Екатеринбургский епархиальный суд принял вполне ожидаемое решение
По постановлению суда схиигумен Сергий (Романов) извержен из сана за нарушение священнической присяги и монашеских обетов
3 июля 2020 года Церковный суд Екатеринбургской епархии в очередной раз рассмотрел дело запрещенного в служении схиигумена Сергия (Романова) и в виду отсутствия какого-либо раскаяния со стороны указанного клирика в содеянном вынес вполне ожидаемое решение о лишении его священного сана. Об этом сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Церковный суд признал схиигумена Сергия (Романова) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов (см. Приложение) и постановил извергнуть его из сана. Принятое решение, резолютивная часть которого опубликована на сайте Екатеринбургской епархии, подлежит утверждению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В судебном решении констатируется, что схиигумен Сергий открыто нарушил предписания правящего архиерея, запрещающие ему совершать богослужения, обращаться с публичными проповедями, носить наперсный крест, а также покидать территорию Иоанно-Богословского мужского скита без письменного благословения письменного благословения правящего архиерея.
Решением суда устанавливаются факты лжи и клеветы, допущенные в выступлениях схиигумена Сергия (Романова).
Суд также квалифицировал как нарушение канонических норм прекращение поминовения схиигуменом Сергием (Романовым) Святейшего Патриарха Московского и правящего архиерея за богослужением, которое стало реакцией подсудимого на начало производства в церковном суде.
В заключительной части судебного решения говорится, что «своими действиями схиигумен Сергий (Романов) нарушил присягу при поставлении в пресвитерский сан, которую подписал 24 декабря 2001 года, где содержатся такие слова: „Обязуюсь быть ревностным клириком Матери Церкви, хранить послушание и преданность Престолу Московских Патриархов и своему Правящему Архиерею. Нарушение данной присяги да будет мне осуждением на Страшном Суде Христовом и да наследую участь Иуды. В заключение моего обещания целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь“. Таким образом схиигумен Сергий (Романов) виновен в клятвопреступлении».
Сегодняшнее заседание суда Екатеринбургской епархии стало уже третьим по счёту. На первое заседание 16 июня схиигумен Сергий пришёл с заранее заготовленной речью, произнес ее и ушел, отказавшись разговаривать с участниками заседания. Заседание 26 июня он пропустил. Данное заседание он также проигнорировал, сообщает Интерфакс.
Церковный суд попросил митрополита Екатеринбургского Кирилла обратиться с ходатайством к Святейшему Патриарху Кириллу об утверждении решения о лишении сана. Кроме того, Епархиальный церковный суд выражает надежду, что правоохранительные органы проведут тщательное исследование свидетельств о недолжном обращении в монастыре с детьми, чему Екатеринбургская епархия окажет всяческое содействие.
Руководитель Информационного отдела Екатеринбургской епархии отец Максим Миняйло выразил надежду, что в ближайшем будущем Среднеуральский женский монастырь вернётся под управление Екатеринбургской епархии.
Приложение
Церковные каноны, нарушенные схиигуменом Сергием (Романовым)
19 правило VI Вселенского Собора относительно требований к содержанию церковной проповеди: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и аще будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний соделывают свое спасение».
Толкованиие Вальсамона на 58-е Апостольское правило: «Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно»
31 правило Святых Апостолов: «Если который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа».
28 правило Святых Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви».
39 правило Святых Апостолов: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».
8 правило 4 Вселенского Собора: «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию святых отец, под властью епископов каждаго града, и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление, каким бы то ни было образом, и неподчиняющиеся своему епископу, если будут клирики: да подлежат наказаниям по правилам; если же монашествующие, или миряне: да будут отлучены от общения церковнаго».
14 правило Сардикийского собора: «Аще обрящется некий епископ, склонный ко гневу (что в таковом муже не должно имети места), и внезапно быв раздражен на пресвитера, или диакона, восхощет изринути некоего из церкви: подобает предохранение употребити, да не тотчас таковый будет осуждаем и лишаем общения. Все епископы рекли: извергаемый да имеет право прибегнути к епископу митрополии тоя области. Аще же епископа митрополии нет на месте, прибегнути к собственному епископу и просити, да со тщанием изследуется дело. Ибо не должно заграждати слуха от просящих. А епископ оный, праведно или неправедно извергший таковаго, благодушно сносити должен, да будет изследование дела, и приговор его или подтвержден будет, или получит исправление. Но прежде нежели тщательно и верно изследованы все обстоятельства, отлученный от общения до разсмотрения дела, не должен присвояти себе общения. Аще же сошедшеся некоторые из клира увидят в нем пренебрежение власти и надменность: то (поелику неприлично попускати обиду или неправедное порицание) долженствуют несколько суровыми и тяжкими словами обращати его к порядку, да соблюдается покорность и повиновение повелевающему должное. Ибо как епископ обязан являти подчиненным искреннюю любовь и расположение: таковым же образом и служащие обязаны непритворно исполняти долг служения епископам».
55 правило Святых Апостолов: «Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла».
4 Правило IV Вселенского Собора: «Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличныя чести. Но поелику некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстраивают церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составлять покушаются: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, или молитвеннаго дома, без соизволения епископа града. Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности. .. Преступающему же сие наше определение, определили мы быть чуждым общения Церковнаго, да не хулится имя Божие. Впрочем епископу града надлежит иметь о монастырях должное попечение»
18 Правило IV Вселенского Собора: «Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было. Если некие из клира, или монашествующие, окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своей степени».
34 правило VI Вселенского Собора: «Понеже священное правило ясно возвещает и сие, что преступление соумышления, или составления скопища, и внешними законами совершенно воспрещено: много же паче надлежит воспретить, да не бывает сие в Церкви Божией: то и мы тщимся соблюдать, да, аще некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления, или скопища, или строющими ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своей степени».
13 правило Двукратного Собора: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу».
4 правило Антиохийского Собора: «Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершати какую либо священную службу: епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер или диакон: таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду возстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от церкви, и наипаче, когда зная осуждение произнесенное противу вышереченных, дерзнут имети общение с ними».
5 правило Антиохийского Собора: «Аще который пресвитер, или диакон, презрев своего епископа, отлучит сам себя от церкви, и начнет творити особыя собрания, и поставит жертвенник, а призываемый епископом не покорится, не восхочет ему повиноватися, и быв призываем единожды и дважды, не послушает: таковый да будет совершенно извержен из своего чина, и отнюдь не может до служения допущен быти, ниже паки восприяти прежнюю свою честь. Аще же упорен будет возмущая церковь, и возставая противу нея: то яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властию».
10 правило Карфагенского Собора: «Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшись надмением некиим и гордостию, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иный олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу своего епископа возгордясь, сотворит раскол: да будет анафема».
Русская линия
В Екатеринбурге пройдет традиционный Царский крестный ход
Определена программа Царских дней — 2020
С 12 по 20 июля 2020 года в регионе пройдут Царские дни — череда памятных торжественных событий, символизирующих единство русского народа в его осмыслении истории Отечества, возвращении светлого имени Государя-Императора и его семьи, объединении вокруг Церкви Христовой и традиционных ценностей. В последние годы это также одно из главных международных событий Екатеринбургского региона, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Главными событиями традиционно становятся ночная Божественная литургия на площадке перед Храмом на Крови, где в июле 1918 года трагически завершилась жизнь Царской семьи и ее верных слуг, и Царский крестный ход до монастыря Царственных страстотерпцев, на месте которого были уничтожены августейшие останки.
В праздник апостолов Петра и Павла, 12 июля, откроется XIX фестиваль православной культуры «Царские дни».
В рамках XIX Фестиваля православной культуры «Царские дни» в уральской столице пройдут несколько десятков религиозных и светских мероприятий различного формата, посвященных «царской» теме — от музыкальных фестивалей до творческих встреч и лекций.
Запланирована культурная программа, включающая в себя культурно-исторические, музыкальные и образовательные события, музейные и библиотечные выставки, концерты и встречи с историками, писателями из разных городов России.
Фестиваль пройдет в конференц-зале Храма-Памятника на Крови и духовно-просветительском центре «Царский».
Фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле уральская!» откроется 12 июля. В этот день он пройдет в виде концерта колокольных звонов на площади перед храмом-колокольней «Большой Златоуст». В концерте примут участие звонари Екатеринбургской Митрополии, хор «Большого Златоуста»; свои стихи прочитает настоятель храма иерей Виктор Явич.
В этот же день, 12 июля на набережной городского пруда со стороны Храма-Памятника на Крови пройдет II-й Открытый турнир по силовому многоборью на гимнастической перекладине «Русский силомер», посвященный Государю Императору Николаю II.
Главные события Царских дней
Основные события Царских дней начнутся 15 июля с Божественной литургии в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.
Затем грядут кульминационные мероприятия, которые пройдут 16 и 17 июля.
16 июля в 13:00 пройдет дневной, так называемый малый Крестный ход по Екатеринбургскому Пути скорби — в ознаменование прибытия Царственных страстотерпцев в Екатеринбург — от станции Шарташ (ул. Куйбышева, 149 а) до Храма-Памятника на Крови.
Затем, в 15:00 в нижнем храме Храма на Крови состоится малая вечерня с акафистом святым Царственным страстотерпцам.
В 16:30 на площадке перед Храмом на Крови пройдет всенощное бдение.
В 17:00 пройдет всенощное бдение в монастыре во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.
В 23:30 начнется главное богослужение Царских дней — ночная Божественная литургия на площадке у Храма на Крови. Богослужение завершится ночью 17 июля, после чего ориентировочно в 02:30 от Храма на Крови — места мученической кончины семьи императора до обители святых Царственных страстотерпцев, на месте которой в урочище Ганина Яма в 1918 году были уничтожены их останки, пройдет традиционный Царский крестный ход. В обычное время шествие собирало десятки тысяч паломников со всего света. По прибытии крестного хода состоится молебен святым Царственным страстотерпцам.
Царские дни в Алапаевске
Царские дни продолжатся празднованием Дней памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и алапаевских мучеников, которые пройдут в Алапаевске.
17 июля в 17:00 начнется всенощное бдение в монастыре во имя святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алапаевске.
18 июля в 00:00 традиционно будет совершена Божественная литургия в Свято-Троицком архиерейском подворье Алапаевска, а в 02:30 состоится молебен с пением акафиста святым преподобномученикцам Великой княгине Елисавете и инокине Варваре.
В 03:30 по завершении литургии начнется крестный ход от Свято-Троицкого архиерейского подворья в Алапаевске до Напольной школы и далее в монастырь во имя Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, который основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту святые преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, а также представители Дома Романовых. В 05:30 и 09:00 там пройдут две Божественных литургии.
В 2020 году Царские дни будут проведены с соблюдением всех необходимых мер санитарной безопасности.
Русская линия
В МИД России призвали Турцию строго соблюдать все требования ЮНЕСКО в отношении Собора Святой Софии
В Кремле настаивают, что собор является общечеловеческим достоянием и должен оставаться доступным для всех
Официальная представительница МИД России Мария Захарова в комментарии для агентства РИА Новости отреагировала на возможное изменение турецкими властями статуса Собора Святой Софии в Стамбуле и призвала турецкие власти проявить в этом чувствительном вопросе взвешенность.
«Разумеется, мы следим за ситуацией вокруг Собора Святой Софии в Стамбуле. Как известно, этот Собор представляет собой уникальный памятник византийской архитектуры с непростой историей. В настоящее время он является одной из главных достопримечательностей Стамбула, которую ежегодно посещает большое число туристов из всех стран мира, в том числе из России», — заявили в МИД РФ.
«Св. София включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и мы исходим из того, что все требования, связанные с этим статусом, в том числе сохранность и доступность объекта, будут строго соблюдаться», — заявила Захарова.
«Ожидаем, что любые решения о статусе этого уникального памятника будут носить взвешенный характер, учитывать высокую чувствительность данного вопроса для верующих, известный межконфессиональный контекст и сложившуюся практику международно-правового регулирования управления объектами всемирного наследия ЮНЕСКО», — отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Русская линия
Митрополит Нью-Джерси Евангел: Твёрдо верим, что Патриарх Варфоломей не будет изгнан из Турции
В Американской Архиепископии Константинопольского Патриархата считают, что турки своим решением по Софии стремятся запугать Фанар и изгнать греков из страны
Митрополит Нью-Джерси Евангел (Курунис) считает, что заявления Турции о превращении Собора Святой Софии в мечеть — это попытки запугать Фанар, представители которого, по мысли турок, из-за страха за свою жизнь должны окончательно покинуть Турцию, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт «Вима Ортодоксия».
В специальном циркуляре, выпущенном 2 июля 2020 года, митрополит Евангел заявил, что «турецкое правительство, игнорируя историю и пытаясь угрожать христианскому меньшинству, проживающему в Турции, вновь выдвигает предложение превратить собор Святой Софии в мечеть».
Владыка уверен, что желание турецких властей сменить статус Святой Софии «немыслимо для православных христиан» и может быть охарактеризовано «только как преднамеренный шаг Турции по запугиванию христианских меньшинств, и в частности Матери-Церкви Константинопольского Патриархата».
По мнению митрополита Евангела, «такие действия свидетельствуют, что турецкое правительство не намерено признавать и уважать историю коренных греков Константинополя, чье историческое происхождение восходит к 4 веку н.э., а также историю всех православных христиан, но, напротив, ясно показывают намерения полностью искоренить нашу веру и нашу историю».
От имени митрополии Нью-Джерси, иерарх осудил заявления президента Турции Реджепа Эрдогана, назвав его намерения превратить Святую Софию в мечеть «отвратительным актом».
Кроме того, по мнению представителя Фанара в США, смена статуса храма Святой Софии станет очевидным примером «религиозного преследования и культурного геноцида против общины, которая преследовалась и турками на протяжении веков».
Однако, говорит он, «несмотря на отчаянные усилия этих нетерпимых людей, мы твердо верим, что наша православная вера не будет искоренена из этого региона, а Мать-Церковь, Вселенский Патриархат Константинополя, не будет изгнан из страны наших предков, несмотря на многовековые действия соответствующих правительств».
Он уверен, что «наши люди не запуганы враждебными угрозами, направленных на то, чтобы стереть нашу веру, историю и культуру».
Русская линия
Уровень доверия властям в Москве и Санкт-Петербурге традиционно ниже, чем по всей России
Оппозиционная компания «Нет!» опубликовала экзит-полы по голосованию за изменение Конституции, которые противоречат официальным данным
Компания «Нет!», которая была инициирована «Открытой Россией» беглого олигарха Михаила Ходорковского и муниципальными депутатами Москвы Юлией Галяминой и Ильей Азаром, ожидаемо приводит иные данные голосования по Конституции в Москве и Санкт-Петербурге, чем те, что дают официальные российские власти, сообщает газета «Коммерсант».
Согласно экзит-полам этой организации на участках для голосования по поправкам в Москве и Санкт-Петербурге число сторонников изменений было ниже, чем противников. Правда, следует указать, что оппозиционные активисты на 17:30 1 июля опросили на участках Москвы лишь 6392 человека, из них согласились ответить на вопросы волонтеров только 4289 человек. В Санкт-Петербурге им удалось опросить лишь 3267 человек, 2170 из них согласились участвовать в опросе.
Для сравнения Фонд «Общественное мнение» сумел опросить 35 тыс. граждан на 800 участках в 35 регионах России, а ВЦИОМ проводил опросы с 25 июня на 800 участках в 25 регионах и опросил 163,1 тыс. человек. Данные общенациональных опросов ФОМа и ВЦИОМа показывают значительный перевес сторонников принятия поправок (70% и 76% соответственно).
Столичные опросы активистов «Нет!», демонстрируют более низкий процент одобрения поправок: 46,917 за при 53,03% против в Москве и 37,81% за при 62,19% против в Петербурге.
Впрочем, две столицы всегда отличались более критичным отношениям к властям. Так что нельзя исключать, что именно этим объясняется расхождения в цифрах. Кроме того, вряд ли компанию, инициированную личным врагом Владимира Путина Михаилом Ходорковским, с характерным названием «Нет!» можно считать вполне объективной. Так что истина, скорее всего, где-то посередине.
Русская линия
Отбывать смену в лагере российские дети смогут только по месту жительства. На отдых у бабушки и дедушки это ограничение не распространяется
Роспотребнадзор запретил родителям отправлять своих детей в лагеря других регионов
Роспотребнадзор до конца года запретил родителям вывозить детей в детские лагеря за пределы своего региона, следует из санитарно-эпидемиологических правил. Исключение сделали для проживающих в арктической зоне. Для всех остальных места отбывания лагерной смены должны быть организованы в пределах региона, сообщает РИА Новости.
Дети из городов федерального значения могут выехать в субъекты, которые граничат с этими городами. Количество детей в группах и отрядах должно быть не более 50% от проектной вместимости.
Правила действуют до 1 января 2021 года.
На традиционный отдых российских детей у дедушки и бабушки в деревне ограничения Роспотребнадзора не распространяются.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного государственного деятеля графа Н.П.Игнатьева и учёного-слависта А.Ф.Гильфердинга
Сегодня день памяти выдающегося государственного деятеля и дипломата, генерал-адъютанта графа Николая Павловича Игнатьева, скончавшегося в 1908 г.
Он родился 17 января 1832 г. в С.-Петербурге в старинной дворянской семье. Образование получил в Пажеском корпусе и Академии Генерального Штаба, которую окончил в большой серебряной медалью и с занесением его имени на мраморную доску в числе лучших выпускников. Почувствовав призвание к дипломатической деятельности, Игнатьев еще в академии стал изучать историю Востока и турецкий язык. В 1856 г. он был назначен военным атташе в Лондон, где продемонстрировал прекрасное знание тонкостей военной дипломатии и военно-политической ситуации в Европе.
В это время между Россией и Англией шла «холодная» война, англичане финансировали и вооружали кавказских горцев, среднеазиатских ханов, поддерживали польских сепаратистов. В ответ на английскую экспансию русское правительство активизировало продвижение в Среднюю Азию и на Дальний Восток. В связи с этим Игнатьев в 1858 г. получил ответственное поручение возглавить дипломатическую и научную экспедицию в Хиву и Бухару. Он блестяще выполнил возложенную миссию, проявив исключительное мужество, твердость и дипломатический такт, заключил выгодный для России договор с эмиром Бухары. Затем он был направлен в Китай. Здесь в разгар 3-й опиумной войны он выступил посредником на переговорах между англо-французскими войсками и китайцами. Взамен Игнатьев добился ратификации Айгунского договора 1858 г., а в 1860 г. заключил Пекинский договор, в результате которого территория современного Приморского края была присоединена к России.
В 1864 г. Игнатьев был назначен на ответственную и опасную должность русского посланника в Константинополе. Здесь, проявив свои недюжинные способности дипломата, он поднял престиж России на Балканах. Во многом благодаря Игнатьеву из Сербии в 1867 г. были выведены турецкие войска. Конечной целью своей деятельностью он считал ликвидацию Османской империи, освобождение южных славян и присоединение к России Константинополя и черноморских проливов. После победоносной русско-турецкой войны 1877−78 гг. именно Игнатьев вел переговоры о заключении мира в Сан-Стефано, согласно которому Османская империя теряла большую часть владений в Европе, Болгария, Сербия, Черногория и Румыния увеличивали территории, Россия возвращала себе Бессарабию и присоединяла Батум и Карс. Однако под давлением европейских держав Россия вынуждена была отказаться от ряда положений Сан-Стефанского договора. Игнатьев, недовольный этим, подал в отставку.
В 1881 г. Игнатьев был призван на службу новым Государем Александром III. Сначала он стал министром государственных имуществ, а 4 мая 1881 г. был назначен на самую ответственную должность — министра внутренних дел. Ему пришлось бороться с террором народовольцев, студенческими беспорядками, с либеральными требованиями принятия конституции. Игнатьев издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране» и «Временные правила о евреях» и повел достаточно успешную борьбу с террористами. Проникнутый славянофильскими идеями Игнатьев попытался осуществить проект восстановления Земских Соборов в России. Объявление Манифеста о созыве Собора предусматривалось 6 мая 1882 г., в 200-ю годовщину последнего Земского Собора и в день рождения Наследника Николая Александровича. Сам Собор должен был открыться через год, в день коронации Императора Александра III. Однако против проекта Игнатьева решительно выступили все министры (особенно решительно обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев) из-за боязни, что либералы и сепаратисты превратят Собор в Учредительное собрание по образцу французских Генеральных Штатов 1789 г. 30 мая 1882 г. Игнатьев получил отставку, но остался членом Государственного Совета. До конца жизни он не принимал активного участия в политической жизни, делая исключение только для Славянского общества, где продолжал оказывать помощь болгарам и сербам.
Сегодня мы также вспоминаем известного слависта, исследователя русского фольклора славянофила Александра Федоровича Гильфердинга, скончавшегося в 1872 году.
Он родился 2 июля 1831 г. в Варшаве в семье директора дипломатической канцелярии при Наместнике царства Польского. Предки Гильфердинга приехали в Россию из Германии еще при Императоре Петре Великом. Его отец хотя и считал себя немцем, но сына воспитал в истинно русском духе и крестил в Православии, что во многом объяснялось близким знакомством отца Гильфердинга с А.С.Хомяковым и другими славянофилами. Будучи с детства связанным со славянофильской средой, Гильфердинг в дальнейшем органически вошел в их братство. Окончив историко-филологический факультет Московского университета, он занялся изучением санскрита, стремясь установить его связь со славянскими языками. Одновременно Гильфердинг занимался популяризацией славянской истории, печатая в «Московских ведомостях» «Письма об истории сербов и болгар», а в «Москвитянине» — «Историю балтийских славян». По окончании университета Гильфердинг служил в МИД, в 1856 г. стал консулом в Боснии. Помимо дипломатической службы ученый собирал древние славянские рукописи, беседовал с народными сказителями. В 1858 г. он выпустил на французском языке книгу «Восточные славяне», знакомившую западную науку с этнографией русской нации, в 1859 г. вышла его работа «Босния, Герцеговина и Старая Сербия», а в 1861 г. — «Борьба славян с немцами на балтийском поморье в средние века». С 1867 г. Гильфердинг возглавлял Петербургский Славянский комитет, а с к. 1860-х этнографический отдел Русского Географического общества. Много путешествуя по отдаленным землям России, Гильфердинг стал одним из открывателей устного фольклора Русского Севера. Выпуск онежских былин стал научным подвигом ученого, однако на выборах в Академию наук Гильфердинг был забаллотирован за свои славянофильские взгляды. Показательна реакция немца-славянофила, отметившего, что от немецкого состава российской Академии (!) другого ждать не приходиться. В 1872 г. он отправился во вторую поездку на Север, но в дороге простудился и умер.
Русская линия