Русская линия
<< Полная сводка новостей от 17 марта 2001 >>

ПАТРИАРХ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ ИРАНА

Патриарх Алексий II принял в своей резиденции в Свято-Даниловом монастыре президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами. Перед началом переговоров Патриарх выразил «надежду, что предстоящая встреча послужит укреплению отношений между нашими народами, каждый из которых имеет свою древнюю историю и традиции». Во время встречи Патриарх отметил, что Церковь до сих пор испытывает последствия десятилетий богоборчества. «Мы стремимся к полномасштабному церковно-государственному партнерству, потому что устранены те препятствия, которые были в прошлом», — отметил также Патриарх.
После встречи Патриарх Алексий II сказал: «Мы имели очень содержательную беседу, мы говорили о том, что монотеистические религии должны сотрудничать, и мы сотрудничаем с представителями ислама, мы говорили о необходимости сохранения традиции. Он поддержал инициативу президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами по развитию «диалога цивилизаций». Он отметил, что визит президента Ирана в Россию будет также содействовать углублению добрососедства между двумя народами.
Как заявил президент Ирана, «религии — это язык дружбы и любви». «Религиозные деятели должны противостоять кровопролитию и войне, особенно если она ведется с использованием религиозных лозунгов», — заявил президент Ирана. По его словам, стержнем «диалога цивилизаций» должно стать божественное слово. Президент Ирана выразил благодарность Патриарху Алексию за его усилия по предотвращению межнациональных и межконфессиональных конфликтов в России и мире.
Страна.Ru

ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ПОДДЕРЖКЕ ИЗДАНИЯ «ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»

Первое заседание Общественного совета по поддержке издания 25-томной «Православной энциклопедии» прошло 16 марта под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Даниловом монастыре. На нынешнем заседании Совета говорилось о необходимости бюджетного финансирования проекта «Православной энциклопедии», добиться которого пообещал Патриарху депутат Госдумы Александр Чуев. Предстоятель Русской Церкви подписал указ о создании общественного Совета по поддержке энциклопедии, и Чуев был назначен его координатором. Всего в Совет вошло 28 человек — известных политических и общественных деятелей, представителей науки и культуры.
«Этот проект, — считает лидер фракции „Единство“ Борис Грызлов, — может сыграть решающую роль в объединении граждан. В нем обобщен опыт истории нашей страны, который необходимо продолжать, а не переписывать заново», — сказал он. Патриарх Алексий с оптимизмом воспринял обмен мнениями, он считает, что «только своими силами Церковь не смогла бы осуществить этот проект — ни в научном, ни в финанасовом отношении». Смета на один год составляет 30 млн. рублей, из них 18 млн. приходятся на полиграфические расходы. В этом году на издание второго тома энциклопедии Министерство культуры в рамках программы «Культурное наследие» выделило 10 млн. рублей. Завершить издание планируется в 2012 году.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ

БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ ПРОДОЛЖИТ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВ СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА

В беседе с корреспондентом Страны.Ru священник Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Богословской комиссии, сообщил, что на состоявшемся 9 марта заседании президиума Богословской комиссии, посвященном богословскому анализу трудов священника Георгия Кочеткова, никакого решения принято не было, так как само это заседание «носило промежуточный характер». Была создана рабочая группа, которая на основе документа, подготовленного комиссией под руководством отца Сергия Правдолюбова, составит перечень утверждений отца Георгия, которые могут противоречить православному вероучению. Этот перечень будет представлен отцу Георгию, и он должен будет определить свое отношение к этим своим утверждениям. Он должен будет ясно постулировать свое православие, ясно указать на то, соответствует ли его богословие православному вероучению. В состав рабочей группы вошли авторитетные богословы, в том числе из Свято-Тихоновского православного богословского института. Тот проект заключения Богословской комиссии, который был разработан, нуждается, по словам о. Владимира Шмалия, в дальнейшей доработке.
Следующее заседание президиума Богословской комиссии намечено провести 8 мая. Это будет второе заседание, посвященное анализу богословских работ священника Георгия Кочеткова, а всего председатель комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) планирует посвятить обсуждения богословского творчества о. Георгия Кочеткова три заседания. На заключительном третьем заседании, которое предположительно состоится летом, будет принят итоговый документ, в котором будет дана богословская оценка трудов о. Георгия.
Напомним, что задачей Богословской комиссии является определение того, соответствуют или нет работы о. Георгия Кочеткова догматическим основам православной веры, Преданию Церкви и православной богословской традиции. По мнению критиков о. Георгия, многие из его воззрений носят неправославный характер. Богословской комиссии предстоит решить, являются ли наиболее спорные из высказываний и взглядов о. Георгия Кочеткова его частным богословским мнением (теологуменом) или же их можно квалифицировать как лжеучение (ересь).
Страна.Ru

ВАТИКАН ПЕРЕДАЛ РПЦ ЧАСТИЦУ МОЩЕЙ СВ. НИКОЛАЯ

В патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась церемония передачи частицы мощей св. Николая Чудотворца, а также мира, которое источают мощи святителя, находящиеся в г. Бари Русской Православной Церкви.
Вручая ковчежец с мощами, а также сосуд с миром, которое источают мощи святителя Николая, находящиеся в базилике имени святого в итальянском городе Бари, ее настоятель монах-доминиканец Джованни Матера сказал: «Это знак любви к нашим православным братьям, чтобы мы могли создать единую семью».
Патриарх Алексий, принимая дар, сказал: «Я с волнением принимаю частицу мощей и святое миро» и напомнил о том почитании, которым окружено имя св. Николая в России. Патриарх сказал, что частица мощей будет храниться в храме Христа Спасителя. В российских храмах уже имеются частицы мощей святителя Николая, в частности в Николо-Угрешском монастыре недалеко от Москвы. Передача Ватиканом частицы мощей святителя является, по-видимому, попыткой представить образ Римо-католической церкви в более выгодном свете на фоне непрекращающейся прозелитической деятельности католиков на территории России.
Страна.Ru

СТАРЕЙШЕМУ ПОЛЬСКОМУ КАТОЛИЧЕСКОМУ СВЯЩЕННИКУ ОТКАЗАНО В ВИЗЕ В РОССИЮ

Польскому священнику из ордена Иезуитов, который большую часть последнего десятилетия играл решающую роль в восстановлении Католических институтов в России, было отказано во въездной визе в Россию в третий раз подряд.
Отец Станислав Опиела, секретарь Конференции Католических Епископов России и ректор Колледжа Католической Теологии Св. Фомы Аквинского в Москве, уже более шести месяцев не может вернуться к выполнению своих обязанностей. Чиновники Российского Министерства Иностранных Дел до сих пор отказываются объяснить руководителям Католической Церкви, почему ему было неоднократно отказано в визе. Представитель департамента Консульской службы Министерства Иностранных Дел также уклонился от комментариев относительно отказов в выдаче визы отцу Опиела.
Отец Ежи Карпинский, возглавляющий в настоящее время Общество Иисуса в России, сказал: «Мы в критической ситуации. Только он один может преподавать некоторые христианские дисциплины. К тому же отец Станислав остается секретарем Конференции Епископов и ректором [колледжа]. В настоящее время мне приходится исполнять его обязанности».
Отец Богдан Северяник, генеральный викарий Апостольской Администратуры Католиков Латинского обряда Европейской части России, сказал, что он ошеломлен, поскольку это первый подобный случай, происходящий с Католическим священником в России. «Трудно сказать какова причина этого», заявил он. «Возможно, это связано с регистрацией ордена Иезуитов. Консульская служба Министерства Иностранных Дел отказывается сообщить нам основания отказа». Министерство Юстиции три раза отказало в перерегистрации ордена Иезуитов на основании спорного Российского закона о религии 1997-го года, но отец Опиела настаивал на регистрации ордена в соответствии с его собственными каноническими правилами и, в конце концов, добился этого права через Конституционный Суд.
Утренняя Звезда

НА ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ «РЕФАХ» РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ СОЗДАЛИ ПАРТИЮ, КОТОРАЯ БУДЕТ ПРОВОДНИКОМ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Преобразовать общероссийское политическое общественное движение «Рефах» («Благоденствие») в политическую партию — Евразийскую партию России «Благоденствие» — такое решение приняли 15 марта участники заседания Совета движения «Рефах», которое проходит в «Президент-отеле». Необходимость преобразования движения, созданного в 1998 году, в политическую партию вызвано тем, что новый закон «о политических партиях» не предусматривает активного участия общественных организаций и движений в политической жизни страны, а участвовать в выборах и влиять на ситуацию в стране могут лишь политические партии. Как отметил в своем выступлении на заседании председатель Совета движения, депутат Государственной думы от фракции «Единство» Абдул-Вахед Ниязов, основой новой партии будет идеология евразийства, учитывающая, что Россия является евразийской христианско-мусульманской державой, а не только славянской и православной страной. В своей деятельности Евразийская партия будет стремиться к консолидации российского социума на основе единых для главных традиционных религий страны — Православия, ислама и буддизма — принципов, бороться за сплочение российского общества.
По словам Абдул-Вахеда Ниязова, численность мусульманского населения в России неуклонно возрастает, а общество и власти не готовы к новым реалиям. Задача новой партии — учитывать этот мусульманский фактор, особенно в связи с тем, что традиционно ее электоратом являются российские мусульмане и малочисленные народы России. Новая партия, продолжал он, претендует на то, чтобы стать четвертой политической силой в России — наряду с «партией власти», левыми и правыми.
Идея евразийства, полагает он, и должна стать той самой национальной идеей, которую уже 10 лет не могут сформулировать политтехнологи. Евразийская партия, сказал Абдул-Вахед Ниязов, относит себя к левому центру и претендует на то, чтобы «занять место в высшей лиге российской политики». Отношения с властью у евразийцев, по его словам, складываются очень хорошо — сторонники у «Благоденствия» есть и среди полпредов президента, и среди депутатского корпуса Государственной думы, где сейчас формируется межфракционная группа «Евразия». «Мы не находимся в оппозиции к власти и президентскому курсу», — сказал он, добавив, что многое из того, что делает президент РФ, «вписывается в рамки евразийской идеологии». Участники заседания обсуждают проекты программы и устава новой партии, которые должны быть приняты на V конференции (съезде) движения «Рефах» 22 мая, где и будет официально учреждена партия. Участники заседания 15 марта определили также свою позицию на ряде предстоящих выборов в субъектах РФ. Так, на выборах президента Республики Татарстан представители движения «Рефах» намерены поддержать кандидатуру Минтимера Шаймиева, в Кемеровской области — Амана Тулеева, а в Приморском крае — Виктора Черепкова.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ

КОНФЛИКТ В СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ ПЕРМИ

По сообщению Отдела внешних исламских связей Регионального Духовного управления мусульман Пермской области (Пермский Муфтият), 8 марта представителями муфтията во главе с Муфтием Кировской области Габденнур хазратом Камалутдиновым во исполнение Указа Верховного Муфтия России Шейх-уль-Ислама Талгата Таджуддина за N5 от 27.02.2001 г. была предпринята попытка возвращения Пермской Соборной мечети в ведение муфтията. Единственной и основной задачей было отстранение от должности имама мечети, гражданина Таджикистана Мирахмедова А.С., открыто проповедующего в мечети идеи радикализма и ваххабизма, а также других руководителей мечети, ранее освобожденных от должностей решением общего отчетно-выборного собрания прихожан и не подчинившихся решению всенародного волеизъявления.
Когда подстрекаемые наиболее ярыми сподвижниками Мирахмедова люди стали переходить все границы, началось рукоприкладство и появилась реальная угроза кровопролития, представители Пермского муфтията покинули Соборную мечеть, сопровождаемые оскорблениями в адрес Верховного Муфтия России и Муфтия Кировской области, угрозами физической расправы и т. д.
В процессе переговоров с администрацией г. Перми (заместители главы г. Перми Олег Мясников, Александр Бесфамильный) выработано наиболее приемлемое решение о возвращении мечети в ведение Центрального Духовного Управления мусульман России.
Regions.Ru

ПУРИМ В МАРЬИНОЙ РОЩЕ

В Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще прошло празднование еврейского религиозного праздника Пурим. Собравшихся поздравил главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар. Он пожелал радости и веселья в этот день всем присутствующим в зале.
По словам раввина, на протяжении многих сотен лет евреи всего мира сталкиваются с проявлениями антисемитизма со стороны других народов как на государственном, так и на бытовом уровне. «Есть даже проявления ненависти евреев к евреям», — отметил Берл Лазар.
В рамках празднования Пурима в московском еврейском общинном центре также был прочитан священный текст — ветхозаветный свиток Эстер. Затем программу торжества продолжило выступление московского мужского еврейского хора «Хасидская капелла». В программе вечера также концерт и театрализованное представление артистов Московского цирка на Цветном бульваре.
Пурим отмечается иудеями всего мира в ознаменование счастливого избавления евреев от смертного приговора, вынесенного им персидским министром Аманом в пятом веке до нашей эры. Вместо евреев тогда погиб сам Аман — персидский царь Артаксеркс изменил свое решение по настоянию царицы еврейки Эсфирь.
В этот день все иудеи дарят подарки, главным образом сладости, своим близким и вспоминают о тех, кому необходимо оказать помощь. Считается, что в этот день должны веселиться все, даже те, кто не может себе этого позволить по материальным причинам
НТВ.ru

В СУЗДАЛЕ В СИНОДАЛЬНОМ ДОМЕ СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ) называется группа, сложившаяся вокруг бывшего епископа Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова), лишенного епископского сана Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1996 году. В 1997 году вместе с украинским лжепатриархом Филаретом Денисенко бывший епископ Зарубежной Церкви был отлучен от Православной Церкви Архиерейским Собором Московского Патриархата. На сегодняшний день именуемый в суздальской РПАЦ Председателем Архиерейского Синода Российской Православной (Автономной) Церкви Валентин (Русанцов) для «зарубежников» — просто мирянин, а для Московского Патриархата даже и не член Церкви.
Между тем юрисдикция РПАЦ объединяет уже немалое число приходов в разных частях России, а также в Великобритании. Есть сведения, что в суздальскую юрисдикцию просятся некоторые из греческих старостильников, а также ряд приходов, не согласных с принятым Архиерейским Собором Зарубежной Церкви, состоявшимся в октябре 2000 года в Нью-Йорке, курсом на сближение с Патриаршей Церковью. У РПАЦ есть приход в Москве (храм свв. Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских на Головинском кладбище), настоятелем которого, а одновременно и благочинным Московского благочиния РПАЦ, является протоиерей Михаил Ардов, известный религиозный публицист и мемуарист, в прошлом клирик Ярославской и Московской епархии.
В составе епископата (9 епископов) и духовенства РПАЦ много священнослужителей, покинувших по тем или иным причинам Московский Патриархат. Предстоятель РПАЦ был первым священником в России, открыто заявившим в апреле 1990 года о своем переходе в юрисдикцию Зарубежной Церкви вместе с прихожанами Цареконстантиновского храма города Суздаля, настоятелем которого он, в то время архимандрит Валентин, был. За это деяние о. Валентин (Русанцов) был запрещен в священнослужении тогдашним архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком). В начале 1991 года архимандрит Валентин (Русанцов) в Брюсселе был рукоположен иерархами Русской Зарубежной Церкви во епископа Суздальского и Владимирского.
Спустя три года епископ Валентин прекратил административное общение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви в знак протеста, как он объяснял, против нарушения канонов посланными в Россию епископами Зарубежной Церкви. В 1994 году конфликт был временно улажен после Архиерейского Собора РПЦЗ в Лесненском монастыре во Франции, но в 1995 году произошло окончательное размежевание: епископ Валентин, создавший к тому времени в Суздале сначала Временное Церковное управление, а затем и собственный Синод, окончательно отошел от канонического общения с Зарубежной Церковью. С этого момента РПАЦ развивается самостоятельно.
На недавнем заседании Архиерейского Синода РПАЦ, как сообщает «Вертоград-информ», «Председатель Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиепископ Валентин внес предложение о прославлении Митрополита Филарета (Вознесенского), Предстоятеля Русской Православной Зарубежной Церкви в 1964—1985, в лике святых». Митрополит Филарет был известен личным благочестием, почитался как выдающийся проповедник и отличался непримиримостью к экуменическому движению. Именно при нем Зарубежная Церковь канонизировала Царскую Семью и Новомучеников Российских, а также провозгласила в 1983 году анафему экуменизму.
Запросив мнение своих архиереев, Синод РПАЦ принял решение канонизировать митрополита Филарета (Вознесенского). Принимая такое решение, суздальцы особо отметили факты народного почитания митрополита Филарета (Вознесенского) и нетления его мощей, что обнаружилось при перенесении его останков в 1998 году. Прославление участники заседания решили совершить после Пасхи, а память митрополита Филарета праздновать 21 ноября, в день Собора Архангела Михаила и Святых Небесных Сил Бесплотных (это был день кончины митрополита Филарета в 1985 году).
«Далее Председатель Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин, — отмечает агентство „Вертоград-информ“, — сообщил, что за последнее время в Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви поступал ряд прошений от духовенства и верующих Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой принять их под омофор Российской Православной Автономной Церкви. Причиной своего ухода духовенство и верующие называют то, что иерархи Зарубежной Церкви отошли от истины и взяли курс на сближение с Московской Патриархией и другими экуменистами. Участники заседания выразили мнение, что надо принимать духовенство без отпустительной грамоты, так как они уходят от своего епископа по причине сближения с еретиками и экуменистами».
На заседании в Суздале было также принято решение: «Учитывая труды Архиепископа Валентина во славу Церкви Божией и учитывая пожелания Преосвященных Архиереев Российской Православной Церкви, возвести в сан митрополита с правом ношения двух панагий Высокопреосвященнейшего Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина».
В конце заседания был намечен к рассмотрению самый, вероятно, острый и непростой для РПАЦ вопрос. Один из епископов РПАЦ внес предложение запросить мнение архиереев РПАЦ по вопросу «о безблагодатности Московской Патриархии». Если решение, которое будет принято по этому вопросу, признает Московскую Патриархию (то есть Русскую Православную Церковь) безблагодатной, это будет означать, что РПАЦ зашла в своем отрицании Московского Патриархата неизмеримо дальше Русской Православной Церкви Заграницей, никогда не отваживавшейся выносить по этому вопросу никаких радикальных постановлений.
Страна.Ru

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН К.А. ФРОЛОВА

14 марта информационное агентство «Благовест-инфо» обвинило Союз православных граждан в дезинформации, утверждая, что расколоучитель Филарет Денисенко не благословлял антикучмовскую оппозицию.
В действительности 9 марта Филарет Денисенко не только отслужил панихиду по Шевченко вместе с оппозиционерами, но и по ее окончании выступил перед ними с речью, в которой заявил, что их действия направлены на спасение украинской государственности. Это сообщение прошло по многим информационным агентствам, опираясь на которые, СПГ и сделал данное заявление.
Союз православных граждан создан 5 лет назад с письменного благословения Патриарха Алексия Второго (это единственная церковно-общественная организация, имеющая такое письменное благословение). В соответствии с постановлениями Архиерейских Соборов РПЦ последних лет миряне имеют право заниматься политикой, но не имеют права выдавать свою точку зрения за позицию Церкви. Союз православных граждан никогда не выдавал свою точку зрения за позицию всей полноты Русской Православной Церкви.
Не секрет, что агентство «Благовест-инфо» известно своей прокатолической деятельностью, его политическая ориентация направленная на поддержку сил, стремящихся к переориентации Украины на «евроатлантические ценности», также хорошо известна. Именно эти силы заинтересованы в создании т.н. «Украинской поместной церкви». Ее православие и каноничность будут весьма сомнительны. В этот проект вкладываются огромные политические и финансовые ресурсы.
Очевидно, что противники единства Русской Православной Церкви и единства православных народов России, Украины и Белоруссии прилагают усилия к компрометации тех сил, которые это единство отстаивают. В данном случае речь идет о Союзе Православных граждан.
Утверждение со ссылкой на неназванный источник в УПЦ МП, переданное «Благовест-инфо» о том, что «многие в УПЦ МП» считают деятельность Кирилла Фролова провокационной", является голословным. Не секрет, что лица, стремящиеся к отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, внедрены в нее, однако отнюдь не они составляют большинство. Достаточно вспомнить массовые протесты верующих УПЦ МП против автокефалии все последние годы. Я постоянно общаюсь со многими архиереями, священниками и церковными деятелями УПЦ МП, которые благословляют мою деятельность и поддерживают содержание моих публикаций и деятельность СПГ, направленные на достижения святого дела защиты единства Русской Православной Церкви и восстановления братского союза трех единоверных и единокровных восточнославянских народов. Утверждение о «провокационном характере моей деятельности», анонимное происхождение которого требует подтверждения, является бездоказательным, оно оскорбляет мою честь, достоинство и деловую репутацию. Если данные слова были действительно сказаны кем-то в Киевской митрополии, то у меня отсутствует желание отстаивать свою честь в суде, (хотя моя правота очевидна), тем паче что судебные распри между единоверцами строжайше запрещены св. канонами. Пусть эта клевета останется на совести сказавшего ее.
Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан

РАССТРИГУ-ЛЖЕПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА ДЕНИСЕНКО ПОДВЕЛА ИНТУИЦИЯ

Подробности о событиях в Киеве 9 марта начинаются выяснятся изо дня в день. Если в самих выступлениях украинской оппозиции, равно как и в том, что они приурочены к годовщине Тараса Шевченко (его издавна использовали в своих целях самые разнонаправленные общественные силы), нет ничего удивительного, то нечто примечательное есть в другом — в том, какую роль играл в событиях 9 марта Филарет (Денисенко), самопровозглашенный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины».
Как известно, 9 марта президент Украины Леонид Кучма приехал к памятнику Тарасу Шевченко в 8:30 утра. Уже с утра на площади перед памятником было неспокойно, но беспорядки начались позже, а в половине девятого утра все было чинно и все в сборе: президент Украины, его окружение и непременный участник протокольных мероприятий такого рода Филарет (Денисенко) — отлученный от Православной Церкви в 1997 году бывший митрополит Киевский и Галицкий, а ныне самозванный «патриарх».
Президент Кучма улетел из Киева, а в 12.00 панихидой по Тарасу Шевченко начался митинг объединенной оппозиции. Как сообщает «Украинская правда», панихиду совершал «все тот же Филарет, который за несколько часов до этого был вместе с Кучмой. Еще один политик, присутствовавший на митинге, раздвоился: лидер УНР Юрий Костенко утром был с Кучмой, а потом выступал на митинге оппозиции». Раздвоился ли Юрий Костенко, и если да, то почему, — решать знатокам политической жизни Украины; для нас же существенно другое: Филарет (Денисенко) снова демонстрирует всем свою поражающую воображение беспринципность. Это так похоже на отлученного бывшего митрополита Киевского — сначала приносить клятву в верности одним, а потом, в мгновение ока, ту же клятву приносить другим. Причем, вероятнее всего, у Филарета есть в запасе неотразимый, на его взгляд, аргумент в свою защиту. Церковь, скажет он, вне политики и принципиально стоит над политическими партиями и их борьбой. Рассмотрим этот потенциальный аргумент повнимательнее. Нынешнее положение Филарету (Денисенко) во многом обеспечил экс-президент Украины Леонид Кравчук — его всесильный покровитель в начале 1990-х годов. За Кравчуком в то время стояли (или делали вид, что стоят) националистические политики Украины. Те самые политики из числа депутатов Верховной Рады, которые более всех требовали с конца 1980-х годов «незалежной Украине — незалежную Церковь».
Но в 1994 году Кравчук проиграл, а с ним отошли на некоторое отдаление от центра реальной политической власти и влияния прежние энтузиасты «освобождения» Православной Церкви на Украине от канонической церковной власти Патриарха Московского и всея Руси.
С Кучмой, как понимал Филарет, надо было выстраивать отношения почти что заново. Одни только громкие националистические декларации не производили на нового президента прежнего, гарантированного при Кравчуке, впечатления. Тогда Филарет выяснил для себя главное — сосуществовать можно и с Кучмой, разве что несколько осторожнее и хитрее. Филарет перешел от «незалежной» риторики начала 90-х к созданию образа «державной церкви», делая ставку на помпезные торжества, пропагандистские мероприятия, на возможно более частое мелькание во всех протокольных ситуациях. Отныне его любимый кадр, «гвоздь» филаретовской фото- и интернет-хроники (www.kievpatriarch.org) — «Филарет и Кучма», «Филарет и Ющенко», «Филарет и государственные мужи». Так, почти все фотографии официального филаретовского «Церковного календаря на 2001 год» — вариации на одну и ту же тему — насколько Филарет с государственной властью Украины на дружеской ноге.
Однако и Филарету, бывает, отказывает конъюнктурное чутье (если не сказать нюх). Похоже, в начале 2001 года «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» промахнулся. Сообразив, что в сложившейся на Украине непростой политической ситуации можно попробовать сделать ставку на «кучмагейт», Филарет понадеялся на возвращение к прежнему влиянию его самых давних сотоварищей — украинских националистов. Действовать открыто Филарету опасно: а вдруг президент Кучма никуда не уйдет, импичмента не будет, а Кучма благополучно доработает свой президентский срок. Но намекнуть о своей лояльности и готовности в случае чего снова возглавить и повести к «незалежной церкви» нынешних противников Кучмы, а также напомнить им о своих прежних заслугах, Филарету было необходимо. И дело даже не только в его потрясающей беспринципности. Самое страшное для Филарета, что только может произойти на Украине, — это сближение с Москвой. Дружеские встречи президентов Путина и Кучмы, визиты премьера Ющенко в Россию, некоторое оживление и потепление двусторонних отношений, — все это ох как опасно и нежелательно для того, о ком так много знают в Москве. Не ровен час, президенту Украины смогут основательно и доказательно объяснить, кто же такой Филарет, кто за ним может стоять и почему ему нельзя верить ни в чем и никогда. Теперь, когда Филарет уже готов «дружить против Кучмы», может случиться и нечто совсем для него нежелательное. Опознав в украинском президенте главного врага «незалежной Украины», а в его оппонентах — главных ее спасителей, Филарет снова закричит: «Волки! волки!». А его никто не поддержит, потому что уже слыхали: И это будет конец Филарета Денисенко.
Strana.ru / РАДОНЕЖ

ФИЛЬМ «РОМАНОВЫ — ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ» ВЫХОДИТ В ШИРОКИЙ ПРОКАТ

Новый фильм Глеба Панфилова «Романовы — венценосная семья», завоевавший уже ряд премий на международных кинофестивалях, 9 марта выходит в широкий российский прокат.
Эта кинокартина рассказывает о жизни императорской семьи в период с февраля 1917 по июль 1918 года. По мнению режиссера, подзаголовком к фильму можно было поставить такие слова: «история семьи, история любви, история России». «Мы занимались исследованием характеров императора, его жены, его детей, — сказал в интервью РИА «Новости» Глеб Панфилов. — Зритель, как правило, хорошо знает, что случилось с российской императорской семьей. Но что они были за люди, знают слабо или не знают вообще. Мы надеемся, что посмотрев нашу картину, люди скажут: «теперь мы знаем, как это было на самом деле..».
Сценарий фильма был написан Глебом Панфиловым совместно со своей женой известной актрисой Инной Чуриковой и сыном Иваном. Авторы, по их собственному признанию, провели огромную работу по изучению исторических материалов, проливающих свет на события, которые происходили как в России, так и внутри семьи Романовых.
Общий бюджет фильма составил 15 млн долларов США. Киностудия Глеба Панфилова «Вера» привлекла к работе над проектом ведущих специалистов киностудий «Ленфильм», «Мосфильм», «Фонорома» /Италия/, «Барандов» /Чехия/ и др.
Художник картины Александр Боим при участии Бориса Мессерера создал декорации дома тобольского губернатора и дома инженера Ипатьева. Владимир Гудилин по чертежам и фотографиям воссоздал императорский поезд, а Анатолий Панфилов построил декорации 4-х интерьеров Александровского дворца: спальню императрицы, комнату царевича и комнаты княжен. После этого дирекция музея «Царское село» разрешила воссоздать ему парадный кабинет Николая Второго в подлинном интерьере Александровского дворца. После окончания съемок объект этот был безвозмездно передан киностудией «Вера» и Московским отделением Сбербанка РФ в дар музею.
Страна.Ru

<< Полная сводка новостей от 17 марта 2001 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика