Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2018 >>

Протоиерей Александр Бахов: Епископов УПЦ начали вызывать в СБУ, чтобы принудить к участию в «объединительном соборе»
Председатель Юридического отдела УПЦ заявил, что украинские власти используют весь свой «административный ресурс», чтобы заставить архипастырей предать свою Церковь

Протоиерей Александр БаховПосле завершения Собора епископов УПЦ от 13 ноября 2018 года, на котором было принято постановление «О последних церковных событий на Украине», в разных регионах Украины почти одновременно состоялся ряд провокаций, направленных против иерархов Украинской Православной Церкви, а епископов канонической Церкви под надуманным предлогом начали вызывать в СБУ, сообщил председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов, передаёт официальный сайт УПЦ.

«На сегодня со стороны различных сил совершаются действия с целью давления на епископов Украинской Православной Церкви. Свидетельством этого является ряд пикетов и незаконных действий у Епархиальных управлений и резиденций епископов УПЦ. Также мы видим, что системно публикуется разного рода информация о епископах УПЦ, о их состоянии, месте проживания, передвижения — с той целью, чтобы привлечь внимание к их деятельности и попытаться как-то дискредитировать. Кроме того, происходят вызовы епископов УПЦ на беседу в СБУ», — рассказал глава Юридического отдела.

По его убеждению, «учитывая системность, одновременность, массовость, эти действия направлены на епископов с целью давления и принуждения их к участию в так называемом «объединительном соборе».

Отец Александр подчеркнул, что данные провокации являются прямым нарушением конституционных прав граждан Украины.

«Организуя такой проект, как «единая поместная украинская церковь», государство обеспечивает право на свободу совести определенной части граждан Украины. Но в то же время, государство нарушает права другой части Украины, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви, — отметил он.

Анализируя последние события, юрист обратил внимание на их заказной характер.

«Посмотрим, что написано на тех плакатах, почему пикетчики надевают балаклавы, почему вредят имущество, почему они именно сейчас появились? Для чего публикуются персональные данные архиереев? Говорят епископам, что якобы „мы Вас приглашаем на беседу“. Но в контексте чего эта беседа?». «Это, определенным образом, психологическое давление», — подчеркнул священник.

«Такие события, в некоторой степени, ожидаемые, потому что епископат Украинской Православной Церкви на Соборе епископов от 13 ноября 2018 года очень чётко определил свою позицию относительно последних событий и, в частности, в отношении действий Константинопольского Патриархата на канонической территории Украинской Православной Церкви».

Кроме того, подчеркнул глава Юротдела, провокации имеют явно выраженный искусственный и централизованный характер, и не является беспристрастным проявлением волеизъявления людей. «К примеру, когда проходил пикет вблизи резиденции архиепископа Боярского Феодосия, после того, как позвонили в полицию, сторонники „томоса“ сразу, не дождавшись приезда правоохранителей, ушли. Выглядит так, что им об этом сообщили».

Юрист отметил, что реагировать на такие провокации следует при помощи правовых способов. «Ранее министр МВД пообещал, что не допустит столкновений на религиозной почве, но мы видим, что происходит обратное. Нужно не допускать такого, нужно контролировать ситуацию, — объясняет он. — В случае противоправных действий „активистов“, нужно обращаться в правоохранительные органы: вызывать полицию, писать заявления, жаловаться, фиксировать все случаи».

Протоиерей Александр также напомнил права священнослужителей и верующих в случае вызова в СБУ:

«Такое общение с правоохранительными органами регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. В случае вызова, лицо имеет право знать в качестве кого, на основании чего и кто его вызывает. Если невозможно получить такую информацию, то нужно попросить, чтобы прислали повестку. Тем более, если это не допрос, а разговор, вы не обязаны идти. Имеете желание поговорить — пожалуйста, не имеете такого желания — ваше право. Также лица имеют право воспользоваться правовой помощью, которая гарантируется статьей 59 Конституции Украины, и могут приходить на такого рода разговоры вместе с адвокатом. Кроме того, во время такого разговора вы имеете право не свидетельствовать против себя и своих близких, родственников. Это право гарантировано статьёй 63 Конституции Украины».

Отметим, что два архиерея Украинской Православной Церкви публично заявили, что побывали на «беседах» в СБУ и рассказали, как это происходило. Вчера вечером управляющий Запорожской епархией митрополит Лука сообщил, что его вызвали без повестки, однако, он настоял на том, чтобы взять с собой адвоката.

«Беседа была очень корректной», — сказал владыка Лука. Его спрашивали, как часто он выезжает за границу, как проходит таможенный досмотр и тому подобное. В СБУ также обратились к нему с просьбой, что если к нему за рубежом подойдут и будут предлагать что-то переправить в Украину, сообщить в органы о происшествии. При этом владыка отметил, что никаких документов он не подписывал.

Утром, 20 ноября, управляющий Бердянской епархией архиепископ Ефрем также написал на странице в соцсети о своём визите в СБУ: «Всем, дорогие, спасибо за молитвенную поддержку. Прошла моя встреча в СБУ. Очень толерантно, вежливо, спокойно, с уважением. Вопрос о безопасности во время пребывания за рубежом».

Почему именно сейчас архиереев УПЦ решили предупредить о правилах поведения за рубежом, в СБУ не говорят. Однако, нельзя исключать в связи с этим подготовки какой-либо провокации против УПЦ, когда к украинским епископам будут подсылать специальных людей за границей и проверять, сообщат ли они об этом украинским спецслужбам. Если сообщат, то всегда можно будет заявить о попытке вербовки епископов канонической Церкви заграницей и сделать из этого скандал (если вербуют, значит, есть и завербованные), а если нет — то заявить, что тот или иной епископ — агент Кремля, который не сообщил СБУ важную информацию.

Русская линия


Митрополит Волоколамский Иларион: Мы надеемся, что в ближайшее время Поместные Православные Церкви отреагируют на происходящее на Украине
Вслед за Александрийским и Антиохийским Патриархами председатель ОВЦС МП посетил Предстоятеля Кипрской Православной Церкви

Архиепископ Кипрский Хризостом и митрополит Волоколамский Иларион19 ноября 2018 года в здании Кипрской Архиепископии в Никосии Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II принял прибывшего на Кипр по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

В ходе беседы обсуждались актуальные вопросы межправославных отношений, и в том числе, ситуация на Украине.

Во встрече участвовали епископ Месаорийский Григорий (Кипрская Православная Церковь), сотрудник ОВЦС иеродиакон Григорий (Соколов).

Ранее владыка Иларион провёл переговоры с Александрийским Патриархом Феодором и Антиохийским Патриархом Иоанном, с которыми также обсуждал тему Украинской Православной Церкви.

В интервью РИА Новости представитель Русской Православной Церкви заявил, что его поездка в Египет, Сирию и на Кипр имела целью донести до Поместных Православных Церквей информацию о положении дел на Украине и призвать Предстоятелей встать на защиту канонов и не признавать поддержанных Константинополем украинских раскольников.

«Я надеюсь, что Поместные Церкви осознают пагубность происходящего сейчас. И подобно тому, как Сербская Церковь вполне однозначно заявила о том, что не признает снятие анафемы с раскольников, не признает раскольников в качестве канонической Церкви, подобно тому, как Польская Церковь недавно об этом же заявила, — надеюсь на то, что и другие Церкви встанут на ту же самую позицию. Это единственная на сегодня правильная каноническая позиция», — сказал митрополит Иларион.

По его словам, общение с Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X в Дамаске было очень тёплым. «Конечно, не могли не затронуть того, что сегодня происходит на Украине. И действий Константинопольского Патриархата, которые Русская Православная Церковь оценивает как поддержку раскола, и которые мы не можем квалифицировать иначе как вторжение на нашу каноническую территорию», — отметил представитель РПЦ.

Антиохийский Патриархат, напомнил он, уже неоднократно высказывался публично на эту тему. «Но так как события развиваются, на них надо снова реагировать. Мы надеемся, что в ближайшее время Антиохийский Патриархат ещё раз отреагирует на те события, которые происходят», — добавил митрополит Иларион.

Накануне поездки в Сирию владыка посетил Египет, где встретился с Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II. «Я сказал Александрийскому Патриарху, что сегодня в нашем диптихе он занимает первое место. У нас больше нет Константинопольского Патриарха, который, к сожалению, впал в раскол. Это не первый такой случай в истории. Мы знаем, что в V веке Константинопольский Патриарх Несторий оказался еретиком. Он выступал против того, чтобы Богородицу называли Богородицей — и тогда Александрийский архиепископ Кирилл встал на защиту Православия, Несторий был низложен, и на его место был избран другой Патриарх», — заявил митрополит Иларион.

Владыка также напомнил историю середины XV века, когда Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом. Другие восточные Патриархи тогда не признали это деяние.

«Именно тогда в Москве был самостоятельным русским епископом избран митрополит, без благословения Константинопольского Патриарха, потому что на тот момент Константинопольский Патриарх находился в унии с Римом. И тогда же этот униатский Константинопольский Патриарх, находившийся в Риме, как бы в ответ на фактическое провозглашение Русской Церковью автокефалии с центром в Москве поставил в Киев независимого от Москвы митрополита. И вот два века просуществовала эта основанная униатом митрополия в Киеве. Ну, а потом она воссоединилась с Русской Церковью. Это то самое деяние, которое сейчас Константинопольский Патриарх отменил», — пояснил митрополит Иларион.

По его словам, Патриарх Феодор хорошо знает Русскую Церковь — он 10 лет был представителем Александрийского Патриархата при Московском, когда ещё представительство находилось в Одессе. «Он знает хорошо владыку Агафангела Одесского и не так давно участвовал в праздновании его 80-летия в Одессе. Беседа наша была очень сердечной и очень содержательной», — заключил митрополит Иларион.

Русская линия


В Госдуме хотят ввести налог на домохозяек
Неработающих и самозанятых россиян хотят заставить платить страховые взносы. Отказавшихся будут штрафовать

Логотип партии "Единая Россия"Российским мужьям, чьи жёны не работают и занимаются семьёй и детьми, придётся оторвать их от семейных дел и отправить на работу. Быть домохозяйкой в России вскоре может оказаться делом преступным. Этого добивается член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов единоросс Сергей Вострецов, который внёс в Госдуму предложение штрафовать неработающих россиян за неуплату страховых взносов, сообщает РИА Новости.

Сейчас за трудоустроенных граждан эти взносы перечисляет работодатель — 22 процента в Пенсионный фонд, 5,1 процента — в Фонд обязательного медстрахования и 2,9 процента — в Фонд социального страхования. Всего 30%. При этом около 18 миллионов россиян официально не работают, а значит, не платят этих взносов. Это серьёзно раздражает единоросса Вострецова и его коллег, с рвением ищущих возможности пополнить бюджет.

Ранее подобный эксперимент по сбору денег с неработающих граждан в своей стране провёл президент Белоруссии Александр Лукашенко, и он в итоге согласился, что это провальная мера, которая ведёт только к росту социального напряжения. Но российским депутатам всё нипочём, главное выступить с инициативой, чтобы показать, что ты занят делом, а к чему она приведёт — не важно.

Буквально несколько месяцев назад российские власти приняли решение ввести налог на самозанятых. Чтобы не спугнуть людей и подвигнуть работающих на себя россиян, раскрыть свои доходы, чиновники постарались убедить их, что в случае госрегистрации им ничего не грозит — придётся платить только небольшой налог в 4%, а социальные взносы в 30% – будут делом добровольным.

В связи с этим было решено с 1 января 2019 года провести соответствующий эксперимент в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Но не успел наступить новый год, как единороссы уже раскрыли все свои планы. На самом деле они хотят заставить самозанятых платить и соцвзносы, а отказавшихся будут штрафовать. Понятно, что вскоре после этого может вырасти и процент по налогу с 4% до 13%. «А с какой стати все платят 13%, а самозанятые 4%? Это несправедливо», — возмутится какой-нибудь ещё один Вострецов и внесёт в Госдуму соответствующую поправку.

Очевидно, что после таких инициатив многие россияне продолжат скрывать свои реальные доходы. Если депутаты послушаются Восрецова и введут налог на домохозяек и всех неработающих — это серьёзно взвинтит социальную напряжённость в стране. А результата от такой меры, как и в Белоруссии, не будет. Собрать с самозанятых даже 4% налога теперь окажется очень большой проблемой.

Самозанятые российские граждане начнут идти на всевозможные ухищрения, устраиваться на полставки сторожами и т. п., но не раскроют свои реальные доходы, поскольку никакой веры российским чиновникам в обществе нет.

В своё время вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов объяснил нежелание правительства вводить в России дифиринцированную шкалу налогов тем, что богатые россияне «все очень умные», и они «найдут способ, как уйти от чрезмерного налогооблажения». В отношении простых россиян наши чиновники такую логику не используют, а зря. Ведь, как известно, голь на выдумки хитра.

Русская линия


Два — вам, два — нам
Согласно соцопросу, большинство японцев одобряет переговоры с Россией на основе декларации 1956 года

История Курильского вопросаПодавляющее большинство граждан Японии поддерживает ускорение переговоров о выработке мирного договора с Россией на основе положений советско-японской Совместной декларации 1956 года, согласно которой Москва была готова передать Токио два из четырёх курильских островов, сообщает РИА Новости.

Согласно общенациональному опросу общественного мнения, проведенного крупнейшей в стране частной телекомпанией Fuji и газетой Sankei, переговоры между Россией и Японией на основе договоренностей 1956 года поддержали 64,9% участников исследования. Без энтузиазма к этому отнеслись 27,3% респондентов.

Почти 36% участников опроса считают, что Токио, в соответствии с декларацией 1956 года, мог бы удовлетвориться передачей южнокурильского острова Шикотан и прилегающей к нему необитаемой гряды, которую японцы именуют Хабомаи. Однако 61,6% респондентов всё же полагают, что следует добиваться ещё и самых крупных островов этой зоны — Итурупа и Кунашира.

На встрече в Сингапуре 14 ноября президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились об активизации российско-японских переговоров о заключении мирного договора на основе Совместной декларации от 19 октября 1956 года. В ней было прекращено состояние войны между двумя государствами, восстановлены дипломатические и консульские отношения.

В девятой статье декларации советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды с условием, что фактический их переход под контроль Токио будет произведён после заключения мирного договора.

Декларация была ратифицирована парламентами обоих государств в декабре 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с её территории.

Сейчас переговоры по Курильским островам также затрагивают союзнические отношения Японии с США.

Русская линия


Никаких великих имён. В основном советские лётчики и революционеры
Инициатива по названию российских аэропортов в честь великих русских людей превратилась в фарс

Проект Великие именаИнициатива главы Псковской митрополии митрополита Псковского Тихона, который предложил переименовать российские аэропорты в честь великих русских учёных, писателей и святых обернулась активным возрождением в нашей стране советизма.

Первоначально предполагалось, что в список имён, в честь которых будут названы воздушные гавани России, войдут, действительно, выдающиеся и великие учёные, писатели, полководцы и святые. При этом речь шла о людях до XX века.

Однако, затем правила были изменены — любой желающий смог предложить имя любого общественного и политического деятеля, причём даже ныне здравствующего. В итоге исторический проект превратился в полный политический фарс, и в списке «великих людей» оказались совсем ничтожные и сомнительные имена.

Понятно, что современные россияне плохо знают русскую историю, и поэтому голосуют за тех деятелей, о которых они слышали ещё в советские годы. В результате при голосовании сейчас в большинстве российских регионов лидируют либо советские лётчики, либо революционеры.

За исключением Петра Великого, Екатерины II и Царя Николая в голосовании не лидирует ни один российский царь или император. В честь святых будет, похоже, назван только аэропорт в Пскове. В Екатеринбурге воздушную гавань назовут именем революционера Бажова. Александр Пушкин и Дмитрий Менделеев проигрывают в Москве Туполеву и Королёву. В Калининграде побеждает немецкий философ Иммануил Кант.

По остальным городам лидируют в основном советские военные деятели: в Белгороде — советский военачальник Николай Ватутин, в Волгограде — генерал СССР Василий Чуйков, в Набережных Челнах — советский министр нефтепереработки Николай Лимаев, в Нижнем Новгороде — лётчик СССР Валерий Чкалов, в Омске — советский генерал Дмитрий Карбышев, в Томске и Чебоксарах — советские космонавты Николай Рукавишников и Андриян Николаев.

Ни одного полководца царской России в лидерах голосования нет. Словно и не было в русской истории Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Павла Нахимова, Петра Багратиона, Алексея Ермолова и многих-многих других. О князе Владимире Крестители Руси и святых вообще говорить не приходится.

Русская линия


Братия Почаевской лавры призвала гонителей Церкви вспомнить о том, что за все свои дела придётся дать ответ на суде Божием
В обители заявили, что возбуждение уголовного дела о якобы незаконной передаче лавры в пользование УПЦ носит заказной и откровенно политический характер

Крестный ход в Почаевской лавреНа официальном сайте Свято-Успенской Почаевской лавры в последние дни было опубликовано обращение братии ко всем, кто умышленно сеет вражду и межконфессиональное противостояние между людьми, с призывом перестать воевать с Церковью, сообщает Союз православных журналистов.

В своем обращении братия отметила, что баталии вокруг Почаевской лавры разворачиваются с «калейдоскопической скоростью» и манипулятивные публикации, умышленно искажающие информацию об обители, появляются в украинских СМИ практически ежедневно. Особое внимание обращают на себя новости о «защите Почаевской лавры от посягательств Русской Церкви» и уголовное дело о незаконности передачи зданий Почаевской лавры УПЦ.

«Попытка заповедника зарегистрировать за собой культовые здания как собственность заповедника провалилась, — сказано в обращении. — В регистрации им было отказано Государственным регистратором на том основании, что эти сооружения выведены из состава заповедника постановлением Кабинета Министров Украины № 483 от 17 июля 2003 г.».

Получив отказ в регистрации, Министерство культуры обратилось в прокуратуру о проверке передачи культовых зданий Лавре в безвозмездное пользование. В обращении отмечается, что прокуратура открыла уголовные дела против двух Государственных регистраторов, один из которых зарегистрировал договор, заключенный в 2003 г., о передаче Госстроем Украины в безвозмездное пользование культовых зданий Почаевской лавры, а второй регистратор отказал заповеднику в регистрации права на культовые сооружения: Успенский собор, Троицкий собор, колокольня, архиерейский дом, святые ворота и братские кельи.

«Так называемые „активисты“ собираются в Тернополе, чтобы „выработать меры по недопущению передачи сооружений Почаевской лавры Московскому Патриархату“. Это звучит как бред, но имеет место и никто не хочет знать, что эти здания в государственной собственности и никто кроме государства ими не владеет и не распоряжается, — пишут в Почаевской лавре. — Действия властных структур свидетельствуют о том, что всё связано с заказом определённых политических сил и попыткой создания „единой поместной церкви“, а фактически уничтожается каноническая Православная Церковь и Апостольская вера в Украине».

«Обращаемся к тем, кто это заказал, к тем, кто выполняет заказы, перестать воевать с Истиной и помнить Суд Божий, а людей просим не реагировать на провокации и молиться за мир в Украине», — говорится в обращении.

Русская линия


Больше не союзник США
Наследного принца Мухаммеду бен Сальмана хотят лишить престола из-за дела об убийстве журналиста Хашкаджи в саудовском консульств в Анкаре

Саудовская АравияНаследный принц Саудовской Аравии Мухаммеду бен Сальман, которого до недавнего времени считали ближайшим союзником США, оказался в опале после того, как саудитам не удалось скрыть убийство в саудовском консульстве в Турции оппозиционного журналиста Джамаля Хашкаджи, проживающего в США.

За годы своей власти принци Сальман нажил себе очень много врагов среди своих родственников. Он при помощи угроз и пыток отобрал у многих членов королевского дома миллиарды долларов, но поскольку был правой рукой США в Сирии, оставался у власти и чувствовал себя совершенно безнаказанным.

В какой-то момент эта безнаказанность и вскружила ему голову. Очевидно, что именно от него исходил приказ об убийстве журналиста Хашкаджи прямо в консульстве. Решиться на столь дерзкое преступление без одобрения с самого верха саудовские спецслужбы вряд ли бы осмелились.

Поначалу власти США ещё пытались отвести подозрения от принца Сальмана, но затем поняли, что замести сор под ковёр не удастся. И в итоге они решили сдать наследного принца, в целом не портя отношения с саудовской монархией.

В результате члены королевской семьи Саудовской Аравии настолько осмелели, что выступили против того, чтобы принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд наследовал трон из-за обвинений в причастности к убийству Джамаля Хашкаджи. Об этом во вторник сообщило агентство Reuters со ссылкой на три источника, близких к королевскому двору, передаёт ТАСС.

По их данным, десятки принцев и двоюродных братьев собираются воспрепятствовать восхождению наследного принца на престол. Они не будут этого делать, пока жив его отец — 82-летний король Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд.

Как сказал один из источников, королевская семья намерена оказать поддержку единственному брату короля Сальмана, принцу Ахмеду. Высокопоставленные чиновники США также выступили за его кандидатуру в качестве преемника, указали источники.

По их информации, отношение к наследному принцу в США поменялось не только из-за предполагаемой причастности к убийству журналиста, но и в связи с позицией Мухаммеда бен Сальмана в вопросе закупок оружия у России.

В письме наследника министерству обороны королевства от 15 мая, попавшем в распоряжение Reuters, он попросил «сосредоточиться на приобретении оружия» у России, включая зенитные ракетные системы С-400.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского

Николай Яковлевич ДанилевскийНиколай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в Ливенском уезде Орловской губернии в семье генерала. Образование получил в Императорском Царскосельском Лицее, который окончил в 1842 г., служил в канцелярии Военного министерства, одновременно в 1843−47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где по окончании курса получил степень кандидата. Сдал магистерский экзамен и весной-летом 1849 г. изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации по ботанике. Но в июне был арестован в Тульской губернии и доставлен в Петербург. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский с 1844 по май 1848 гг. посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста. Он был заключен в Петропавловскую крепость, но, поскольку его участие в кружке было минимальным и он раскаялся в содеянном, в ноябре был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции. Служил чиновником в канцелярии губернатора, с 1852 г. на аналогичной должности в Самаре. В 1857 г. причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, участвовал в ряде научных экспедиций.

В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.

Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.

Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.

В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественный годичный акт Свято-Тихоновского университета

18 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В этот день утром Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в домовом храме святого равноапостольного князя Владимира ПСТГУ. Храм находится в историческом комплексе Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Об этом сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Торжественное заседание состоялось в Соборной палате Московского епархиального дома, который с 2015 года является главным зданием ПСТГУ.

В заседании участвовали иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты Свято-Тихоновского университета.

Святейшего Владыку и всех собравшихся приветствовал ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

Далее с докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В дар библиотеке Свято-Тихоновского университета Предстоятель Русской Православной Церкви передал собрание своих трудов, выпускаемое Издательством Московской Патриархии.

На торжественной мероприятии выступили: заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации по вузам М.А. Боровская, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Дамаскин (Лебедь).

Актовая речь доктора исторических наук Ф.А. Гайды была посвящена теме «Россия 1917 года: судьба Империи».

В завершение официальной части протоиерей Владимир Воробьев от лица собравшихся еще раз поблагодарил Святейшего Патриарха за участие в торжественном собрании.

После перерыва состоялись выступления гостей ПСТГУ и концерт православной духовной музыки.

Русская линия


Храм Михайловского замка Санкт-Петербурга останется музеем

Храм Михайловского замка станет доступным для посетителей весной 2019 года. Об этом стало известно в ходе осмотра министром культуры России Владимиром Мединским отреставрированного околоцерковного вестибюля замка. Посещение состоялось в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума. Об этом сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии.

В ходе ремонтных работ в вестибюле были заменены двери и окна, установлены каменные и паркетные полы, отреставрированы стены и потолки, проведены инженерные коммуникации и охранно-пожарная сигнализация. Была обнаружена живопись, проведена ее консервация.

Глава Минкультуры принял работы по реконструкции, вестибюль будет открыт в ближайшее время. Владимир Мединский поручил подготовить проектно-сметную документацию по реставрации стен и пола домовой церкви.

«Надо включить её в культурное пространство музея и сделать доступной для посетителей», — уточнил он.

Согласно предварительной концепции, в новом пространстве будут экспонироваться иконы из фондов Русского музея.

Русская линия


В Дивееве прошло заседание Попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей

17 ноября в Дивееве прошло заседание Попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.

Заседание провел первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко. Во встрече участвовали полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, министр транспорта России Евгений Дитрих, заместитель министра финансов России Андрей Иванов, заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, представители муниципальных органов власти и организаций.

В ходе заседания были утверждены изменения состава Попечительского совета, согласно которым председателем совета стал Сергей Кириенко.

Участники встречи обсудили реализацию мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей и планы на ближайшее время. Были рассмотрены и вопросы развития туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».

Русская линия


Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) прибыли в Ильинский кафедральный собор Архангельска

Святыню встретили священники Архангельской епархии во главе с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, губернатор области Игорь Орлов, глава администрации Архангельска Игорь Годзиш, председатель областного Собрания депутатов Екатерина Прокопьева и множество верующих горожан, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

После молебна, который совершил владыка, все желающие смогли приложиться к святыне.

«Святитель Лука, когда был сослан к нам на Север, трудился здесь врачом и отдавал всего себя людям. Среди тех, кого он вылечил, могли быть наши бабушки и дедушки. После ссылки он еще полгода добровольно работал в Архангельске, значит, что-то очень понравилось ему в нашем краю. И сегодня мы встречаем его уже не как человека, а как святого — врача души и тела. Обратите свои сердца, свои мысли, свое упование к святителю Луке», — сказал в проповеди после богослужения митрополит Даниил.

«Хочется, чтобы сегодняшний праздник привнес здравия в наши умы и эмоции. Ведь душевное спокойствие помогает дальше жить и развиваться. Искренне всех поздравляю с этим событием», — сказал губернатор Игорь Орлов.

По словам Игоря Годзиша, святитель Лука был человеком, который при жизни посвятил себя всем людям, без деления их на чины и сословия.

«Это был человек, который служил Богу и человечеству. И то, что святой сейчас вернулся на нашу землю — это значимое событие. Может быть, это кому-то круто развернет жизнь. Приходите в храм, говорите со святым. Просите и дано будет вам, как говорит Писание», — сказал градоначальник.

Напомним, завтра, 20 ноября (вторник), мощи святого будут пребывать в Никольском храме Северодвинска с 8:00 до 20:00.

21 ноября (среда) — с 9:00 до 11:00 — в Успенском храме, Архангельск.

в 11:00 — состоится крестный ход от Успенского храма к строящемуся Михаило-Архангельскому собору.

с 15:00 до 20:00 — мощи будут в Архангельском храме святителя Мартина Исповедника, в Соломбале.

22 ноября (четверг) — с 8:00 до 12:00 — поклониться мощам святого можно будет в Покровском храме, Новодвинска. С 14:00 до 17:00 — в Никольском храме Архангельска.

Перенесением ковчега с мощами святителя занимается фонд Андрея Первозванного.

Директор организации Владимир Бушуев рассказал, что мощи святого неоднократно вывозились для поклонения в крупные города России и заграницы: «Весной 2018 года фонд приносил мощи святителя Луки в Москву. Ранее мы организовывали принесение этой святыни в Грецию. На протяжении нескольких лет мы получали просьбы из разных регионов России доставить туда ковчег с частицей мощей великого святого. Мы получили благословение Святейшего Патриарха Кирилла и в октябре — ноябре 2018 года воплотим в жизнь мечты многих тысяч верующих, нуждающихся в молитвенном заступничестве святителя».

Ковчег с мощами святителя уже побывал во Владивостоке, Новосибирске, Омске, Челябинске, Самаре, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Владимире, Калуге, Смоленске, Брянске, Орле, Курске, Липецке, Тамбове. После Архангельска святыня отправится в Калининград.

Русская линия


Делегация Московского Патриархата приняла участие в международном форуме в Объединенных арабских эмиратах

15−16 ноября 2018 года в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) проходил Всемирный саммит толерантности, приуроченный ко Всемирному дню терпимости ЮНЕСКО. Организатором встречи выступил Международный институт толерантности ОАЭ, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС.

Тема саммита, который был организован под патронатом эмира Дубая, премьер-министра и вице-президента Объединенных Арабских Эмиратов шейха Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума, — «Процветание и плюрализм. Путь к этническому разнообразию через инновации и сотрудничество».

Участие в форуме приняли более тысяч человек — государственные деятели, бизнесмены, представители общественных и религиозных организаций. Русскую Православную Церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла представлял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В состав церковной делегации также входил секретарь по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Димитрий Сафонов.

Участники саммита обсудили пути распространения ценностей терпимости на глобальном уровне, поддержки конструктивного диалога между различными цивилизациями, культурами, религиями, подтверждения значимости уважения основных принципов справедливости и прав человека, роль правительств в продвижении ценностей терпимости и братства, опыт мирного сосуществования различных народов. На саммите состоялся широкий обмен мнениями о значении укрепления партнерских отношений и сотрудничества для обеспечения мира, стабильности и безопасности во всем мире.

В рамках форума митрополит Феофан провел беседы с Фейсалом бин Муаммаром, генеральным секретарем KAICIID (Международного центра межрелигиозного и межкультурного диалога имени короля Абдуллаха ибн Абдулазиза), председателем Международного центра Ватикана по вопросам семьи профессором Сальватором Мартинесом, генеральным секретарем благотворительной организации «Аль Валид» Саудовской Аравии принцессой Ламией аль Сауд и другими высокими гостями форума, дал несколько интервью.

Русская линия


Архиепископу Кипрскому передана мозаика св. апостола Марка, украденная из храма на Севере Кипра

Предстоятелю Кипрской Православной Церкви Архиепископу Хризостому в понедельник, 19 ноября 2018 года, была передана отреставрированная мозаика из церкви Девы Марии Канакарии с изображением св. апостола Марка, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое информационное агентство «Ромфея».

Мозаику в Кипрскую Архиепископию доставили директор департамента древностей Министерства

транспорта Кипра Марина Иеронимиди и юрисконсульт Кипрской Архиепископии Леонидас Георгиу, которые входили в состав делегации Кипра, посетившей для получения мозаики Гаагу. Мозаика была передана кипрской делегации в Гааге голландским детективом, занимающимся обнаружением украденных произведений искусства.

Но успех в идентификации и репатриации бесценного религиозного сокровища, как отметили участники миссии, стал возможен во многом благодаря тесному сотрудничеству между Кипрской Церковью и государством.

Медальон с мозаичным изображением св. апостола Марка происходит из церкви Панагии Канакария в провинции Фамагуста на оккупированной турками части Кипра.

Расходы по репатриации мозаики из Нидерландов на Кипр приняла на себя Архиепископия Кипра.

Русская линия


В Санкт-Петербурге прошел «круглый стол» о наследии преподобного Андрея Рублева

В рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума в Доме архитекторов 15 ноября состоялся «круглый стол» на тему «Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России», сообщает ИА «Вода живая». Его организовали Всемирный клуб петербуржцев (ВКП) и Союз архитекторов Санкт-Петербурга.

Приветственное слово произнес председатель секции реставраторов Союза архитекторов Рафаэль Даянов. Член ВКП Владимир Дервенев отметил, что место проведения конференции символично: Санкт-Петербург находится на древней Новгородской земле, которая, в свою очередь, относится к русскому Северу, связанному с явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому. До 1917 года день рождения города отмечался в праздник Троицы, а «Троица» — самая известная икона кисти преподобного Андрея Рублева.

С основным сообщением выступил заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева академик Олег Ульянов. Он напомнил, что в нынешнем году исполнилось 590 лет блаженной кончины великого иконописца Древней Руси: «Дни рождения святых в нашей Церкви никогда не отмечались. День рождения святого — это его кончина, в этот день он родился для Царствия Небесного». Официальных торжеств по этому поводу не было, тем не менее, дате был посвящен ряд культурных событий в некоторых городах России.

Академик рассказал об истории Спасо-Андроникова монастыря, где подвизался преподобный Андрей Рублев, в ХХ веке. Вскоре после войны, 10 декабря 1947 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Сталин подписал постановление о создании в бывшем монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева. Но он так и не был создан — помешали хрущевские гонения. Правда, музей Андрея Рублева во времена Хрущева все же был открыт — помогли многочисленные ходатайства деятелей культуры, в том числе академика Михаила Алпатова, автора первой монографии о творчестве великого иконописца.

В 1980-е под руководством профессора Ульянова при раскопках в Андрониковом монастыре были обретены, идентифицированы и преданы погребению — впервые в советской практике — мощи епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанского), родственника Патриарха Алексия I: епископ жил в этом монастыре после почисления на покой, скончался 5 мая 1789 года. Символично, что мощи были обретены ровно 200 лет спустя, в 1989 году. Благодаря этому по благословению Патриарха Пимена была возрождена литургическая жизнь в Спасском соборе монастыря.

Коснулся докладчик и более ранней истории изучения наследия Андрея Рублева, в том числе деятельности священника Павла Флоренского в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры; на эту работу отец Павел взял благословение у Патриарха Тихона.

Роль советской власти в сохранении культурного наследия страны была двойственной: с одной стороны, забота о его сохранении всячески декларировалась, с другой — многое было продано за границу, в том числе искусные подделки, которые специально для этого и были изготовлены. В их числе были копии икон работы Андрея Рублева.

Тем не менее, в советское время активно занимались и реставрацией икон: в 1918 году для выставки впервые «раскрыли» рублевскую «Троицу» и несколько других икон. В тот же период шла кампания надругательства над святыми мощами. В 1930 году состоялась беспрецедентная антирелигиозная акция массового сожжения икон в разных городах России. Тогда же в Москве был взорван Чудов собор, из которого реставратору Петру Барановскому (1892−1984) удалось вынести мощи святителя Алексия, митрополита Московского, которые находятся в Богоявленском Елоховском соборе. В рамках той же кампании икона Пресвятой Троицы была увезена из Троице-Сергиевой лавры и передана в Третьяковскую галерею.

Первым коллекционером произведений Андрея Рублева был преподобный Иосиф Волоцкий. Коснулся академик и спорных моментов биографии иконописца: сведений о нем сохранилось крайне мало, до сих пор идут споры о том, когда он родился, в каком году был пострижен. Доподлинно известна только дата его кончины — 17 октября 1428 года. Могила преподобного также утрачена: известно, что он вместе с другим иконописцем, Даниилом Черным, был погребен под монастырской колокольней, которая до наших дней не сохранилась. В 2003 году во время раскопок в Спасо-Андрониковом монастыре было обнаружено захоронение двух монахов, примерно 50 и 70 лет, и удалось установить, что останки их были перезахоронены. Существует гипотеза, что это и есть захоронение Андрея Рублева и Даниила Черного, но она пока не подтверждена и не опровергнута.

Докладчик остановился на особенностях сюжетов и изобразительной манере отдельных икон письма Андрея Рублева. Говоря о «Троице», он отметил, что до сих пор существуют разные точки зрения, какую ипостась Пресвятой Троицы представляет каждый из трех ангелов. По мнению Олега Ульянова, ряд деталей указывает на то, что на иконе изображены — слева направо — Отец, Дух Святой и Сын.

Ученый опроверг распространенное заблуждение, что сюжет «Троицы» разработан самим иконописцем, а до него на иконах Святой Троицы всегда изображались Авраам и Сарра: «Это не „Гостеприимство Авраама и Сарры“, это другой иконографический сюжет, и он бытовал ранее», — подчеркнул он, предоставив в доказательство многочисленные иллюстрации.

Докладчик ответил на вопросы слушателей — иконописцев, реставраторов, искусствоведов, в том числе сотрудников Эрмитажа и Русского музея.

Русская линия


На официальном портале Московского Патриархата открылся подсайт «Историческое единство Русской Православной Церкви»

На официальном портале Московского Патриархата Патриархия.ru открылся подсайт «Историческое единство Русской Православной Церкви», сообщает Патриархия.Ru.

На протяжении своей тысячелетней истории Русская Православная Церковь, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства и временные разделения, в том числе двухвековой период вынужденного разделения с Киевской митрополией, неизменно сознавала себя единым целым. В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви от 15 октября 2018 года отмечается: «После воссоединения Русской Церкви в 1686 году на протяжении более трех столетий ни у кого не возникало сомнений, что православные Украины являются паствой Русской Церкви, а не Константинопольского Патриархата. И сегодня, вопреки давлению внешних антицерковных сил, эта многомиллионная паства дорожит единством Церкви всея Руси и хранит верность ей».

Новый интернет-ресурс, расположенный по адресу http://edinstvo.patriarchia.ru, содержит разделы «Документы», «Публикации», «Новости» (в дальнейшем возможно появление других разделов), в которых будут размещаться материалы, посвященные истории и современной жизни единой Русской Православной Церкви, официальные документы и авторитетные исследования, наиболее важные статьи, интервью, новостные сообщения и другие материалы, затрагивающие тему единства Русской Церкви и отражающие, в частности, восприятие официальными представителями и верующими Московского Патриархата и других Поместных Православных Церквей попыток разрушить это историческое единство.

В настоящее время материалы на подсайте размещаются на русском и украинском языках. В ближайшее время планируется открытие английской и греческой версий ресурса.

Переводы материалов для английской и греческой версий выполняются Службой переводов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Подсайт поддерживается редакцией портала Патриархия.ru, организовавшей разработку нового ресурса и осуществляющей его наполнение.

Русская линия


Патриарх Александрийский Феодор II заложил камень в основание православной школы в столице Сьерра-Леоне

Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в воскресенье, 11 ноября 2018 года, заложил первый камень в основание православной начальной школы, которая будет построена в одной из наиболее бедных зон Фритауна, столицы Сьерра-Леоне, сообщает французский православный сайт orthodoxie.com со ссылкой на официальный сайт Румынской Православной Церкви.

Школа, которая будет построена в трущобах Crew Bay, позволит дать доступ к образованию многочисленным детям, которые борются с бедностью. В настоящее время, Фритаун насчитывает 27 000 жителей, среди которых приблизительно 7 000 детей, многие из которых умирают, не дожив до возраста 5 лет.

Первый камень в основание новой школы был заложен в присутствии членов православной общины столицы Сьерра-Леоне, а также мэра города и местных чиновников.

В знак признания за дружбу, проявленную к жителям Фритауна, мэр Ивонна Аки Соайер вручила Патриарху Феодору символические ключи от города.

В свою очередь, Патриарх Александрийский Феодор заявил, что приложит все усилия чтобы и в дальнейшем приходить на помощь жителям Фритауна и всей страны.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2018 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика