Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 августа 2018 >>

Протоиерей Николай Данилевич: Единая Церковь на Украине может появиться только «на камне Украинской Православной Церкви, а не на песке церковных расколов»
В УПЦ подвели итоги празднования 1030-летия Крещения Руси в Киеве и вновь заявили о достаточности автономного статуса для УПЦ

Протоиерей Николай ДанилевичГлавным итогом широких церковных тожеств по случаю 1030-летия Крещения Руси и Большого Крестного хода в Киеве стало то, что верующие канонической УПЦ получили утешение и поддержку и теперь готовы с новыми силами отстаивать свои права, заявил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, сообщает РИА Новости.

По данным УПЦ, в Крестном ходе, приуроченном к 1030-летию Крещения Руси, в прошлую пятницу в центре украинской столицы приняло участие рекордное количество верующих — около 250 тысяч человек.

«Тот факт, что некоторые силы создавали препятствия, заставлял ещё больше людей ехать на Крестный ход. И, как мне рассказывали священники, когда их автобусы останавливали, проверяли, не пускали, люди наши достаточно открыто и смело возмущались и отстаивали свои права. Поэтому, наверное, главным итогом на таком церковно-народном уровне стало то, что люди перестали бояться», — сказал отец Николай.

По его оценке, раньше люди «где-то были запуганы всей этой пропагандой против Церкви», однако «этот страх пропал в 2016 году, когда был Крестный ход из двух лавр в Киев». «И сейчас всё больше и больше я вижу, что среди нашей Церкви появляется определённая, в хорошем смысле этого слова, смелость, открытость и теряется какой-то страх, человеческий страх», — отметил священник.

Представитель УПЦ подчеркнул, что многотысячный крестный ход состоялся, несмотря на противодействие, которое чинили верующим «представители разных структур». Нынешние украинские власти, признал он, строят свою религиозную политику «на основании, на котором, фактически, строить нельзя». По словам отца Николая, эта политика «базируется на непризнанных церквях» — так называемой УПЦ Киевского патриархата и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ).

«Знаете, в Евангелии есть сравнение, что человек, который строит дом на песке, неразумный, потому что налетят ветры, бури, и это всё рассыплется. Нужно строить на камне», — заявил представитель УПЦ. Он пояснил, что единая Церковь может появиться на Украине только «на камне Украинской православной церкви, а не на песке церковных расколов».

Что же касается темы автокефалии, то в УПЦ уже неоднократно заявляли, что статус автономной Церкви на сегодняшний день вполне устраивает украинских верующих и духовенство. В связи с этим протоиерей Николай Данилевич призвал Константинопольский Патриархат не педалировать тему автокефалии УПЦ, поскольку это может иметь непредсказуемые последствия для всего православного мира, сообщает Интерфакс.

«В последнее время всплывает тема об автокефалии Американской архиепископии Константинопольского патриархата, о чём раньше говорили миряне и духовенство, но сейчас говорит даже уже епископат. Епископы Константинопольского Патриархата, которые служат в США, мягко, тонко намекают о необходимости автокефалии от Константинополя», — обратил внимание священник.

В частности, продолжил он, греческое агентство церковных новостей «Ромфеа» напечатало интервью митрополита Детройтского Петра, где говорится о том, что в Американской архиепископии «немножко другая ситуация (..) другие реалии, которые, возможно, не всегда понимают у нас в центре (в Константинополе — ИФ), поэтому, конечно, вопрос тонкий».

«Надо, чтобы было решение всей иерархии Константинопольского патриархата, и мы, возможно, дождемся того времени, когда Мать-Церковь скажет: „чилдрен, бай-бай“» — «дети, до свидания», — предположил Детройтский митрополит.

Приведя его слова, представитель УПЦ сказал, что «если Константинополь действительно так желает у нас „помочь“ этому делу, то он должен быть готов к тому, что подобные тенденции и у него самого, в лоне Константинопольского Патриархата, существуют».

Русская линия


Александр Говорун: «Этот памятник — напоминание о том, как хрупок мир и как легко его разрушить, если не слышать друг друга»
В Царском Селе у собора святой великомученицы Екатерины торжественно открыли и освятили памятник героям Первой мировой войны

Памятник героям Первой мировой войны в Царском СелеПамятник «1914 год» в годовщину начала Первой мировой войны, 1 августа, открыли перед собором великомученицы Екатерины в Царском Селе. Его освятил епископ Царскосельский Маркелл в сослужении почетного благочинного Пушкинского округа протоиерея Геннадия Зверева, сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской епархии.

В бронзе изображён полковой священник, благословляющий русских солдат на ратный подвиг за Веру, Царя и Отечество. На гранитном пьедестале надпись «MCMXIV» — 1914 римскими цифрами, в нишах — бронзовые барельефы святого Георгия Победоносца, покровителя русского воинства, и двуглавого орла — герба Российской империи.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, присутствовавший на открытии памятника, отметил, что 1914 год перевернул историю и до неузнаваемости изменил весь мир.

«Погибли миллионы. Война разожгла пожары революций, спровоцировала распад четырёх империй, послужила толчком к милитаризации во всём мире. Были попытки забыть эту войну, её жертвы и последствия. Но справедливость торжествует, в 2014 году у Витебского вокзала появился памятник погибшим воинам. В Пушкине была открыта Ратная палата. Теперь есть ещё одно место памяти — в Царском Селе была ставка Главнокомандующего Императора Николая II, размещались госпитали, захоронены погибшие. Полковые священники не брали в руки оружие, но делили тяготы войны, погибали сами. Этот памятник — напоминание о том, как хрупок мир и как легко его разрушить, если не слышать друг друга», — отметил Александр Говорун.

«Молитва соединяет невидимое „я“ и невидимого Бога, — сказал епископ Маркелл. — Она может выражаться в искусстве. Памятник — молитва о погибших». Владыка подчеркнул, что СМИ дают неоднозначную картину происходящего в мире, делая упор на негативных явлениях — катаклизмах, болезнях, катастрофах. «Проблема страдания — это глубокая тайна Бога, тайна жизни. Только через общую молитву мы можем прикоснуться к этой тайне, только через молитву становятся понятны многие вещи, мы можем заглянуть дальше видимой линии горизонта. Главное, что есть в нашей жизни, — вера, мать, Родина, будем это беречь и защищать. Не дай нам Бог повторить прежние ошибки», — сказал он.

Глава группы компаний «Эталон» Вячеслав Заренков отметил, что память о Первой мировой войне после революции умышленно стиралась, потому что было допущено большое количество ошибок, и люди, вставшие у власти, не хотели, чтобы они были видны. Он рассказал, что его дед погиб в этой войне, был отравлен газом.

Было зачитано приветствие председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина.

Ректор Академии художеств Семен Михайловский отметил, что удачно выбрано место для памятника — перед восстановленным храмом. Скульптор, академик РАХ Владимир Горевой добавил, что этим памятником отдаётся дань тем, кто ушёл на войну, кто вернулся, кто молился за сражавшихся.

В церемонии участвовали представители правительства Санкт-Петербурга, Заксобрания, администрации Пушкинского района.

Русская линия


В Интернете начал работу портал «Трезвая жизнь»
Главной целью нового ресурса стала популяризация трезвого образа жизни в России

Портал Трезвая жизньПо инициативе «Трезвого фронта» Санкт-Петербурга, известного проведением трезвеннических Крестных ходов и совместной деятельностью с Координационным центром по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального ОЦБСС, в Интернете запущен информационно-новостной портал «Трезвая жизнь», призванный популяризировать трезвый образ жизни, сообщает ИА «Вода живая».

«Общественное движение „Трезвая жизнь“ — это люди, уже много лет ведущие борьбу за трезвость, за духовно-нравственное возрождение России. На нашем интернет-портале мы стараемся предоставить наиболее полную информацию о преимуществах трезвого здорового образа жизни. Мы рассказываем о том, какие шаги предпринимает власть для оздоровления нации, что делают общественные и социальные организации, Православная Церковь для помощи алкоголезависимым и созависимым», — говорится в сообщении на портале.

«Сегодня практически каждый понимает, сколько бед приносит такое страшное зло, как пьянство и наркомания. Эффективно противостоять алкогольной и наркотической угрозе можно только вместе, объединив совместные усилия. Когда трезвость пропагандируют тысячи людей — наше мнение не останется незамеченным», — уверены создатели портала.

Читатель узнает о том, как известные люди — писатели, музыканты, политики, спортсмены, бизнесмены — выбрали трезвый образ жизни. Среди них Геннадий Онищенко, Федор Емельяненко, Вячеслав Бутусов, Сергей Трофимов, Елена Дементьева и другие.

Информация разделена на два блока: «Трезвые радости» и «Пьяные горести». Портал освещает интересные проекты: это и социальная реклама «Трезвый город», и региональные проекты «В пьянстве нет героизма», «Кабинет социальной реабилитации бывших наркоманов», «Лето без табачного дыма», «Исцеление словом». Рассказывается о «трезвых слетах», анонсируются события в сфере борьбы с алкоголизмом, табакокурением и наркоманией.

Поддержать портал можно, вступив в группу ВКонтакте — https://vk.com/trezvoorg.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл может посетить Комрат и Бельцы
Президент Молдавии Игорь Додон предложил включить эти города в программу будущего визита Его Святейшества в Молдавию

Святейший Патриарх Кирилл и глава Молдавии Игорь ДодонПрезидент Молдавии Игорь Додон предложил, чтобы в ходе предстоящего визита в Кишинёв Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не ограничивался только столицей Молдавии, а посетил свою паству в Гагаузии и втором по величине городе Молдавии, считающийся «северной столицей» республики, Бельцы, сообщает Интерфакс.

В четверг он написал на своей странице в «Фейсбуке», что обсуждал этот вопрос с митрополитом Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром.

По словам Игоря Додона, в ходе состоявшейся беседы «обсудили ход организационных мероприятий в рамках проведения Всемирного конгресса семей, а также предстоящий визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Молдова, который состоится в ближайшие месяцы».

«Я предложил, чтобы Патриарх Кирилл впервые посетил город Комрат и Бельцы», — отметил Игорь Додон.

Он напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл примет участие во Всемирном конгрессе семей, который состоится в Кишиневе 13−16 сентября под эгидой президента Молдавии. В нём примут участие около 2 тысяч человек, среди которых известные эксперты, политические деятели, лидеры общественного мнения из более чем 50 стран.

Патриарх Кирилл дважды бывал с Патриаршими визитами в Молдавии — в октябре 2011 года и в сентябре 2013 года. Во время последнего визита он также посетил Приднестровский регион. Теперь Его Святейшество может посетить столицу Гагаузии и Бельцы.

Русская линия


В Дивеево отметили память преподобного Серафима Саровского
Церковные торжества в Дивеевском монастыре возглавил управделами РПЦ митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий

Торжества в Дивеево1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, посвященные 115-й годовщине со дня прославления преподобного Серафима Саровского. На Соборной площади обители перед Преображенским собором была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. На площади собрались семь тысяч паломников из разных уголков страны, сообщает официальный сайт Нижегородской епархии.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил сослужащую братию, настоятельницу Дивеевского монастыря с сестрами и паломников с праздником и передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со 115-й годовщиной прославления преподобного Серафима Саровского.

«Преподобный Серафим был родом из купеческой семьи, но земное богатство его не прельщало, так как его сердце искало другие ценности. Он находил радость и утешение в общении с Богом. После многолетних пустыннических и молитвенных трудов батюшка весь был проникнут радостью о Господе. Он вышел на служение людям, чтобы делиться этой радостью со всеми приходящими к нему. Он учил и наставлял, как правильно вести христианский образ жизни. Самыми простыми словами он объяснил людям, что смысл и цель христианской жизни — стяжание благодати Святого Духа. Этот духовный капитал и мы с вами должны стяжать: кто молитвой, кто смирением, кто милосердием, кто терпением — разными христианскими добродетелями. Сегодня батюшка Серафим нас снова собрал в своей обители, чтобы мы исповедовали свои грехи, причащались и очищали свои души, соделывая их сосудами для вмещения благодати Святого Духа», — сказал управляющий делами Русской Православной Церкви.

Игумения Сергия от имени всей монашеской семьи поблагодарила архипастырей за совершение праздничной литургии, а владыку Варсонофия — за согласие возглавить эти торжества. «Батюшка Серафим учил, чтобы мы стяжали дух мирен. Это его основная заповедь. Сегодня многие прибыли в нашу обитель, оставив свои заботы и попечения. Мы желаем всем гостям праздника стяжать у мощей батюшки Серафима радость, мир, долготерпение, благость, веру, милосердие, кротость, воздержание», — пожелала она. В знак молитвенной памяти об этом празднике настоятельница Дивеевского монастыря вручила главам Санкт-Петербургской и Нижегородской митрополий заздравные просфоры и иконы преподобного Серафима Саровского.

Затем владыка Варсонофий поблагодарил митрополита Георгия за приглашение посетить Дивеевскую обитель в дни торжеств и разделить молитвенную радость и преподнес ему на память о богослужении панагию. Настоятельнице монастыря управляющий Санкт-Петербургской епархией вручил Евангелие и игуменский крест в знак уважения за труды, которые она несет в обители.

Глава Нижегородской митрополии выразил управляющему делами Московской Патриархии благодарность за визит и совершенное богослужение и приветствовал всех присутствующих троекратным пасхальным возгласом «Христос Воскресе!». «Мы с вами — счастливые люди, что имеем здесь, в селе Дивеево, четвертый удел Матери Божией — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, где почивают святые мощи великого угодника Божия, молитвенника за Русскую землю, преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Воистину эта земля стала источником воды живой благодати Святого Духа. Многие сюда приезжают и получают утешение, исцеление, поддержку и вразумление. Предпринимая молитвенные труды в этом святом месте, мы призываем благословение Божие на все наше Отечество, на тихое и безмолвное житие, чтобы пожить нам во всяком благочестии и чистоте», — сказал митрополит Георгий.

Большую помощь в организации дивеевских торжеств оказали волонтеры — молодые прихожане храмов Нижегородской и других епархий.

Богослужение из Дивеева транслировалось в прямом эфире Нижегородской государственной областной телерадиокомпании «ННТВ» и телеканала «Союз». В сети Интернет эту Божественную литургию можно было увидеть на сайтах телерадиокомпании «ННТВ», Нижегородской митрополии и в официальных группах Нижегородской епархии в социальных сетях.

По данным Главного управления МВД России по Нижегородской области, за два дня в дивеевских торжествах приняли участие около 10 тысяч паломников.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем героя Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнева, а также русского публициста и консервативного мыслителя М.Н. Каткова

Яков Петрович Кульнев

Сегодня очередная годовщина гибели русского героя генерал-майора Я.П.Кульнева, павшего смертью храбрых 20 июля 1812 года.

Яков Петрович Кульнев родился 22 июля 1763 г. в г. Люцине Витебской губернии в семье небогатого дворянина. Окончив Сухопутный Шляхетный кадетский корпус с большой серебряной медалью в 1785 г. Кульнев был произведён в поручики. В составе Санкт-Петербургского драгунского полка, он принял участие в Русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. Уже в первых боях, особенно при осаде крепости Бендеры, молодой офицер отличился отчаянной храбростью и хладнокровием. Затем в составе Переяславского конно-егерского полка Кульнев проявил себя в боях против Польши, обратив на себя благосклонное внимание А.В.Суворова.

В 1807 г. в составе Гродненского гусарского полка подполковник Кульнев принял участие в войне с Францией и вновь отличаясь мужеством и героизмом. Во время одной из атак его полк в пылу боя прорвался так глубоко, что был окружен французами. Однако Кульнев со своими гусарами бесстрашно бросились на врага, сумев пробиться сквозь ряды численно превосходящего неприятеля, за что был возведён в полковники и получил орден св. Анны 2-й степени. «Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся!», — любил повторять бравый гусар.

Три раза в течение Русско-шведской войны 1808 г. Кульнев прошёл в непрерывных боях Финляндию. За взятие г. Якобштадта он получил в награду золотую саблю, в бою при Иппери его отряд смял противника, захватив в плен начальника шведского авангарда генерала Левенгельма. Император Александр I наградил храброго гусара орденом св. Георгия 3-й степени и пожаловал ему 5 тысяч рублей, а Денис Давыдов, прославленный партизан и верный друг Кульнева, посвятил ему такие строки:

Поведай подвиги усатого героя,

О муза! Расскажи, как Кульнев воевал,

Как он среди снегов в рубашке ночевал

И в финском колпаке явился среди боя.

Пускай услышит свет

Причуды Кульнева и гром его побед.

Вновь отличился полковник Кульнев летом 1808 года в боях под Перхо и Купртики, за что был представлен к чину генерал-майора.

После завершения войны со Швецией генерал-майор Кульнев был направлен на юг, где уже четвертый год шла Русско-турецкая война 1806−1812 гг., где за сражение при Ватине ему жалуется сабля с алмазами и надписью «За храбрость».

Начавшуюся Отечественную войну 1812 года Кульнев прикрывал отступление корпуса графа П.X.Витгенштейна, постоянными стычками с неприятелем задержав продвижение вражеских войск. Умело действуя против наседавших французов, Кульнев нанёс им ряд ощутимых поражений. 18−19 июля у Клястиц и Якубово он разгромил авангард французского корпуса маршала Удино, захватив девятьсот пленных и большой обоз противника. 20 июля Кульнев вновь атаковал французов и опрокинул их. Увлекшись преследованием, отважный генерал не заметил подхода главных сил французского корпуса, обрушивших на его отряд сильный артиллерийский огонь. Прорываясь назад, Кульнев замыкал отступление своего отряда, и в этот момент неприятельское ядро сразило отважного генерала. Картечью ему оторвало обе ноги выше колен. Последние слова умирающего героя были обращены к собратьям по оружию: «Друзья, не уступайте врагу ни шага родной земли. Победа вас ожидает!»

Своими нравственными качествами и ратными подвигами генерал-майор Я.П.Кульнев снискал славу народного героя. Эту славу ещё более упрочила его смерть — первого русского генерала, павшего в Отечественной войне 1812 г. На памятнике, поставленном на месте кончины Кульнева в 1830 г., были помещены стихи В.А.Жуковского:

Где Кульнев наш, рушитель сил,

Свирепый пламень брани?

Он пал, главу на щит склонив

И стиснул меч во длани.

Где жизнь судьба ему дала,

Там брань его сразила;

Где колыбель его была,

Там днесь его могила!..

Михаил Никифорович Катков Сегодня также мы вспоминаем видного русского публициста и издателя, консервативного мыслителя, идеолога национально-патриотического движения Михаила Никифоровича Каткова, скончавшегося 20 июля 1887 г.

Он родился в Москве 1 февраля 1818 г. в семье мелкого чиновника. Детство и юность прошли в бедности, учился в Преображенском сиротском училище, 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. Окончил с отличием в 1838 г. словесное отделение философского факультета Московского университета, в студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, увлекался гегельянством. В 1840 г. отправился в Европу с целью завершить образование, в течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично.

Первоначально Катков критически относился к славянофилам, но после возвращения в Россию происходит его сближение со славянофильским лагерем, и в первую очередь с А.С.Хомяковым. В 1845 г. Катков защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1845−49 гг. читал лекции по философии в Московском университете. В 1850 г. вышло распоряжение, по которому философию могли преподавать только профессора богословия, Катков стал редактором университетской газеты «Московские ведомости». С 1856 г. стал редактором журнала «Русский вестник», благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журнал стал пользоваться большим успехом. В 1859 г. Катков посетил Великобританию и стал англоманом, увидев в Англии наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считая английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей публицистике отстаивал принцип «постепенности» любых преобразований.

Перелом в мировоззрении Каткова наступил во время польского восстания 1863 г. В 1863 г. Катков вместе с профессором П.М.Леонтьевым возглавил ставшую общероссийской газету «Московские ведомости». В это же время началось восстание в Польше. Катков жестко выступал против политики уступок полякам, выражая настроение общества, требовал твердых мер по подавлению мятежа, поддерживал жесткие действия по усмирению восстания, которые проводил граф М.Н.Муравьев-Виленский. При этом он требовал «не подавления польской народности, а призвания ее к новой, общей с Россией политической жизни».

Страстные статьи Каткова, соответствующие патриотическим чувствам общества, сделали его ведущим публицистом России. После польского восстания консервативно-охранительные элементы в позиции Каткова усиливаются. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем все более «правым» становился Катков. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Большую роль Катков отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму».

В 1868 г. совместно с П.М.Леонтьевым организовал в Москве русское национальное учебное заведение — Лицей Цесаревича Николая, ставший настоящей «кузницей патриотических деятелей» (питомцами Лицея были Патриарх Алексий (Симанский), лидер правой фракции 3-й Государственной Думы граф В.Ф.Доррер, член Государственного Совета, председатель Совета Русского Собрания князь А.Н.Лобанов-Ростовский, Томский вице-губернатор, один из лидеров правого движения С.А.Володимеров и др.), после кончины Леонтьева Лицей возглавляя будущий вождь Черной Сотни В.А.Грингмут. Катков был последовательным сторонником гимназической реформы.

В 1870−80-е гг. Катков — последовательный противник и критик не только радикализма, но и породившего его либерализма. Он восстает против русской интеллигенции вообще и чиновничьей в особенности. «Как только заговорит и начнет действовать наша интеллигенция, мы падаем», — восклицал он, самым решительным образом осуждая и суд, и печать. После убийства Императора Александра II Катков стал одним из главных идеологов курса контрреформ Императора Александра III. «Не парламентаризму ли должны мы завидовать, этой пошлой доктрине, везде потерявшей кредит доверия, которая может быть годна только как средство постепенного ослабления власти и перемещения ее из рук в другие», — писал Катков, обосновывая мысль, что Самодержавие является единственно возможной властью в России.

Каткова ненавидели не только революционеры и либералы, но и многие сановники, которых он задевал в своих публикациях. Так, он писал, что «истинный корень мятежа не в Париже, Варшаве или Вильне, а в Петербурге», в деятельности тех лиц, «которые не протестуют против сильных влияний, способствующих злу». В отношении катковских изданий не раз применялись репрессивные меры. В 1866 г., получив три предостережения, газета «Московские ведомости» была приостановлена на два месяца. Только вмешательство Императора Александра II позволило возобновить издание. В 1870 г. и в 1886 г. последовали новые предостережения. Умер Катков в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Его смерть была воспринята как государственное событие, и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 2 августа 2018 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика