Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 апреля 2010 >>

Патриарх Кирилл: «Молитесь крепче, и вместе с молитвой придут утешение и мир»
Предстоятель Русской Церкви отслужил панихиду по жертвам недавних столичных терактов на станции метро «Лубянка»

Патриарх Кирилл (фото с сайта <a class="ablack" href="http://www.patriarchia.ru/">Патриархия.ru</a>)Сегодня, в Радоницу, когда Церковь впервые после Пасхи совершает общецерковное поминовение усопших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду по жертвам недавних столичных терактов на станции метро «Лубянка», сообщает Патриархия.Ru.

Предстоятель Русской Церкви спустился на платформу по эскалатору со стороны магазина «Библио-Глобус», отмечает Интерфакс-Религии. Его Святейшество возложил к месту гибели людей мемориальный венок, на котором белыми розами был выложен православный крест, и надписью «Всем невинно убиенным от скорбящего Патриарха Кирилла».

Вместе с Патриархом Кириллом почтить память невинноубиенных мирных жителей в метро спустились первая заместительница мэра Москвы Л.И. Швецова, заместитель мэра Москвы С.Л. Байдаков, префект Центрального административного округа А.О. Александров, начальник ГУП «Московский метрополитен» Д.В. Гаев, благочинный Покровского округа Москвы протоиерей Геннадий Нефедов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, сотрудники Администрации Президента России и другие.

Церковный хор пел «Вечную память» и пасхальные тропари под непрерывный грохот проезжающих мимо станции поездов. Родственники погибших пришли на панихиду с букетами красных гвоздик и портретами скончавшихся близких.

«Сегодня день поминовения усопших — Радоница, — сказал перед началом литии Предстоятель Русской Православной Церкви. — Тысячи и тысячи людей сегодня приходят в храмы, на кладбища. Мы молимся о упокоении тех, кто ушел от нас. С совершено особым чувством сегодня в Кремле, в Архангельском соборе, где находятся могилы руководителей государства Российского, царей, великих князей, где находятся могилы Первосвятителей земли Русской, мы молились о тех, кто невинно, по злой человеческой воле, был убит в московском метро. И была потребность сердца спуститься сюда, на место, где пролилась эта невинная кровь, и здесь вознести Господу наши молитвы».

«Давайте сейчас помолимся об упокоении тех, кто погиб, — обратился к собравшимся Предстоятель Русской Церкви. — Молитва соединяет человека не только с Богом, но и с теми, за кого человек молится. И мы соединимся сегодня с теми, кто отдал свою жизнь здесь, или погиб на станции метро „Парк культуры“, или скончался позже в больницах. Пусть Господь упокоит их души в Небесном Своем Царстве и сотворит вечную молитвенную о них память в наших сердцах. Аминь».

После литии Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом утешения к родственникам погибших. «Благодарю всех за участие в молитве, — сказал Предстоятель. — Приношу извинения, если мы создали какие-то трудности для работы метрополитена, но уверен, что в этот день нужно было помолиться. Я особенно хотел бы сказать слова ободрения родственникам — тем, кто переживает, надрывает сердце свое в страдании. Молитесь крепче, и вместе с молитвой придет утешение и мир, и Господь по жертвам ваших родственников дарует и вам благое в этой жизни. Храни вас всех Господь».
Русская линия


«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..»
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает Радоницу — день пасхального поминовения усопших

РадоницаСегодня православные верующие отмечают особый день поминовения усопших — Радоницу. Согласно канонам Православной Церкви, посещение кладбища в день Христова Воскресения не предусмотрено. Для этого существует специальный праздник Радоница (Радуница) — девятый день после Пасхи.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовения всех умерших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Творится это поминовение с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества Воскресения Христова, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть радостная, отсюда и Радоница, слово древнеславянское, означающее «радующаяся».

Предание гласит, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос Воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину Воскресе!»

Во вторник Фоминой недели во всех православных храмах совершается особое пасхальное поминовение усопших, после которого верующие идут на кладбище, чтобы символически похристосоваться с умершими близкими. В этот день также принято приводить в порядок могилы усопших, причем не только могилы своих родственников, но и те, которые по какой-либо причине оказались забытыми и неухоженными.

Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-каноны, на которые кладут жертвуемую снедь. Вкушая ее, священнослужители творят поминовение тех, за кого была принесена эта жертва.

Дни Радоницы слыли в народе также как брачные. Считалось, что это время самое удобное для заключения брака. В старинных обычаях была и другая добрая традиция — невестки и зятья одаривали на Радоницу Богом данную родню подарками и благодарностями.
Русская линия


Валерий Гергиев: «Это праздник всей страны»
Пасхальный фестиваль шагает по России

На минувшей неделе в Москве стартовал IX Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, который часто называют кульминацией столичного музыкального сезона. В этом году смотр посвящен 65-летию Великой Победы. Кроме того, в его программе найдут отражение — Год Франции в России, 790-летие Александра Невского и тысячелетие Ярославля.

Еще в 2002 году, когда только зародилась идея проведения Пасхального фестиваля, художественный руководитель Мариинского театра российский маэстро Валерий Гергиев заверил всех в том, что праздник музыки в светлые пасхальные дни просто необходим для любого православного человека. За эти годы Московский Пасхальный фестиваль превратился в грандиозный российский форум. За 9 лет география городов значительно расширилась.

В своём интервью агентству РИА Новости В. Гергиев сказал: «Необычайно рано в этом году — 4 апреля стартовал фестиваль. Это естественно связано со Светлым праздником Пасхи. Это праздник всей страны, той части человечества, которая не может пройти мимо этой даты».

В рамках Девятого Пасхального фестиваля в период с 4 апреля по 9 мая в городах России и ближнего зарубежья состоится более 100 концертов, в них примут участие более 500 исполнителей. По сложившейся традиции большая часть программ носит благотворительный и просветительский характер. Такие концерты свободно посещают пенсионеры, ветераны Великой отечественной войны, учащиеся и студенты.

Традиционно основу Пасхального фестиваля составляет симфоническая, камерная, хоровая и звонильная программы. В хоровой программе выступят коллективы из России, Украины, Прибалтики, Сербии, Болгарии и ближнего Закавказья. Однако главным действующим лицом остается оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев.

Особая тема фестиваля 2010 — 65-летию Великой Победы. А потому одной из составляющих станет цикл из избранных симфоний Дмитрия Шостаковича. Отдельным событием будет музыка Родиона Щедрина, без чьих произведений не обходится практически ни одна из программ Московского Пасхального фестиваля.

Концерты Московского Пасхального фестиваля продолжаются. Исчерпывающую информацию можно узнать на официальном сайте фестиваля — www.easterfestival.ru

Впереди у оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева продолжительные гастроли в южных регионах России. Специальный проект организован в Ярославле — к 1000-летию города. Известно, что там состоится исполнение «Стихиры» Родиона Щедрина.
Русская линия


Александр Чуев: «Митинг в Екатеринбурге — это откровенная провокация»
Известный общественный деятель, экс-депутат Госдумы считает, что власти должны дать жесткую оценку действиям г-на Волкова

«То, что творилось в конце прошлой недели на центральной площади в Екатеринбурге — это просто откровенная провокация. Александр ЧуевПричем главное, что бросается в глаза, когда просматриваешь сообщения об этом атеистическом митинге, что он носил явно антиконституционный характер и был направлен фактически на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Тем более странно в этой ситуации, что местные власти не только допустили все это, но и никак не отреагировали на оскорбительные антицерковные транспаранты и лозунги, которые звучали на митинге. Тем самым они, по сути, отказались защищать Конституцию России», — заявил в интервью «Русской линии» известный общественный деятель, бывший депутат Государственной Думы Александр Чуев.

«Конституция РФ определяет Россию, как светское государство, где каждый гражданин страны имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. При этом, основной закон фактически запрещает пропаганду религиозной нетерпимости, — продолжил Александр Чуев. — А поскольку в своих призывах г-н Волков не просто утверждал атеистическое учение, а конкретно уничижал Русскую Православную Церковь и архиепископа Екатеринбургского Викентия (достаточно ознакомиться с призывами на плакатах), он просто попрал все конституционные нормы и наплевал на права православных граждан. Я думаю, в этой ситуации властям и соответствующим правоохранительным органам следовало бы обратить на этот факт более пристальное внимание».

«Более того, восстанавливать разрушенные храмы — это долг государства, — подчеркнул Александр Чуев. — С моральной точки зрения это крайне важно сегодня. Митинг проводился исключительно против того, чтобы строились храмы РПЦ — это и есть религиозная нетерпимость. В этой ситуации странным кажется позиция местных властей, особенно учитывая последние заявления премьер-министра Владимира Путина о передаче Церкви ее имущества. Странно, что власти региона молчали. Я знаю владыку Викентия достаточно давно. Это уважаемый человек, серьезный молитвенник и очень деликатный человек. Я знаю, сколько сил он потратил на расширение социальной деятельности епархии, на увеличение числа приходов, помощь нуждающимся. А вспомнить последние строительства, которые велись в районе Ганиной Ямы. Сколько сил владыка отдал на то, чтобы в регион во всей полноте пришла духовная жизнь».

Строительство храма на Екатерининской площади в Екатеринбурге, по мнению Александра Чуева, это «право верующих, тем более, что храм был на этом месте, и большинство горожан выступают за его восстановление». «Это ни для кого не секрет, поэтому-то, по всей видимости, и понадобилась г-ну Волкову эта провокация с привлечением прессы, шариков и прочего. Верующих во время Царских дней в Екатеринбурге собирается не 500 или даже не 2 тысячи человек, а десятки тысяч». При этом экс-депутат Госдумы обратил внимание на то, что 27-летний депутат-атеист решился на откровенную антицерковную выходку и нарушение закона, имея на руках мандат неприкосновенности и зная, что ему ничего не грозит. «Я бы посоветовал г-ну Волкову заниматься своей непосредственной деятельностью и писать законопроекты, а не организовывать митинги и демонстрации», — заключил А.Чуев.
Русская линия


«Страны БРИК: общие цели — общие действия»
В преддверии саммита Дмитрий Медведев написал программную статью

Дмитрий МедведевВ преддверии саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), намеченного на 15 — 16 апреля, в печатных органах альянса быстро развивающихся стран опубликована статья Президента России Дмитрия Медведева под названием «Страны БРИК: общие цели — общие действия».

Глава государства выразил убежденность в том, что у этой четверки, на которую приходится 26% территории планеты и 42% ее населения, большое будущее. Президент подчеркнул, что Россия идет по пути комплексного обновления и готова предложить коллегам по БРИК наработки в ряде областей, в том числе космической и сельскохозяйственной отрасли. Достижения в этих сферах, уверен Медведев, будут востребованы.

«В свою очередь, мы с интересом и симпатией следим за динамичным развитием других участников альянса. Сочетание сравнительных конкурентных преимуществ наших стран создает ситуацию взаимного выигрыша во множестве сфер, дает нам уникальные стимулы к сотрудничеству. Многие из них уже используются на практике», — считает Президент.

Д.Медведев отметил, что, укрепляя экономический фундамент многополярного мира, страны БРИК объективно содействуют созданию условий для укрепления международной безопасности. «Мы едины в том, что международное сообщество должно опираться на политико-дипломатические и правовые, а не на военно-силовые методы решения конфликтов. Убеждены в необходимости укрепления коллективных начал в международных отношениях и формирования справедливого и демократического мироустройства. Россия, Китай, Индия и Бразилия активно сотрудничают в ООН.

Уверен, что у сотрудничества наших стран большое будущее. И пусть мы только в начале пути, но надежный фундамент нашего диалога в формате БРИК — проверенные партнерские взаимовыгодные отношения — позволяют рассчитывать на успех этого перспективного форума на благо наших стран и народов» — заключил Президент России.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителя Ионы, святого благоверного Великого князя Ивана Калиты, вспоминаем адмирала С.О.Макарова, художника В.В.Верещагина и архиепископа Варнаву (Накропина)

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворецСвятитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.

В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416−1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445−1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления.

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.

Великий Князь Иван I Данилович КалитаСегодня день памяти собирателя земли Русской святого благоверного Великого князя Ивана I Даниловича Калиты, скончавшегося 31 марта 1340 года (в 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы).

Он был сыном святого благоверного московского князя Даниила (память 17 марта). Начал княжить в Москве с 1325 г. после гибели своего брата Юрия, в 1328 г. получил ярлык на великое княжество Владимирское.
Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. Главным средством к этому усилению было особенное умение Ивана ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, — говорит летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

В его правление митрополит Петр покинул Владимир и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией, что означало превращение Москвы в духовный центр Руси. По словам летописца, Иван Данилович избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил правый суд, помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. В княжение Ивана Даниловича в Москве был построен дубовый Кремль.

Свое прозвище Калита Великий Князь получил, как считают, от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милостыни. Он построил в Кремле Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, в Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь. Умер, приняв схиму с именем Анания.

Степан Осипович МакаровСегодня день памяти выдающегося русского флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова, погибшего 31 марта 1904 г.

Он родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве в семье прапорщика флота. Образование получил в Николаевском-на-Амуре морском училище. Макаров участвовал в Русско-турецкой войне 1877−78 гг., в ходе которой впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Его научные труды были удостоены премий Академии наук. Макаров прославился как основоположник теории непотопляемости корабля, над которой затем он работал в течение всей своей службы, непрерывно совершенствуя и обогащая ее новыми положениями и практическими предложениями, направленными на повышение боеспособности броненосного флота. В 1897 г. Макаров также выдвинул идею исследования Арктики с помощью ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором Макаров дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С началом Русско-японской войны в 1904 г. адмирал был назначен командующим флотом в Тихом океане.

Погиб адмирал Макаров на командирском мостике флагманского броненосца «Петропавловск» под Порт-Артуром. Флагман флота наскочил на мину, взрыв пришелся в район погребов боезапаса. Артиллерийские снаряды и мины заграждения сдетонировали, буквально разорвав корабль пополам. Через две минуты мощный броненосец исчез под водой. Вместе с вице-адмиралом Макаровым погибли начальник его штаба контр-адмирал Молас, художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, 27 офицеров и 652 нижних чина. Спастись удалось только 30 морякам, среди них был и Великий князь Кирилл Владимирович.

Василий Васильевич ВерещагинВ один день с адмиралом С.О.Макаровым погиб выдающийся русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Он родился 14 октября 1842 г. в Череповце в семье помещика. Свое образование Василий начал в Петербургском морском кадетском корпусе, где и увлекся рисованием, проявив в нем большие способности. Блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи, однако Верещагин упорно продолжал заниматься живописью. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1867 г. художник уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В Средней Азии художнику довелось не только стать свидетелем войны, но и ее непосредственным участником. В 1868 г. в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира, был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Итогом нескольких поездок в Туркестан также стала большая серия картин о Средней Азии.

Вспыхнувшая в 1877—1878 годах Русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.

«Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».

Картины Верещагина Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы Русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Среди наиболее известных из них — «На Шипке все спокойно» (1878−1879) и «Шипка-Шейново» (1878−1879).
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».

Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. Однако уже 31 марта 1904 г. Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин)Сегодня также день памяти подвижника благочестия, члена Русского Собрания архиепископа Тобольского и Сибирского Варнавы (Накропина), скончавшегося в 1924 г.

Он родился в 1859 г. в крестьянской семье в Олонецкой губернии, в миру звался Василием. С молодых лет был пламенным ревнителем Православия, в 1897 г. принял постриг, был настоятелем нескольких монастырей, в 1911 г. хиротонисан во епископа. Владыка был другом Г. Е.Распутина, за что претерпел немалые гонения и поношения. Уже 8 марта 1917 г. он был удален с Тобольской кафедры. При большевиках в 1918 г. был арестован, стал узником Бутырской и Таганской тюрем, но через несколько месяцев был освобожден. Скончался в Москве, отпет Патриархом Тихоном.
Русская линия


К 65-летию Победы
В Москве прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации»

8−9 апреля в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы, сообщается на сайте РИСИ. Мероприятие проходило при поддержке Комиссии при Президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы.

Ветераны Великой Отечественной войныОткрыл заседание заместитель председателя Комиссии при Президенте Росси по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России И. И. Сирош, отметивший актуальность и своевременность конференции, необходимость целенаправленной поддержки образования, фундаментальной исторической науки с целью укрепления гражданского самосознания российской молодежи.

В рамках работы первой сессии — «Общие проблемы воспитания молодежи на примере Великой Отечественной и Второй мировой войн» — были заслушаны доклады известных отечественных и зарубежных ученых: д.и.н. Н.А. Нарочницкой (Фонд исторической перспективы), д.и.н. Т. С. Гузенковой (РИСИ), д.и.н. член-корреспондента РАО О.В. Гукаленко (Приднестровье), В.Я. Бабенко (Уфимский филиал МГГУ им. Шолохова), профессора Т. Митева (Болгария), профессора М. Павловича (Сербия), профессора К. Финк (США), профессора Л. Е. Криштаповича (Беларусь). Большой интерес вызвали выступления политиков стран ближнего зарубежья: депутата Верховной Рады Украины Ю.А. Болдырева, сопредседателя Армяно-российской межпарламентской комиссии А. В. Сафаряна.

На второй сессии — «Вторая мировая война в учебниках истории стран ЕС» — в докладах профессора Э. Вишневского (Лодзинский университет), профессора А.Л. Вассоевича (Санкт-Петербургский университет), доктора Й. Бекмана (Университет Хельсинки), профессора Ж.-П. Ариньона (Университет г. Аррас), доцента А. Колонтари (Университет г. Капошвара) были представлены национальные концепции Второй мировой войны. Ведущий научный сотрудник РИСИ А.Б. Едемский раскрыл проблемы создания общеевропейского учебника по истории Европы и отражения в нем Второй мировой войны.

Третье заседание было посвящено особенностям представления Великой Отечественной войны в странах СНГ. В обсуждении приняли участие ученые из Белоруссии (В.С. Кошелев), Украины (В.А. Пироженко, О.Г. Саган), Татарстана (М.М. Гибатдинов), Армении (А. Назарян), Приднестровья (И.М. Благодатских). С докладами, посвященными анализу региональной специфики рассказа о войне, выступили Т.В. Котюкова (среднеазиатские учебники истории), В.В. Симиндей (прибалтийская учебная литература), И.С. Шишкин (страны СНГ). Участники конференции привели примеры фальсификации истории Второй мировой войны в отечественных учебниках.

Ветераны войны, священнослужители Пермской епархииЦентральное место в работе конференции занял доклад Т.С. Гузенковой «Своя война»: Великая Отечественная война в учебниках истории и в восприятии школьников России, Белоруссии, Украины и Приднестровья". Были представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками РИСИ на основе анализа учебной литературы, более тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников, которые выявили особенности различных этноцентричных концепций Великой Отечественной войны. Доклады зарубежных исследователей продемонстрировали разнообразие подходов при формировании национальных картин Второй мировой войны. В школьных учебниках Болгарии в целом представлен традиционно позитивный образ СССР во Второй мировой войне.

В школьной литературе Франции присутствует диаметрально противоположные версии как с карикатурным образом Советского Союза, так и наоборот. Не отрицая роль советской армии в освобождении Европы, в учебниках акцентируется внимание на том, что цена победы была непомерно велика. Американские учебники освещают преимущественно военные действия в Атлантике и Тихом океане, а событиям на восточном фронте уделяется мало внимания. Установка на отсутствие патриотических идей в учебниках стран бывшей Югославии приводит к полной дезориентации школьников, не способных ответить на вопросы об участниках, победителях и побежденных в войне.

Польских школьников учат тому, что война явилась столкновением «коричневого» и «красного» тоталитарных режимов, а во время нападения СССР на Польшу советские солдаты убивали военнослужащих и мирное население. Специфическая роль Венгрии в годы войны определила особенности изложения этой темы в национальных учебниках. В рассказе о войне большое внимание уделяется психологическим аспектам: насилию, жестокости, зверствам нацистов, с одной стороны, и примерам сохранения человечности в тяжелейших условиях, — с другой. Таким образом, опыт войны активно используются для гуманистического воспитания школьников.

Основным итогом работы конференции стал вывод о том, что учебники, являясь особой формой научной литературы, призваны не разъединять, а объединять народы. Единая концепция Великой Отечественной войны должна быть основана на сотрудничестве науки и образования и введении в научный оборот секретных исторических документов. Разделение понятий «Государство» и «Отечество» будет способствовать разрешению многих спорных вопросов, позволит найти оптимальные подходы к изложению истории войны в школьных учебниках. Однако кроме этих теоретических задач необходимо также решить проблему унификации учебной литературы и пересмотра программы с целью увеличения количества часов, выделенных на изучение темы Великой Отечественной войны.
Русская линия


Ещё раз о сбережении нации
Долго ли России придется есть «азиатские молодильные яблоки»

В Москве прошла XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организованная Государственным университетом — Высшей школой экономики при поддержке Всемирного банка и Международного валютного фонда. Жаркие дискуссии вызвала одна из актуальных тем конференции — «Сбережение нации: демографический, социально-экономический и политический контекст».

Термин «сбережение нации» несколько лет назад ввёл Солженицын. На вопрос журналиста о национальной идее Александр Исаевич ответил: «национальная идея — это сбережение нации». Отрадно, что нашим сбережением отныне занимаются иностранные товарищи. Мнение у них о нас, прямо скажем, сложилось не радужное. Во-первых, потому, что демографическую ситуацию в стране переломить не удаётся: русских по-прежнему умирает больше, чем рождается. Во-вторых, потому, что никто не знает, что делать в 2016—2020 годах, когда «дети подземелья», а точнее сыны и дочери демографической ямы 1990−2000 гг. пойдут штурмовать вузы и рабочие места. Проблема в том, что институтов-университетов наклепали столько, что скоро на одного студента будет приходиться аж целых три вуза. В-третьих, потому, что независимо от демографии квалификация рабочей силы в России крайне низка и это даже важнее чем проблема коррупции.

Впрочем, есть и светлые моменты, но уже от наших соотечественников. Так, по словам заместителя председателя правительства РФ Александра Жукова «рождаемость за период с 2005 по 2009 год увеличилась на 6%, смертность сократилась на 12%, а естественная убыль населения уменьшилась почти в 3,5 раза. Несмотря на кризис, 2009 год стал первым годом в истории современной России, когда нам удалось сохранить численность населения страны». Ложка же дегтя от господина Жукова такова: «продолжительность жизни россиян остаётся по-прежнему очень низкой, и наша страна существенно отстаёт от большинства развитых стран в этом отношении». Выступивший на конференции помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что главным критерием успеха государственной политики является 1) рост численности граждан и 2) рост продолжительности их жизни. Если «эти два показателя не улучшаются, значит, политика государства оказалась неудачной». Весьма трезвые слова. Однако не всё здесь зависит от властей, первоначальный импульс «сбережения» должен исходить от самих людей. Никакая власть не виновата в том, что пьяница пьянствует, а наркоман ширяется. Граждане, берегите свое здоровье!

И последнее. В эпицентре тяжких раздумий о нынешней демографической ситуации в нашем Отечестве возникает такой неприятный вопрос. Во времена татарского ига, когда «безлюдели» целые княжества, а моры были такими, что в городах «некому было погребать мертвецов» — никто о сбережении нации и не думал: а она умножалась и умножалась. А теперь, когда все говорят о «сбережении нации» — она сжимается и сжимается. Неужто стареем? А если стареем — придётся есть азиатские молодильные яблоки: куда ж без них. Главное, чтоб зубы остались — их прожевать и при том не подавиться.
Вячеслав Улыбин, специально для «Русской линии»


Протоиерей Андрей Ткачев: Эвтаназия — это логический конец гуманизма
Известный священник прокомментировал решение английского суда, постановившего убить 9-ти месячного больного ребенка

Протоиерей Андрей Ткачев«Прецедент, созданный Верховным судом Великобритании, постановивший убить 9-ти месячного больного ребёнка вопреки воле его родителей — это настоящая беда, потому что-то, что имеет место быть в Великобритании, рано или поздно может оказаться и в Украине или в России. Любые ценности, при невнимательном к ним отношении, на каком-то этапе могут превратиться в свою противоположность. Там где сильно любят людей, там их могут „есть на завтрак“. Там, где гуманизм поставлен на первое место, место Бога, там, рано или поздно, людей будут убивать и делать из них крема для продления молодости кожи», — заявил в интервью «Русской линии» настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, комментируя вопиющий случай, произошедший на днях в Англии.

Верховный суд Великобритании вопреки воле родителей дал разрешение английским медикам убить 9-месячного малыша, родившегося с нарушенным обменом веществ и дыханием. С 3 месяцев ребенок был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких и прожил уже более 6 месяцев. Однако, врачи госпиталя, где находился ребенок, предложили родителям применить в отношении малыша эвтаназию. В ответ на это те наотрез отказались. Тогда добиваться принятия решения об убийстве врачи решили через суд. По их мнению, жизнь младенца в дальнейшем стала бы бессмысленной и невыносимой. В результате Верховный суд Великобритании принял решение не продлевать ребенку жизнь, а апелляция родителей была отклонена.

«Надо понимать беду людей, у которых родился такой ребенок. Как можно предлагать родителям отключить аппарат искусственного дыхания, если они к этому не готовы, да ещё делать это через суд?!, — продолжил отец Андрей. — Нужно понимать, что западный мир — это мир высоких медицинских технологий, мир, непрестанно рассуждающий о правах человека и требующий соблюдения этих прав во всем остальном мире. Получается ярко кричащее противоречие: с одной стороны, медицина позволяет делать многое из того, до чего еще не дожили многие другие регионы планеты. С другой, ведется борьба за права человека и, параллельно с этим, медицинскими средствами лишается жизни человек вопреки и даже наперекор воле его собственных родителей».

«Все это говорит только об одном — любые ценности, при невнимательном к ним отношении, могут превратиться в свою противоположность. Сначала они боролись за права больного на законную и легкую смерть, теперь пошли дальше и уже даже не спрашивают, хочет ли он умереть. Это ужасно, но логически неизбежно. Конечно, на Западе тоже есть консервативные силы, и их не так мало, как может показаться на первый взгляд, но сейчас они проигрывают битву за жизнь и против эвтаназии. И то, что происходит в Англии и ряде других стран — это уже логический конец гуманизма», — заключил отец Андрей.
Русская линия


За нравственные идеалы. За возвышение души человека
Николай Бурляев награжден Орденом Святого Саввы

Награждение Н.Бурляева и Б.Костенко орденами Святого СаввыСегодня, 13 апреля, в Священном Синоде Сербской Православной Церкви прошло вручение Орденов Святого Саввы I степени Международному Форуму «Золотой Витязь» и его президенту, народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву, сообщает сайт «Золотой Витязь». Орденом Святого Саввы II степени награжден генеральный директор первого общероссийского православного телеканала «Спас» — Борис Игоревич Костенко. Награждение провел Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацский Святейший Патриарх Сербский Ириней.

Чуть позже, эта награда также будет вручена Международному Форуму «Золотой Витязь», уже 19 лет утверждающему традиционные духовно-нравственные ценности и проходящему под девизом: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Церемония вручения Ордена Святого Саввы Сербского I степени пройдет во время Торжественного Открытия I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», которая состоится 5 мая в Большом зале Консерватории.

Кавалерами этого Ордена от России ранее были: 1994 год — Алексий II — Патриарх Московский и всея Руси; 2003 год — Сергей Шойгу — министр, генерал армии, за заслуги в оказании гуманитарной помощи сербским беженцам из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косова и Метохии; 2004 год — Александр Солженицын — писатель — за неустанное свидетельство истины, добра, покаяния и примирения как единого пути спасения; 2004 год — Юрий Лужков — мэр Москвы. 2005 год — Владимир Якунин — президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного — за вклад в развитие дружбы, общественных и культурных связей между русским и сербским народами, а также за помощь Сербской Православной Церкви и сербскому населению в Косово; 2008 год — Александр Алексеев — Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Сербии — за достойное представление народа России в Сербии, за проявленную любовь к сербскому православному народу и постоянную заботу о справедливом решении статуса Косово и Метохии; 2009 год — Дмитрий Медведев — Президент России.

Биографическая справка:
Николай БурляевБурляев Николай Петрович — Народный артист России, кинорежиссер, актер, сценарист, поэт, продюсер, общественный деятель. Родился 3 августа 1946 г. в Москве. Закончил актерский ф-т театрального училища им. Б. В. Щукина (мастерская Л. М. Шихматова, 1967 г.) и режиссерский ф-т ВГИКа, мастерская М. И. Ромма и Л. А. Кулиджанова, 1975 г.)
Лауреат международных кинофестивалей в Венеции, Канне, Берлине, Оберхаузене, Сан-Франциско, Акопулько, Дели, Москве, Сопоте, Сан Себастьяне и др.;
Лауреат Государственной премии Ленинского Комсомола «За создание образов современников в кино», 1976 г.;
Лауреат Государственной Премии Югославии, 1999 г.;
создатель и бессменный Президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь» с 1992 г.;
Председатель Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов (МОКСПН), насчитывающего 12 000 членов из 15 стран мира с 1998 г.;
член Президиума Всемирного Русского Народного Собора;
член Президиума Международного Фонда славянской письменности и культуры;
художественный руководитель Киностудии «Отечество» с 2000 г.
директор кинотеатра «Эльбрус» с 2002 г.;
Кавалер орденов Преподобного Сергия Радонежского III степени и Святого Всехвального Аппостола Андрея Первозванного;
почетный профессор Академии искусств (г. Белград, Сербия);
художественный руководитель курса «Авторской кинорежиссуры» во Всероссийском институте переподготовки и повышении квалификации (ВИППКа) при Роскомкино РФ в1994−95 гг.
генеральный продюсер киностудии «Золотой Витязь» с 2004 г.;
телеведущий авторской программы «Киноклуб „Золотой Витязь“ с Николаем Бурляевым» ведущий телепрограммы «Киноклуб «Золотой Витязь» (телекомпания «Тонус», г. Сергиев Посад, с 1999 г.; НТК «Звезда», 2005 г.; Православный телеканал «Спас» с 21 апреля 2006 г.)
Русская линия


ЮНЕСКО и карельские архитекторы разошлись во мнениях

Миссия ЮНЕСКО, посетившая остров Кижи по заданию Центра всемирного наследия, положительно оценила ход реставрации главного памятника местного музея-заповедника — Преображенской церкви. В свою очередь группа карельских ученых во главе с архитектором-академиком Вячеславом Орфинским отмечает, что реставрационные работы, которые проходят в Кижах, могут привести к утрате памятника, сообщает Интерфакс.
По мнению ученых, «методика лифтинга в сочетании с частичной переборкой, которую применяют при реставрации Преображенской церкви, до сих пор не апробирована, и ее последствия для памятника неясны». «Мы ждали, что новый метод проверят на каком-то другом, менее значимом, объекте, но реставрация началась без репетиции», — заявил В.Орфинский.
22-главая Преображенская церковь на острове Кижи, построенная в 1714 году, является шедевром русского деревянного зодчества и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
По проекту реставрации методом лифтинга в результате переборки сруба храма будет произведена замена до 500 бревен. 35-метровая церковь весит около 600 тонн и состоит примерно из 3 тыс. бревен. Для замены нижних венцов церковь приподнимают на специальных домкратах.
Реставрационные работы должны быть полностью завершены к 2014 году, когда памятник отметит 300-летие.
Русская линия

Президент признался, что его жизнь после крещения изменилась

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что после принятия Православия его жизнь изменилась. «Я считаю, что после крещения моя жизнь стала несколько иной. О таких вещах не принято говорить вслух, потому что религиозное чувство должно быть где-то внутри. Тот, кто выставляет его напоказ, тот поступает не очень честно», — заявил глава Российского государства в интервью американскому телеканалу Эй-Би-Си.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, что привело его в Церковь, Д. Медведев отметил: «Я почувствовал, что мне это надо, и желание это сделать». По его словам, люди приходят в церковь, «если они чувствуют в этом потребность». «Вот и я почувствовал в 23 года, что мне нужно это сделать», — сказал Президент.
Русская линия

Министр образования России и президент Татарстана посетили Раифский монастырь

В субботу, 10 апреля, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и министр образования и науки России Андрей Фурсенко посетили одну из главных православных святынь Казани — Раифский мужской монастырь, сообщает Седмица.Ru.
Министр образования прибыл в Казань на внеочередное заседание Ученого совета, где представил нового руководителя Казанского федерального университета — Ильшата Гафурова, который прежде был мэром Елабуги.
У ворот обители высоких гостей встретил наместник монастыря архимандрит Всеволод. Гости осмотрели монастырь, побывали в воссозданном недавно по чертежам архитектора Малиновского Братском корпусе. Внутреннее убранство корпуса планируется восстановить по эскизам начала XX века с поправкой на применение современных материалов и оборудования.
Русская линия

Опубликовано Евангелие от Марка на ненецком языке

В конце февраля 2010 года из печати вышло Евангелие от Марка на ненецком языке, подготовленное Институтом перевода Библии, сообщает Патриархия.Ru. Двумя неделями позже было завершено тиражирование аудиозаписи этого текста на компакт-дисках.
Книги в комплекте с аудиозаписью были срочно отправлены в Заполярье, чтобы их можно было доставить в дальние ненецкие селения по льду до того, как вскроются реки.
Члены переводческой группы (переводчица Татьяна Лар и филологический редактор Елена Сысой) постоянно проживают в г. Салехард (административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа) и профессионально владеют основным диалектом ненецкого языка – тундровым, на котором говорит около 28 тысяч человек.
Русская линия

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Лех Качиньский был верный христианским ценностям человек»

«У нас были разные оценки истории, но я хотел бы особо вспомнить то, что это был очень верный христианским ценностям человек, — заявил Интерфакс-Религии накануне похорон погибшего президента Польши Леха Качиньского глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. — Он создал новую партию и пришел к власти именно благодаря тому, что настаивал на соблюдении вечных, неизменных нравственных ценностей, которые в европейской традиции связаны прежде всего с христианством».
Отец Всеволод рассказал, что в 2007 году участвовал в организации частного визита Л. Качиньского в Катынь, и тогда польский президент не только совершил молитву на месте расстрела польских офицеров и большого количества граждан Советского Союза, но и посетил православный кафедральный собор Смоленска, «где вознес молитву и имел беседу с нашими священнослужителями».
«Так что это был человек, открытый к христианской душе русского народа. При всей той критике, которую он обращал в адрес России, он не ставил, как мне кажется, знак равенства, подобно многим другим западным политикам, между Россией и безбожием», — подчеркнул священник.
Русская линия

Александр Авдеев намерен внести коррективы в работу российской киноиндустрии

Российскую киноотрасль необходимо сделать более контролируемой и прозрачной, заявил 12 апреля министр культуры Александр Авдеев. «Счетная палата провела глубокую и детальную проверку расходования бюджетных средств, направленных на господдержку в сфере кинематографа. Она оказалось полезной и поможет оздоровлению киноотрасли», — приводит слова министра газета «Взгляд».
По словам Авдеева, Минкультуры постарается «серьезно проверить все аспекты, выявить системные ошибки и сделать отрасль более контролируемой и транспарентной».
В Министерстве уточнили, что официальные итоги проверки пока в ведомство не поступали. «Нам необходимо время, чтобы все проанализировать, и тогда Министерство даст более расширенный комментарий», — пояснили в пресс-службе министерства.
Русская линия

Ющенко вновь вступился за Бандеру

Бывший украинский президент Виктор Ющенко подал апелляционную жалобу на постановление Донецкого окружного административного суда, признавшего противоправным его указ о присвоении Степану Бандере звания Героя Украины, сообщает ИТАР-ТАСС. Ющенко заявил, что решение суда «не отвечает требованиям действующего законодательства и потому должно быть отменено».
2 апреля Донецкий окружной административный суд признал противоправным и подлежащим отмене указ Ющенко от 20 января 2010 года о присвоении Степану Бандере звания Героя Украины. Иск подавал в суд адвокат Владимир Оленцевич. Поводом для отмены президентского указа стало отсутствие у Бандеры украинского гражданства, поскольку он умер задолго до образования нынешнего украинского государства.
Коллегия судей с мнением истца согласилась, подтвердив, что «лица, которые умерли до 1991 года, не могут являться гражданами Украины». Иск к Ющенко о присвоении звания Героя Украины Бандере было решено удовлетворить, а президентский указ — признать незаконным и отменить.
Русская линия

Бенедикт XVI простил Леннона за его антихристианские выпады

Спустя 40 лет после своего распада группа The Beatles удостоились прощения со стороны Ватикана за свои антихристианские выпады, передают Вести.Ru. Несмотря на скандальные заявления лидера битлов Джона Леннона, в послании Ватикана сказано, что Бенедикт ХVI дарует The Beatles свое прощение.
«Они на самом деле принимали наркотики, были привержены излишествам жизни из-за своего успеха, даже говорили, что они важнее Иисуса, и распространяли непостижимые послания, которые могли быть даже сатанинскими. Возможно, что они не были лучшим примером для молодежи, но ведь в то же время далеко и не худшим. Их прекрасные мелодии изменили музыку и продолжают доставлять удовольствие», — говорится в послании Ватикана.
Ливерпульская четверка прославилась своими антихристианскими заявлениями в 1966, когда Джон Леннон стал пророчествовать, что «христианство уйдет» и «исчезнет» с лица земли, а рок-н-ролл останется. «Не нужно спорить. Я прав, и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус», — самоуверенно заявил тогда Леннон.
Русская линия

Ватикан публично разъяснил, как наказывает провинившихся клириков

Ватикан опубликовал 13 апреля инструкцию по каноническим процедурам, применяемым Конгрегаций пропаганды веры в случае преступлений на сексуальной почве, совершаемых католическими клириками, сообщает Седмица.Ru.
Документ не вводит никаких новых норм или практик. Он всего лишь объясняет общедоступным языком, понятным для мирян и лиц, мало сведущих в каноническом праве, как церковные власти на местном и центральном уровне должны реагировать на сообщение о злоупотреблениях со стороны духовенства.
Несколько дней назад на сайте Ватикана уже появилась статья под заглавием: «Процедуры и практики Конгрегации пропаганды веры относительно Graviora Delicta». Ее автором является монс. Чарльз Шиклуна, руководитель дисциплинарного учреждения ватиканского дикастерия. Именно в его компетенцию входит рассмотрение дел о проступках клириков, которые Католическая Церковь признает наиболее серьезными, по этой причине Римская курия оставляет их рассмотрение за собой.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 13 апреля 2010 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика