Русская линия
<< Полная сводка новостей от 18 января 2012 >>

Сегодня крещенский сочельник
Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня

Крещение Господне. БогоявлениеПравославные христиане готовятся к встрече праздника Крещения Господня. В этот день 30-летний Господь и Спас наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан. Крестил Его посланный перед тем Богом на землю великий пророк Иоанн Предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником (Богоявленским вечером). Он имеет сходство с Рождественским сочельником и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Освященная крещенская вода является особой святыней.

Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II век) о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

А.Иванов. Явление Христа народуПреподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Русская линия

Где окунуться на Крещение в Москве и Петербурге?
Опубликованы списки столичных купелей, организованных московскими и петербургскими властями

Купания на КрещениеВласти Москвы полностью подготовились к одному из главных православных праздников — Крещению: для верующих организовано более 40 мест крещенских купаний, в том числе проруби в городских парках, возле которых будут дежурить медики и спасатели, а также разместятся точки питания и теплые раздевалки, за порядком в городе будут следить около 7 тысяч полицейских, сообщает РИА Новости.

Как ожидают городские власти, около 60 тысяч человек последуют православной традиции крещенских купаний. Между тем, по прогнозам синоптиков, настоящих крещенских морозов в этом году в Москве не ожидается: температура воздуха в столице в ночь с 18 на 19 января не опустится ниже 10−12 градусов мороза.

В Крещенский сочельник, в ночь с 18 на 19 января, и в сам праздник Крещения во всех православных церквях совершается Великое освящение воды, или водосвятие. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники — озера, реки, пруды. Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Лед на водоемах обычно прорубается в форме креста, а прорубь называется иорданью — по названию реки Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.

Как сообщил заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, в столице в этом году будет подготовлено 45 специально организованных мест для крещенских купаний на 41 водоеме. Это меньше, чем в прошлом году, когда в Москве было организовано около 70 купелей на 56 водоемах. По данным полиции, в 2011 году в праздничных мероприятиях участвовали более 220 тысяч граждан, из них 60 тысяч искупались в купелях.

В согласованных местах массовых купаний сделают проруби с деревянными лестницами с перилами для спуска в воду. Рядом с местами крещенских купаний также оборудуют пункты обогрева, раздевалки и точки горячего питания.

По информации МЧС, наибольшее количество мест для купания будет в Восточном и Юго-Западном административных округах. В Центральном округе будет лишь две иордани — на Новоспасском и Андреевском прудах. На некоторых водоемах планируется вырубить несколько прорубей. При этом в списке МЧС отмечены как организованные, так и неорганизованные места купания, где традиционно собираются верующие.

Большинство купелей создано на территории московских парков и природных территорий. Эти места официально предназначены для крещенских купаний, оборудованы спуском в воду и освящены.

Так, верующие в Москве на Крещение смогут окунуться в прорубях Серебряного бора, Строгинской поймы и на Химкинском водохранилище в парке Северное Тушино, на трех водоемах парка Кузьминки-Люблино, в природно-историческом парке «Измайлово» на Ольховом пруду. Кроме того, традиционно места для крещенских купаний организуются в природно-историческом парке «Битцевский лес» в пруду у храма Казанской Божией Матери в Узком, на территории природно-исторического парка «Покровское-Стрешнево» и на Москве-реке в природно-историческом парке «Москворецкий».

Кроме того, у верующих будет возможность на Крещение окунуться в купель в самом центре Москвы на площади Революции, где впервые установят купель из ледяных плит. Ее высота составит 1,5 метра, а толщина льда — до 30 сантиметров. «Те, кто не рискнет окунуться в ледяную купель, смогут искупаться в деревянной», — сообщил РИА Новости пресс-секретарь префектуры ЦАО столицы Павел Большунов. Он уточнил, что эти купели будут открыты с 17.00 19 января, перед началом купаний будет проведен молебен.

Адреса иорданей в Москве сообщает сегодня портал «Православие и мир»:

В Центральном административном округе иордани будут организованы в двух местах: Новоспасский (Краснохолмская наб., 13 А) и Андреевский (в Нескучном саду) пруды.

На Севере столицы погрузиться можно будет в Большой Садовый пруд (ул. Большая Академическая д. 47), а также в Химкинское водохранилище, на котором будет устроено целых пять мест для купания (три по адресу Прибрежный проезд, 1−7, еще два — Ленинградское ш., д.69−134 и Ленинградское ш., д.47−49.

Северо-Восточный округ на иордани небогат — искупаться удастся только в Дворцовом пруду (1-я Останкинская, д.7А — освящать воду будут клирики храма Живоначальной Троицы).

Зато в Восточном их будет целых девять: озера «Святое» (ул. Оранжерейная, д. 18) и «Белое» (ул. Б. Косинская, д.46), два места на Терлецких прудах (Свободный просп., д.9), Серебряно-Виноградный пруд (Измайловский проезд, д. 1), Купель «Вернисаж» в Измайлово, Красный (Измайловский лесопарк), Бабаевский (ул. Курганская, д. 5- 9), Большой Дворцовый (ул. Юности, д.2) и 4-й Путяевский (5-й Лучевой просек) пруды.

В Юго-Восточном округе к услугам купальщиков предлагаются три пруда: Верхний Кузьминский (ул. Кузьминская, 10), Нижний Люблинский (ул. Шкулева вл.26) и Шибаевский (ул. Заречья, вл. 14).

В Южном административном округе будут организованы места для купания на Верхнем Царицынском пруду (ул. Дольская, д. 1), на Борисовских прудах (ул. Борисовские пруды д. 2), на пруду «Бекет» (Загородное шоссе, д.2), а также на набережной Москвы- реки, в клубе моржей Музея- заповедника «Коломенское» (просп. Андропова, д.39).

В Юго-Западном округе будут шесть мест для купания при храмах: Живоначальной Троицы (Воронцовский пруд), бывшем Андреевском монастыре, на пруду при храме Казанской иконы Божией Матери в Узком (ул. Профсоюзная, д. 123 Б), на Чернявском пруду при храме Рождества Христова в Чернево (ул. Южнобутовская, д.61) и на пруду в коттеджном поселке — при храме св. Онуфрия Великого на пересечении ул. Остафьевской и ул. Понтрягина. Также можно будет искупаться в пруду на территории Дворца детского и юношеского творчества и в пруду в зоне отдыха «Тропарево» (ул. Ак. Виноградова, 4).

В Западном округе Москвы можно будет купаться в Мещерском пруду (ул. Воскресенская, д. За) и на Москве-реке: напротив дома 21 по Филевскому бульвару, на Большой Филевской возле дома 40а и в поселке Рублево.

Еще четыре места для купания на Москве-реке организованы в Северо-Западном округе: два на Строгинской пойме (ул. Твардовского, вл.16), одно на Бездонном озере (Хорошево- Мневники, ул. Таманская, д. 91 — здесь вечером 18 января, в 23.00, освящать воду будет настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве епископ Егорьевский Марк) и одно в Северном Тушино (ул. Свободы, д. 56 ПКиО «Северное Тушино»). Кроме того, Северо-Запад столицы примет купальщиков на пруду села Рождественно в Митино (ул. Барышиха, д.4−6).

Наконец, в Зеленограде купаться можно будет на озерах Школьном (Панфиловский просп, к. 1001, купель на западной стороне пруда) и Черном (Аллея Лесные пруды, 6-й мкр, купель на западной стороне пруда).

Список купелей в Петербурге публикует 1tvnet.Ru:

Царское Село (г. Пушкин), Колонистский пруд

Красное село, озеро Безымянное, улица Красных командиров, дом 6

Кронштадт, городской пляж

Колпино, пруд около СПС-18

Павловск, парк Тярлева

Сестрорецк, Петровская набережная возле храма Петра и Павла

Васильевский остров, Университетская набережная

Петропавловская крепость

Петроградский район, р. Большая Невка, Аптекарская набережная

Набережная Лейтенанта Шмидта в районе 16-й линии

Усть-Ижора, река Ижора, Собор Александра Невского

Ломоносов, Красный пруд

Петергоф, Ольгин пруд

Русская линия

Протоиерей Александр Кузин: «Без Церкви правильные суждения невозможны»
Священнослужители РПЦ рассуждают о роли Церкви в современной российской политике

На минувшей неделе глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил обсудить, возможна ли «православная» или «христианская» партия в нынешней России. По его мнению, создание такой партии не противоречит ни законам государства (если в названии партии не будет упоминаться религия), ни позиции Церкви (если партия не будет пытаться отождествить свою позицию с общецерковной).

Что же касается других священнослужителей РПЦ, то, как это выяснилось в недавно опубликованном на РЛ материале, их мнения можно свести к следующим трём категориям:
а) любое проникновение религии в политическую жизнь вредно и для государства, — поскольку усиливает разделение в обществе, и для религии, — поскольку вмешивает ее в мирские дрязги и проецирует на нее общественное недовольство той или иной политикой;
б) создание партий на религиозной основе полезно: интересы верующих должны быть представлены в политическом поле;
в) верующим разумнее действовать через уже существующие политические структуры — либо предлагая им какие-либо инициативы от лица собственно религиозных организаций, либо создавая в них «православные (мусульманские и т. п.) представительства».

«Какая из этих позиций вам ближе? Как бы могли выглядеть эти представительства?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.

Протоиерей Александр КузинПротоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает разумным именно создание религиозных представительств в политических структурах. «У нас есть три элемента: личность, общество и Церковь. Все, что может способствовать гармонизации отношений между ними — благо. Что политическая православная партия сможет способствовать этой гармонизации, я сомневаюсь. Но если политику превратили в безобразие, то само служение Отечеству не должно страдать. Мы можем и должны служить своей стране. Мне лично не очень нравится идея создания религиозной партии, а вот что Церковь должна иметь свои представительства во всех органах власти — это поддерживаю. Церковь стала влиятельной структурой в политике и в общественной жизни, и ее влияние должно определяться по законам гражданского общества, то есть мы должны иметь суждения по всем происходящим событиям в мире. Без Церкви правильные суждения невозможны. Кстати, именно поэтому большевики уничтожали религию, поскольку знали, что Церковь даст истинное видение мира и разоблачит их ложь. Скоро у нас начнутся традиционные Рождественские чтения, их тематика в этом году — просвещение и нравственность. И я напоминаю всем, что забота о Церкви, обществе и государстве — это наше общее дело, независимо от политических пристрастий», — подытожил священник.

Протоиерей Олег СтеняевПротоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает идею «христианской партии» внутренне противоречивой, а партийную систему как таковую — порочной. «Любая партия — это своего рода мировоззренческая секта (имеется в виду происхождение обоих слов: „партия“ — от pars, „часть“, „секта“ — от seco, „отрезать“). Непонятно, как верующие люди могут состоять в таком искусственном образовании». Мне представляется, что будет правильно возродить выборы по сословным и земским принципам. В этом случае сословие духовенства будет иметь своих представителей на самых разных уровнях. И если на земском уровне доверие будет оказано религиозному человеку, который блюдет принципы морали и Закона Божия, то права Церкви будут защищаться и на земском, и на сословном уровне. Выборы по партийным спискам это преступление. Они возникли в результате переворота, который отменил земские выборы. Нам навязывают выборы по партийным спискам в то время, как собственно партийных людей в России не наберется более 5%. Сейчас уже заставляют преподавателей и военнослужащих вступать в «Единую Россию». Само словосочетание «партия власти» режет слух. У власти может быть только одна партия — все население страны. И если власть выделяет как партию какую-то группу любимчиков Кремля, это вызов всему остальному населению, как и сама партийная система. Получается, что интересы 95% не учитываются. И даже если в думу будет избран православный человек, он будет вынужден подчиняться партийной дисциплине, а не своим убеждениям. Надо восстанавливать земское и сословное представительство. Тогда будут защищаться интересы реальных людей", — заключил о.Сергий.

Игумен Сергий (Рыбко)Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, напротив, решительно высказался за создание православной партии. «Первая позиция, по-моему, несет отпечаток инертности духовенства, воспитанного еще в советское время. Эта инертность — главный враг Церкви. Третья позиция тоже довольно странная. Получается, что православные, оказавшиеся в разных, часто враждующих партиях, тоже будут враждовать друг с другом. От политики никуда не деться. Она есть, как бы к ней ни относились. Вспомним, что у нас есть и святые политики — наши благоверные князья и цари, канонизированные Церковью. Они занимались политикой, потому что политика это неотъемлемая часть жизни общества. И Церковь никогда не дистанцировалась от жизни общества, от того, по какому пути пойдет государство, кто им будет управлять. Почему в Германии может быть христианская партия, а у нас нет? Если это не предусмотрено законом, — значит, надо изменить закон. И у мусульман пусть будет своя партия. Мы сможем взаимодействовать в борьбе с экстремизмом. Я обеими руками голосую за создание христианской партии. Она, по крайней мере, будет защищать права православных людей и Православной Церкви. Создание такой партии в России давно назрело. Если священнослужители по канонам не могут участвовать в политической борьбе, то миряне могут. А священнослужители могут быть советниками, консультантами, духовниками членов партии. Чем занимается комитет по делам религий, чьи интересы он защищает, не очень понятно. Нам нужна своя партия», — заключил о.Игумен.

Иерей Андрей АлексеевИерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также поддержал идею создать православную партию. «Я считаю, что такая партия нужна. Критика и недовольство в обществе всегда будут, но мы сами себя не должны загонять в резервацию, вставать в позицию людей, не имеющих права голоса, стоящих вне общества. А подобная партия могла бы отстаивать интересы верующих. Это была бы более мощная и конкретная деятельность, чем через представительство в других партиях. Подобная партия могла бы четко обозначить свою позицию, привлечь внимание к проблемам верующих людей, которые людям, стоящим сейчас у власти, не вполне понятны. В Церкви есть различные сферы. Есть сфера созерцательно-аскетическая — есть люди, стоящие на таком уровне духовного делания, на котором и дела нет до всей этой политики в принципе. Но есть и другая составляющая, касающаяся земных проблем. Для решения этих проблем и нужна партия. Конечно, в нее могут входить только миряне, но это должны быть люди с четкой христианской позицией, которая должна быть явлена миру. В европейских странах есть подобные партии. И для нас это очень важно и актуально», — пояснил отец Андрей.

Иерей Димитрий АрзумановПротоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что христианское сообщество уже объединено в Церковь — «совершенную и самодостаточную организацию». «Я думаю, что не стоит создавать структуру, параллельную Церкви. Но это не значит, что христианин не может вступить в какую-то партию именно как христианин. Это вполне нормально, если в разных партиях будут представлены христиане. Они, по крайней мере, будут стараться удерживать однопартийцев от грязных и нечестных поступков. Уже от этого будет большая польза. Вообще христиане должны составлять все общество вплоть до президента. Зачем выделяться в партию, когда есть Церковь, которая способна примирить всех людей и преодолеть разделения, по определению свойственные партиям? Да, у нас есть право создавать партии, но как говорил апостол Павел: „Все мне позволено, но не все будет на пользу“», — заключил отец Димитрий.

Иерей Димитрий ЛинИерей Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что в наше время необходимо участие православных людей в политической жизни. «Верующие — полноправные граждане нашей страны, которые имеют право высказывать свое мнение по тем или иным политическим вопросам, они желают утверждения христианских ценностей в нашем обществе, поэтому их мнение должно звучать в политической жизни. Но создание именно политической партии, на мой взгляд, будет ошибкой, поскольку любая партийность противоречит принципу единства, ведь партия объединяет только часть народа. В этом смысле получается, что партия защищает интересы конкретной части населения, а те, кто не вошел в партию, остаются не у дел. Если православные будут реализовывать свои интересы с помощью своей партии, будет впечатление, будто Церковь хочет подчинить себе все общество. Голос Церкви должен звучать, но как голос объединяющий, к которому должны прислушиваться все, независимо от религии. И еще: участие представителей Церкви в политической общественной жизни, например, в работе Общественной палаты, это хорошо, но в таких ситуациях надо разделять личную позицию человека как православного христианина и позицию Церкви, которую должен высказывать Святейший Патриарх — это его прерогатива, — считает отец Димитрий. — Общество привыкло доверять священнослужителям, поэтому они должны подчеркивать, когда выражают свое личное мнение. И еще важно, чтобы это такое служительство было не только в высших эшелонах власти. Активная позиция православных людей должна звучать и в повседневной жизни».
Русская линия


Митрополит Саратовский Лонгин: «Будущее никто не знает, и знать его невозможно»
По словам владыки, все попытки узнать будущее являются либо откровенным шарлатанством, либо открытым заигрыванием с бесами

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин«Мы являемся свидетелями того, что в последние годы в средствах массовой информации развернута безудержная пропаганда всякого рода оккультизма и суеверий. Что касается Святок и святочных гаданий, хотя они и имели место на протяжении многих столетий нашей истории (все мы помним стихотворение „Раз в Крещенский вечерок девушки гадали..“), но они никогда не занимали такого большого места в жизни людей, как это пытаются нам представить сегодняшние СМИ. Ну, такова специфика их работы», — заявил в ходе телепередачи на портале «Православие и современность» митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос: «почему человеку не стоит увлекаться мистикой, гаданиями?».

«Действительно, оккультизм разного рода достаточно широко вошел в нашу жизнь за последние 20 лет: по телевидению идут программы, связанные с экстрасенсорикой, магией, „целительством“, — продолжил владыка. — Кстати, когда наши уважаемые атеисты говорят о том, что наступает мрачное время средневековья и клерикализма, потому что Церковь начинает слишком активно во что-то вмешиваться, — на самом деле средневековье уже давно наступило, в том числе и благодаря их усилиям: это засилье в СМИ всякого рода нездоровой мистики и оккультизма».

Говоря о том, почему Церковь всегда протестовала против гадания и попыток узнать будущее, владыка Лонгин подчеркнул, что гадание — это «недолжное заигрывание с очень опасными сущностями, очень опасными силами», которые могут серьёзно повредить человеку. «Это ни в коем случае не может быть забавой, потому что духовный мир действительно существует, и в этом духовном мире есть очень много вещей, которые опасны для человека. И то, что кажется забавой или веселым времяпрепровождением, очень часто может быть началом очень больших и серьезных проблем для человека. Это во-первых».

«Во-вторых, будущее никто не знает и знать его невозможно, поэтому все попытки его узнать являются или открытым шарлатанством (надо сказать, что во всей этой огромной массе оккультизма, конечно, огромное количество шарлатанства, оно составляет большую часть в этом потоке), или же служением темным силам. И поэтому Церковь на протяжении всего времени своего существования всегда говорит о недопустимости подобных действий», — заявил архипастырь.

В связи с этим митрополит Лонгин призвал россиян даже не хранить дома книг оккультного содержания. «Есть такой рассказ из Древнего Патерика. Был один подвижник, простой, не очень образованный, но очень ревностно подвизавшийся. Он часто молился Божией Матери. И однажды, в ответ на его молитвы, ему было открыто, что Матерь Божия не может войти в его келью. Когда он с удивлением спросил, почему, был дан ответ: „Потому что у тебя в келье находится книга нечестивого Нестория“. Это еретик, который как раз отрицал почитание Церковью Божией Матери. Такой вот случай мы знаем из истории Церкви, из церковного предания: наличие книги, содержащей богохульство, оскорбляет величие Божие, даже при том, что этот подвижник той книги не читал», — отметил владыка.

«Поэтому, мне кажется, держать дома такие книги человеку, который считает себя христианином, не подобает, независимо от того, может или не может из-за этого что-то случиться. Конечно, с другой стороны, есть люди, которые читают такого рода литературу „по долгу службы“, скажем, преподаватели. Отцы Церкви, когда писали свои труды против еретиков, естественно, читали их сочинения. Здесь нужно подходить индивидуально. Если человек образован, достаточно укоренен в православной традиции, если он знает цену подобного рода сочинениям, то, наверное, он может с ними знакомиться для того, чтобы знать, что можно ответить. Но человеку, у которого нет ни научного, ни апологетического, ни миссионерского интереса к такого рода литературе, ее лучше не держать», — заключил архиерей.

Русская линия

Митрополит Калавритский Амвросий: «Вселенская Патриархия иногда ведет себя как мачеха!»
Иерарх Элладской Церкви считает, что Константинополь занял неправильную позицию в отношении арестованного игумена афонского монастыря Ватопед

Игумен афонской Священной Великой Обители Ватопед архимандрит ЕфремЗаключение игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема служит ещё одним примером неприемлемого поведения Константинопольской Патриархии, считает иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий.

«В прошлый раз мы уже указывали на это, но повторю вновь: Вселенская Патриархия иногда ведет себя как мачеха! Именно так, по нашему скромному мнению, она действовала в данном случае», — заявил митрополит, слова которого приводит «Православие и мир» со ссылкой на греческое агентство «Ромфеа».

По его мнению, сам факт ареста настоятеля одного из самых больших и древних монастырей Святой горы Афон в канун праздника Рождества Христова дал повод многим деятелям, религиозным и светским, выступить в поддержку отца Ефрема.

«Единственным исключением и диссонансом стала позиция Вселенской патриархии и некоторых меньших братьев-архиереев нашей Церкви, которые служат его рупорами», — продолжил митрополит Амвросий.

По словам архиерея, расходы Константинопольского патриарха в Греции напрямую оплачивались Ватопедом, а следовательно, отцом Ефремом, и тогда Константинополь не сторонился монастыря, а спокойно пользовался его помощью и ресурсами.

Напомним, что в декабре 2011 года суд в Афинах принял решение об аресте отца Ефрема. В ответ на это патриарх Московский и всея Руси Кирилл в письме президенту Греции Каролосу Папульясу попросил освободить из-под стражи архимандрита Ефрема, выразив недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу «в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием». В свою очередь глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион назвал арест отца Ефрема выпадом против афонского монашества и православия в целом.

В поддержку игумена Ватопеда выступили влиятельные российские политики и МИД, а также Фонд Андрея Первозванного. Последний перед этим впервые доставил из Ватопедского монастыря в Россию пояс Богородицы, которому с 20 октября по 28 ноября в разных городах страны поклонилось почти 3 млн. человек, в том числе высшие руководители государства.

Русская линия

Владимир Легойда: «Сам факт появления этого письма трагикомичен»
Глава Синодального отдела назвал письмо Березовского Патриарху провокацией

Владимир ЛегойдаПредседатель информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда считает провокацией открытое письмо беглого олигарха Бориса Березовского Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с призывом донести «глас народа» до руководства страны, взять «власть из его рук и мирно, мудро, по-христиански» передать ее народу, сообщает РИА Новости.

Письмо было опубликовано в понедельник на сайте «Эха Москвы». В нем бывший олигарх, скрывающийся от российского правосудия, говорит, в частности, что в силах Предстоятеля Церкви «сегодня обеспечить бескровную смену власти в России» и предлагает Патриарху взять на себя «историческую миссию спасения России от смуты».

«Сам факт появления этого письма трагикомичен. Не думаю, что господин Березовский не знает и не понимает, что на те вопросы, которые он пытается поставить в этом письме, уже даны ответы Святейшим Патриархом», — сказал Легойда на пресс-конференции во вторник в Москве.

Сама форма открытого письма, не требующего ответа от адресата, по его мнению, «носит провокационный характер».

В день публикации письмо глава Патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский заявил РИА Новости, что в своем рождественском интервью телеканалу «Россия-1» Патриарх Кирилл «ответил на все вопросы, связанные с современной ситуацией», — и «Борису Березовскому, который, выступая от имени народа, заседает в Лондоне и не является в суд, отвечать не будет».

В рождественском телеинтервью Патриарх Кирилл отметил, что общество имеет право выражать несогласие с текущей политической ситуацией, а власть должна прислушиваться к протестам и корректировать свой курс. Его Святейшество выступает за мирный диалог власти и народа, подчеркивая, что Церковь не может выступать на стороне той или иной политической силы, ее слово «не может быть политизированным».

Борис Березовский переехал из России в Великобританию в 2000 году. В 2003 году британский суд отказался выдать олигарха по запросу Генпрокуратуры РФ. Параллельно он получил статус беженца в Великобритании. На родине Березовский признан виновным по ряду обвинений в мошенничестве, хищении и отмывании денежных средств компаний «АвтоВАЗ», «ЛогоВАЗ» и «Аэрофлот». В отношении него вступили в силу два заочных приговора российских судов на 13 и 6 лет тюрьмы соответственно. Как ранее заявлял генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, Россия продолжит добиваться экстрадиции Березовского.

Русская линия

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна»
Глава Синодального отдела прокомментировал назначение Владислава Суркова вице-премьером, ответственным за церковно-государственные отношения

Протоиерей Всеволод Чаплин«Личность эта в современной России легендарна. Это человек очень талантливый, очень творческий, в своем творчестве он высказывает или вкладывает в уста своих героев очень широкий спектр идей», — заявил порталу «Православие и мир» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя назначение Владислава Суркова вице-премьером, ответственным за взаимодействие с религиозными объединениями.

«Однажды, поздравляя его с тридцатипятилетием, я сказал: „Прошу и умоляю вас не оставлять творчества“, — хотя бы потому, что знаю: чиновник иногда нуждается в перемене сфер деятельности. Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна», — отметил отец Всеволод.

Священник отметил, что В. Сурков очень интересный собеседник. «В области церковно-государственных отношений он всегда вел себя конструктивно, как четкий чиновник, и мы вместе с ним распутывали огромный клубок трудностей, возникавших вокруг реализации закона о свободе совести, разработки законодательства об экстремизме, появления в школе положительных знаний о религии, восстановления института военного духовенства».

«В качестве руководителя комиссии при правительстве по вопросам религиозных организаций, на заседаниях которой я обычно представляю интересы Церкви, господин Сурков будет хорошо знакомым партнером. Да, мы с ним, наверное, будем спорить, как и раньше спорили, но до сих пор мы всегда приходили к взаимоприемлемым решениям, пусть компромиссным. Жалко терять на этом посту Александра Жукова, с аппаратом которого сложились почти семейные отношения, но я надеюсь, что от перемены ничего принципиально не изменится», — заключил отец Всеволод.

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем художника-баталиста Н.С.Самокиша

Н.С.СамокишНиколай Семенович Самокиш, академик, действительный член Императорской Академии художеств и заслуженный деятель искусств РСФСР скончался 18 января 1944 года. Он родился 13 ноября 1860 г. в Нежине. Окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но через год занятий в батальной мастерской профессора Б.П.Виллевальде, Самокиш успешно сдал экзамены (1879).

Уже в 1881 г. молодой художник получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 г. издал первый альбом офортов, в 1883 г. получил премию С.Г.Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М.Третьяков. В 1885 г. за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. С 1885 по 1888 г. совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 г. удостоен звания академика.

В 1888 г. Самокиш ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.

Ознакомившись с работами художника, Великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии, представил рисунки наследнику престола Великому князю Николаю Александровичу. После этого молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.

Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 г. (Н.С.Самокиш, 1912 г.)В 1889 г. Самокиш женился на Елене Петровне Судковской (принявшей в браке двойную фамилию Самокиш-Судковская) (1863−1924) — известном книжном иллюстраторе, ученице В.П.Верещагина. Елена Петровна принимала участие в иллюстрации «Книги русской скорби», посвященной памяти убиенным в годы революционной крамолы 1905 года русским монархистам. Супруги временами работали вместе. В одном из залов Царскосельский (ныне Витебского) вокзала, возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н.С. Самокиша и Е.П.Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской железной дороге.

Вместе с С. Васильковским Н.С.Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Малороссии (1898−1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и др. Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н.И.Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896−1911). Это издание принесло художнику славу анималиста. Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И.Радде, описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!

Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт Русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904−1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

В годы Первой мировой войны Н.С.Самокиш сформировал «художественный отряд» и выехал на фронт. Им было выполнено здесь около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».

Н.С.Самокиш преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.

В 1918—1921 гг. жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Постановлением Совнаркома Крыма в 1937 г. на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 г. именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. В 1936—1941 гг. работал в Харьковском художественном институте.

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной армии: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход Красной Армии через Сиваш» и другие. Лауреат Сталинской премии. Репрессии 30-х гг. не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н.С.Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941−1944) он оставался в Симферополе, где и скончался.

Русская линия

В Архангельске открылась передвижная фотовыставка «Семья — это любовь»

Передвижная фотовыставка «Семья — это любовь» открылась в храме Успения Божией Матери в Архангельске. Она приурочена к дню памяти четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных, сообщает официальный сайт Архангельской епархии.
На выставке представлены фотографии 13 многодетных семей: один групповой портрет и 32 фото, на которых члены семей изображены в непринужденной обстановке. Эти снимки были отобраны из 1000 единиц первичного материала. Также в экспозицию вошли рассуждения детей в возрасте от 3 до 17 лет на тему семейных отношений.
Организовали мероприятие, по благословению руководителя медико-социального отдела протоиерея Алексея Денисова, сестры милосердия сестричества во имя царственной мученицы Александры Феодоровны, а также член Союза фотохудожников России Тамара Ишенина Поддержку оказал и отдел по делам молодежи Архангельской епархии.
В дальнейшем выставка будет экспонироваться в архангельской библиотеке имени Добролюбова, Областной детской клинической больнице города Архангельска и в школе искусств города Северодвинска.
Русская линия

В храме Христа Спасителя пройдет книжная выставка-ярмарка «Радость слова»

24−25 января 2012 года в Храме Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений состоится книжная выставка-ярмарка «Радость слова», сообщает Патриархия.Ru.
На выставке участники и гости XX Международных Рождественских чтений смогут ознакомиться с новыми изданиями и приобрести богословскую, историческую, просветительскую, художественную и другую литературу. Организатором выставки выступил Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Как отметил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, очень важно, что эта выставка будет проходить в рамках Рождественских чтений. В частности, он подчеркнул: «Взаимодействие, соработничество Церкви и всех здоровых интеллектуальных сил нашего общества в их служении Богу и Отечеству может дать замечательные результаты. Рождественские чтения уже в течение двух десятилетий способствуют такому соработничеству. Нам всем важно двигаться вперед к общим благим целям, необходимо понимание конкретных задач совместной созидательной работы. Церковь призывает общество к согласию, напоминает о важности духовных начал в жизни каждого конкретного человека и всего общества в целом, ведет постоянную работу в этом направлении».
Русская линия

В Интернете появится виртуальная приемная вице-премьера Дмитрия Рогозина

В ближайшее время в Интернете появится виртуальная приемная вице-премьера России Дмитрия Рогозина, где граждане смогут оставлять сообщение о нарушениях в сфере оборонно-промышленного комплекса, передает слова вице-премьера газета «Взгляд».
"В ближайшее время я собираюсь открыть интернет-приемную заместителя председателя правительства, ответственного за ОПК, с тем, чтобы факты, связанные с нарушением финансовой дисциплины, тем более, с правонарушениями, были доступны обществу", — сказал Рогозин журналистам.
Он отметил, что эксперты будут анализировать информацию, поступающую от граждан на этот портал. Кроме того, он призвал специалистов, имеющих время, возможность и соответствующую квалификацию, подключиться к работе этого портала с тем, чтобы оказать поддержку государству в реформировании ОПК. По мнению Рогозина, организация такого ресурса может стать шагом власти навстречу обществу с тем, чтобы модернизировать эту сферу.
Вице-премьер также сообщил, что по итогам сегодняшнего совещания с представителями предприятий «оборонки», Минобороны и других силовых ведомств было принято решение о теснейшем взаимодействии по вопросу создания системы определения справедливой и прозрачной цены в сфере гособоронзаказа. Он также сообщил, что 18 января посетит ФСБ, где отдельно обсудит вопросы, связанные с оборонным заказом для этого ведомства, передает РИА «Новости».
Как сообщала РЛ (http://rusk.ru/st.php?idar=52 247), в конце декабря 2011 года постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин был назначен вице-премьером, ответственным за оборонно-промышленный комплекс. Позднее Рогозин пообещал представить предложения по реформированию ОПК.
В январе Рогозин заявил, что России нужно отказаться от закупки вооружения и военной техники за границей и прибегать к такой практике лишь в качестве исключения.
Рогозин также поручил подготовить проект постановления правительства о декларации доходов менеджмента предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Русская линия

В Ватикане прошла демонстрация против «власти папы» и «коррумпированного Ватикана»

Группа активистов движения против экономического неравенства «Возмущенные» устроили демонстрацию на площади св. Петра в Ватикане в субботу, 14 января, передает Седмица.Ru.
3-часовая акция протеста, в которой участвовали члены движения из Испании и Франции, была завершена с помощью итальянской полиции.
Более 30 «возмущенных» прошли на площадь под видом туристов. Затем они поставили палатку недалеко от рождественской елки и устроили акцию протеста. Вместе с лозунгами о «несправедливом распределении средств в мире» протестующие нападали на «коррумпированный Ватикан», «власть папы», и требовали от понтифика «платить налоги, как делают все остальные».
После того, как один из протестующих залез на рождественскую елку, между силами полиции и демонстрантами завязалась драка. В конечном итоге, протестующие были выдворены с площади. 3 человека арестованы.
Глава пресс-центра Ватикана Федерико Ломбарди одобрил действия сил безопасности.
Русская линия

В Кабардино-Балкарии обнаружен древний катакомбный монастырь

В районе Заюковского некрополя Кабардино-Балкарии обнаружен катакомбный мужской монастырь, действовавший в начале второго тысячелетия нашей эры. Краеведы предлагают превратить это место в музей под открытым небом. Об открытии сообщили местные краеведы Мария и Виктор Котляровы, передает «Кавказский узел».
«О наличии здесь катакомбного мужского монастыря говорят многочисленные кельи, вырытые под скалой. Их, доступных для посещения, найдено несколько. Они полузасыпаны, но с помощью видеокамеры, которая опускалась в узкие проходы, удалось зафиксировать помещения площадью шесть и более квадратных метров», — рассказал Виктор Котляров.
По мнению Котлярова, о наличии пустот в скале свидетельствуют и показания георадара. Характер и объем пустот можно будет установить с помощью современной сканирующей техники.
«В первом тысячелетии нашей эры здесь обосновались византийские монахи. Узнав о приближении войск Тимура, монахи покинули монастырь, но перед этим собрали в одном из помещений святые книги (предположительно, Евангелия) и замуровали в него вход. После сражения с воинами безжалостного завоевателя, в которой местные племена, поддерживающие Тохтамыша, несмотря на их отчаянное сопротивление, были разбиты, монахи уже не вернулись в свою обитель», — рассказал Котляров.
О пребывании Тимура на Северном Кавказе и состоявшихся в этих местах битвах с проживающими здесь племенами, поддерживающими Тохтамыша, пишет в своем монументальном труде «Книга побед» историк и поэт эпохи тимуридов Шараф ад-Дин Али Йазди (1425 г.).
Котляров ссылается на некоторых европейских путешественников и исследователей, в разные времена изучавших Кавказ, которые считали, что в древности здесь жила высокоразвитая цивилизация.
Виктор Котляров также рассказал, что стены имеющегося здесь скального выступа исписаны древними рисунками: человечками на конях с копьями в руках, животными, солярными знаками, свастиками.
«Частично рисунки уничтожены временем, а также „автографами“ наших современников, но, судя по сохранившимся, речь идет об эпохе неолита (более 9500 лет до н. э.). Аналогичные рисунки древних художников обнаружены археологами в Тызыльском ущелье Кабардино-Балкарии», — говорит исследователь.
Краевед предполагает, что Заюковский некрополь и все, что с ним связано — это «комплекс разновременных памятников». Некрополь датируется, предположительно, концом II тысячелетия до н.э. и V—IV вв.еками до н.э. Здесь осуществлялись также действия ритуального характера, о чем свидетельствует насыпной вал, представляющий из себя трибуну для наблюдений, каменные шары, разбросанные по арене амфитеатра, которые могли служить также для ведения астрономических наблюдений.
Доктор исторических наук С. Дударев из Армавира назвал Заюковский некрополь «блестящим памятником, с помощью материалов которого археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья и всего Северного Кавказа, а, возможно, и всей Юго-Восточной Европы».
В середине октября руководитель МЧС по Кабардино-Балкарии Сергей Шагин обратился с письмом к главе республики Арсену Канокову с просьбой принять меры по защите некрополя, так как древний могильник подвергается разграблению — участок площадью около четырехсот квадратных метров изрыт вдоль и поперек «черными археологами».
В конце декабря власти Кабардино-Балкарии приняли решение обеспечить охрану могильника в окрестностях сельского поселения Заюково.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 18 января 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика