Русская линия
<< Полная сводка новостей от 23 июня 2013 >>

День Святой Троицы. Пятидесятница.

*Троица* Рублёва из Троице-Сергиевой ЛаврыНастал праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошёл на апостолов. И не только на апостолов — Дух Святой пришёл в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя».

Дух Святой освятил землю, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошёл на апостолов. И как снизошёл? В виде огненных языков. Больше никогда Дух Святой так видимо и ощутимо ни на кого не снисходил. Для чего это было нужно? Чтобы апостолы стали святы, потому, что через них, через их проповедь, во всем мире должно было утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понёс свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Он освятил и просветил сердца и ум их, напомнил им всё, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы привести весь мир ко Христу.

Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Нисходил Дух Святой на многих и многих святых, нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все её получили, но не все её сохранили. Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека? Как дым отгоняет пчёл, как смрад отгоняет людей, так и смрад греха отгоняет Духа Святого. Дух Святой живёт только в сердцах чистых, только им подает Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары.

А как же нам приобрести сердце чистое? Как нам воздержаться от постыдных грехов? Как воздерживаться от соблазнов врага спасения нашего, от соблазнов мира? Как уберечься от них?

Нужно неустанно, в каждый час, во все дни жизни нашей помнить о том, что Дух Святой не живёт в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, когда дух нечистый, враг спасения нашего, пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, рисует соблазнительные картины, искушая нас. Мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашёптываний. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны; мы не должны поддаваться нашёптываниям его. А если мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины, если будем всё больше и больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

Великие подвижники благочестия, которые умели наблюдать движения своего сердца, говорили, что если человек принимает образы соблазнительные, то он сослагается с ними, соединяется с ними. Святые отцы требуют от нас, чтобы мы боялись сослагаться с нечистыми образами. Если мы последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе — Дух Святой не оставит нас. Ни любоваться, ни услаждаться соблазнами сатаны должны мы, ни сослагаться с ними, но вооружаться против них.

У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно крепко помнить: «Гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Но есть праведный гнев, тот, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он св. ап. Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Так да спасет нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он и нам праведный гнев, чтобы прогнать искусителя.

Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми силами души стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет.

И Дух Святой приидет в наше сердце, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения.

И Дух Святой поможет нам на этом трудном пути спасения.

И Дух Святой утешит нас и всех скорбящих.

Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)


+ + +
Из беседы в день Пятидесятницы свт. Григория Паламы:
Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, — дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, — потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее — ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.
Но по какой причине Он явился в этом виде?
— Дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке.
Почему же — огненные языки?
— Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконие, — но также и по причине сугубости действия Апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит Апостол Лука, — не «огненные», но — «как бы огненные», чтобы кто не подумал, что оный огонь (в «огненных языках») был чувственным и материальным, но так сказано — чтобы на основании примера — у нас было бы представление о явлении Духа.
Почему языки явились для них разделенными?
— Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая (Паса Хорити) благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что даемая от Духа благодать Святым, является Его не действием, а самым естеством.

<< Полная сводка новостей от 23 июня 2013 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика