с небом, даёт небесного покровителя, даёт день Ангела. Если же имя связывает человека с известным артистом, спортсменом, учёным, политиком, то спастись ему будет труднее. Какой отпечаток наложит такое имя на его жизнь?
Ещё сегодня празднуется Новый год. Многих волнует вопрос: «Каким будет следующий год?» Он будет таким, какой мы сами себе его устроим и заслужим. Так, нас обязательно постигнут скорби за наше безбожие, гордыню, за аборты, за наше пьянство, за лень. Говорила бабушка внучку: не суй вилкой в розетку. Нет. Когда никого не было дома, он всё-таки засунул. Стукнуло, руку обожгло и во всём подъезде погас свет. Больно и страшно. А придут родители, ещё выдерут ремнём. Так и Бог говорит: не прелюбодействуй, не кради, чти отца и мать, не убивай младенцев во чреве. Последствия греха неизбежно наступят. Правда, можно ещё покаяться, тогда есть надежда, что простят, или хотя бы накажут не так сильно, как мы заслужили.
В день Нового года люди приносят друг другу добрые пожелания, и в первую очередь желают счастья. А как люди понимают счастье? По разному. Многие под счастьем понимают состояние, когда ничего не болит, когда телу хорошо, и в это время ещё показывают интересное кино, и в придачу ещё смешно. Такое понимание счастья приводит к алкоголизму и наркомании, потому что там всё это и получают.
Христиане под счастьем понимают другое, для них счастье — когда на совести спокойно, когда благодать в душе. Даже если она в небольшой мере посетит душу, то в ней растворяются все земные скорби, страдания, болезни. Они отступают на второй план и легко переносятся. Такое счастье совсем рядом с нами, оно даже внутри нас: «Царство Божие внутрь вас есть», — говорится в Евангелии. Но в то же время путь к нему труден потому, что требует борьбы с собой, со своими желаниями, со своим «я хочу». А человек совсем не хочет страдать. А можно я это съем, а можно я себе помягче сделаю, ой что-то стоять тяжело, а можно я сяду, а можно я ещё полежу, а можно я ещё посмотрю (хотя уже пора выключать), а можно я ещё съем конфету, чтобы мне стало вкусно. Чтобы у меня всё было хорошо, комфортно. Из этого постоянно надо вылезать, чтобы благодать Божия нас посетила в новом году.
Ещё мы празднуем сегодня память учителя Церкви святителя Василия Великого. Он жил в 4 веке, постиг всю возможную в то время премудрость и учёность. Среди своих творений он оставил нам чин Божественной литургии, которая служится 10 раз в году, в том числе и сегодня, в день его памяти. За это мы должны быть благодарны свт. Василию Великому, потому что на земле нет другого столь великого служения как Литургия, на которой люди становятся участниками Тайной вечери и Причастниками Тела и Крови Христовых.
Поздравляем вас сегодня с тремя праздниками: Новым годом, обрезанием Господним и памятью Василия Великого!
Компиляция РЛ из разных проповедей
На Фанаре хотели бы рассорить Русскую и Грузинскую Православные Церкви
Профанарский портал «OrthodoxTimes» сообщил, что на Рождество Христово в Свято-Троицком соборе Цхинвала Божественную Литургию совершил священник Московского Патриархата
В Константинопольском Патриархате хотели бы серьёзного обострения отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами в надежде на то, что в Тбилиси тогда решатся признать «украинских раскольников». В связи с этим профаранские СМИ предпринимают активные усилия, чтобы рассорить церковные Москву и Тбилиси.
Так 12 января 2021 года на страницах профанарского портала «OrthodoxTimes» появилось сообщение о том, что на праздник Рождества Христова в Свято-Троицком соборе Цхинвала якобы совершали богослужение «русские священники». При этом греческие журналисты ссылались на информацию никому до селе неизвестной «Ассоциации религиоведов» Грузии.
Любопытно, что на официальном сайте этой «Ассоциации» ранее был опубликован лишь один единственный материал. Кто входит в эту странную структуру также остаётся неизвестным, поскольку о себе «религиоведы» ничего не сообщают. Тем не менее, эта нарочитая анонимность нисколько не смутила профанарский портал, и он выпустил сообщение «Жалоба ассоциации религиоведов на вторжение Московского Патриархата на территорию Грузинского патриархата».
Уже 14 января 2021 года «OrthodoxTimes» получил и опубликовал письмо председателя Отдела внешних сношений Грузинского Патриархата митрополита Зугдидского и Цаишского Герасима главе ОВЦС МП митрополиту Волоколамскому Илариону и архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду.
Текст этого письма мы приводим ниже целиком:
«Ваши Высокопреосвященства! Поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Мы обращаемся к вам по следующему важному вопросу:
Из средств массовой информации мы узнали, что 7 января 2021 года, в день Рождества Христова, в Свято-Троицком соборе Цхинвала состоялась служба священника Русской Церкви во Владикавказе и Алании отца Сергея Кокоева.
Как известно, Святой Цхинвал является канонической территорией Цхинвальской и Никозской епархии Грузинской Апостольской Православной Церкви, нынешним епископом которой является митрополит Исаия (Чантурия).
Русская Православная Церковь, как и другие Поместные Православные Церкви, всегда признавала и продолжает признавать юрисдикцию Грузинской Церкви, как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе.
Согласно церковному закону, недопустимо, чтобы какое-либо богослужение совершалось духовенством других Православных Церквей без разрешения Грузинской Православной Церкви и без нашего согласия, и подобное неправомерное поведение наносит ущерб отношениям между нашими Церквами.
Мы надеемся, что вы расследуете вышеупомянутый вопрос, примете строгие меры против священнослужителей, совершивших это незаконное деяние, и что подобный факт больше не повторится.
Желаю вам здоровья, счастья и благодати Божией в вашем высоком служении".
Последуют ли какие-то разъяснения по этому поводу со стороны ОВЦС МП, неизвестно. Митрополит Волоколамский Иларион прослыл крайне активным архиереем, который реагирует и комментирует СМИ буквально все темы церковной жизни, которые его как церковного дипломата непосредственно не касаются. Однако, на сей раз это именно его вотчина, и хотелось бы услышать, что же на самом деле произошло в Цхинвале.
Русская линия
Памяти Белого рыцаря Михаила Гордеевича Дроздовского
Центр «Белое Дело» опубликовал в Интернете тематическую передачу, посвященную Георгиевскому кавалеру
Сегодня день памяти участника Русско-японской и Первой мировой (Великой) войн, Георгиевского кавалера, одного из наиболее известных участников Белого движения генерала Михаила Гордеевича Дроздовского.
К очередной годовщине со дня смерти доблестного генерала Центр «Белое Дело», ИА «Белые войны» и кандидат исторических наук Кирилл Александров подготовили небольшую, но интересную, передачу о жизненном пути этого удивительного человека, вождя Белого движения с несгибаемой волей.
В видео затронута интересная деталь, касающаяся точной даты рождения Михаила Гордеевича.
В дальнейшем планируется создать специальный Ютуб-канал, где известные историки будут рассказывать правду о Русской Императорской армии и Белом движении.
М.Г.Дроздовский родился в Киеве, 7 (19) октября 1881 г., в семье генерала Гордея Ивановича Дроздовского (1835−1908), одного из участников обороны Севастополя (1855). Получил образование в Полоцком кадетском корпусе и Павловском военном училище (1901). Поступив в 1904 г. Николаевскую академию Генерального штаба, Дроздовский, не начав обучения, отправился на фронт Русско-японской войны, где отличился в боях. В 1908 г. закончил свое обучение в Академии, служил в Лейб-гвардии Волынском полку. Во время Первой мировой войны служил на разных штабных и строевых должностях, за отличия в боях был награжден рядом боевых наград, в том числе Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия 4-й степени. Отречение Государя Николая II произвело на Дроздовского — убежденного монархиста — очень тяжелое впечатление. На протяжении 1917 г. он выступал против вмешательства солдатских комитетов в оперативные распоряжения командного состава и пытался остановить развал вверенных ему воинских частей. Войну М.Д. Дроздовский заканчивал командуя 60-м Замосцким пехотным полком, а затем и.д. начальника 15-й пехотной дивизии.
Дроздовский стал единственным из командиров Русской армии, сумевшим сформировать добровольческий отряд и привести его организованной группой с фронта мировой войны на соединение с Добровольческой армией. Он стал организатором и руководителем 1200-верстного перехода отряда добровольцев из Ясс в Новочеркасск в феврале-апреле 1918 года. После соединения с частями Добровольческой армии, Дроздовский стал во главе 3-й стрелковой дивизии.
В октябре 1918 г. во время упорных боев под Ставрополем, Дроздовский был ранен 31 октября (13 ноября) в ступню ноги. Был отправлен в госпиталь в Екатеринодар, где его рана загноилась (началась гангрена). В ноябре был произведен в генерал-майоры. 26 декабря 1918 г. (8 января 1919 г.) в полубессознательном состоянии был переведен в клинику в Ростове-на-Дону, где скончался. Имя генерала Дроздовского, ставшего одним из символов Белого движения, в годы Гражданской войны носили полки стрелковой дивизии, получившие его именное шефство, артиллерийская бригада, инженерная рота и конный полк.
Русская линия
Страсбургский суд не стал вставать на сторону Украины, утверждающей о «нарушении прав человека в Крыму»
Европейский суд по правам человека счёл недоказанными обвинения Киева в отказе России регистрировать религиозные организации на полуострове
Европейский суд по правам человека счёл необоснованными обвинения Украины против России в убийствах мирных граждан, безосновательного задержания и запугивания иностранных журналистов в Крыму после его присоединения к России, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Минюста РФ.
«ЕСПЧ сделал вывод о недоказанности целого ряда обвинений, выдвинутых украинскими властями против Российской Федерации, в том числе о якобы имевших место случаях убийства мирных граждан, безосновательного задержания и запугивания иностранных журналистов, незаконного изъятия имущества украинских военнослужащих, дискриминации этнических украинцев, политически мотивированного уголовного преследования проукраински настроенных лиц, отказов в регистрации религиозных и иных организаций», — говорится в сообщении пресс-службы Минюста РФ.
В ведомстве заявили, что необходимая аргументация о безосновательности соответствующих претензий и подтверждающие доказательства были представлены Минюстом России в ЕСПЧ в процессе обмена правовыми позициями, в том числе в ходе публичных слушаний, состоявшихся в Большой палате ЕСПЧ в сентябре 2019 года.
«Дальнейший график разбирательства по делу будет сформирован ЕСПЧ и доведен до участников процесса в установленном порядке», — говорится в пресс-релизе.
В нем отмечается, что в ходе очередного этапа производства по украинской межгосударственной жалобе правовая позиция Минюста России «будет по-прежнему базироваться на установленных международным правом критериях оценки ответственности государств, нормах Конституции РФ, положениях международных договоров и практике международных трибуналов».
Русская линия
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Исповедник чистоты Православной веры всегда сильнее того, кто исповедует ложь и искажает учение Церкви
Предстоятель Украинской Православной Церкви привёл в пример святителя Василия Великого в отстаивании Православия
14 января 2021 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий заявил, что исповедующий Истину сильнее тех, кто исповедует ложь. Об этом владыка сказал в своей проповеди в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Предстоятель отметил, что свт. Василий Великий был исповедником чистоты Православной веры и всегда отстаивал Истину.
«Истина не перестает быть истиной, даже если её исповедует один человек. Сила истины заключается не в количестве людей, которые её отстаивают, а сама истина имеет силу. Когда человек исповедует истину, а все пребывают во лжи, то этот человек сильнее всех остальных. Святитель Василий был мужественным исповедником чистоты Православной веры», — пояснил владыка.
Также Его Блаженство рассказал о высокой образованности и молитвенном усердии святителя Василия.
«В старых книгах упоминается, что когда он становился вечером на молитву, то солнце светило ему в затылок, а кончал молитву, когда солнце светило ему в лицо, — рассказал пример из жития свт. Василия Великого Блаженнейший владыка. — То есть всю ночь святитель Василий стоял на молитве. Такое усердие, такой молитвенный подвиг совершал свт. Василий».
По словам архипастыря, свт. Василий был не только великим богословом, но и настоящим монахом, который все силы отдавал на служение Богу. «Святитель Василий Великий является для нас образцом духовного совершенства», — добавил владыка.
В заключение проповеди Блаженнейший Митрополит Онуфрий призвал «жить так, чтобы мы отсекали свои плотские страсти, которые мешают человеку видеть Бога, соединиться с Богом и жить в мире, по заповедям Божьим». «Тогда Божие благословение будет с нами, и мы завершим свое земное странствие и сподобимся чести быть спасенными на небе во Христе Иисусе Господе нашем», — подытожил Его Блаженство.
Русская линия
В Запорожье на священника УПЦ было совершено вооружённое нападение
Неизвестный ранил отца Владимира Гуменюка ножом в голову — ему требуется операция по удалению гематомы и, возможно, вторая по импланту кости
12 января 2021 года священника Запорожской епархии Украинской Православной Церкви протоиерея Владимира Гуменюка ранили ножом в голову, сообщает СПЖ со ссылкой на Телеграм-канал «Лабарум. Сим победиши».
По информации авторов канала, «проходящий мимо на улице мужчина, внезапно нанёс ему удар ножом в область виска и скрылся». Мотивы нападения неизвестны.
Ситуацию прокомментировал пресс-секретарь Запорожской епархии протоиерей Александр Овчаренко. Он рассказал, что отец Владимир — крестный его дочери, служил на флоте, опытный священник.
Со слов священника Владимира Гуменюка, нож попал отцу Владимиру в височную часть. Священнослужитель также рассказал, что нападали на него молча, без попытки ограбления, с неизвестной целью.
В свою очередь, протоиерей Александр Овчаренко отметил, что поначалу «всё было нормально». «Но вот сегодня оказалось сложнее. Всё-таки нужна операция по удалению гематомы и, возможно, вторая по импланту кости», — сообщил отец Александр.
Он подчеркнул, что «мотивы нападения так и неясны». Отец Владимир «шёл в мирской одежде, не в рясе. Просто или хулиганьё или больной человек. Пока так», — подытожил пресс-секретарь Запорожской епархии.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Василия Великого, писателя С.А.Нилуса и генерала М.Г.Дроздовского
Сегодня, в день святителя Василия Великого и праздника Обрезания Господня, мы вспоминаем русского мыслителя, духовного писателя и общественного деятеля Сергея Александровича Нилуса.
Он родился 28 августа 1862 года в Москве в помещичьей семье. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, в юности будущий поборник идеалов Святой Руси был равнодушен к вере и Церкви. Нилус окончил юридический факультет Московского университета (1886), служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888—1905 гг. занимался хозяйствованием в родовом имении Золотарево Мценского уезда Орловской губернии.
В 1890-е годы в мировоззрении Нилуса произошел глубокий внутренний перелом. «Обращение православного (по крещению) в православную веру» совершилось благодаря чудесному видению прп. Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, встречам со св. прав. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где он познакомился с известными подвижницами — игуменией Марией и блаженной Пашей Саровской). После женитьбы на фрейлине Е.А.Озеровой, С.А.Нилус намеривался принять священство и стать сельским пастырем, однако этим планам не суждено было сбыться.
Рассказы о встречах с подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую 5 изданий при жизни автора. Во 2-м издании книги «Великое в малом» в 1905 г. Нилус опубликовал попавшую к нему рукопись под названием «Протоколы сионских мудрецов», в которой шла речь о способах скорейшего достижения мирового господства. Хотя Нилус не был первым публикатором «Протоколов», именно его издание оказалось наиболее известным благодаря развернутым комментариям писателя. Рассматривая «Протоколы» в русле русской религиозной традиции, Нилус ставил замыслы «мудрецов» в прямую связь с «тайной беззакония» — с библейскими пророчествами о воплощении «сына погибели» и наступающем перед концом истории «царстве антихриста» (пришествие которого, по Нилусу, стало «ближайшей политической возможностью»). Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, он считал возвращение к вере отцов — Святому Православию. Размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.
Центральное место в жизни и творчестве Нилуса занимает знаменитая Оптина пустынь. С благословения оптинских старцев Нилус с супругой в 1907—1912 гг. жил в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил выдающийся русский консервативный мыслитель К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Нилуса стал старец Варсонофий (Плиханков). Творческим плодом этого периода жизни Нилуса стала книга «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), построенная на материалах богатейшего оптинского архива и запечатлевающая облик многих подвижников, прозорливых старцев, знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла Божия. В основу следующей книги «Святыня под спудом» (1911) были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке.
С 1909 г. Нилус сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в январе 1917 года. По приказанию А.Ф.Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали, затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.
Живший с 1912 в Валдае, Нилус после революции переехал в имение князя В.Д.Жевахова (будущего сщмч. епископа Иоасафа) Линовица Полтавской губернии. В 1923−26 гг. он неоднократно подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела. В 1926—1928 жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губернии, где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.
+ + +
Сегодня также день памяти генерала Михаила Гордеевича Дроздовского, участника Русско-японской и Первой мировой (Великой) войн, Георгиевского кавалера, одного из наиболее известных участников Белого движения.
М.Г.Дроздовский родился в Киеве, 7 (19) октября 1881 г., в семье генерала Гордея Ивановича Дроздовского (1835−1908), одного из участников обороны Севастополя (1855). Получил образование в Полоцком кадетском корпусе и Павловском военном училище (1901). Поступив в 1904 г. Николаевскую академию Генерального штаба, Дроздовский, не начав обучения, отправился на фронт Русско-японской войны, где отличился в боях. В 1908 г. закончил свое обучение в Академии, служил в Лейб-гвардии Волынском полку. Во время Первой мировой войны служил на разных штабных и строевых должностях, за отличия в боях был награжден рядом боевых наград, в том числе Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия 4-й степени. Отречение Государя Николая II произвело на Дроздовского — убежденного монархиста — очень тяжелое впечатление. На протяжении 1917 г. он выступал против вмешательства солдатских комитетов в оперативные распоряжения командного состава и пытался остановить развал вверенных ему воинских частей. Войну М.Д. Дроздовский заканчивал командуя 60-м Замосцким пехотным полком, а затем и.д. начальника 15-й пехотной дивизии.
Дроздовский стал единственным из командиров Русской армии, сумевшим сформировать добровольческий отряд и привести его организованной группой с фронта мировой войны на соединение с Добровольческой армией. Он стал организатором и руководителем 1200-верстного перехода отряда добровольцев из Ясс в Новочеркасск в феврале-апреле 1918 года. После соединения с частями Добровольческой армии, Дроздовский стал во главе 3-й стрелковой дивизии.
В октябре 1918 г. во время упорных боев под Ставрополем, Дроздовский был ранен 31 октября (13 ноября) в ступню ноги. Был отправлен в госпиталь в Екатеринодар, где его рана загноилась (началась гангрена). В ноябре был произведен в генерал-майоры. 26 декабря 1918 г. (8 января 1919 г.) в полубессознательном состоянии был переведен в клинику в Ростове-на-Дону, где скончался. Имя генерала Дроздовского, ставшего одним из символов Белого движения, в годы Гражданской войны носили полки стрелковой дивизии, получившие его именное шефство, артиллерийская бригада, инженерная рота и конный полк.
Русская линия