Русская линия
<< Полная сводка новостей от 21 сентября 2010 >>

«Величаем Тя, Пресвятая Дево..»
Сегодня Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой БогородицыРождество Пресвятой Владычицы Богородицы празднуется Православной Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

памятник М.О. Микешина "Тысячелетие России" Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.

Праздник Рождества Богородицы — важнейший день для Русской Державы. Этот день считается днем начала Государства Российского. Согласно преданию, именно в этот день в 862 г. новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора.

В этот же день в 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Русские войска под командованием св. блгв. Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского разгромили орды хана Мамая. Был сделан решительный шаг к освобождению Руси от монголо-татарского ига.

В этот же день в 1862 г. в Новгороде был открыт знаменитый памятник «Тысячелетие России» скульптора Михаила Осиповича Микешина.
Русская линия


«Куликовская битва до сих пор не получила должного увековечивания»
Движение «Народный Собор» предлагает установить в Москве памятник героям сражения Пересвету и Ослябе

Проект памятника Пересвету и Ослябе«21 сентября этого года отмечаются две знаменательные даты: Рождество Пресвятой Богородицы и 630-я годовщина Куликовской битвы. В прошлом году в Старом Симонове прошли торжества, связанные с 500-летием храма Рождества Пресвятой Богородицы, в котором Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и поздравил весь русский народ с этим знаменательным событием возрожденного исторического храма, ставшего, по словам Его Святейшества, „воинским мемориалом общенационального значения“», — говорится в поступившем в редакцию «Русской линии» заявлении движения «Народный Собор».

«Куликовская битва 1380 г. — важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Русского, Российского государства. Она послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Но, помимо исторической победы, не позволившей уничтожить возрождавшуюся общерусскую государственность, она имела и огромное объединительное значение. Недаром считается, что пришли на поле Куликово тверичи, белозерцы, москвичи, владимирцы и представители иных княжеств, а вернулись они единым Русским народом. Битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени „Задонщина“ сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. Именно на Куликовом поле русские осознали силу своего политического единства, а авторитет Московского княжества неизмеримо возрос», — сказано в заявлении.

«Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, князь Димитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве. Наши предки прекрасно понимали, что ратная победа (и это относится ко всем победам русского оружия) невозможна без предварительной духовной победы, без преодоления всех неизбежных в подобном случае страхов и соблазнов. Не случайно именно Церковь всегда благословляла нелегкое воинское служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани воинам. Не случайно имя святого Сергия Радонежского стоит в памяти потомков в одном ряду с именами Дмитрия Донского, Владимира Серпуховского (Храброго), Димитрия Боброка. Не случайно отмеченными летописью героями битвы стали воины-монахи Пересвет и Ослябя, первый из которых начал сражение своим поединком с Челубеем», — говорится в документе.

«Победа далась весьма дорогой ценой: в Куликовской битве пало с русской стороны 12 князей, 483 боярина, многие десятки тысяч простых воинов, а сам князь Дмитрий Иванович, бившийся в первых рядах, едва не погиб. Пали в битве и были погребены в храме Старо-Симонова монастыря (находится недалеко от московского метро „Автозаводская“) герои Пересвет и Ослябя. Столь серьезные потери не позволили Дмитрию Донскому оказать серьезное сопротивление, когда спустя два года изгнавший Мамая хан Тохтамыш внезапным набегом захватил и сжег Москву, после чего Русь вынуждена была возобновить выплату дани. Однако главное было сделано: русские почувствовали вкус победы и осознали, что победа — в единстве. Именно с этого времени шло неуклонное усиление Московской Руси и ослабление Орды, закончившееся спустя столетие обретением полной независимости», — подчеркивается в заявлении «Народного Собора».

Как отмечает представители «Народного Собора», «столь важное в отечественной истории событие, как Куликовская битва, до сих пор не получила должного увековечивания и должной оценки». «Возможно, это происходит из-за ложно понимаемой „толерантности“ в отношении татарского народа, который может „обидеться“ на широкое празднование этой даты в качестве общенационального праздника, — отмечается в документе. — Однако для подобных страхов нет ни малейшей исторической основы, ибо Куликовская битва явилась столкновением двух государственностей, а не двух народов: крепнущее Московское государство боролось за независимость против Золотой орды (вассалами которой булгары — предки нынешних казанских татар были точно так же, как и предки нынешних русских). К тому же момент для попытки освобождения был выбран идеально: власть в Орде узурпировал самозванец — военачальник Мамай».

«При этом на стороне Дмитрия Донского наряду с русскими бились литовцы, угрофинны и немало крещеных татар из перешедших в Москву служилых татарских родов. Основу же армии Мамая составляла наемная итальянская генуэзская пехота, наемники из Средней Азии и Северного Кавказа, да еще на помощь ему спешило литовское войско князя Ягайло, которое только чудом не успело к битве. Организовывалось же это нашествие на Русь. католиками-генуэзцами из крымских колоний, которые привели к власти Мамая и оплачивали его наемные полчища. Фактически, католическая Европа стремилась расправиться с поднимающей голову православной Русью руками захваченной узурпатором Золотой Орды. Но героизм наших предков на Куликовом поле не позволил этого сделать», — говорится в заявлении.

«В память об этом великом событии мы предлагаем заложить в Москве крупную историко-мемориальную зону. Между Москвой-рекой и Восточной улицей поставить памятник героям Куликовской битвы, выставочный комплекс Русской Православной Церкви, детский культурно-просветительский центр и памятник героям — Пересвету и Ослябе. Все необходимые планы и документация имеются, таким образом дело за московскими и федеральными властями», — подчеркивается в заявлении «Народного Собора».
Русская линия


О. Филипп (Рябых): Примат папы Римского противоречит православной экклесиологии
По словам заместителя главы ОВЦС, задача возобновляющихся переговоров с католиками — объяснить ошибочность этого папского нововведения

Священник Георгий РябыхВо вторник в Вене открывается заседание Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу, на повестке дня которого — обсуждение примата папы Римского в первом тысячелетии. «Это самая сложная тема в диалоге между православными и католиками, поскольку вопрос отношения к служению римского епископа является ключевым для жизни современной Католической церкви», — заявил «Интерфакс-Религии» заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых), говоря о задачах возобновившегося диалога.

То, что папа Римский имеет вселенскую юрисдикцию, напрямую противоречит православной экклесиологии, которая учит, что Православная Церковь, сохраняя единство в вере и церковном устройстве, тем не менее, состоит из нескольких Поместных Церквей, подчеркнул отец Филипп, напомнив, что венское заседание является продолжением дискуссии, которая была начата на Кипре в 2009 году.

«В прошлом году к заседанию комиссии был подготовлен проект документа, он начал рассматриваться членами комиссии, но не был до конца проработан: со стороны православных было множество замечаний к этому тексту. Ожидается, что в Вене также будет достаточно интенсивная дискуссия по тексту этого документа», — рассказал священник.

От Русской Православной Церкви в заседании участвуют глава ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, первый зампред Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун), в качестве консультанта принимает участие профессор Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус.

«Задача нашей делегации заключается в том, чтобы этот документ отражал православную позицию и исключал какие-либо двусмысленности, компромиссы и неправильные интерпретации святоотеческих взглядов о служении римского епископа», — отметил отец Филипп.

Признавая, что найти согласие по этому вопросу сложно, он, тем не менее, заявил, что «тему эту надо обсуждать», поскольку «именно она прежде всего разделяет католиков и православных».

«Надо сказать, что долгое время католики не шли на обсуждение этой темы с православными, зная кардинальность различия в ее рассмотрении. И то, что покойный папа Римский Иоанн Павел II, а затем и нынешний папа Бенедикт XVI согласились вынести эту тему на обсуждения совместной комиссии, уже является достаточно благожелательным шагом в отношении православных со стороны католиков», — считает представитель Русской Церкви.
Русская линия


О. Всеволод Чаплин: Мы должны иметь гарантии, что эта мечеть не станет прибежищем террористов
Глава Синодального отдела считает, что при решении вопроса о строительстве мечети в Текстильщиках необходимо учитывать мнение местных жителей

Протоиерей Всеволод Чаплин«Нельзя отрицать право верующих одной из традиционных для России религий нестесненно молиться в своих культовых зданиях. Впрочем, известно, что подчас проекты строительства неправославных культовых сооружений в городах с православным большинством вызывают конфликтные ситуации», — отмечает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в ответном письме членам инициативной группы района «Текстильщики», сообщает Патриархия.Ru. Жители района выступили с открытым письмом, в котором содержится просьба содействовать отмене решения о строительстве мечети.

Глава Синодального отдела напомнил, что мечети в русских городах строились и до революции. «Их возведение не вызывало конфликтов, так как сопровождалось разумной подготовительной и разъяснительной работой, — подчеркивает протоиерей Всеволод Чаплин. — На одну из мечетей — тверскую соборную — даже пожертвовал свои личные средства Император Николай II. Тогда традиционные мусульмане считались надежными союзниками православных христиан и одной из опор Российского государства. Таковыми они остаются и сейчас».

В то же время, с сожалением отмечает отец Всеволод, «в современной России мечети нередко строятся или захватываются лицами, находящимися под влиянием зарубежных экстремистских центров; об этой серьезной проблеме открыто говорят сами лидеры традиционных мусульман».

Православные люди, полагает председатель Синодального отдела, «должны иметь гарантии того, что подобные случаи не повторятся, и это также может быть предметом диалога с местными властями и мусульманскими общинами».

«Богатая практика строительства православных храмов в странах с доминированием инославных исповеданий, а также ислама и буддизма показывает, что конфликтных ситуаций можно легко избежать, если согласовать место строительства, размер храма и его архитектурные особенности со всеми заинтересованными сторонами, включая местных жителей. Так же, убежден, надо поступать и в Москве — в первую очередь через информирование жителей и организацию общественных слушаний», — говорится в письме отца Всеволода.

Он также напомнил, что Москва сейчас находится на последнем месте в России по обеспеченности православных людей храмами. «Проблема нехватки мест для молитвы остро стоит перед всеми традиционными религиозными организациями столицы, однако городские власти сотрудничают с ними в деле ее преодоления», — отметил руководитель Синодального отдела.

Вместе с тем он назвал не совсем понятной позицию тех чиновников, которые сначала отказали в выделении участка под православный храм в Текстильщиках, а потом дали землеотвод под мечеть в том же месте, что и привело к эскалации конфликта в этом московском районе. По словам отца Всеволода, при возникновении недопонимания нужно искать согласия, внося изменения в соответствующие планы и проекты.

В заключение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подчеркнул, что протесты местного населения в вышеописанных случаях «обычно конкретно аргументированы, поэтому объяснять их ксенофобией и религиозной нетерпимостью ошибочно и вредно для межрелигиозного согласия».
Русская линия


«Политики, которым Западная Европа ближе, пусть и занимаются ею, а не многострадальной Россией»
Православные священнослужители о высказывании Юргенса, фактически назвавшего русский народ «быдлом»

Глава президентского Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс во время пресс-конференции «Что мешает модернизации России» основной помехой модернизации объявил русский народ, сообщает Regions.Ru. В его выступлении он в частности, заявил: «Российская общинность и архаика могут быть преодолены не раньше 2025 года. Только к этому времени российский народ станет ментально совместим в восприятии демократии со среднестатистическим прогрессивным европейцем. Пока же в России очевидна тенденция деградации человеческого капитала. Для экономически активного населения характерна деквалификация (то есть потеря профессиональных навыков из-за невозможности работы по специальности), деградация, люмпенизация и даже дебилизация. Мы не граждане, а какое-то племя».

В связи с этим корреспондент Regions.Ru обратился за комментариями к священнослужителям.

протоиерей Александр ИльяшенкоНастоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко расценил слова Юргенса как оскорбление по национальному признаку. «Я считаю, что слова о дегенерации и дебилизации русского народа должны стать предметом разбирательства в соответствующих судебных инстанциях», — решительно заявил он.

«А что касается нашей ментальной несовместимости со „среднестатистическим прогрессивным европейцем“, то она действительно неоднократно проявлялась в истории. Особенно заметна она была в 1941—1945 годах, а до того — в 1812-м, когда в антирусскую коалицию под знамена и Гитлера, и Наполеона были собраны многие европейские народы. А сейчас нас хотят подогнать под европейский стандарт, хотя сама Европа уже утратила здравое понимание того, что она из себя представляет», — резко заметил протоиерей.

«А политики, которым Западная Европа ближе, пусть и занимаются ею, а не многострадальной Россией», — заключил он.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВКлирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, священник Георгий Белодуров надеется, что мутация русского в среднестатистического европейца состоится не так быстро, как надеется Юргенс.

«Высказывания господина Юргенса свидетельствуют о его профнепригодности как политика и аналитика. Я полагаю, что модернизация, мыслимая как слом русских национальных традиций и ценностей, глубоко ошибочна, и ни один здравомыслящий политик поддерживать ее не может», — уверен священник.

«Если идеалом модернизации являются жизнь в Куршавеле, гомосексуальная и педофильная „свобода“, то достижение этого идеала окончательно погубит наш народ. У русских пока осталось еще какое-то внутреннее чувство правды и стыдливости, которое, по-видимому, и мешает проведению преобразований, декларируемых господином Юргенсом», — заключил отец Георгий.

«Я рад, что в России активно реагируют на подобного рода публичные высказывания. Поскольку „быдло“, то есть стадо, всю эту либеральную чушь проглотило бы молча. А мы, насколько я могу судить по возмущенным отзывам в интернете, не боимся возражать», — заключил он.
Русская линия


Патриарх Кирилл: «В каком-то смысле вы на самой передней линии»
Предстоятель РПЦ возглавил торжества в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Южно-Сахалинской епархии

Патриарх Кирилл21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади Победы города Южно-Сахалинска, сообщает Патриархия.Ru. На площади Победы, где совершалась Божественная литургия, Святейший Патриарх Кирилл благословил построить новый кафедральный собор города Южно-Сахалинска — «величественный, достойный подвига наших предков и нынешнего поколения», и поблагодарил губернатора А.В. Хорошавина «за готовность осуществить вместе с народом это великое, святое и историческое дело».

Для совершения богослужения на площади был установлен престол под сенью.

Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил; епископы Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Солнечногорский Сергий, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон; наместник Сретенского ставропигиального монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов); председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; секретарь епархиального управления Южно-Сахалинской и Курильской епархии игумен Тихон (Доровских); духовенство Южно-Сахалинской епархии.

На Божественной литургии присутствовали заместитель главы Администрации Президента России А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаев, губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин, первый заместитель председателя Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин, мэр города Южно-Сахалинска А.И. Лобкин, члены Правительства Сахалинской области, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с проповедью.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил был награжден орденом прп. Серафима Саровского II степени. Святейший Патриарх также вручил владыке Даниилу панагию в память о совместной молитве.

Патриарх Кирилл на СахалинеЗа вклад в строительство духовно-просветительского центра Южно-Сахалинской и Курильской епархии губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин был награжден орденом св. блгв. кн. Даниила Московского II степени. За помощь кафедральному Воскресенскому собору мэр г. Южно-Сахалинска А.И. Локтев был удостоен ордена св. блгв. кн. Димитрия Донского III степени.

Во внимание к усердным миссионерским трудам ректор Сахалинского государственного университета Б.Р. Мисиков получил из рук Его Святейшества орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени.

По окончании богослужения Предстоятеля Русской Церкви приветствовал епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, который преподнес Его Святейшеству панагии и крест.

В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что за минувшие годы на Сахалине и Курильских островах было с нуля построено больше пятидесяти храмов, и поблагодарил за понесенные труды правящего архиерея и духовенство Сахалина и Курильских островов. «В каком-то смысле вы на самой передней линии, а передняя линия — всегда самая важная, — сказал Патриарх Кирилл. — Пусть Господь дает вам разумения, сил и любви в сердце нести служение своему народу здесь, на Сахалине и на Курильских островах».
Русская линия


О. Амвросий (Стрекачев): «Дело, конечно, не в мечети. Дело в нас самих»
Руководитель информационно-издательского отдела Сыктывкарской епархии прокомментировал ситуацию вокруг протестов против строительства мечети в Сыктывкаре

Нет мечети!19 сентября в местечке Лесозавод в Сыктывкаре состоялся сход местных жителей против строительства мечети, сообщает официальный сайт Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Собравшиеся выразили свое возмущение действиями властей, которые на месте, которое планировалось под строительство поликлиники, разрешили строить мечеть. «Теперь наши больные старики будут ходить в старую больницу мимо нее, смотреть и слушать — как там проходят их службы. Это просто геноцид против своего же народа!" — заявили собравшиеся.

Руководитель информационно-издательского отдела Епархиального управления и главный редактор газеты «Епархиальные ведомости» Сыктывкарской епархии иеромонах Амвросий (Стрекачев) прокомментировал сложившуюся обстановку.

По его словам «дело, конечно, не в мечети. дело в нас самих». «Мы пожинаем плоды собственной бездуховности, безверия и нежелания жить по Божьим заповедям. Это мы своими грехами, своей теплохладностью и нерадением к вере отцов даем возможности восходить на нашей исторически православной земле семенам чуждых учений, -отметил священник. — Природа не терпит пустоты, и если народ оставляет поклонение своему Богу, то он начинает поклоняться богам чуждым. Что и происходит на наших глазах».

По мнению отца Амвросия, в современном мире взаимопроникновение разных культур происходит очень быстро и очень наглядно. «Если в не таком уж далеком от нас ХIХ веке, нужно было добираться от окраин империи до столицы месяц и больше, то сейчас мы преодолеваем это расстояние на самолете всего за несколько часов. Мы не задаемся вопросом, в какую страну выехать на отдых: в православную или исламскую, в Грецию или в Турцию, руководствуясь, лишь соотношением цена/качество или собственными предпочтениями. Мы не обучаем наших детей исламу, но и не даем им возможности изучать Православие. Мы немало удивляемся, случайно узнав о строгих нормах шариата, и не хотим ходить в мечети, но, и не желаем утруждать себя исполнением заповедей Божьих, прописанных в Библии, а в православный храм приходим только дважды в год — на Пасху и «за водичкой» на Крещение..»

«По статистике, 70% населения России позиционируют себя православными. Не являясь таковыми на самом деле, — отмечает отец Амвросий. — Причащаются не реже раза в месяц — 2%. Несколько раз в год — 6%. Раз в год и реже — 10%. 21% опрошенных даже не смогли ответить на вопрос, что такое «причастие». Вот так..»

Иеромонах Амвросий (Стрекачев)Оценивая религиозную политику российских властей, руководитель информационно-издательского отдела Сыктывкарской епархии заявил, что она, «конечно, удручает». «Поистине, «рубят сук на котором сидят». Предоставлять такие льготы для совсем нетрадиционной, в наших северных краях, религии и для небольшой общины в двести человек, предоставлять такие возможности, это, по меньшей мере, выглядит странным, — считает священник. — Главный собор в Сыктывкаре, построенный с грехом пополам, еще не передан в собственность Русской Православной Церкви, а тут запросто отдается огромный участок городской земли. «Ни одного документа на разрешение строительства еще нет», — заявляют в мэрии, а капитальный забор уже стоит. И в комментариях на эту новость, «интернет-джигиты» уже пишут: «Мы будем делать, что захотим. А ленточку на открытии мечети представители власти сами перережут».

«В чем причина такого поведения власть предержащих? Обычная недальновидность, материальная заинтересованность, угрозы, боязнь или предательство?, — задаётся вопросом отец Амвросий. — Трудно сказать. Бог им Судья. Но скорее всего, причина все та же: не имея опыта духовной жизни, не вместив и не поняв глубину и высоту Православия, они являются лишь номинальными христианами, «иванами, не помнящими родства», вменяющими не во что святую веру своих предков».
Русская линия


Этот день в Русской истории
21 сентября 2010 года исполняется 630 лет Куликовской битве

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле21 сентября 2010 года исполняется 630 лет Куликовской битве. Битва на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области) близ впадения реки Непрядвы в Дон, явилась ключевым событием в истории борьбы Руси против монголо-татарского ига и объединения русских земель вокруг Москвы.
В XIII — XIV веках самой значительной военной силой в мире была Золотая Орда. Под натиском татаро-монгол погибли цветущие государства Средней Азии, рухнула цивилизация арабских и кавказских народов. Угроза нависла над Русью и Западной Европой. Вторжение на Русь началось в конце 1237 года. Полтора века Золотая Орда грабила нашу страну. Не раз поднимались восстания против поработителей, но разрозненные княжества не могли противостоять грозной силе, и патриотический порыв жестко подавлялся врагом.
В августе 1380 года Московский князь Дмитрий Иванович, внук князя Ивана Калиты, продолжил дело, начатое дедом. 15 августа в Коломне был назначен сбор народного ополчения со всех княжеств Северо-восточной Руси, объединенного под единым командованием. Собралось 150 тысяч русских воинов, князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский привели 70-ти тысячную конную армию и еще присоединились 30 тысяч народного ополчения: ремесленники, крестьяне, казаки и другие православные люди, вставшие на защиту своего Отечества.
В битве на Куликовом поле победа была одержана благодаря мужеству русских ратников, которые, не щадя жизней своих, сражались с грозным врагом. Письменные памятники сохранили имена некоторых наиболее отличившихся воинов. Так, согласно преданию, боярин Михаил Андреевич Бренко был облачен в одежду и доспехи князя Дмитрия и под великокняжеским знаменем геройски погиб в бою с татарами. Сложили на Куликовом поле, в битве за землю Русскую князья белозерские, предводитель сторожевого отряда Семен Мелик, богатырь Григорий Капустин, воеводы Микула Васильвич, Тимофей Волуевич, Андрей Серкизович и многие другие князья, воеводы, простые воины.
Самым знаменитым героем сражения 8 сентября 1380 года стал инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет., который, как и его собрат Андрей Ослябя, участвовал в Куликовской битве с благословения своего игумена — Сергия Радонежского. Неизвестно, какие причины привели Александра к отречению от мира и принятию пострига. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению любечанин, был брянским боярином, отличался храбростью и воинским искусством. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел», — отмечали летописцы.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле столкновению основных сил предшествовал поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челубеем (Темир-мурзой). Согласно известиям «Сказания о Мамаевом побоище», произошло это так. Когда два войска начали соступаться, «выеде же печенег ис полку татарского пред всеми, мужеством являяся и хоробруя, подобен есть древнему олияду». Уверенный в своей силе и ловкости, Темир-мурза вызывал на единоборство кого-либо из русских. А. П. Бубнов Утро на Куликовом полеПересвет и Ослябя находились в это время в Передовом полку, у князя Владимира Всеволожского. Заметив, что никто не может противостоять грозному татарскому богатырю, Александр Пересвет выступил вперед. «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться», — произнес он. Русский витязь не был облечен в боевые доспехи — вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста. Не вступал он в борьбу с самонадеянной гордостью, не похвалялся перед врагом своей крепостью и силой. По христианскому обычаю инок Пересвет простился со всеми и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него.
Пересвет сел на своего коня и, вооруженный копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломались, а оба воина упали со своих коней на землю мертвыми. Как свидетельствует «Сказание о Мамаевом побоище», после окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: «Братия, видите ли сего чиноначалника? Тои бо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горкую чашу».
Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать.
Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Русская линия

Власти Греции планируют ввести пенсионный возраст для митрополитов Элладской Православной Церкви

Греческие СМИ активно комментируют намерение правительства ввести пенсионный возраст для митрополитов Элладской Православной Церкви, которые в этой стране имеют статус государственных служащих, сообщает Православие.Ru. «Правительство дало понять, что намеревается ввести предельный возраст для митрополитов и отправлять высших иерархов на пенсию. Параллельно идет суровое ограничение зарплат и пенсий в государственном секторе», — заявил один митрополит, имя которого не называется.
Пенсионный возраст, вероятнее всего, будет установлен в 80 лет. Из 82 высших иерархов 12 старше этого рубежа. Скорее всего, эта идея вызовет бурную полемику в Церкви: сторонники митрополита Закинфского Хризостома предлагают установить даже более низкий пенсионный возраст, а один из ведущих нынешних богословов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), напротив, утверждает, что с точки зрения богословской и канонической подобное решение невозможно.
Среди тех, кого власти, скорее всего, пожелают отправить на пенсию, — один из самых авторитетных иерархов митрополит Каристиийский Серафим, зам. председателя Архиерейского собора (это один из ключевых постов в структуре ЭПЦ).
По сведениям газеты «Неа», на предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Иеронима оказывают давление, чтобы заставить его принять решение об отправке престарелых иерархов на пенсию. Пожизненный сан в наши дни — анахронизм, считают власти.
Русская линия

Состоялся обмен документами между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле

17 сентября в Москве в рамках юбилейных торжеств, посвященных 90-летию Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), состоялся обмен копиями документов между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле, сообщает ОВЦС МП.
Затем директор ГАРФ С.В.Мироненко и декан Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле протоиерей Владимир Цуриков обменялись копиями ряда документов. Среди переданных семинарии: копии фонда ГАРФа Синода Русской Зарубежной Церкви (1921 — 1945 гг.) — в обмен на ряд коллекций, хранившихся в архиве семинарии: фонд В.К.Абданк-Коссовского (1885 — 1962), П.Н.Краснова (1869 — 1947), С.В.Денисова и другие.
Частью юбилейной программы стало открытие выставки «Хранить в Государственном архиве» и нового официального сайта ГАРФ, на котором представлены около 3 миллионов заголовков имеющихся в архиве описей. Экспозиция выставки, которая продлится до 28 ноября, построена исключительно на архивных материалах, объединенных в 23 сюжета по истории России XIX—XX вв.еков, среди которых «Пророчества преподобного Серафима Саровского в бумагах тайной полиции», «Заговор великих князей. 1916», «Завещание патриарха Тихона».
Русская линия

Поляки стали меньше доверять Католической церкви

В последние месяцы Католическая церковь Польши теряет доверие у своих граждан, — таковы результаты недавно проведенного исследования института общественного мнения CBOS, сообщает Седмица.Ru.
Только 54% респондентов позитивно оценили деятельность Церкви, а 35% высказали отрицательное мнение.
В июне доверие Церкви оказывали 64%, а отрицательно высказывались лишь 25% из числа опрошенных, общее количество которых не называется.
Институт общественного мнения считает, что падение доверия к Католической церкви связано с ее позицией в развернувшейся в стране дискуссии относительно дальнейшей судьбы «креста памяти Леха Качиньского». Часть польского общества подвергает критике «неоднозначную позицию» Католической церкви в этом вопросе.
Русская линия

Очередные протесты против целибата в Католической церкви

В Брюгге два бельгийских епископа подвергли сомнению необходимость обязательного безбрачия духовенства латинского обряда в Католической церкви, сообщает Седмица.Ru.
«Я думаю, что Церковь должна задать себе вопрос, уместно ли сохранять принудительный характер безбрачия», — заявил епископ Брюгге Йозеф де Кесель. «Мы можем допустить целибат священников, но люди, для которых соблюдать безбрачие по-человечески просто невозможно, должны также иметь шанс стать священниками», — считает прелат.
«Я не думаю, что было бы неразумно рукополагать в священный сан женатых людей», — заявил епископ г. Хассельта Патрик Хугмартенс, который назвал дисциплину целибата «бесполезной». «Я легко могу представить себе два вида духовенства, — сказал он. — Одни живут в целибате, другие — как женатые».
Русская линия

В Пакистане совершено нападение на протестантского пастора

В Исламабаде пятеро мусульман напали на протестантского пастора Эммануэль Бешир после 13 сентября близ восточно-пакистанского города Касур, сообщает Седмица.Ru.
Встретившиеся ему по пути люди спросили: «Почему вы проповедуете, что Иисус Христос — Бог, и что никто не может быть спасен без Него?» Пастор ответил: «Мы никогда не прекратим проповедовать о Господе Иисусе Христе всем народам!». После этого пятеро мусульман набросились на пастора и зверски избили его.
Эммануэль Бешир в настоящее время госпитализирован с многочисленными травмами.
Русская линия

Армяне совершили первую службу в церкви Святого Креста на острове Ахтамар

Впервые за последнее столетие турецкие власти разрешили армянским паломникам помолиться и провести службу в древней церкви Святого Креста на острове Ахтамар. Уникальный памятник армянского средневекового зодчества — церковь Святого креста (915−921, зодчий Мануэл), украшенная фресками и богатейшей резьбой по камню, была построена между каменистыми горами 11 веков тому назад.
Более чем за два месяца до намеченной на 19 сентября службы в близлежащих отелях почти не осталось свободных мест. По предварительным подсчетам на первую службу приехало до 10 тысяч армян со всего мира.
До последнего времени церковь была музеем, где всякие молитвы были запрещены. Несколько лет назад крыша церкви прохудилась, и появилась опасность, что древние иконы будут уничтожены, поэтому турецкое правительство вложило около миллиона долларов в реставрацию. После проведения работ в 2007 году церковь была отреставрирована, но молитвы по-прежнему были запрещены.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 21 сентября 2010 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика