Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 июня 2018 >>

Святейший Патриарх Кирилл: Мы должны сделать всё возможное, чтобы женщины перестали убивать своих собственных детей в своей утробе
Русская Православная Церковь объявила общецерковный сбор средств для женщин, оказавшихся в кризисной ситуации

акция против абортов в Казани1 июня 2018 года, в Международный день защиты детей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к россиянам с призывом принять участие в профилактике абортов в России и сообщил, что в ближайшее воскресенье, 3 июня 2018 года, состоится общецерковный сбор средств для беременных женщин и женщин с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, сообщает Патриархия.Ru.

В этот день во всех храмах будет оглашено послание Святейшего Патриарха Кирилла и проведен кружечный сбор средств, распределением который займётся Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Международный день защиты детей отмечается 1 июня. По словам Его Святейшества, эта дата «напоминает каждому из нас о необходимости заботы о подрастающем поколении, о тех, кто особенно нуждается в нашей поддержке и чья жизнь зачастую зависит именно от нас».

«Господь оставил нам заповедь о любви к ближнему, которой должен руководствоваться всякий христианин, и эта заповедь обязывает нас быть милосердными и чуткими друг ко другу. В добром и внимательном отношении нуждается каждый человек, но более всего — ребёнок. Наш долг — заботиться о детях и защищать их, ведь Сам Спаситель говорит: „Кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает“ (Мф. 18:5)», — говорится в Патриаршем обращении.

«Сегодня, к сожалению, огромному количеству детей не позволяют даже родиться на свет Божий, и происходит это по злой человеческой воле. Ежегодно в нашей стране умерщвляются в материнской утробе сотни тысяч младенцев, что сопоставимо с населением нескольких городов районного значения. Это поистине общенациональная катастрофа — и нравственная, и демографическая», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

«Мы должны делать всё возможное, чтобы будущая мать, стоящая перед выбором сохранения или прерывания беременности, всё-таки не совершала аборт, а для этого необходимо оказывать психологическую и материальную помощь женщинам, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. От того, как мы усвоили Божественный закон любви, как мы откликнулись на чужое горе, насколько последовали завету и примеру Христову, может зависеть чья-то жизнь», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх призвал «каждого внести посильную лепту в общецерковное дело помощи беременным женщинам, находящимся в трудных обстоятельствах». «Будущие мамы должны почувствовать, что они не одиноки, что о них заботятся, что им готовы предоставить приют, обеспечить социальную и психологическую поддержку», — заключил Святейший Владыка.

Русская линия


Владимир Жириновский: В Москве должны появиться улицы в честь Деникина, Юденича и Колчака
В ЛДПР выступили против сноса памятника Колчаку в Иркутске и предлагают начать называть именами белогвардейцев улицы в российских городах

Владимир ЖириновскийПредседатель ЛДПР Владимир Жириновский призвал увековечить в названиях улиц Москвы имена ряда военачальников Белой армии, что станет символом примирения в России «белых» и «красных» между собой, сообщает «Парламентская газета».

Улиц, названных в честь красных военачальников в России очень много, а именами белогвардейцев не названа практически ни одна из них. В связи с этим в ЛДПР предлагают исправить эту несправедливость.

«Нельзя делить великую историю России до революции 1917 года и после. У нас много героев, которые защищали целостность России, её традиции на протяжении многих веков», — отметил политик.

По его словам, в ЛДПР всегда последовательно выступали против любых революций в России. А белогвардейцы в период Гражданской войны в России защищали устои страны и пытались противостоять слому её традиционного уклада.

«Поэтому вполне уместно назвать улицы, например в Новой Москве, в честь Деникина, Юденича, Колчака, и тем самым отдать должное русским воинам, сражавшимся за свою родину» — заявил Владимир Жириновский.

В свою очередь, депутат Государственной думы от фракции ЛДПР, председатель комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев выступил категорически против инициативы по сносу памятника Колчаку в Иркутске, сообщает «Царьград».

«Я считаю, что люди, которые инициируют снос памятника Александру Колчаку, лишь разжигают противостояние и вражду в обществе. Колчак — царский адмирал, учёный-океанограф, полярный исследователь. То, что во время Гражданской войны он провозгласил себя Верховным правителем и вел освободительную войну на территории России, пытался освободить страну от большевиков, это лишь этап его жизни. Если он кому-то не нравится — это не повод для того, чтобы сносить памятник русскому адмиралу», — заявил политик.

Что же касается представителей «Суть времени», которые организовали эту провокацию по сносу, депутат считает их «весьма сомнительными личностями» и «псевдопатриотами». «Они, конечно, имеют право на существование, на свое мнение, как и все остальные — в принципе, у нас свободная страна. Однако по таким их действиям можно видеть, что они маркируют себя псевдопатриотами. Я могу сказать, что, являясь сторонником самодержавной власти и, вообще, будучи по своим убеждениям монархистом (я этого никогда не скрывал и не скрываю), при всём при этом считаю неверным уничтожать, например, памятники Ленину».

«То, что он кровавый тиран, всем известно. Однако же он был главой государства, какого-никакого, вписал кровавыми буквами свое имя в историю России. Памятники Ленину можно все перенести на его родину, в Ульяновск. Пусть там будет огромный парк Ильичей, бронзовых, каменных: до горизонта Ильичи будут простирать руки и привлекать туристов со всего мира. И на этом ульяновцы, точнее — симбирцы, будут зарабатывать неплохие деньги», — считает он.

«А памятник Колчаку надо обязательно оставить: то, что инициировали эти „товарищи“ — неприемлемо. Иркутск — это место, где Колчак был бессудно убит. Это место неразрывно связано с ним. Памятник поставили горожане, и только они могут решать, что там и как должно стоять. А не какие-то там сомнительные деятели через суд», — заключил Михаил Дегтярев.

Русская линия


Митрополит Чешский Ростислав: Украинский раскол можно исцелить только через покаяние и возвращение раскольников в лоно Матери-Церкви
Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии выступил против предоставления автокефалии украинским раскольникам

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит РостиславНа фоне заявлений Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о намерении проконсультироваться с Предстоятелями Поместных Православных Церквей по вопросу предоставления Украине церковной автокефалии всё большее число глав Православных Церквей высказываются категорически против удовлетворения подобной просьбы украинских властей.

Ранее против предоставления украинским раскольникам церковной автокефалии уже высказались Сербская и Польская Православные Церкви. О своём неприятии подобной инициативы на последнем заседании заявил Священный Синод канонической Украинской Православной Церкви.

Отверг эту инициативу и Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав. Об этом Блаженнейший владыка Ростислав заявил во время встречи 30 мая 2018 года в Прешове (Словакия) с экс-президентами Украины Леонидом Кучмой и Леонидом Кравчуком, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Блаженнейший митрополит Ростислав подчеркнул, что «любое участие государственных чиновников в церковных вопросах недопустимо в демократическом обществе». «Раскол, вызванный эгоизмом человека, можно исцелить только через покаяние и возвращение в Церковь», — подчеркнул Блаженнеший митрополит. Он считает, что любая автокефалия должна иметь всеправославный консенсус, чего не будет на Украине.

В завершение встречи владыка Ростислав выразил надежду, что сложная церковная ситуация на Украине будет решена каноническим путём, то есть так, чтобы не нарушить и без того напряженную общественно-политическую атмосферу.

Русская линия


В центре Вятки появится памятник святой Царской семье
Инициативу Вятской епархии уже поддержала постоянная комиссия Кировской городской думы по местному самоуправлению

Митрополит Вятский и Слободский Марк на заседании городской комиссииМитрополит Вятский и Слободский Марк выступил с инициативой установить в центре Вятки (ныне город Киров) в честь 100-летия со дня мученической кончины последнего русского Императора Николая II и членов Августейшей семьи памятник святым Царственным страстотерпцам и таким образом почтить их подвиг, сообщает пресс-служба Вятской епархии.

23 мая 2018 года на заседании постоянной комиссии Кировской городской Думы по местному самоуправлению, регламенту и депутатской этике обсуждались вопросы благоустройства города, и в связи с этим был поднят вопрос об установке памятника Царской семье. Участие в заседании принял лично владыка Марк, который выступил со специальным обращением перед депутатами.

Как отметил в своём выступлении архипастырь, в этом году исполняется 100 лет со дня убиения Царственных страстотерпцев, и одной из граней святости и нравственного примера для последующих поколений является жизнь Царской семьи.

«Крепкая любовь, верность друг другу, взаимная поддержка, единство духовных и нравственных ценностей сделало эту семью образом малой церкви. Николай II был замечательным семьянином — главой семьи в христианском понимании этого слова, — отметил митрополит Марк. — ..С Вяткой членов Царской семьи связывает следующий печальный факт: после событий февральской революции Николай II и его семья были арестованы и отправлены в Сибирь. Путь царского поезда пролегал, в том числе, и через Вятскую губернию. На окраине Вятки, поезд делал остановку. На этом месте сейчас установлен памятный крест. Множество людей в Вятке почитают подвиг Царственных страстотерпцев, и верующие обратились в Вятскую епархию с просьбой увековечить в памяти потомков это событие, установив памятник Царской семье».

Владыка сообщил, что никаких затрат на установку монумента город не понесёт, поскольку нашлись благотворители, которые оплатили изготовление скульптуры и готовы понести расходы по её установке.

Прекрасным местом для памятника, по мнению митрополита Марка, стал бы район набережной Грина, на пересечении улиц Мопра и Труда. Выбор места связан с расположением на набережной храма Федоровской иконы Божией Матери, а Федоровская икона издревле являлась династической святыней Царской семьи. Именно в честь этой иконы все российские Императрицы, переходившие в Православие, получали отчество Федоровна.

«Памятник Царской семье в исторической части города наполнит это место глубоким смыслом. Бережное отношение к нашей истории послужит только на пользу нашему обществу», — отметил на заседании постоянной комиссии Кировской городской думы владыка Марк.

В результате против установки монумента никто не высказался, и комиссия поддержала это начинание единогласно. Однако депутаты Кировской городской думы на своём заседании 30 мая решили вынести этот вопрос на общественное обсуждение.

В связи с этим в Вятской епархии намерены организовать сбор подписей за установку памятника во время Великорецкого крестного хода, а также во время стоянок православного шествия в сёлах Бобино, Мурыгино и Монастырском. Не исключено, что сбор подписей будет объявлен и на всех приходах Вятской епархии.

Русская линия


Россия и Израиль, похоже, договорились по Сирии
Израиль не будет возражать против власти Башара Асада и присутствия его войск на границе с Израилем, а Россия постарается оттеснить из региона Иран

Сергей Шойгу и Авигдор Либерман31 мая 2018 года в Москве состоялись переговоры министра обороны России Сергея Шойгу и министра обороны Израиля Авигдора Либермана. Вечером того же дня президент России Владимир Путин провёл телефонный разговор с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу. И судя по всему, Россия и Израиль сумели найти компромисс по сирийской проблематике и в целом договорились по Сирии, сообщает NEWSru.co.il.

В преддверии переговоров в России дали понять, что выступают против присутствия иранских, а также любых других иностранных сил в юго-западной зоне деэскалации в Сирии, недалеко от границы с Израилем. Об этом, в частности, заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. Израиль настаивал на том, что иранских и иных иностранных проиранских вооруженных сил не должно быть вообще в Сирии, а также подчеркивал недопустимость строительства в этой стране иранских военных баз.

По неподтверждённым данным, о которых пишет в газете «Исраэль а-Йом» политический обозреватель Даниэль Сириоти, Москва приняла позицию Израиля и предпринимает действия по постепенному полному вытеснению Ирана из Сирии, считая иранцев дестабилизирующим фактором в регионе.

Арабские и израильские СМИ, в частности, газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» и «Исраэль а-Йом», пишут о кризисе в отношениях между Москвой и Тегераном на фоне требований российского руководства убрать иранские силы из южных районов Сирии. Утверждается, что Москва выдвинула ультиматум Асаду, потребовав сделать выбор между Россией и Ираном, и сирийский президент предпочёл сохранить российскую поддержку.

Полковник израильской военной разведки АМАН в отставке, профессор Университета Бар-Илан Мордехай Кейдар в интервью российской газете «Коммерсант» заявил, что по югу Сирии достигнуто взаимопонимание Россией, США, Иорданией и Израилем. В соответствии с договоренностями, израильтяне будут не против сил сирийской регулярной армии и российской военной полиции около своей границы с Сирией, но не допустят присутствия там иранцев или «Хизбаллы». По мнению Кейдара, иранцы будут вынуждены согласиться с таким раскладом.

Израильские СМИ пишут о том, что в Иерусалиме вопрос о власти в Дамаске считают внутренним сирийским делом, власти Израиля не будут добиваться ухода Башара Асада. По всей видимости, с этим согласится и нынешняя американская администрация, хотя Дональд Трамп неоднократно крайне негативно отзывался об Асаде.

Русская линия


В «Киевском патриархате» вновь вынуждены менять прогнозы
Св. Синод Константинопольской Церкви не стал рассматривать вопрос украинской автокефалии на заседании 30 мая, чем разочаровал украинских раскольников

Лже-патриарх Филарет ДенисенкоЛже-патриарх Филарет Денисенко и его приближённые вынуждены признать, что их прогнозы о том, что они получат признание и автокефалию со стороны Константинопольской Православной Церкви уже в конце мая, не оправдались. И теперь им нужно вновь называть новые сроки, когда же они, наконец, перестанут быть раскольниками.

Свежие мысли по этому поводу на сей раз высказал не глава Информационного отдела КП «епископ» Евстратий Зоря, а лично лже-патриарх Филарет Денисенко, который заявил, что «Украинская поместная православная церковь может получить автокефалию уже в июле», сообщает 24 канал.

«Есть все надежды, что в ближайшее время, я думаю, это будет в июле, мы получим Томос и автокефалию», — заявил глава украинских раскольников, хотя ещё совсем недавно его подручные говорили о том, что вопрос будет решён в конце мая.

Параллельно с этим в «Киевском патриархате» готовят почву для отступления, заранее обвиняя Москву в том, что она оказывает серьёзное давление на Константинопольский Патриархат с целью добиться того, чтобы вопрос об украинской автокефалии был снят с повестки дня.

Так, «епископ» Евстратий Зоря ранее даже объяснил кратковременную госпитализацию Патриарха Варфоломея в больницу с возросшим на него давлением со стороны Московского Патриархата.

Русская линия


В Италии появилось новое правительство
Пророссийски настроенные итальянские партии смогли договориться о составе нового кабинета министров

ИталияИтальянские евроскептики из «Лиги» и представители «Движения 5 звезд», выступающие за отмену антироссийских санкций и нормализацию отношений между Европой и Россией, сумели-таки договориться с президентом Италии о новом кабинете министров, чем серьёзно расстроили чиновников ЕС.

Жёсткий критик ЕС Паоло Савона, кандидатуру которого в качестве министра экономики ранее отверг президент Серджо Маттарелла, чем сорвал создание первого правительства, останется в его составе, но на другом посту. Об этом в четверг, 31 мая, в совместном заявлении сообщили глава «Лиги» Маттео Сальвини и «Движения 5 звезд» Луиджи ди Майо, передаёт «Немецкая волна».

В новом кабинете на пост министра экономики предложен профессор экономики в римском университете Тор Вергата Джованни Триа. Паоло Савона тем временем станет министром по делам Европы.

Премьер-министром, как и в первом составе правительства, должен стать 53-летний беспартийный профессор гражданского права Джузеппе Конте. Председатель «Лиги» Маттео Сальвини претендует на пост главы МВД. Луиджи ди Майо намерен стать министром экономического развития или министром труда.

Президент Италии Серджо Маттарелла уже дал согласие на создание нового правительства, а это значит, что Италия нашла выход из политического кризиса, который продолжался уже почти три месяца.

Для ЕС создание нового итальянского кабинета министров — это не очень приятная новость, поскольку серьёзные позиции в нём занимают евроскептики. Для России, напротив, эти вести внушают надежду. К власти в Италии пришли политики, выступающие за нормализацию российско-итальянских отношений.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)

Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.

Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.

Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.

Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».

Великий Князь Владимир Всеволодович МономахСегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.

Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание «Мономах» он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает «единоборец». С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.

В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113−1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, «тишина великая». Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.

Владимир Мономах в русской истории известен не только как «собиратель земель русских», но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов «Русская Правда» «Уставом Владимира Всеволодовича». Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: «Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать».

Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в «страхе Божием»: «Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий — основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце. Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона. Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Божья охрана лучше человеческой».

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева — Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя — бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;.. весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Митрополит Варфоломей (Городцов)Сегодня также день памяти почетного председателя Тифлисского патриотического общества, митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), скончавшегося в 1956 г.

Он родился 5 июля 1866 г. в семье священника в Рязанской губернии и в миру звался Сергеем Дмитриевичем. Образование получил в Рязанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1890 г. кандидатом богословия. С 1892 г. в Тифлисе, где был рукоположен во иерея, служил в разных храмах, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем в школе слепых. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, крупнейшей монархической организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского монархического съезда в Киеве (октябрь 1906). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя — несмотря на тяжелые ранения он выжил. Оправившись от ранения, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.

После революционных потрясений в 1918 г. о. Сергий вынужден был уехать из Тифлиса в Баку, где служил в церкви до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. Однако в 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 г. Затем он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской области, только в 1935 г. он получил приход в Клинском районе Московской области. 29 мая 1942 г. о. Сергий принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 1 июня за немалые труды возведен в сан архиепископа. В ноябре 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, а с августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора, который 8 сентября 1943 г. избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. В 1949 г. возведен в сан митрополита.

Автор многих статей на богословскую тематику, акафистов, составил службу Свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Такая характеристика — настоящий наградной лист для советского архиерея. Скончался владыка в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе.

Сегодня мы также вспоминаем товарища председателя Русского Собрания профессора Николаевской академии Генштаба генерал-лейтенанта Акима Михайловича Золотарева, скончавшегося в 1912 г.

В этот день 19 мая 1891 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович (будущий Император Николай II) заложил во Владивостоке Великий Сибирский железнодорожный путь (знаменитый Транссиб).

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 1 июня 2018 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика