Русская линия
<< Полная сводка новостей от 2 марта 2011 >>

Протоиерей Максим Козлов: Нормальное устроение государства — монархическое
Профессор МДА считает, что представительское государство — это иллюзия, оборачивающаяся в современном мире абсолютной манипуляцией сознанием

Протоиерей Максим КозловПрофессор Московской Духовной академии, настоятель храма мч. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов считает, что нормальное устроение государства может носить исключительно монархический характер, а все попытки построения так называемого представительского госаппарата — это иллюзия, часто оборачивающаяся в современном мире стремлением к абсолютной манипуляции сознанием людей. Об этом отец Максим заявил в интервью порталу «Православие и мир», отвечая на вопросы по национальной политике в России.

«Как должны сосуществовать разные этносы в полиэтнической стране? Как сохранить культурную идентичность, сохранив при этом открытость ближним и не замыкая свой мир национальными рамками?» — спросили у настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ.

«Я не могу дать оптимистического комментария по этому поводу, — начал свой ответ отец Максим. — Пусть считают меня пессимистом, но мне кажется, такого, чтобы все граждане чувствовали бы себя свободными, а Россию — общим домом вне зависимости от национальности, не получится: это утопия, в России такого никогда не было. Лучше сказать правду, чем обманывать себя».

«Что значит влиять на ситуацию в стране? Нормальное устроение государства — монархическое. У монарха есть совещательные органы, а не влиятельные. Представительское государство — это иллюзия. В нынешнем мире — это абсолютная манипуляция сознанием. Она была, есть и будет: иногда более нагло и неприкрыто, как у нас, что вызывает у людей аллергию, иногда — как в цивилизованных странах, более завуалированно, но все равно это происходит. Никогда реально человек не влияет на политику, кроме революции, не дай Бог», — подчеркнул протоиерей.

Касаясь вопроса определения национальности, отец Максим заявил, что самым главным критерием здесь «является самоидентификация». «К какому народу человек осознает себя принадлежащим — туда он себя и определяет», — подчеркнул священник.

«Тут, безусловно, есть и языковые факторы, и для очень многих — культурные традиции, а для части общества, которая является религиозной, — и религиозные. В норме для человека верующего, повторю, соотнесенность вероучения и национально-культурной традиции того народа, к которому он себя относит, — необходимая составляющая мировоззрения. Все это в совокупности и дает основание человеку самоидентифицироваться по принадлежности к определенному этносу и национальной традиции» — заключил отец Максим.
Русская линия


Митрополит Иларион: «Преподавание ОПК будет вносить вклад в укрепление межнационального и межрелигиозного мира в обществе»
Представители РПЦ приняли участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

1 марта 2011 года под председательством руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкина состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, сообщает Патриархия.Ru.

В заседании приняли участие члены Совета митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Совет заслушал информацию о ходе реализации поручений Президента о проведении апробации в 2009—2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Так, было сообщено, что в большинстве регионов планируется перейти от преподавания в течение одной четверти 4-го класса и первой 5-го класса к преподаванию в течение половины учебного года как в 4-м, так и в 5-м классах.

Митрополит Иларион (Алфеев) Обращаясь к собравшимся, митрополит Иларион выразил уверенность в том, что преподавание данного курса будет вносить вклад в укрепление межнационального и межрелигиозного мира в обществе. «То, что четвероклассники и пятиклассники изучают сегодня, они через десять лет будут применять на практике», — отметил владыка. По его мнению, преподавания знаний о религии лишь во время обучения в двух классах недостаточно. При дальнейшем обсуждении модели преподавания таких знаний выступавший предложил использовать опыт зарубежных стран, в частности, Литвы и Австрии.

Совет рассмотрел вопрос о мерах по укреплению межрелигиозного и межнационального согласия в обществе. «Миротворческая деятельность религиозных общин является естественным элементом их служения, — отметил в своем выступлении протоиерей Всеволод Чаплин. — О полезности миротворческих усилий верующих людей свидетельствует вся история России и мира. Миротворческое влияние на межнациональные отношения зафиксировано в учении религиозных общин. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: „Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон“».

Протоиерей Всеволод Чаплин По мнению председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, миротворческая работа особенно важна в моменты, когда межнациональные отношения пытаются проверить на прочность, когда единство нашего народа подвергается атакам извне и изнутри. Неслучайно межнациональные отношения в последние месяцы стали предметом дискуссий в самих религиозных общинах, в ходе встреч духовенства с общественностью, а также на площадке Межрелигиозного совета России. Межрелигиозный совет предложил создать Миротворческую миссию, объединяющую представителей религиозных традиций.

Отец Всеволод поблагодарил Президента России Д.А. Медведева за поддержку миротворческих усилий религиозных общин, выраженную на заседании Президиума Госсовета 11 февраля этого года. По словам выступавшего, «настает время серьезно поработать над практическими шагами, позволяющими религиозным общинам вместе позитивно влиять на межнациональные отношения, помогать предупреждению и урегулированию межнациональных конфликтов».

Совет рассмотрел перспективы создания и деятельности в его рамках Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. В связи с этой инициативой протоиерей Всеволод Чаплин предложил после создания комиссии направить рекомендации и методические указания по созданию подобных групп в регионы, особенно в те, где отмечены сложности в межнациональных отношениях.

Выступавший также предложил поручить создаваемой комиссии отслеживать потенциальные межнациональные конфликты в информационных сетях и в связи с различными общественно значимыми событиями, обращать внимание на резонансные ситуации, следственные и судебные дела. Помимо этого, отцом Всеволодом было предложено собирать комиссию для оперативного обсуждения упомянутых ситуаций и принятия соответствующих заявлений, направлять членов комиссии и ее экспертов в регионы, где осложняются межнациональные отношения, и на мероприятия, чреватые межнациональной конфликтностью, а также обеспечить выступления членов комиссии в СМИ.
Русская линия


Епископ Лонгин (Корчагин): У Церкви нет так называемого обряда «развенчания»
Саратовский владыка призвал помнить, что венчание — это не магический оберег, и чтобы сохранить брак, надо научиться терпеть и снисходить друг к другу

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин«Наше время характеризуется многими негативными процессами, и самый тяжелый из них, это процесс распада институту семьи. Он является общим не только для России, но и для всего мира, и мы видим подтверждение тому в цифрах статистики, которые говорят о том, что большая часть заключенных браков в России распадается. Много говорят об этом, еще больше пишут, анализируют те или иные причины, лежащие в основе этого явления. Причин действительно много, но, на мой взгляд, одна из основных причин, это отсутствие готовности людей терпеть немощи друг друга, терпеть, по слову Апостола, „тяготы“ друг друга», — заявил в эфире епархиальной телестудии «Восхождение» епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос ведущей, почему в современной России так много разводов.

«К сожалению, сегодня люди привыкают к тому, что жизнь должна приносить только радость и удовольствие, любые преткновения в получения этой радости и удовольствия считаются непреодолимым препятствием, — отметил владыка. — А единение двух людей — это всегда подвиг, это всегда умение терпеть друг друга, приноравливаться друг к другу, снисходить друг к другу. И этого как раз не хватает современному человеку, не только молодому, просто гедонистическая обстановка, в которой мы сегодня живем, подвигает людей на выработку соответствующего стандарта — человек хочет взять от жизни как можно больше. Но брак, это такой союз людей, где они должны соревноваться друг с другом в том, чтобы дать другому, как можно, больше, а не взять. Здесь возникает непреодолимое противоречие, поэтому очень большое количество браков распадается».

При этом епископ Лонгин подчеркнул, что не являются исключением здесь и церковные браки. «Дело в том, что очень многие наши соотечественники подходят к браку, заключенному в Церкви, как к некоему красивому обряду, эстетически привлекательному, а кроме того, как к некоему оберегу, который сам по себе, независимо от их усилий, почему-то сделает их брак более прочным, чем другие браки, — пояснил архипастырь. — Конечно, это не так, христианский брак — это нечто иное, чем-то, что сегодня подразумевается под союзом мужчины и женщины в нецерковном мире. Повторюсь, христианский брак требует от человека очень больших усилий и очень большой работы над собой, прежде всего, терпения, смирения и любви».

«Там, где есть это понимание, там брак, несмотря ни на что, сохраняется, такие браки счастливы и длятся долго — всю жизнь, а там где этого понимания нет, там формальный обряд в Церкви абсолютно ничего не прибавляет и не убавляет, такому легкомысленному союзу двух людей, которые не хотят учится уступать друг другу. Поэтому так много браков сегодня распадается», — подчеркнул владыка.

Касаясь вопроса о том, что делать людям, которые уже разошлись, епископ Лонгин напомнил, что «у Церкви нет так называемого «развенчания». «К нам в епархию обращается очень много людей с просьбой снять церковный брак — такого обряда не существует, в Церкви нельзя развенчаться, раскреститься и т. д. Церковь может только констатировать факт распада брака, когда один их супругов приходит к ней с просьбой на повторный брак, и Церковь, снисходя к немощи людей, повторный брак допускает, скажем, в отличие от Католической церкви, где брак может быть заключен только однажды в жизни. Если тот человек, который обращается в Церковь за совершением второго брака, не виновен в распаде первого, не является инициатором в расторжении первого брака, тогда Церковь благословляет ему заключение второго брака», — заключил архиерей.
Русская линия


«Нацменразборки» в Москве
Ингуши, вооруженные травматикой, «взяли штурмом» один из столичных ВУЗов

Драка в МосквеВ Москве в минувшую пятницу в здании Российского государственного социального университета на улице Вильгельма Пика произошла массовая драка, инициированная выходцами из Ингушетии. Около 20 молодых людей, вооруженных травматическим оружием, ворвались в университет и набросилась на студентов, приехавших учиться в вуз из Северной Осетии, сообщает портал Newsru.com со ссылкой на газету «Московский комсомолец».

По данным издания, за неделю до инцидента несколько ингушей подрались с тремя осетинами, однако те одержали победу. Нападение в пятницу стало местью за фиаско. Смяв сопротивление охранника, пытавшегося не пустить молодчиков в здание, ингуши затеяли драку с осетинами, а затем расстреляли их из травматики. Нападение сопровождалось выкрикиванием националистических лозунгов. В результате потасовки ранения получили двое осетин.

На место драки прибыли вызванный наряд милиции и представители диаспор. Конфликт было решено уладить мирным путем без привлечения правоохранительных органов. Как сообщает «МК», по всей видимости, потасовка не осталась незамеченной в верхах. В минувший вторник заместитель Председателя Правительства РСО-Алания, полномочный представитель республики при Президенте России Александр Тотоонов нанес визит полпреду Ингушетии Вахе Евлоеву, во время которого стороны обсуждали меры по урегулированию межэтнических конфликтов среди студентов.

Эта проблема была поднята и в минувший понедельник на встрече Тотоонова со студентами московского Государственного университета управления. Как сообщает издание 15-й регион, Тотоонов подчеркнул, что между главами двух республик, Таймуразом Мамсуровым и Юнус-Беком Евкуровым, сложились плодотворные взаимоотношения. По мнению полпреда, этот факт должен повлиять и на отношения студентов из двух республик друг к другу. Полномочный представитель РСО-Алания при Президенте России призвал студентов помнить о своей малой родине.

Отметим, что это не первый межнациональный конфликт с участием студентов за последние месяцы, иногда потасовки заканчиваются убийством. В Москве 4 декабря, по некоторым данным, от рук чеченцев, на территории студгородка Российского университета дружбы народов (РУДН) после драки погиб 20-летний студент Российского государственного медицинского университета Михаил Антончик. Обстоятельства потасовки до сих пор точно не установлены.

По словам матери, Михаил в тот день хотел отметить свой день рождения, и по пути приглашал всех встречных прохожих присоединиться к празднованию. Как стало известно матери, недалеко от РУДН Михаил якобы «приобнял» и пригласил незнакомца с кавказской внешностью на свой день рождения. Почти сразу на студента и его друзей напали кавказцы, которые стали жестоко избивать всю компанию. Четверо пострадавших были госпитализированы, Михаил Антончик был доставлен в реанимацию в состоянии комы с переломом височной кости и черепно-мозговой травмой. Через два дня от полученных ранений он умер.

В еще одном российском городе — Ростове-на-Дону — драки с национальной подоплекой происходят регулярно. В ноябре 2010 года одна из таких драк тоже закончилась смертью студента. По данным следствия, вечером 22 ноября около общежития студент Ростовского государственного строительного университета Максим Сычев встретился с одним из своих соседей — выходцем из Ингушетии.

После ссоры по поводу уборки кухни кавказец применил борцовский прием, от которого Сычев ударился головой о землю. После потасовки Максим пришел к другу и пожаловался на сильную головную боль. Через некоторое время молодой человек потерял сознание и был доставлен в больницу. Он скончался 27 ноября.

Через две недели 17-летний подозреваемый Хасбулат Мархиев, который все это время скрывался, обратился за помощью к полпреду Ингушетии, по совету которого пришел в милицию с повинной.

Смерть Максима Сычева привела к росту межнациональной напряженности в городе и массовых протестам студентов. В середине декабря возмущение по поводу смерти Сычева вылилось в массовый митинг и шествие, в которых приняли участие более 2500 человек. Акции стали крупнейшими в Ростове-на-Дону за последние годы. Студенты скандировали националистические лозунги: «Русские, вперед!», «Ростов — русский город», «Русские едины», «Ростов не Кавказ».

Милиция несколько раз вынуждена была перекрывать проезжую часть. Омоновцы тщетно пытались остановить шествие, в то же время до разгона толпы дело не дошло. В связи с ростом напряжения высшие учебные заведения Ростова-на-Дону недавно даже просили сократить приток студентов с Кавказа.

В последний раз милиция предотвратила массовую драку между «молодыми людьми различных национальностей» в Ростове в конце января. Тогда возле одной из средних школ в Пролетарском районе города молодые люди собирались выяснить отношения ссоры на бытовой почве. В итоге в отделение милиции были доставлены от 10 до 12 человек.
Русская линия


Иерей Павел Калинин: Пушкин не был богохульником
В Русской Православной Церкви приветствуют переиздание первой редакции сказки А.С. Пушкина «О Балде», в которой главным антигероем был не поп, а купец

А.С. ПушкинПереиздание сказки А. С. Пушкина «О попе и его работнике Балде» в редакции Василия Жуковского, который по просьбе самого Александра Сергеевича заменил одного из главных героев с попа на купца, — вклад в изучение и популяризацию наследия великого русского поэта, считает руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский.

Впервые сказка увидела свет в 1840 году — оппонентом Балды в ней выступал купец Кузьма Остолоп. Версия сказки, где Балда поступил в услужение к попу, была напечатана в 1882 году в собрании сочинений Пушкина под редакцией П. Е. Ефремова. С приходом к власти большевиков именно она стала считаться «канонической».

Пушкинскую сказку в редакции Жуковского, к которому после смерти поэта перешли права на публикацию его произведений, на днях издал Свято-Троицкий собор Армавира, что на Кубани, тиражом в 4 тысячи экземпляров. По словам заведующего кафедрой Армавирского православного социального института, кандидата философских наук иерея Павла Калинина, книги предполагается дарить воскресным школам и продавать в православных храмах.

«Если это была воля Пушкина и наследника, который был издателем и выпускал его неопубликованные вещи, то он (отец Павел) ничего не нарушил. Это не самочиние священника, а памятник литературы, который он перепубликовал», — считает отец Владимир Вигилянский. Глава Патриаршей пресс-службы подчеркнул, что-то, что на кубанские священники решились на издание этой версии сказки Пушкина — это вклад в изучение литературы.

Научные специалисты Государственного музея А.С. Пушкина в Москве пояснили, что Жуковскому пришлось изменить авторский пушкинский текст сказки «О попе и его работнике Балде» из-за церковной цензуры, существовавшей в России в XIX веке.

Сказка о Попе и работнике его Балде«Наши научные специалисты не видят никакого криминала в том, что Жуковский изменил текст Пушкина. Жуковский понимал, что без этих изменений произведение просто не будет опубликовано. Кстати, он делал это не раз — чтобы пройти церковную цензуру, изменял и некоторые слова в стихах Александра Сергеевича», — сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы музея Вероника Кирсанова.

Со своей стороны отец Павел полагает, что Пушкин, хотя и написал сказку «О попе», как верующий человек, не хотел её издавать и просил после его смерти, если сказку всё-таки решат напечатать, заменить персонажа.

«Жуковский, перед которым поставили задачу издать неизданные произведения Пушкина, в 1840 году, издал эту сказку под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде», — рассказал РИА Новости отец Павел.

«В наши дни я искал сказку Пушкина в редакции Жуковского, нашел всего два экземпляра в Москве, в государственной библиотеке. Мне даже не поверили сначала, что есть такая книжка — думали, что опечатка», — рассказал священник.

Он пояснил, что, издавая эту книгу, хотел восстановить историческую справедливость и доказать, что Пушкин «не был богохульником».
Русская линия


Иерей Андрей Алексеев: «Эпоха Горбачева ознаменовалась не только крушением советской системы, но и сильнейшими ударами по русскому национальному самосознанию»
Священнослужители Русской Православной Церкви в целом негативно оценили деятельность первого и единственного «советского» президента

Сегодня первому президенту СССР Михаилу Горбачеву исполняется 80 лет. Фигура этого политика является весьма неоднозначной. На Западе, например, имеет место своеобразный «культ» Горбачёва. Почитают его также и отечественные «демократы» разных мастей. Однако нас, как православное информационное агентство, в первую очередь интересует мнение священнослужителей РПЦ о роли и месте Горбачёва в новейшей истории России. Узнать его взялся портал Regions.ru.

протоиерей Владислав Свешников Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает Горбачева несчастным человеком. «Вынести однозначную оценку роли Горбачева в истории России очень непросто. Главное, как мне кажется, в том, что его деятельность определялась взаимоисключающими принципами», — сказал он. «Что представляла из себя советская власть, я прекрасно понимал. Но наша страна была замечательной сама по себе, независимо от советской власти. И первый шаг к ее разрушению сделал именно Горбачев, и от нее почти ничего не осталось. И имеем мы то, что имеем, во многом благодаря деятельности Горбачева. Народ, счастливым так и не стал. Наверное, поэтому и сам Горбачев представляется мне человеком несчастным», — заключил он.

протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, полагает, что Горбачев стремился к свободе, не зная, что это такое. «Мне не очень хочется вообще говорить об этом человеке. Ничего хорошего сказать о нем я не могу. Я вижу в нем прежде всего разрушителя Российской империи, не важно, как она при нем называлась. Мне кажется, он стремился стяжать славу Герострата», — жестко сказал он. «Не зная, что есть свобода, он пытался сделать людей свободными, и в результате явился разрушителем народной нравственности. Начатые им „реформы“ довели страну до хаоса и разрухи. Ничего, кроме вреда он нашей стране не принес», — добавил отец Александр.

Протоиерей Александр Лаврин Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне считает, что роль Горбачева в истории страны преувеличена. «Ничего особо положительного, как и отрицательного, я о М.С. Горбачеве я сказать не могу. Не думаю, что именно он был „автором“ развала страны — скорее катализатором. Он казался очень хитрым политиком, вроде бы хотел модернизировать советскую социалистическую систему, создать „социализм с человеческим лицом“, но ничего реально работающего создано так и не было», — сказал он. «Утопической была сама идея реформировать утопию. Ведь реального экономического, а не идеологического социализма у нас никогда и не было. Вся система держалась на идеологии. И стоило ее тронуть, как она рассыпалась», — добавил отец Александр.

Иерей Андрей Алексеев Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, думает, что для объективной оценки роли М.С.Горбачева в истории время еще не настало. «Историкам еще предстоит дать объективную оценку „горбачевской эпохе“. И исчерпывающей эта характеристика станет тогда, когда будет дано в том числе и духовное осмысление всего, что тогда произошло», — сказал он. «Вспоминать о том времени мне всегда тяжело и больно. Зачем было разрушать все хорошее и доброе, что было создано тяжелым трудом и послужило бы еще многим поколениям? Почему разрушение „железного занавеса“ принесло с Запада не лучшие образцы культуры, а пошлость, цинизм и разврат?» — недоумевает священник.

«Эпоха Горбачева ознаменовалась не только крушением советской системы, но и сильнейшими ударами по русскому национальному самосознанию. В результате стала реальной перспектива экономического рабства, реальной стала проблема выживания народа. Почва для будущих „преобразований“ была подготовлена», — добавил он.
Русская линия


Епископ Кирилл: Русские воины бились на Балканах не за экономическое или политическое влияние, а за братьев во Христе
Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил панихиду по героям Освободительной Русско-турецкой войны 1877−1878 годов

Епископ Павлово-Посадский Кирилл во время панихиды по героям Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.1 марта 2011 года, накануне Дня освобождения Болгарии от османского ига, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, викарий Московской епархии, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил панихиду у часовни-памятника гренадерам, павшим в бою под Плевной. Владыке Кириллу сослужили протоиереи Александр Салтыков, Андрей Речицкий, Александр Добродеев, сообщает пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

За панихидой молились Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в России Пламен Грозданов, советник министра культуры России Б. Иванов, летчик-космонавт СССР, возглавляющий Скобелевский комитет, генерал-майор авиации Алексей Леонов, сотрудники Посольства Болгарии, представители Федерального Во время панихиды по героям Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.Собрания РФ, Вооруженных Сил России, сотрудники МИД РФ и Министерства обороны, члены Правительства Москвы, а также представители общественных организаций, учащееся и студенческая молодёжь.

Обращаясь к собравшимся, епископ Кирилл поздравил господина Посла с Днем освобождения Болгарии и подчеркнул, что русские воины, которых молитвенно поминают сегодня, «сложили свои головы на балканских землях не за экономическое или политическое влияние, а за братьев во Христе». «Единая вера — вот что сближает всех славян, несмотря на различия в традициях, и уже одно это делает нас едиными в радости и горе», — сказал архипастырь.

В свою очередь, Посол Болгарии в России Пламен Грозданов заявил, что «одна из самых светлых дат в болгарской истории, 3 марта 1878 года, навеки объединила народы России и Болгарии». «Эта дата отмечает конец войны, которая не в силу указов и законов, а глубоко в сознании каждого болгарина оценивается, осмысливается и определяется как освободительная», — подчеркнул посол.

Возложение в честь героев Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.После панихиды состоялось торжественное возложение венков и цветов к часовне-памятнику.

Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов — война между Российской Империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны и Османской империей с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах. Жестокость, с которой было подавлено Апрельское восстание в Болгарии, вызвала симпатию к положению православных христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.

В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привел к выходу Османской империи из войны. На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батуми. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.
Русская линия


В Кремле констатировали «политическую смерть» Каддафи
Однако с применением «сторонней» силы в Ливии категорически не согласились

Муаммар КаддафиЛивийский лидер Муаммар Каддафи должен уйти. Как сообщает радиостанция «Эхо Москвы», об этом заявил источник в Кремле. «Он политический труп», — заявил представитель Кремля. По его словам, Президент Дмитрий Медведев с самого начала негативно воспринял действия властей Ливии — применение военной силы против своего народа.

В Кремле подчеркивают, что сдержанная реакция Москвы на события в Ливии объясняется одной причиной — «ответственным подходом к судьбе наших граждан, которые находились в этой стране». Ранее сам Д. Медведев, комментируя события в Ливии, заявил, что аналогичный сценарий ранее готовился для России, но в нашей стране он не пройдет.

В выходные с комментариями выступило и Министерство иностранных дел России. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров подчеркнул, что привлечение вооруженных сил против мирных жителей в Ливии неприемлемо, поддержав введение санкций против режима М.Каддафи.

Что касается силового решения ливийской проблемы «извне», то постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин «напомнил» США, что такие решения принимаются исключительно Советом Безопасности ООН. «Если кому-то в Вашингтоне хочется добиться блицкрига в Ливии, то это серьезная ошибка, потому что любое применение вооруженной силы за пределами зоны ответственности НАТО будет считаться нарушением международного права», — полагает Рогозин.

«Мы в курсе того, какие дискуссии ведутся по этому поводу внутри Североатлантического альянса, знаем о позициях разных сторон и считаем, что в любом случае НАТО не может узурпировать право принимать решение о применении в Ливии грубой силы», — отметил дипломат.

Он подчеркнул, что СБ ООН решения об использовании силы не принимал. «Применение санкций или тем более вооруженной силы, в обход Совета Безопасности будет грубым нарушением международного права», — заявил российский постпред.

Комментируя возможность запрета на полеты ливийской авиации над страной, Рогозин заметил, что «это тот самый минимум, который возможен, с точки зрения военной реакции НАТО на события в Ливии». «Но при этом хочу сказать, что даже для того, чтобы осуществить это, а такой запрет, запрет национальным ВВС или гражданской авиации летать над своей собственной территорией, — это все равно серьезное вмешательство во внутренние дела другого государства, и в любом случае на него необходимо решение Совета Безопасности ООН», — сказал Рогозин.

«Я абсолютно убежден в том, что европейцы не подвинутся на то, чтобы пойти на такую меру без санкции ООН», — полагает российский дипломат. По его словам, «если кто-то и собирается, очертя голову, действовать в Ливии, тем более, не вдаваясь в причины этого конфликта, в его последствия, в развитие ситуации», то он избирает неконструктивный путь.

«Это конфликт сугубо гражданский, внутренний. Налицо очаги гражданской войны. Влезать в чужую гражданскую войну — это значит создавать на долгие, долгие годы проблему не только для авторитета международного права, но в целом для всего региона. И это может, в том числе, поставить под вопрос само существование НАТО: что это за организация, в которой, когда кому-то надо влезть в войну, не считаются с мнением всех остальных государств?» — сказал Рогозин.

Он отметил, что, хотя решение о запрете полетов над Ливией пока не комментируется в НАТО, оно действительно обсуждается союзниками по организации, «но обсуждается, опять же, с позиции европейских стран, которые требуют для такого рода действий санкции Совета Безопасности ООН».
Русская линия


Йемен и Оман пошли путём Туниса и Египта
На пятницу здесь назначили свой «день гнева»

Беспорядки в БахрейнеНародные волнения продолжаются не только в Ливии, но и в других странах арабского мира. Столица Йемена и все крупные города страны были охвачены во вторник бурными демонстрациями, участники которых требовали ухода Али Абдаллы Салеха с поста президента. Формальным поводом для них стал призыв оппозиции выразить солидарность с манифестантами в Адене, где в столкновениях с силами правопорядка погибло на днях несколько человек.

Мирное шествие на улицах Саны возглавил видный исламист шейх Абдель Маджид аз-Зиндани, который назвал протесты населения «джихадом во имя Аллаха». Он предупредил, что «мирные выступления продолжатся до тех пор, пока власть не удовлетворит законные требования народных масс». О присоединении к антиправительственному движению объявили две крупные племенные конфедерации Йемена — хашед и бакиль, что значительно увеличило численность манифестантов на улицах. Вожди племен взяли на себя обязательство охранять мирные шествия от нападений провокаторов.

По призыву правящей партии Всеобщий народный конгресс сторонники президента провели параллельно массовый митинг на столичной площади Тахрир, передает ИТАР-ТАСС. Сам глава государства, выступая перед студентами университета в Сане, заявил, что «демонстрации негативно отражаются на экономическом положении республики». По его словам, «установка палаток на площадях не принесет никакой пользы». Выходом из ситуации может быть только диалог, считает он.

Салех дал понять, что готов покинуть свой пост, однако такой шаг в настоящий момент, по его мнению, «обречет страну на смуту и анархию». Оппозиция отказалась вести диалог с правящим режимом и отвергла предложение Салеха сформировать правительство национального единства. На пятницу в Йемене намечен общенациональный «День гнева».

Тем временем к разгону манифестантов в Султанате Оман подключились армейские подразделения. Им удалось разблокировать подъезды к промышленной зоне морского порта Сохар, который вторые сутки охвачен волнениями. Бронетранспортеры разместились на площади Глобус, превращенной демонстрантами в «центр сопротивления».

Участники протестного движения скандировали не только социальные лозунги, но требовали также проведения политических реформ. Сообщения о стычках с силами правопорядка поступили из Салалы и оазиса Эль-Бурейми на границе с Объединенными Арабскими Эмиратами. В Маскате, напротив, прошла демонстрация в поддержку султана Кабуса бен Саида, находящегося у власти 40 лет.

Эксперты отмечают, что в Вашингтоне не на шутку встревожены беспорядками в Омане, поблизости от Ормузского пролива, через который проходят нефтеналивные танкеры. Волнения в султанате вызвали рост цен на нефть на мировых биржах.

Прибывший в Манаму из ссылки предводитель радикального движения за свободу и демократию («Аль-Хак») Хасан Мшайма пригрозил во вторник, что оппозиция прибегнет к кампании всеобщего неповиновения, если королевский режим не пойдет на серьезные политические уступки на Бахрейне. В свою очередь, наследный принц Сальман бен Хамад Аль Халифа поторопил оппозиционных лидеров со вступлением в диалог с властями.
Русская линия


В столице Пакистана убит министр-христианин
За последнее время это второе убийство противника местного закона о богохульстве

министр по делам национальных меньшинств Пакистана Шехбаз БхаттиВ столице Пакистана в результате покушения погиб министр по делам национальных меньшинств Шехбаз Бхатти. Неизвестные экстремисты обстреляли из автоматического оружия сегодня утром его кортеж. В результате покушения министр получил серьезные ранения, от которых скончался на месте. При обстреле погиб также один из его телохранителей. Район теракта оцеплен полицией. По горячим следам стражи порядка смогли задержать нескольких лиц, которые могут быть причастны к убийству.

Вероятнее всего, министр погиб из-за своей позиции в отношении религиозных свобод. Бхатти, который сам являлся христианином по вероисповеданию, неоднократно получал угрозы в свой адрес, главной причиной которых являлась его позиция в отношении прав религиозных меньшинств, отмечает ИТАР-ТАСС.

В частности, Бхатти был одним из сторонников реформирования скандально известного закона о богохульстве, предусматривающим смертную казнь за осквернение имени пророка Мухаммеда.

4 января этого года в Исламабаде собственным телохранителем был застрелен губернатор крупнейшей провинции Пенджаб Салман Тасир, который также выступал за смягчение этого противоречивого закона. Имя телохранителя, убившего политика, — Хасан Кадри. Сразу же после инцидента он был обезврежен другими охранниками губернатора и сдан полиции. Убийца признался, что совершил этот теракт из-за того, что Тасир публично призывал президента страны помиловать христианку Асию Биби, приговоренную ранее пакистанским правосудием к смерти за осквернение имени пророка Мухаммеда.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Патриарха Гермогена

Св. Патриарх ГермогенПатриарх Гермоген происходил из донских казаков и сначала был священником в Никольской церкви в городе Казани. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, а 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

С самого начала своего служения святитель Гермоген проявлял ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Гермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.

Деятельность Патриарха Гермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. П.П.Чистяков "Патриарх Гермоген отказывается подписать договор"Грамоты, рассылавшиеся святителем по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского Царя. В ответ на это поляки совместно с русскими изменниками насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Гермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 1913 года.
Русская линия


Верующие проводят у Мосгордумы пикет против универсальной электронной карты

Напротив здания Мосгордумы в центре столицы проходит пикет противников внедрения универсальной электронной карты, сообщает Интерфакс-Религия.

В акции принимает участие около десяти пожилых женщин. Они не держат плакатов, не выкрикивают лозунги, но раздают листовки и периодически крестятся, обращая взгляд на здание Мосгордумы. Сотрудники полиции не вмешиваются в происходящее.

Аналогичный пикет проходил на прошлой неделе, в котором приняли участие свыше 30 человек. Тогда участники акции заходили в холл столичного парламента с иконами и зажженными церковными свечами.

В середине февраля мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму законопроект «Об универсальной электронной карте».

Универсальная электронная карта, выпуск которой планируется на 2012 год, объединит в себе пенсионное приложение, открывающее доступ к услугам Пенсионного фонда, полис обязательного медицинского страхования, транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд в общественном транспорте или подтверждать право на бесплатный проезд льготным категориям москвичей.

Единая карта будет содержать всю информацию о владельце и выдаваться гражданам РФ, достигшим 14 лет, с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно на основании их заявлений. Тем, кто не напишет заявление на ее получение, карта будет выдаваться с 1 января 2014 года. Платить за нее не придется.
Русская линия


Протоиерей Всеволод Чаплин выступил на вечере памяти воинов 6-й роты псковских десантников

1 марта 2011 года в Москве состоялся вечер памяти воинов 6-й роты псковских десантников, организованный «Боевым братством МГУ». Выступая на встрече, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин провозгласил вечную память погибшим воинам и призвал собравшихся к заботе о мире и благополучии Отечества, сообщает Патриархия.Ru.

«Подвиги, подобные вспоминаемому нами сегодня, не должны забываться и замалчиваться, — подчеркнул отец Всеволод. — Наоборот, их должны знать молодые люди, они должны упоминаться в школьной программе и современной культуре. Если молодым людям все время будут говорить, что жить надо только для себя, что шкурничество, эгоизм, потребительское отношение к жизни — это хорошо и нормально, то страна и народ не выживут даже в мирное время, не говоря о любых серьезных конфликтах, которые в нашем мире неизбежны. Пример самопожертвования, подобный примеру воинов 6-й роты, должен вдохновлять молодых людей. Когда у человека есть ради чего жить и есть ради чего умирать, народ имеет будущее, и мы можем быть спокойны за Россию».

29 февраля 2000 года под Аргуном в Чечне 6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ вступила в бой с многократно превосходящими по численности силами боевиков. Указом Президента РФ 22 десантникам было присвоено звание Героя России (из них 21 — посмертно), 68 солдат и офицеров 6-й роты награждены орденами Мужества (63 из них — посмертно) .
Русская линия


Священнослужитель благословил спецназовцев

Настоятель храма святого Александра Невского г. Архангельска игумен Феодосий (Нестеров) благословил военнослужащих из отряда специального назначения «Ратник» на выполнение контртеррористических операций на границе Чеченской республики и Дагестана, сообщается на сайте Архангельской епархии.

24 февраля на аэродроме перед отправкой очередной группы архангельского спецназа на Северный Кавказ отец Феодосий совершил водосвятный молебен. Воины с особым трепетом и благоговением приняли благословение на ратный подвиг. В опасную командировку они взяли с собою святую крещенскую воду и нательные кресты.

«Очень радостно, что взаимоотношения командного состава, военнослужащих „Ратника“ с представителями Православной Церкви активно развиваются. Все началось со строительства часовни в честь святого Георгия Победоносца на территории воинской части, где дислоцируется отряд. Возведение часовни состоялось по инициативе командования Северо-западного округа и по благословению правящего архиерея. Сейчас каждый день заместитель командира по воспитательной работе подполковник Сергей Колтыгин возжигает в часовне лампады, ставит свечи о здравии и упокоении. Новый командир части Сергей Белозеров на предыдущем месте своей службы имел опыт взаимодействия с Православной Церковью и здесь, в Архангельске хотел бы продолжить подобное сотрудничество», — отметил священник.

За несколько недель до отправки очередной группы военнослужащих на Северный Кавказ по просьбе командира части игумен Феодосий провел для контрактников беседу об основах Ислама и Православия. Среди слушателей были и мусульмане, которые доброжелательно и с воодушевлением восприняли обращенные к ним слова православного священника и задавали много вопросов.

Архангельский отряд «Ратник» является элитным подразделением, гордостью российских вооруженных сил. Бойцы спецназа принимают участие в погашении межрегиональных конфликтов и выполняют контртеррористические задачи на Северном Кавказе.
Русская линия


Обьявлен прием заявок на VI конкурс изданий «Просвещение через книгу»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно с Фондом поддержки церковно-общественных проектов и программ и Выставочным объединением «Рестэк» проводит VI открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу», сообщает Патриархия.Ru.

Мероприятие призвано объединить усилия церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечению общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

– Лучшее художественное произведение;

– Лучшая духовно-патриотическая книга;

– Лучшая духовно-просветительская книга;

– Лучшая историческая книга;

– Лучшее учебное издание;

– Лучшая книга для молодежи;

– Лучшая детская книга;

– Первая авторская книга;

– Лучшее справочное издание;

– Лучшее электронное издание;

– Лучшая аудиокнига;

– Лучшая иллюстрированная книга.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 сентября 2011 года.
К участию в конкурсе допускаются работы, опубликованные в период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года.

Объявление итогов конкурса и награждение победителей будет проходить в рамках X церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Москве.

Письмо в свободной форме на бланке издательства за подписью руководства издательства и оформленную заявку с приложением 3-х экземпляров издания необходимо передать по адресу Издательского Совета Русской Православной Церкви: 119 435, Москва, ул. Погодинская, д. 20, корп. 2 с пометкой «В конкурсную комиссию «Просвещение через книгу 2011» .

Тел./факс: (495) 789 90 45, izdsov@mail.ru, e-mail Конкурса: comp@pcroc.ru.
Русская линия


В Северодонецке приняли «Программу развития и функционирования украинского и русского языка на 2011−2014 г. г.»

Организационное собрание общественного совета при Северодонецком городском совете, который обеспечивает участие граждан в управлении городскими делами, состоялось в помещении САРГ 17 февраля. Из 31 представителя общественного совета посетить данное мероприятие пришли 24.

Главной и основной целью собравшихся стало избрание руководства общественного совета и формирование состава постоянно действующих комиссий. Единогласно председателем данного коллегиального выборного консультативно-совещательного органа, посредством которого и обеспечивается участие северодончан в управлении делами города, была избрана руководитель Северодонецкого агентства развития громады (САРГ) В.В. Попсуй. В помощь ей решили выбрать двух заместителей. Одним из них, по предложению председателя, стал В.С. Черныш (председатель профсоюза ЗАО «Северодонецкое объединение Азот»). На место второго собравшиеся выдвинули три кандидатуры: «Русская община Северодонецка» предложила «отдать» это место председателю Луганской областной организации «Родительский комитет Луганщины» — Е.Д. Шульге. «Самовыдвиженцем» от местной ячейки Международной общественной организации «Вымпел Украины» стал С.В. Пятница. По итогу же, в ходе голосования, вторым заместителем председателя общественного совета при Северодонецком исполкоме стал А.Ю. Сербин — наставник Городского клуба восточных боевых и оздоровительных систем. За него свой голос отдали 16 из 24 присутствующих.

Таким образом, приставка «при» Северодонецком городском совете полностью оправдала свое существование, президиум общественного совета был сформирован практически из «приближенных» и «угодных» местной власти.

В ходе собрания был также рассмотрен проект Положения и Регламента общественного совета. По аналогии с постоянно действующими депутатскими комиссиями городского совета, сформировали восемь своих постоянно действующих комиссий.

Бурную дискуссию среди присутствующих вызвало предложение «Русской общины Северодонецка» создать комиссию по экономическому и гуманитарному сотрудничеству с Российской Федерацией. Как и предполагали, «русскообщинцы», данное решение «приближенными» к местной власти было отклонено — из 24 присутствующих «за» проголосовали всего 5. Вопросы, касающиеся положения русского языка в Северодонецке и русского центра в городе, и вовсе на обсуждение вынесены не были.

Однако, выдержав момент и, как говорится, взвесив все «за» и «против», Северодонецкие власти все же сделали шаг на пути к примирению. На одиннадцатой (очередной) сессии городского совета, которая состоялась 24 февраля, одной из принятых программ, стала «Программа развития и функционирования украинского и русского языка на 2011−2014 г. г.», неоднократно предложенная к рассмотрению «Русской общиной Северодонецка».

Также в составе одной из постоянно действующих комиссий общественного совета при Северодонецком горсовете будет работать подкомитет по сотрудничеству с Российской Федерацией.

Первые шаги на пути пусть далеко не полного взаимопонимания, но все же диалога Северодонецкой власти и «Русской общины» все-таки сделаны. «Программа развития и функционирования украинского и русского языка на 2011−2014 г. г.» принята, самое основное теперь впереди. Приступить к ее выполнению. Цели поставлены, задачи намечены, а сил на преодоление трудностей на пути к главному — признанию русского языка полноправным членом общества, у представителей «Русской общины Северодонецка» достаточно.

Так, из намеченного на ближайшее время, 26 марта «Русская община Северодонецка» планирует провести Конференцию по развитию русского языка в Северодонецке с привлечением учителей и общественных организаций Лисичанска, Рубежного, Луганска, Донецка и других городов. Где также будут рассмотрены вопросы касательно методики работы регионального центра русской культуры и культур национальных меньшинств, который «русскообщинцы» уже давно планируют открыть в Северодонецке. А то, что, возможно, это произойдет в скором времени сомневаться не приходиться. Как отмечает председатель организации, власти Северодонецка пообещали помочь в выделении помещения под региональный центр. И пусть обещания пока что остаются всего лишь обещаниями, однако «Русская община» делает все возможное для реализации намеченных целей. А как гласит народная мудрость: «Терпенье и труд все перетрут!».
Виктор Рузских


В Петербурге обсудят возможности воссоздания утраченных храмов

Открытое заседание Совета по архитектурному и историческому наследию на тему «Воссоздание утраченных храмов Санкт-Петербурга» состоится 2 марта в помещении местного Союза архитекторов, сообщает Православие.Ru.

В России неисчислимы факты разорения и разрушения храмов, часовен, монастырей. Культовые сооружения превращались в руины не только вследствие тотальной богоборческой кампании, охватившей страну (особенно в 1930-е годы — период неистовой антирелигиозной истерии). Тысячи святынь разрушились с течением времени, пострадали во время войны и по сей день лежат в развалинах.

Участники заседания расскажут гостям секции о планах воссоздания и реставрации храмов Санкт-Петербурга (где в 1920-е — 1980-е годы было разорено и уничтожено около 200 храмов), об уже проведенных работах и связанных с этим процессом проблемах и перспективах.
Русская линия


Дмитрий Медведев поздравил русский народный хор им. Пятницкого с юбилеем

Президент России Дмитрий Медведев поздравил Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого со столетием со дня его образования. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. «Созданный выдающимся исследователем русского фольклора Пятницким, он объединил талантливых певцов, музыкантов и танцоров. Коллектив, по праву носящий звание народного, покорил самые престижные сцены мира и многое сделал для популяризации богатейшего культурного наследия России. Отрадно, что и сегодня вы постоянно расширяете концертный репертуар, совершенствуете свое мастерство. А число поклонников вашего творчества растет не только в нашей стране, но и за ее пределами», — говорится в телеграмме главы государства.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 2 марта 2011 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика