В Москве появится памятник святому Иоанну Кронштадтскому
Это будет первый монумент великому праведнику, воздвигнутый в столице
Несмотря на то, что вот уже более четверти века наше государство перестало оказывать давление на Церковь, и, в целом, хотя бы на словах, стало ориентироваться на корневые традиции русского народа, процесс «расставания» с советским прошлым идёт не так скоро, как хотелось бы. Страна по-прежнему напичкана памятниками советской эпохи, а альтернативные объекты создаются очень медленно и в ничтожных количествах. Даже в Москве, к примеру, до сих пор нет памятника величайшему святому предреволюционной России — Иоанну Кронштадтскому, не говоря уже о монументах тысячам новомучеников, память о которых должна «стучать нам всем в сердце».
Тем не менее, ситуация постепенно меняется, и первый памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому все же планируют установить в столичном районе Жулебино ко дню памяти святого, 14 июня. Это будет первый памятник великому подвижнику в Москве и третий в России — после Кронштадта и Иркутска, напоминает Интерфакс.
Инициатором проекта выступил приход храма Иоанна Кронштадского в Жулебино, который существует с 2006 года. Сейчас рядом с этой деревянной церковью возводится большой каменный Сретенский храм в рамках программы строительства новых православных храмов Москвы. В прошлом году прихожане собрали 50 млн. рублей, которые уже потрачены на текущие строительные нужды. В этом году планируют собрать столько же.
«Здесь большой дружный приход, который уже не первый год, шаг за шагом созидает свою святыню. В 2006 году был построен небольшой деревянный храм, сейчас строится кирпичный храм на тысячу прихожан и одновременно дом причта, будет сооружен и памятник. Это будет не просто районный храм, но новая достопримечательность всей Москвы», — заявил куратор строительства православных храмов в Москве Владимир Ресин.
В настоящее время возведены кирпичные стены храма и дома причта. На храм поднят главный купол, установлен крест. В этом году планируется выполнить внутренние работы, установить двери и окна и дать тепло. К лету будут установлены все купола и кресты. А в будущем году планируется выполнить внешнюю отделку и благоустройство территории. Это один из самых больших храмов в рамках упомянутой программы.
Русская линия
Митрополит Вышгородский Павел: Киево-Печерская лавра оказалась в крайне стеснённом финансовом положении
Новые украинские власти обитель не жалуют — киевские чиновники с 1 апреля сняли все льготы на аренду церковных зданий для канонической УПЦ
Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в интервью «Вести.ua» рассказал о том, в каких условиях сейчас Украине живёт Киево-Печерская обитель, и сообщил, что монастырь находится в крайне непростом и стеснённом финансовом положении, поскольку украинские власти не только не помогают обители, но, наоборот, вопреки заверениям Виталия Кличко, отняли у канонической Украинской Православной Церкви все льготы на аренду церковной недвижимости.
Сейчас обители помогают всего несколько благотворителей. «С 1 апреля вступят в силу новые тарифы на коммунальные услуги, а если учесть тот фактор, что киевские власти сняли льготы на арендную плату для УПЦ, я даже не могу вам сказать, как будем жить. С властью, к сожалению, у нас нет ни малейших отношений. Даже музеи Киево-Печерской лавры переживают сложные времена, поэтому мы, чем можем, им помогаем», — заявил владыка Павел.
По словам архипастыря, в связи с кризисом священноначалие УПЦ вынуждено было повысить цены на требы в Киево-Печерской лавре. Выросли цены и на свечи, монастырские продукты питания и т. д. «Воск для свечей, фитиль к лампаде. подорожало всё. А к этому следует добавить, что всё у нас работает на дорогом электричестве. Если свечка была раньше две гривны, то сейчас три. Цена на муку была пять, теперь 12 гривен. Иконы немного подорожали. Шоколадки лаврские берут, но если раньше их закупали по пять, теперь цена закупки 15 гривен. Упаковка к ним была 80 коп., а теперь 8 гривен. Зарплаты у нас очень маленькие, работают люди практически за спасибо».
Тем не менее, долгов у обители сейчас нет, коммунальные платежи планируют заплатить вперёд, но без посторонней помощи в новых условиях обители просто не выжить. «Ранее за свет было около 300 тысяч гривен в месяц. А за тепло — около 400 тысяч. Газовый котёл установить мы не можем — сейчас газ дорогой. Печи тоже не поставишь: у нас храмы после реставрации. ..А ещё у нас новая беда: банки, в которых лежало немного денег на оплату коммуналки, — разрушились. Мы остались без средств, и когда их вернут и сколько — неизвестно», — рассказал митрополит Павел.
Русская линия
ВЦИОМ: Великий пост в России полностью соблюдают свыше четырёх миллионов человек
Ещё десять миллионов россиян соблюдают пост частично, предпочитая воздерживаться от скоромной пищи в особо строгие дни
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные своего последнего соцопроса, согласно которому за двадцать пять лет после падения безбожной атеистической власти в России, число россиян, которые строго соблюдают Великий пост, достигло с нескольких сотен в советские времена до свыше четырёх миллионов человек в 2015 году. Ещё свыше десяти миллионов россиян соблюдают пост частично, сообщает официальный сайт ВЦИОМ.
С конца 1990-х годов Великий пост перестал быть для россиян чем-то забытым и совершенно незнакомым. В результате число постящихся в нашей стране за это время увеличилось почти на три миллиона человек. Каждый десятый (9%) сообщает, что соблюдает Великий пост частично. Женщины (12%), люди пенсионного возраста (14%) и православные (11%) чаще, нежели мужчины (6%), молодежь (7%) и агностики (3%). 6% планируют поститься в последнюю Страстную неделю.
Подавляющее большинство россиян знает, что Великим постом необходимо отказаться от употребления животной (68%) пищи и алкоголя (62%). Около половины участников опроса сказали, что не следует помышлять о дурном — 53% (среди всех опрошенных этого придерживаются 19%, среди постящихся — 38%) и сквернословить — 53% (18% и 42%, соответственно).
Кроме того, по словам 45% респондентов, нужно ограничить себя в веселье и развлечениях. Ещё 45% сказали, что в этот период нельзя курить, и 35% – что нужно соблюдать целомудрие в супружеской жизни. Сами не курят во время Великого поста 14% всех опрошенных, от супружеской жизни воздерживаются 7%.
Около трети знают, что Великим постом полагается ежедневно молиться (37%) и хотя бы один раз Причаститься (33%): постящиеся делают это гораздо чаще, чем россияне в среднем (32% регулярно молятся и 25% приступают к Причастию, тогда как среди всех опрошенных — 11% и 8%, соответственно). О том, что в эти дни непременно полагается подавать милостыню, сказал 31% опрошенных. Делают подаяния 17% всех респондентов и 33% тех, кто соблюдают пост.
Большинство респондентов (67%) уверены — ничто не может помешать человеку соблюдать пост, если у него есть к этому истинное стремление.
Русская линия
Бывший советник Ватикана стал монахом Высоко-Петровского монастыря
Монашеский постриг священника Константина Симона совершил наместник обители игумен Петр (Еремеев)
Священник Константин Симон принял Православие в 2014 году, после 34 лет священнического служения в Римо-Католической Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отец Константин был принят в братию Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и до монашеского пострига нес послушания в храмах обители.
Новопостриженный брат обители получил имя в честь святителя Константина, митрополита Киевского и всея Руси.
Отец Константин родился в 1955 году в г. Нью-Джерси (Соединенные Штаты Америки) в семье православных и протестантов. Свою жизнь отец Константин посвятил изучению истории Православной Церкви, в ходе которого постоянно взаимодействовал с русскими и другими славянскими общинами Европы, преподавал курсы церковной истории в разных университетах мира, получил докторскую степень и звание профессора славянской и русской истории в Папском Восточном Институте (г. Рим). Являлся членом ордена иезуитов. Владеет 5 языками: английским, русским, французским, немецким и итальянским.
Константин (Симон) изучал историю православия и преподавал церковную историю в разных университетах мира. В Папском Восточном институте в Риме он получил докторскую степень и звание профессора славянской и русской истории, а в 2007—2011 годах служил вице-ректором института. Священник-иезуит был советником Папского совета по содействию христианскому единству и Экуменической папской комиссии по подготовке к 2000-летнему юбилею Рождества Христова.
Священник Константин Симон принял православие в 2014 году, был принят в братию монастыря и до монашеского пострига нес послушания в храмах обители.
Отметим, что католические священнослужители уже не впервые принимают решение перейти в Православную Церковь. Так в минувшем году, тридцатишестилетний кубинец архимандрит Иероним (Эспиноза) известный ученый-химик и выпускник католического богословского учебного заведения резко изменил свою жизнь, принял монашество и посвятил себя служению Православной Церкви.
Русская линия
«Газпром» решил пойти на уступки «Нафтогазу»
Компания просит продлить газовые льготы для Украины, чтобы окончательно не потерять Киев как покупателя
Попытки российского «Газпрома» заставить Киев соблюдать ранее подписанные им же газовые обязательства потерпели неудачу, и теперь, на фоне резкого снижения цен на нефть (а, следовательно, и цен на газ), Россия вынуждена считаться с тем, что Украина может закупать реверсный газ в Европе, практически отказавшись от покупки газа непосредственно у «Газпрома».
Такое положение дел стало возможным по целому ряду причин. Помимо падения цен на газ и реверсных поставок из Европы, потребление углеводородов на Украине упало вместе с резким падением экономики и практически полным коллапсом промышленности. Нет полноценной работы предприятий — нет и спроса на газ внутри Украины, а это значит, что и закупать газ в прежних объёмах у России Киеву просто не требуется.
Более того, потеря огромных территорий в Крыму и на востоке Украины стала для украинских властей не только большим политическим ударом, но и настоящим экономическим подарком. Крым теперь является частью Российской Федерации и все вопросы с пенсиями, электричеством и газом для этого региона — это проблема сугубо Москвы, а не Киева. То же самое украинские власти попытались сделать и на Донбассе, и это им в целом удалось.
Понятное дело, что в новых условиях проводить жёсткую политику по отношению к Украине «Газпром» просто не может. Он вынужден считаться с тем, что в нынешних условиях может окончательно потерять Киев, как покупателя. Тем более, что сами российские власти вынуждены были перейти с украинским «Нафтогазом» на предоплату, а это снимает с Украины обязательства покупать в «Газпрома» тот или иной объём газа или платить штрафы.
Вот почему вполне логичным видится предложение главы «Газпрома» Алексея Миллера продлить для Украины ещё на три месяца действие скидки в 100 долларов за тысячу кубов, с которым он обратился вчера к правительству России. Для «Газпрома» лучше иметь хоть какого-то покупателя, чем не иметь его вообще, передав, таким образом, право продавать российский газ на Украину представителям Евросоюза.
«Предоставление скидки при поставке газа на Украину предусмотрено действующим контрактом на поставку газа на Украину от 2009 года, и данный вопрос находится в исключительной компетенции правительства Российской Федерации», — отметил Миллер.
В ответ на это в Правительстве России уже заявили, что готовы оперативно и в ближайшее время положительно решить этот вопрос, сообщает Интерфакс. «В Минэнерго поступило обращение со стороны Еврокомиссии с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении Украине скидки на газ в пределах пошлины», — заявил глава Минэнерго Александр Новак, уточнив, что в «Газпром» также было направлено письмо руководства «Нафтогаза Украины» с просьбой инициировать соответствующую процедуру.
Министр также отметил, что на ближайших переговорах с Еврокомиссией по газу, которые состоятся ориентировочно 13 апреля, будут обсуждаться вопросы по закачке российского газа в подземные хранилища газа в Украине в объеме 12−15 млрд кубометров, вопросы гарантий надежности транзита российского газа в Европу через Украину, а также вопросы о предоставлении в случае необходимости финансовой помощи Украине со стороны Еврокомиссии под закупки газа для ПХГ.
Русская линия
Алексис Ципрас: «Мы не согласны с санкциями. Я считаю, что это дорога, ведущая в никуда»
Правительство Греции выступает против санкций и за нормализацию отношений с Россией, заявил греческий премьер
Вслед за новыми заявлениями канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Евросоюз не заинтересован в дальнейшей конфронтации с Россией, и европейским политикам необходимо согласовать общую позицию в отношении Москвы, премьер-министр Греции Алексис Ципрас выступил с резкой критикой антироссийской санкционной политики и заявил, что санкции — это путь в никуда, сообщает газета «Взгляд».
В скором времени греческий премьер собирается посетить Россию, и поэтому в его заявлениях нет ничего удивительного. Тем более, что ранее нынешний глава Совета Европы поляк Дональд Туск признал, что в Евросоюзе сейчас нет единства по поводу антироссийских санкций, и в последнее время сторонники этих мер теряют своё влияние в ЕС.
«Мы не согласны с санкциями. Я считаю, что это дорога, ведущая в никуда. Я сторонник точки зрения, что необходим диалог, дипломатия, нужно сесть за стол переговоров и найти решения по крупным проблемам», — заявил Ципрас в интервью ИТАР-ТАСС.
Политик напомнил, что, как только он вступил в должность премьера, то сразу же получил послание Дональда Туска, «который почти считал данностью позицию Греции в пользу санкций». «Я ему позвонил, а также Федерике Могерини и сказал им: «Не считайте позицию Греции данностью, ситуация изменилась, теперь другое правительство в Греции. И теперь вы должны нас спрашивать до того, как принимаете решения», — отметил греческий премьер.
По словам главы Афин, во время своего первого участия в саммите ЕС 19−20 марта он, обращаясь к коллегам — премьер-министрам и главам государств, спросил: «Скажите мне, как вы себе представляете новую архитектуру безопасности в Европе? Вы её представляете с Россией на противоположной стороне или с Россией в процессе диалога и взаимопонимания?». «Ответа от многих я так и не получил, — сказал Ципрас. — В моём представлении ответ ясный: новая архитектура безопасности в Европе должна включать и Россию».
В связи с этим греческий премьер подчеркнул, что «экономическая война как продолжение настоящей войны — это тупиковая политика». «Я за дипломатию, — сказал Ципрас. — Считаю очень важным достижение минских договоренностей. Полагаю, что нужно предпринять все возможное для прекращения напряженности на Украине».
Планируется, что Ципрас посетит Россию с официальным визитом 8 апреля 2015 года.
Русская линия
Египетские исламисты «поднимают голову»
Более 200 фанатиков устроили акцию протеста против строительства храма в честь 21 ливийского мученика
Это, видимо, не устраивает египетских исламистов, которые, по всей видимости, хотят оправдать действия своих ливийских «коллег». Как стало известно, в деревне ал-Авар египетской мухафазы (района) Эль-Минья, родной для большинства мучеников, убиенных в Ливии и недавно переименованной в «Деревню мучеников», в минувшие выходные имели место массовые беспорядки, спровоцированные радикалами-исламистами, сообщает Седмица.Ru.
В пятницу двадцать седьмого марта в Деревню мучеников въехала автоколонна, собравшая двести радикально настроенных мусульман окрестных сел для проведения, в сотрудничестве с несколькими местными фанатиками, «акции протеста» против строительства храма в честь двадцати одного ливийского мученика, приказ о сооружении которого был подписан президентом страны А. ас-Сиси.
Согласно сообщениям очевидцев, «протестующие» быстро перешли от выкрикивания лозунгов к более решительным действиям: в результате многочасовых беспорядков многие дома коптов подверглись нападению и разорению. Также исламисты попытались поджечь церковь Пресвятой Богородицы, забрасывая ее «коктейлями Молотова», однако местным жителям удалось отстоять храм, который, тем не менее, был сильно поврежден огнем.
К утру субботы полиции удалось задержать семерых погромщиков замешанных, по версии следствия, в поджоге церкви. Прихожане же храма отозвали свое заявление, позволив тем самым находящимся под стражей покинуть здание камеры предварительного заключения.
Следуя личному распоряжению министра внутренних дел Республики генерал-майора М. Абдулгаффара, местные отделения полиции усилили охрану всех христианских храмов Египта во избежание аналогичных нападений на них членов организации «Братья-Мусульмане».
В связи со сложившейся ситуацией мусульмане и христиане деревни собрались вечером субботы для обсуждения вопроса строительства храма и его освящения. На совещании старейшин, возглавляемом губернатором Эль-Миньи С. Зийада, было принято решение о строительстве церкви в честь двадцати одного мученика в восточной части населенного пункта. Участок для строительства уже приобретен одним из благотворителей-коптов.
События в ал-Авар вызвали волну возмущения в самых различных кругах египетского общества. В частности Йусуф Бабави, брат одного из мучеников, заметил в интервью журналистам, что умножение ненависти к коптам в стране, отмечающей сорок дней со дня подвига своих сынов — это печальный, прискорбный факт.
Русская линия
Официальное число безработных в России достигло миллиона человек
«Скрытая» безработица в нашей стране намного превышает эту цифру
«Несмотря на то, что статистика сегодня говорит о том, что численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила около одного миллиона человек, количество вакансий, заявленных работодателями, сегодня составило больше 1 млн 200 тыс. единиц», — цитирует Вуколова Интерфакс.
Сославшись на данные еженедельного мониторинга, который сегодня Роструд осуществляет, Вуколов отметил, что в целом по Российской Федерации общая численность работников, уволенных с 1 января, составила 144 тыс. человек.
«Численность работников, предполагаемых к увольнению, по состоянию на 25 марта, составила 231 тыс., а суммарная численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работающих неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 287 тыс. человек», — сообщил Вуколов, добавив, что эти цифры существенно ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
«Если говорить, что в январе был небольшой всплеск, то сейчас ситуация стабилизировалась и эти цифры нам говорят о том, что они на 5−10% ниже показателей прошлого года. Конечно, ситуация непростая, и мы следим за ней практически каждую неделю. Но пока за первый квартал работы у нас достаточно осторожно оптимистичное мнение о складывающейся ситуации», — сказал Вуколов.
Кроме того, по его данным, задолженность работодателей в России по заработной плате в первом квартале этого года составила полмиллиарда рублей. Вуколов отметил, что при этом средняя заработная плата по вакансиям центров занятости населения составила около 18 тысяч рублей. «Это, конечно, лучше, чем в 2013 году, но, тем не менее, мы считаем, что она должна быть не ниже средней по региону», — добавил глава Роструда.
Ранее, согласно данным Роструда, сообщалось, что численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по России, составила на 1 марта 2015 года 990,6 тыс. человек, что на 9% больше, чем на 1 февраля 2015 года.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской.
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия
«Большой Пасхальный концерт» в Государственном Кремлевском Дворце
14 апреля 2015 года в Москве на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится «Большой Пасхальный концерт», сообщает Православие.Ru со ссылкой на СИНФО. Программа концерта призвана сделать каждый музыкальный номер органичной и неотъемлемой частью Праздников Праздника — Пасхи.
Большой Пасхальный концерт на Светлой неделе предполагает смешение традиционных, классических и современных направлений музыкального и сценического искусства, соответствующих теме светлого и радостного Праздника. Участие в концерте — это свидетельство личного отношения каждого артиста к Великому Празднику Пасхи.
В концерте примут участие:
• Большой Симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева;
• Праздничный Патриарший хор Московского Данилова монастыря, художественный руководитель Георгий Сафонов.
• Артисты театра и кино — Любовь Толкалина, Дмитрий Дюжев, Екатерина Климова.
• Звезды эстрадной музыки: Пелагея, Сергей Трофимов, Зара, Ольга Кормухина, Глеб Матвейчук, Ян Осин, группа «Multiverse» Никиты Преснякова.
• Специальный гость концерта — победитель Российских и Международных конкурсов — Никита Борисоглебский (скрипка).
В этот день со сцены Кремлевского Дворца прозвучат произведения самых разных музыкальных жанров: от фрагментов симфоний великих русских композиторов, до современных музыкальных эстрадных композиций; от редких церковных песнопений, до новых трактовок русских народных песен, что делает содержание концерта уникальным в своем роде.
В программе концерта прозвучат фрагменты произведений П. Чайковского, Г. Свиридова, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, митрополита Илариона (Алфеева). Известные артисты театра и кино прочтут стихи А. Пушкина, И. Бунина, К. Бальмонта, Ф. Достоевского, В. Кюхельбеккера, О. Мандельштама, Великого Князя Константина Романова, С. Есенина, А. Голенищева-Кутузова.
Концерт проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.
Организаторы концерта: МОО «Союз православных женщин», «Всероссийский фонд фестивалей», ООО «Лайв-мьюзик».
Русская линия
В храмах и монастырях Русской Православной Церкви пройдет благотворительная акция «Пасхальная весть»
11 апреля 2015 года, в Великую субботу, на территории православных храмов и монастырей Русской Православной Церкви пройдет благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть». Миллионы людей в России приходят в храм накануне Светлого Христова Воскресения, чтобы освятить куличи, яйца и пасхи. В этот день многие из тех, кто бывает в храме редко, могут бесплатно получить из рук добровольцев Евангелие, передает Патриархия.ru.
Новое издание, наряду с пересказом на доступном языке главных Евангельских событий, содержит их глубокое духовное осмысление, понятное современному человеку. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отдельным изданием опубликованы центральные главы книги его авторства «Слово пастыря», посвященные земной жизни Господа Иисуса Христа. Книга выросла из цикла бесед Святейшего Патриарха в одноименной телевизионной программе, которая на протяжении двух десятилетий остается одной из наиболее востребованных самой широкой аудиторией.
Благотворительная акция проводится уже в пятый раз. Ежегодно часть тиража направляется в тюрьмы, больницы и военные части. В 2014 разработано мобильное приложение «Пасхальная весть», которое доступно для iPhone, iPad и Android.
Акция «Пасхальная весть» организована издательством «Никея» совместно с Синодальным информационным отделом, Издательским Советом Русской Православной Церкви, миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы, миссионерским отделом Московской епархии, миссионерским факультетом ПСТГУ.
Русская линия
4157 человек получили помощь в «Ангаре спасения» зимой
С декабря по февраль 2015 года включительно в отапливаемую палатку ежедневно обращалось около 70 бездомных, передает «Православие и мир». Все они нашли в «Ангаре спасение» горячее питание и возможность согреться, помыться, получить теплую одежду.
Социальные работники службы помощи «Милосердие» оказали социальную помощь 970 нуждающимся: помогли восстановить документы, приобрести билеты на родину, наладить связь с родственниками.
«Служба „Милосердие“ работает с бездомными уже более десяти лет, — говорит руководитель „Ангара спасения“ Роман Скоросов. — Сейчас, работая в „Ангаре спасения“, мы наблюдаем, что состав их меняется: все реже мы встречаем тех, кто живет на улице больше года. Все чаще — тех, кто лишился крыши над головой несколько недель или месяцев назад».
С наступлением теплого сезона, во время которого традиционно растет число приезжающих в Москву на заработки, «Ангар спасения» продолжит свою работу.
Проект существует на пожертвования неравнодушных людей — поддержать его можно на официальной странице проекта. Кроме того, поддержать «Ангар спасения» и другие проекты службы «Милосердие» можно, став Другом милосердия — для этого достаточно оформить регулярное пожертвование на нужды службы на специальной странице службы.
Русская линия
В Марьино построят четыре новых храма
Четыре православных храма появится в районе Марьино на юго-востоке Москвы, сообщил «Интерфакс-Религия» в понедельник депутат Госдумы, куратор программы строительства православных храмов Владимир Ресин.
«В 90-м году началось освоение этих земель, где когда-то располагались Люблинские поля орошения, а в 2001 году уже открылся храм. Тогда никакой программы строительства новых храмов не было, его построили те строители, что строили здесь жилье — сами, за свои деньги. Но сейчас Марьино — самый многочисленный район города, здесь проживает 250 тысяч человек, и одного храма, конечно, не хватает», — заявил В.Ресин.
По его словам, в рамках упомянутой программы подобрано четыре участка, на трех из них уже открыты деревянные часовни, сформированы общины, «а когда есть община, есть приход — дальше уже прихожане сами могут повлиять на то, когда и какой будет построен каменный храм».
Как отметил собеседник агентства, храмовые комплексы построят на улице Белореченская, на пересечении ул. Белореченская и Перерва, на пересечении ул. Поречная с Перервинским бульваром и в парке им. Артема Боровика.
Русская линия
Суд Одессы запретил снос памятника Екатерине II
Одесский апелляционный административный суд не разрешил радикалам снос памятника российской императрице Екатерине II, оставив тем самым в силе решение Приморского суда, отклонившего ранее подобное требование.
Убрать монумент с Екатерининской площади потребовали Союз общественных организаций «Ассоциация казацких обществ «Сич» и одна из жительниц города. Судебная тяжба продолжалась почти три года, сообщает ТАСС со ссылкой на издание «Думская».
Памятник основавшей Одессу Екатерине и ее сподвижникам был воздвигнут в 1900 году, но был снесен большевиками в 1920 году.
Решение властей Одессы восстановить его в 2007 году приобрело политический резонанс — украинские националисты и бывший на тот момент президентом Виктор Ющенко выступили против. По их мнению, Екатерина II распустила Запорожскую сечь и, будучи «московской царицей», была «палачом украинского народа».
Церемония открытия монумента сопровождалась уличными беспорядками, которые устроили активисты националистической партии «Свобода», Украинской народной партии, Конгресса украинских националистов, признанного в России экстремистским и запрещенным Всеукраинского объединения «Тризуб». Они вступили в потасовку со ставшими на защиту монумента одесситами, милицией и бойцами спецотряда «Беркут». Получив отпор, радикалы попытались добиться его сноса через суд.
Русская линия
В Киргизии русский язык могут лишить официального статуса
«Русский язык в Киргизии должен лишиться статуса официального или же английский язык также должен приобрести этот статус», — заявил лидер «Национального оппозиционного движения» депутат Равшан Жээнбеков в феврале 2015 года. И на этой неделе предложили инициировать поправки в Конституцию, которые предусматривают исключение из основного закона страны нормы об официальном языке (каковым является русский). Об этом заявил председатель Национальной комиссии по государственному языку КР Эгемберди Эрматов. Чиновник посетовал, что министерства и государственные учреждения Киргизии сознательно не переходят на делопроизводство на киргизском языке, ссылаясь на Конституцию, где разрешено использование русского языка, передает «Белая Россия».
«Разработан тест по киргизскому языку. С 2016 года его будут проходить все государственные и муниципальные служащие. Это положительно повлияет на развитие госязыка. Ранее мы дважды принимали национальные программы по развитию киргизского языка, но они не работали, так как не было финансов», — добавил Эгемберди Эрматов. В начале марта власти Киргизии подписали постановление о внесении значительных изменений в закон «О государственном языке КР». Вступление документа в силу означает, что русский язык, имеющий по Конституции Киргизии статус «официального», больше не будет употребляться в делопроизводстве. Самое интересное, что львиную долю бюджета Киргизии занимают кредиты, регулярно выдаваемые Россией.
Русская линия