Русская линия
<< Полная сводка новостей от 6 мая 2009 >>

Со святыми упокой.
Скончался известный историк и православный публицист Владимир Махнач

Владимир Леонидович МахначВчера на 62-м году жизни в больнице скончался известный историк и православный публицист Владимир Леонидович Махнач. Владимир Махнач — автор множества статей и сборников, ставших заметным явлением в отечественной интеллектуальной жизни в 1990-х-2000-х годах. Он стал первым русским интеллектуалом, который поднял в 1994 году вопрос о сохранении национального самосознания в контексте православной политики (статья «Параметры христианской политики»), отмечает Правая.ru.

Владимир Махнач родился 2 апреля 1948 года в Москве. В 1973—1979 годах учился на историческом факультете МГУ. В студенческие годы Махнач познакомился с Л.Н.Гумилевым и впоследствии регулярно встречался с ним, многие работы Гумилева смотрел еще в рукописи или обсуждал в процессе написания. Махнач считается одним из немногих «московских учеников» Гумилева.

С 1972 года Владимир Махнач работал в Музее искусств народов Востока — библиотекарем, экскурсоводом, младшим научным сотрудником отдела научной пропаганды; затем — в Музее архитектуры, Музее-усадьбе Абpамцево, Музее Останкино. Попутно им создавалась фототека, подбирались слайды, книги по архитектуре, истории городов и русской истории в целом. Из этого выросли курсы лекций, читавшиеся Махначом в различных ВУЗах. С конца 1970-х участвовал в деятельности религиозных кружков.

С 1985 года В.Л.Махнач выступал с публичными лекциями в клубах и залах. В 1987 году он был приглашен работать преподавателем Московского архитектурного института. Впоследствии Махнач читал курсы лекций в МИФИ, Литературном институте, в школе-лицее N654.

В середине 1980-х годов Махнач активно участвовал в движении по охране памятников истории, культуры и среды обитания человека, с началом перестройки сделал громкую телепередачу, посвященную этим проблемам (единственный «12-й этаж» Э. Сагалаева, не вышедший повторно в эфир). Выдвинул принцип «презумпции невиновности исторической застройки» («для сохранения исторической городской застройки аргументов не нужно»). В 1986 году временно возглавлял Экспертный консультативный общественный совет (ЭКОС) при Главном архитекторе Москвы, скоppектиpовавший множество архитектурных проектов.

Владимир Махнач — создатель первых отечественных курсов Истории отечественной культуры и Введения в историю мировых культур (Высшая школа экономики, МАРХИ, Литературный институт, МИФИ, гуманитарные классы средних школ). В последнее время был профессором ВШЭ. Постоянно участвовал в передачах на радио «Радонеж», часто публиковался на сайте «Правая.Ру», сегодня мы перепечатываем его последнюю статью, посвященную Поместному Собору.

Мы имели честь лично знать Владимира Леонидовича. Его кончина — это большая утрата для православной общественности, поскольку выступления В.Л.Махнача по многим проблемам всегда звучали авторитетно. Редакция «Русской линии» скорбит вместе с родными и близкими почившего. Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Владимира в селениях праведных, простит его прегрешения вольные и невольные.

Отпевание Владимира Леонидовича Махнача состоится в храме Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе (Динамовская улица, 28 — Крестьянская площадь, напротив Новоспасского монастыря. Проезд: м. Пролетарская) 8 мая в 13 ч.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник святого Георгия Победоносца, мы вспоминаем русского полководца М.В.Скопина-Шуйского

Св. Великомученик и Победоносец ГеоргийСегодня Святая Церковь чтит память небесного покровителя русских воинов и русских монархистов Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия. Великомученик Георгий, один из самых чтимых на Руси святых, покровитель Москвы и Русского государства, был родом из Каппадокии (Малая Азия). Он поступил на службу в римское войско и вскоре проявил себя как талантливый военноначальник. Высоко отмеченный императором Диоклетианом, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых правителем-язычником. За этот он был подвергнут жесточайшим мучениям, однако укрепляемый Знамениями Небесными, воин Христов мужественно переносил изощренные издевательства, в результате чего во Христа уверовала и супруга императора — императрица Александра, ставшая христианкой. Тщетным оказалось и предложение Диоклетиана разделить с ним царскую власть. Тогда, в 303 г., св. Георгий был приговорен к смертной казни через усекновение главы. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, св. Георгий прославился многими чудесами заступничества. Одно из них — убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута.
Знак ордена св. Георгия Победоносца I ст.На Руси почитание Георгия Победоносца началось практически сразу же после принятия русским народом христианства и получило особое значение. Этого святого воспринимали как победоносного воителя, заступника православного народа. Его образ на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства, его имя носили несколько великих строителей нашего Отечества (Ярослав Мудрый — во святом крещении Георгий, основатель Москвы князь Юрий (Георгий) Долгорукий, Великий Князь Юрий (Георгий) Всеволодович — Егорий Храбрый, сложивший голову в битве на р. Сити, первый Великий Князь Московский Юрий Данилович), в честь него были названы тысячи русских церквей и монастырей. В народе его почитали под именами Георгий, Юрий, Егорий.
В царствование Императрицы Екатерины II в честь св. Георгия Победоносца был утвержден высший военный орден Российской Империи (1769), присуждавшийся за особые заслуги на поле боя, и имевший девиз «За службу и храбрость» (в 2000 г. орден восстановлен как высшая военная награда России).
Георгий Победоносец также считался покровителем русских монархистов, избравших в смутное революционное время 1905 г. использовавших его образ на нагрудном знаке крупнейшей черносотенной организации Союз Русского Народа. А ровно 100 лет назад, 23 апреля 1906 г. в органе СРН газете «Русское знамя» было впервые опубликовано стихотворение Льва Катанского «Молитва благодатному покровителю Союза Русского Народа Св. Великомученику и Победоносцу Георгию», ставшее неофициальным гимном Союза.

Михаил Васильевич Скопин-ШуйскийСегодня день памяти выдающегося русского полководца князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, скончавшегося 23 апреля 1610 г.
Он родился 8 ноября 1586 г. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при Царе Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе Годунове подвергся опале, Скопин-Шуйский получил воспитание под руководством матери. Уже при Государе Борисе Годунове он был стольником, а при Царе Василии Шуйском, который приходился его родным дядей, князь стал близким к Престолу человеком.
На военное поприще он вступил в 1606 г., с появлением разбойных отрядов Ивана Болотникова, которого 20-летний Скопин-Шуйский дважды разбил. Затем молодой князь показал себя талантливым военноначальником при освобождении Русской земли от иноземцев и помогавших им русских изменников. Выступив 14 апреля 1609 г. для спасения Престола, князь взял Орешек, Тверь и Торжок, очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил поляков 12 января 1610 г. снять осаду Троице-Сергиевой лавры. В марте он снял блокаду Москвы, которая ликованием встретила молодого полководца. По свидетельству современников, народ смотрел на Скопина-Шуйского, как на своего «спасителя», «отца отечества» и даже предлагал ему царскую корону, от которой он решительно отказался.
Имя молодого князя, славившегося «многолетним разумом» и душевным благородством, было у всех на устах, что возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Д.И.Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. По свидетельству летописца, Скопин-Шуйский был «испорчен» (т.е. отравлен) на пиру, в ходе которого жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля, после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе Кремля с большими почестями в особом специально отстроенном для сего новом приделе.
В Русском народе надолго сохранилась о князе Скопине-Шуйском самая лучшая память, что выразилось в том числе и в нескольких, посвященных ему песнях.
Русская линия


Патриарх Кирилл: Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Божия
Предстоятель Русской Церкви совершил литургию в Георгиевском храме на Поклонной горе

Юрий Лужков и Патриарх Кирилл (фото Седмица.ru)Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Божия, подчеркнул сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Божественной литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе, сообщает «Интерфакс-Религия». «Именно в этот день (день святого Георгия Победоносца — РЛ) завершилась Вторая мировая война. Сам факт совпадения этих событий был знамением, потому что-то, что произошло в те страшные годы, во многом являет нам тайну Божественного милосердия», — заметил Святейший Патриарх.

Предстоятель Русской Церкви привел данные, согласно которым в войне с нацистской Германией погибло 26 700 тыс. человек, отметив, что «это размеры целой страны, это колоссальное потрясение для народа, основ народной жизни». «Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо», — сказал Его Святейшество.

Патриарх Кирилл отметил, что народ истекал кровью, потерял миллионы сограждан и при этом защитил столицу, потом начал наступление и победил врага. Но все это, как отметил Святейший Патриарх, нельзя связывать исключительно со способностью и доблестью полководцев и солдат. Предстоятель Русской Церкви указал на то, что теми великими потерями, которые понес наш народ в войне с фашистами, он тем самым искупил богоотступничество во времена большевиков.

По мнению Патриарха, на войне не было неверующих, а отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься, а другие — нет. В то же время и те, и другие, по словам Его Святейшества, «поднимались в атаку с одним издыханием: «Господи, спаси, помоги, защити». Поэтому, подчеркнул он, если Россия будет сочетать божественное и человеческое, ей не будет равных.

Святейший Патриарх поблагодарил присутствовавшего на богослужении мэра Москвы Юрия Лужкова за то, что он «многое делает для укрепления православной веры», «поддерживает многие добрые начинания Церкви и тем самым являет пример другим градоначальникам». Патриарх преподнес мэру образ Христа Спасителя, пожелав, чтобы он помогал ему «достойно и правильно совершать служение Церкви, Отечеству, первопрестольному граду Москве».

В свою очередь Юрий Лужков, поблагодарив ветеранов Великой Отечественной войны за грандиозный подвиг, также отметил, что Победа стала промыслом Божиим. «День Победы не случайно совпал с праздником Георгия Победоносца. Не случайно 6 мая закончились фактически все военные операции, Германия объявила капитуляцию. Это промысел Божий», — сказал Ю. Лужков после богослужения. Столичный градоначальник напомнил, что святой Георгий является небесным покровителем Москвы.

«То, что на нашем знамени изображен образ Георгия Победоносца, это — знамение, которое всегда спасало наш город и всегда давало ему силы, чтобы в трудные, опасные времена сохранить веру в победу, стойкость духа и способность пережить, преодолеть это тяжелое время (войну — РЛ)», — подчеркнул мэр. Он поблагодарил присутствовавших в храме ветеранов «за тот грандиозный, не имеющий аналогов в истории человечества подвиг, который они совершили в годы войны», особо отметив вклад женщин в дело Победы.

Мэр Москвы поблагодарил Патриарха Кирилла за то, что он, являясь не только предстоятелем Русской Церкви, но и епископом города Москвы, «решает для москвичей многие вопросы с необычайной энергией». «Мы должны это ценить особенным образом и помогать Церкви, потому что она взяла на свои плечи окормление всего народа и воспитание молодого поколения, духа верности стране, духа созидания, так необходимого в любые времена», — заключил Ю. Лужков, преподнесший Патриарху Кириллу большой букет белых роз.
После богослужения на Поклонной горе состоялся крестный ход.
Русская линия


Игумен Серапион (Митько): «Христианство и коммунизм принципиально расходятся в главном»
Известный православный миссионер прокомментировал открытое письмо Егора Лигачева Святейшему Патриарху

Иеромонах Серапион (Митько)«Открытое письмо Е.К.Лигачева Святейшему Патриарху Кириллу затрагивает вопрос, касающийся каждого христианина. Речь идет о взаимосвязи веры и морали в сфере социально-политического действия. Неоднократно отмечалась близость позиций Христианства и марксизма в отношении к проблеме социальной несправедливости. Пугающее несовершенство современного общества не может оставить равнодушным не только христианина, но и всякого человека, относящегося к понятию социальной справедливости как к краеугольному камню любой социально-этической концепции. Нельзя не согласиться с пафосом морального вопрошания Е.К.Лигачева. Но, Церковь никогда не считала существующий порядок вещей идеальным, более того, Святейший Патриарх в своих проповедях и выступлениях неоднократно указывал на пути преодоления различных проявлений социальной несправедливости в нашем обществе», — отметил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько), комментируя опубликованное на сайте КПРФ открытое письмо к Патриарху Кириллу члена ЦК КПРФ Егора Лигачева.

Начав с того, что накануне Светлого Христова Воскресения он прочитал в газете «Известия» Патриаршее обращение к читателям, Лигачев выразил возмущение тем, что Предстоятель Русской Церкви призывает людей «к кротости, смирению и терпению» и выражает уверенность, что надежда наша — Христос Воскресший сделает нашу жизнь полной и счастливой. «Нет, звать людей к терпению и смирению в наше время, хотим мы этого или нет, означает сохранение и закрепление того, что есть в современном буржуазном обществе России. А именно: с одной стороны, крупная буржуазия и высшая госбюрократия, в руках которых власть и украденная у трудового народа, а также нажитая путем эксплуатации крупная собственность, а с другой — прозябание и полуголодное существование миллионов бедных верующих и неверующих, отрезанных от власти. Разумеется, путем смирения и терпения общество не избавится от них, тут и Христос не поможет. Доказательств тому многовековая история человечества», — пишет Лигачев.

По мнению коммуниста, «призыв к смирению и терпению — это возврат к прошлому»: «Во всех народных восстаниях на Руси и в трех русских революциях миллионы верующих принимали участие в борьбе за лучшую жизнь против угнетателей и эксплуататоров, а духовенство было встроено в механизм управления государством и стояло по другую сторону баррикад, в лагере царизма, помещиков и капиталистов». Но вместе с тем, член ЦК КПРФ указывает на то, что «у Церкви и коммунистов есть схожие постулаты нравственности, точки соприкосновения. В среде духовенства немало священнослужителей, которые близко стоят к верующим, живут скромно, не принимают мерзости нынешней власти. Это вместе взятое и составляет основу взаимодействия».

Егор ЛигачевКомментируя это обращение, игумен Серапион заметил, что «при всей близости позиций по ряду вопросов Христианство и коммунизм принципиально расходятся в главном: „.. тут и Христос не поможет“, — пишет Е.К.Лигачев, и этим все сказано. Неверие во Христа не сводится лишь к религиозному выбору. За этим неизбежно следует выбор моральный, сначала в теории, а затем и в сфере практического действия. Социальная этика русского коммунизма поэтапно эволюционировала от своих гегельянских истоков к криптоницшеанской переоценке ценностей. Ницше и коммунизм роднит органическое неприятие добродетелей терпения и смирения. За этим стоит неприятие Христа — смирившегося и все претерпевшего».

«Однако, коммунизм ныне уже не тот, на смену романтике революционной борьбы пришла ностальгирующая этика политического рессентимента. Впрочем, перечитывая Обращение Святейшего Патриарха к читателям газеты „Известия“, начинаешь понимать духовные истоки того несомненно искреннего духовного вопрошания, которым проникнуто письмо Е.К.Лигачева. Почему, пережив трагическую богооставленность, ученики не сразу узнали Воскресшего? „Евангелист отвечает: „Глаза их были удержаны..“ (Лк. 24. 16). Удержаны до тех пор, пока Воскресший Спаситель не открыл их Сам“. Господь сокрыл Себя от многих людей для того, чтобы они задавали вопросы, без ответа на которые Христианство может потерять свою силу. Ответом на трагические вопросы современного человека к Богу должна стать построенная на твердом христологическом основании этика халкидонского типа, пролегомены которой зримо присутствуют в словах и делах Святейшего Патриарха», — заключил отец Серапион.
Русская линия


Снимут ли с Мазепы анафему?
Синодальная Богословская комиссия РПЦ МП опровергла заявление протоиерея Андрея Новикова

Гетман Мазепа и Карл XIIСинодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви выступила с заявлением, в котором снимает с себя ответственность за мнение протоиерея Андрея Новикова, согласно которому, аргументы в пользу снятия анафемы с Мазепы не выдерживают критики, сообщает официальный сайт Комиссии. Ссылаясь на благословение своего председателя митрополита Минского и Слуцкого Филарета Богословская комиссия заявляет:

«1. Содержащееся в тексте вышеупомянутого сообщения „Интерфакс-Религия“ утверждение: „В синодальной богословской комиссии Московского Патриархата категорически дезавуировали слова видного представителя Украинской православной церкви, допустившего возможность снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы“, — не соответствует действительности.
2. Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви не рассматривала вопрос о возможности снятия анафем с гетмана Ивана Мазепы и, соответственно, никаких решений по этому вопросу не принимала.
3. Синодальная Богословская комиссия ни в своем полном составе, ни в лице своего Председателя не уполномочивала протоиерея Андрея Новикова выступать от ее имени.
4. Синодальная Богословская комиссия, будучи коллегиальным органом, не несет ответственности за высказывания своих членов, если эти высказывания сделаны не по поручению Комиссии или же не имеют отношения к деятельности Комиссии».

Напомним, что член Синодальной Богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков в интервью агентству «Интерфакс-Религия», комментируя мнение главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архимандрита Кирилла (Говоруна) о том, что с анафеманствованного гетмана Ивана Мазепы может быть снята анафема, когда вокруг этого вопроса закончатся политические споры, заявил, что «большинство аргументов отца Кирилла не выдерживают критики».

Священник указал, что персональные анафемы могут быть отменены только в случае покаяния, преданных анафеме, а покаяния у Мазепы не было. По его словам, снятие анафемы с Мазепы стало бы «автоматическим признанием принципиальной возможности погрешимости Церкви и несостоятельности и других ее анафем, в частности, анафемы лжепатриарху Киевскому Филарету Денисенко».

Отец Андрей выразил несогласие с тем, будто нарушение клятвы, которую Мазепа дал Петру I, должны оценивать политики, историки, а не Церковь. «Нарушение клятвы карается канонами Святой Церкви, а потому является каноническим преступлением, точно так же, как и нарушение клятвы бывшим Киевским митрополитом Филаретом Денисенко. Многие поместные Церкви предавали в самые разные исторические периоды анафеме тех или иных лиц за нарушение клятвы», — подчеркнул отец Андрей.

Его недоумение вызвало и то, что глава ведущего синодального отдела УПЦ отчасти встал на защиту Мазепы, дав понять, что тот не вступал в альянс с лютеранином. «Анафеме Мазепа был предан действительно за союз с лютеранином, что является известным фактом, и не понимаю, как его можно отрицать, а также не за передачу храмов лютеранам, а за то, что приведенный Мазепой Карл „места святая осквернил и разорил“, — это также доказанный исторический факт. Кроме того, анафема Мазепе зафиксирована в богослужебном Предании Церкви, которое не может быть признано ошибочным, и подлежать пересмотру», — напомнил собрату представитель богословской комиссии. Подводя итог, он заявил, что если мифологизация вопроса о Мазепе существует, то не со стороны Русской Православной Церкви, а со стороны «некоторых политических кругов Украины, ослепленных националистической ненавистью к России».

Заявление Синодальной Богословской комиссии составлено так хитроумно, что смысл его остается не до конца понятным. То ли членам комиссии не понравилась манера подачи материала, свойственная агентству «Интерфакс-Религия», которое, нередко, начинает свои сообщения фразой «В Русской Православной Церкви считают..», а потом приводит мнение какого-нибудь клерка, который может говорить разве что от своего собственного имени, — заявление отца Андрея Новикова тоже начинается претенциозно «В синодальной богословской комиссии Московского Патриархата категорически дезавуировали..», хотя такие заявления может делать разве что митрополит Филарет. Либо Синодальная комиссия намерена на самом деле поддержать снятие анафемы с Мазепы, и тогда дело обретает другой поворот, ибо опасения протоиерея Андрея Новикова в связи с последствиями снятия анафемы с Мазепы действительно серьезны. Это будет еще один шаг в сторону автокефалии Украинской Православной Церкви.
Русская линия


Александр Алекаев: «Это подлинная симфония Церкви, государства и общества»
На месте захоронения генералов В.О.Каппеля, А.И.Деникина и философа И.А.Ильина будет возведен единый мемориал

Эскиз мемориала на месте захоронения генералов В.О.Каппеля, А.И.Деникина и философа И.А.ИльинаСегодня, 6 мая, в день святого Великомученика и Победоносца Георгия, в Донском монастыре прошло рабочее совещание по вопросу сооружения мемориала на месте, где нашли свое упокоение Георгиевские кавалеры Генерального штаба генерал-лейтенанты В.О.Каппель и А.И.Деникин, а также философ И.А.Ильин. Рабочую группу возглавил министр культуры России Александр Авдеев, Русскую Православную Церковь представлял наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). В совещании рабочей группы принял участие руководитель ИА «Русская линия» и проекта «Белые воины», инициатор экспедиции по обретению и перезахоронению останков генерала В.О.Каппеля Александр Алекаев.

Развеивая тревожные слухи, появившиеся в интернете и связанные со временным демонтажем памятника легендарному генералу Каппелю и «исчезновением» крестов, установленных на могилах генерала Деникина и философа Ильина, Александр Алекаев сказал: «Место захоронения этих выдающихся русских людей действительно сейчас расчищено, но причин волноваться нет. Дело в том, что 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, состоится торжественное открытие объединенного мемориала трем нашим знаменитым соотечественникам».

По словам руководителя проекта «Белые воины», проект единого мемориала уже получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с этим А. Алекаев напомнил, что установка памятника генералу В.О.Каппелю, открытого 1 сентября 2007 года в день празднования иконы Божией Матери «Донская», также в свое время была благословлена Святейшим Патриархом Алексием.

А.Н.Алекаев«По инициативе Русской Православной Церкви федеральные власти решили установить единый пантеон славы, который в каком-то смысле перекликается с аналогичными памятниками русским воинам, установленными во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Это будет первое официальное признание заслуг перед Родиной трех замечательных русских людей, истинных носителей русских православных традиций. Кстати, это подчеркивает и внешний вид мемориала, представляющего собой символическую композицию из трех православных крестов и Голгофы», — рассказал А.Алекаев.

По оценке руководителя РЛ и проекта «Белые воины» в принятом решении о создании единого мемориала, который станет результатом объединенных трудов Церкви, государственной власти и общественности, просматривается настоящая симфония: «Мы были первыми, кто взялся за это дело, когда воздвигали своими силами памятник генералу Каппелю, а теперь, к делу подключились и федеральные власти, решившие привести в порядок места захоронения останков генерала Деникина и философа Ильина и увековечить память трех русских патриотов в камне».

«На рабочем совещании я передал архимандриту Тихону выпущенную нами книгу „Каппель и каппелевцы“, рассказал о том, как проходило перезахоронение доблестного генерала и установка монумента, который в точности повторяет памятник, сооруженный каппелевцами в Харбине в 1929 году. Также я сообщил отцу архимандриту об установившейся доброй традиции праздновать 28 июля Владимиров день — день святого равноапостольного князя Владимира, небесного покровителя генерала В.О.Каппеля», — заключил Александр Алекаев.
Русская линия


Иерей Валерий Буланников: «Лигачев просто не понимает сущность смирения»
Сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата предостерег от попыток решить социальные проблемы путем насилия

Иерей Валерий Буланников«Я неплохо отношусь к Егору Лигачеву, но, тем не менее, он сохраняет рудименты узко классового мышления и взгляда на социальную борьбу как выход из сложных ситуаций. Действительно, в нашей стране ситуация сложилась не лучшим образом, но я не отчаиваюсь, так как считаю, что мы живем не в самые худшие времена. Поэтому такая постановка вопроса кажется мне совершенно неправильной и даже немного провокационной», — сказал в интервью «Русской линии» участник проекта «Декалог XXI», сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата, клирик храма свт. Николая Патриаршего подворья в Отрадном иерей Валерий Буланников, комментируя открытое письмо к Патриарху Кириллу члена ЦК КПРФ Е.К.Лигачева.

«Безусловно, должна быть защита социальных прав, но эта защита должна осуществляться без насилия. Насилие — это всегда большое зло, насилие нарушает заповедь „Не убий“. Известны случаи, когда батюшки, искренне верующие, пережившие тяжелейшие испытания во время войны, проходили длительное очищение, потому что война отнимает человеческие жизни. И участие в войне для многих батюшек было трагедией. Поэтому необходимо отделять социальную борьбу, которая может приводить к лишению человеческих жизней, от стремления к социальной справедливости. В последнем же нет ничего плохого», — сказал отец Валерий.

«Конечно, можно последовать призыву товарища Лигачева, выйти на улицы, выразить свой протест, но, к сожалению, такие акции, как мы знаем, перерастают в столкновения с нанесением телесных повреждений и с той, и с другой стороны. Страдают и те, кто защищает существующий порядок, и те, кто против этого порядка протестует. Слава Богу, что нынешние майские демонстрации прошли без эксцессов. Мы должны защищать свои социальные права, должны требовать справедливости, но упаси Бог призывать людей к оружию, свержению власти, лезть на баррикады. Такие призывы абсолютно недопустимы», — подчеркнул пастырь.

Отец Валерий напомнил, что Христианство не отрицает активной социальной позиции. По его словам, позиция западных церквей, прежде всего, Католической церкви, «привела к тем завоеваниям трудящихся, говоря штампованным коммунистическим языком, которые они сейчас имеют». «Надо сказать, что завоевания эти достаточно большие и справедливые. Мы знаем, что всякий трудящийся, да ест. Правда, в России, к сожалению, нередко трудящиеся получают копейки, а нетрудящийся, который якобы является мозговым центром, получает гораздо больше. На Западе удалось добиться большей социальной справедливости, и стоит напомнить товарищу Лигачеву, что эти завоевания были достигнуты без кровопролития и без того, к чему он призывает. Социальная справедливость должна достигаться эволюционным процессом, во время которого происходит согласование позиций власти, бизнеса, профсоюзов. Таким образом и создается социальный договор и в последние несколько лет мы уже видим, как складывается консенсус. Это реальный и справедливый путь и по отношению к трудящимся, и по отношению к заблудшим олигархам», — сказал священник.

«Позиция Святейшего очень четкая, ясная и понятная, — продолжил отец Валерий. — Безусловно, смирение — это одно из главных качеств христианина. Очень важно со смирением подходить к этим вопросам, потому что через смирение Господь открывает нам пути, что и как сделать. Потому что намерение людей, которые находятся в состоянии аффекта, лезть на баррикады, все громить и бить „буржуев“, часто приводит к жесточайшим кровопролитиям и к еще большей несправедливости, чем та, которая существовала до этого. Поэтому не надо призывать к насилию и лезть на баррикады. Социальный протест должен быть умеренным, справедливым, возвышенным. Надо не упрекать олигархов в том, что они наворовали, а скорее обращаться к их душе, потому что душа есть у каждого человека: и у коммуниста, и у христианина, и даже у бизнесмена. Если поступать так, то будет достигнут некий консенсус, который постепенно складывается в стране. Надо идти тем путем, на который указал Святейший, поддерживая наше правительство, призывающее к социальной ответственности. Это законный и справедливый путь, а призыв брать оружие и устраивать восстание во имя каких-то высоких идеалов приведет лишь к кровавому и жестокому переделу. Но нам не нужны больше переделы».

Священник заметил, что риторика Лигачева указывает на то, что политик не пребывает в лоне Матери-Церкви, «хорошо, если он хотя бы свечку ставит». «Ведь сущность смирения заключена не в том, чтобы покорно все сносить. Смирением через молитву мы призываем Господа помочь нам и защитить нас. Но, конечно, Господь иногда посылает нам испытания. Но я знаю, и по личному опыту тоже, что смирением можно многого достичь, гораздо больше, чем борьбой. Отсутствие у Лигачева церковного опыта приводит к тому, что он относится к смирению как уничижению. Да перед Господом мы уничижены, но Он наш защитник, Он все видит. А Лигачев этого не понимает, поэтому надо молиться, чтобы ему эта истина открылась», — считает отец Валерий.

«Лигачев просто не понимает сущность смирения, поскольку человек он, по всей видимости, невоцерковленный. Он руководствуется стереотипами прошлого. Я его нисколько не подозреваю в каких-то плохих намерениях, просто сказываются непонимание и остатки большевистской, коммунистической этики, которая требует решать все сразу. Но решить все сразу не получится. Безусловно, он человек нравственный, болеющий душой за свою Родину. У Господа много путей, но те пути, которые предлагает Лигачев, мы, к сожалению, уже испробовали, и привели они нас к тупиковому состоянию в 1980-е годы. Конечно, тому было много причин, но надо признать, что упадок был серьезный, и нравственный, и социальный. Поэтому надо вернуться к тому пути, которым Россия шла, и шла успешно — пути христианскому. И тут без смирения не обойтись. Господь даст нам по плодам, но это займет время, и потребует трудов, может быть, даже не одного поколения. Но от призывов к свержению власти, к решению этих проблем силовым методом, необходимо отказаться», — заключил иерей Валерий Буланников.
Русская линия


«Подобные эксцессы не должны стать причиной серьезного противостояния между Грузией и Россией»
Общество Ираклия Второго обращается к грузинским властям и оппозиции

Флаги России и ГрузииОбщество Ираклия Второго выражает крайнюю озабоченность по поводу сложившейся в Грузии обстановке, говорится в полученном «Русской линией» заявлении грузинской общественности. «Наше Общество еще до начала акций протеста 9 апреля призвало общественность не допустить смены власти насильственным путем и бороться в первую очередь за изменение избирательного закона. Оппозиция избрала неконструктивный и бессистемный путь борьбы, затянувшийся во времени и пространстве и повлекший совершенно недопустимые инциденты», — отмечается в заявлении.

«Независимо от того, все это спровоцировано или является результатом естественных эмоций, совершенно недопустимо то, что сегодня происходит на тбилисских улицах. Особенно непростительно насилие в отношении журналистов, а также любых чиновников, выполняющих свои служебные обязанности. Все это, даже будучи инспирировано властями, нарушает единство общества и вызывает его моральную деградацию. Развивающиеся сегодня в Мухровани события, как бы тщательно мы ни искали в них след российских спецслужб, в первую очередь — результат неконструктивных действий нашего общества, неотъемлемой частью которого являются как наши нынешние власти, так и оппозиция», — считают в Обществе Ираклия Второго.

Члены Общества также напоминают, что 28 апреля текущего года на пресс-конференции, проведенной совместно с другими общественными организациями, ими было отмечено, что «проведение в Тбилиси штабных учений НАТО на таком фоне могло стать еще одним вызовом России, в котором Грузии отводилась всего лишь роль яблока раздора между Западом и Россией».

«К сожалению, официальные лица без проведения надлежащего расследования во всем происходящем снова обвиняют Россию. После горького опыта августа 2008 года каждому из нас необходимо серьезно задуматься, чтобы подобные эксцессы опять не стали причиной серьезного противостояния между Грузией и Россией. Сегодня, как никогда, необходим диалог между властью и оппозицией для поиска выхода из данной тупиковой ситуации и предотвращения любых инцидентов, которые еще больше осложнят российско-грузинские отношения», — заключают авторы обращения.
Русская линия


Налог на роскошь необходим
Эксперты единогласно сходятся во мнении, о назревшей потребности обложения олигархов в пользу государства

Роскошь (фото с сайта limuzinchik.com)«Я одобряю эту абсолютно правильную меру. Олигархи, приобретающие яхты и дворцы за сотни миллионов долларов, не должны платить столько же, сколько и простые рабочие. И прежде чем выделять государственные деньги на поддержку крупного бизнеса в условиях кризиса, нужно озаботиться введением дифференцированного налога на роскошь», — заявил в интервью порталу KM.ru сопредседатель Межрегионального общественного движения «Народный Собор» Олег Кассин, отвечая на вопрос издания «нужно ли вводить налог на роскошь?»

Российские олигархи, лихорадочно ищущие сейчас средства для погашения своих многомиллиардных долгов, в первую очередь по-прежнему рассчитывают на помощь государства. Порой новоявленные «гуру» от экономики даже готовы продать некоторые непрофильные активы, но вот расставаться со своими замками, яхтами и прочими атрибутами роскоши ради погашения долгов они не собираются, — пишет издание.

Так, владелец «Русала» Олег Дерипаска, например, продал свои доли в строительной компании «Hochtief» и канадском производителе автокомплектующих «Magna», но лишаться своей 73-метровой яхты «Queen K» он не намерен, сообщала недавно «Die Frankfurter Allgemeine Zeitung». А Роман Абрамович, получивший от государства помощь в размере $ 8 млрд, во время кризиса умудрился даже построить себе новую, уже пятую по счету яхту — 168-метровую «Eclipse».

«Вот почему в последнее время все чаще обсуждается возможность введения налога на роскошь, который заставил бы российских олигархов отказаться от большей части своих „непрофильных активов“ в сфере личного потребления, а также подоткнул бы их к более рациональному (общественно-полезному) использованию имеющихся средств. Не говоря уже о том, что в случае введения такого налога бюджет Российской Федерации пополнился бы еще одной доходной статьей, что было бы совсем нелишне в ситуации экономического кризиса», — пишет KM.ru.

В том, что налог на роскошь необходим, не сомневается и ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Юрий Голанд: «Это была бы правильная мера. Она может быть реализована в двух видах налогов. Во-первых, в виде налога на определенные виды имущества (яхты, самолеты и т. д.). Закон должен содержать полный перечень подобного имущества, подлежащего налогообложению».

«Во-вторых, можно ввести косвенный налог при продаже такого рода товаров. Но так как они в основном приобретаются за границей, то реализовать такой закон будет трудно. Повторюсь, я приветствую введение налога на определенные виды имущества. Просто нужно четко прописать все объекты налогообложения, чтобы в этом вопросе не было никакого произвола. Правда, в этом случае все равно останется лазейка. Данное имущество можно будет переписать на какую-то компанию», — предупредил ученый.

«Я думаю, что такой налог нужен. Владимир Путин в своем недавнем выступлении сказал о том, что с 2010 года следует ввести единый налог на недвижимость (который бы объединил сегодняшний налог на землю и имущество). Причем чтобы не пострадали малоимущие граждане, Президент очень четко сказал, что необходима градация этого налога. Чтобы люди, проживающие в обычных квартирах и имеющие обычные участки, не получили увеличения налога в связи с тем, что он будет теперь рассчитываться исходя из рыночной стоимости недвижимости. А вот те, кто имеет элитное жилье бизнес-класса (то же касается земли), должны платить в виде налогов намного больше, чем сейчас», — заметил, в свою очередь, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Евгений Богомольный.

«Я бы не сказал, что это прогрессивная шкала налогообложения. Сегодня максимальная величина налога составляет 2,2%. И разные регионы пользуются ей по-разному (можно ввести, например 0,1% или 0,2%) при стоимости жилья, рассчитанной по схеме БТИ. То есть квартира стоимостью миллион долларов в районе Остоженки оценена в миллион рублей (из которых в виде налога выплачивается 5 тысяч рублей в год). Главное, чтобы в ходе переоценки не пострадали ветераны и пенсионеры. Конечно, если сегодня человек платит за квартиру 5000 рублей, а завтра будет 20 000 долларов, то, естественно, люди задумаются, а нужно ли им второе такое жилье. Это может оказать позитивный эффект для рынка недвижимости», — считает он.

«Понятно, что налог на роскошь и налог на недвижимость — это не одно и то же. Ведь роскошь — это не только большое жилье и земля, но и дорогие машины, яхты, самолеты, дорогие украшения, предметы искусства и т. д. И налогообложение этих объектов собственности должно регулироваться отдельным законом. Это было бы справедливо. Если человек хочет жить богато, его богатство должно перераспределяться в пользу малообеспеченных граждан», — заключил Е.Богомольный.
Русская линия


Участие Украины в учениях НАТО — противозаконно!
«Православный выбор» намерен судиться с украинскими властями, нарушающими законы страны

Украина-НАТО«В то время как народ Украины, вместе с братскими народами России, Белоруссии и других стран СНГ, готовятся отпраздновать 64-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, военный блок НАТО 6 мая начинает в Грузии свои военные учения, продолжительностью почти месяц. Не прошло еще и года после того, как Грузия совершила военную агрессию против народа Южной Осетии, в результате которой погибли тысячи мирных жителей и была почти полностью разрушена столица этого автономного края — г. Цхинвал. Поэтому очевидно, что учения североатлантического альянса в Грузии носят явно провокационный характер. Эти маневры фактически являются поддержкой грузинской военщины и ее агрессивных планов в черноморско-кавказском регионе и, по сути, направлены против России», — говорится в заявлении председателя Всеукраинской общественной организации «Православный выбор» Юрия Егорова, поступившим в редакцию «Русской линии» в связи с участием воинских подразделений Украины в военных операциях НАТО в Грузии.

Напоминая, что российские официальные лица уже сделали по этому поводу соответствующие заявления, а «ряд стран, которые в последнее время участвовали в учениях НАТО, в частности, Казахстан и Сербия, сейчас отказались посылать в Грузию свои воинские подразделения», «Православный выбор» выражает возмущение тем, что в этих маневрах будет принимать участие подразделения армии Украины, «что, фактически, является проявлением недружественных действий украинских властей по отношению к России».

«Участие украинских воинских подразделений в нынешних натовских маневрах можно также рассматривать как новый факт поддержки украинскими властями агрессивных действий Грузии. Напомним, что в прошлом году Украина поставила грузинской армии большое количество наступательного вооружения как раз накануне военной агрессии против Южной Осетии. Очевидно, что это способствовало развязыванию агрессии. Необходимо также отметить, что в вооруженных силах Украины уже существуют подразделения, которые проходят специальную подготовку для участия в силах быстрого реагирования НАТО. В официальных украинских СМИ была даже названа дата — 2011 год, — когда украинские подразделения будут полностью готовы, в соответствии со стандартами НАТО, принять участие в военных операций Североатлантического блока. И, если в результате предстоящих президентских и парламентских выборов не сменится нынешнее пронатовское руководство Украины, совсем нетрудно догадаться, против кого могут быть использованы украинские воинские подразделения. Территория же Украины фактически превратится в плацдарм натовской военщины», — говорится в документе.

«Несмотря на то, что подавляющее большинство народа Украины настроено категорически против вступления Украины в НАТО, тем не менее, руководители украинского государства, в лице, прежде всего, президента В. Ющенко и министра обороны Ю. Еханурова, де-факто упорно втягивают нашу страну в этот агрессивный блок Запада. Стремительная экспансия НАТО на восток, совершенная этим блоком после разрушения СССР, угрожает братским восточнославянским странам и, прежде всего, народу самой Украины. В этом году исполнилось 10 лет со времени варварских бомбардировок Сербии вооруженными силами НАТО. В результате была аннексирована древняя историческая территория Сербии — Косово», — напоминает председатель «Православного выбора» Юрий Егоров.

В заявлении подчеркивается, что православная общественность выступает категорически против участия Украины в военных учениях НАТО в Грузии, «рассматривая их как провокационные и недружественные по отношению к братской России»: «Эти действия напрямую нарушают закон Украины „Об основах национальной безопасности Украины“ и положения Большого Договора между Украиной и Россией, который с октября 2008 года автоматически продлен еще на 10 лет. Мы также обращаемся в министерство обороны и министерство иностранных дел Украины с требованием прекратить свои пронатовские антироссийские действия, прежде всего, вблизи границ России. Православная общественность приняла решение обратиться в суд с иском по поводу нарушений законов Украины с требованием привлечь к ответственности тех официальных лиц, которые нарушают эти законы и осуществляют недопустимые действия, ведущие к обострению напряженности между Россией и Украиной. Обращаемся также к украинским парламентариям с просьбой не голосовать за допуск на территорию Украины натовских воинских подразделений, которые собираются проводить учения вблизи границ России. Это, прежде всего, ежегодные учения „Си-Бриз“, которые уже не первый год проводятся в Крыму, Одесской и Николаевской областях и вызывают массовые протесты народа Украины».
Русская линия


Наталия Нарочницкая: «Реализуй Гитлер свои планы, не было бы Евросоюза»
Известный историк о попытках пересмотра итогов Второй мировой войны

Наталия Нарочницкая«С 1970-х годов на Западе появился тезис: цивилизованному миру пришлось объединиться с одним из тоталитарных режимов, чтобы уничтожить другой. Это фон для того, чтобы задним числом провести ещё один Нюрнбергский процесс, объявить СССР преступным государством, равным гитлеровской Германии, поставить под сомнение подпись СССР под важнейшими международными документами, в том числе о современных границах. Объявить преступным государством уже Россию как правопреемницу СССР», — такими словами прокомментировала известный историк и политик, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая «Аргументам и фактам» тенденции некоторых стран провести ревизию Победы Советского Союза над нацистской Германией.

«Стране, лежавшей в руинах после войны, заплатившей миллионами жизней за избавление человечества от „коричневой чумы“, предлагают покаяться и заплатить ещё раз: в прибалтийских странах уже сводят списки претензий на миллиарды долларов», — добавила она.

Напомним, что на днях Латвия выдвинула очередные претензии к России, оценив ущерб, якобы нанесенный республике за годы «советской оккупации», в двести миллиардов долларов или сто миллиардов латов. Причем глава правительственной «Комиссии по подсчету ущерба от советской оккупации» Эдмундс Станкевич считает эту сумму предварительной. По его мнению, она будет изменяться, и не в меньшую сторону.

«Видимо, их устраивает, что, реализуй Гитлер свои планы, не было бы никакой демократии, не было бы Евросоюза. Зато на территории нынешней Прибалтики простиралась бы Ингерманландия. В Польше забывают, что для поляков Гитлер готовил ту же судьбу, что и для всех славян: свинопасов и горничных для Третьего рейха без своего языка и культуры. А от СССР они ушли с Академиями наук, с инженерами, скрипачами и художниками, с собственной литературой — то есть полноценными нациями», — указывает историк.

«Новый этап борьбы за историческую правду предстоит в августе, в очередную годовщину пакта Молотова — Риббентропа. Мы получим множество лживых обвинений в том, что именно пакт стал спусковым крючком войны. Уверена, в Европе об этом будут говорить гораздо больше, чем осенью говорили о юбилее „Мюнхенского сговора“ Гитлера с лидерами западных держав. При их попустительстве Гитлер и начал масштабный передел мира», — заключила Наталия Нарочницкая.
Русская линия


«Мы ввели ЕГЭ не от большого ума»
Участники круглого стола «История победы в вопросах ЕГЭ» отметили катастрофическое снижение уровня знания истории

круглый стол "История победы в вопросах ЕГЭ"Сегодня, 6 мая, в Санкт-Петербурге в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» прошел круглый стол «История победы в вопросах ЕГЭ», сообщает наш корреспондент. В мероприятии приняли участие: методист Центра истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, заслуженный учитель России Юрий Рябов, автор учебника «История Отечества» для учащихся 11 классов Владлен Измозик, заведующий кафедрой новейшей истории России СПбГУ Михаил Ходяков, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И.Герцена, заместитель председателя предметной комиссии (история ЕГЭ) Регионального центра оценки качества образования Людмила Искровская, доктор социологических наук, заведующий кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А.И.Герцена профессор Валерий Зарубин, заведующая Центром истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Татьяна Андреевская.

Эксперты обсудили современное состояние преподавания истории в средней и высшей школе, практику ЕГЭ по истории и связанные с ней проблемы, а также другие вопросы, касающиеся внедрения единого государственного экзамена в российскую систему образования.

Юрий РябовЗаслуженный учитель России Юрий Рябов, напомнив, что история Великой Отечественной войны преподается в 11 классе, отметил, что время, отведенное на преподавание, не позволяет школьникам составить целостное представление об этой войне. В 11 классе на отечественную историю XX века и начала XXI отводится 70 часов, хотя реально за вычетом праздников удается посвятить преподаванию истории лишь 60 часов. «Сокращение часов на историю — это определенная политика. Надо из этого делать выводы. Косвенным следствием такого сокращения стало резкое снижение уровня знания истории», — считает методист Центра истории и обществознания Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. По его мнению, уровень знания истории школьниками сегодня на порядок ниже, доперестроечного уровня. Кроме того, уверен заслуженный учитель России, снижению уровня знания истории способствовал переход на концентрическую систему преподавания истории. «Надо признать, что нынешние школьники плохо знают отечественную историю», — заключил Юрий Рябов.

Татьяна АндреевскаяСо своей стороны, Татьяна Андреевская напомнила, что концентрическая система преподавания истории действует в России уже 10 лет. По ее словам, в результате перехода с линейной на концентрическую систему преподавания больше всего пострадала история. Если в рамках линейной системы на историю в 10 и 11 классах отводились 4 часа в неделю, то в рамках концентрической системы — всего лишь 2. Отметив, что преподавание истории в школе должно быть нацелено на формирование личности школьника и на его воспитание, Татьяна Андреевская выразила мнение, что в условиях концентрической системы роль учителя, от которого зависит успешность патриотического воспитания и развития у школьника гражданской позиции, непременно повысится.

Владлен ИзмозикАвтор учебника «История Отечества» для учащихся 11 классов Владлен Измозик обратил внимание на то, что в условиях отсутствия цензуры в России издается огромное количество псевдоисторической литературы. Он также согласился с коллегами в том, что в школе в настоящее время преподаванию истории уделено очень мало времени. Он напомнил, что в довоенное время на преподавание истории в школе уделялось пять часов в неделю, а сейчас лишь два. Кроме того, Измозик выразил сожаление, что в школьной программе не предусмотрен региональный компонент в рамках курса истории. По его мнению, школьникам следует изучать не только общую историю России, но и историю своего края, города, села. Указывая на то, что на восприятие учащимся исторического прошлого страны влияют СМИ, телевидение, кинематогроф, историк подчеркнул, что учебник по истории должен быть «бастионом», содержащим «абсолютно точные факты, а не гипотезы и мифы, которые ретранслируются через другие источники информации». Кроме того, указал Измозик, «история должна учить нравственности».

Людмила ИскровскаяЛюдмила Искровская полагает, что краеугольной задачей исторического образования является формирование у школьника умения оценивать современные события на основе анализа прошлого. По ее мнению, развитие умения выдвигать нравственно-оценочные суждения в рамках ЕГЭ невозможно. ЕГЭ позволяет выявить формализованное знание, знание фактов, но не позволяет выяснить личностное отношение к историческим фактам, не позволяет узнать, как школьник оценивает те или иные исторические события. ЕГЭ надо воспринимать, по ее мнению, только как одну из форм аттестации. «ЕГЭ не должен быть единственной формой аттестации, должны быть и другие формы, компенсирующие недостатки ЕГЭ. Должны быть такие формы аттестации, которые позволяли бы выявлять нравственную составляющую преподавания истории», — отмечает эксперт.

Михаил ХодяковВ свою очередь Михаил Ходяков очень невысоко оценил уровень знания истории современными школьниками. Поэтому, «сокращение часов на преподавание истории в школах и вузах — это вредительство», — сказал он. По словам ученого, выпускники школ, за небольшим исключением, очень плохо знают историю. «И выпускники вуза, случается, не могут назвать даже два решающих сражения, которые помогли победить в Великой Отечественной войне», — добавил он. Учебник по истории, на его взгляд, должен обладать «здоровым консерватизмом» и «в нем недопустимы всякие шараханья». Михаил Худяков также уверен, что никакие инновации не способны заменить учителя и традиционных форм занятий. «Личность учителя крайне важна, от его профессионализма, компетентности и гражданской позиции многое зависит», — считает эксперт.

Валерий ЗарубинВалерий Зарубин также признал, что сегодняшние старшеклассники изучают историю только для того, чтобы сдать ЕГЭ. «Их интересует только та историческая информация, которая поможет им сдать ЕГЭ. Им не нужны учебники, им нужны хендбуки, наподобие учебников по ПДД, в которых содержались бы одни только факты. Нравственное осмысление истории вырывается на площади и улицы городов», — считает социолог. По его мнению, преподавание истории в школе нацелено исключительно на «натаскивание» на сдачу ЕГЭ.

Однако Татьяна Андреевская не согласилась с ним, заявив, что школьное преподавание истории не следует воспринимать как «натаскивание» на сдачу ЕГЭ. Она выразила удивление тому, что до сих пор введутся дискуссии и споры вокруг ЕГЭ, несмотря на то, что уже принят соответствующий закон. «Спорить и дискутировать следовало до принятия закона. Сейчас уже поздно», — считает она. ЕГЭ, по ее словам, — это одна из форм итоговой аттестации, позволяющей проверить формализованные знания. ЕГЭ показывает срез фактологических знаний. «Сейчас можно с уверенностью на 85% заявить, что в следующем году для выпускников 9 класса будет введено малое ЕГЭ. Но пока это только разговоры», — сказала эксперт. Задачей школьного исторического образование не является только подготовка к сдаче ЕГЭ. «Курс истории также нацелен на формирование у школьника исторического мышления», — отметила она.

Людмила Искровская, в свою очередь, считает, что ЕГЭ — это «не самоцель исторического образования, а лишь форма аттестации». По ее мнение, если ЕГЭ будет единственной формой проверки знаний, то тогда невозможно будет выявить специфику истории как науки. А заслуженный учитель России Юрий Рябов в заключении заметил: «Я считаю, что мы ввели ЕГЭ не от большого ума. Мы не учли тот факт, что наш менталитет отличается от европейского».
Русская линия


Скончался генерал Валентин Варенников
Известный военачальник и политик почил на 86-м году жизни

Генерал В.И.ВаренниковСегодня, в день покровителя Русского воинства — святого Великомученика и Победоносца Георгия, на 86-м году жизни отошел ко Господу Герой Советского Союза, генерал армии Валентин Иванович Варенников. Смерть настигла известного военачальника в госпитале им. Бурденко, где он проходил курс лечения после сделанной несколькими месяцами ранее сложной операции. Президент России Дмитрий Медведев уже выразил свои соболезнования родным и близким генерала, пишет газета «Известия».

Валентин Иванович Варенников родился 15 декабря 1923 года. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе; Военную Академию Генштаба СССР. Генерал армии, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии. Участник Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 г., Парада Победы, военных событий в Анголе, Сирии, Эфиопии и Афганистане. Главный организатор работ воинских частей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Командовал: подразделениями, четырьмя полками, мотострелковой дивизией, армейским корпусом, 3-й Ударной армией, войсками Прикарпатского военного округа; был первым заместителем начальника Генерального штаба ВС 10 лет (из них — 4,5 года в Афганистане), Главнокомандующим Сухопутными войсками — заместителем Министра обороны СССР.

Встреча Знамени Победы в Москве. Во главе колонны – капитан В.И.ВаренниковВ.И. Варенников дважды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, трижды — Верховного Совета СССР и народным депутатом СССР. Входил в состав ЦК КПСС. По делу ГКЧП в августе 1991 г. был арестован. В феврале 1994 г. амнистирован, однако амнистию не принял и настоял на суде. Верховный суд России его оправдал. Генпрокуратура опротестовала решение суда. Президиум Верховного суда РФ повторно судил и оправдательный приговор оставил в силе.

В 1995 году был избран депутатом в Государственную Думу. Четыре года — председатель Комитета Госдумы по делам ветеранов. В 2003 году вновь избран в Государственную Думу по списку блока «Родина» (третий номер федерального списка). 1-ый заместитель Председателя Комитета ГД по делам ветеранов. Сопредседатель фракции «Родина».

В 1997—2005 гг. В.И.Варенников состоял президентом Российской Ассоциации Героев — общероссийской организации, объединившей Героев Советского Союза, Героев России и Полных кавалеров ордена Славы. Активно занимается общественно-политической деятельностью. Введен в состав Российского организационного комитета «Победа». С ноября 2005 года — президент Международной лиги защиты человеческого достоинства и безопасности.
Русская линия


Когда же гаагский Молох наконец подавится?
В Гааге на длительные сроки заключения осуждены еще два серба

Веселин ШливанчанинПятого мая в гаагском судилище были осуждены два офицера бывшей Югославской Народной Армии (ЮНА). Полковник Миле Мркшич получил 20 лет, а майор Веселин Шливанчанин, первоначально осужденный на пять лет, получил 17! Их обвиняют в причастности к убийству хорватских военнопленных на ферме Овчара около города Вуковар в ноябре 1991 года, сообщает агентство «Танюг».

Судебное заседание, которое возглавлял судья Теодор Мерон, пришло к заключению, что пять лет для серба Шливанчанина это слишком мало, это ведь не массовый убийца типа албанцев Тачи и Харадиная или мусульманина Орича, которых суд оправдал по всем пунктам. В случае Шливанчанина суд решил, что пять лет это «неразумное наказание, неадекватное степени тяжести преступления».

В приговоре говорится, что Шливанчанин был обязан защитить хорватских военнопленных, но своим бездействием он содействовал преступлению, издевательствам над пленными и их убийству 20−21 ноября 1991 года.
С декабря 2007 года Шливанчанин находился на временной свободе.

Судилище подтвердило приговор Миле Мркшичу сроком на двадцать лет, на которые он был осужден еще в сентябре 2007 года. Ему ставится в вину «помощь в убийстве 194 хорватских военнопленных на Овчаре». Мркшич, как командир Первой гвардейской бригады, якобы приказал солдатам ЮНА покинуть Овчару, что по мнению судилища дало возможность бойцам сербской Территориальной обороны (ТО) расправиться с военнопленными.

Судилище посчитало, что Шливанчанин, ответственный за эвакуацию пленных из вуковарской больницы на Овчару, должен был убедить своего командира и непосредственного начальника Мркшича отменить свой приказ об отводе солдат ЮНА, и «должен был позаботиться о безопасности пленных в соответствии с законами и обычаями войны».

Суд отказал в апелляции Мркшичу (ему 61 год) и Шливанчанину (55 лет), подтвердив приговор Мркшичу, и частично удовлетворил запрос прокуратуры, требовавшей для Шливанчанина от 15 до 25 лет тюрьмы. Можно сказать, что оба серба получили пожизненное заключение за преступление, которого не совершали.

И Мркшич, и Шливанчанин утверждают, что ничего не знали о преступлении на Овчаре. Шливанчанин не признал «бездействие» как вид ответственности за совершенное преступление.

Мркшич и Шливанчанин останутся в гаагской тюрьме Схевенинген до тех пор, пока не будет решено, в какой из стран они будут отбывать наказание. Третий обвиняемый по делу «Вуковарской тройки» офицер ЮНА Мирослав Радич был освобожден от обвинений в сентябре 2007 года. Вчера это решение было подтверждено.

Напомним, что Веселин Шливанчанин был захвачен в собственной квартире в Белграде 13 июня 2003 года, когда он пришел домой, чтобы в кругу семьи отпраздновать свой пятидесятилетний юбилей. Осада его квартиры продолжалась 10 часов, помощь полковнику оказывали около 50 его сторонников. Он был выдан в Гаагу через две недели после ареста.

В годы войны М. Мркшич был командиром Первой гвардейской мотострелковой бригады ЮНА. После взятия Вуковара ему было присвоено звание генерала. Он добровольно сдался в мае 2002 года. М. Радич командовал ротой в Первой бригаде. Сдался в апреле 2003 года. Майор В. Шливанчанин командовал батальоном военной полиции Первой гвардейской бригады. После падения Вуковара получил звание подполковника и был назначен командиром бригады в Подгорице (Черногория).

Также напомним, что обвинение против сербских офицеров Гаага выдвинула только осенью 1995 года, т. е. через четыре года после самих событий, что заставляет предполагать его надуманность. Например, генерал Мркшич, как командующий Армией Республики Сербская Краина мог бы на свободе многое рассказать о том, как была уничтожена Республика Сербская Краина, о роли в этом преступлении стран НАТО и, конкретно, США. А может быть, и о закулисном сговоре по вопросу сдачи Краины. Напомним, что осаде Вуковара войсками ЮНА предшествовало зверское убийство хорватами около тысячи сербов в этом городе.

В интервью белградской «Политике» адвокат Горан Петрониевич, защищавший Веселина Шливанчанина заявил, что «приговор неразумен, он представляет результат влияния хорватского лобби на гаагский трибунал»: «Это пример вынесения приговора под политическим давлением. Шливанчанину вынесено драконовское наказание. Сербия как государство ничего не сделала, чтобы помочь своим гражданам в Гааге».

Петрониевич подчеркнул явную нелогичность приговора: «В нем говорится, что Мркшич издал приказ, а Шливанчанин ничего не сделал, чтобы его не выполнить. Но Шливанчанин был в подчинении у Мркшича». Петрониевич уточнил, что три судьи были за новый приговор Шливанчанину, а двое против.

Национальный совет Сербии по сотрудничеству с Гаагским трибуналом удивлен решением суда, по которому Шливанчанину увеличена мера наказания, а Мркшичу утверждена прежняя. «Суровое ужесточение наказания Шливанчанину будет трудно понять нашей общественности, и будет представлять еще один фактор, снижающий доверие суду и веру в его беспристрастность», говорится в сообщении Совета.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской линии»


Татарские националисты вознамерились «избавиться от имперского ига»
Казанское Общество русской культуры обеспокоено воспитанием школьников в Татарстане

Татарский националист (фото газеты "Коммерсант") «Под видом „региональных особенностей преподавания“, рассказов о непростой истории края, в нашей республике идет навязывание националистических идей, пропаганда исключительности и превосходства татарской нации. При этом тактически ход очень верный: для внедрения идей выбрана аудитория, которая не в состоянии что-либо возразить, — детская аудитория», — заявил в интервью ИА «REGNUM» зампредседателя Казанского Общества русской культуры (ОРК) Михаил Щеглов.

Речь идет о внедрении региональной компоненты в образование в республике Татарстан. Местные националисты стремятся завладеть инструментом влияния на гражданское самосознания ради пропаганды национальной исключительности татарского народа. В качестве идеологов татарского движения в республике известен профессор-этнолог Дамир Исхаков, а также Рафаэль Хакимов, участвовавший в разработке многих «суверенных проектов» и написании новой истории края.

Михаил Щеглов отметил, что для создания подобных методических рекомендаций в Татарстане работали и работают целые институты и академии, кормятся целые научные коллективы. В частности, он приводит в пример «Учебник по истории Татарстана» для основных школ, где сообщается, что средневековый город Биляр, бывший столицей Волжской Булгарии, в восемь раз превосходил по площади тогдашний Киев и в четыре раза — Париж и Кельн. В другом учебнике — «История татарского народа и Татарстана» — написано, что причина поражения Казанского ханства в 1552 году — наличие противника «в лице русского государства», которое «лишило татарский народ независимости, вело агрессивную, экспансионистскую политику и завоевательные войны на Востоке». По словам Щеглова, в учебнике подчеркивается и враждебная роль Православной Церкви по отношению к татарам-мусульманам, тщательно перечисляются все уничижительные эпитеты, которые авторы учебника смогли разыскать в древних летописях: «басурмане», «антихристы», «поганые татары» и «мерзость казанская». «Знаете, дети очень восприимчивы к подобным вещам. Родители нам уже жаловались, что разнимали драчунов, которые кричали друг другу обидные слова, услышанные на уроке „истории татарского народа“», — сказал зампредседатель Казанского Общества русской культуры.

На выездном совещании Министерства образования в Казани, которое проводил Андрей Фурсенко, были озвучены данные социологического опроса по гражданской самоидентификации среди школьников. В школах Татарии лишь 25% на вопрос: «В какой стране вы живете?», ответили: «в России». Остальные назвали страной своего проживания Татарстан. Искажается не только древнейшая история, но и события недавнего прошлого. В частности, авторы «исследований» истории Великой Отечественной войны заявляют, что 67% всех подбитых немецких танков подбили татары, 42% немецких самолетов — дело рук летчиков из Татарстана, среди татар — больше всего Героев Советского Союза и т. д.

По словам Михаила Щеглова, местные националисты ставят своей целью создание целого поколения с мечтой об «избавлении от имперского гнета». «В Татарстане за последние 20 лет гражданское сознание сильно деформировалось. Сегодня этот процесс идет все глубже, подрывая безопасность России», — сказал он. В то же время, «в отличие от России, где национальная политика практически отсутствует, в Татарстане она есть, — заметил Щеглов. — В чем она выражается? В первую очередь, в кадровой политике — „республикой должны управлять представители титульной национальности“, то есть, татары. Второе — обязательно должна быть национальная элита — своя буржуазия, своя культурная элита. И здесь, с точки зрения самосохранения, татарский народ поступает логично. Жаль, что в этой „борьбе за выживание“ страдают другие народы, живущие в Татарии. Жаль, что у России — государства с названием, идущим от слова „русский“, нет сегодня заботы о сохранении самого русского народа».

«Из Москвы мы часто слышим призывы, что надо больше проявлять ответственности на местах, отстаивать свою гражданскую позицию. В итоге, все это дальше разговоров не идет. Русский народ очень инертен, привык надеяться на Царя-батюшку, — констатировал зампред Казанского ОРК. — Отчего это происходит, отдельный вопрос. Однако в сложившейся ситуации, когда никто не знает, что делать с „национальными регионами“ — такими, как Татарстан или Башкирия, кавказские республики, инициативу должно проявить центральное руководство страны. Там есть достаточно сил и средств, чтобы исследовать проблему и найти решение. Главное — политическая воля, которой, к сожалению, мы в отношении Татарстана не видим — все пущено на самотек или отдано на откуп местным правителям». «Если же в Москве по неким геополитическим соображениям Татарстан решили сделать этакой восточной или „мусульманской“ витриной, пожертвовав интересами русского населения, то это, конечно, тоже выход. Пожертвовать частью народа ради блага большинства или сделать народ заложником великой идеи — это вполне в советских традициях. Но как доказывает исторический опыт, ничего хорошего из этого не получится», — заключил Михаил Щеглов.
Русская линия


Протоиерей Георгий Рябых: Главным достижением Дмитрия Медведева является сохранение политической стабильности

Перед выборами нового главы государства «многие сомневались, сможет ли Россия остаться стабильным государством в случае прихода нового Президента. Авторитет Владимира Владимировича Путина был столь высок, что некоторым казалось, что заменять его на посту Президента опасно, что политическая система России может развалиться. Мне кажется, что год с момента с момента вступления в должность Дмитрия Медведева показал, что эти страхи были напрасными. Я думаю, что в этом состоит главное достижение прошедшего года», — заметил в интервью сайту Regions.Ru заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Георгий Рябых, комментируя агентству итоги первого года президентства Дмитрия Медведева, инаугурация которого состоялась 7 мая 2008 года.
«Страна продемонстрировала стабильность — несмотря на внешние угрозы со стороны наших соседей и разразившийся экономический кризис. Общественно-политическая система в России демонстрирует стабильность, а это значит, что у России есть надежда на развитие и дальнейшее улучшение жизни», — отметил священник.
«Думаю, что такая способность страны преодолевать сложности в социальной, политической и экономической жизни свидетельствует о серьезном потенциале России, о ее способности превратиться в действительно процветающую страну и добиться признания ее важной роли в современном мире», — заключил отец Георгий.
Русская линия

В конце мая в Москве состоится Всемирный Русский Народный Собор

С 21 по 23 мая в Москве пройдет XIII Всемирный Русский Народный Собор, который будет посвящён теме «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления», сообщает сайт «Русский обозреватель». Одним из главных событий Собора будет принятие Молодёжной концепции.
21 мая в рамках ВРНС пройдут III Православный студенческий форум «Вера и дело», эколого-просветительский форум «Защитить природу — спасти Россию: чистота в душе, чистота в доме, чистота в природе», а также секция «Соработничество Церкви и государства в деле защиты от алкогольной угрозы».
22 мая в 14:00 в храме Христа Спасителя откроется Пленарное заседание Собора под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Именно на этом заседании ожидается принятие одного из главных документов XIII ВРНС — Молодёжной концепции.
23 мая, работа Собора будет проводиться по двум секциям: «Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» в Союзе писателей России и «Восточнославянская православная цивилизация и её роль в преодолении современного мирового кризиса» в Паломническом центре Московского Патриархата.
В этот же день состоится на большой спортивной арене спорткомплекса «Измайлово» Святейший Патриарх Кирилл встретится с московской молодёжью. Ожидается, что на встрече будут присутствовать около пяти тысяч человек
«Это первая в таком формате встреча Его Святейшества с молодёжью, на которой Святейший Патриарх обратится к молодым людям, студентам города Москвы, — сообщил ответственный секретарь Собора Олег Ефимов, — а затем Патриарх ответит на их вопросы».
24 мая, после окончания Собора, все его делегаты соберутся на Красной площади, где примут участие в церковно-общественных торжествах в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Русская линия

Тульские миссионеры помогут горожанам в розыске погибших на фронтах ВОВ

Миссионерский отдел Тульской епархии в День Победы не только совершит уставное поминовению воинов, отдавших свою жизнь на фронтах Великой Отечественной войны, но и поможет тулякам в поиске информации об их погибших или пропавших без вести в военное время сродниках, пишет пресс-служба Миссионерского отдела Тульской епархии.
В миссионерском центре при Свято-Вознесенском приходе Тулы (в помещении книжного отдела церковной лавки) сразу после утреннего богослужения начнется дежурство миссионера, связанного по интернету с базой данных Минобороны (сайт «Мемориал»). Любой туляк в этот день сможет не только помолиться в Вознесенском храме о своих погибших родственниках, но и получить всю информацию о них в открытых источниках Минобороны.
Русская линия

В Коми будет создан антисектантский центр для борьбы с «оранжевой революцией»

В Республике Коми откроется общественный центр по изучению новых религиозных движений. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщил пресс-секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии игумен Филипп (Филиппов).
По его словам, центр, создаваемый по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, объединит общественных и научных деятелей, духовенство, сотрудников правоохранительных органов и СМИ — всех, кого беспокоит экспансия религиозных сект и культов в Коми. Создание новой структуры также связано с деструктивной деятельностью неохаризматических сект в учреждениях исполнения наказания (УИН) и незаконным распространением сектантских ребилитационных центров на территории республики.
О. Филипп, отметил что, рост числа харизматических «приходов» может, в конце концов, привести к повторению в России сценария «украинской оранжевой революции». Поэтому в наше непростое время Церковь, власть и общество должны объединиться перед лицом этой угрозы.
Православное агентство напоминает, что в 2006 г Сыктывкарская епархия стала инициатором проверки реабилитационных центров для наркозависимых, организованных неопятидесятниками и протестантским фондом «Возрождение». Причиной обращения в прокуратуру республики Коми послужило несоответствие целей и задач «реабилитационных» центров российскому законодательству. Согласно закону реабилитацией и лечением наркозависимых на территории Российской Федерации могут заниматься лишь специалисты государственных медицинских учреждений, а не дилетанты из числа сектантов.
Следует отметить, что родиной большинства неопротестантских сект, действующих на территории Коми, а также по всей России, являются Соединенные Штаты Америки. По мнению российских экспертов, данные религиозные культы пользуются активной финансовой и организационной поддержкой американских спецслужб и общественных организаций. В условиях экономического кризиса проамериканские секты заметно активизировали деятельность по идеологическому и религиозному освоению нашей страны. Создание в крупных российских городах антисектантских центров открывает людям доступ к правдивой информации о деятельности деструктивных религиозных культов и как следствие снижает риск возникновения устойчивой зависимости населения от сект.
Русская линия

Жириновскому не нужны пророссийские режимы в Грузии и на Украине

Заместитель председателя Государственной думы и лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что стремление грузинского руководства обвинить Россию в попытке переворота беспочвенно, к происходящему в Грузии наша страна не имеет никакого отношения.
«Это легенда, которую приготовили, чтобы оправдать проведение на территории страны натовских учений и заодно получить больше денег на поддержку своих служб. Очень часто собственные спецслужбы в разных странах мира устраивают имитацию каких-то переворотов или покушений, чтобы оправдать свое существование, увеличивать штат, получить очередные генеральские погоны. В происходящем может быть замешана и Турция, которой выгодно протурецкое руководство Грузии. Также подобные события могли спровоцировать ЦРУ или европейские спецслужбы, чтобы избавиться от Саакашвили. Грузия находится в таком регионе, где работают спецслужбы со всего мира», — приводит слова Жириновского сайт ЛДПР.
По словам депутата, участие натовских войск в учениях на территории Грузии обостряет и без того взрывоопасную обстановку, и ответственность за всё лежит на грузинских властях: «Чем больше там иностранных войск, тем быстрее будет совершен государственный переворот, но все это делает руководство Грузии, а не Москва. Чтобы удержаться у власти, Саакашвили привлекает иностранные государства, так как собственный народ против него».
«Россия здесь не причем. С таким же успехом можно сказать, что мы устроили бунт в Кишиневе или „оранжевую“ революцию в Киеве. Нам не выгодно осложнение обстановки в Грузии, как не выгодно и установление там пророссийского режима. Точно также нам не нужен пророссийский президент на Украине. Зачем? Чтобы взять на иждивение 40 миллионов человек, чтобы содержать всех их как при советской власти? Нам нужна стабильность и тишина, нам нужен статус-кво!» — озвучил Жириновский свою позицию.
Русская линия

В Паломническом центре Московского Патриархата открывается выставка Игоря Машкова «Историческая живопись»

18 мая в 18.00 часов в художественной галерее Паломнического центра Московского Патриархата состоится торжественное открытие персональной выставки Заслуженного художника России Игоря Машкова «Историческая живопись», сообщает пресс-служба Паломнического центра.
Среди представленных картин гости выставки смогут увидеть последнюю работу художника — портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, над которой художник трудился последние месяцы, а также завершенную художественно-историческую серию «История русского православного паломничества», которая была написана по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — ныне Патриарха Московского и всея Руси.
Заслуженный художник Российской Федерации Игорь Машков связывает свои художественные интересы с портретом и исторической картиной. Достаточно назвать такие прекрасные работы как «Соколиная охота Царя Алексея Михайловича Романова», «Скит Никона», «У проездной башни Белого города. XVII век», «Опричный двор царя Ивана Грозного». Дипломной работой в институте и подведением первых творческих итогов становится его монументальное полотно «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон». Эта работа потребовала от художника не только высокого мастерства живописца, но и глубокого проникновения в психологическое состояние героев, скрупулезного изучения исторического материала.
Также Машков известен, как блестящий портретист. Он создает цикл портретов казаков, участников ансамбля «Казачий круг». Пишет прекрасный, наполненный любовью к русской музыкальной культуре портрет Федора Ивановича Шаляпина. Все его портреты отличает способность к глубокому проникновению в суть человеческого бытия, любовь к России. Еще одна грань таланта Игоря Машкова — пейзаж. Притом пейзаж, органично переплетающийся с его работами в историческом жанре. Нижний Новгород и Печоры, Москва и Дивеево, Волга и безымянные русские речки — это лишь малое в географии творческих поисков художника.
Открытие художественной выставки «Историческая живопись» состоится 18 мая 2009 г. в 18.00 часов. Экспозиция будет работать до 31 мая 2009 года. Часы работы: с 11.00 до 18.00 часов. Адрес: Мичуринский проспект, д. 8/29 (метро «Университет»). Справки по телефону: 8−499−147−7973.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 6 мая 2009 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика