Русская линия
<< Полная сводка новостей от 8 октября 2010 >>

«Молитвами преподобного Сергия стоит Русская земля!»
В канун дня памяти преподобного Сергия Предстоятель Русской Церкви совершил Всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры

Сергий РадонежскийДнем 7 октября, в канун дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

У святых врат монастыря Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, братия Лавры, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области В.Н. Коротков, глава города Сергиев Посад Н.В. Маслов.

В древнем Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного Сергия, Святейший Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста.

Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр.

Вечером того же дня в Троицком соборе Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение. Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Сергиево-Посадский Феогност, Липецкий и Елецкий Никон, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Пензенский и Кузнецкий Вениамин, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха иеромонах Антоний (Севрюк).

По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с кратким словом: «Сердечно поздравляю всех вас с праздником — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Его молитвами, его заступничеством пред Богом стоит Русская земля; и верим, что пока в этом храме перед его благодатными мощами теплится наша немощная молитва, Господь будет приклонять милость и к Отечеству нашему, и к Церкви нашей».
Русская линия


Протоиерей Алексий Козливсков: «Есть конкретный политический заказ на убийство будущего России»
Представители РПЦ прокомментировали скандальное решение суда об отмене запрета на дневные трансляции «Дома-2»

У телевизораКак уже сообщала РЛ, Верховный суд России недавно отменил запрет на трансляцию в дневное время реалити-шоу «Дом-2». Таким образом, жалоба телеканала ТНТ была удовлетворена. Согласно определению надзорной инстанции, дело должно быть возвращено в Пресненский суд Москвы для нового рассмотрения. Была оглашена только резолютивная часть определения, поэтому мотивы, которыми руководствовался суд, пока не известны.

Напомним, что Пресненский суд Москвы в июле 2009 года вынес решение о запрете трансляции шоу «Дом-2» с 04.00 до 23.00, тем самым удовлетворив иск трех граждан — Сергея Давыдова, Надежды Храмовой и Елены Стрекаловой. В октябре Мосгорсуд подтвердил законность запрета трансляции телепередачи в дневное время.

В ответ на критику телепроекта руководство ТНТ заявляло, что «Дом-2» не нарушает законодательство о средствах массовой информации, так как в программе нет сцен насилия, эротики и порнографии. За пять лет существования «Дом-2» четырежды подвергался различным экспертизам и «нарушений действующего законодательства выявлено не было», уверял гендиректор канала Роман Петренко.

В свою очередь представители движения «Российское родительское собрание», подавшего иск о запрете трансляции передачи, заявили, что экспертами после просмотра около 300 дисков с записью программы было установлено, что в 89% присутствует эротика. «Общая направленность передачи явно эротическая. Если в эротике покажут красивые планы природы, то эротикой она от этого быть не перестанет», — сказал юрист «Российского родительского собрания» Алексей Белявский.

Отметим, что безнравственность передачи «Дом-2» не только в том, что там присутствуют непристойные сцены, — аморальна сама концепция передачи, превращающая людей в подобие экспонатов зверинца и приучающая публику к такому взгляду на человека. Кроме того, передачи такого рода разрушают само понятие приватной, частной жизни, которая по определению должна быть скрыта от посторонних.

Напомним, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев ранее призвал общественность и тех, кто принимает решения, серьезно задуматься над воздействием телепроекта на подрастающее поколение. За полный запрет передачи не раз высказывались религиозные и общественные деятели. Таким образом, многим политикам, как и простым российским гражданам, очевидна необходимость срочного вмешательства в ситуацию для спасения культуры от засилья низкопробной массовой продукции.

После скандального решения суда, портал Regions.ru обратился к священнослужителям с просьбой прокомментировать ситуацию. Представителям РПЦ были заданы вопросы: «Чем, по-вашему, объясняется полная глухота людей, определяющих политику телевидения, к критике? Есть ли рычаги для того, чтобы заставить руководство российских телеканалов задуматься о проблемах нравственного здоровья общества?»
И вот какие были получены ответы.

Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что лучшее оружие против зла — это молитва: «Мы не боремся. Мы молимся». «Ситуация на российском телевидении в целом и решение Верховного суда по поводу названной телепередачи — очередной повод для огорчения людей, любящих Россию. Горькое чувство вызывает безответственность наших властей в вопросе образования и воспитания молодого поколения», — сокрушается отец Лука. «Мир капитала будет преследовать собственную выгоду даже вопреки сопротивлению общества. Сегодняшнее телевидение тому подтверждение. Ничего случайного в мире больших денег не происходит, и там где большие дивиденды, там и большая политика», — уверен он. «Власть и средства массовой информации призваны нести ответственность за свой народ, а не развращать его, ибо „сеющий ветер пожнёт бурю“. Нам, всем верующим, надо молиться за власти российские, поскольку Божественное правосудие не минует никого. Как сказано в Евангелии: „Горе тому человеку, через кого соблазн приходит“ (Мф., 18:7). Всякая власть, которая не творит волю Божию, обречена, как мы видели это уже в нашей истории», — заключил игумен Лука.

Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, полагает, что абсолютная глухота ряда руководителей телеканалов к нравственной критике объясняется элементарным игнорированием нравственных принципов и критериев в профессиональной деятельности. «Это сознательный выбор, предполагающий, что телевидение само по себе должно быть безнравственным. Такая позиция очень удобна, потому что позволяет снять фактически единственный барьер на пути извлечения максимальной прибыли», — сказал он. «В нашей ситуации наиболее действенной мерой представляется объявление бойкота, т. е. в данном случае — организованный коллективный отказ от просмотра телеканалов, пропагандирующих пошлость и разврат, и общественное порицание персонально их руководителям. Но учитывая нравственное состояние самого общества, на впечатляющий результат этой акции рассчитывать, видимо, не приходится. В духовно здоровом обществе подобные телеканалы были бы просто невозможны», — добавил священник.

Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, считает, что пропаганда разврата — сознательная политика. «Верховный суд не определяет политику ТВ. Он руководствуется законом и только законом, даже несовершенным. А нравственная слепота и глухота руководителей ТВ объясняется, во-первых, их личной безнравственностью и безбожием, во-вторых, проплаченностью, а, значит, продажностью, в-третьих, желанием выслужиться перед хозяевами — отечественными или заморскими. И все это на фоне полной бесконтрольности со стороны государственной власти — законодательной и исполнительной», — жестко заявил он. «Есть конкретный политический заказ на убийство будущего России — молодежи. Есть исполнение этого заказа, в том числе в СМИ, прикрытое демагогией о верховенстве закона. Это все понятно. Непонятно другое. Неужели наши государственные мужи действительно считают, что разрешено все, что не запрещено законодательством? Но можно ведь пропагандировать пьянство, наркотики, презрение к нравственным нормам жизни, даже антигосударственные и антироссийские идеи и, не нарушая законодательство. Как? Спросите профессиональных манипуляторов общественным сознанием с ТВ, они этим каждый день занимаются. А каким юридическим законом запрещены лицемерие и подлость, предательство друзей и хамство родителям, равнодушие к детям и презрение к беременным женщинам? Только законом нравственным, Божиим. Не забывают ли в Кремле об этом законе? Если вдруг завтра легализуют наркотики, эвтаназию (убийство больных и старых), педерастию и педофилию, мы что, также бросимся исполнять, поддерживать и пропагандировать в СМИ? Помнится, в гитлеровской Германии законом разрешалось выкачивать кровь славянских детей для „истинных арийцев“. Это тоже законно?» — риторически вопросил священник. «Народ, „освободившийся“ от нравственного закона Божиего, послушный только земному, неминуемо придет к людоедству и самоубийству. Понимают ли все это наши вожди? И найдут ли в себе мужество заставить руководство российских телеканалов заботиться о нравственном здоровье общества?» — с грустью сказал отец Алексий.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, считает, что граждане сами позволяют телевидению собой манипулировать. «В России, на мой взгляд, нет сейчас влиятельной общественной силы, которая могла бы заявить свое мнение и оказать влияние на какую бы то ни было ситуацию. Ранее довольно успешно с этим справлялись профсоюзы. Но сейчас их общественная роль сведена на нет. И власти привыкли, что россияне, что говорится, „проглотят“ все, что бы с ними не делали», — заметил он. «Средства массовой информации давно считают народ управляемым быдлом и ведут себя с ним соответствующе. С другой стороны, есть меткое присловье: „если бы мы не были баранами, нас бы никто не пас“», — сказал священник. «Никто не отрицает, что эротика — это явление культуры. Но чтобы она оставалась таковой ее надо уметь преподать в каком-то определенном культурном контексте. Если же эротику представлять как действия, которые можно совершать на тротуаре или на улице, то ее ценность падает, что называется, до „бульварного“ уровня», — подчеркнул он. «По поводу происходящего мне вспоминаются слова, сказанные еще в начале XX века К.С. Льюисом: „В наше время вырождаются не только редкие виды животных или растений, вырождаются редкие виды чувств“. Человек становится косным и, в конце концов, перестает быть человеком», — заключил отец Сергий.

Иеромонах Платон (Воробьев), председатель молодежного отдела Рязанской епархии, полагает, что самодурство телевизионного начальства — показатель слабости власти. «Когда все законодательные средства использованы, есть, на мой взгляд, единственный „рычаг“ государственного воздействия — это президент страны. Если же он „не работает“, то значит, человек, занимающий этот пост, не защищает интересы граждан», — заметил священник. «Наше правительство, к сожалению, только на словах может выражать свой протест против нравственного растления россиян. Никакого же реального противодействия этому не осуществляет», — подчеркнул отец Платон. «На мой взгляд, руководство телеканалов давно пора привлекать к судебной ответственности за то безобразие, что они навязывают телезрителям. Их деятельность по сути антинародна», — подытожил он.

Иеродиакон Иоанн Корниенко, православный общественник и миссионер, уверен, что поднять нравственный уровень российского телевидения помогут особые общественные институты и консолидация граждан. «На мой взгляд, Церковь, разные общественные и культурные организации, частные лица должны объединиться и публиковать соответствующие обращения к обществу, подавать в высшие властные инстанции прошения примерно такого содержания: должна быть создана специальная государственная должность при президенте России. Этот человек будет нести персональную ответственность перед гражданами и президентом страны за нравственное качество российского телевидения. Избирать его следует путем общественного голосования из числа уважаемых и заслуженных людей, деятелей культуры, религиозных организаций. Полезно было бы каждому найти для себя ответ на вопрос: «Кому бы лично вы доверили следить за этическими качествами российского телевидения?», — предложил он. «Такой уполномоченный будет иметь право в любое время задействовать все средства массовой информации и предупредить граждан, что такая-то «телепродукция» вредна для нравственности, этически недоброкачественна. Думаю, вряд ли руководство какого-нибудь телеканала станет игнорировать воззвание такого уважаемого человека и стоящих за ним общественных сил. Если же проигнорируют — воздействовать на таких «теледеятелей» организованным общественным бойкотом. Разумеется, тут необходима определенная сплоченность общества. Если поставить этот вопрос на специальном референдуме, уверен, уже сегодня можно собрать большую общественную силу», — отметил отец Иоанн. «В конце концов, если какой-то продукт телевидения вызывает резкое осуждение большей части российских граждан, с какой стати он должен выпускаться в эфир в нашей стране? Такое положение дел как раз противоречит принципам демократии. Если вопрос приобрел большую остроту, было бы демократично собрать референдум — и дело с концом. Для постоянного же контроля в этой сфере нужна, повторюсь, специальная общественно-выборная должность», — заключил он.
Русская линия


Архиепископ Хризостом: «Наши отношения с Россией всегда были братскими и дружескими»
Президент России встретился с Предстоятелем Кипрской Православной Церкви

Как уже сообщала РЛ, в ходе первого официального визита главы российского государства на Кипр Президент России Д.А. Медведев встретился с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II.

Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом IIВ ходе беседы Предстоятель Кипрской Православной Церкви, в частности, сказал: «С чувством глубокой радости мы принимаем сегодня в духовном центре нашего острова, в Архиепископии, Президента дружественной нам страны — России. Пользуюсь этим случаем, чтобы выразить благодарность всего кипрского народа, всех верующих Кипра за ту поддержку, которая оказывается народу и правительству Кипра в том национальном вопросе, который занимает нас вот уже 50 лет. На протяжении уже почти двух тысяч лет Церковь выступает как мать этого народа. За прошедшее время были очень короткие периоды, когда мы действительно жили мирно и не испытывали угрозу со стороны. Церковь стремилась утешить и поддержать народ, поддержать его приверженность отеческим ценностям на протяжении тех трудных времен, которые он испытывал во время различных завоеваний. Церкви удалось сохранить эту страну и греческой, и православной на протяжении всего этого периода. Мы будем продолжать свой курс, испытывая поддержку со стороны православной России, поскольку наши отношения с ней всегда были братскими и дружескими, таковыми они и останутся».

Блаженнейший Архиепископ Хризостом рассказал высокому гостю об истории христианства на острове, о нынешней жизни Кипрской Православной Церкви и ее отношениях с прочими Поместными Церквами, а также с другими христианскими конфессиями, сообщает сайт ОВЦС.

Его Блаженство отметил, что в будущем ожидает официального визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подчеркнув, что это посещение состоится в удобное время для Предстоятеля Русской Православной Церкви и «доставит огромную радость» православным киприотам.

Свое приветственное слово Блаженнейший Архиепископ завершил словами: «Хочу пожелать, чтобы Бог Вас хранил во всех Ваших начинаниях, во всей Вашей деятельности, поскольку Вы ведете ее не только во благо своего народа, но во благо всех, с тем чтобы принципы и ценности, которые провозглашает наша Церковь, также продвигались Правительством дружественной нам страны, чтобы весь народ жил счастливо и в довольстве, поскольку именно этого желает наш Создатель».

Дмитрий МедведевД.А. Медведев в ответном слове поблагодарил Его Блаженство за встречу и отметил, что Кипр неоднократно посещали паломники и монашествующие из России, но глава российского государства прибыл на остров впервые. Президент подчеркнул, что народы России и Кипра «принадлежат к одной Церкви и общаются духовно», что «исключительно важно для развития добрых отношений между нашими странами». В дальнейшем развитии очень добрых отношений между двумя народами важны и государственные меры, и церковная поддержка, добавил руководитель государства.

Президент также заверил, что Россия «поддерживает идею воссоединения двух частей острова и восстановления единого государства, потому что мы считаем, что это отвечает и чаяниям граждан, и нормам международного права».

Комментируя встречу, помощник Президента России С.Э. Приходько подчеркнул, что развитие межрелигиозного и межкультурного диалога имеет особое значение для главы российского государства.

Отметим, что накануне Д.А. Медведев возложил венок к памятнику первому Президенту Кипра, которым, как известно, являлся выдающийся духовный лидер этой страны Блаженнейший Архиепископ Макарий III.
Русская линия


Кризис церковного либерализма
В результате всесторонней либерализации церковной жизни, католические и протестантские церкви пустуют и продаются под бары и мечети

Достоянием общественности все чаще становятся факты кризиса западного христианского мира. Несмотря на взятый курс на всестороннюю либерализацию и приспособление к нормам окружающего мира, потеря западными христианами своих сторонников приобрела обвальный, почти необратимый характер.

спортзал в церкви Так, только в период между 1990 и 2005 годами в Германии по причинам «нерентабельности» — т. е. сокращения пожертвований прихожан и урезания доходов муниципалитетов — было продано 96 протестантских и 98 католических церквей, сообщает Седмица.Ru.

Новые собственники в большинстве случаев превращают эти церковные здания в рестораны и кафе, сообщило в передаче «Питание в алтаре» «Deutschlandradio Kultur».

Так, в городке Виллингене, расположенном на севере земли Гессен, одна из бывших церквей превращена в ресторан «Дон Камилло «. Если до закрытия церкви на темных дубовых скамейках сидели молящиеся, то теперь на них восседают любители пива.

Редко проданные церковные здания превращаются в культурные центры, как это произошло, например, с церковью Святого Креста в берлинском районе Кройцберг. Здесь проходят выставки, концерты, форумы.

Известны также случаи передачи пустующих католических церквей мусульманским общинам для использования их в качестве мечетей.

Судя по всему, попытки западных христиан пойти навстречу мирским нормам, дабы приобрести и «заблудших», привели к обратному результату — в католические и протестантские храмы перестали ходить и те, кто ранее их посещал. В то же время ислам, индуизм и другие религии, предлагающие фундаментальную мораль и строгие правила жизни, становятся для европейцев всё более привлекательны.
Русская линия


Инокиня Ксения (Чернега): «Функции по сохранению объектов культурного наследия не могут являться исключительной прерогативой государственных музеев»
Большинство выводов Общественной палаты по законопроекту об имуществе религиозного назначения противоречат законодательству

Вчера стало известно, что члены Общественной палаты России выразили своё негативное отношение готовящемуся законопроекту «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Комиссия Палаты по сохранению и развитию отечественной культуры провела экспертизу и пришла к выводу, что проект этого закона якобы противоречит принципам, закрепленным в Конституции страны.

Ксения ЧернегаМежду тем, руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) убеждена, что выводы заключения экспертов комиссии Общественной палаты России по сохранению и развитию отечественной культуры не соответствуют действующему законодательству.

«Большинство выводов и предложений, содержащихся в заключении, вступают в грубое противоречие с действующим законодательством и, безусловно, не могут быть учтены в тексте законопроекта», — сказала матушка Ксения в интервью порталу «Интерфакс-Религия».

Так, по ее мнению, авторы заключения предлагают дополнить законопроект нормами, наделяющими музеи «не свойственными им полномочиями в отношении памятников истории и культуры», переданных религиозным организациям, а именно функциями контроля за сохранностью объектов культурного наследия.

«Сама по себе постановка вопроса о передаче государственно-властных полномочий учреждениям культуры кажется, по меньшей мере, странной», — говорит собеседница агентства, поясняя, что функции по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия «не являются и не могут являться прерогативой государственных музеев».
Русская линия


Иеромонах Никон (Белавенец): «Имя кровавого маньяка Войкова должно быть стёрто с карт Москвы»
Духовник монархического движения призвал не медлить с переименованием улиц и станции метро в столице

Иеромонах Тихон БелавенецДуховник российского монархического движения «За веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец) призвал не медлить с переименованием улиц и станции метро в Москве, названных в честь революционного деятеля Петра Войкова, сообщает Интерфакс.

«До каких пор московские власти будут обсасывать и обмусоливать этот вопрос! Когда пару лет назад переименовывали две станции московского метрополитена, никто не спрашивал мнения москвичей, и деньги нашлись. Когда же речь идет о кровавом маньяке Войкове, почему-то здесь упираются», — заявил отец Никон.

Как подчеркнул он, эта тема является «болезненной для каждого православного человека, она давно назрела, потому что Войков был одним из активных участников событий, связанных с убийством семьи Николая II: сохранилась его записка о выделении серной кислоты для уничтожения тел убитых членов царской семьи». По словам священника, Бог дает нынешним властям Москвы «шанс отмежеваться от кровавой драмы нашего тяжелого прошлого, от их воли зависит — воспользуются они этим шансом или нет». Он напомнил, что движение «За веру и Отечество» еще в январе 1999 года подавало письмо на имя тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова с предложением произвести деполитизацию столичной топонимики, «чтобы названия улиц не вызывали разделения в нашем народе». Тему переименования движение неоднократно поднимало и позднее, «но каждый раз говорили, что этот вопрос будет рассматриваться на межведомственной комиссии».

Весной 2007 года именно отец Никон первым выступил с призывом переименовать станцию метро «Войковская». Он предлагал это сделать в канун 90-летия расстрела царской семьи, которое исполнилось в июле 2008 года.

Напомним, что о возможности переименования объектов связвных с именем Войкова, сообщил в пятницу и.о. заместителя мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов. «Этот вопрос может в последующем обсуждаться, потому что на самом деле в обществе он достаточно активно муссируется и обсуждается. Нужно провести целый ряд консультаций, провести опрос местных жителей», — заявил он.
Русская линия


В Санкт-Петербургской духовной академии открылась ежегодная Научно-богословская конференция
Особое внимание на ней будет уделено социальному учению Церкви

Ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий7 октября 2010 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась очередная ежегодная Научно-богословская конференция. Целью конференции является освещение современного состояния исследований в сфере богословских, библейских, церковно-исторических и церковно-практических дисциплин, сообщает Патриархия.Ru.

В работе конференции принимают участие специалисты из ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви: Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Русской христианской гуманитарной академии, а также из других богословских и гуманитарных вузов. Среди слушателей конференции — студенты Санкт-Петербургской духовной академии и других высших учебных заведений северной столицы.

Конференция началась с пленарного заседания в актовом зале, которое провел ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий. В своем приветственном слове к участникам конференции владыка отметил, что ее задача — дать возможность специалистам в области богословских и гуманитарных наук представить результаты своих исследований. Именно по этой причине конференция не имеет определенной тематики — круг вопросов, который будет на ней обсуждаться, очень широк.

Также епископ Амвросий напомнил о том, что в этом году исполняется 10 лет со дня принятия Юбилейным Архиерейским Собором Основ социальной концепции Русской Православной Церкви; кроме того, важность социальной тематики неоднократно подчеркивалась в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ввиду этого в рамках конференции кроме богословской, библейской и церковно-практической секций будет работать и секция «Социальное учение Церкви».

Первым среди докладчиков пленарного заседания выступил профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории А.И. Сидоров. Его выступление было посвящено теме «Методы изучения святоотеческих творений». Докладчик отметил, что творения отцов Церкви могут изучаться с точки зрения различных наук: текстологии, филологии, истории и философии. Однако, по его словам, при этом нельзя забывать, что сочинения святых отцов — неотъемлемая часть Священного Предания Православной Церкви, и вне Церкви святоотеческих творений как таковых не существует.

После этого слово взял ректор Русской христианской гуманитарной академии, доктор философии, профессор Д.К. Бурлака, выступивший с докладом «Проблема духовного смысла культуры в русском и западноевропейском экзистенциальном богословии XX столетия». Он указал на основные направления в религиозно-философском осмыслении феномена культуры в отечественной и западноевропейской мысли прошлого века.

Затем перед собравшимися выступил профессор СПбДА, доктор исторических наук С.Л. Фирсов. В докладе «Митрополит Питирим (Окнов) — последний епархиальный архиерей Петрограда» преподаватель академии раскрыл противоречивость оценок церковной деятельности митрополита Питирима, архипастырское служение которого неразрывно связано с личностью Григория Распутина. Далее работа конференции продолжилась в секциях.
Русская линия


Нобелевскую премию мира получил политзаключенный
Он предлагал ввести в Китае многопартийность

Нобелевская медальЛауреатом Нобелевской премии мира за 2010 год стал китайский диссидент Лю Сяобо, в настоящее время находящийся в тюрьме, передает Reuters. Премия присуждена Лю Сяобо за «длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае», объявил в пятницу в Осло Норвежский нобелевский комитет. Борец за демократические свободы отбывает сейчас 11-летний срок в китайской тюрьме.

Лю был приговорен к заключению в декабре прошлого года за то, что в 2008 году вместе с другими активистами написал манифест, призывающий к введению в стране многопартийности и обеспечению свободы слова. Официальное вручение премии состоится в Осло 10 декабря. Судя по всему, Сяобо не сможет появиться на церемонии, равно как и получить денежный приз в 10 млн шведских крон — 1,5 млн долларов США.

Отметим, Нобелевский комитет заранее сообщал, что премия мира в нынешнем году преподнесет сюрприз, а у некоторых вызовет резко негативную реакцию. Решение по лауреату премии мира-2010 комитет принял единогласно, сообщил ранее в пятницу в интервью местному телеканалу TV-2 председатель комитета Турбьерн Ягланд.

«Я могу с точностью сказать, что номинация привлечет невероятное внимание», — сказал он. По его словам, присуждение в этом году вновь не обойдется без дискуссии. «Мы готовы к критике из определенных кругов», — отметил он.

Тем временем, также стало известно, что премьер-министр Норвегии, который обычно одним из первых поздравляет Нобелевского лауреата в прямом эфире, отправился на отдых за рубеж, отмечает «Интерфакс». Об этом Ассоциации международной прессы в Осло накануне вручения сообщил МИД Норвегии.

Лю Сяобо 54 года. В 1989 году он принял участие в волнениях на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина, после чего находится под пристальным вниманием китайских властей. После подавления беспорядков, по данным правозащитников, он провел в тюрьме около 20 месяцев.

В июне 2009 года агентство Синьхуа сообщило, что Лю Сяобо арестован по обвинению в «организации в последние годы агитационных действий, направленных на подрыв государственной власти и свержение социалистического строя». По некоторым данным, он был арестован еще 8 декабря 2008 года, отмечает РИА «Новости».

Также сообщалось, что Лю Сяобо — один из авторов так называемой «Хартии 08» — открытого письма к властям Китая с требованием соблюдения прав человека и проведения политических реформ. Хартию подписали более 300 общественных деятелей и борцов за права человека в стране. В декабре 2009 года китайский суд приговорил правозащитника и писателя Лю Сяобо к 11 годам тюрьмы за попытку свержения государственного строя.

Действия китайских властей в отношении Лю Сяобо неоднократно становились предметом полемики между Китаем, США и другими западными странами, требующими освобождения правозащитника. На все подобные заявления МИД КНР однозначно отвечает, что действия компетентных органов в отношении правозащитника лежат в русле китайских законов.

«Китай твердо придерживается защиты свободы слова, но пользоваться этой свободой необходимо в рамках действующего законодательства», — заявила в сентябре официальный представитель МИД КНР Цзян Юй в ответ на просьбу прокомментировать нынешнее положение правозащитника и позицию КНР в отношении его номинации на премию.
Русская линия


С Байконура стартовал первый «Союз», оснащённый цифровыми системами
Космонавтам предстоит провести на орбите около полугода

Ракета *Протон* на БайконуреК Международной космической станции (МКС) с Байконура стартовал первый российский модернизированный корабль «Союз» «цифровой» серии. На его борту — два российских космонавта и астронавт NASA из экипажа МКС-25/26. Как сообщили ИТАР-ТАСС на южном космодроме, «Союз ТМА-М», стартовавший в 03:11 мск, через девять минут вышел на расчетную орбиту и начал автономный двухдневный полет к МКС". Все системы корабля работают штатно, самочувствие экипажа хорошее, отметил эксперт.

Этот запуск открывает серию из трех испытательных полетов новых «Союзов», оснащенных цифровыми системами. Модернизированный «Союз» доставит на орбиту экипаж следующей основной экспедиции — МКС-25/26: россиян Александра Калери, Олега Скрипочку и астронавта NASA Скотта Келли, которым предстоит проработать на орбите более пяти месяцев.

Они присоединятся на борту станции к россиянину Федору Юрчихину и астронавтам NASA Шеннон Уокер и Дугласу Уилоку, которые трудятся там с середины июня. Программа работ экипажа МКС-25/26 насыщенная и разнообразная. Так, Скрипочке вместе с напарниками — Федором Юрчихиным и Дмитрием Кондратьевым, который прибудет на станцию в декабре, — предстоит провести три выхода в открытый космос, чтобы интегрировать новый модуль «Рассвет» (МИМ-1) в состав российского сегмента МКС и снять с внешней поверхности станции научное оборудование.

«Мы должны демонтировать аппаратуру, образцы материалов и биоматериалов, установить новую аппаратуру — монитор земной поверхности, а также провести экспериментальную отработку новых видов связи», — сформулировал задачи выходов на предполетной пресс-конференции Скрипочка.

В программе полета экспедиции — прием и разгрузка двух российских грузовых кораблей «Прогресс», второго европейского «грузовика» серии ATV — «Иоганн Кеплер» и второго японского — HTV-2, а также совместная работа с экипажами двух шаттлов, которые завершают полеты «челноков» в космос.

Ранее планировалось, что последний шаттл стартует к МКС в конце этого года, но затем запуск Endeavour был перенесен на конец февраля 2011 года. Более того, в NASA не исключают возможность запуска еще одного «челнока» летом следующего года.

Помимо выходов и приемов транспортных кораблей, Калери и Скрипочке предстоит отстыковать от нового российского модуля «Рассвет» (МИМ-1) корабль «Союз ТМА-19» с помощью модернизированного пульта «Нептун-МЭ». На «Союзе ТМА-19» на Землю 30 ноября вернутся Юрчихин, Уокер и Уилок.

Научная программа предстоящей экспедиции более насыщенная, чем у предыдущего экипажа. Так, в российскую программу научных исследований включен 41 различный эксперимент.

Калери и Скрипочке также предстоит принять участие в новом этапе эксперимента «Матрешка», в ходе которого ученые стремятся определить степень воздействия космической радиации на критически важные органы человека и разработать действенные методы защиты.

В начале июля грузовой «Прогресс» доставил на МКС защитную шторку, ослабляющую радиационное воздействие на человеческий организм, и космонавты на борту станции будут оценивать ее эффективность.

Россияне из экипажа МКС-25/26 должны также возобновить на станции «огородные» работы. Как рассказали в Институте медико-биологических проблем РАН, «новый этап эксперимента „Растения-2“, скорее всего, начнется в начале 2011 года». Космонавты должны посадить в двух новых корневых модулях бортовой миниоранжереи «Лада» горох и томаты.
Русская линия


Пилоты, посадившие в тайге Ту-154, стали Героями России

Экипаж Ту-154 1Президент России Дмитрий Медведев присвоил награды экипажу пассажирского Ту-154, которому удалось при поломке оборудования посадить самолет в тайге и при этом избежать жертв. За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, командиру пассажирского Ту-154 Андрею Ламанову и пилоту Евгению Новоселову присвоены звания Героев Российской Федерации.

Кроме этого, Орденами мужества награждены бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов. Этой же награды удостоены бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Кремля.

Напомним, что пассажирский самолет ТУ-154 7 сентября летел из аэропорта «Полярный» в московский аэропорт «Домодедово». На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Через три с половиной часа полета на высоте более десяти тысяч метров в самолете отказало электропитание. Экипаж вынужден был садиться в Ижме. Никто из находившихся на борту людей не пострадал.

9 сентября президент России Дмитрий Медведев заявил о намерении наградить летчиков самолета Ту-154. «Пассажиры самолета обратились ко мне с просьбой летчиков наградить, — сказал Президент. — Благодаря мужеству, профессионализму и выдержке им (летчикам) удалось совершить аварийную посадку в абсолютно неприспособленных условиях и спасти жизни пассажиров».

Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов сумели посадить самолет в тайге, на совершенно не подготовленной для этого площадке заброшенного аэродрома Ижма. Посадку пришлось осуществлять визуально без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Это удалось сделать лишь с третьей попытки, не работало оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость, отсутствовала связь с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой, и при приземлении лайнер выкатился в лес.

Выполнив несколько кругов над лесом, Ту-154 каким-то непостижимым для пассажиров образом оказался на поросших травой бетонных плитах, затем стремительно пронесся сквозь частокол невысоких деревьев, срубая их крыльями, и наконец остановился, когда шасси увязло в заболоченной низине.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), которое проводит расследование инцидента, основной версией причины аварии считают отказ оборудования в полете. Как говорится в сообщении ведомства, комиссией установлено, что причиной возникновения аварийной ситуации стал «тепловой разгон» бортовых аккумуляторов.

Как отметили в Росавиации, все аккумуляторы были направлены на специальное исследование в Государственный центр по безопасности полетов на воздушном транспорте Ространснадзора. Также были расшифрованы записи бортового самописца параметров полета и речевого самописца, которые записывают переговоры членов экипажа в кабине экипажа, по самолетному переговорному устройству, а также радиообмен с диспетчерами управления воздушным движением.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного правого деятеля профессора Н.Д.Сергеевского и генерала М.К.Дитерихса

Николай Дмитриевич СергеевскийСегодня день памяти видного государственного и общественного деятеля, первого председателя Русского окраинного общества профессора Николая Дмитриевича Сергеевского, скончавшегося 25 сентября 1908 г.

Он родился 4 октября 1849 г. в Псковской губернии в дворянской семье. Окончив юридический факультет С.-Петербургского университета (1872), Сергеевский был оставлен на кафедре уголовного права для приготовления к профессорскому званию. После успешной защиты диссертации ученый занимал профессорские должности в Демидовском и Александровском лицеях, в Военно-юридической академии и Петербургском университете. С 1895 г. Сергеевский служил статс-секретарем Государственного Совета и управляющим отделением Свода Законов Государственной Канцелярии, состоял членом ряда комиссий преимущественно по финляндским делам и инородцам и в марте 1903 г. был удостоен Высочайшей благодарности «за участие в законодательных трудах по преобразованию финляндского управления». В 1904 г. Сергеевский был произведен в тайные советники, назначен сенатором.

Однако уже весной 1905 г., встретив сопротивление среди сановников при отстаивании русских интересов в Финляндии, Сергеевский подал в отставку, вернувшись к государственной службе, осенью 1907 г. по личному приглашению П.А.Столыпина. В 1906 г. он был назначен членом Государственного Совета, в котором вошел в правую группу. В том же году Сергеевский принял участие в создании газеты «Окраины России», позже регулярно помещая в ней свои материалы. На свои личные средства он основал книжную серию «Библиотека «Окраин России», в которой публиковал работы, посвященные окраинным вопросам. Являясь членом Русского собрания, Сергеевский всегда выступал противником сепаратистских устремлений инородцев. В одной из своих статей Сергеевский писал: «Пора остановить безумное разрушительное стремление людей, ослепленных ложью модных космополитических учений. Пора оградить достоинство и права русского народа и русских, где бы они ни жили. Пора русским воскликнуть: не дадим и не отступим! Пора сознать инородцам, что только в единстве, крепости и силе России защита и спасение их, слабых племен от других, сильных, и что только в единении с русским народом и под мощным кровом Русской Державы их будущее, их действительно народное развитие».

В конце 1907 г. совместно с профессором А.С.Будиловичем и генералом А.М.Золотаревым, Сергеевский выступил инициатором создании Русского окраинного общества, призванного бороться с окраинным сепаратизмом, а в начале 1908 г. — был избран его председателем. Однако управлять делами общества Сергеевскому пришлось чуть более полугода — в сентябре 1908 г. он скончался от закупорки мозговой артерии. Похоронен ученый-патриот на Смоленском кладбище С.-Петербурга.

Михаил Константинович ДитерихсСегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля, правителя Приамурского края генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, скончавшегося в изгнании в 1937 года.

Он родился 5 апреля 1874 г., в пятницу Светлой седмицы, в Санкт-Петербурге. По достижении двенадцати лет был зачислен в воспитанники Пажеского Его Императорского Величества Корпуса. Отслужив три года в Туркестане, в 1897 г. поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба. Участвовал в русско-японской войне, по окончании войны произведен в подполковники. В это время Дитерихс был удостоен чести стать воспреемником от купели долгожданного Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. С началом Первой мировой войны служил на штабных должностях на Юго-западном фронте, разрабатывал план знаменитого контрнаступления, вошедшего затем в историю под именем «Брусиловского прорыва». В мае 1916 г. назначен командиром 2-й Особой бригады на Салоникском фронте (бригада входила в состав межсоюзнических воинских контингентов, сформированных специально для действий на Балканах). В начале июля 1917 г. Дитерихса вызвали в Россию. Он вернулся в страну, опьяненную дурманом свободы, где считалось, что воинская дисциплина — пережиток «старого режима». После провала корниловского выступления начальником штаба Ставки стал сослуживец Дитерихса по Юго-западному фронту генерал-лейтенант Н.Н.Духонин, а Дитерихс был назначен к нему генерал-квартирмейстером Ставки. Во время разгрома Ставки матросами и убийства Духонина Дитерихс укрылся во французской военной миссии, что спасло ему жизнь.

В ноябре 1917 г. он принял должность начальника штаба Чехословацкого корпуса, сыграли роль моравские корни рода Дитерихса. В июне 1918 г. он прибыл во Владивосток, здесь в ответ на враждебные действия совдепа чехи 29 июня свергли советскую власть, Дитерихс развернул наступление на запад по линии Транссиба. 31 августа он соединился с чехами, наступавшими из Забайкалья. В ноябре 1918 г. был создан Западный фронт и Дитерихс до середины февраля 1919 г. был начальником штаба фронта. 17 января 1919 г. адмирал А.В.Колчак поручил ему «общее руководство по расследованию и следствию по делу об убийстве на Урале Членов Августейшей Семьи и других Членов Дома Романовых». Участие в расследовании Цареубийства укрепило Дитерихса в убеждении, что Гражданская война есть не просто противостояние белых и красных, а противостояние Христа и Антихриста, которая должна идти под знаменем Православной Веры. Не случайно штабной вагон генерала был украшен многочисленными иконами. Летом 1919 г. Колчак назначил Дитерихса главнокомандующим армиями Восточного фронта. 1 сентября Дитерихс начал последнее наступление Восточного фронта — «Тобольскую операцию», которая, начавшись успешно, завершилась из-за отсутствия достаточных резервов и несогласованности действий разгромом и отступлением белых. В ноябре Дитерихс был отправлен в отставку, он уехал в Харбин. Главным делом теперь стало для него сохранение материалов об убийстве Царской Семьи, здесь Дитерихс написал свой знаменитый труд «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале» (книга издана в 1922 г. во Владивостоке).

8 июня 1922 г. он прибыл во Владивосток, где началась подготовка к созыву Земского Собора, последнему в истории России. Земский Собор проходил с 23 июля по 10 августа, на нем было принято историческое решение, что «права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых». Впервые белые выступили под монархическими знаменами. Дитерихс почти единодушно был избран временным правителем Приамурского края. Новое государственное образование просуществовало недолго, силы были неравными, «союзники"-японцы, уходя, отказались передать белым оружие и боеприпасы, местные торгово-промышленные круги отказали в денежных субсидиях. 26 октября 1922 г. Владивосток — последний оплот Русской Государственности — был оставлен белыми войсками.

В эмиграции Дитерихс жил в Шанхае, был председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Он не признал манифест великого князя Кирилла Владимировича, связывал надежды с молодыми представителями Династии Романовых. В Шанхае он работал в должности главного кассира франко-китайского банка, оказывал поддержку «Обществу распространения русской национальной и патриотической литературы», на его пожертвования издан труд профессора С.С.Ольденбурга «История Царствования Императора Николая II», его попечениями была устроена домовая церковь. В последние годы жизни из-за усиливающейся болезни легких не мог уже руководить отделом РОВС. На его могиле установили каменный крест в старорусском стиле с лампадкой, но в разгар «культурной революции» кладбище было уничтожено и на его месте построены жилые дома.

Сегодня также, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (1392), свой праздник отмечал Марковский полк, чей командир — генерал лейтенант Сергей Леонидович Марков был назван в честь этого великого святого.
Русская линия


Десница святого Спиридона Тримифунтского доставлена в Санкт-Петербург

Вечером 6 октября 2010 года десница святителя Спиридона Тримифунтского была доставлена из Москвы в Санкт-Петербург, сообщает Патриархия.Ru. В аэропорту Пулково великую святыню христианского мира, которую сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, встречали клирики Санкт-Петербургской епархии во главе с епископом Петергофским Маркеллом.
Реликвия была препровождена в Новодевичий монастырь северной столицы, где к ней выстроилась километровая очередь от Московского проспекта. Ковчег помещен в Казанский храм обители, в котором ежедневно до 15 октября будут совершаться Божественные литургии. В тот же день состоятся проводы святыни в Грецию.
Святитель Спиридон родился около 270 года на Кипре. За добродетельную жизнь был избран епископом города Тримифунта. Имел дар прозорливости, молитвами исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, совершал много других чудес. Вошел в историю Христианства, чудесным образом доказав на I Вселенском Соборе триединую сущность Бога.
В России его чтят как помощника в умягчении сердец, в прекращении распрей, в даровании христианской любви. В честь Спиридона Тримифунтского в российских городах, как и во всем мире, построено немало храмов.
Десницу святителя, хранящуюся на острове Корфу (Греция), уже привозили в Россию три года назад. Тогда в столичных храмах ей поклонилось почти 1,5 млн. человек.
Русская линия

Во Франции подтвержден запрет на ношение хиджабов

Конституционный совет Франции подтвердил, что запрет на ношение головных уборов и одежды, скрывающих лицо, не противоречит основному закону страны. Таким образом, теперь ничего не препятствует вступлению закона в силу, сообщает канал «Россия 24».

Запрет вступит в силу уже весной. За появление женщины в бурке или хиджабе в общественном месте полагается штраф 150 евро. Мужчине, который будет принуждать свою жену носить такую одежду придется раскошелиться на 15 тысяч евро, или провести год в тюрьме. Правда, конституционный суд уточнил, что ходить в хиджабе можно в мечетях, даже если они открыты для широкой публики, иначе будет нарушено право на свободу вероисповедания. В поддержку закона высказались 82% французов.

Между тем, организация «Amnesty International» неоднократно просила Францию не вводить запрет, заявляя, что он противоречит европейской конвенции по правам человека. Запрет должен защитить общественную безопасность, равноправие полов, а также французский образ жизни и светские ценности. При всем разнообразии мусульманских головных уборов и платков, запрет коснется лишь наиболее строгих из них. Однако мусульмане — вторая по численности религиозная группа во Франции — уже называют закон дискриминационным.

За введение запрета на ношение паранджи выступили 246 французских парламентариев и лишь один проголосовал против. Правда, многие сенаторы, представляющие оппозицию, предпочли просто не явиться на голосование.
Русская линия


В Никандровой пустыни на Псковщине возрожден Свято-Благовещенский собор

В Никандровой пустыни (Порховский район Псковской области) состоитоялось освящение возрожденного Свято-Благовещенского собора, сообщает «Интерфакс».
Чин освящения совершит в этот четверг, в день памяти преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581) — престольный праздник обители, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Затем он со священниками епархии отслужит литургию и совершит крестный ход.
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь основана в XVI веке как мужской монастырь. Обитель расположена в Порховском районе Дубровской волости. Своей известностью пустынь обязана памяти преподобного Никандра (в миру — Никон).
Восстановление монастыря началось в 2000 году. Владыка Евсевий тогда поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни, и в обители поселился первый монах.
За эти годы была восстановлена церковь во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», построена часовня над источником преподобного Александра Свирского, возведен храм в деревне Любовец.
В 2005 году в пустынь была принесена икона преподобного Никандра с его мощами, и впервые за последние 80 лет здесь был совершен постриг.
На территории монастыря есть четыре святых источника — во имя апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского, преподобного Никандра пустынножителя, есть и «глазной» источник.
Русская линия

ОВЦС МП продолжает программу по оказанию помощи пострадавшим от природных пожаров 2010 года

Русская Православная Церковь продолжает оказание помощи соотечественникам, пострадавшим от природных пожаров лета 2010 года, сообщает Патриархия.Ru. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата осуществляет программу по оказанию срочной помощи наиболее нуждающимся жертвам стихии.
Реализация программы началась в сентябре 2010 года, когда помощь была предоставлена 480-ти наиболее неимущим погорельцам в Рязанской области. Они получили средства гигиены и комплекты постельных принадлежностей (одеяла, полотенца и постельное белье). Распределение осуществлялось в тесном взаимодействии с Рязанской и Касимовской епархией Русской Православной Церкви. Списки получателей составлялись совместно полномочными представителями епархии и местными социальными органами. Оповещение пострадавших и распределение помощи были организованы священнослужителями и добровольцами из числа местных прихожан.
В дальнейшем в рамках программы планируется оказание помощи погорельцам в Алтайском крае, где пик лесных пожаров пришелся на сентябрь и где пострадало более 1500 человек.
Программа помощи пострадавшим от лесных пожаров осуществляется при поддержке международной христианской организации «Церкви в совместном действии». Она является продолжением многолетних усилий ОВЦС по оказанию помощи жертвам различных чрезвычайных ситуаций как в России, так и за рубежом, осуществляется при поддержке международных христианских институтов и зарубежных партнеров Церкви и выполняется Круглым столом по религиозному образованию и диаконии.
Русская линия

В Израиле археологи обнаружили мозаичный пол храма византийской эпохи

Израильские археологи обнаружили в Хайфе мозаичный пол VI в., который, вероятно, в византийскую эпоху находился в здании церкви. Так считают ученые факультета археологии Хайфского университета, проинформировавшие о своей находке агентство Reuters, сообщает Седмица.Ru.
Раскопки в парковой зоне Тель-Шикмона возле побережья Средиземного моря проводятся с 60−70-х годов прошлого столетия, ученые представили доклад о том, что в районе раскопок обнаружены многие артефакты, подтверждающие, что здесь жили люди, начиная с бронзового века и до византийского периода.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 8 октября 2010 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика