Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 марта 2013 >>

Завершил свою работу Св. Синод Русской Православной Церкви
Члены Синода учредили четыре новые митрополии и приняли целый ряд кадровых и организационных решений

Заседание Св. Синода РПЦ, 12.03.2013 г.
Заседание Св. Синода РПЦ, 12.03.2013 г.

12 марта 2013 года в Москве состоялось первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого члены Синода приняли целый ряд кадровых и организационных решений, сообщает Патриархия.Ru.

Члены Синода утвердили одобренные Высшим Церковным Советом отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год.

Решением Синода также был учреждён Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, иерархов и представителей общественности России, Украины и Белоруссии.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви Синод утвердил журналы последних заседаний Синодов Белорусского экзархата и Среднеазиатского митрополичьего округа.

Были заслушаны доклады председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона об участии делегаций Русской Православной Церкви в торжествах по случаю интронизации новоизбранного Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна и новоизбранного Святейшего Патриарха Болгарского Неофита.

Образованы четыре новых митрополии — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Краснодарском крае, в Астраханской и Томской областях.

В административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области образована Выборгская епархия, в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области — Тихвинская епархия; в административных границах Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоновского, Лужского, Сланцевского и Тосненского районов Ленинградской области — Гатчинская епархия. В пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области образована Санкт-Петербургская митрополия, включающая Санкт-Петербургскую, Выборгскую, Гатчинскую и Тихвинскую епархии.

Епархиальному архиерею Выборгской епархии Синод постановил иметь титул «Выборгский и Приозерский». Викарию Санкт-Петербургской митрополии, наместнику Александро-Невской лавры епископу Выборгскому Назарию усваивается титул «Кронштадтский». Епископом Выборгским и Приозерским назначен викарий Московской епархии епископ Бронницкий Игнатий, за которым сохранена должность председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Правящий архиерей Тихвинской епархии Синод постановил иметь титул «Тихвинский и Лодейнопольский». Преосвященным Тихвинским и Лодейнопольским назначен викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Лодейнопольский Мстислав.

Епархиальному архиерею Гатчинской епархии предписано иметь титул «Гатчинский и Лужский». Епископом Гатчинским и Лужским определено быть игумену Митрофану (Осяку), клирику Санкт-Петербургской епархии. Ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Гатчинскому Амвросию усваивается титул «Петергофский», а викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Петергофскому Маркеллу — «Царскосельский».

Главой Санкт-Петербургской митрополии назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

В административных границах Брюховецкого, Ейского, Калининского, Каневского, Кущевского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Староминского, Тимашевского и Щербиновского районов Краснодарского края образована Ейская епархия. Епархиальным архиереем, с титулом «Ейский и Тимашевский», Синод определил быть епископу Ейскому Герману, викарию Екатеринодарской епархии.

Решением Синода еще одна епархия — Армавирская — образована в административных границах Армавира, а также Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Успенского и Усть-Лабинского районов Краснодарского края. Епархиальному архиерею Армавирской епархии определено иметь титул «Армавирский и Лабинский».

В административных границах Белоглинского, Выселковского, Кавказского, Кореновского, Крыловского, Новопокровского, Павловского, Тбилисского и Тихорецкого районов Краснодарского края образована Тихорецкая епархия. Решением Синода правящий архиерей новой епархии будет иметь титул «Тихорецкий и Кореновский».

Временное управление Армавирской и Тихорецкой епархиями поручено митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору. Синод постановил также образовать в пределах Краснодарского края Кубанскую митрополию, включающую в себя Екатеринодарскую, Армавирскую, Ейскую, Новороссийскую и Тихорецкую епархии. Главой Кубанской митрополии назначен Преосвященный Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Священный Синод постановил образовать в административных границах Ахтубинского, Енотаевского, Красноярского, Наримановского, Харабалинского и Черноярского районов, а также закрытого административно-территориального образования Знаменск Астраханской области — Ахтубинскую епархию, выделив ее из состава Астраханской епархии.

Епархиальному архиерею Ахтубинской епархии усваивается титул «Ахтубинский и Енотаевский», епархиальному архиерею Астраханской епархии — «Астраханский и Камызякский».

Еископом Ахтубинским и Енотаевским определено быть иеромонаху Антонию (Азизову), клирику Астраханской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Антония (Азизова), по возведении его в сан архимандрита, будет определено Святейшим Патриархом.

В пределах Астраханской области решением Синода образована Астраханская митрополия, включающаяв себя Астраханскую и Ахтубинскую епархии. Главой Астраханской митрополии назначен Преосвященный Астраханскийи Камызякский Иона.

В административных границах Александровского, Бачкарского, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского и Чаинского районов, а также городского округа Стрежевой Томской области учреждена Колпашевская епархия, выделенная из состава Томской епархии. Епархиальному архиерею Колпашевской епархии определено иметь титул «Колпашевский и Стрежевской». Епископом Колпашевским и Стрежевским избран архимандрит Силуан (Вьюров), клирик Томской епархии.

В пределах Томской области Синод постановил образовать Томскую митрополию, включающую в себя Томскую и Колпашевскую епархии. Главой Томской митрополии был назначен Преосвященный Томский и Асиновский Ростислав.

В составе Латвийской Православной Церкви образована Даугавпилсская епархия. Назначены правящий архиерей недавно образованной Мелекесской епархии — им стал клирик Симбирской епархии иеромонах Диодора (Исаев) и викарный архиерей Костромской епархии — им был избран клирик Костромской епархии игумен Ферапонт (Кашин).

Синод удовлетворил прошение председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона об освобождении его от управления Смоленской епархией в связи с увеличением объема работы на должности председателя указанного отдела. Правящим архиереем Смоленской епархии определено быть игумену Исидору (Тупикину) с освобождением от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи. На должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).

Согласно поданному прошению Синод освободил протоиерея Димитрия Смирнова от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и назначил его первым заместителем председателя и руководителем аппарата Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями назначен заместитель председателя указанного отдела протоиерей Сергий Привалов.

Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских переименован в Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Председателем Церковно-общественного совета назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Члены Синода утвердили состав Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2013—2015 гг. и новый состав Синодальной комиссии по канонизации святых, из которой в частности были исключены протоиерей Георгий Митрофанов и архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Синод принял решения об открытии новых монастырей, назначил заместителей председателей Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального миссионерского отдела, Синодального отдела по монастырям и монашеству и рассмотрел ряд других вопросов.

Русская линия


Митрополит Калужский Климент: «Русская культура всегда была христоцентрична»
Председатель Издательского Совета встретился с преподавателями и студентами Литературного института им. М. Горького

Выступает митрополит Климент

12 марта 2013 года состоялась встреча председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента с преподавателями и студентами Литературного института им. М. Горького, сообщает Патриархия.Ru.

Открыл встречу ректор Литературного института Б.Н. Тарасов. В своем вступительном слове он представил студентам книгу митрополита Климента «Слово и вера», вышедшую в 2012 году в Издательстве Белорусского экзархата.

В свою очередь митрополит Климент напомнил будущим писателям, как важно понимать того, с кем мы беседуем, к кому обращаемся. «Мы едины по творческому замыслу Божию как носители Его образа, — заявил архипастырь. — Мы призваны быть соучастниками, соработниками Божественного творческого процесса».

Глава Издательского Совета подчеркнул, что именно Православие стало фундаментом, на котором выросла Святая Русь. Он обратил особое внимание, что сегодня необходимо больше современных произведений, которые приводили бы к Богу, развивали любовь, стремление к добру в сердце человека.

Встреча продолжилась живой беседой, в которой приняли участие проректор по научной работе Литературного института, доктор филологических наук, кандидат культурологии А.Н. Ужанков, доктор филологических наук А.М. Камчатнов, литературовед, писатель П.В. Басинский, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия О.А. Николаева, студенты и аспиранты. Обсуждались произведения древнерусской словесности как богатейшая сокровищница культуры, знаний, языковой выразительности и необходимость их тщательного изучения и издания, возможность создания православных культурных центров, проблемы чтения и книгоиздания, особенности писательского труда, авторского опыта, кругозора, личностные особенности.

Беседуя со студентами, митрополит Климент говорил о важности упорного труда в профессиональном и человеческом совершенствовании, о необходимости читать и перечитывать Евангелие, постигать евангельские истины на протяжении всей жизни человека. «Русская культура всегда была христоцентрична», — подчеркнул владыка.

На встрече также присутствовали: член Издательского Совета, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягин, руководитель секретариата внешних связей Издательского Совета священник Кирилл Даниличев, сотрудники аппарата Издательского Совета, представители СМИ.

Русская линия


«Служу Отчизне!» о генерале В.О. Каппеле
В грядущее воскресенье на Первом канале выйдет передача, посвященная русскому генералу

В воскресенье, 17 марта 2013 года, в 7.40 на Первом канале выйдет документальная передача «Служу Отчизне!», одной из основных тем которой станет судьба знаменитого белого генерала Владимира Оскаровича Каппеля, 130 лет со дня рождения которого мы будем отмечать 29 апреля.

Генерал-лейтенант В.О.Каппель родился в 1883 г. в офицерской семье. Каппель был участником Первой мировой (Великой) и Гражданской войн (к 1917 г. был в звании подполковника), и по праву считается одним из наиболее знаковых офицеров Белого движения на Востоке России. Он зарекомендовал себя как храбрый офицер, до конца сохранивший долг присяге. Владимир Каппель лично водил в атаки подчиненные ему части, всегда заботился о вверенных ему солдатах.

Показательно, что во время Сибирского Ледяного похода зимой 1920 г., после смерти В.О.Каппеля, находившегося тогда уже в должности главнокомандующего белыми армиями Восточного фронта, простые русские солдаты не бросили его тело, а совершили с ним тяжелейший переход через озеро Байкал, чтобы достойно предать в Чите земле тело своего любимого командира. В 1922 г. во время исхода белых за пределы России прах генерала был вывезен соратниками для перезахоронения в Китай, в котором нашли свой последний приют тысячи русских воинов.

Останки В.О.Каппеля долгое время покоились в земле Харбина, у северной стены Свято-Иверской церкви, до сих пор известной как «Офицерская». В 1920—1930 годы в ограде Иверской церкви в Харбине на могиле В.О.Каппеля ежегодно совершалась панихида, на которую собирались многочисленные соратники генерала по Белой борьбе. В 1940-е годы, с началом Второй мировой войны, по вполне понятным причинам традиция была нарушена. Позже, по указанию гражданских властей из Москвы был разрушен и сам памятник на могиле Владимира Оскаровича — мраморный крест с терновым венком.

Перезахоронение останков генерала состоялось 13 января 2007 года, когда гроб Владимира Каппеля был привезён в Большой собор Донского монастыря из храма Новомучеников Российских. Отдать дань памяти генералу тогда собралось свыше тысячи человек. Люди приехали со всех регионов России — из Уральска, Нижнего Новгорода, с Забайкалья.

Гроб с телом В. Каппеля, укрытый российским флагом, был установлен в центре главного собора обители, где заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, епископ Егорьевский Марк возглавил Божественную литургию.

Во дворе монастыря торжественную процессию с гробом встретили сотни представителей военно-исторических и национально-патриотических объединений в мундирах различных частей российского воинства образца первой мировой и гражданской воин. В частности, в форме корниловцев, марковцев, дроздовцев и, конечно же, каппелевцев.

На богослужении в главном соборе монастыря также присутствовали несколько сотен молящихся, в их числе представители Федерального собрания и военачальники. Сам чин захоронения генерала состоялся в обители около полудня.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Дмитрий Смирнов отметил во время погребения, что останки Каппеля сохранились «практически нетленными». «Его можно даже узнать», — отметил О.Дмитрий. Он не исключил возможности канонизации белого генерала в будущем — «если у могилы Каппеля будут происходить чудеса».

1 сентября 2007 года на могиле генерала В. Каппеля состоялось торжественное открытие памятника легендарному генералу. Монумент был создан по инициативу руководителя проекта «Белые Воины» Александра Алекаева и почти полностью повторял надгробие, стоявшее до 1950-х годов на могиле Каппеля в Харбине. Затем при участии Владимира Путина на кладбище Донского монастыря был возведен единый мемориал над захоронениями В.О.Каппеля, А.И.Деникина и философа И.А.Ильина.

Русская линия


Митрополит Челябинский Феофан: «Ограничению себя в пище святые отцы придавали большое значение»
По словам владыки, пост телесный — это первый шаг к внутренней работе

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан
Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан в канун Великого поста на страницах «Православной газеты» рассказал верующим, в чём суть наступающего поста. Владыка особо отметил, что ограничение себя в пище во время поста — это лишь первый шаг на пути духовной жизни, без которого о внутренней работе над собой говорить вообще очень сложно.

«Каждый раз, вступая на поприще поста, мы задаем себе вопрос: в чем суть поста? И нередко мы говорим в первую очередь о физической сущности. Действительно, это очень важно, — подчеркнул владыка. — Ещё Адаму и Еве была дана заповедь воздержания — не вкушать от древа познания добра и зла. Но заповедь была нарушена. Мы видим, как постились праведники ветхозаветные и пророки. Для нас очень важно, что Cам Сын Божий Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и молился на горе до того, что он, как говорилось, взалкал, то есть хотел есть».

Говоря об ограничении себя в пище, владыка Феофан отметил, что «человеческий организм — это своего рода двигатель, а двигатель потребляет столько топлива, сколько необходимо для его бесперебойной работы». «Чем люди сейчас страдают? Пресыщением. Сверхпотребление отягощает наше физическое состояние, расплавляет наш ум, наше сердце, здесь и леность, и различное похотливое движение, и болезни. Так что, ещё раз повторяю, пост необходим не ради того, чтобы было здоровое тело, — это побуждение к внутренней работе».

«Ограничению себя в пище святые отцы придавали большое значение. Но всё же главное — духовная составляющая поста. Если человек никогда не постился, то начать надо с малого — ограничить себя хотя бы в мясной, молочной пище, и почувствуешь, как твой внутренний мир начинает преображаться», — заявил митрополит Феофан.

«Поститься постом благоприятным мы должны разумно, чтобы, ограничивая себя пищей, подумать и о духовном, внутреннем самоконтроле, самоограничении, о поиске пути к Богу, ибо — пост самое благоприятное для этого время. Помоги нам Господь во святое время Четыредесятницы достичь гармонии духовного нашего общения с Тем, к Кому мы стремимся, — Господом нашим Иисусом Христом», — заключил владыка.

Русская линия


Возведение на престол 266-го папы Римского намечено на 19 марта
Большинство экспертов полагают, что очередной понтифик будет избран уже завтра

Ватикан

От дипломатических представителей ряда католических государств, аккредитованных в Ватикане, стало известно, что интронизация (возведение на престол) нового суверена Ватикана и главы Римско-католической церкви ориентировочно намечена на 19 марта, сообщает ИТАР-ТАСС.

По имеющейся информации, в Ватикан на эту торжественную церемонию ожидают прибытия более 160 зарубежных делегаций как церковного, так и государственного уровня.

Как известно, в Сикстинской капелле в среду проходит второй день конклава — тайных голосований на выборах понтифика, в которых участвуют 115 кардиналов. После того как один из них наберет 77 голосов, из печной трубы, установленной в Сикстинской капелле и видной на площади Святого Петра, пойдет белый дым. Спустя час после этого новый римский первосвященник появится в папских одеждах на центральном балконе собора Святого Петра, назовет свое имя и выступит с первым обращением верующим Urbi et Orbi («Граду и миру»). Затем будет дополнительно объявлен день его первого благодарственного богослужения в главной католической базилике.

Первый день конклава, как известно, завершился безрезультатно: вечером из трубы, установленной на Сикстинской капелле, пошел чёрный дым. Как считают многие ватиканисты, конклав, скорее всего, продлится до четверга, 14 марта. Именно в этот день, полагают эксперты, будет избран 266 глава Римско-католической церкви.

Русская линия


КНДР вышла из состояния перемирия с Южной Кореей
В Пхеньяне считают новые санкции ООН фактическим объявлением войны своей стране

Флаг Северной Кореи

Власти КНДР утром 13 марта неожиданно объявили, что больше не считают себя обязанными соблюдать условия перемирия, заключенного в 1953 г. и положившего конец войне на полуострове.

Пхеньян заявил, что во всем виновата ООН, которая ужесточает санкции против КНДР из-за новых ядерных испытаний. «Коллективные санкции фактически являются объявлением войны нашей стране», — заявил представитель руководства Северной Кореи.

Жесткое заявление Пхеньяна совпало по срокам с очередными американо-южнокорейскими учениями, в которых участвуют 3 тыс. военнослужащих армии США. Эти учения в КНДР также сочли «объявлением войны». Южная Корея сообщение правительства КНДР уже назвала провокацией.

Напомним, формально КНДР и Южная Корея до сих пор находятся в состоянии войны, поскольку официальный мирный договор между этими странами так и не был подписан. Перемирие 1953 г. установило демаркационную линию, которая фактически является границей между двумя корейскими государствами.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского

Священомученик Арсений (Мацеевич)Он родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.

В 1728—1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.

Вернувшись в столицу Империи, о. Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру.

В 1741 г. о. Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.

Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.

За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем «Андрея Враля».

«Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме. ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность. Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия», писал о владыке профессор И.М.Снегирев.

В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как «ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность».

Русская линия


«Масленица: есть блины, ходить в гости и просить прощения»
Россияне воспринимают масленицу как проводы зимы, и ассоциируют это время с традиционными обычаями

МасленицаВсероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, что, по мнению россиян, празднуют во время масленицы и какие традиции масленичной недели они соблюдают.

Для большинства россиян масленица — это «проводы зимы и встреча весны». Именно так воспринимают этот праздник 73% россиян, причём в равной степени и православные (76%), и неверующие (75%).

Большая часть россиян связывают масленицу с приготовлением блинов (8%), народными гуляниями (2%) и сжиганием чучела (2%). При этом, языческим праздником называют масленицу 1% опрошенных.

Для меньшей части опрошенных — это время связано с православными традициями: для 5% – это начало Великого поста, для 1% – Прощеное воскресенье, и ещё 1% в целом считают масленицу православным праздником.

Традиции масленичной недели популярны среди россиян: те или иные обычаи соблюдают 88% опрошенных. Их придерживаются 94% православных, 82% неверующих, а среди представителей других религий — только 61%.

Есть блины на масленицу — самая популярная традиция (78% россиян планируют делать это в течение масленичной недели). Обычай угощать блинами близких, друзей, коллег менее популярен: его планируют соблюсти 20% опрошенных. Не много и тех, кто пойдет в гости к тещё на блины (12%).

Ходить в гости или принимать гостей на масленичной неделе собираются 42% опрошенных, 22% планируют принять участие в народных гуляниях. Что касается обычая просить прощения у близких и знакомых в прощёное воскресенье, то его намерены соблюсти более трети россиян (35%).

Традиции просить прощения в Прощеное воскресенье придерживаются, главным образом, сами православные (35%), однако и среди последователей других религий и неверующих оказались те, кто соблюдает этот обычай (16 и 22% соответственно).

Русская линия


Свято-Тихоновский университет проведет в Италии выставку, посвященную подвигу новомучеников и исповедников Российских

11 марта 2013 года в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась презентация выставки «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», которая откроется в Италии в августе 2013 года в рамках всемирного фестиваля молодежи «Митинг в Римини» и станет первой экспозицией, посвященной новомученикам и исповедникам Российским, представленной западному зрителю. Об этом сообщает пресс-служба ПСТГУ. Основной тезис выставки: «Церковь должна свидетельствовать о Христе в любых условиях».

Выставка «Свет во тьме светит» будет опираться на опыт организованной ПСТГУ выставки «Преодоление. Русская Церковь и советская власть», которую посетили в Москве в конце 2012 — начале 2013 года более 7 000 человек. Однако итальянская выставка будет существенно отличаться от московской, поскольку ей предстоит познакомить со страшными страницами истории Русской Православной Церкви зарубежного зрителя, совершенно незнакомого с реалиями советских гонений.

Ведущий презентации, проректор ПСТГУ по международной работе священник Георгий Ореханов отметил, насколько важна та миссия, которая ложится на плечи студентов Свято-Тихоновского университета: впервые православная молодежь сможет сама рассказать об истории Русской Православной Церкви своим ровесникам со всего мира.

Отец Георгий рассказал о насыщенной программе мероприятий, которая предстоит русским, украинским и итальянским студентам и их научным руководителям в ближайшие три дня. В работе над оформлением выставки участвуют шесть групп (соответственно количеству залов), в каждой группе собраны студенты из разных стран. Для того чтобы студенты лучше прочувствовали значение своей работы, им предстоит не только представить доклады об уже проделанной работе, но и посетить три памятных места подвига новомучеников Москвы и Подмосковья — Бутовский полигон, Коммунарку и Сухановскую тюрьму.

Член оргкомитета выставки А.С. Филоненко, доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, представил свои предложения по общему плану выставки ПСТГУ на предстоящем «Митинге в Римини».

Согласно замыслу организаторов, в центре экспозиции будет находиться прозрачный макет православной часовни, внутри которой будет сиять яркий вертикальный столб света. От посетителей эта часовня со всех сторон будет отгорожена стенами, однако в каждом из шести окружающих залов будет небольшое окно, так что отблески света будут видны всем.

Первый зал будет посвящен началу гонений, русской революции, уничтожению империи, судьбе императора-страстотерпца Николая II и членов его семьи, так что будет возможность сравнить положение Церкви до и после революции. Второй зал посвящен Поместному Собору 1918 года и Святейшему Патриарху Тихону. Третий зал — торжеству воинствующего секуляризма 20-х-30-х гг., уничтожению храмов, в частности Храма Христа Спасителя, появлению ГУЛАГа. Четвертый зал описывает самый кровавый период гонений 1936/37 гг. Пятый зал посвящен периоду от известной встречи Сталина с церковными иерархами 1943 года до конца хрущевских гонений. Последний зал рассказывает о праздновании 1000-летия Крещения Руси, начале возрождения церковной жизни, в том числе и о рождении из приходской общины православного учебного заведения — Свято-Тихоновского университета.

После того как посетитель обойдет по кругу все залы, он сможет попасть в ранее недоступную часовню, где будет звучать запись богослужения, посвященного новомученикам и исповедникам Российским. Здесь будет выставлена их икона, а также черно-белые портреты новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года.

Священник Франческо Браски, директор класса славистики Амвросианской академии, главный библиотекарь Амвросианской библиотеки, куратор презентаций итальянских студентов, внес ряд важных замечаний по частным моментам выставки. Дело в том, что некоторые вещи, очевидные для русского православного человека, не всегда будут понятны западной молодежи, которая соберется на выставку в Италии из разных стран. Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета Л.А. Головкова, научный куратор выставки, опираясь на свой опыт общения с посетителями выставки «Преодоление. Русская Церковь и советская власть», внесла некоторые предложения по визуальному оформлению, в частности, предложив оформить часть зала, посвященного созданию ГУЛАГа, в виде реконструкции лагерного помещения.

Также позвучали многочисленные предложения по оформлению как итальянских, так и русских студентов.

В заключение выступила А. Витец, куратор сектора выставок фестиваля «Митинг в Римини», рассказавшая об истории этого съезда, который действует с 1980 года и в настоящее время является одним из самых посещаемых ежегодных культурных событий в мире.

«Организаторы Митинга всегда стремились дать площадку для общения людей разных национальностей и культур, поэтому я очень рада, что уже сейчас, еще до начала фестиваля, студенты разных стран работают вместе над оформлением предстоящей выставки», — заявила А. Витец. В этом году из-за последствий экономического кризиса в рамках фестиваля состоится лишь шесть выставок и, несмотря на большое количество заявок, выставка, подготовленная Свято-Тихоновским университетом, была отобрана организаторами в первую очередь. Задача Митинга в этом году — донести до мира мысль, что, хотя человечество переживает экономический и социальный кризис, но каждый человек все равно может использовать свою свободу независимо от окружающих условий. Таким образом, выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений» оказывается смысловым центром всего многотысячного культурного фестиваля.

По окончании презентации открылась работа конференции, где были представлены студенческие доклады, которые станут научным основанием для оформления экспозиции предстоящей выставки. В рамках первого заседания выступили итальянские и украинские студенты.

Русская линия


Иерарх Грузинской Православной Церкви принял участие в великом освящении Сретенского храма Донского монастыря

11 марта 2013 года, в день памяти святителя Порфирия Газского, состоялось великое освящение расположенного в подклете Большого собора Донского монастыря храма в честь Сретения Господня, сообщает служба коммуникаций ОВЦС.

Освящение Сретенского храма и Божественную литургию в нем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, а также наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка), клирики храма святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани) и иерей Мирон Кантеладзе. От Отдела внешних церковных связей митрополита Герасима сопровождал и принял участие в богослужении диакон Феодор Шульга, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям.

За богослужением, которое совершалось на церковнославянском и грузинском языках, пели мужской хор Донского монастыря под управлением архимандрита Агафодора (Маркевича) и грузинский хор храма святого великомученика Георгия в Грузинах.

По окончании литургии митрополит Варсонофий обратился к митрополиту Герасиму с приветствием, выразив свое удовлетворение визитом иерарха Грузинской Церкви в Русскую Церковь и его участием в освящении храма, имеющего столь важное историческое значение для грузинской диаспоры в Москве.

В ответном слове митрополит Герасим отметил важность духовных связей Русской и Грузинской Церквей для улучшения отношений между Россией и Грузией, а также выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность принять участие в великом освящении храма, в малом освящении которого он уже принимал участие в декабре 2012 года.

Русская линия


В Туву впервые доставят мощи целителя Пантелеимона

В Туву впервые прибудут мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона. Святыня пробудет в республике до середины апреля.

«Ковчег с частицей мощей святого 13 марта доставят в Воскресенский кафедральный собор города Кызыла. В соборе состоится встреча святых мощей. Там святыня будет находиться до 31 марта», — сообщили представители мэрии города, которых цитирует РИА Новости.

Затем в течение недели мощи провезут по приходам Кызыльской епархии в городах Туран и Шагонар, а также в поселке Сарыг-Сеп. После этого ковчег вернется в Кызыл — в Свято-Троицкий храм, где он будет находиться до 15 апреля.

Русская линия


В Архангельске собрали православные книги для роддомов

Благотворительная встреча в рамках акции «В защиту жизни!» и Дня православной книги прошла в Архангельске. На вечере собирали литературу для областной детской больницы и роддомов города с целью духовной поддержки будущих мам и родителей детей с различными заболеваниями, сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

Мероприятие состоялось в биржевом зале Архангельских Гостиных Дворов: звучала камерная музыка, выступал поэт и путешественник Василий Матонин. Заведующая библиотекой Архангельского подворья Антониево-Сийского монастыря Татьяна Галилюк представила новинки православных издательств. Кроме того, она провела конкурс-викторину, посвященную творческому наследию Бориса Шергина.

Завершила встречу благотворительная лотерея, средства от которой будут направлены на выпуск сборника докладов Иоанновской конференции.

Всего на благотворительной встрече собрали около 200 экземпляров печатных изданий, а также более пяти тысяч рублей, на которые закупят литературу и распечатают информационные буклеты для раздачи в больницах города.

Организаторы вечера выражают особую благодарность Архангельскому краеведческому музею, индивидуальному предпринимателю Алексею Валерьевичу Некрасову, всем принявшим участие в вечере артистам, а также приходу Свято-Троицкого храма Архангельска.

Русская линия


В Северном медуниверситете открылась выставка о счастье материнства

Выставка «Я счастлива! Я — женщина! Я — мать!» начала работу в Северном государственном медицинском университете (СГМУ). Открытие экспозиции состоялось в рамках социально-просветительской акции «В защиту жизни», проходящей в Архангельской области по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Об этом сообщает пресс-служба Архангельской епархии.

В открытии выставки приняли участие и.о. ректора СГМУ Любовь Горбатова, настоятель храма св. Александра Невского игумен Феодосий (Нестеров) и председатель фонда социальных и спортивных инициатив Татьяна Орлова.

Экспозиция посредством искусства фотографии рассказывает о радости создания семьи и чуде рождения ребенка. Выставка будет работать в университете в течение всей недели. На ней представлены фотографии, посвященные многодетным мамам и их семьям. Самойловский роддом предоставил для экспозиции фотоиллюстрации на тему «Миг счастливого рождения». Зрители также могут увидеть рисунки детей из реабилитационного центра, адресованные их любимым мамам, сообщает пресс-служба СГМУ.

Во время торжественной части открытия для посетителей выступили девочки-школьницы — солистки детского коллектива «Созвездие», с музыкальными композициями «Для мам».

Напомним, акция «В защиту жизни!» проходит в Архангельской области с 11 по 16 марта 2013 года по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Ее главная цель заключается в укреплении института семьи и материнства. Проект реализуется епархией при поддержке областного правительства, администраций Архангельска и Северодвинска, аптечной сети «Фармация».

«В нашем регионе остро стоит вопрос демографической ситуации. Смертность продолжает превышать рождаемость, а процент разводов и искусственных прерываний беременности значительно выше средних показателей по стране. В этой связи Архангельская и Холмогорская епархия стала инициатором проведения акции „В защиту жизни!“, направленной на возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей», — прокомментировал митрополит Даниил.

Русская линия


В эстонском городе Нарве построят православный храм

Церковь будет возведена усилиями Нарвской епархии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и всех прихожан, участок под застройку был выделен городскими властями, сообщает Седмица.Ru.

Новый храм будет построен для уже существующего в Нарве прихода св. Кирилла и Мефодия, который действует в городе с 1993 года. Тогда иерей Владислав Кумыш (ныне иеромонах Нестор), основал небольшую домовую церковь для нужд недавно созданной им же Нарвской Православной гуманитарной школы. Со временем школа переехала в новое здание, домовая церковь же осталась в помещениях общежития нарвской высшей школы, впоследствии ставшей колледжем Тартуского университета, сделавшись самостоятельным приходом, весьма популярным среди многих православных христиан города, сообщает mke.

Имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, получит и новая церковь, строительство которой уже полным ходом ведется в Нарве, на улице Мыйза. Закладка краеугольного камня стала заметным событием для города. Сотни нарвитян приняли участие в крестном ходе, пройдя от двух действующих православных храмов к месту возведения нового.

По предварительным расчетам новый храм должен появиться в Нарве уже через 5−7 лет, однако конечный срок во многом будет зависеть от поступающих пожертвований, потому говорить о точных сроках начала и окончания строительства пока не приходится. Собираемые средства необходимы не только на непосредственное строительство храма, но и на создание на территории храма новой библиотеки православной тематики.

Важным этапом строительства станет также последующее благоустройство территории храмового комплекса. Примечательно, что свой вклад в эту деятельность сделали мотоциклисты-байкеры, ежегодных слет которых в нарвском замке стал одним из новейших городских символов. Летом позапрошлого года байкеры посадили на территории храмового комплекса дубовую аллею, причем все деревца прижились, что считается весьма добрым знаком.

Нарва — третий по величине и по численности населения преимущественно русскоязычный город Эстонии.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 13 марта 2013 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика