Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 июня 2018 >>

Апостолов первопрестольницы
Сегодня начинается Петровский пост

Апостолы Петр и ПавелС понедельника Недели Всех Святых начинается Петров пост, установленный перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Этот летний пост раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных. тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских. Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Продолжительность Петрова поста может быть различной, в зависимости от дня празднования Пасхи: самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по юлианскому календарю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

По строгости Петров пост равен Рождественскому посту и является нестрогим. Ограничения, налагаемые верующими на себя на этот период, такие же. В течение всего поста в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам и четвергам — с постным маслом, по субботам, воскресеньям и дням памяти некоторых святых к этому еще добавляется и рыба. По церковному уставу, во время Петрова поста нужно воздерживаться от мясной и молочной пищи, а рыба за трапезой в субботу и воскресенье благословляется.

Однако пост не должен сводиться нами только к воздержанию от какого-либо вида пищи. Не менее важна духовная составляющая. Для христианина — это всегда время особого внутреннего делания, а также активного совершения дел милосердия и благотворительности.

Русская линия


Начался Великорецкий крестный ход
По предварительным данным, в православном шествии на реку Великую участвуют 26 тысяч человек

Великорецкий крестный ход3 июня 2018 года начался самый многочисленный Великорецкий крестный ход — торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских на берег реки Великой, где более 630 лет назад крестьянином Агалаковым был обретен чудотворный образ, сообщает пресс-служба Вятской епархии.

В 7.00 утра в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря началась Божественная литургия. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

Радость совместной молитвы с главой Вятской митрополии разделили епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид. Архиереям сослужили духовенство митрополии и соседних епархий.

Помолиться за Божественной литургией, испросить помощи Божией и Николая Чудотворца в долгом пути собрались многочисленные паломники из самых разных уголков России, а также гости из-за рубежа.

По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.

«Возлюбленные о Господе дорогие Владыки, отцы, братья и сестры! Поздравляю всех с воскресным днем и началом Великорецкого крестного хода, — обратился к паломникам митрополит Вятский и Слободской Марк. — Крестный ход это не просто путешествие со святыней по святым местам. Это разновидность духовного подвига, где проявляются различные качества нашей души. В Крестном ходу мы преодолеваем испытания телесные и духовные, боремся с теми или иными помыслами, молимся за себя, своих близких, за род христианский, за святую Русь. Мы все с вами разные — мужского и женского пола, разного возраста, разного образования, разных жизненных устремлений, но в Крестном ходе все мы являем единство в следовании за Христом».

Великорецкий крестный ходПо завершению молебна святителю Николаю Чудотворцу многотысячная колонна, возглавляемая митрополитом Вятским и Слободским Марком, вслед за чтимой святыней торжественно прошествовала под колокольный звон из врат Трифонова монастыря и далее по главной улице города.

Вместе с главой Вятской Митрополии митрополитом Марком до Троицкой церкви слободы Макарье крестным ходом прошли также архипастыри соседних епархий: епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид; преподаватели и студенты Вятского Духовного училища; многочисленное духовенство Вятской митрополии.

В молитвенном шествии также приняли участие заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов, председатель Законодательного Собрания Кировской области Владимир Быков, начальник ГУ МЧС России по Кировской области генерал-майор внутренней службы Михаил Лихачев.

Крестный ход сопровождают сотрудники УМВД, ГИБДД и МЧС, специалисты скорой помощи и службы медицины катастроф, врачи-добровольцы, представители вятского казачества и поисково-спасательный отряд «Пересвет». В целях обеспечения здоровья и безопасности паломников правительством области совместно с Вятской епархией, администрацией города Кирова и Кировской области проделана большая предварительная работа. Для паломников устанавливаются палатки, готовится горячая еда, осуществляется подвоз воды к местам стоянок.

Около полудня Великорецкий крестный ход достиг храма в честь Святой Троицы слободы Макарье. Возле Свято-Троицкой церкви перед Великорецким образом святителя Николая был совершен торжественный молебен святителю Николаю. Молебен возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Леонида и сонма духовенства Вятской митрополии.

В Троицкой церкви возле чтимой святыни читался акафист святителю Николаю Чудотворцу. Первая стоянка продолжалась порядка двух часов — таким образом, за это время у паломников была возможность поклониться святыням Троицкой церкви (храм — памятник «Вятского барокко», построенный мастерами Горынцевыми в 1775 году, отличается характерным богатым и рельефным декором). В современный период храм продолжает восстанавливаться.

После молебна и отдыха крестоходцы продолжили путь вслед за иконой святителя Николая.

Вечером паломники пришли в село Бобино, где и остановились на первый ночлег.

По предварительным оценкам, Крестным ходом на реку Великую отправились 26 тысяч человек.

Русская линия


Хайнц-Кристиан Штрахе: «Настало самое время прекратить злосчастные санкции»
На фоне введения США пошлин на сталь и алюминий австрийский вице-канцлер призвал ЕС начать нормализацию отношений с Россией

Европейскому союзу пришло время переосмыслить отношения с Россией и прекратить действие санкций, особенно после того, как США ввели пошлины на европейскую сталь и алюминий. Об этом заявил вице-канцлер и министр по делам государственной службы и спорта Австрии Хайнц-Кристиан Штрахе в интервью воскресному номеру австрийской газеты Osterreich, сообщает ТАСС.

Политик уверен, что ЕС должен продемонстрировать адекватную реакцию на таможенные пошлины США на сталь и алюминий, а также воспользоваться актуальной ситуацией для налаживания отношений с Россией. «ЕС должен отреагировать, потому что из-за новой обстановки невозможна честная торговля», — сказал Штрахе.

«Желательно, чтобы ЕС переосмыслил свою позицию [по отношению к России]. Ведь санкции прежде всего навредили австрийской экономике. Я всегда предостерегал от того, чтобы отдавать Россию в руки Китая. Настало самое время прекратить злосчастные санкции и нормализовать политические и экономические отношения с Россией», — подчеркнул вице-канцлер Австрии в ответ на вопрос, нужно ли ЕС поменять позицию к России в свете нового развития ситуации в отношениях с США.

Вместе с тем Штрахе сообщил, что во время визита президента России Владимира Путина в Австрию 5 июня намерен лично принять участие в переговорах.

Во время рабочей поездки главы России запланированы переговоры с федеральным президентом Австрийской Республики Александером Ван дер Белленом и федеральным канцлером Себастьяном Курцем.

Русская линия


Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Современные украинские политики не способны объединить Церковь, они могут только внести ещё большее разделение
Предстоятель Украинской Православной Церкви вновь критически высказался о попытках украинских политиков устроить на Украине «единую поместную церковь»

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский)Украинские политики должны прекратить своё вмешательство в церковные дела, поскольку их попытки устроить на Украине «единую поместную украинскую церковь» могут привести к ещё большему разделению верующих в стране и спровоцировать новые церковные расколы. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своей проповеди в Харькове 1 июня 2018 года, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Сегодня, отметил Архипастырь, украинские политики, которые несведущи в церковных вопросах, хотят устроить жизнь православного народа на своё усмотрение.

«Мы любим политиков — они наши управители, но Бог им не дал ни ума, ни способностей, ни права организовывать церковную жизнь, — подчеркнул Его Блаженство. — ..Поэтому мы должны быть внимательными и молиться за всех, в том числе за тех, кто по неопытности пытается „помочь Церкви“, а на самом деле только Ей мешает. Политики вмешались в дела Церкви в 90-е годы и спровоцировали расколы. Они не способны объединять, они способны разделять».

Блаженнейший владыка подчеркнул, что только священнослужители, которые получили в Таинстве Хиротонии особый дар — дар понимания правильного устройства и организации церковной жизни — могут соборно решить вопрос разделений в Церкви.

«Священник получает Таинство Хиротонии, то есть посвящения в сан, и в этом Таинстве ему даются такие дары, которых другие люди не имеют. И среди этих дарований, которые даются священнику, есть дар устройства, организации церковной жизни. И священник может правильно выбрать путь, куда он должен идти, на что он должен обратить внимание».

«Представьте себе, что мне, священнику, предложили починить космический корабль. Я вам гарантирую, если я его буду чинить, то он вообще не будет летать, — продолжил Архипастырь. — Церковь — это Корабль Небесный. Если некомпетентный человек начнёт его чинить, он его ещё больше испортит. Поэтому мы просим политиков, чтобы они это поняли. Не стоит обижаться на нас. Просто нужно осознать, что каждый должен заниматься своим делом. Если политики будут заниматься политикой, Церковь будет заниматься спасением людей, то у нас на земле будет как в Раю. Наша страна поднимется экономически и духовно — развитие будет гармоничным, всесторонним. Но если я начну заниматься политикой, а политики начнут заниматься вместо меня Церковью, то у нас будет такой хаос, в котором никто не разберётся, и никогда благополучной жизни не будет».

Митрополит Онуфрий призвал хранить чистоту Православной веры и молиться за всех.

«Молиться за тех, кто нас понимает, за тех, кто нас не понимает, чтобы Бог дал всем познания Божественной истины, способность понимать Божественную волю. Божественная воля почти никогда не совпадает с волей человека — тем более той, которая не знает, как в Церкви двери открываются. Мы будем просить, чтобы Господь дал понимать заповеди Божии и творить волю Божию всем нам», — отметил Блаженнейший владыка.

Русская линия


Константинопольский Патриарх Варфоломей прибыл в Грецию
На встрече с Архиепископом Афинским Иринеем он обсудил церковную ситуация на Украине и в Македонии

Константинопольский Патриарх Варфоломей и Архиепископ Афинский Иероним4 июня 2018 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей прибыл с визитом в Грецию, где Константинопольская Патриархия при содействии греческих властей и Элладской Православной Церкви организует Международный экологический симпозиум «На пути к более зелёной Аттике: поддержание планеты и защита её жителей», сообщает официальный сайт Константинопольского Патриархата.

Пользуясь случаем, Патриарх Варфоломей встретился не только с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом и президентом Прокописом Павлопулосом, но и посетил Афинскую резиденцию Предстоятеля Элладской Православной Церкви, где его тепло приветствовал Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, сообщает греческое агентство «Ромфея».

Предполагалась, что встреча двух Предстоятелей будет официальной и никаких серьёзных переговоров в её ходе не будет. Однако, согласно информации греческого информагентства, Патриарх Варфоломей и Архиепископ Иероним смогли обсудить ряд важный тем, в том числе они коснулись вопроса судьбы Македонской церкви и обращения украинских властей с просьбой о предоставлении автокефалии Церкви на Украине.

При этом никаких подробностей состоявшейся беседы не приводится.

Стоит отметить, что ранее во время посещения Афин представителями Константинопольского Патриархата, Архиепископ Афинский Иероним в ходе переговоров с ними выразил нейтральное отношение к данному вопросу. Он лишь подчеркнул, что эта проблема очень значительна, и решение о позиции Элладской Православной Церкви по ней должно было бы быть принято на Архиерейском Соборе Элладской Церкви в будущем октябре.

В ответ делегация Константинопольского Патриархата разъяснила, что «в любом случае, процесс [провозглашения автокефалии Константинополем] будет продолжаться». Кроме того, иерархи Константинопольского Патриархата заметили Архиепископу Афинскому, что он мог бы в данный момент выразить своё неприятие или свою поддержку позиции Фанара, чего, однако, не произошло.

Русская линия


Митрополит Александр (Драбинко) отказался слушаться Св. Синода УПЦ
В день Святой Троицы он заявил, что продолжит выступать в СМИ, вопреки постановлению Синода

Митрополит Александр (Драбинко)27 мая 2018 года, в день Святой Троицы, викарий Киевской епархии митрополит Александр (Драбинко), которого прошедший накануне в Киеве Священный Синод Украинской Православной Церкви призвал прекратить соблазнять верующих своими комментариями в СМИ и не порочить достоинство епископского сана своим разнузданным поведением, демонстративно отказался слушаться Синода.

После богослужения в Спасо-Преображенском соборе Киева владыка Александр решил спровоцировать прихожан храма (среди которых по случаю Троицы было немало тех, кто крайне редко ходит на службы) выступить против синодального решения.

С этой целью митрополит Александр разыграл крайне недостойную сцену, перепутав богослужение в храме с демократическими церемониями.

После службы он обратился к верующим с провокационным вопросом о поддержке своей позиции относительно объединения УПЦ с раскольниками в «единую поместную церковь», на что получил ожидаемое одобрение.

В связи с этим и в свете решения Синода УПЦ, в котором от него требовали «воздержаться от любых публичных выступлений и высказываний, что вызывают возмущение среди епископата, клириков и мирян Украинской Православной Церкви и вносят соблазн в сердца верующих», владыка Александр также спросил прихожан, уполномочивают ли они его быть их голосом и продолжать комментировать тему объединения и автокефалии Православной Церкви на Украине.

Прихожане в ответ снова заявили, что они разрешают владыке Александру ослушаться постановления Священного Синода, на основании чего он и собирается продолжать давать комментарии в СМИ.

Таким образом, не исключено, что на следующем заседании Синода украинским архиереям вновь придётся обратить внимание на поведение митрополита Александра и принять определённые канонические дисциплинарные меры.

Русская линия


В Молдавии в нарушение канонов появится ещё один православный епископ с титулом Бельцский
Св. Синод Румынской Православной Церкви отправил в Молдавию ещё двух епископов

Патриарх Румынский Даниил24 мая 2018 года в Синодальном зале Патриаршей резиденции в Бухаресте под председательством Патриарха Румынского Даниила состоялось рабочее заседание Священного Синода Румынской Православной Церкви, который принял ряд важный решений, касающихся церковной жизни в Молдавии, сообщает Седмица.Ru.

По настойчивому требованию духовенства и мирян перед «митрополитом Бессарабии» (действует в юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдавии, которая является канонической территорией Русской Православной Церкви) Священный Синод Румынской Православной Церкви избрал тайным голосованием епископа Орхейского Антония викарным епископом «Кишиневской архиепископии» — «епископом Бельцским».

При этом стоит обратить внимание, что в составе Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата уже есть епископ с таким титулом. А священные каноны запрещают «двум епископам быть в одном городе» и соответственно носить один тутул.

Впрочем, времена строгого соблюдения канонов в Православной Церкви, похоже, безвозвратно ушли.

Помимо этого Румынский Синод избрал архимандрита Вениамина (Горяну), патриаршего советника, «епископом Южной Бессарабии».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Александровну, историка Н.М.Карамзина и генерала С.А.Хрулева

Императрица Мария АлександровнаСегодня день памяти Государыни Марии Александровны, супруги Императора Александра II Николаевича и Августейшей матери Императора Александра III Александровича, отошедшей ко Господу 22 мая 1880 года.

Будущая Российская Императрица родилась 27 июля 1824 г. в семье великого герцога Гессенского Людовика II, и звалась в девичестве Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Великий Князь Александр Николаевич — будущий Император Александр II, путешествуя по Западной Европе в 1838−39 гг., по влечению своего сердца избрал принцессу Марию спутницей своей жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, приняв в сентябре того же года Православие и новое имя — Мария Александровна, а 16 апреля 1841 г. состоялось венчание Наследника Русского Престола и Принцессы Марии.

Посвятив всю свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании, Императрица Мария Александровна стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Именно она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. Ее гимназии получили названия Мариинских.

Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества восстановления христианства на Кавказе, распространения духовно-нравственных книг, Российское миссионерское общество, она курировала деятельность Общества заботы о слепых и другие благотворительные учреждения.

Сама же Государыня была очень слаба здоровьем — не многие знали, что Мария Александровна была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. В память о добродетельной Государыне был основан г. Мариинск (ныне Кемеровская область), ее именем наречен один из крупнейших театров мира — Санкт- Петербургский Мариинский театр.

Николай Михайлович КарамзинСегодня также день памяти известного русского историка, одного из видных идеологов русского консерватизма Николая Михайловича Карамзина, скончавшегося 22 мая 1826 года.

Он родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (Карамзины происходили из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин также посещал лекции в Московском университете, некоторое время служил в Преображенском полку. По смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и в этот период сблизился с масонами, под влиянием которых сформировались его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения. Однако к 1788 г. Карамзин охладел к «вольным каменщикам», разорвав с ними отношения. Будучи свидетелем революционных событий во Франции, Карамзин начал критичнее относится к «передовым» идеям Запада. «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!», — писал в это время Карамзин.

С 1791 г. Карамзин начинает издавать «Московский журнал», альбом «Аглая» (1794−95), альманах «Аониды» (1796−99), «Пантеон иностранной словесности» (1798), журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1799), публикует «Письма русского путешественника» (1791−92), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным поэтом Г. Р.Державиным. Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе — сентиментализм («Бедная Лиза»), осуществляет масштабную реформу русского языка. В 1791 г. Карамзин писал: «В нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». А его повесть «Наталья, боярская дочь» (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.?»

Восшествие на престол Императора Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому Государю, в котором он сформулировал монархическую программу, ясно высказавшись в пользу Самодержавия. В этот период Карамзин стал издавать журнал «Вестник Европы», со страниц которого он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя, отстаивавшего государственническую позицию. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе. народу, который будет всегдашним учеником», — писал Карамзин о заимствованиях с Запада.

Вскоре Карамзин проявляет себя еще и как великолепный историк — с 1803 по 1811 гг. он создает 5 томов «Истории государства российского» (последний, 12-й том, вышел посмертно), попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники. К 1810 г. под влиянием занятий русской историей Карамзин становится последовательным консерватором-патриотом. Через своего родственника Ф.В.Ростопчина он знакомится с лидером тогдашней «русской партии» при Дворе — Великой Княгиней Екатериной Павловной, а затем и с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, трактат «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» — наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли, содержащий цельную и оригинальную концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью. Самодержавие есть «палладиум России», главная причина ее могущества и процветания — таковым был вывод «Записки».

В последние годы своей жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с такими видными консервативными деятелями как В.А.Жуковским, граф С.С.Уваров и др. В 1818 г. за составленную им «Историю» Карамзин был принят в члены Российской Императорской академии. Значение его труда точно выразил П.А.Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».

Степан Александрович ХрулёвСегодня мы также вспоминаем известного русского боевого генерала, героя Крымской войны генерал-лейтенанта Степана Александровича Хрулева, скончавшегося в 1870 году.

Он родился в 1807 году в Тульской губернии. Получив воспитание в тульском Александровском университете, Хрулев определился в конную артиллерию. Боевое поприще Хрулев начал в польской войне 1831 г., во время подавления революции в Венгрии (1849) он командовал передовым отрядом авангарда главной армии. В 1853 г. Хрулев принял участие в экспедиции генерала В.А.Перовского в Среднюю Азию против кокандцев, отличившись при осаде крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда).

С началом Восточной (Крымской) войны Хрулев был послан к войскам князя Горчакова в Дунайские княжества и особенно отличился 20 февраля 1854 г. при отражении турецкого десанта из крепости Силистрии на левом берегу Дуная, в деле под Журжей, на острове Родомане, был ранен. В начале 1855 г. генерал был переведен в состав севастопольского гарнизона и здесь выказал блестящую отвагу и распорядительность, командуя дивизией. Генерал лично ходил в атаки против осаждавших крепость англо-французских войск, был ранен во время обороны Малахова кургана. Выдающиеся подвиги Хрулева при обороне Севастополя принесли ему большую популярность в войсках и у населения Севастополя, а также орден св. Георгия 3-й степени В 1856 г. генерал был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным кавказским корпусом; позже командовал 2-м армейским корпусом. С 1862 г. Хрулев находился в отставке.

Когда генерал Хрулев умирал — было это в Петербурге в 1870 году, — то завещал похоронить его в Севастополе, на солдатском кладбище, а на памятнике написать: «Подвиньтесь, братцы, лягу вместе с вами..». В момент погребения все корабли Черноморского флота отдавали герою последние почести залпами из орудий.

ПотешныеВ этот день в 1910 г. в Царском Селе состоялся смотр потешным войскам, в котором принял участие «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». Смотр принимал сам Августейший покровитель класса.

Движение потешных предполагалось как целая система военно-патриотического воспитания детей и юношества. Отцом-основателем движения был педагог, инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А.Луцкевич (1848−1912), но сама идея движения принадлежала Государю Николаю II. 8 января 1908 г. Государь высказал пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. В 1909 г., объявляя благодарность Луцкевичу, Император начертал: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль». Организатор потешных был человеком монархических убеждений, в 1906 г., состоя на службе в Одессе, имел тесные связи с монархическими организациями (Союзом Русских Людей и Союзом Русского Народа), из-за чего претерпел гонения — был переведен с явным понижением без видимых причин в уездный Бахмут. Однако здесь Луцкевич организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, в состав которого принимались в основном дети из беднейших семей. После смотра в Царском Селе, когда Луцкевич вернулся в Бахмут, обласканный Царем и возведенный в чин действительного статского советника (непосредственный его начальник — директор училищ уезда был ниже чином), против него была развязана травля. Несмотря на поддержку монархистов Одессы и Петербурга травля Луцкевича продолжалась — в 1911 г. он оказался под следствием «за упущения в работе». Измученный преследованиями организатор потешных скончался в 1912 г.

Поскольку чиновники Министерства народного образования торпедировали царскую идею, было решено передать дело организации потешных классов в Военное министерство. Идею активно поддержали монархические союзы, вопрос об организации потешных активно обсуждался на 5-м Всероссийском монархическом съезде в Петербурге в мае 1912 г. Пропагандистом этого дела стал генерал-майор К.И.Дружинин (погиб на фронте в 1914 г.), который в одном из своих выступлений призывал: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды — Государя Наследника Цесаревича Алексия — воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе». Первая Мировая война и революция помешали осуществить эти планы.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 4 июня 2018 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика