Начался Великий пост
Сегодня Чистый понедельник — первый день говенья
Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя — Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды — в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на всё время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста — некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве — несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».
В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия — главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров — особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название — «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе — Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII—XVIII вв. в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии — чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», — поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
Русская линия
Митрополит Волоколамский Иларион: Непристойные песни в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга свидетельствует о необходимости вернуть храм верующим
Председатель ОВЦС МП считает, что собор может сохранять все свои музейные функции, но концерты в нём должны быть только с православным репертуаром
Недавний концерт в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, где была спета шуточная песня о ядерной бомбардировке США, говорит о том, что нынешний музейный статус этого храма должен быть изменён, заявил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК), сообщает Интерфакс.
«Всё это лишний раз напоминает о том ненормальном статусе, в котором сегодня находится Исаакиевский собор, и о том, что собор должен принадлежать Церкви, при том что он может сохранять все свои музейные функции, а также предоставлять свои помещения для концертов», — заявил митрополит Иларион, имея в виду концерты духовных песнопений.
Исполнение же другого рода репертуаров возможно, но не в самом храме. В качестве такого примера он привел практику, существующую в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Это зал, где не проводятся богослужения. Там может исполняться музыка не только религиозная, но и светская, музыка не только для хора, но и для оркестра, но, как сказал митрополит Иларион, «всё это происходит в рамках приличий и не вызывает ни у кого соблазна».
Комментируя выступление в Исаакиевском соборе, владыка высказал мнение, что «таких событий не должно происходить, потому что стены храма должны оглашаться священными песнопениями». «Если в храме происходит концерт духовной музыки, то это должна быть именно духовная, религиозная музыка, это не должны быть те произведения, которые могут вызывать соблазн, вызвать критику», — подчеркнул представитель Церкви.
Русская линия
Отошёл ко Господу протоиерей Павел Красноцветов
Похороны настоятеля Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга состоятся 13 марта на Никольском кладбище Александро-Невской лавры
9 марта 2019 года, после тяжёлой болезни, на 88-м году жизни отошёл ко Господу настоятель Казанского кафедрального собора города Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.
Отец Павел Красноцветов родился 10 января 1932 года в селе Аромашеве Тюменской области в семье потомственных священнослужителей. Его дед Михаил Красноцветов, сын священника, будучи клириком церкви Всех святых в Тюмени, в 1937 году вместе с другими церковнослужителями был расстрелян. Отец будущего священника Григорий Красноцветов служил в Покровском храме Барнаула.
По окончании в 1955 году Московской духовной семинарии Павел Красноцветов был рукоположен во диакона и вскоре во пресвитера. В 1973 году он окончил заочный сектор Московской духовной академии. Проходил служение в Киселевске, Ярославле (был секретарем епархиального управления, в 1960—1963 годах трудился под омофором епископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), впоследствии — митрополита Ленинградского и Новгородского). C 1964 года служил в Воскресенском соборе Берлина.
По окончании заграничной командировки в 1970 году был назначен в Ленинградскую епархию настоятелем Александро-Невского храма Красного Села, затем — настоятелем Князь-Владимирского собора (1974−1982). В 1975—1981 годы был благочинным Патриарших приходов Финляндии. Служил настоятелем Никольского собора в Вене (1982−1986), затем — Спасо-Преображенского (1986−1987) и вновь Князь-Владимирского (1987−1996) соборов в Ленинграде — Санкт-Петербурге.
С октября 1996 года — настоятель и председатель приходского собрания Казанского собора. Под руководством отца Павла была возрождена приходская жизнь в соборе. Священник был награжден многими церковными орденами, Патриаршим крестом.
Отпевание новопреставленного отца Павла состоится 13 марта в Казанском соборе. Его возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Похороны состоятся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Соболезнования в связи с кончиной священника выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Русская линия
Албанская Православная Церковь отказалась признавать «ПЦУ»
Опубликовано послание Священного Синода Албанской Церкви, в котором говорится о необходимости собрать Всеправославный Собор по ситуации на Украине
«Союз православных журналистов» опубликован на своих страницах полный текст послания Священного Синода Албанской Православной Церкви Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 14 января 2019 года, в котором Албанская Церковь категорически отказывается признавать законными хиротонии представителей «ПЦУ», называет их раскольниками и призывает срочно собрать Всеправославный Собор по ситуации на Украине.
Текст послание приводится ниже:
«Всесвятейший и Божественнейший архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх, во Христе премного возлюбленный и прелюбимый брат и сослужитель нашего смирения, кир Варфоломей! Приветствуя во Господе Ваше Божественное Всесвятейшество, наисладчайшим образом обращаемся к Вам!
«Явившийся нам и просветивший мир Христос» да просветит мысли, решения и действия всех православных, направляя в Новом Году Свою Церковь, «которую стяжал Своей честною Кровию», на путь мира.
Собравшись 4 января сего года на Синод, мы внимательно ознакомились с письмом Вашего Божественного Всесвятейшества от 24 декабря 2018 года и со всем возможным тщанием исследовали вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. С искренним почтением и исполненным любви дерзновением, как и всегда, излагаем вкратце суждение Албанской Церкви, особенно в отношении действий Святого Духа.
Уже известна наша критика в адрес Русской Церкви за отказ участвовать во Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите. Также мы критиковали Русскую Церковь за поспешное решение о разрыве Евхаристического общения со Вселенским Патриархатом. В частности, в нашем письме ко Блаженнейшему Патриарху Московскому Кириллу мы писали: «Решения иерархии Русской Церкви не могут лишить действительности действия Святого Духа в православных храмах юрисдикции Вселенского Патриархата. Невозможно для нас согласиться с такими решениями. Божественная Евхаристия, таинство непостижимое в своей святости и уникальное по своему значению должно оставаться выше церковных раздоров».
Та же скорбь и мучительное беспокойство о сохранении единства православной Церкви вынуждает нас высказать основательные сомнения в отношении признания задним числом действительными хиротоний, совершенных изверженным из сана, отлученным и анафематствованным лицом. Мы говорим о действиях господина Филарета Денисенко (основного зачинателя украинского церковного кризиса). Обстоятельства его жизни широко известны. Он был рукоположен во епископа Московского Патриархата в 1962 года, был председателем отдела Внешних Церковных Связей и митрополитом Киевским. В 1991 году он начал просить автокефалию, однако не у Вселенского Патриархата, а у своей тогдашней Матери-Церкви — Московского Патриархата. В 1992 г. он был низложен, в 1997 г. отлучен и анафематствован Русской Церковью — органической частью Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви, — причем действия эти были признаны всеми автокефальными Православными Церквами.
Всё то время, пока господин Филарет был низложен и анафематствован, он совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными Таинствами.
Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными Божественной Благодати и действия Святого Духа.
Среди прочих — и хиротонии последовательно в диакона, священника и, наконец, во епископа его секретаря Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: «Мы восстановили их в принадлежавшие им епископские и иерейские степени». Однако мы задаёмся вопросом: до какой степени совершённые господином Филаретом хиротонии, в то время как он был низложен и анафематствован, получили задним числом без канонической хиротонии действительность во Святом Духе и истинную печать апостольского преемства?
Всеправославно признаётся в качестве основного экклезиологического принципа, что хиротонии еретиков и схизматиков, а особенно — низложенных и отлученных, как «таинства», совершенные вне Церкви, недействительны. Этот основной принцип неразрывно связан с Православным учением о Святом Духе и составляет неколебимое основание апостольского преемства православных епископов. Мы убеждены, что этим принципом пренебрегать недопустимо.
Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое «по икономии» становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа тогда отлученным и низложенным господином Филаретом: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго. помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа») признаются задним числом «по икономии»".
Наконец, нам известно, что избрание на так называемом Объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины было результатом настойчивости всё того же господина Филарета, сейчас, что значимо, именуемого в Украине «Святейшим Почетным Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».
В связи со всем вышесказанным для нас остаётся вопросом включение митрополита Епифания в Священные Диптихи.
Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом гонения от безбожных властей, до сих пор не достигнуто. Сотни тысяч православных верующих, находящихся под омофором Митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г. у них было 12 069 приходов, 90 архиереев, 12 283 клирика, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процессе предоставления автокефалии; более того, разорвали евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. В прошлом церковная полнота тех стран, которым предоставлялась автокефалия — Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии, — была единой.
Мы глубоко скорбим, что оправдались наши опасения, которые мы неоднократно выражали при встрече с представителями Вселенского Патриархата (июль 2018) и во время нашего с Вами личной беседы на Крите (октябрь 2018). Вместо примирения и объединения православных христиан Украины мы видим, что возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия.
Предположения, будто нынешние потрясения и явное разделение продлятся недолго и все Автокефальные Православные Церкви, в конце концов, одобрят произошедшее с точки зрения любого человека, знающего историю церковных разделений и стойкость религиозного фанатизма, могут быть сочтены только беспочвенными оценками. Успокоительные предположения некоторых, что это произойдет. в будущем веке особенно циничны. Серьёзные раны, которые не получили своевременного врачебного ухода, не лечатся со временем. Обычно они только расширяются и становятся ещё глубже.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных идей для обеспечения мира в Украине и особенно для сохранения опасно пострадавшего единства Православия. В этом отношении мы твёрдо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе, как и было яснейшим образом сказано и подчеркнуто на Крите: «Православная Церковь выражает своё единство и кафоличность через посредство Собора. Соборность проникает всю ее организацию, способ принятия решений и определяет ее путь».
Мы не оставляем мысли, что ценнейшим достижением православных в последние десятилетия были Всеправославные Синаксисы Предстоятелей и Святой и Великий Собор Православной Церкви при деятельном участии Вселенского Патриархата и Вашего Божественного Всесвятейшества.
Итак, исполнившись соборного духа Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь направляет пламенный призыв, чтобы Вселенский Патриархат, исполняя свою исключительную прерогативу координировать Православные Церкви, созвал как можно скорее Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрожающую нам опасность болезненной схизмы, которая может повредить убедительности и ценности свидетельства Православия в современном мире.
От всего сердца молимся и смиренно умоляем, чтобы Бог-Троица направил наши стопы на путь сохранения единства Православия. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13).
Приветствуем Вас лобзанием святым и пребываем со всякою любовью и глубочайшим почтением во Христе явившемся Боге, просветившем мир.
Тирана, 14 января 2019 г."
Русская линия
Митрополит Луганский Митрофан: Мы не делим Донбасс на свой и чужой. Наши верующие и с той и с другой стороны
Духовенство разделённой линией фронта Луганской и Алчевской епархии УПЦ совершает свою церковную миссию, не вмешиваясь в политику, заявил глава ОВЦС УПЦ
Главная задача духовенства Украинской Православной Церкви на Донбассе — это духовное окормление верующих, которые пребывают в чрезвычайно сложной политической и экономической обстановке, ни в какие политические вопросы духовенство не вмешивается, заявил глава Отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Луганский и Алчевский Митрофан в интервью «Першому козацькому», сообщает СПЖ.
«Мы, конечно, не можем поддерживать какую-то одну сторону, — отметил управляющий епархией УПЦ. — Потому что епархия разделена, потому что это мои верующие, хоть на той стороне, хоть на этой. Как мы можем поддерживать одних против других? Хоть они и взяли в руки оружие, хоть они и воюют друг против друга, но это наши чада. Поэтому мы и молимся о прекращении этого безобразия, этой войны. И наша главная задача примирять людей, а не разделять, становиться на чью-то сторону».
Митрополит Митрофан подчеркнул: обвинения в адрес священнослужителей его епархии в том, что они всячески поддерживают и благословляют сепаратизм, являются ложью, направленной на дискредитацию УПЦ.
«В наших монастырях никто не прятался, никто не хранил оружие. Точно так же и в приходах. Конечно, ко мне обращались, чтобы дали священника, чтобы он был при них, но я им сказал, что мы не можем этого делать. Хотите, чтобы вам оказали духовную поддержку, духовную помощь – пожалуйста, приходите в храм, к священникам», — добавил правящий архиерей Луганской и Алчевской епархии УПЦ.
Русская линия
Глас вопиющего в пустыне
Один из немногих немецких политиков заявил, что «Россия не злодейка», а «Путин — не враг Европы»
Отношения России и Европы сегодня настолько плохие, что положительные высказывания о России некогда занимавшего пост советника Гельмута Коля Хорста Тельчика, кажутся настоящей сенсацией. Таких речей в настоящее время в Евросоюзе говорить не принято, и их озвучивает разве что «друг Путина» Герхард Шрёдер.
В интервью Der Spiegel Тельчик подчеркнул, что Владимира Путина в начале его президентства очень волновали вопросы общеевропейской политики и безопасности, но Европа отказалась сотрудничать с Россией, сообщает газета «Взгляд».
По словам немецкого политика, одним из ключевых факторов, которые привели к ухудшению отношений западных стран с Россией, стали слова тогдашнего президента США Барака Обамы о том, что Россия якобы является «региональной державой».
Тельчик подчеркнул, что Запад занимает однобокую позицию по отношению к России, выставляя страну «способной на все злодейкой». «Путин — не враг Европы», — подчеркнул политик.
Кроме того, бывший советник Коля раскритиковал Запад за их позицию по Украине. Он уверен, что следовало думать не только о включении Украины в ЕС и НАТО, но также об отношениях с Россией. «Можно было обсудить возможность создания общеевропейской зоны свободной торговли, но Брюссель ничего не предпринял», — посетовал немецкий политик.
Европа должна выстраивать с Россией конструктивные отношения, призвал он. В качестве позитивного примера он привел канцлера Германии Вилли Брандта, который встретился в 1971 году с генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым для обсуждения вопросов безопасности, несмотря на напряженные отношения.
Немецкий политик выразил уверенность, что Россия никогда не нападет на НАТО, потому что «русские — не сумасшедшие» и лишь желают обеспечить себе безопасность. Он также указал, что интересы Москвы носят оборонительный характер.
«Подтверждением тому служит исторический опыт. Карл XII, Наполеон, Адольф Гитлер — это Запад всегда нападал на Россию. Что ощущает нормальный русский человек, когда узнает, что немецкие солдаты снова стоят на российской границе?» — призвал задуматься Тельчик.
Именно действия Североатлантического альянса сейчас ухудшают ситуацию, подчеркнул он. НАТО проводит учения, разведывательные полеты и всё время продвигается к границам России. «Это чертовски опасная игра», — предупредил Тельчик. Он отметил, что Основополагающий акт Россия — НАТО, а также соглашение между Россией и ЕС предоставляют массу возможностей, однако Запад ничего не предпринимает.
Главным виновником в современной обстановке, по его словам, является канцлерин Германии Ангела Меркель, которой не хватает лидерских качеств.
В 2015 году Тельчик призывал «ничего не предпринимать» с Украиной, чтобы наладить отношения между Россией и НАТО. В 2014 году, вразрез с другими звучавшими на Западе заявлениями, он говорил о бесполезности санкций.
Русская линия
Евросоюз решил последовать примеру России
В Европе задумались над отказом от перевода часов на летнее и зимнее время
Чиновники Еврокомиссии, которые нередко выступают с резко критикой в адрес России, на сей раз решили последовать примеру нашей страны и предложили отказаться от перевода стрелок часов на зимнее время. С данной инициативой они обратились в Европарламент, где получили полную поддержку.
В России стрелки часов не переводятся с 2014 года. Теперь не хотят их переводить и в ЕС.
По данным пороса, проведенного по заказу Еврокомиссии, больше 80% европейцев хотят круглый год жить в одном времени (как предполагается, летнем), сообщает РИА «Новости».
Ранее обосновывали перевод часов на зимнее время снижаем расходов на электричество, однако согласно результатам исследования, экономия составляет всего от 0,5% до 2,5%. При этом в дни перевода часов некоторые люди плохо себя чувствуют, случается больше аварий на дорогах, чем обычно.
Для принятия окончательного решения о закреплении летнего времени необходимо одобрение стран — членов ЕС на национальном уровне. Как ожидается, власти Евросоюза займутся решением этого вопроса уже в 2019 году, а с 2021 ЕС может перестать переводить часы.
Стоит отметить, что в прежние времена в своей повседневной жизни все народы ориентировались на световой день и восход и заход солнца. Исходя из этого, и старались совершать все свои дела и работы. С восходом солнца вставали и не придавали никакого особого значения стрелкам на часах. Однако, прогресс внёс свои коррективы, и теперь время восхода солнца мало кого интересует.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день рождения Государя Императора Александра III, мы вспоминаем архимандрита Фотия (Спасского)
Сегодня день рождения Государя Императора Александра III Александровича, родившегося 26 февраля 1845 г.
Сегодня мы также вспоминаем выдающего церковного и общественного деятеля, одного из лидеров «Русской партии» начала XIX в. архимандрита Фотия, скончавшегося 26 февраля 1838 года.
Архимандрит Фотий (Спасский) родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петр Никитич. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни.
Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры.
Фотий резко выступал «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих». Сам монах свидетельствовал, что он получил «изведение свыше во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных всех обществ». Всю жизнь он собирал информацию о деятельности масонских лож, составлял список книг, разделенные им на «бесовские», «еретические и антихристианские», «революционные» и «масонские».
Кроме того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию на литературный язык. Вскоре Фотий стал одной из самых ярких представителей православной оппозиции. «Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить», — писал монах о своем времени. Встав на путь борьбы с масонством и сектантством, он нажил себе многочисленных влиятельных врагов.
В 1822 Фотий был возведен в архимандриты. В том же году произошла и встреча архимандрита с Государем Александром I, после которой Император издал рескрипт о запрещении масонских лож и тайных обществ на территории Российской Империи. Влияние архимандрита Фотия на Царя продолжалось и дальше. «Бог любит Церковь нашу, Тебя — Царя и народ < >, а поэтому < > открываю: можно весь план (составленный для свержения Самодержавия и уничтожения Православной Церкви) разрушить. < > Гр. Аракчеев все может исполнить, он верен, — и об нем мне открыто в видении», — писал архимандрит Государю. Фотий был первым, кто отправил Государю послания, в которых обличалась неверная политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти всего своего царствования — и Царь прислушался к архимандриту.
Скончался архимандрит Фотий в Юрьевом монастыре, где и был погребен.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя в Москве
Вечером 10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Его Святейшеству сослужило духовенство кафедрального собора.
За богослужением молились первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, духовенство, монашествующие и миряне.
Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь и прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы.
По традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения.
Русская линия
XXI Корнилиевские чтения «Свидетельство о Христе в современном мире» прошли в Пскове
6 марта 2019 года в Пскове состоялись XXI епархиальные Корнилиевские чтения на тему «Свидетельство о Христе в современном мире», сообщает пресс-служба Псковской епархии
В работе чтений приняли участие митрополит Псковский и Порховский Тихон, первый заместитель председателя Комитета по образованию Псковской области Геннадий Барышников, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Псковского государственного университета, руководители и учителя воскресных школ Псковской епархии, духовенство Псковской митрополии, студенты псковских вузов.
С сообщением «Свидетельство о Христе в современном мире» перед собравшимися выступил митрополит Тихон.
Также на чтениях доклады представили:
настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ, член Союза писателей России протоиерей Владимир Вигилянский — «Учитель и ученик: взгляд духовника православной гимназии»;
преподаватель Сретенской духовной семинарии, к.и.н. П.В. Кузенков — «Возможности исторической науки в деле христианской миссии»;
преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, к.ф.н., кандидат богословия протодиакон Владимир Василик — «Православие в жизни российских ученых в XX — начале XXI века»;
насельник Успенского Псково-Печерского монастыря игумен Августин (Заярный) — «Проповедь среди молодежи. Поиск верных путей»;
преподаватель Псковского государственного университета иерей Артемий Лутченко — «Язык проповеди в эпоху индивидуализма»;
преподаватель Псковского государственного университета диакон Константин Селезнев — «Искусство святости: вызовы современности».
В завершение форума митрополит Тихон поблагодарил собравшихся и пригласил всех принять участие в XXII Корнилиевских чтениях, которые состоятся в 2020 году.
Русская линия
На Кипре отреставрированы древние литературные памятники из библиотеки Московской духовной академии
7 марта 2019 года в присутствии Архиепископа Кипрского Хризостома II и Посла России на Кипре Станислава Осадчего состоялась церемония передачи российской стороне древнего манускрипта и старопечатной книги из библиотеки Московской духовной академии, отреставрированных на Кипре специалистами лаборатории Киккского монастыря, сообщает пресс-служба МДА.
Проект реставрации литературных памятников, самый древний из которых датируется XVII веком, начался в сентябре 2018 года при содействии Посольства России и Представительства Россотрудничества на Кипре и дал начало принципиально новому формату укрепления российско-кипрской дружбы. Примечательно, что инициатива вышла за рамки исключительно межцерковного сотрудничества, будучи поддержанной представителями общественности, государственных структур и бизнеса.
Предстоятель Кипрской Православной Церкви поблагодарил Посольство России и Представительство Россотрудничества на Кипре за постоянное эффективное содействие, а также руководителя группы реставраторов при Киккском монастыре Ставроса Андреу за проделанную работу, выразив намерение углублять сотрудничество. По мысли Архиепископа Хризостома, взаимодействие в области восстановления книг и рукописей является подлинно значимым и важным для Кипра и для России.
Как отметил представлявший на церемонии Русскую Православную Церковь заведующий библиотекой МДА игумен Дионисий (Шленов), «сотрудничество Московской духовной академии и Киккского монастыря является примером того, как можно на деле проявлять единство в эпоху, когда многие незыблемые устои размываются и рушатся. Приятно, что работа над реставрацией велась всем миром, найдя неравнодушную поддержку среди самых разных представителей кипрского и российского общества».
Отреставрированные литературные памятники представляют собой книгу и рукопись — на славянском и греческом языках соответственно — из книгохранилища академической библиотеки в Троице-Сергиевой лавре. Экземпляры для реставрации предварительно были выбраны игуменом Дионисием (Шленовым).
Русская линия
В Екатеринбурге пройдёт общегородской молебен Торжества Православия
В первое воскресенье Великого поста, когда Церковь отмечает День Торжества Православия, в Екатеринбурге, на площадке перед Театром драмы будет совершен чин Торжества Православия и молебен об укреплении мира и согласия, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Православные будут молиться «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех», в том числе, об устранении раскола в мировом православии, прекращении противостояния в Украине и Сирии, о единстве и согласии нашего общества.
Во время молебна митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл вместе с главами епархий Екатеринбургской митрополии отслужит чин Торжества Православия, традиционно совершаемый в первое воскресенье Великого поста.
Как отметил в своем обращении к пастве и духовенству в день Прощеного воскресенья Его Высокопреосвященство митрополит Кирилл, «Торжество Православия — это сила Духа, которая внушается человеческому сердцу, чтобы он всегда верил в Бога, доверял Ему и всегда жил по заповедям Христовым».
Глава митрополии призвал в первое воскресенье Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, собраться на месте будущего храма святой Екатерины и совершить там молебен Торжества Православия «для укрепления нашей веры, для призвания помощи Святого Духа в этом великом деле для того, чтобы образ святой Екатерины, с именем которой наш город жил много и много лет, чтобы эта сила Духа всегда соприсутствовала каждому жителю нашего города и укрепляла нас в добром делании для спасения своей души, для жизни праведной и благодатной».
«Мы соберемся для того, чтобы совместно соборной молитвой призвать Бога, чтобы Он объединил и защитил нас, утвердил веру и показал Свет Истины тем людям, которые сейчас его не видят, ибо Сам Христос есть и Путь, и Истина, и Жизнь», — говорится в обращении. «Пусть храм в честь Небесной покровительницы Екатеринбурга, святой великомученицы Екатерины станет символом духовного воскресения нашего города, объединит наше общество в любви к справедливости, к своему Отечеству, к своему городу и его истории. Да укрепит нас Господь, даруя силу Духа, присущую святой великомученице Екатерине, святым Царственным страстотерпцам и всем святым, от века Богу угодившим».
Молебен состоится на площади перед Театром драмы, на месте будущего собора Небесной покровительницы Екатеринбурга. С иконами и хоругвями с образами святых Божиих угодников, верующие соберутся перед святынями Екатеринбургской епархии — ковчегами с частицами мощей святой Екатерины, Симеона Верхотурского, Александра Невского, Матроны Московской.
Отметим, в Екатеринбургской епархии существует традиция молитвенных шествий в дни значимых православных празднеств. Так, в дни Пасхи Христовой, Казанской иконы Божией Матери, святой Екатерины, в Царские дни православные шествуют по улицам уральской столицы, вознося молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и святым небесным покровителям.
В этом году к давней традиции добавится общегородской молебен Торжества Православия. Ранее общегородской чин Торжества Православия проводился в храмах епархии, теперь он будет отслужен «под куполом Небесного Храма», поскольку вместить такое количество молящихся сегодня не способен ни один храм Екатеринбурга.
Общегородской молебен Торжества Православия состоится в воскресенье, 17 марта, в 15:00.
Сбор участников соборной молитвы в 14:30 на площадке перед Театром драмы.
Русская линия
Мощи святого блаженного Иоанна Кочетовского уцелели во время пожара в сельском храме Пензенской области
Храм Архистратига Божия Михаила сгорел в селе Кочетовка Каменского района Пензенской области, сообщает «Православие и Мир».
Пожар практически полностью уничтожил деревянное здание храма. На месте уцелели только мощи блаженного Иоанна Кочетовского, пензенского святого, прославленного в 2018 году.
О пожаре сообщила Пензенская епархия Русской Православной Церкви. На ее сайте размещены реквизиты для помощи общине храма.
Пожар произошел в ночь с 9 на 10 марта. По словам очевидцев, сначала загорелась колокольня, после чего огонь быстро распространился по зданию. Пожарные прибыли через полчаса после вызова, до этого времени духовенство храма и местные жители пытались потушить огонь самостоятельно.
По предварительным данным, причиной возгорания стала неисправность электропроводки.
Русская линия
Колокола храма Рождества Христова на Песках освятили в Санкт-Петербурге
Епископ Кронштадтский Назарий освятил 9 марта 12 колоколов храма Рождества Христова на Песках в историческом центре Санкт-Петербурга. Церковь XVIII века, взорванная в годы советской власти, сегодня восстанавливается, сообщает Благовест-инфо.
Наместнику Александро-Невской лавры сослужило духовенство Северной столицы.
Колокола были доставлены в Санкт-Петербург из города Тутаева Ярославской области, где они были отлиты по особой старинной технологии. Вес самого большого праздничного благовестника составляет 5 тонн.
Епископ Назарий приветствовал всех участников торжества в стенах временной церкви и назвал воссоздание разрушенного храма важным событием в жизни Санкт-Петербурга. Иерарх лично возглавлял освящение закладного камня в прошлом году, и с тех пор внимательно следит за всем процессом строительства. Освящение колоколов — значимый этап в строительстве, сам архиерей обозначил его как момент «обретения храмом своего голоса». Епископ Назарий также отметил, что причиной воссоздания храма является не только возобновление архитектурного единства города и восстановление исторической справедливости, но и образование общины, ведь именно община — та сила, что наполняет собой любой храм.
По словам настоятеля Рождественского храма протоиерея Андрея Щербана, каждый колокол уникален, как и его орнамент. Нижний пояс украшен меандром — этот узор можно встретить на многих петербургских колоколах. На верхней части колокола — орнамент, повторяющий решётку Летнего сада. «Дело в том, что архитектор Петр Егоров, по проекту которого строился храм на Песках, был одним их авторов решетки Летнего сада. Это наша общая задумка, с тем чтобы эти колокола имели свою особенную аутентичность», — пояснил священник.
О. Андрей сказал, что члены общины активно участвуют в жизни храма, жертвуют деньги на строительство, а временное здание не всегда способно вместить всех прихожан. Протоиерей отметил, что по завершении строительства площадь церкви составит 1000 м², а это значит, что община будет готова принимать все больше людей.
Само освящение было совершено на улице, под сопровождение песнопений сводного хора разных храмов Санкт-Петербургской епархии. По прочтении положенных молитв епископ Назарий окропил все 12 колоколов святой водой. Завершилось богослужение праздничным звоном самого большого колокола. «Самое главное, чтобы этот храм наполнился не воздыханиями, не рыданиями, а радостью, и чтобы молитвы людей были услышаны», — пожелал архиерей.
Как рассказал «Благовест-инфо» петербургский священник Михаил Проходцев, строительство идет по плану, и следующим большим событием должно стать освящение купола и креста.
После молебна все желающие были приглашены на трапезу, где их угощали чаем с блинами.
Русская линия
Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжественный акт по случаю Дня православной книги в Минске
7 марта 2019 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел возглавил торжественный акт по случаю Дня православной книги, сообщает официальный сайт БПЦ.
Праздничное мероприятие состоялось в конференц-зале Национальной библиотеки Беларуси. Его организаторами выступили: Издательский совет Белорусской Православной Церкви, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Национальная библиотека Беларуси, Елисаветинский женский монастырь г. Минска.
Для Беларуси в нынешнем году празднование Дня православной книги связано с воспоминанием 180-летия Полоцкого церковного Собора. В Неделю Торжества Православия 12/24 февраля 1839 года в полоцком храме святой Софии произошло принятие соборного решения об упразднении Брестской церковной унии и восстановлении единства белорусско-литовских униатов с Православной Церковью. Согласно оценкам историков, деяния Полоцкого Собора 1839 года способствовали развитию белорусской культуры и белорусского национального самосознания. Тема восстановления духовного единства стала лейтмотивом торжественного акта в Национальной библиотеке. Важной частью празднования Дня православной книги стала также презентация трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выпущенных Издательством Московской Патриархии.
В числе гостей на торжественном акте присутствовали: архиереи и духовенство Белорусской Православной Церкви, представители Министерства культуры и Министерства образования Беларуси, руководители местных исполнительных органов, главы и сотрудники дипломатических миссий, аккредитованных в Республике Беларусь, ректоры и студенты духовных и светских высших учебных заведений Беларуси.
Перед началом акта Патриарший экзарх пообщался с прессой, а также осмотрел выставку духовной литературы, развернутую в фойе Национальной библиотеки. В экспозицию вошли книжные новинки Издательства Московской Патриархии и ряда белорусских православных издательств, крупнейшие из которых — Издательство Белорусского экзархата и Издательство Елисаветинского монастыря.
В приветственном слове к участникам торжественного акта митрополит Павел подчеркнул величие подвига отцов Полоцкого Собора — приснопамятного митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) и его духовных соратников. По мысли владыки экзарха, мы вспоминаем события той далекой эпохи не для того, чтобы кого-то осудить, но для того, чтобы извлечь уроки из отечественной истории и в будущем не допустить повторения исторических ошибок. Полоцкий Собор является эпохальным событием, который положил конец духовному разделению белорусского народа и стал залогом мира и согласия на нашей благословенной земле. Сейчас наша задача — дорожить христианской историей нашей страны, хранить мир, завещанный нам отцами Полоцкого Собора, и созидательными трудами укреплять духовно-нравственные устои нашего общества.
Митрополит Павел особо отметил, что православная книга призвана нести свет, вдохновлять людей творить дела добра, любви и милосердия. Всем труженикам на ниве книжного дела Патриарший экзарх пожелал крепости сил и дальнейших творческих успехов.
С приветственными словами к собравшимся также обратились председатель комиссии Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке И.А. Марзалюк и директор Национальной библиотеки Беларуси Р.С. Мотульский.
Лицам, внесшим значительный вклад в организацию празднования Дня православной книги в этом году, были вручены памятные подарки.
Торжественный акт завершился театрализованным представлением, посвященным событиям Полоцкого Собора 1839 года. В сценарий вошли фрагменты «Записок» — автобиографического труда митрополита Иосифа (Семашко).
Русская линия