«Величаем Тя, Пресвятая Дево..»
Завтра Русская Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы
Упоминание об этом празднике мы встречаем уже в трудах святителя Григория Нисского, подвизавшегося в IV веке. Известно, что в VIII веке торжественные проповеди в честь праздника Введения произносили Константинопольские патриархи Герман и Тарасий. По Преданию, введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось родителями Девы Марии, праведными Иоакимом и Анной, которые, молясь о разрешении неплодства, дали обет посвятить будущего ребенка на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. А Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество.
Русская линия«Состояние души есть непременное условие богопознания»
Патриарх Кирилл считает, что ежедневное возрастание в вере и сохранение себя во внутренней чистоте и мире — самый сильный ответ на выпады против Церкви
Ежедневное возрастание в вере и сохранение себя во внутренней чистоте и мире — самый сильный ответ на выпады против Церкви людям, которые не могут согласиться ни с Богом, ни с Его законом, — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей в авторской программе «Слово пастыря», которая вышла в эфир в субботу.
«Очень часто современные критические высказывания в адрес Церкви звучат так: „Я не против Бога — я против Церкви, то есть я против того, что Церковь говорит о Боге, против проповеди о Боге, против проповеди о Христе“. И происходит это именно потому, что в этой проповеди, как и во времена Самого Господа и Спасителя, — вызов людям, которые не желают жить по Божиему закону. Все внутреннее состояние человека противоположно тому, что Бог сказал людям; противоположно не только доктрине — противоположно указаниям на то, как нужно строить свою жизнь», — сказал Патриарх Кирилл.
«Привык человек грешить, блудить, считает это нормой своей жизни, считает это важной частью своей жизни. Открывает Евангелие — а там слова, которые убийственны для человека, живущего именно так, а не иначе, если он серьезно захочет эти слова принять и им последовать. Именно эта внутренняя несовместимость и порождает такое неприятие. Состояние души есть непременное условие богопознания. „В злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху“ (Прем. 1:4). И если человек живет во власти греха, если он интеллектуально готов защищать такой образ жизни, а не другой, то он будет бороться с каждым, кто живет иначе и особенно с теми, кто проповедует иной образ жизни», — добавил Предстоятель.
«Наш ответ именно в том, чтобы возрастать в вере, чтобы религиозный образ жизни становился нашим образом жизни, чтобы мы никогда не теряли способность различать добро и зло в соответствии с тем, как мы научены Самим Господом и Спасителем. Наша задача заключается в развитии положительного свидетельства о Евангелии и словом, и делом», — отметил он.
«Не нужно на каждого огрызаться и с каждым спорить, хотя некоторые вызовы, обращаемые к Церкви, требуют ответа — с тем, чтобы не соблазнялись люди; и каждый христианин в меру своих сил обязан отвечать. Но не нужно сердце свое отдавать этой борьбе, нужно хранить себя во внутренней чистоте и духовном спокойствии. Святые отцы, полемизируя с язычниками или еретиками, сохраняли внутренний мир», — констатировал Святейший Владыка.
«Это внутреннее спокойствие в душе, в отношениях между христианами, спокойствие во внутренней жизни Церкви является самым сильным ответом. Не будем суетиться, не будем будоражить себя, но вместе с тем будем хранить бдительность и способность защитить слово Божие и Церковь. Самая главная задача заключается в том, чтобы нападки на Церковь не разрушали нашего внутреннего состояния и не помрачали нашего христианского образа жизни», — заключил Патриарх Кирилл.
Русская линияПатриарх Кирилл: «Подлинное просвещение — это святость»
В день памяти святителя Филарета Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
2 декабря 2012 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, где находится рака с мощами святителя Филарета, сообщает Патриархия.Ru.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Святейший Владыка в частности сказал:
«Очевидно, слово «просвещение» употребляется по отношению к тем, кто дает некие новые знания, кто открывает перед людьми неведомое для них, кто приобщает их к неким сокровищам — интеллектуальным и духовным. Как же разобраться, в чем различие между святителем Филаретом — дивным богомудрым просветителем, и, не называя имен, теми «просветителями», что создали больше проблем, чем решили вопросов?
Сегодняшнее чтение из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:8−19) помогает нам ответить на вопрос о том, что является подлинным просвещением. Обращаясь к Ефесянам, он говорит: «братья, будьте сынами света, испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но исполняйтесь Духом». В этих словах — ответ на вопрос, который я сейчас поставил.
Свет и тьма, сыны света и бесплодные дела тьмы. Что такое свет и тьма в библейском смысле? Это некие видимые, понятные для человека образы, которыми обозначаются добро и зло. Свет — это добро, а тьма — это зло. Но это не только метафоры. Мы знаем, что в начале творения вселенной «создал Бог свет» (см. Быт. 1:3). Ничего не было — была тьма. Не было жизни, не существовало космоса, не существовало ничего — была тьма. И Бог создал свет. Ученые называют это мгновение Большим взрывом, появлением энергии. Мы в Церкви такими научными категориями не оперируем, хотя и знаем о них. Но свет — это действительно энергия, без которой не может существовать вселенная.
А что же тогда тьма? Если свет — это жизнь, то тьма — это небытие, тьма там, где нет света. И если под образом света слово Божие говорит нам о добре, то под образом тьмы говорит о зле.
Казалось бы, совершенно очевидные вещи: добро и зло. До недавнего времени ни у кого не возникало вопросов, что есть добро, а что — зло, потому что на протяжении тысячелетий люди хранили в своих сердцах то, что Бог им вложил — способность отличать добро от зла. Губительность, соблазнительность, опасность века сего заключается в том, что люди перестают различать добро и зло. Теперь появилось новое представление, что свободный человек сам определяет, что есть добро, а что — зло. Нет никакого объективного критерия, никакого объективного мерила добра и зла — основой, началом всему является человек.
И мы видим, что происходит. То, что еще вчера почиталось святым, непорочным, что защищалось всей мощью культуры, литературой, изобразительным искусством, поэзией, сегодня растаптывается, уничтожается, подвергается осмеянию, и грех выставляется как некая добродетель или, по крайней мере, как равная добродетели модель поведения. И этот поток, разрушительный поток, сметающий границы между добром и злом, приносится в каждый дом через средства массовой информации, и мы знаем, сколь опасно это движение к сердцу и уму людей.
Как же нам различить в наше смутное время, где добро, а где зло? Может быть, во времена апостола Павла различить было легче? Если бы было легче, то, наверное, он не сказал бы Ефесянам: «Испытывайте, что благоугодно Богу». Это ключевые слова. Добро есть то, что благоугодно Богу. Бог и есть абсолютный, вечный и неизменный критерий истины, правды и различения добра и зла; и для того чтобы зло победило, нужно Бога низвергнуть. Уже столетиями, если не тысячелетиями, идет эта борьба с краеугольным камнем существования человеческой цивилизации. Если Бог будет низвергнут, то не будет различения добра и зла, и то, что вчера было злом, сегодня назовут добром. То, что вчера запрещалось человеческими законами, сегодня законами будет разрешаться и поощряться — только Бога нужно уничтожить.
«Исполняйтесь духом». Что значит исполниться духом? Есть такое понятие — «воодушевление», его синонимом является другое слово — «энтузиазм». Воодушевление, внутренняя энергия, сила. Ничто не может дать человеку реальную силу, как только Дух Святой. Мы знаем, как люди пытаются воодушевить себя весельем, алкоголем, наркотиками, богатством, наслаждением властью. Но все это так быстро проходит, а если не проходит, то разрушается и сокрушается вместе с человеческой личностью. А подлинное духовное творчество, всякое творчество, имеет в основе действие духа, даже если человек не до конца это понимает. И для того чтобы иметь энергию созидания, энергию добрых дел, энергию жизни в соответствии с Божиим законом, мы должны воодушевляться, исполняться Духом Святым. Без этого одухотворения Духом Святым мы будем неспособны испытывать, что благоугодно Богу. Мы будем не в состоянии не участвовать в бесплодных делах тьмы.
Святитель Филарет, будучи просветителем, испытывал, что благоугодно Богу. Он не участвовал в бесплодных делах тьмы — он исполнялся духом, он имел великую внутреннюю энергию, которая входит в человека через действие Святого Духа. Он не просто отличал добро от зла, но, как святитель Божий, он помогал людям видеть эти границы; более того, помогал воспитывать себя в добре и бороться со злом.
Слово «просвещение» по-русски пишется через «е» — от слова «свет». Но его можно было бы написать и через букву «я» — от слова «святость», потому что подлинное просвещение — это святость, это приобщение к добрым делам, это познание Божественных путей, это исполнение Духом Святым. И сегодня, вспоминая память святителя Филарета, его великую святительскую и Первосвятительскую деятельность, одновременно вдумываясь в слова — потрясающие слова апостола Павла, направленные к Ефесянам, — мы можем и для самих себя открыть нечто очень важное, что позволит нам всегда иметь разумение и силу оставаться сынами света, испытывать то, что благоугодно Богу, не участвовать в делах тьмы и исполняться Духом Святым. Аминь".
Русская линияПатриарх Варфоломей: «Мы молимся, чтобы Болгария выбрала нового Патриарха насколько возможно скорее»
Президент Болгарии Росен Плевнелиев встретился с Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви
Президент Болгарии Росен Плевнелиев встретился с Константинопольским Патриархом Варфоломеем во время своего официального визита в Турцию, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на болгарские СМИ.
Во время встречи с Патриархом Варфоломеем, которая состоялась 29 ноября в Стамбуле, президент Болгарии пообещал, что болгарские политики не будут вмешиваться в деятельность Болгарской Православной Церкви и будут работать в целях её укрепления и сохранения её единства.
«Очень важно дать нашему Синоду возможность принимать мудрые и важные решения. Ещё важнее, чтобы новоизбранный Патриарх работал в целях интеграции и успеха Болгарской Церкви во всем мире», — сказал журналистам глава Болгарского государства после встречи с Патриархом.
Росен Плевнелиев отметил, что решения, которые предстоит принять Синоду Болгарской Православной Церкви в феврале 2013 г. (имеется в виду избрание нового Болгарской Патриарха, которое назначено на 24 февраля 2013 г.), будут иметь огромное значение для будущего Церкви.
«Этот период трансформации необходимо пройти достойно едиными и сильными», — заключил президент.
Во время беседы с болгарским президентом Патриарх Варфоломей почтил память недавно почившего Патриарха Болгарского Максима и отметил его вклад в сохранении сильной и единой Болгарской Православной Церкви.
«Мы молимся, чтобы Болгария выбрала нового Патриарха насколько возможно скорее, и молимся о душе покойного Болгарского Патриарха Максима. Я заверил президента Росена Плевнелиева, что болгарская нация и Церковь, как духовная сестра Константинопольской Церкви, всегда будет в глубине нашего сердца. Мы желаем жить в мире и уважении и, как сказал Президент, в единстве», — сказал Патриарх Варфоломей.
Отметим, что накануне этой встречи Синод Болгарской Православной Церкви назначил дату созыва церковного собора, который должен избрать нового Предстоятеля. По решению Синода, Собор пройдёт в Софии на 24 февраля 2013 года.
По уставу БПЦ в соборе будут участвовать болгарские архиереи (митрополиты и епископы); по 5 делегатов от каждой епархии (3 клириков и 2 мирян, а от Софийской епархии — 6 клириков и 4 мирян); по одному делегату от ставропигиальных монастырей, избранному соответствующим монастырским собором; по 2 делегатам от епархиальных монастырей каждой епархии (1 монах и 1 монахиня, определенные правящим архиереем епархии) и по одному делегату от средних духовных школ, определенным их руководствами. Делегаты от епархий будут избраны 13 января 2013 г. на выборах в каждой епархии, сообщает портал «Православие: Болгария».
Не позднее, чем за 7 дней до начала собора Святейший Синод тайным голосованием должен выбрать трех кандидатов на Патриарший престол из ныне здравствующих митрополитов, отвечающих требованиям церковного устава.
Уже в самый день выборов, 24 февраля, состоится и интронизация новоизбранного Патриарха Болгарского в патриаршем Александро-Невском соборе в Софии.
Русская линияПродолжать подготовку Вселенского Собора имеет смысл, только в случае сохранения принципа консенсуса
Св. Синод Болгарской Православной Церкви ответил на письмо Константинопольского Патриарха с просьбой дать оценку действиям Константинополя по созыву Собора
Синод Болгарской Православной Церкви поддержал действия Константинопольской Патриархии по созыву Вселенского Собора Православной Церкви, однако указал на то, что все решения по созыву и работе Собора должны приниматься по принципу консенсуса, а не большинством голосов, как это ранее предлагал Константинополь и ряд восточных Церквей, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт БПЦ.
Кроме того, болгарские архиереи выразил пожелание, чтобы подготовка Вселенского Собора не затрагивала два вызывающих разногласия среди Поместных Церквей вопроса (о предоставлении автокефалии и порядке перечисления Поместных Православных Церквей в диптихах).
Это решение Синод Болгарской Церкви принял в ответ на письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея, попросившего рассмотреть его обращение, направленное в Софию ещё в 2011 году, с информацией о действиях Фанара по подготовке созыва Вселенского Собора.
В прошлогоднем письме, учитывая разногласия между Православными Церквами по вопросам относительно предоставления автокефалии и порядка перечисления Поместных Православных Церквей в диптихах, Константинопольский Патриарх Варфоломей предложил три варианта продолжения подготовки созыва Вселенского Собора.
Первый вариант предусматривает продолжение, возможно бесконечное, подготовки созыва Собора с поиском компромиссных решений упомянутых двух спорных вопросов. Согласно второму варианту, подготовку Собора следует продолжить без включения в повестку его работы этих двух спорных вопросов. А третий вариант предлагает прекратить подготовку созыва Собора, либо бесконечно его откладывать.
Отметим, что с 1 по 3 сентября 2011 года в Стамбуле впервые в новейшей истории прошёл Собор Предстоятелей Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, а также Кипрской Православной Церкви. На нём представители пяти Православных Церквей, объединяющих до 10% православных мира, призвали к скорому созыву Вселенского Собора.
Сама по себе эта встреча не вызвала бы столько вопросов, если бы не тот факт, что на Собор не пригласили Московского Патриарха — главу самой большой Православной Церкви мира. Некоторые аналитики увидели в этом попытку установить «пентархию» — первенство пяти древнейших Церквей в Православной Церкви.
Накануне собора на Востоке с официальным визитом побывал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который провел целый ряд встреч с представителями Восточных Православных Церквей и побеседовал с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Тогда владыка получил заверения, что собрание Патриархов будет заниматься исключительно региональными вопросами. Однако, на деле это оказалось не совсем так.
Комментируя итоги собора, митрополит Иларион выразил удивление, что в коммюнике ближневосточных Патриархов по итогам встречи есть предложение о пересмотре регламента соборных совещаний — с целью отказа от принципа консенсуса на готовящемся Вселенском Соборе. Говоря о предложении отменить этот принцип, глава ОВЦС МП отметил, что «так можно разрушить те механизмы, которые создавались на протяжении 50 лет, и поставить под угрозу единство мирового Православия».
В связи с этим 21 ноября 2011 года в Москве состоялась встреча Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей. В ходе состоявшегося обсуждения было принято коммюнике, в котором подчёркивалась необходимость сохранения принципа консенсуса при подготовке Вселенского Собора.
«Этот Собор должен быть тщательно подготовлен не только с содержательной, но и с процедурной стороны. На нем должны быть учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого при принятии решений необходимо, как и прежде, строго следовать принципу консенсуса как в подготовительном процессе, так и на самом Соборе», — говорилось в документе.
Русская линияВиктор Янукович принял техническую отставку Николая Азарова
Бывший премьер-министр Украины и целый ряд министров его правительства написали прошение об отставке в связи с переходом на работу в Верховную Раду
Президент Украины Виктор Янукович принял техническую отставку премьер-министра Украины Николая Азарова и всего состава Кабинета министров Украины. Соответствующий указ N673/2012 глава государства подписал в понедельник, сообщает, сообщает Интефакс.
Этим же указом Президент поручил Кабмину продолжать исполнять свои полномочия до начала работы нового состава правительства после его формирования.
Как сообщает пресс-служба президента, в понедельник, 3 декабря, премьер Н. Азаров обратился к главе государства с заявлением об отставке. «В связи с избранием меня народным депутатом Украины, в соответствии с частью второй статьи 115 Конституции Украины, статьи 15 закона „О Кабинете министров Украины“ заявляю о своей отставке», — отмечается в заявлении главы правительства.
Поскольку согласно ст. 115 Конституции отставка премьера имеет следствием отставку всего состава Кабинета министров, президент принял также отставку украинского правительства.
Как сообщалось, премьер-министр Николай Азаров заявил, что членам правительства, прошедшим в парламент, необходимо определиться с местом работы, посоветовавшись с Президентом В.Януковичем.
Руководитель фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что все министры, прошедшие в парламент нового созыва, примут депутатский мандат: «Я знаю одно — что на сегодняшний день все министры пишут заявления и переходят на депутатскую работу».
Вместе с тем, он отметил, что в дальнейшем победившие на парламентских выборах министры будут действовать в зависимости от формирования большинства в парламенте и формирования Кабинета министров.
На минувших выборах народными депутатами были избраны премьер-министр Николай Азаров, вице-премьер социальной политики Сергей Тигипко, министр юстиции Александр Лавринович, министр экономического развития и торговли Петр Порошенко, глава МЧС Виктор Балога, вице-премьер-министр транспорта и инфраструктуры Борис Колесников, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк, министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник.
Ранее сообщалось, что заявления об отставке уже написали В. Балога, А. Близнюк и Д.Табачник. Впоследствии Б. Колесников сообщил, что все члены правительства, прошедшие по списку Партии регионов в новоизбранную Верховную Раду, написали заявления об отставке.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов сообщил сегодня на пресс-конференции. «Есть кандидатуры, кроме Николая Азарова. Но кто будет предложен — не исключаю, что ныне действующий премьер», — сказал А. Ефремов, говоря о кандидатуре нового премьера.
Он подчеркнул, что сегодняшняя отставка членов правительства обусловлена только юридическими нюансами. «Никакой внутренней борьбы нет, а в партии и во фракции идут дискуссии по вопросу кандидатур на должности членов правительства».
Русская линияМахмуд Аббас вернулся с Генассамблеи ООН триумфатором
Тем временем Израиль приостанавливает перечисление Палестине налогов и пошлин, а также обещает строительство новых поселений на Западном берегу
Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас вернулся с Генассамблеии ООН триумфатором — в Рамалле его встретил ликующая толпа, которой он объявил, что у палестинцев теперь «есть государство». Генеральная ассамблея ООН повысила статус автономии до государства-наблюдателя.
Обращаясь к тысячам своих сторонников, Аббас заявил, что дорога к этому признанию была длинной, а трудности — значительными, однако палестинцы проявили упорство и победили, передает Русская служба ВВС. «Мир громко сказал „да“ палестинскому государству, „да“ палестинской свободе и „да“ палестинской независимости, а не агрессии, не поселениям, не оккупации», — торжествовал Аббас.
Аббас также призвал палестинцев к примирению, тем самым дав понять, что считает важным преодоление раскола между движением «Хамас», контролирующим сектор Газа, и возглавляемым им самим правительством на Западном берегу.
Решение Генассамблеии о смене статуса дает палестинцам возможность участвовать в дебатах, открывает для них дорогу к вступлению в различные агентства ООН, а также, теоретически, доступ в Международный уголовный суд.
Израиль охарактеризовал состоявшееся в ООН голосование, повысившее статус палестинцев, как «политический театр», который «вредит миру», пригрозив «эффективным и чувствительным» ответом. В воскресенье израильские СМИ со ссылкой на министра финансов Израиля Юваля Штайница сообщили, что израильские власти приостанавливают перечисление Палестинской автономии налогов и пошлин, которые собиралась властями еврейского государства от имени автономии. Израиль также объявил, что продолжит строительство новых поселений на Западном берегу.
Русская линияПан Ги Мун: «С точки зрения международного права поселенческая деятельность Израиля незаконна»
Генсек ООН считает, что строительство новых поселений на оккупированных палестинских территориях обрекает на провал решение ближневосточной проблемы
Строительство новых поселений Израиля на оккупированных палестинских территориях обрекает на провал решение ближневосточной проблемы, считают в ООН.
«Поселенческая деятельность незаконна с точки зрения международного права, и если так называемый пакет Е-1 будет построен, это нанесет почти фатальный удар по остающимся шансам урегулирования путем создания двух государств», — заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, которого цитирует пресс-служба организации.
По его словам, строительство зоны Е-1 создает риск того, что Восточный Иерусалим окажется отрезанным от остального Западного Берега реки Иордан. «В интересах мира планы насчет Е-1 должны быть отменены», — подчеркнул Пан Ги Мун.
Напомним, что на прошлой неделе власти Израиля разрешили строительство еще 3 тыс. жилых домов в Иерусалиме, Самарии и Иудее. Кроме того, было решено продолжить планирование процедур по возведению еще тысячи единиц жилья в Иерусалиме и в еврейских поселениях на Западном берегу.
Израиль рассматривает и дополнительные меры по расширению своих населенных пунктов, отмечают правительственные чиновники. Речь идет о продолжении строительства в соответствии со стратегической картой интересов еврейского государства.
Этот шаг был совершен на фоне признания Генеральной Ассамблеей ООН палестинской администрации в качестве государства-наблюдателя. 29 ноября ГА проголосовала за предоставление Палестине статуса государства-наблюдателя 138 из 193 голосов.
До сих пор Палестина была представлена во всемирной организации в качестве субъекта-наблюдателя. Повышение ее статуса позволит палестинцам обращаться в Международный уголовный суд в Гааге, чтобы выдвигать обвинения против Израиля.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память графа П.Н.Апраксина
Сегодня день памяти государственного и общественного деятеля, руководителя Русского Собрания действительного статского советника, флигель-адъютанта графа Петра Николаевича Апраксина, скончавшегося в 1962 г.
Он родился 3 января 1876 г. в Италии в старинной аристократической семье. Получил образование в 1-м Московском кадетском и Пажеском корпусах. В 1896—1901 гг. служил офицером, затем вышел в отставку в звании поручика запаса, перешел на гражданскую службу. В 1900−02 гг. состоял слушателем Императорского Петербургского археологического института. Во время русско-японской войны был на театре военных действий в составе медицинского отряда: при осаде Порт-Артура, в боях под Ляояном и Мукденом, был при Восточном отряде графа Ф.А.Келлера. В 1907 г. перешел в Министерство внутренних дел к П.А.Столыпину, назначен Воронежским вице-губернатором, затем в 1911−13 гг. занимал должность Таврического губернатора. В 1913−17 гг. состоял при Государыне Императрице Александре Федоровне в должности гофмейстера, ведая канцелярией и придворным церемониалом.
Граф Апраксин был одним из старейших членов Русского Собрания (РС), куда вступил еще в 1902 г. За крупные пожертвования на нужды общества Апраксин и его жена (урожд. княгиня Барятинская) были избраны пожизненными членами РС. Неоднократно он избирался членом Совета РС. В ходе обсуждения вопроса об объединении монархических союзов выступал за сохранение самостоятельности РС, как «мозга монархических организаций». В период выборных кампаний граф Апраксин был сторонником блокирования с Партией правового порядка и октябристами, аргументируя свою позицию тем, что обособленность монархистов приведет к проникновению в Думу нежелательного элемента, прежде всего евреев. Однако эти идеи не были приняты большинством, монархические съезды недвусмысленно запрещали блоки с конституционалистами. В марте 1914 г. он был избран товарищем председателя РС с возложением обязанностей председательствующего, возглавлял РС до 1916 г.
На основании воспоминаний Анны Александровны Вырубовой сформировалось не вполне справедливое мнение о предательстве графом Апраксиным Царской Семьи. Нужно учесть, что в Петербурге в страшные дни революции находилась его жена с пятью малолетними детьми. Этим и объясняется отъезд Апраксина из Царского Села. Св. Царственные Мученики в своих письмах не осуждали графа за это. Граф Апраксин был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, а в эмиграции в 1921 г. принимал активное участие в деятельности руководящих структур Зарубежной Церкви. Во время гражданской войны он переехал с семьей в Крым, был последним председателем Ялтинской управы. Эмигрировал с частями генерала Врангеля в Константинополь, жил в Югославии, затем обосновался в Бельгии, где в 1923 г. основал Историко-генеалогическое общество. В 1945 г. занял должность председателя комитета по строительству Храма-памятника во имя Царя-Мученика Николая II в Брюсселе. Скончался и похоронен в Брюсселе.
Русская линияСвятейший Патриарх Кирилл освятил в Кремле мемориальную доску в память о преподобной Евфросинии Московской
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовую церковь Большого Кремлевского дворца. Храм основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной (преподобной Евфросинией Московской) в память о победе в Куликовской битве. Это древнейшее из сохранившихся до настоящего времени зданий Москвы (1393 г.). Для росписи храма были приглашены великие иконописцы Древней Руси Феофан Грек и Симеон (Даниил) Черный. При строительстве Большого Кремлевского дворца в XIX веке церковь была включена в дворцовый комплекс наряду с Грановитой палатой, Теремным дворцом и другими строениями.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в храме Рождества Пресвятой Богородицы молебен и освятил мемориальную доску в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая основала также Вознесенский женский монастырь в Кремле, разрушенный в 1929 году. В монастыре находилась усыпальница многих представительниц великокняжеского и царского рода. Мемориальная доска будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932—1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей.
Его Святейшеству сослужили: протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля; протоиерей Андрей Милкин, руководитель службы протокола Святейшего Патриарха.
На молебне присутствовали первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве архиепископ Истринский Арсений, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин, комендант Московского Кремля генерал-лейтенант С.Д. Хлебников, настоятель храма святой Евфросинии Московской протоиерей Алексий Ладыгин, настоятельницы ряда женских монастырей, представители духовенства Москвы, руководители, сотрудники и гости Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного.
За богослужением пел хор храма святой Евфросинии Московской г. Москвы (регент — Ирина Милкина).
По окончании молебна и освящения, которые стали первыми богослужениями в домовом храме Большого Кремлевского дворца за многие десятилетия, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что в комплексе Большого Кремлевского дворца будет восстановлен находившийся там прежде храм «в память о великих трудах святой благоверной и преподобной княгини Евфросинии Московской».
Русская линияФорум православных женщин пройдет в храме Христа Спасителя
Тематическое название форума: «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу» открывает широкое поле для обсуждения актуальных проблем современной России, а ими, по мнению участников встречи, являются вопросы реформы образования и законопроект о социальном патронате. Также остается нерешенным вопрос о статусе православных учебных заведений и возможности их адекватной государственной поддержки.
Ольга Кирьянова также сообщила, что участницы форума поддержат инициативу Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества и выступят с инициативой принятия закона о защите семей с детьми, который мог бы нивелировать возможные негативные последствия принятия законопроекта о социальном патронате.
«Это тем более актуально в свете того, что в форуме примет участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и большинство женщин-депутатов Госдумы», — сказала Ольга Кирьянова.
6 декабря Форум продолжит работу в Паломническом центре Московского Патриархата. Здесь будут работать три секции: «Образование и воспитание: семья, школа, общество», «Женщина в Церкви», «Милосердие и благотворительность».
Русская линияОбъявлены победители III этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
В финале были рассмотрены 15 работ из 8 федеральных округов и города Москвы, из которых 6 работ стали лауреатами конкурса, 7 работ — победителями в номинациях, еще 2 работы получили поощрительный приз.
Русская линияПосетители сайта Синодального информационного отдела могут задать вопрос архиепископу Егорьевскому Марку
Сделать это можно в разделе «Актуальное интервью».
Ранее на вопросы посетителей сайта ответили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон.
Русская линияВ Верхотурье пройдет выставка детского творчества «Рождественский сувенир»
Выставка детского творчества будет проведена 24 декабря 2012 года — 20 января 2013 года. Итоги выставки 21 января 2013 года подведут члены жюри, которое определит победителей и призеров по 3 номинациям: «Новогодняя фантазия» — сувенир с символом года; «Рождественский ангел» — игрушка в разных техниках исполнения; «Подарков новогоднее мерцание» — упаковки для подарков: коробочки, шкатулки и т. п. (габариты не более 30*30*30).
Победители и призеры выставки награждаются дипломами и подарками. Педагоги, подготовившие победителей и призеров, награждаются грамотами.
Ежегодный конкурс проводится в целях раскрытия творческого потенциала детей и подростков через различные направления декоративно — прикладного творчества, а также расширения диапазона профессионального общения педагогов и детей.
Работы необходимо представить вместе с заявкой на участие в выставке «Рождественский сувенир» до 20 декабря 2012 года по адресу: г. Верхотурье, ул. Ершова, 15.
Координаторы мероприятия: настоятель Свято — Николаевского мужского монастыря игумен Филипп, педагог — организатор ЦДТ — Вачерова Ирина Викторовна. Телефон (34 389) 2−28−40, 8−902−875−53−48.
Русская линияВ Александро-Невском храме Вильнюса возобновляются регулярные богослужения
«Один из старейших и красивейших храмов города на улице Лянку был закрыт более 50 лет назад, и до недавнего времени находился в запустении. Поэтому возобновление служб в храме — это поистине праздник для всей нашей епархии», — говорится в сообщении на сайте.
Первая служба прошла здесь 12 сентября, в день обретения мощей святого князя Александра Невского. Секретарь епархиального управления Виленско-Литовской епархии протоиерей Евгений Руденко отслужил благодарственный молебен по случаю окончания основных реставрационных и ремонтных работ в здании.
Александро-Невская церковь была построена в 1898 году в память императора Александра III в предместье Вильны Новый Свет (ныне Науйининкай) по инициативе православного Свято-Духова братства.
После своего открытия храм стал называться церковью-школой, так как при ней было устроено церковноприходское училище. В 1923 году с приходом Александро-Невской церкви был объединён Свято-Ефросиниевский приход. В 1937 году храм и прилегающие строения были переданы Марие-Магдалинскому женскому монастырю.
В июле 1944 года церковь и монастырские строения значительно пострадали при бомбардировке авиацией железнодорожного вокзала. Сестры Мариинской обители на протяжении нескольких лет ремонтировали здания. 8 ноября 1951 года архиепископ Виленский и Литовский Фотий (Тапиро) освятил восстановленный храм.
В 1960 году 28 мариинских монахинь были переселены в отдельный корпус Свято-Духова монастыря, часть была отправлена в Пюхтицкий Успенский монастырь. Здание церкви было передано на баланс Министерства культуры Литовской ССР, а в сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек подростков. В 1990 году церковь и двухэтажный каменный дом были возвращены Литовской епархии.
Русская линияВ Иерусалиме состоялось возвращение Гефсиманской плащаницы Пресвятой Богородицы
От Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во встрече принял участие заместитель начальника Миссии игумен Феофан (Лукьянов).
В начале встречи архиепископ Александр передал Блаженнейшему Патриарху чудотворную плащаницу Пресвятой Богородицы, которая по просьбе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофила III в период с 19 сентября по 26 ноября пребывала в пределах Украинской Православной Церкви.
Также Высокопреосвященнейший владыка передал Патриарху Феофилу благодарственное письмо от Предстоятеля Украинской Православой Церкви, в котором, в частности, говорится:
«Искренне благодарим Ваше Блаженство за дружественные, добрые отношения между Матерью Церковью Иерусалимской и Православной Церковью Украины, которые находится в постоянном литургическом общении между иерархами Церквей на Святом Гробе и других святых местах, за гостеприимный прием Иерусалимской Церковью многочисленных паломников с Украины и непрестанные молитвы Вашего Блаженства за Православную Церковь Украины».
В свою очередь Патриарх Феофил отметил особенную любовь русского и украинского народов к Пресвятой Богородице и выразил надежду, что пребывание великой святыни — плащаницы Богородицы в пределах Украинской Православной Церкви послужит сугубым знаком единства Церкви и поможет исцелить раскол украинского православия. Также Предстоятель Иерусалимской Церкви отметил важную роль Блаженнейшего митрополита Владимира и сказал, что он непрестанно возносит молитвы за здоровье и крепость Его Блаженства, как гаранта единства и благополучия Украинской Православной Церкви и всего украинского народа.
Во время встречи Блаженнейший Патриарх Феофил наградил архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра Святым золотым крестом братства Всесвятого Гроба Господня с короной.
В своем слове при вручении награды Патриарх Феофил, в частности, отметил: «Мы вручаем этот крест, чтобы он укреплял и помогал служить с тем же вдохновением и рвением по Бозе, чтобы архиепископ Александр нес свое церковное послушание для блага Вселенской Церкви и, особенно, украинского народа, который я считаю русским, и, кроме того, желаем, чтобы та энергия, которую Господь даровал владыке, имела свое продолжение в многолетних трудах на благо единства Церкви».
В ответном слове архиепископ Александр отметил, что Святой Град Иерусалим занимает особое место в его сердце, а высокая награда, врученная ему — это не личная награда, а особое благословение в дальнейших трудах на славу Святой Церкви.
Русская линия