РПЦ призвала украинские власти прекратить гонения на УПЦ. Православная Церковь Чешских земель и Словакии отказывается сослужить с представителями «ПЦУ». Сербская Церковь запретила своим клирикам общаться с теми, кто поддерживает украинских раскольников. Партия социалистов Игоря Додона победила на парламентских выборах в Молдавии
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
На минувшей неделе Священный Синод Русской Православной Церкви в особом порядке рассмотрел ситуацию на Украине, где продолжается давление на каноническую Церковь, и заявил, что государственные власти этой страны поставили своей целью ликвидацию Украинской Православной Церкви.
Священный Синод призвал украинские власти прекратить гонения «против собственных граждан, не желающих присоединиться к расколу», а также обратил внимание мирового сообщества на вопиющие факты нарушения прав человека грубое вмешательства государства в дела Церкви.
Синод также призвал Поместные Православные Церкви молитвенно поддержать гонимую Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Текст заявления Священного Синода приводится ниже полностью.
О положении Украинской Православной Церкви Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви
Священный Синод Русской Православной Церкви с глубокой обеспокоенностью отмечает резкое ухудшение положения Украинской Православной Церкви.
Предоставление Константинопольским Патриархатом «томоса об автокефалии» так называемой «Православной церкви Украины», искусственно созданной путём слияния двух раскольнических организаций, ещё более усилило разделение между православными Украины, существенно обострило межконфессиональные отношения.
Особое беспокойство вызывает грубое вмешательство государственных властей Украины во внутреннюю церковную жизнь, попытки политиков использовать Церковь в конъюнктурных интересах. При этом грубо попираются фундаментальные права и свободы человека, закреплённые, в том числе, в Конституции Украины.
Верховной Радой Украины приняты и вступили в силу дискриминационные законы, цель которых — лишить Украинскую Православную Церковь её названия и легализовать практику захватов её храмов и монастырей. Верующие канонической Церкви поражены и в иных правах: её духовенство лишено возможности полноценно окормлять военнослужащих, работников правоохранительных органов, заключённых.
Становится все более очевидным, что целью представителей действующей государственной власти является ликвидация Украинской Православной Церкви. Местным властям и правоохранительным органам даны рекомендации максимально способствовать переводу общин Украинской Православной Церкви в раскол.
Звучат угрозы отъятия у Украинской Православной Церкви ее крупнейших монастырей и исторических святынь — Киево—Печерской Лавры и Почаевской Лавры.
В большинстве случаев изъятие храмов у религиозных общин происходит вопреки их решениям оставаться в канонической Церкви. Решение религиозной общины подменяется голосованием общего собрания граждан, которые далеко не всегда являются членами прихода Украинской Православной Церкви. Протоколы таких собраний немедленно утверждаются органами власти, после чего храм захватывается при содействии силовых формирований.
Происходящее беззаконие привело к всплеску насилия по отношению к духовенству и верующим Украинской Православной Церкви. Вопреки заверениям руководства Украины и Константинопольского Патриархата о мирном характере так называемого «объединения украинского Православия», десятки храмов захвачены путём взлома, при поддержке военизированных формирований, с неоднократными фактами избиений духовенства и верующих канонической Церкви, пытающихся отстоять свои святыни. Десятки общин Украинской Православной Церкви вынуждены собираться для молитвы в частных домах или на улице.
В этой тяжёлой ситуации призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине, о даровании им мужества и христианского терпения в их стоянии за святое Православие.
Обращаемся с призывом к государственной власти Украины прекратить гонений против собственных граждан, не желающих присоединиться к расколу.
Просим братские Поместные Православные Церкви молитвенно поддержать гонимую Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрию.
Призываем мировое сообщество обратить внимание на вопиющие факты нарушения прав человека и дать надлежащую оценку грубому вмешательству украинского государства в дела Церкви.
20 февраля 2019 года архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил (Дандар) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) издал указ «О разрешении на служение Святой Литургии с духовенством иностранных епархий», в котором чётко определил «ПЦУ» как раскольническую структуру, с которой «не может происходить ни служение Святой Литургии, ни доступ к принятию Святых Таин на земле Пражской православной епархии».
Согласно указу, отныне для служения Литургии с представителями иностранного духовенства на территории Пражской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии необходимо будет предоставить два документа:
1. Подтверждение высшего митрополита, архиепископа или епископа о том, что данное духовенство является действительным членом православной епархии канонической Православной Церкви, не находится в запрете на совершение богослужений и ни под каким-либо другим каноническим прещением.
2. Подтверждение архиепископа Пражского и Чешских земель Михаила о возможности служения Святой Литургии с духовенством иностранной Православной епархии на земле Пражской епархии.
Отмечается, что оба эти документа должны быть предоставлены в письменном виде, в исключительных случаях владыка Михаил может отойти от этого разрешения в устном порядке. Руководитель религиозной общины должен сделать копии вышеуказанных документов и хранить их в церковном архиве.
«В случае Украинской Православной Церкви, учитывая каноны Православной Церкви, канонической считается Украинская Православная Церковь (Московского патриархата — УПЦ МП). Так называемую „Православную Церковь Украины — ПЦУ“ считать неканонической, при этом основании не может происходить ни служение Святой Литургии, ни доступ к принятию Святых Таин на земле Пражской православной епархии», — говорится в указе архиепископа.
В документе подчеркивается, что случаи сослужения с духовенством неканонической Церкви на территории Пражской епархии «будут влечь вред не только православной религиозной общине Пражской православной епархии, но и всей Православной Церкви Чешских земель и Словакии».
«За несоблюдение данного приказа виновные лица будут подвергаться наказанию», — резюмируется в указе архиепископа Пражского и Чешских земель Михаила.
Сербская Православная Церковь, ранее заявлявшая о том, что откажется признавать недавно созданную «Православную церковь Украины», под страхом канонического наказания запретила своим клирикам сообщаться и служить вместе с представителями «ПЦУ». Кроме того, сербским священнослужителям рекомендовано избегать общения и с теми, кто сообщается с украинскими раскольниками.
«Сербская Православная Церковь не признает в качестве „автокефальной церкви Украины“ провозглашенную, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную, искусственную „конфедерацию“ украинских раскольнических группировок», — говорится в заявлении Бюро печати и массовой информации Сербского Патриархата.
Согласно документу, «раскольники остались раскольниками», и «единожды раскольник — раскольник навсегда, за исключением случаев искреннего обращения и глубокого покаяния». «Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», — говорится в заявлении СПЦ.
Вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный в Киеве при участии Константинополя «объединительный собор» назван «разъединительным и разделительным лжесобором, ещё глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины».
В связи с этим сербскому духовенству предписано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с духовенством «ПЦУ», но также с архиереями и клириками, которые служат с ним или имеют с ним общение.
Сербская Православная Церковь также «просит и умоляет» Константинопольского Патриарха пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство Поместных Святых Божиих Церквей».
На парламентских выборах в Молдавии, прошедших в воскресенье, 24 февраля, победу одержала пропрезидентская Партия социалистов Игоря Додона, которая набрала более 31% голосов.
На втором месте — проевропейский оппозиционный блок «Акум» (26%), объединяющий партии «Действие и солидарность» под руководством Майи Санду и «Достоинство и правда» во главе с Адрианом Нэстасе. Далее следует правящая Демократическая партия Молдавии (24%). В парламент также прошла партия Илана Шора (8%). Прочие партии не преодолевают 6-процентный барьер. Явка на выборах составила 49%.
Говорить о том, кто будет иметь большинство в парламенте в настоящее время пока рано, ведь парламентские выборы в Молдавии впервые проходили по смешанной системе: 50 депутатов из 101 будут избраны по партийным спискам, остальные — по одномандатным округам.
В настоящее время прошёл только первый этап выборов, и, несмотря на победу в них партии социалистов, проевропейские силы пока имеют большинство. Впрочем, говорить об объединении демократов и оппозиционного им блока «Акум», пока не приходится.
В этой ситуации многое будет зависеть от того, кто победит в одномандатных округах.
Русская линия
Св. Синод Русской Православной Церкви принял целый ряд кадровый решений. В Церкви призвали российские власти прекратить оплачивать аборты. Челябинску предложили вернуть исторические названия центральных улиц. В Омске установили мемориальную доску адмиралу Александру Колчаку
Обзор внутриполитических событий в нашей стране за минувшую неделю
26 февраля 2018 года в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был принят целый ряд кадровых решений.
В ходе заседания обсуждались вопросы об организации управления в Патриаршем Экзархате Западной Европы и об учреждении епархий и организации управления в Патриаршем Экзархате Юго-Восточной Азии. По итогам их рассмотрения, Синод утвердил «Внутреннее Положение о Патриаршем Экзархате в Западной Европе» и «Внутреннее положение о Патриаршем Экзархате в Юго-восточной Азии».
В составе Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии были образованы четыре епархии: Сингапурская, Корейская, Таиландская, Филиппинско-Вьетнамская. Правящим архиереем Сингапурской епархии решено было быть митрополиту Сингапурскому и Юговосточно-Азиатскому Сергию, которому также было поручено и временное управление остальными тремя епархиями.
В рамках состоявшегося заседания члены Священного Синода рассмотрели и удовлетворили прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия об освобождении его от занимаемой им должности управляющего делами Московской Патриархии. Прошение было подано в связи со значительно возросшим за последнее время объемом работы по архипастырскому окормлению Санкт-Петербургской митрополии.
Священный Синод постановил удовлетворить прошение, выразив сердечную благодарность митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии.
Управляющим делами Московской Патриархии Синод назначил митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, а на его прежнюю должность заместителя — епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) был избран Синодом викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский». При этом обязанности в Управлении делами Московской Патриархии были за ним сохранены.
Постановлением Священного Синода митрополит Рязанский и Михайловский Марк был освобождён от занимаемой должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с благодарностью за понесённые труды. Председателем Финансово-хозяйственного управления назначен митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, с сохранением за ним обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.
Повторно рассматривая прошение о почислении на покой митрополита Орловского и Болховского Антония, поданное им в связи с достижением 75-летия, Священный Синод решил прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность митрополиту Антонию за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями.
Митрополитом Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, решено было быть митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Симону, а митрополитом Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии, — епископу Североморскому и Умбскому Митрофану.
Кроме того, Священный Синод принял постановление о замещении вакантной кафедры Бийской епархии (Алтайская митрополия). Преосвященным Бийским и Белокурихинским решено было быть епископу Тарусскому Серафиму, викарию Калужской епархии.
Касаясь вопроса о перемещении наместников ставропигиальных монастырей, Синод постановил освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители и сохранив за ним обязанности викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» был назначен епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Донского монастыря Москвы, с выражением благодарности за понесённые труды. Наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» решено было быть епископу Уржумскому и Омутнинскому Фоме, с освобождением его от управления Уржумской епархией.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов подверг резкой критике российские власти, которые своими действиями активно поощряют россиян на совершение абортов, выделяя миллионы рублей на то, чтобы аборты в России оставались бесплатными. Об этом священник заявил во время выступления на 2-ом Гиппократовском медицинском форуме.
«Мы стали очень старым народом, средний возраст которого 40 лет. Когда нам показывают Сирию, мы видим огромное количество детей, а у нас их как будто нет. Один ребёнок, редко — два, а три — это считается многодетной семьей. А три и больше — это четыре процента населения», — отметил председатель Патриаршей комиссии, добавив, что такая ситуация ведёт к самоуничтожению народа и государства.
«Ещё Гитлер в своей программе говорил, что для русских, чтобы они сами вымирали, аборт надо сделать абсолютно приемлемым и совершенно желательным. Сегодня, несмотря на победу над нацизмом, наше общество во многом живёт в согласии с подобным планом. В нашем приходе очень много многодетных семей. К Пасхе ждем особого события. Одна наша Машенька ждёт десятого. И что же она выслушивает каждый раз? И в консультации, только одно: „Тебе это надо?“ Она отвечает: „Мне это надо“. То есть народ заточен на самоубийство», — заявил отец Димитрий.
Справиться с этой проблемой невозможно без возвращения к основам нравственности и отказа от государственной поддержки абортов, считает священник. «А теперь поговорим об этике. А что такое этика? Или замечательные слова „права эмбриона“. Интересно, что такое „эмбрион“? Если у него появляются права, если он в отдельных случаях является пациентом? Может быть он всё-таки человек? Человек в коме — это вообще человек или это „постэмбрион“ какой-то? Может тогда незачем на него деньги тратить? Может тогда применить эвтаназию? Что её тогда запрещают? Надо выбрать, наконец, и философски осмыслить этот выбор. Мне кажется, что эта конференция должна быть украшена философскими изысканиями. <…>Любая этика в любой стране зиждется либо на философии, либо на религии, у всех народов. Что такое хорошо, а что такое плохо, на этот вопрос отвечают либо поэты, как Владимир Владимирович, Царствие ему Небесное, Маяковский, либо религия. Потому что иначе не понятно: а если я не религиозный человек, то что, теперь можно воровать? Сказано же — не укради, не убий, не прелюбодействуй. Этому же надо учить детей, как учили в России 900 лет. Тогда что-то произойдёт с нашей этикой», — отметил отец Димитрий.
«Говорят о правах человека, а ребенок не имеет вообще права пожить на этой земле. Его никто не спрашивает, просто убивают и всё. И самое отвратительное, что наше социальное государство, про которое мы читаем в Конституции, делает это за счёт моих денег, которые я, священник, православный, с детства верую в Бога, должен платить в качестве налогов. И из этих налогов берут деньги на убийство детей. И объясняют это странными вещами: а то она пойдёт в подвал к какой-то бабке. А что, бесплатно пойдёт в подвал? Нет, тоже за деньги и гораздо дороже, чем в хорошей медицинской клинике. Почему государство должно оплачивать убийство собственных граждан? Ребёнок — это человек. Как бы это объяснить? А объяснить очень просто. <…>Просто объяснять, объяснять. Потому что, это нужно продолбить железобетонные мозги, заточенные на убийство и, следовательно, самоубийство народа».
Аборты — это трагедия нашего народа, сравнимая с ужасными последствиями страшной войны, считает глава Патриаршей комиссии. «Нам нужно выбрать между христианством и фашизмом. Мы ходим на бессмертный полк. Но это убили враги. А сколько убили мы сами? Побольше, чем на Второй Мировой войне. Гораздо больше. Надо над этим задуматься. Даже если кто-то не в курсе дела, над нами есть Бог, и если Он сказал, что „за каждое слово праздное будет держать ответ“, тем более за убийство собственного ребёнка, про которого Достоевский говорил, что слеза невинного младенца стоит дороже всего мира. Безжалостно, с улыбкой и с удовлетворением убивают собственных детей. Да когда же вы остановитесь? Массовое убийство русскими людьми русских детей — страшнее Холокоста», — заключил отец Димитрий.
26 февраля 2019 года по приглашению главы Челябинской митрополии митрополита Григория в Челябинск приехал руководитель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», известный предприниматель и меценат, основатель телеканала «Царьград» Константин Малофеев, который выступил в городе с целым рядом инициатив.
Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» возникло в 2017 году. Оно проводит многочисленные конкурсы и мероприятия, направленные на распространение исторических знаний и патриотическое воспитание молодежи. Особое значение в «Двуглавом Орле» придают сотрудничеству с Православной Церковью.
Митрополит Григорий тепло принял гостя в своём рабочем кабинете и обсудил с ним перспективы взаимодействия епархии и общества. Владыка Григорий и Константин Малофеев подписали соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между Челябинской епархий и обществом «Двуглавый Орёл». После торжественной церемонии гость побывал в Свято-Симеоновском кафедральном соборе, а затем владыка Григорий и Константин Малофеев ответили на вопросы журналистов.
«Мы будем совместно проводить мероприятия, направленные на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи. Обоюдными усилиями будем возрождать исторические традиции, содействовать историческим исследованиям», — сообщил владыка Григорий.
«Главное направление деятельности общества „Двуглавый Орёл“ — распространение знаний об истории дореволюционной России, это же самый забытый период. Челябинск по внешнему виду — город XX века, хотя на самом деле он был основан в XVIII веке. И те люди, которые жили в нём, любили, работали, трудились, мечтали, созидали этот край в XVIII—XIX вв. еках, заслуживают того, чтобы мы тоже о них хорошо помнили. Наше региональное отделение в Челябинске занимается именно этим. Улицам в центральной части города необходимо вернуть исторические названия. Например, Алое поле заслуживает того, чтобы называться Александровской площадью», — сказал Константин Малофеев.
Кроме того, православный меценат предлагает не только вернуть Алому полю историческое название, но и установить рядом с южным фасадом Александро-Невского храма памятник Императору Александру Второму. Именно в память об этом Государе была построена данная церковь, а благоверный князь Александр Невский был святым покровителем Царя-Освободителя.
Половину денег на памятник готов выделить сам Константин Малофеев, вторую половину он предлагает внести челябинским органам власти, либо местным предпринимателям. Кроме того, К. Малофеев готов оказать поддержку в деле реставрации храма Александра Невского.
По словам мецената, в национальной политике современной России имеется определённый перекос. В национальных республиках, под эгидой Федерального агентства по делам национальностей, реализуются масштабные программы по сохранению и развитию национальных культур. Ничего подобного нет в других субъектах Федерации — краях и областях с преобладающим русским населением. Единственным исключением является Калужская область, где запущена аналогичная программа по сохранению русской национальной культуры. Эту ситуацию надо исправлять, считает Константин Малофеев.
19 февраля 2019 года на здании Военного комиссариата по Центральному и Советскому административным округам Омска появилась мемориальная доска выдающемуся ученому, полярному исследователю, Георгиевскому кавалеру, участнику Русско-Японской и Первой мировой войн, Верховному правителю России адмиралу Александру Колчаку.
Надпись на ней гласит: «В этом здании в октябре-декабре 1918 г. жил адмирал А. В. Колчак».
Речь идёт о проекте «Третья столица», поддержанного министром культуры РФ Владимиром Мединским, в рамках которого такие знаки устанавливаются на зданиях, связанных с деятельностью Российского правительства в Омске в 1918—1919 годах.
Первый памятный знак в рамках этого проекта в Омске был установлен в августе 2016 года. Информационная доска появилась на здании генерал-губернаторского дворца Омского музея имени М. А. Врубеля (улица Ленина, 23). В табличке указывалось, что в годы Гражданской войны в этом доме находились Совет Министров Российского правительства, возглавляемый П. В. Вологодским, и Канцелярия Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака.
На церемонии открытия памятного знака присутствовал министр культуры Владимир Мединский, который в ходе своего выступления отметил важность изучения этого переломного момента в истории России.
В рамках проекта «Третья столица» в России планировалось установить более 20 информационных знаков. Их предполагалось расположить на зданиях, связанных с периодом, когда Омск был столицей России. Список мест был утверждён в ходе обсуждений концепции проекта с историками, краеведами и представителями общественности.
На всех знаках — информация о том, что находилось в том или ином здании в 1918—1919 годах, а QR-код даст возможность любому обладателю смартфона получить более подробные сведения.
В списке зданий, где должны быть установлены таблички, — бывшее здание Государственного банка Российской империи, в котором хранился золотой запас страны; Государственный университет путей сообщения (бывшее здание железной дороги), где находились Ставка Верховного Главнокомандования русской армии и Министерство путей сообщения Российского правительства; аграрный техникум (здание бывшего коммерческого училища), где размещались Главный штаб Военного министерства Российского правительства и штаб Верховного главнокомандующего адмирала А. В. Колчака. Также знак планировалось установить на здании Омского кадетского корпуса, в котором с 1902 по 1908 годы учился Анатолий Пепеляев (1891−1938) — участник Первой мировой и Гражданской войн, генерал-лейтенант, Георгиевский кавалер.
Русская линия
Переговоры Трампа и Чен Ына провалились. Правительство Ципраса настаивает на выведении греческих священнослужителей из состава госслужащих. Индия и Пакистан оказались на грани войны. Русский Экзархат в Западной Европе отказался подчиняться Фанару
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Переговоры президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына, закончившиеся в Ханое 28 февраля, оказались безрезультатными и едва не привели к скандалу. После того, как северокорейская делегация отказалась уничтожать все свои ядерные объекты, Трамп принял решение закончить встречу.
Лидеры двух стран обсудили различные варианты по реализации денуклеаризации и экономического развития Северной Кореи, заметил президент США, подчеркнув, что команды обеих сторон рассчитывают продолжать переговоры в будущем. Несмотря на отсутствие договоренностей, Трамп считает прошедшие переговоры «продуктивными».
«В принципе, они хотели, чтобы санкции были сняты полностью, но мы не смогли этого сделать», — указал Трамп. По его словам, Ким Чен Ын предложил демонтаж ядерного объекта в Йонбене в обмен на снятие всех санкций. Американская же сторона потребовала сначала демонтировать все ядерные объекты.
Трамп отметил, что даже без достижения соглашения лидер Северной Кореи пообещал не продолжать атомные испытания. «Мы стали намного ближе друг к другу, чем год назад», — подчеркнул президент США.
Глава Белого дома сообщил, что двустороннее соглашение уже было готово к подписанию, однако стороны решили отказаться от него. Трамп подчеркнул, что решение не заключать конкретных договоренностей с КНДР по итогам саммита не было принято им единолично.
Президент США также сообщил, что проведение следующего саммита не обсуждалось. И теперь не совсем понятно, как будут договариваться лидеры двух государств.
Очевидно, что прервав переговоры, Трамп решил дать Ким Чен Ыну подумать над тем, чтобы смягчить свою позицию, и теперь в Вашингтоне надеются, что это сработает.
Саммит завершился на несколько часов раньше запланированного без обнародования совместного заявления. Совместный обед двух лидеров был отменён.
Кабинет министров Алексиса Ципраса решительно настроен на то, чтобы вывести священнослужителей Элладской Православной Церкви из списков греческих государственных служащих, и не собирается идти на компромисс с Церковью в этом вопросе. Об этом в интервью радиостанции «Новости 24/7» дал понять министр образования Костас Гавроглу.
«Есть постановление Государственного совета о том, что священнослужители не являются государственными служащими. Мы укрепляем статус, который говорит о том, что они являются служителями Церкви. Ассоциация духовенства Греции через своего представителя делает заявления, которые не делают ни нам, ни обществу никакой чести», — заявил министр, комментируя заявление греческих священников о том, что они никогда не согласятся выйти из состава госслужащих.
«Мы дали им десятистраничный текст, а они говорят, что мы не согласны, не объясняя причин их несогласия. Они шантажируют нас? Это не линия Церкви. Архиепископ Иероним никогда даже не подразумевал ничего подобного. Некоторые люди перешли «красные линии», — возмутился Костас Гавроглу.
Министр отметил, что в общей сложности на 10 тысяч постоянных должностей священников сейчас приходится лишь 6 тысяч человек. «Мы уточнили, что хотим навести порядок. Мы хотим исправить эту несправедливость на счёт священнослужителей. Поэтому, если диалог будет продолжен, мы сможем увеличить постоянные должности для остальных 4 тысяч священнослужителей». Но получать свою зарплату они будут из специального церковного фонда, как священники, а не как государственные служащие.
При этом Гавроглу решительно заявил, что власти не собираются «откладывать решение этого вопроса на неопределенный срок». Он добавил, что можно было бы внести изменения в текст церковно-государственного соглашения, но отказываться от него целиком правительство Ципраса не будет.
Карта Кашмира и спорных территорий14 февраля 2019 года смертник подорвал себя рядом с колонной индийской военизированной полиции, в результате чего погибли 45 военных. Ответственность за атаку взяла на себя одна из исламистских группировок, лагерь которой располагается на пакистанской территории.
В связи с этим 26 февраля самолеты индийских ВВС нанесли удар по лагерю исламистов в пакистанской части Кашмира. В результате воздушного рейда множество боевиков, а также принадлежавшие им транспорт, оружие и боеприпасы были полностью уничтожены.
Первый замглавы МИД Индии Виджай Гокхале заявил, что это было «абсолютно необходимо», поскольку группировка готовила новые атаки с участием смертников. Кроме того, по мнению Нью-Дели, Пакистан до сих пор не предпринял никаких практических шагов, направленных на ликвидацию инфраструктуры террористов на своей территории.
Однако, действия Индии вызвали резкую реакцию Пакистана, власти которого заявили о нарушении суверенитета страны и предупредили о возможном начале полномасштабной войны. Пакистанская армия также сбила два индийских военных самолета, нарушивших воздушное пространство в спорном регионе Кашмир.
«Один из самолетов упал на территории Азад Кашмира, другой — в районе линии контроля», — написал в своем Twitter глава пресс-службы Вооруженных сил Пакистана генерал-майор Асиф Гафур.
Арестованы два пилота сбитых машин, один из них нуждается в медицинской помощи.
В МИД Пакистана заявили, что Исламабад продемонстрировал способность к самообороне, однако при этом не стремится к войне с Нью-Дели.
Однако позднее появилась информация, что индийские ВВС также сбили пакистанский F-16.
В Москве выразили серьезную озабоченность произошедшим и надежду на скорейшую деэскалацию. Пекин призвал стороны конфликта к сдержанности.
Гражданские самолеты международных авиакомпаний, чьи маршруты проходят через Кашмир, срочно поменяли курс или вернулись в пункты вылета.
Созванная главой Русского Экзархата в Западной Европе архиепископом Хариупольским Иоанном (Ренето) Генеральная ассамблея Архиепископии обсудила на минувшей неделе одностороннее решение Синода Константинопольского Патриархата о фактическом упразднении Экзархата и приняла решение не выполнять данное постановление и сохранить самостоятельность русских общин в Европе.
«Мы не согласились с решением Константинопольского патриархата, — сообщили в Русском Экзархате. — Архиепископия будет сохранена».
Священный Синод Вселенского Патриархата в ходе собрания 27 ноября 2018 года принял решение отменить действие Томоса от 1999 года, который даровал расположенной в Париже Архиепископии пастырское попечение и управление православными приходами русской традиции в Западной Европе.
В сообщении пресс-службы Патриархата подчеркивалось, что такой шаг совершён ради «дальнейшего укрепления связи приходов русской традиции с материнской Церковью Константинопольского Патриархата». В рамках этого решения Константинопольский Патриархат стремится «объединить приходы с различными святыми городами Вселенского Патриархата в тех странах, где они находятся».
Однако, в Русском Экзархате не поверили Патриарху Варфоломею и его архиереям, увидев в этом решение стремление захватить и подчинить себе русские приходы в Европе. Жёсткие односторонние действия Фанара вызвали возмущение среди священников и верующих Архиепископии.
В результате Генеральная Ассамблея Архиепископии большинством голосов высказалась против своего роспуска Константинополем. Из 206 делегатов только 15 человек поддержали решение Синода Константинопольского Патриархата об упразднении Архиепископии, сообщил на своей странице в Facebook диакон Александр Занемонец.
«Это официальный ответ Вселенскому Патриарху и фактический выход из подчинения ему, — отметил священнослужитель. — Тем не менее, окончательное решение о будущем не принято. Связано это с тем, что до ответа Вселенскому Патриарху — то есть до сегодняшнего дня — ряд Церквей опасался вести официальные переговоры с Архиепископией. Это Румынская Церковь и Православная Церковь в Америке».
По словам клирика, сейчас ведутся переговоры о юрисдикционной принадлежности Архиепископии с Русской Православной Церковью, Румынской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке.
«Переговоры с Русской Зарубежной Церковью были. Похоже, ещё не очень внятные. Более подробные — с Русской Церковью Московского Патриархата. Из встреч и переписок с официальными (!) представителями Патриарха Кирилла следует, что гарантируется сохранение автономного статуса Архиепископии, самостоятельное избрание архиереев (в том числе нескольких викарных) и самостоятельность приходов. Сохраняется, конечно же, почитание наших святых и новомучеников — матери Марии (Скобцовой) и др. (пусть пока что как „местночтимых“). И это всё очень важно, в том числе и для тех, кто в России. Обсуждается неучастие нашей епархии в разрыве евхаристического общения между Москвой и Константинополем», — отметил отец Александр.
«Всё это обсуждается на достаточно высоком уровне, с документированной перепиской и протоколами переговоров. Однако, пока ещё это не превращено в официальный документ, который можно было бы предоставить для конкретного обсуждения и голосования, на что может уйти ещё несколько месяцев. Решение должно быть принято 2/3 голосов. По слову владыки Иоанна, АРХИЕПИСКОПИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ ИСТОКАМ. В случае запрета, Владыка начинает поминать Русского Патриарха. А мы продолжаем поминать своего Архиепископа», — заключил он.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея России, митрополита Макария, а также вспоминаем П.С.Ванновского и В.В.Оловеникова
Патриарх Гермоген происходил из донских казаков и сначала был священником в Никольской церкви в городе Казани. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, а 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
С самого начала своего служения святитель Гермоген проявлял ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Гермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Деятельность Патриарха Гермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Грамоты, рассылавшиеся святителем по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского Царя. В ответ на это поляки совместно с русскими изменниками насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Гермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 1913 года.
Сегодня русские монархисты чтят память выдающегося русского Святителя ХХ века, митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского), скончавшегося в 1926 году.
Он родился 1 октября 1835 г. в семье причетчика сельского храма Владимирской губернии и звался в миру Михаилом Андреевичем Парвицким (прибавку к фамилии Невский получил после окончания семинарии). Прославился просвещением алтайцев, за что получил почетное прозвание Апостол Алтая. Активно поддерживал деятельность монархистов по борьбе с революцией. В 1912 г. стал Московским митрополитом. После Февральской революции за свои монархические убеждения был изгнан с кафедры.
Сегодня также день памяти видного российского государственного и военного деятеля, генерала Петра Семёновича Ванновского.
Он родился 24 ноября 1822 г. в Киеве в дворянской семье. В 1840 г. Ванновский окончил 1-й Московский кадетский корпус, во время Крымской войны служил в Камчатском пехотном полку, неоднократно отличаясь в сражениях. После окончания войны Ванновский служил начальником учрежденной Офицерской стрелковой школы, а в 1861 г. был произведен в чин генерал-майора и переведен на должность директора Павловского кадетского корпуса, позже преобразованного в военное училище.
В Русско-турецкую войну 1877−1878 гг. генерал Ванновскийисполнял обязанности начальника штаба Рущукского отряда, находившегося под командованием наследника Престола Великого Князя Александра Александровича (будущего Императора Александра III). В 1882 г. Ванновский стал военным министром. Бессменно занимая этот пост в царствование Государя Александра III, генерал пользовался его исключительным доверием и уважением. Чуждый либеральным воззрениям своего предшественника Д.А.Милютина, Ванновский в целом сохранил организационную структуру военного управления, крупным преобразованиям подверглась лишь система военного обучения, произошло также и переобмундирование армии — русскому мундиру был придан упрощенный национальный покрой.
В 1898 г. Ванновский по собственному прошению был уволен от должности, получив назначение члена Государственного Совета. В 1901 г., занимая пост министра народного просвещения, генерал подготовил проект коренного преобразования образовательной системы. Его политические и военные взгляды однозначно характеризовались современниками как консервативно-охранительные.
Сегодня мы также вспоминаем видного монархического деятеля, издателя и публициста Владимира Владимировича Оловеникова.
К сожалению, точными данными о его биографии мы не располагаем. Известно лишь, что Оловеников родился в 1872 г., был известен как московский издатель различных справочников и путеводителей. В разгар революционных беспорядков в Москве в 1905 г. он основал одну из самых популярных черносотенных газет — «Вече», в трудах по изданию которой ему помогала его супруга. Скончался он от чахотки. Лидер московских монархистов священномученик протоиерей Иоанн Восторгов по случаю смерти Оловеникова писал: «До праха земного склоняюсь у праха почившего. Господь да успокоит душу, столь много страдавшую страданиями Родины».
Русская линия