Русская линия
<< Полная сводка новостей от 24 мая 2017 >>

Патриарх Антиохийский Иоанн призвал украинские власти отказаться от инициатив, направленных против УПЦ
Глава Антиохийского Патриархата заявил, что Поместные Православные Церкви признают только каноническую Церковь на Украине

Патриарх Антиохийский Иоанн X22 мая 2017 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х направил письмо в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором осудил антицерковные инициативы, направленные против Украинской Православной Церкви. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

«Мы осуждаем любой шаг, который может повлиять на суверенитет украинского народа, и мы резко осуждаем также каждый шаг, который влияет на независимость, достоверность, целостность и свободу канонической Украинской Православной Церкви», — говорится в тексте письма.

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви назвал ограничительные законодательные акты, которые были внесены в Верховную Раду Украины, подлежащими осуждению. «Они направлены на рост напряженности и изменение культурной самобытности всего украинского общества», — подчеркнул Блаженнейший Патриарх Иоанн.

Он также засвидетельствовал позицию Антиохийской Церкви о «поддержке канонической Украинской Православной Церкви, признанной всеми Православными автокефальными Церквями».

Письмо главы Антиохийского Патриархата стало ответом на обращение Святейшего Патриарха Кирилла, направившего 17 мая 2017 мая послания главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей.

Русская линия


Патриарх Кирилл попросил коптов принести в Россию мощи основоположников христианского монашества
Предстоятель Русской Православной Церкви принял в Москве главу Коптской церкви Тавадроса II

Патриарх Кирилл и Товадрос IIВчера в Патриаршей резиденции «Даниловская» в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главой Коптской церкви Тавадросом II, в ходе которой Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к главе коптов с просьбой благословить принесение мощей основоположников православного монашества в Россию. И хотя с точки зрения православия, копты являются еретиками, не принявшими

«По итогам поездки нашей монашеской группы в Египет возникла такая мысль — обратиться к Вам с просьбой о принесении мощей основоположников нашего общего монашества в город Москву. Это вызвало бы огромный духовный подъём у людей и укрепило наши отношения. Ничто не объединяет так, как общие святые», — сказал Патриарх Кирилл.

Он также пригласил коптских христиан посетить российские святыни. «Мы ожидаем вашу делегацию и покажем им наши обители и нашу монашескую жизнь. С нашей стороны наиболее приемлемы два периода времени: с 16 по 22 июня и с 20 по 26 августа», — цитирует Патриарха ТАСС.

Тавадрос II с удовольствием принял приглашение Патриарха Кирилла. «Мы рады, что российская делегация посетила Египет, и в следующем месяце мы отправим египетскую делегацию в Россию», — сказал он.

Стороны обсудили также ряд актуальных двусторонних тем, в частности, борьбу с терроризмом. По словам Патриарха Кирилла, проблема состоит в том, что современное западное общество отказывается от веры, чем пользуются радикальные исламские проповедники, указывающие на разврат в Европе.

«Тут в первую очередь возникает тема навязывания стандарта современного безбожного секуляризма. Бога изгоняют из жизни людей, безбожие завоёвывает мир. Те, кто вербует людей, пытаются пробудить в них религиозную ревность и подают искаженный образ христианства. Часто говорят о некоем „крестовом походе“ против ислама со стороны христианства и отождествляют христианство с безбожным секулярным миром», — подчеркнул он. Предстоятель Русской Церкви отметил, что исполнители терактов, как правило, имеют низкий образовательный уровень, он подчеркнул важность постоянного диалога между христианами и мусульманами для обсуждения и решения всех проблемных вопросов.

В заключение патриархи обсудили вопросы религиозного образования. Патриарх Кирилл сообщил, что предложил высшим учебным заведениям предлагать для защиты дипломов и диссертаций темы, связанные с христианством на Ближнем Востоке.

Русская линия


Челябинская епархия выступила против проведения в Челябинске языческого индуистского фестиваля
Миссионерский отдел епархии призвал россиян отказаться от участия в «Фестивале красок», посвященном сожжению индийской демоницы Холики

Индуисты празднуют фестиваль красокМиссионерский отдел Челябинской епархии обратился к органам прокуратуры и исполнительной власти Челябинской области с просьбой проверить содержательную сторону «Всероссийского Фестиваля красок», посвящённого памяти индуистской демоницы Холики, на предмет соответствия российскому законодательству и «Концепции национальной безопасности РФ».

В епархии обратили внимание, что неоднократно предупреждали южноуральцев о духовной опасности этого языческого праздника, о недопустимости участия в нём людей, принявших христианское крещение. Но организаторы этого языческого действа не отказались от своих планов, и чтобы провести свой шабаш просто закамуфлировали его под обычный фестиваль с различными развлечениями для молодёжи.

«Лукавство, сопровождающее „Фестиваль красок“, игнорирование мнения крупнейшей и авторитетнейшей религиозной конфессии, какой является Русская Православная Церковь, с головой выдает характер мероприятия, лживость его организаторов, стремящихся во что бы то ни стало навязать нашему народу, особенно молодому поколению, чуждые ценности, чужую, враждебную ему духовность и нажиться на этом», — заявили в Миссионерском отделе.

В связи с этим Челябинская епархия вновь обратилась к южноуральцам с призывом не поддаваться на провокации и отказаться от участия в фестивале, цель которого прославить чуждых русскому народу индуистских богов.

«Мы особенно обращаемся к родителям и педагогам: наши дети, наши внуки, наши близкие в опасности. Наш долг — родительский, христианский — предупредить и предотвратить надвигающееся духовное бедствие. Мы обращаемся к тем предпринимателям, кто, несмотря на тяжёлые социально-экономические обстоятельства, остается верен своей стране и своему народу, кому не безразличны его история, его духовные традиции: найдите в себе силы сказать „нет“ заманчивым предложениям импортных миссионеров», — говорится в обращении челябинского духовенства.

Русская линия


«Бессмертный полк» возглавил Сталин
По данным «Левада-центра», число россиян, считающих сталинские репрессии преступлением, за последние пять лет существенно снизилось

Иосиф СталинАктивное использование российской пропагандой празднования Дня Победы, а также широкое распространение и рост популярности шествия «Бессмертный полк», напоминающего крестный ход с фотографиями ветеранов вместо икон и хоругвей, начинают приносить свои горькие плоды. Новое поколение наших граждан, предки которых были репрессированы советскими властями, постепенно забывает все ужасы той эпохи, и видит лишь портреты героев на демонстрациях и маршах Победы.

Естественно, что в их сознании возникает логическая мысль: если ветераны — это наши новые святые, то Сталин — это главнокомандующий этого «Бессмертного полка», ведь он, как руководитель СССР, сыграл ведущую роль в победе Красной армии над фашистами.

На этом фоне нет ничего удивительного, что за пять лет число россиян, считающих сталинские репрессии преступлением существенно снизилось: сейчас таковых 39% против 51%, свидетельствует опрос «Левада-Центра». Четверть респондентов объясняют сталинские репрессии «политической необходимостью» и считают их исторически оправданными. В октябре 2012 года такой точки зрения придерживались почти столько же россиян — 22%.

Однако что касается вопроса, надо ли вообще вспоминать об этом периоде советской истории, пять лет назад 37% респондентов полагали, что «лучше говорить об этом поменьше», и 49% призывали не забывать историю, а теперь соотношение противоположное. 47% считают правильным умолчание и 38% – за то, чтобы не забывать о былом.

Оправдать человеческие жертвы достигнутыми в сталинскую эпоху высокими результатами и победами готовы 36% опрошенных, и лишь 26% считают Сталина государственным преступником. Самым популярным ответом об отношении нынешних властей к сталинским репрессиям стал вариант «они вообще об этом не думают» — 30% против 21% в 2011 году, сообщает газета «Ведомости».

По мнению замдиректора «Левада-Центра» Алексея Гражданкина, россияне стали безразличнее относиться к репрессиям после 2014 года, потому что возникли проблемы с Западом и появился запрос на жёсткого руководителя, соответствующего советской мифологии, потому снизился и уровень критики Сталина.

Отметим, в некоторых российских городах общественность, преимущественно коммунисты и их сторонники, последнее время все чаще призывают установить памятники Сталину. В феврале 2016 года бюст Сталина установили в Псковской области, а в апреле нынешнего года портретом Сталина украсили здание администрации в кубанском Белореченске. В Сургуте сторонники «сталинизации» также в апреле сообщили, что согласовали установку бюста вождя с мэрией.

Русская линия


России пора отказаться от матриархата в Семейном кодексе
Движение «Отцовский комитет» призвало обязать суды оставлять детей у невиновной в измене и разводе стороны, а не исключительно у женщин, как сейчас

Семейный кодексМежрегиональное общественное движение «Отцовский комитет» обратило внимание российских властей на вопиющую несправедливость и отсутствие какого-либо равноправия между мужчинами и женщинами, когда речь заходит о воспитании и разделе детей в случае развода или распада семьи.

Современный Семейный кодекс России, а также утвердившаяся ещё в советские годы практика судебных решений в бракоразводных делах, свидетельствует о том, что мужчина не имеет практически никаких прав в случае распада семьи.

Даже если развод произошёл не по его вине, и жена совершила измену и ушла к другому, именно ей российский суд передаст право на воспитание детей практически в 99 из 100 случаев. Более того, суд предоставит такой горе-жене возможность подать в суд на мужа и истребовать у него алименты, которые невиновная в разрушении семьи сторона вынуждена будет выплачивать до совершеннолетия детей.

При этом право мужа видеться и воспитывать своих детей после развода на практике также постоянно нарушается, ведь разведённые со своими мужьями женщины делают всё, чтобы прекратить всякие контакты детей с отцом.

В связи с этим представители общественности призвали российских депутатов внести поправки в Семейный кодекс и обязать суд разбираться в вопросе о том, кто является виновником развода. В случае если семью разрушила измена жены, она не должна иметь право оставить детей у себя, если родители не решат иначе.

Инициатива уже направлена на рассмотрение в комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, а также главе правительства Дмитрию Медведеву, сообщил RT глава движения Игорь Серебряный.

Русская линия


Папа Римский Франциск призвал Дональда Трампа встать на защиту ближневосточных христиан
Президент США вместе с супругой встретился в Ватикане с главой Католической церкви

Папа Римский Франциск и Дональд Трамп с супругойПрезидент США Дональд Трамп, находящийся с визитом на Апеннинах, на встречах с папой Римским Франциском, госсекретарем Ватикана Пьетро Паролином и секретарем по отношениям с государствами Полом Ричардом Галлахером обсудил международные отношения, развитие религиозного диалога и защиту христиан на Ближнем Востоке.

Встреча папы Римского Франциска и президента США в Апостольском дворце Ватикана продолжалась в среду утром чуть более 30 минут, сообщает РИА Новости.

«В ходе тёплых бесед было высказано удовлетворение состоянием существующих отношений между Святым престолом и США, а также совместное обязательство во благо мира, свободы совести и вероисповедания. Стороны выразили надежду на справедливое сотрудничество между Ватиканом и Католической церковью в США, которая занимается служением обществу в сфере здравоохранения, образования и оказания помощи мигрантам», — сообщает служба печати Святого престола.

«Дискуссии позволили обменяться мнениями по различным вопросам международной повестки и продвижения мира во всём мире посредством политических процессов и межрелигиозного диалога с особым акцентом на ситуацию на Ближнем Востоке и охрану христианских сообществ», — говорится в сообщении.

Так, папа Римский Франциск призвал президента США уделить больше внимания защите гонимых на Ближнем Востоке христиан.

Русская линия


В Москве прошло вручение премий Международного фонда единства православных народов
Лауреатами 2017 года стали коптский Патриарх Тавадрос II, президент Македонии Георге Иванов и мэр Москвы Сергей Собянин

Патриарх Кирилл с лауреатами премии единства Православных народов23 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Патриарх Кирилл возглавил XVII ежегодную церемонию вручения премий имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2016 год.

Лауреатами премии 2017 года стали: коптский Патриарх Тавадрос II, Президент Республики Македония Георге Иванов и мэр города Москвы Сергей Собянин. Перед началом церемонии в Красном зале Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Македония Георге Ивановым и сопровождающей его делегацией.

Затем в Храм Христа Спасителя прибыл коптский Патриарх Тавадрос II. После краткого общения Предстоятель РПЦ лауреаты премии и президент Международного общественного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев проследовали в Зал церковных соборов. Святейший Владыка благословил начало торжественной церемонии.

После демонстрации документального фильма, посвященного основным вехам и событиям деятельности Международного фонда единства православных народов, президент организации В.А. Алексеев произнес вступительное слово и пригласил на сцену Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к лауреатам премии и участникам церемонии с приветственным словом: «Программа Международного общественного фонда единства православных народов имеет большое значение для укрепления межхристианских отношений и защиты христиан, подвергающихся гонениям и преследованиям в разных регионах мира, но особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Перед лицом опасности, исходящей от экстремистских организаций, использующих религиозные лозунги для продвижения своих человеконенавистнических идей, христиане призваны объединить свои усилия ради сохранения мира и согласия в обществе, явить верность Спасителю и высоким евангельским идеалам добра, сострадания и любви к ближним. Поэтому на этой сцене мы чествуем сегодня достойнейших людей, облеченных доверием народа и стоящих на христианских позициях в разуме и истине, которые с воодушевлением восприняли приглашение и прибыли в Москву на эту торжественную церемонию», — цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru.

Затем Патриарх Кирилл и В.А. Алексеев вручили памятные знаки лауреатам 2016 года — Патриарху Коптскому Тавадросу II и Президенту Республики Македонии Георге Иванову. В.А. Алексеев также объявил о том, что лауреат премии мэр Москвы С.С. Собянин ввиду необходимости участия в заседании Государственного Совета под руководством Президента России в Краснодаре не смог присутствовать на торжественной церемонии. Поблагодарив Предстоятеля Русской Церкви и учредителей премии за высокую награду, лауреаты обратились с речами к участникам церемонии.

«Когда Господь создал человека, Он создал его для определенной миссии, — сказал Тавадрос II. — Христианский человек в любом обществе должен быть лучом света и благодати. Святой Иоанн Златоуст говорил, что любой христианин должен быть полон любви. Наш мир сегодня погрузился в материализм, собрал очень много знаний, однако потерял и снизил уровень любви и духовности. А когда душе не хватает любви, распространяются ненависть и насилие. Мы ответственны перед Господом за то, чтобы сеять семена любви в каждое сердце, чтобы души людей были заполнены именно христианскими ценностями».

По словам главы Коптской церкви, говорить миру о любви ― первоочередная задача христиан. «Мы должны молиться за весь мир, особенно в нашей Церкви, которая дала многих мучеников в течение последних нескольких лет. Это мученическая смерть ради Христа укрепляет веру. Эта мученическая смерть в восприятии не только членов Коптской Церкви, но и всех христиан на Земле», ― заключил Тавадрос II.

Президент Республики Македония Георге Иванов в свою очередь сказал: «Для меня подлинная честь быть сегодня с вами. Благодарю Международный общественный фонд единства православных народов за эту значимую награду, которая носит имя Его Святейшества Патриарха Алексия II. Эта награда для нас особенно значима и дорога, потому что она вручается за 2016 год, когда мы отмечали 11 веков преставления великого славянского просветителя ― святого равноапостольного Климента Охридского». По его словам, сегодня христиане, как и в первые века, подвергаются жестоким гонениям, тысячи людей приняли мученическую смерть только из-за их веры в Господа Иисуса Христа. «На Ближнем Востоке и в Северной Африке ИГИЛ (организация запрещена в России) ежедневно осуществляет геноцид древних христианских общин, живущих на этих территориях почти 2 тысячи лет», ― подчеркнул Г. Иванов.

«В одной своей рукописи святой Климент пишет: „Да будем соревноваться в любви к друг другу, милостью и чистотой ум свой просветляя, да устремим его ввысь“. Тут я бы хотел добавить следующее: соревнование в любви лишает сил ненависть, а устремленный в небо чистый и просветленный ум расстраивает самые страшные планы, которые тянут нас вниз. Таким образом, мы строим и развиваем наши общества и государства, опираясь на ценности и принципы св. Климента, с любовью и взаимоуважением на благо наших народов и во славу Господа», ― заключил Президент Македонии.

Церемония награждения завершилась концертом в честь лауреатов премии с участием Симфонического оркестра Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, сводного состава Камерного хора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Концертного хора Московского государственного института музыки А.Г. Шнитке, камерного хора «Классика» Международного фонда единства православных народов и других деятелей музыкального искусства.

Русская линия


В Российской национальной библиотеке открыт доступ к Остромирову Евангелию
На специально созданном интернет-ресурсе уже выложен ряд уникальных древнерусских памятников

Конференция в РНБПроблема оцифровки уникальных рукописей и книг, находящихся в наших библиотеках, стоит в России достаточно остро. Пока лишь незначительная их часть доступна читателю. Однако, в последние годы эту проблему стали постепенно решать. К предстоящему Дню славянской письменности и культуры Российская национальная библиотека сделала любителям книжных древностей настоящий подарок — представила интернет-ресурсы уникальных рукописных памятников, в том числе Остромирова Евангелия (XI в.) и Благовещенского Кондакаря (XIII в.).

На специальном заседании, посвященном этому событию, заведующий отделом рукописей РНБ Алексей Алексеев отметил, что первую русскую датированную книгу давно хотели сделать доступной всем, но на этом пути были серьезные преграды. Учреждения культуры переживают нелегкие времена, и большое значение приобретают совместные проекты, интересные всем — от простого обывателя до специалиста.

Структура сайта, посвященного Остромирову Евангелию и Благовещенскому Кондакарю, включает инструктивный текст, рассказ о рукописи, в том числе историю, описание художественного оформления, содержание книги, просмотр, библиографию, перечень публикаций о письменном памятнике. Текст Евангелия транслитерирован, есть поисковая система.

С докладом «Остромирово Евангелие — первая русская книга» выступила заведующая сектором древнерусских фондов РНБ Екатерина Крушельницкая. Она назвала Остромирово Евангелие, которому в мае исполняется 960 лет, своеобразным брендом библиотеки. «Предоставить оригинал для исследований мы не можем даже самому знаменитому искусствоведу. Изображения книги, в которых было использовано золото, могут быть повреждены при любом контакте, — сказала она. — Свое значение книга приобрела из-за записей одного из писцов диакона Григория, из которых мы знаем, когда и при каких обстоятельствах она была создана. После нескольких веков в Софийском соборе Новгорода оно было перенесено в Москву, а оттуда в Санкт-Петербург. После смерти императрицы Екатерины II книга была обретена в ее покоях и императором Александром I в 1806 году передана в еще не открытую библиотеку».

С докладом «Инициалы Остромирова Евангелия: традиция и своеобразие» выступил культуролог, преподаватель церковнославянского языка Академии теологии и церковных искусств Николай Буцких. О Благовещенском Кондакаре как памятнике древнерусского певческого искусства рассказала автор научно-справочного раздела ресурса доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, руководитель ансамбля «Знамение» Татьяна Швец, а сам коллектив исполнил пасхальные и другие песнопения.

Напомним, что Остромирово Евангелие (XI в.) — самая древняя из дошедших до наших дней восточнославянская датированная рукописная книга. Памятник начала русской письменности воспринимается как символ тысячелетнего пути развития отечественной культуры. Он внесен в реестр ЮНЕСКО. Исследовательская работа над ним легла в основу становления и развития славяноведения.

Благовещенский Кондака́рь (XIII в.) — древнейшая славянская певческая рукопись, содержащая записи домонгольского времени. Два типа древней нотации еще не расшифрованы и являются важнейшим источником для изучения певческого искусства.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы вспоминаем русского патриота дьяка Тимофея Осипова и академика А.И.Соболевского

Кирилл и МефодийСвятые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в иночестве — Кирилл) — самым младшим.

Святой Мефодий около 10 лет был византийским воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшею под греческой державой. По особому усмотрению, Божию Мефодий хорошо изучил славянский язык и стал располагать свою волю к отречению от всего земного. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре Император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились в Корсуни, где чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел человека, говорящего по-русски, и стал учиться у него читать и говорить на его языке. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.

Вскоре Император призвал святого Константина и приказал идти просвещать славян в Моравии. В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Затем братья отправились в Моравию и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов и они подали жалобу в Рим. Однако по прибытии братьев в Вечный город папа Римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Дьяк Тимофей Осипов обличает Лжедмитрия I Сегодня вспоминаем подвиг русского патриота дьяка Тимофея Осипова, принявшего мученическую смерть 11 мая 1606 года.

История не сохранила для нас биографии этого мужественного русского человека. Известно лишь, что в Смутное время, после захвата власти в Москве Лжедмитрием I на Тимофея Осипова была возложена обязанность торжественно объявить жену самозванца Марину Мнишек царицей, после чего должно было последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, дьяк Тимофей Осипов наложил на себя пост и двукратно причастился Святых Таин. Затем, когда настало время, он, ничего не сказав жене, предстал перед Лжедмитрием и в присутствии всех громогласно начал свою речь словами: «Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий». Мужественный дьяк объявил затем, что не желает присягать иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни, и хотел продолжать свою речь дальше, но был тотчас же убит сторонниками самозванца и выброшен из окна.

Алексей Иванович Соболевский В день, когда Святая Церковь прославляет равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, просветителей славянства, мы чтим память выдающегося русского ученого и общественного деятеля, товарища председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) академика Алексея Ивановича Соболевского, скончавшегося в 1929 г.

Он родился 26 декабря 1857 года в Москве в семье чиновника. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета. Защитив в 1884 г. докторскую диссертацию по истории русского языка, был профессором Киевского и Санкт-Петербургского университетов, в 1900 г. избран академиком Академии наук. Соболевский внес неоценимый вклад в собирание русского фольклора, издал 6 томов «Великорусских народных песен».

Академик Соболевский был активным участником славянского движения, членом первой русской национальной организации Русское Собрание (РС), принимал участие в монархических съездах, на которых выступал с докладами. Особенно заметной была его роль в СРН. Во время раскола в Союзе поддерживал А.И.Дубровина, из-за чего был выведен из состава руководящего органа СРН. В 1910 г. за его монархические выступления и публикации был обвинен либеральной профессурой и студентами в клевете, ему пришлось судиться, и хотя суд оправдал Соболевского, он вынужден был уйти из Петербургского университета и перебрался в Москву. Здесь с 1911 г. он некоторое время возглавлял Союз Русских Людей (СРЛ). В конце 1916 г. назначен Государем к участию в Государственном Совете, но приступить к обязанностям не успел.

К февральскому перевороту академик Соболевский отнесся крайне негативно. После захвата власти большевиками совсем отошел от политической деятельности. Однако летом 1918 г. был арестован, от расправы его спасло только заступничество ученых. Однако «дело Соболевского» продолжало числиться за ревтрибуналом. Есть сведения, что Соболевский подвергался репрессиям и незадолго до своей кончины.

Сегодня также празднуется память обновления (основания) Константинополя — столицы Византийской империи (330). Сегодня празднуется память освящения храма Святой Софии в Киеве (960).

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 24 мая 2017 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика