Русская линия
<< Полная сводка новостей от 8 июля 2020 >>

Это просто какой-то ужас
О том, как теперь совершает богослужения митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий

Митрополит Ростовский Меркурий в маске совершает ЛитургиюИнструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, единолично принятая Святейшим Патриархом Кириллом и лишь затем утвержденная Синодом, привела в глубокое смущение многих верующих Русской Православной Церкви и разделила русское духовенство на тех, кто строго придерживается новых правил и тех, кто под угрозой прещений стремится держаться прежней традиции.

Русская Православная Церковь стала единственной Поместной Церковью, которая из-за коронавируса пошла на изменения практики причастия мирян и «дезинфекции» лжицы. Даже на Фанаре, представители которого часто отходят от православных традиций, выступили против таких нововведений. А потому нет ничего удивительного, что разделение пролегло и среди русских архиереев.

Митрополит Ростовский Меркурий в маске совершает ЛитургиюСам Святейший Патриарх Кирилл, хоть и утвердил указанный текст, ни разу не был замечен в служении Литургии в перчатках и с медицинской маской на лице. Не опустились до такого даже далекие от церковной жизни высшие чины Министерства обороны, которые приняли участие в торжественном открытии и освещении главного военного храма России. Храм был полон, но все были без масок и перчаток.

Однако есть и другие примеры. Так, бросается в глаза как теперь совершает богослужения председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который занимает далеко не последнее место в Московской Патриархии.

Митрополит Ростовский Меркурий в маске совершает ЛитургиюНа сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации 7 июля 2020 года были опубликованы фото совершения владыкой Меркурием Литургии в храме при ХПП «Софрино», от которых волосы на голове встают дыбом. Печально, но приходится признать, что целый ряд архиереев Московского Патриархата на фоне пандемии проявил свою склонность к обновленчеству.

В свое время Русская Церковь уже пережила нестроения, вызванные обновленческим расколом. Хотелось бы верить, что и на сей раз она сможет преодолеть возникшие искушения. Однако, нельзя не заметить, что ситуация в Русской Церкви сегодня очень тревожная, и это связано в первую очередь со стремительной утратой у верующих доверия к своему священноначалию, которое из-за коронавируса пошло на откровенно модернистские шаги.

Русская линия


На родине святой Февронии прошли торжества в честь Дня семьи, любви и верности
Митрополит Рязанский Марк возглавил Божественную литургию в селе Ласково, где родилась будущая княгиня

Памятник святым Петру и Февронии в селе Ласково Рязанской областиТрадиционно главные церковные торжества в День семьи, любви и верности проходят в Муроме, где нашла свое упокоение святая чета князя Петра и княгини Февронии, в честь которых и установлен этот праздник. Однако, в Рязанской епархии стараются напомнить, что святая Феврония была уроженкой рязанского села Ласково, а потому здесь также должны проходить церковные празднования.

С этой целью в этом году в село Ласково прибыл митрополит Рязанский Марк, который и совершил здесь Божественную Литургию, а затем поздравил селян с памятью их уроженки.

Святые Петр и ФевронияМуром — родина святого князя Петра, а село Ласково — родина святой княгини Февронии, но об этом сегодня, к сожалению, мало кто помнит. Отчасти это связано с тем, что в селе нет ничего, что бы напоминало о святой. В начале ХХ века здесь существовала деревянная часовня, а в 1911 году была освящена каменная церковь. Однако, в советские годы все это было разрушено. Ныне в Ласково существует ветхая деревянная часовня, выстроенная в 90-е годы и более ничего.

Впрочем, чтобы исправить эту несправедливость Рязанская епархия начала здесь строительство культурно-исторического комплекса с храмом в честь святых Петра и Февронии. А в 2019 году в День семьи, любви и верности в селе был открыт памятник святой чете, изображающий, по задумке авторов, вторую встречу Петра и Февронии.

Во время совершения Божественной литургии владыка Марк сугубо помянул генерала Михаила Скобелева, память которого также выпадает на праздник святых Петра и Февронии.

Русская линия


На Фанаре окончательно покончили с Русским экзархатом в Западной Европе
Во Франции состоялось учредительное собрание Русского викариатства Галльской митрополии, в состав которого вошли некоторые приходы бывшего экзархата

Митрополит Галльский Эммануил4 июля 2020 года в Мёдоне во Франции состоялось Общее учредительное собрание Русского викариатства Галльской митрополии Константинопольского Патриархата, в состав которого вошли приходы из состава упразднённого Фанаром Русского экзархата в Западной Европе, не пожелавшие вернуться в Московский Патриархат, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на OrthoChristian.

О предстоящем создании новой церковно-административной единицы заявил в конце прошлого года митрополит Галльский Эммануил (Адамакис).

Вопрос о создании русского викариатства встал после того, как в ноябре 2018 года Синод Константинопольского Патриархата в явочном порядке неожиданно упразднил Архиепископию православных церквей русской традиции в Западной Европе, предписав ее приходам войти в состав греческих митрополий, существующих в этих странах.

Абсолютное большинство духовенства и прихожан Архиепископии высказалось за сохранение этой церковной области, но Фанар продолжил стоять на своём, и большая часть верующих во главе с архиепископом Иоанном (Реннето) вынуждена была покинуть Константинопольский Патриархат и воссоединиться с Московским Патриархатом.

Часть приходов Архиепископии перешла в юрисдикции других Поместных Церквей — в частности, Румынской, а другие решили остаться в константинопольской юрисдикции. Для них и было создано новое викариатство. Главой викариатства был избран протоиерей Алексий Струве, его заместителем — протоиерей Владимир Ягелло.

Сколько приходов вошло в новое викариатство не сообщается.

Русская линия


Простые герои черногорского Православия
Митрополит Черногорский Амфилохий вручил церковный орден экскаваторщику, отказавшемуся разрушать здание в монастыре святого Василия Острожского близ г. Улцинь

Митрополит Черногорский Амфилохий вручил церковный орден экскаваторщикуГонения на Черногорско-Приморскую митрополию Сербской Православной Церкви со стороны черногорских властей явили миру не только злобу, ненависть и лукавство черногорского чиновничества по отношению к Церкви, но и массовые случаи исповедничества граждан Черногории, которые встали на защиту своей Церкви и святынь.

Так митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий на днях вручил орден «Золотой лик святого Петра Цетинского, Ловченского Тайновидца» Мирославу Копривице — экскаваторщику, отказавшемуся разрушать здание в монастыре святого Василия Острожского близ г. Улцинь, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на официальный сайт Черногорской митрополии.

Сербская Православная Церковь высоко оценила поступок Копривицы. Награда «за исповедническое свидетельство верности Христу и Богу и кивоту святого Василия Острожского, чей дом он отказался снести на Бриской Горе близ Улциня» вручена в храме св. Василия Острожского в Никшиче после Литургии, которую в сослужении духовенства совершили митрополит Амфилохий и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий.

В начале июня 2020 года строительная компания «Вилуси» из Никшича наняла Копривицу для работ на экскаваторе близ Улциня.

«Они отправили меня из Улциня с экскаватором, не сказав, куда я еду и что мне предстоит делать. Только когда я прибыл на место, я понял, о чем идёт речь. Я немедленно вышел из экскаватора и сказал, что не буду сносить Дом паломника или как-то участвовать в этом. Я перекрестился и ушёл в Улцинь», — рассказал Копривица.

К сожалению, другой сотрудник компании сел за руль и разрушил Дом паломника. Снос здания проходил при содействии антитеррористического подразделения полиции.

После этого происшествия в Черногории активизировалось движение «Не отдадим святыни». О нежелании участвовать в разрушении монастырей также заявил полицейский Вук Вукович, который уволился из полиции и стал в ряды защитников Сербской Православной Церкви.

Русская линия


Иерусалимский Патриарх Феофил: Мы молимся о том, чтобы статус Собора Святой Софии был сохранён
Глава Иерусалимского Патриархата выразил свою обеспокоенность намерениями турецких властей превратить собор в мечеть

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III8 июля 2020 года Патриарх Иерусалимский Феофил выступил с официальным заявлением в связи с ситуацией вокруг Собора Святой Софии в Стамбуле и выразил надежду, что турецкие власти не пойдут на обострение ситуации и откажутся от демонстративного оскорбления православных христиан всего мира. Об этом говорится на официальном сайте Иерусалимского Патриархата.

«Мы со всей серьёзностью выражаем нашу обеспокоенность в связи с недавними призывами членов турецкого правительства изменить нынешний статус Собора Святой Софии с музея на мечеть», — заявил глава Иерусалимского Патриархата.

«На протяжении многих поколений этот регион и его жители переживали трудные времена, которые оставили после себя болезненные воспоминания. Тем не менее, к чести Турции, в течение почти 100 лет она управляла Собором Святой Софии в качестве музея и сохраняла нейтралитет над этим местом. Вследствие этого люди со всего мира и любой веры и происхождения могли наслаждаться его духовным, архитектурным и историческим великолепием», — говорится в заявлении.

Патриарх Феофил особо отметил, что Собор Святой Софии является святыней для православных христиан, а потому превращение его в мечеть может привести к межрелигиозной напряженности, чего ранее мудро избегали турецкие власти.

«Как хранитель священного наследия в Иерусалиме и Святой Земле в течение почти 2000 непрерывных лет в стране, в которой три Авраамические религии имеют равные права, мы решительно подтверждаем тот факт, что равенство и нейтралитет способствует миру и взаимному уважению, тогда как претензия на исключительность способствуют конфликтам и горечи. Мы надеемся и молимся, что во благо всех людей доброй воли, Турция как нация, способная оказать влияние на весь наш регион, пойдет по пути взаимного уважения и сохранит нынешний статус Собора Святой Софии».

Русская линия


Сербы восстали против режима самоизоляции
Попытка президента Вучича вновь ввести комендантский час в стране из-за вспышки коронавируса спровоцировала столкновения в Белграде

Беспорядки в БелградеСидеть взаперти по указке властей даже в случае реальной угрозы своему здоровью человек способен очень непродолжительное время. А уж если речь идет о коронавирусе, угроза которого кажется многим слишком преувеличенной, то и подавно. Поэтому события, которые развернулись нынешней ночью в Белграде, должны научить чиновников многих стран мира тому, что им не следует перегибать палку в вопросе ограничений.

В ночь на среду в центре Белграда вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых демонстранты ненадолго ворвались в здание парламента Сербии, сообщает Русская служба Би-би-си.

Протестующие начали собираться на площади перед парламентом вскоре после того, как президент Александр Вучич сообщил, что из-за новой вспышки коронавируса в стране введут комендантский час, он будет действовать в течение следующих выходных.

По данным полиции, в акции протеста приняли участие около 5 тысяч человек, при этом небольшая группа демонстрантов — около 100−200 человек — начала вести себя агрессивно и вступила в противостояние с полицией. Сотрудники полиции применили слезоточивый газ и резиновые дубинки. Демонстранты бросали в них камнями и поджигали полицейские машины.

По словам главы полиции Белграда Владимира Ребича, в результате столкновений пострадали по меньшей мере 60 человек, в том числе 43 полицейских. Сгорели пять полицейских автомобилей, были ранены три полицейские лошади. 23 человека были задержаны.

Протестующие бросали в полицию горящие шины и требовали ухода президента страны Александра Вучича. Около двух часов ночи спецназ и конная полиция сумели рассеять толпу, но напряженность сохраняется до сих пор.

Жесткие ограничения из-за коронавируса были отменены в Сербии лишь два месяца назад. После этого в стране начало расти число зараженных коронавирусом, в результате чего власти решили вновь ввести круглосуточный комендантский час в выходные. Пока неясно, будет ли этот карантин распространяться лишь на Белград или на всю страну — окончательное решение по этому поводу пока не принято.

Накануне в Сербии было зафиксировано наибольшее количество смертей от Covid-19 — скончались 13 человек, было выявлено 299 новых случаев заражения. Для сравнения в России ежедневно выявляется около 6−7 тысяч заразившихся, но никто не бьет по этому поводу тревогу.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также вспоминаем иконописца С.Ф.Ушакова, генерала М.Д.Скобелева и публициста А.С.Шмакова

Свв.блгвв.кнн.Петр и ФевронияБлаговерный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

С этого года, день памяти св. Петра и Февронии отмечается как всероссийский День семьи, любви и верности.

Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского иконописца и гравера, мастера Оружейной палаты Московского Кремля Симона Федоровича Ушакова, скончавшегося 25 июня 1686 года.

Он родился в 1626 г. и, вероятно, происходил из посадских людей. Будучи всего 22 лет от роду, он был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было делать эскизы для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего московского иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете.

Ушаков стал основоположником нового направления в русской живописи, сочетающего приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы. Самое известное его произведение, многократно повторяемое им — икона Спаса нерукотворного. Ушаков также создал трактат о живописи «Слово к люботщателем иконного писания» (1667), в котором отстаивал идеи реализма.

Алексей Семенович ШмаковСегодня также день памяти видного правого публициста и общественного деятеля Алексея Семеновича Шмакова.

Он родился в Москве в 1852 г. Образование получил в Одессе на юридическом факультете Новороссийского университета, после чего занимал должность судебного следователя. Переехав в Москву, стал присяжным поверенным, был помощником знаменитого адвоката Ф.Н.Плевако, специализировался на уголовных делах, получил известность как блестящий оратор. В 1890 г. Шмаков опубликовал открытое письмо к присяжным поверенным Московского округа, в котором выступил против тенденции «ожидовления адвокатуры». Последовательно отстаивал интересы русских на судебных процессах, вызванных межнациональными и религиозными конфликтами. Был защитником русских православных христиан в судебных процессах о еврейских погромах в Кишиневе в 1903 г. и Гомеле в 1904−05 г. С начала возникновения монархического движения принимал в нем деятельное участие. Состоял почти во всех крупных московских монархических организациях: был членом-учредителем Русской Монархической Партии, Русского Монархического Собрания, Союза Русского Народа, а также членом Русского Собрания в Петербурге. Активный участник монархических съездов, неизменный докладчик по еврейскому вопросу. Активный участник дворянского движения, представлял московское дворянство на съездах Объединенных дворянских обществ. Он был гражданским истцом вместе с депутатом Государственной Думы Г. Г.Замысловским на знаменитом процессе Бейлиса. В 1907 г. на личные средства основал в Москве школу-приют для детей-сирот, чьи отцы погибли в русско-японской войне.

Особенную известность Шмаков получил, как автор ряда публицистических работ, наиболее известны: «Еврейский вопрос на сцене мировой истории» (1912) и «Международное тайное правительство» (1912). Шмаков утверждал, что «современную эпоху знаменуют два факта: варварство социальных учений и сатанинское возвеличение еврейства», что «нынешнее время становится все более еврейским — как по вероломству и жестокости, так и по раболепию пред нашим же ожидовлением». Шмаков был уверен, что всегда существовало «потаенное правительство евреев», что «общеиудейская центральная власть никогда не переставала функционировать и лишь неустанно расширяла свою мощь, как с беспримерною доселе убедительностью это наблюдается в настоящее время». Поскольку «монархи суть естественные защитники народов против замыслов иудейских», основные усилия еврейства направлены на разрушение монархий. Шмаков полагал, что именно этим объясняется, что революции во Франции, Англии и России были делом рук евреев. Он сделал заключение, что в мире существует «темная сила — потаенное международное правительство», деятельность которого направлена на установление мирового господства еврейства. С легкой руки Шмакова тезис о «мировой закулисе» стал общим местом в патриотической идеологии. Скончался Шмаков в 1916 г. в Москве от болезни сердца.

Сегодня также день памяти легендарного русского военачальника генерала от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева, скончавшегося 25 июня 1882 г.

М.Д. Скобелев. Одна из последних фотографий

Михаил Дмитриевич родился в 1843 году. Его дед Иван Никитич, сын однодворца, дослужился до чина генерала от инфантерии, отец был генераллейтенантом. Михаил Дмитриевич Скобелев был прекрасно образован, знал восемь иностранных языков, поражал собеседников эрудицией в самых различных областях знаний. Учился в Париже, затем в Санкт-Петербургском университете, но вскоре оставил его и поступил на военную службу. Участвовал в подавлении польского восстания 1863 года. С 1869 года, по завершении учебы в Николаевской академии Генерального штаба, служил в Туркестанском военном округе. Затем последовали другие назначения; в Туркестан (тогдашнее общее название территорий в Средней и Центральной Азии) Скобелев вернулся в 1873 году. Проявив незаурядный полководческий дар, он быстро выдвинулся, был награждён орденами святого Георгия 4-й и 3-й степени, золотой саблей, золотой шпагой с бриллиантами с надписью «За храбрость». И в среднеазиатских кампаниях, и позднее, на Русско-турецкой войне, Скобелев всегда появлялся в сражениях на белом коне и, нередко, в белом кителе, за что получил прозвище «белый генерал». В 1876 году Скобелев был назначен военным губернатором и командующим войсками Ферганской области.

Русско-турецкая война стала звёздным часом Скобелева. Куропаткин писал: «С первых же дел Скобелев и на Дунае обращает на себя внимание и быстро приобретает известность во всей армии. <…>. К окончанию войны Скобелев становится любимцем и героем не только армии, но народным героем, имя которого стало известно во всех самых отдалённых уголках необъятной родины». Блестящие победы под Ловчей, штурм Плевны, зимний переход через Балканы, взятие Шейнова упрочили воинскую славу Скобелева. О смелости «белого генерала» слагали легенды. Художник В. В. Верещагин, находившийся при русской армии, вспоминал: «Кто не был в огне со Скобелевым, тот положительно не может себе понятия составить о его спокойствии и хладнокровии среди пуль и гранат <…>. Благоразумные люди ставили в упрек Скобелеву его безоглядную храбрость; они говорили, что „он ведёт себя как мальчишка“, что „он рвётся вперед, как прапорщик“, что, наконец, рискуя „без нужды“, он подвергает солдат опасности остаться без высшего командования и т. д. Надобно сказать, что это всё речи людей, которые заботятся прежде всего о сбережении своей драгоценной жизни <…>. Никогда не рисковал Скобелев жизнью попусту, всегда он показывал пример бесстрашия и презрения к жизни, и пример этот никогда не пропадал даром: одних приводил в совесть, других учил, увлекал, перерождал!».
Куропаткин отмечал, что не только храбрость и дар полководца сделали Скобелева любимцем всей армии, но прежде всего его постоянная и разносторонняя забота о войсках — от их бытовых нужд до настроения перед битвой. Войска «видели, что и ночью в ставке Скобелева не было отдыха. В день боя Скобелев каждый раз представлялся войскам особенно радостным, веселым, симпатичным. При объезде войск Скобелев представлял собой как бы олицетворение самой войны. Солдаты и офицеры весело и с доверием смотрели на его воинственную красивую фигуру, любовались им, радостно приветствовали его и от всего сердца отвечали ему „рады стараться“ на его пожелание, чтобы они были молодцами в предстоящем деле. Встречаясь с частями, с которыми уже был в деле, Скобелев умел несколькими словами напомнить их общее боевое прошлое. Можно смело свидетельствовать, что каждая часть, бывшая раз в деле со Скобелевым, считала навсегда его своим родным начальником, всегда гордилась боевой с ним связью». Куропаткин отмечает, что, помимо всех этих качеств, необычайная популярность Скобелева объясняется его «таинственным даром влиять на массу, подчинять её своей власти и внушать ей к себе стихийную любовь и доверие», то есть, говоря современным языком, особой харизматичностью.
1880−1881 годы — «второй Туркестан» Скобелева. После победоносного завершения кампании он произведён в чин генерала от инфантерии и награжден орденом святого Георгия 2-й степени.
В феврале 1882 года Скобелев, находясь в Париже, беседовал с навестившими его сербскими студентами. Он говорил о грядущем неизбежном столкновении германцев и славян. Слова Скобелева попали во французскую прессу. В Германии против него ополчились и газеты, и общественное мнение. Английский журналист Марвин, находясь в Берлине, наблюдал, как имя Скобелева «повторялось беспрестанно в речах и спорах всех классов общества», как многие и многие немцы «выражали свою ненависть к славянам и Скобелеву».
25 июня (8 июля) 1882 года Скобелев скоропостижно скончался от паралича сердца в московской гостинице «Англия». Народного любимца оплакивала вся Россия. Репортеры московских газет описывали заполненные людьми улицы и крыши зданий: «Смело можно сказать, что вся Москва присутствовала на выносе». Современник вспоминал, как поражённый видом несметных толп английский журналист воскликнул: «У нас подобное было бы невозможно!» — «У нас тоже, — ответили ему, — но ведь это Скобелев». В московских храмах в те дни было подано огромное количество записок о новопреставленном рабе Божием Михаиле. По пути следования поезда с телом Скобелева в Рязанскую губернию, где в родовом имении Спасское-Заборово его ждал последний приют, «на станциях собиралось население из далеких деревень, вёрст за 20−30, привозившее с собой священников и певчих» для совершения панихид. Последние несколько верст до Спасского-Заборова окрестные крестьяне по собственному почину несли гроб на руках.

В этот день, 25 июня 1796 года в Царском Селе родился Государь Император Николай I Павлович.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 8 июля 2020 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика