Русская линия
<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2014 >>

Митрополит Ровенский Варфоломей: Ничего кроме церковных нестроений и продолжения захвата раскольниками наших храмов этот документ не принёс
Оба архиерея канонической Украинской Православной Церкви, подписавшие Меморандум с раскольниками и униатами в Ровенской области, отозвали свои подписи

Митрополит Ровенский и Острожский ВарфоломейМитрополит Ровенский и Острожский Варфоломей, возглавляющий Ровенскую епархию канонической Украинской Православной Церкви, спустя несколько дней после подписания Меморандума с раскольниками и униатами в Ровенской области отозвал свою подпись под этим документом, сообщает портал «Православие в Украине».

В среду, 19 ноября, сайт Ровенской епархии разместил заявление митрополита Варфоломея, в котором он объяснил причины его участия в подписании Меморандума 13 ноября и сообщил о том, что этот документ не принёсло никакого мира для православных Ровенщины и послужил лишь соблазном для верных канонической Церкви:

«13 ноября представители некоторых христианских конфессий Ровенской области подписали так называемый Меморандум, одной из целей которого было привести в будущем к мирному урегулированию религиозных конфликтов.

Искренне надеясь, что захват православных храмов прекратится, а все религиозные конфликты в будущем будут решаться мирно и справедливо, я, как Управляющий Ровенской епархией Украинской Православной Церкви, подписал Меморандум.

Ознакомившись с ним, многие представители духовенства и простых верующих епархии восприняли подписанный Меморандум, как предательство Православной веры. Начались разного рода кривотолки, ведущие епархию к церковной нестабильности.

Кроме того, сторонники УПЦ КП продолжили грубо нарушать пункт № 4 Меморандума, в котором речь идёт о прекращении захвата православных храмов. Через три дня после подписания Меморандума, а именно 15 ноября, были предприняты новые попытки захватить храмы в селах Птичья Дубенского района и Бадовка Острожского района. Провокации со стороны УПЦ КП не прекращаются.

Исходя из вышеуказанного, я отзываю свою подпись под Меморандумом как документом, который не принёс мира и стабильности для православных верующих Ровенщины.

Митрополит Сарненский и Полесский АнатолийВсю вину за его нарушение полностью возлагаю на сторонников УПЦ КП. Отныне Меморандум для духовенства и верующих Ровенской епархии Украинской Православной Церкви полностью теряет свою юридическую силу.

Призываю православных верующих, сохраняя мир и церковную стабильность, возносить свои молитвы за нашу Православную Церковь, за нашу Родину и всех нас.

Милосердный Господь, Бог любви и мира, пусть всегда пребывает со всеми Вами".

Вслед за публикацией заявления владыки Варфоломея свою подпись под Меморандумом отозвал и митрополит Сарненский и Полесский Анатолий, сообщает официальный сайт Сарненской епархии УПЦ.

«Ознакомившись с заявлением управляющего Ровенско-Острожской епархии Украинской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Варфоломея, митрополита Ровенского и Острожского, о нарушениях Меморандума представителями „Киевского патриархата“, который был принят руководителями религиозных организаций Ровенщины для мирного урегулирования конфликтов, и приведёнными фактами правонарушений, разделяю беспокойство и волеизъявление митрополита Варфоломея. Проявляя братскую солидарность — отзываю свою подпись под Меморандумом», — говорится в заявлении владыки Анатолия.

Русская линия


Строительство храма в память о погибших в теракте на Дубровке завершено
Возведение церкви было осуществлено на благотворительные пожертвования в рамках «Программы 200»

Храм на ДубровкеРаботы по возведению храма в честь святых Кирилла и Мефодия, построенного в память о погибших в результате теракта на Дубровке в 2002 году, полностью завершены, сообщает Интерфакс.

Храм, вмещающий 500 прихожан возведен в Москве на улице Мельникова. Строительство, начатое в 2011 году, осуществлялось исключительно на благотворительные пожертвования. Здание общей площадью 1405 кв. метров имеет крестообразную форму, а высоту 17 метров. Символично, что именно с возведения этого храма начиналась программа по строительству 200 храмов в Москве.

Напомним, что 23 октября 2002 года группа вооружённых боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник».

Боевики были вооружены огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывными устройствами. Общее число захваченных ими заложников составило 916 человек. Переговоры с бандитами завершились безрезультатно, и 26 октября спецподразделения ФСБ предприняли штурм здания. В результате этой операции по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников, из них 10 детей.

Русская линия


Славенко Терзич: На первом месте в жизни Патриарха Павла была драма сербского народа ХХ века
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошёл вечер памяти Предстоятеля Сербской Православной Церкви

Патриарх Сербский Павел14 ноября 2014 года в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер памяти Патриарха Сербского Павла, приуроченный к 100-летию со дня его рождения. Встреча была организована по инициативе Клуба сербско-русской дружбы «ПСТГУ-Сербия». В рамках вечера было представлено русское издание книги сербского писателя Йована Янича «Будем людьми! Жизнь и слово Патриарха Павла», сообщает Благовест-инфо.

Вечер открылся общей молитвой с возглашением вечной памяти Патриарху Павлу. Затем всех участников мероприятия приветствовал Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербия в России Славенко Терзич. Он поделился своими воспоминаниями о встречах с Предстоятелем Сербской Православной Церкви. «На первом месте в его жизни была драма сербского народа ХХ века», — сказал дипломат. По его словам, став Патриархом, владыка Павел «тысячу раз призывал к покаянию и миру во время нашей несчастной гражданской войны». «Он был особый человек — живой святой», — свидетельствовал посол.

Такое же впечатление от встречи с Патриархом Павлом осталось и у ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева. Батюшка вспомнил, как Первоиерарх Сербской Церкви посетил Саров в год празднования 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского. После торжественной Литургии, в которой участвовал Патриарх Алексий II и члены Синода РПЦ, выяснилось, что Патриарх Павел имел обыкновение служить Литургию ежедневно. Поскольку иерархи РПЦ, заседавшие на Синоде, не могли сослужить ему на следующий день, ему предложили совершить богослужение в маленьком кладбищенском храме. «Он согласился и был очень доволен», — рассказывал о. Владимир.

Он вместе с несколькими священниками присутствовал на той Литургии, которая совершалась вовсе не архиерейским, а священническим чином. «Служба была простая, тихая, смиренная и скромная. Потом был простой завтрак и простые разговоры. У меня сложилось твёрдое убеждение, что передо мной святой человек. Смирение, кротость, простота, легкость, любовь к окружающим — всё это сразу согревало душу всех, кто с ним общался», — сказал священник.

Презентацию новой книги Йована Янича «Будем людьми! Жизнь и слово Патриарха Павла», вышедшей в русском переводе в издательстве ПСТГУ в 2014 г., провела автор перевода Наталья Лукина. Издание, первая часть которого посвящена жизнеописанию Патриарха Павла, а вторая представляет собой подборку его высказываний о христианской жизни, стало одной из самых популярных книг в Сербии, оно переведено на несколько европейских языков.

По словам переводчицы, Патриарх Павел стал широко известен в Сербии только после своего избрания на Патриарший престол в 1990 году. До этого более 30 лет он возглавлял Рашко-Призренскую епархию, сделал очень много для созданий новых учебных заведений, был неутомимым миссионером, богословом, но по своей скромности всегда оставался в тени. Поэтому само избрание было «неожиданным для публики». Показывая фотографии из новой книги, Н. Лукина рассказала о сиротском детстве будущего Патриарха, о годах его молодости, которые пришлись на Вторую мировую войну, о разностороннем духовном образовании и многолетней деятельности в Рашко-Призренской епархии, которая всегда совмещалась с простым физическим трудом. Любимые слова Патриарха Павла вынесены в заголовок книги: «Будем людьми!» Именно к этому неустанно призывал он все конфликтующие стороны во время гражданской войны в Югославии. Когда сербы укоряли Патриарха за то, что он помог организовать доставку гуманитарного груза для мусульман, Павел отвечал: «Другие тоже люди!»

«Сербский архетип, воплощенный в личности святителя Николая Сербского, преподобного Иустина (Поповича) и других героических сынов сербского народа, был в полной мере воплощен в личности Патриарха Павла», — сказал на вечере председатель Общества русско-сербской дружбы Илья Числов, подчеркивая линию духовной преемственности в Сербской Церкви. «Патриарх Павел был кротким старцем. Духовное и национальное были слиты в нем воедино», — отметил выступавший, который не раз встречался с Патриархом Павлом.

В ходе концертной программы прозвучали поэтические и музыкальные произведения, перед участниками вечера выступили, в частности, представители факультета церковного пения ПСТГУ и камерный хор Московского физико-технического института. Затем были показаны фрагменты из документального фильма «Патриарх Павел — жизнь по Евангелию».

Русская линия


ООН: Все сведения о военных преступлениях на востоке Украины должны быть расследованы
В боевых действиях на Донбассе применяются запрещённые кассетные боеприпасы, а также есть факты целенаправленного уничтожения мирного населения

Здание ООНМониторинговая миссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) подготовила доклад по ситуации на востоке Украины, в котором отмечается, что в ходе так называемой «антитеррористической операции» украинских военных на Донбассе в последнее время были зафиксированы случаи применения запрещенного оружия, а также факты целенаправленного уничтожения мирных жителей, сообщает РИА Новости.

«Сообщения об использовании кассетных боеприпасов во время боевых действий в городах и сельских районах вызывают озабоченность. Правительство отрицает использование кассетных боеприпасов. Сообщения об использовании такого вооружения, а также о непропорциональных обстрелах должны быть оперативно и тщательно расследованы», — говорится в седьмом докладе мониторинговой миссии УВКПЧ ООН, который охватывает период с 17 сентября по 31 октября.

Из-за широкого радиуса применения и неизбирательного воздействия «использование кассетных боеприпасов в районах с присутствием гражданского населения является нарушением международного гуманитарного права и может расцениваться как военное преступление», подчеркивается в докладе.

При этом в миссии ООН также отметили, что местное население Донбасса свидетельствует о том, что украинские военные ведут целенаправленное уничтожение мирного населения. «Некоторые люди, чьи тела нашли в двух из трех массовых захоронениях под Донецком, могли быть ранее захвачены Вооруженными силами Украины», говорится в докладе УВКПЧ ООН.

15 октября миссия посетила место ЧП и побеседовала с родственниками двух человек, чьи тела нашли в одной из могил. «Их свидетельства указывают на то, что эти люди могли быть ранее захвачены украинскими военными», — отмечается в документе. В этих могилах, как предполагают в ООН, захоронены жертвы внесудебных казней.

В докладе мониторинговой миссии отмечается, что всего было обнаружено три могилы. В одной могиле найдено пять тел, в двух других, расположенных на территории угольной шахты № 22 «Коммунар», — по два тела в каждой. Захороненные в первой могиле люди были опознаны как члены вооруженной группы, убитые в бою. У миссии УВКПЧ ООН нет данных о том, что они были убиты без суда и следствия.

Что же касается двух других могил, то, помимо свидетельских показаний родственников, мониторинговая миссия отмечает наличие данных судебно-медицинской экспертизы самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), которые указывают на то, что это была казнь без суда и следствия. «Предполагаемая внесудебная казнь четырёх человек, найденных в могилах рядом с шахтой № 22 „Коммунар“, должна быть расследована и приняты меры для сохранения доказательств», — говорится в документе.

Всего по данным ООН, жертвами вооруженного конфликта на востоке Украины с апреля 2014 года стали 4 317 человек. Число раненых составило 9 921 человек. При этом только с начала прекращения огня в период с 6 сентября по 31 октября погибли по крайней мере 718 человек. Среди них как минимум 84 женщины были убиты в ходе непропорциональных бомбардировок в Донецкой области.

Русская линия


Росен Плевнелиев: «Ни один политический режим не может раздавить насилием и террором духовные силы народа»
Президент Болгарии посмертно наградил болгарских священников, репрессированных во время коммунистического режима

Болгарские священнорслужители Благой Топузлиев и Димитр АмбаревПрезидент Болгарии Росен Плевнелиев посмертно наградил болгарских священнослужителей Благоя Топузлиева и Димитра Амбарева, репрессированных коммунистическим режимом этой страны, орденом «За гражданские заслуги» I степени «за вклад в развитие и укрепление в Болгарии гражданского общества, демократических институций и защиту человеческих прав и свобод», сообщает Седмица.Ru.

«Вы являетесь доказательством, что ни один политический режим не может раздавить насилием и террором духовные силы и жажду болгарского народа к свободе и человеческому достоинству», — приветствовал президент Росен Плевнелиев собравшихся на церемонии оставшихся в живых 12 болгарских диссидентов и репрессированных во время коммунистического режима. Всего на церемонии были награждены 23 человека, в основном — деятели науки и культуры, которые подвергались в этот период преследованию.

Благой Топузлиев (12.06.1946, с. Гледка, совр. Кыржалии — 20.08.2010, Нью-Йорк) был одним из основателей Независимого общества защиты прав человека. Сын священника, его родным братом был митрополит Видинский Дометиан. В 1969 г. был рукоположен во священника. В 1971 г. осужден и приговорен к 5 годам тюремного заключения, просидел в тюрьме 6 лет. В мае 1989 г. вместе с болгарским поэтом Петром Маноловым и другими членами общества был выслан из Болгарии. В США служил в болгарском храме святых Кирилла и Мефодия в Нью-Йорке.

Димитр Амбарев (1944, Пловдив, — 2.07.2014, София) был одним из создателей Комитета защиты религиозных прав, свободы совести и духовных ценностей, официальным представителем Независимого общества защиты прав человека. В 1972 г. рукоположен во священника. В 1975 г. был арестован по обвинению в подготовке взрыва памятника советскому солдату («Памятник Алеше» в Пловдиве) и приговорен к 5-летнему тюремному заключению. В 1984 г. был реабилитирован. Участвовал в разработке и проведении политических реформ в Болгарии в 1989 г.

В 2012 г. направил открытое письмо президенту Болгарии Росену Плевнелиеву с призывом проводить 1 февраля государственные церемонии чести перед Мемориалом жертвам коммунизма — благодаря этому письму, эта церемония в этом году была проведена уже в третий раз.

Русская линия


Требования ЕС к Сербии: Сдать Косово, предать Россию
Если Белград хочет войти в объёдинённую Европу, он должен ввести санкции против России, заявили в Евросоюзе

Флаги Сербии и РоссииБлага этого тленного мира никому не даются просто так, и желание «приобрести весь мир», по слову Евангелия, часто входит в противоречие с тем, что выше мирского. Это в определённой мере можно отнести к нынешней ситуации, сложившейся вокруг Сербии, которая очень сильно желает войти в ЕС и в то же время не хочет нарушить дружественных отношений с Россией — единственной большой страной, которая по-прежнему считает Косово сербским.

Стоит признать, что путь Белграда в Евросоюз на всём его протяжении пронизан унижениями и очень непростыми компромиссами для сербов со своей совестью. Как известно, одним из главных условий вступления в ЕС для Белграда стало требование Брюсселя признать независимость Косово. Понятно, что сербы сделать это в принципе не могут. Однако ситуация заставляет их искать выход, и они принимают весьма двусмысленные решения, которые говорят скорее о том, что сербы смирились с отделением Косово, чем об обратном.

Ранее Сербия уже сдала в Гаагу всех своих военачальников и политиков, которые защищали честь страны в военном конфликте с НАТО, всех тех, кого сербы до сих пор считают героями и которые ныне осуждены на огромные сроки тюремного заключения за то, что пытались вернуть Косово Сербии.

На этом фоне сербские политики продолжают говорить о движении страны в ЕС и провозглашают этот пункт одним из главных приоритетов своей внешней политики, старательно делая вид будто вступление в Евросоюз не предполагает никаких дополнительных уступок по Косово.

Но это ещё не всё. Теперь от сербов требуется ещё одна сделка с совестью. Евросоюз заявляет, что Белград не войдёт в ЕС, если не введёт санкции против России, — страны, которая ценой своей государственности вступилась за сербов в Первую мировую войну и практически в едином числе отстаивала позиции сербов в недавнем конфликте в Косово и при нападении НАТО.

Совсем недавно власти Сербии заявляли, что никогда не пойдут на предательство России и ни за что не введут санкции против Москвы. Однако, эти слова звучали в тот момент, когда в Брюсселе ещё не требовали от Белграда разрушить дружбу с русскими. Теперь сербским политикам предстоит определить, чего стоят их слова.

Как теперь поступят сербы? — вот вопрос, ответ на который мы узнаем очень скоро.

Русская линия


Законопроект о праве заключенных на встречи со священниками может быть принят уже в первом чтении
Комитет Госдумы по безопасности рекомендует обеспечить доступ в пенитенциарные учреждения России только представителям традиционных конфессий

Тюремный храмПрофильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал накануне нижней палате российского парламента принять в первом чтении правительственный законопроект о праве заключенных общаться со священниками. При этом депутаты потребовали от Министерства юстиции установить на федеральном уровне взаимодействие и подписать соответствующие соглашения с традиционными конфессиями, чтобы исключить возможность доступа к осужденным представителей сомнительных религиозных объединений.

Как пояснили в думском комитете по безопасности ИТАР ТАСС, новым законом предлагается закрепить право осужденного на личные встречи со священнослужителем без ограничения их числа и продолжительностью до 2 часов каждая при условии письменного согласия со стороны служителя культа и фиксации их общения средствами технического наблюдения. Прослушивать разговор будет невозможно, однако наблюдение, полагают депутаты, необходимо, чтобы избежать каких-либо провокаций.

Одновременно предлагается обязать администрации пенитенциарных учреждений выделять соответствующие помещения и обеспечивать условия для проведения религиозных обрядов, церемоний в соответствии с соглашениями о взаимодействии с религиозными организациями.

В думском комитете по безопасности уверены, что принятие законопроекта станет еще одним шагом по гуманизации российской уголовно-исполнительной системы, тем более что дополнительных средств на его реализацию не требуется.

Согласно пояснительной записке к этому законопроекту, в настоящее время ФСИН России, а также территориальными органами уголовно-исполнительной системы заключены более 80 соглашений о взаимодействии с религиозными организациями.

Глава комитета Ирина Яровая указала на необходимость в ходе работы над законопроектом в Госдуме «выяснить информацию — о чем эти соглашения и с кем они заключены». Она считает поправки важными с точки зрения духовно-нравственного воспитания заключенных. «Но вместе с тем надо понимать, чтобы здесь не было искажения этих подходов, поэтому важно, с кем заключаются эти соглашения. И не окажется ли потом, что те, с кем вы заключили соглашения, вообще не имеют отношения к традиционным конфессиям», — предостерегла Яровая.

Русская линия


В Москве пройдет XIX Международный кинофестиваль «Радонеж»
В этом году в конкурсной программе форума примут участие более 80 работ кинематографистов

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 24 по 27 ноября 2014 года в Москве в Доме кино Союза кинематографистов будет проходить XIX Международный кинофестиваль «Радонеж».

Фестиваль «Радонеж» — признанный мировой лидер в области религиозного, духовно-нравственного документального кино — проводится при поддержке Министерства культуры, Правительства Москвы, Союза кинематографистов России, Синодального информационного отдела, Синодального отдела по связям Церкви и общества, Патриаршего Совета по культуре, ОВЦС. За 19 лет фестиваль достиг уровня «высшей категории кинофестивалей», а гриф «„Радонеж“ рекомендует» для многих является гарантией высокого качества кино.

Приветствия участникам фестиваля направили — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Руководитель Администрации Президента С.Б. Иванов, Первый заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин, Министр культуры В.Р. Мединский, Председатель Союза кинематографистов Н.С.Михалков и другие государственные и общественные деятели.

К участию в конкурсе принимались фильмы не только строго церковной тематики, фестиваль интересуют размышления художника-христианина о жизни и смерти, о добром и вечном, о войне и мире, о красоте и зле, о нашей истории и любви к Отечеству, о современных проблемах человечества. В Фестивале принимают участие российские и зарубежные государственные и независимые кино-, теле- и радиокомпании, а также частные лица, создающие произведения по духовно-нравственной тематике.

Отборочной комиссией в конкурс было отобрано 28 работ, в телеконкурс — 42, в информационной программе -11 фильмов. Свои работы представили ведущие телекомпании и киностудии: ВГТРК «Первый канал», «Россия-1», «Культура», Православная телекомпания «Союз», Свердловская киностудия, Национальная Телекомпания Украины «Глас», «Белтелерадио», Краснодарская киностудия, Высшие курсы режиссёров и сценаристов, ВГИК и др.

Среди участников режиссеры с мировой известностью: Аркадий Мамонтов, Виктор Лисакович, Борис Криницын, Валерий Тимощенко, Ирина Васильева, Ольга Кушаковская, Александр Столяров, Никита Воронов, Евгения Головня и др. Активно представляют свои работы начинающие режиссёры и студенты творческих вузов. Сеансы показов будут проходить в Белом и Малом залах Дома кино СК России 24, 25, 26 и 27-го ноября сеансами в 10.00, 13.00, 16.00, 19.00.

В рамках XIX фестиваля «Радонеж» пройдет также Конкурс сценариев семейных фильмов «Вера, Надежда, Любовь» (председатель жюри — кинорежиссер И.Ф.Масленников).

По традиции, участники фестиваля выберут также лучший христианский фильм года, который получит соответствующие награды. Жюри фестиваля составили: Председатель Жюри — Владимир Николаевич Крупин, писатель, Члены Жюри конкурса документального кино: Хотиненко Владимир Иванович, кинорежиссер, заслуженный деятель РФ, Теличкина Валентина Ивановна, киноактриса, народная артистка РФ, Золотухина Алла Николаевна, профессор ВГИК, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, иерей Владимир Соколов, священник храма Девяти Мучеников Кизических.

Председатель Жюри телевизионного конкурса — протоиерей Виктор Салтыков, настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Жарки Юрьевецкого района Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии, лауреат международных кинофестивалей. Члены Жюри телевизионного конкурса: Иенсен Татьяна Олеговна, кинокритик, Богатырев Александр Владимирович, писатель, кинорежиссер, г. Санкт-Петербург.

Фестиваль «Радонеж» традиционно начнется 24 ноября в 12.00 молебном у Владимирской иконы Божией Матери в Храме Святителя Николы в Толмачах, что при Третьяковской галерее. Там же состоится и пресс-конференция.

Завершится Фестиваль 27 ноября в 19.00 торжественной церемонией вручения наград и концертом в Доме Кино Союза кинематографистов России.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского

Николай Яковлевич ДанилевскийНиколай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в Ливенском уезде Орловской губернии в семье генерала. Образование получил в Императорском Царскосельском Лицее, который окончил в 1842 г., служил в канцелярии Военного министерства, одновременно в 1843−47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где по окончании курса получил степень кандидата. Сдал магистерский экзамен и весной-летом 1849 г. изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации по ботанике. Но в июне был арестован в Тульской губернии и доставлен в Петербург. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский с 1844 по май 1848 гг. посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста. Он был заключен в Петропавловскую крепость, но, поскольку его участие в кружке было минимальным и он раскаялся в содеянном, в ноябре был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции. Служил чиновником в канцелярии губернатора, с 1852 г. на аналогичной должности в Самаре. В 1857 г. причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, участвовал в ряде научных экспедиций.

В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.

Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.

Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.

В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.

Русская линия


В Москве пройдет V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров

23−25 ноября 2014 года в Москве состоится V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров, организованный Синодальным миссионерским отделом. Об этом сообщает Патриархия.Ru.

Миссионерский съезд рассмотрит актуальные проблемы духовного просвещения, обсудит наиболее действенные методы и способы современной православной миссии. В форуме примут участие миссионеры ближнего и дальнего зарубежья, деятели науки и культуры, представители общественности, руководители профильных епархиальных структур.

Перед началом съезда Божественную литургию в Храме Христа Спасителя совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало богослужения в 9.30.

В 14.30 в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоится торжественное открытие съезда. Первое пленарное заседание возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

24−25 ноября съезд продолжит свою работу в лечебно-оздоровительном комплексе Управления делами Президента РФ «Поляны».

Аккредитацию журналистов проводит пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Русская линия


В Вологде состоялось заседание регионального отделения Всемирного русского народного собора

18 ноября 2014 года в Вологодском кремле под председательством митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия и первого заместителя губернатора Вологодской области А.И. Шерлыгина прошло заседание Вологодского регионального отделения Всемирного русского народного собора.

Во встрече приняли участие заместитель губернатора Вологодской области А.Ю. Макаровский, представители вологодского духовенства, областных органов управления, общественности.

Сопредседателями Вологодского регионального отделения ВРНС взамен подавших прошение о выходе из состава сопредседателей отделения архиепископа Максимилиана (в связи с переводом на новое место служения в Песоченскую епархию) и профессора А.В. Камкина были избраны митрополит Вологодский Игнатий и А.И. Шерлыгин. Сопредседателем отделения остается также избранный на учредительном заседании в феврале 2014 года В.Б. Старцев, председатель правления «Клуба деловых людей Вологодской области», директор проектно-изыскательного института «Облстройпроект».

Секретариат предложил собравшимся уточненный перечень основных направлений деятельности регионального отделения. Среди них — взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества и СМИ, работа с молодежью, деятельность в сфере образования и культуры, правозащитная деятельность, работа в межнациональной сфере, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными органами. По предложению митрополита Игнатия в перечень направлений работы отделения включена социальная работа. По каждому направлению были образованы рабочие группы и определены их руководители.

Также было принято предложение митрополита Игнатия включить в состав регионального отделения ВРНС правящих архиереев всех епархий Вологодской митрополии.

Обращаясь к участникам заседания, глава митрополии подчеркнул, что задача ВРНС — объединить все здоровые силы общества. «В ближайшее время мы, надеюсь, сумеем завершить преобразование Вологодского православного духовного училища в духовную семинарию с высоким образовательным уровнем. Это поможет наладить на должном уровне образовательную, просветительскую и миссионерскую деятельность, работу с молодежью на каждом приходе», — заявил, в частности, митрополит Вологодский Игнатий.

Русская линия


Председатель Синодального отдела по социальному служению вручил сертификаты священникам, прошедшим курс «Организация церковной помощи в чрезвычайных ситуациях»

Глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 18 ноября 2014 года вручил сертификаты 15-ти московским священнослужителям, прошедшим курс «Организация церковной помощи в чрезвычайных ситуациях», сообщает Диакония.Ru.

Слушатели курсов поделились своими впечатлениями от занятий. В частности, священнослужители отметили ценность практических уроков по оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, занятий с психологами МЧС.

«Нынешние курсы кардинально отличаются от предыдущих, на которых я учился. В этот раз было задано совершенно иное, церковное направление, рассматривались именно вопросы церковной помощи», — рассказал диакон Сергий Правдолюбов, клирик храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове. «Очень интересна была лекция иерея Филиппа Ильяшенко, координатора по взаимодействию с психологами МЧС. В ней пошагово объяснялись этапы организации церковного штаба помощи: работа склада, транспортировка грузов гуманитарной помощи, ведение бухгалтерии, даже то, по каким качествам выбирать людей, которые будут отвечать за ту или иную часть работы», — сказал отец Сергий, поблагодарив организаторов курса.

Протоиерей Александр Коробейник, клирик московского храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине, также отметил хорошую организацию курсов. «Профессиональные психологи, прошедшие аттестацию в МЧС, оказывают реальную помощь в чрезвычайных ситуациях, их труд необходимо ценить», — уверен отец Александр. «В работе сотрудников МЧС есть свои нюансы, от них можно узнать много интересного, но это достаточно закрытое сообщество, спасатели редко допускают в свой круг. У меня есть опыт общения со спасателями — я 15 лет служил в храме при академии МЧС. Считаю, что в рамках курса важно организовать именно живое общение с теми, кто помогает пострадавших в серьезных чрезвычайных ситуациях, кто рискует жизнью, нужно увидеть, как они работают», — отметил он.

Одна из тем, рассмотренных в рамках курса — «Таинства в экстремальных ситуациях». По мнению отца Александра, подобные знания необходимы не только в случаях ЧС, но и в повседневной практике священнослужителей, которые окормляют больных и умирающих в социальных учреждениях — больницах, хосписах.

«Очень важно и полезно непосредственное общение со священнослужителями выездной команды „Церковная помощь в ЧС“, потому что у них накоплен очень большой практический опыт», — говорит клирик столичного храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках диакон Илия Шелаев. По его мнению, подобные курсы будут полезны для всех священнослужителей.

Курсы «Организация церковной помощи в чрезвычайных ситуациях» проходили в Москве 11−17 ноября. На занятиях слушатели узнали об алгоритмах организации гуманитарной помощи, в том числе помощи беженцам из Украины. Одна из лекций была посвящена вопросам духовно-психологической помощи больным, страдающим боковым амиотрифическим склерозом (БАС). На практических занятиях сотрудники МЧС обучали священников приемам оказания первой доврачебной помощи, объясняли специфику организации штаба гуманитарной помощи, работы на телефоне горячей линии.

Русская линия


В Каспийской флотилии появились военно-морские священники

В двух корабельных соединениях Каспийской флотилии, дислоцированных в Астрахани и Каспийске, появились первые на флоте священнослужители: иерей Илья Кишко и имам Ахмед Магомедбеков.

«Главная функция помощника командира по работе с верующими определена как удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих и их духовное просвещение. Также в их обязанности входит консультирование командного состава по вопросам религиозного характера, поддержание межрелигиозного мира и согласия между моряками различных вероисповеданий, содействие в преодолении стрессовых ситуаций и другое», сообщил «Российской Газете» представитель пресс-службы Южного военного округа капитан третьего ранга Алексей Рулев.

Прежде чем быть назначенными на должности, военные капелланы приняли участие в учебно-методических сборах военного духовенства. Они изучили общевоинские уставы России, военную историю и методику морально-психологического обеспечения личного состава. Кроме того, священнослужители участвовали в занятиях по установке полевого храма.

«Командование флотилии рассчитывает, что работа священнослужителей в воинских частях благотворно скажется на духовном и моральном облике матросов и офицеров, поможет им в выполнении боевых задач», — подчеркнул Алексей Рулев.

Русская линия


Главного редактора газеты посадили в тюрьму за клевету на главу Элладской Церкви

В Греции на несколько месяцев тюремного заключения были осуждены главный редактор и издатель газеты «Акрополь», сообщает Православие.Ru со ссылкой на агентство Romfea.

Обвинение суда первой инстанции звучит однозначно: за неоднократные публикации клеветы на главу Элладской Церкви, Архиепископа Афинского и других архиереев.

Суд после многочасовых слушаний по делу признал главного и выпускающего редактора газеты виновными в публикации клеветы, которая якобы проливала свет на внутрицерковные взаимоотношения, связанные с попустительством иерархов к нравственному состоянию клира Элладской Церкви.

В слушаниях по делу представители Церкви отчетливо показали, что опубликованные материалы не имеют ничего общего с реальностью.

Необходимо отметить и тот факт, что с самого начала судебного разбирательства хозяин газеты и ее исполнительный директор через своих адвокатов принесли извинения за написанное против Архиепископа Афин.

И в их отношении приговор ограничился всего лишь большим штрафом.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 20 ноября 2014 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика