Русская линия
<< Полная сводка новостей от 14 октября 2000 >>

ПРИВЕТСТВИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II УЧАСТНИКАМ СИМПОЗИУМА

Уважаемые участники Международного научного симпозиума «Православие и культура этноса»!
Сердечно приветствую исследователей и ученых, которых привело на этот симпозиум, проходящий в Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова, желание разносторонне и глубоко рассмотреть величайшее значение Православия в национальной культуре, в культурах других народов России и за пределами Отечества
нашего.
Впервые в уходящем веке с объективных научных позиций этнографам совместно с историками, краеведами, фольклористами, искусствоведами, культурологами, философами и социологами предстоит осознать культурно-историческое, этнографическое и этнологическое достояние российской науки, которое неотделимо от
свидетельства о торжестве Православия в различных сферах общественной жизни, о судьбоносном влиянии истин Христовой веры на развитие духовной и материальной культуры русского и других народов. Такое свидетельство явится результатом не только ответственного и фундаментального исследования, но и
открытого научного признания роли Православия в исторических и современных судьбах России. Стремление восполнить пробелы, образовавшиеся во всех гуманитарных знаниях (в этнографической науке, к примеру, запрещалось изучение роли Православия в массовом религиозном сознании и образе жизни), будем
надеяться, приведет к воссозданию картины подлинной народной церковности.
Однако присутствие Православия в повседневном бытии нашего народа — от святого угла с иконами в доме и чередования постной и скоромной пищи до неутолимой жажды в церковных Таинствах (особенно Крещения, Венчания и Соборования) вне зависимости от идеологической погоды, до постижения духовных высот
милосердия и покаяния — не могло и не может быть изъято или регламентировано никем. Ибо утвердил «святую православную веру православных христиан» Сам Господь «во век века». Именно народное исповедание веры и верности Христу обусловило тот подъем православного благочестия, который мы с благодарностью
Богу переживаем сейчас.
В связи с проведением настоящего симпозиума необходимо вспомнить и о трудах священнослужителей Русской Православной Церкви, чей миссионерский, проповеднический и ученый подвиг непрестанно сопровождался внимательным изучением народов, которым проповедовалась спасительная евангельская весть. Науке
известны этнографические изыскания святителей Иннокентия (Вениаминова) и Николая (Касаткина), преподобного Макария (Глухарева), митрополита Евгения (Болховитинова), архиепископа Димитрия (Самбикина), архимандрита Антонина (Капустина), протоиерея Василия Вербицкого и священника Павла Флоренского;
деятельность русских духовных миссий на Святой Земле, в Сибири, Китае, Корее и на Ближнем Востоке; труды историко-археологических и историко-этнографических епархиальных комиссий и комитетов, а также братства святителя Гурия, в котором сотрудничали педагоги Казанских университета и духовной
академии.
Залогом дальнейших добрых отношений церковной и академической науки должны стать и уже имеющийся современный положительный опыт соработничества и гармоничный пример научно-этнографического сотрудничества прошлого века. Тогда Императорской Российской академией наук и отечественными научными
обществами через духовные консистории — центры епархиального управления — распространялись по всей России программы этнографических обследований, а среди собирателей материала на местах, было немало священников. Работы многих из них, опубликованные и хранящиеся ныне в архивах, служили и служат
ценным источником достоверной информации для многих поколений ученых.
Позвольте пожелать участникам международного симпозиума благословенной Божией помощи в работе конференции, трудах и творческом поиске, дабы, «собрав расточенное», принести свои труды, свой малый дар днесь Родившемуся Спасителю мира.

РЕЧЬ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ПРИ ОТКРЫТИИ КОНФЕРЕНЦИИ «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И РОССИЙСКО-ПАЛЕСТИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Уважаемые участники конференции!
Прежде всего позвольте выразить удовлетворение фактом проведения в Москве настоящего форума, собравшего религиозных деятелей, дипломатов, ученых, представителей общественных организаций. В это время, драматическое и судьбоносное для Святой Земли и для всего Ближнего Востока, мы вновь свидетельствуем
о сострадании тем, кто оказался вовлечен в водоворот крайне непростых, подчас трагических событий. Мы вновь напоминаем и об исконной близости нашего народа всем людям, населяющим ближневосточный регион и особенно землю, которой касались святые стопы Господа Иисуса Христа.
Хорошо известно, насколько тесно Русская Православная Церковь связана со Святой Землей. К Иерусалиму — городу, где совершились Крестное страдание и Воскресение Спасителя, неизменно обращается духовный взор иерархов, пастырей и чад Православной Руси, равно как и всего христианского мира. Русские
паломники начали посещать Святую Землю уже в первые века исторического бытия нашей Церкви. Более полутора столетий назад в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная Миссия, затем во Святой Земле были основаны русские монастыри, построены храмы, открыты школы и благотворительные учреждения. Связь
Русской Церкви со Святой Землей поддерживалась даже в труднейшие годы гонений, воздвигнутых в нашей стране на веру Христову. Ныне, когда количество паломников к святым местам многократно возросло, присутствие Московского Патриархата во Святой Земле активно укрепляется. Мы благодарны Палестинской
национальной администрации за возвращение ряда земель и зданий их законному владельцу — Русской Православной Церкви.
Исторические связи нашего духовенства и наших верующих со Святой Землей определяют глубокое переживание нами происходящих там событий. Мы скорбим, видя многолетний конфликт, подчас приводящий к кровопролитию. Ныне в этой земле происходит крайнее ожесточение вражды, поводом для которого стали ничем
не оправданные вызывающие действия. Больно видеть, как посреди святых мест льется кровь, страдают люди, разрушаются молитвенные здания и дома мирных людей. Сохраняется опасность усугубления и расширения конфликта. И это побуждает нас обратить к еврейскому и арабскому населению Святой Земли призыв к
миру, призыв к продолжению диалога, который за последние годы, наконец, затронул проблемы, еще недавно не обсуждавшиеся, но являющиеся неотъемлемой частью ближневосточного урегулирования.
Я имею в виду прежде всего вопрос о статусе Иерусалима. Этот город особенно значим для последователей трех религий — христианства, ислама, иудаизма. Псалмопевец призывает: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! Ради
братьев моих и ближних моих говорю я: мир тебе! Ради дома Господа Бога нашего, желаю блага тебе» (Пс. 121. 6−9). Святой город имеет глубокое символическое значение в христианской эсхатологии. По исполнении времен Церковь чает увидеть горний Иерусалим — средоточие вечного Царства Божия. Но мы
надеемся, что и в нынешней земной истории исполнятся знаменательные слова пророка Исаии, обращенные к Иерусалиму: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою» (Ис. 60. 18).
Русская Православная Церковь, вместе с российским государством и обществом, традиционно поддерживает справедливое стремление арабского народа Палестины к обретению государственности, к восстановлению международно признанных прав на обладание исконными землями, включая территории внутри Иерусалима,
превращение которого в столицу двух государств — арабского и еврейского — видится нам реалистичным планом справедливого урегулирования существующих споров. В то же время наша Церковь полагает, что Иерусалим должен остаться открытым городом, не разделенным новыми средостениями, но предоставляющим
возможность мирного сосуществования представителей всех народов и религий. Особо важными видятся гарантии доступа местных верующих и паломников к их святыням, твердое закрепление свободы вероисповедания и богослужения.
Судьбу Иерусалима надлежит решать народам, живущим во Святой Земле. Однако, если иметь в виду нарастающие трудности урегулирования, стоит изучить предложение об установлении особой ответственности мирового сообщества за сохранение мира во святых местах и свободного доступа к ним, за обеспечение
гармоничной жизни в Иерусалиме всех этнорелигиозных общин, веками существующих в городе.
Выражаю надежду, что эти пожелания будут учтены в ходе мирного процесса и призываю к его активизации при максимально возможном участии России. Пусть Святая Земля и святой град, столь дорогие сердцу православного христианина, мусульманина, иудея, навеки станут местом, где водворится прочный мир,
основанный на справедливости, на внимании к традициям, интересам и чаяниям всех людей, населяющих эту землю.
Господь да сопутствует трудам настоящей конференции и да увенчает ее благословенным успехом ради мира во Святой Земле и развития добрых отношений между российским и палестинским народами.

СИМПОЗИУМ В МОСКВЕ

С 9 по 13 октября в Москве в Российской Академии Наук проходил Международный научный симпозиум «Православие и культура этноса». Организаторами этого представительного научного форума стали Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук совместно с Министерством по делам федерации и
Московской патриархией.
Активное участие в работе Симпозиума принял председатель Исторической подкомиссией Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия христианства митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.
Открывая Симпозиум владыка Мефодий зачитал приветствие собравшимся ученым Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пленарное заседание открыл доклад доктора исторических наук, профессора Института этнологии М. М. Громыко «Православие как традиционная религия большинства русского народа».
Доклад Марины Михайловны необычайно актуален для сегодняшней научной мысли, он восстанавливает права русского народа на серьезное изучение своей религии.
Длительное время Православие воспринималось научным миром, едва ли не как случайное и малозначащее явление в жизни русского народа, находилось вне зоны научного исследования. Господствующая коммунистическая идеология не позволяла даже этнографам всерьез заниматься исследованием влияния тысячелетней
религии русского народа на его историю, обычаи, духовные традиции, взгляды и ценности.
Советская наука куда больше знала о жизни колдунов и шаманов, чем о служении и глубокой внутренней жизни Русской Православной Церкви. И хотя наиболее добросовестные ученые пытались в своих исследованиях касаться темы Православия, в целом она не вызывала интереса ученых. Можно по пальцам пересчитать
сколько-нибудь значимые труды по церковной тематике. Давление атеистической пропаганды сказывалось и на настроениях в научных коллективах.
Громадное влияние Русской Православной Церкви на общественное мировоззрение в 90-х годах уходящего века заставило даже атеистов пересмотреть свои взгляды на Православие. Наука оказалась в очередной раз несостоятельной перед происходящими на ее глазах объективными процессами. Только в последние годы
российская наука начала понимать необходимость непредвзятого, глубокого и всестороннего исследования Православия. Общественность ждет, когда наконец, российская наука займется изучением насущных для сегодняшней российской действительности вопросов истории, этнологии, демографии, социологии.
Симпозиум «Православие и культура этноса» стал одной из первых попыток обобщить начатые научные изыскания в этом направлении. И хотя в ряде выступлений явно ощущался дилетантизм, неуверенность в новой для научного мира сфере исследований, в целом уровень предложенных докладов показал что религиозная
тематика становится полноправной в среде научных изысканий.
Актуальность поднятых симпозиумом вопросов не вызывает сомнений, но доклад академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора П.И. Пучкова «Нужен ли вопрос о религиозной принадлежности в переписи населения России 2002 г.?» на пленарном заседании требует немедленной реакции научной
общественности.
Павел Иванович рассказал о готовящейся в 2002 году переписи населения России. Дело в том, что под надуманным предлогом из опросного листа исключены вопросы, касающиеся вероисповедания. В докладе убедительно доказывается необходимость включения этих вопросов в перепись, названы и причины, по которым
определенные силы в структурах власти стремятся избежать определения религиозной структуры общества.
Было бы очень желательно, чтобы поднятая академиком Пучковым проблема стала предметом публичной дискуссии на страницах газет и журналов, радио и телевидения. От этого во многом зависит, действительно ли наше общество желает знать свои истинное лицо и сознательно строить свое будущее.
Отдельные доклады пленарного заседания на Симпозиума:
1. Доктор исторических наук, профессор Института этнологии М. М. Громыко. «Православие как традиционная религия большинства русского народа».
2. Академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор П.И. Пучков. «Нужен ли вопрос о религиозной принадлежности в переписи населения России 2002 г.?»
3. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Александр Викторович Гурко, Беларусь. Православная Церковь, ее место и роль в условиях поликонфессионального общества современной Беларуси.
4. Доктор исторических наук, доктор философских наук Эдуард Федорович Володин. Язык и культура как носители православной духовности. (фрагменты выступления на пленарном заседании).

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

8 октября в Троце-Сергиевой лавре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священным Синодом, по рассмотрении положения дел в Магаданской епархии, определено освободить епископа Магаданского и Синегорского Анатолия от управления епархией, назначив его епископом Ялуторовским, викарием Тобольской епархии.
Епископом Магаданским и Синегорским определено быть архимандриту Феофану (Ашуркову), представителю Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
На эту должность назначен архимандрит Елисей (Ганаба), секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межправославным связям и загранучреждениям.
Священный Синод заслушал и принял к сведению доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзараха всея Беларуси, об участии возглавлявшейся им делегации Русской Православной Церкви в Акции солидарности немецких католиков с народами Центральной и Восточной Европы, состоявшейся 14−16
сентября 2000 года во Фрайзинге (Германия).
Заслушав рапорт митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об открытии новых монастырей, а также о назначениях и перемещениях в обителях, Священный Синод принял соответствующее постановление. В частности, благословлено открытие двух мужских и одного женского монастырей.
ОВЦС

ИЕРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ, КАНОНИЗИРОВАННЫЙ НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ, ПРОСЛАВЛЕН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьёв; 1866−1949), канонизированный на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, был прославлен 1 октября в Санкт-Петербургской епархии.
Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому состоялись в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области, где преподобный Серафим подвизался с 1930 года до самой кончины.
Богослужения возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священослужителей. По предварительным подсчетам, в день прославления вырицкого подвижника в Вырице побывали свыше 5 тысяч
православных мирян из разных уголков России. Среди участников торжеств по случаю прославления преподобного Серафима оказались люди, помнившие святого в его земной жизни.
К таким свидетелям относится настоятель Исаакиевского и Спасо-Преображенского соборов Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов, общавшийся с иеросхимонахом Серафимом в 1944—1949 годах. О. Борис произнес проповедь по запричастном стихе литургии, в которой отметил, что «отец Серафим с любовью принимал
всех — простых и образованных, и никто не отходил от него неутешенным; многие получали по его молитвам просимое».
По окончании литургии торжества переместились на церковный погост, где в нынешнем году над могилой иеросхимонаха Серафима была воздвигнута деревянная часовня. У часовни был отслужен молебен преподобному Серафиму, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил духовенство
и народ иконой новопрославленного святого. «ХХ век заканчивается прославлением новомучеников, — подчеркнул петербургский митрополит в слове, обращенном к народу. — Мы сегодня торжественно прославили только одного подвижника, а их на Руси вскоре будет прославлено 1154, как-то определил недавний
Юбилейный Архиерейский Собор». Рассказав о жизненном пути и подвигах преподобного Серафима, владыка Владимир заверил собравшихся в том, что «теперь в Вырицу пойдет нескончаемая народная река паломников и богомольцев».
Поблагодарив духовенство и многочисленных паломников за участие в торжествах по случаю прославления преподобного Серафима Вырицкого, митрополит Владимир произнес слова особой благодарности в адрес настоятеля вырицкого Казанского храма протоиерея Алексия Коровина «за многолетнее сохранение и
устроение этого святого места».
Глава Санкт-Петербургской епархии также вручил патриаршую награду — орден святого благоверного князя Даниила Московского — главе администрации Гатчинского района Ленинградской области Анатолию Видовскому, оказывающему помощь в деле восстановления храмов Гатчинского района.
Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАНОНИЗИРОВАЛА ЕЩЕ ОДНОГО УРОЖЕНЦА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

В Нижнием Новгороде, в ночь с 10 на 11 октября на Бугровском кладбище состоялся чин обретения мощей святого архимандрита Георгия.
Архиерейский Собор русской православной церкви причислил к лику святых нижегородского священника Георгия, который творил свои земные подвиги в начале этого столетия. Архимандрит Георгий, в миру Герасим Лавров, был похоронен на Бугровском кладбище в 1932 году. После смерти архимандрита Георгия его
могила стала местом паломничества.
Для совершения чина обретения мощей в Нижний Новгород прибыл архимандрит и наместник Свято-Данилова монастыря Алексий.
Рака с мощами нижегородского святого будет установлена в Свято-Даниловом монастыре, а церемония установки раки состоится в середине ноября.
Нижегородское телеграфное агентство

ПРОБЛЕМЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

В Российской академии наук состоялась конференция «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра». С докладом при открытии конференции выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Участники конференции приняли Итоговый документ, в котором призывали участников нынешнего кровопролитного конфликта немедленно остановить волну насилия и прекратить всякие боевые действия.
Собственное видение разрешения создавшейся ситуации высказал руководитель ОВЦС митрополит Кирилл.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И РОССИЙСКО-ПАЛЕСТИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Святая Земля имеет уникальное значение для последователей трех религий — христианства, ислама и иудаизма. Люди, принадлежащие к ним, на протяжении веков жили на этой земле и посещали ее, дабы поклониться древним святыням. Среди паломников было множество пастырей и чад Русской Православной Церкви,
присутствие которой во Святой Земле оформилось более 150 лет назад созданием Русской Духовной Миссии и не прекращалось даже в трудные времена богоборческих гонений в России и тяжелых испытаний для палестинского народа.
История предопределяет особо тесные связи между Святой Землей и Россией. Сегодня, в период, когда арабский народ Палестины близок к долгожданному обретению своей государственности, эти связи получают новое развитие. Русская Православная Церковь, российская наука, многие общественные силы страны
готовы прилагать все возможные усилия для укрепления традиционно добрых отношений со Святой Землей.
России и Русской Православной Церкви принадлежат многочисленные участки и постройки в Палестине. С тех пор, как Палестинская Национальная Администрация получила контроль над палестинскими территориями, несколько участков земли было возвращено Российскому правительству и Русской Православной Церкви.
Сотрудничество в этом направлении между ПНА и Русской Церковью продолжается.
Необходимо активизировать и расширить традиционно ключевое участие России в мирном процессе на Ближнем Востоке. Участники конференции отмечают необходимость определить будущее Иерусалима в соответствии с резолюциями мирового сообщества, поскольку становится все более очевидным, что без разрешения
этой проблемы прочный и справедливый мир не может быть достигнут. Святой город надо воистину превратить в город мира. Вопрос о суверенитете над Иерусалимом следует урегулировать на основе международного права, с учетом интересов всех религий и их исторических традиций. Верующие должны иметь открытый
доступ к святыням и свободу совершения религиозных обрядов. Международные гарантии призваны способствовать сохранению особого статуса Иерусалима как открытого для всех города. Он может стать столицей двух государств при избежании возведения новых барьеров, разделяющих город. Заслуживает особого
внимания предложение об усилении ответственности мирового сообщества за укрепление мира в Иерусалиме, за упрочение там порядка и за достижение гармоничного сосуществования всех этнорелигиозных сообществ.
Церкви и другие общины верующих — как находящиеся во Святой Земле, так и связанные с нею на протяжении веков — способны стать одним из дополнительных гарантов упомянутого статуса. Именно они должны показать пример действительного стремления к мирному сосуществованию и сотрудничеству различных
национально-культурных общностей, наличествующих в Иерусалиме. Поэтому так важно поддержание диалога между участниками ближневосточного мирного процесса, с одной стороны, и заинтересованными религиозными и общественными кругами, с другой.
Духовные лидеры, политики и ученые, собравшиеся на конференцию, призывают участников мирного процесса активизировать поиск путей урегулирования существующих проблем в соответствии с волей международного сообщества, на основе претворения в жизнь подписанных соглашений между сторонами и при уважении к
законным правам палестинского народа на самоопределение и создание независимого государства, что стало бы гарантией мира и обеспечило бы всем народам региона стабильность и безопасность.
Участники конференции выражают глубокую озабоченность последним кровопролитием во Святой Земле, где гибнут палестинские мирные жители, поводом к чему послужил открытый вызов религиозным и национальным чувствам палестинского народа. Мы призываем немедленно остановить волну насилия и прекратить всякие
боевые действия. Полезным видится также авторитетный анализ последних столкновений и их причин, проводимый под эгидой мирового сообщества. После прекращения насилия необходимо продолжить диалог, нацеленный на достижение прочного и справедливого мира. Пусть люди, населяющие благословенную Святую
Землю, реализуют свое право жить в гармонии и безопасности, согласно своему свободному выбору, своим традициям, чаяниям и устремлениям.

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ, ЗАБОТА О МИРЕ

Из выступления руководителя ОВЦС митрополит Кирилла

..Во Святой Земле происходят кровопролитные столкновения, начало которых последовало после вызывающего поступка израильского политика Ариэля Шарона. Впрочем, затем произошли события, породившие ожесточение у обеих сторон конфликта. Погибли и были ранены многие люди, прежде всего палестинцы,
столкнувшиеся с хорошо вооруженными израильскими солдатами. Пострадали и израильтяне: некоторые из них погибли, были ранены и захвачены в плен. Возникла опасность интернационализации конфликта. Произошли столкновения около мусульманских и иудейских святынь. Мы не можем не выразить озабоченности
действиями вооруженных людей у мечети Аль-Акса, осквернением места, считающегося у иудеев гробницей Иосифа, и мечети в городе Назарете.
..Впрочем, совершенно убежден: упомянутую проблему можно разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням. Святые места могли бы, на мой взгляд, сохранять экстерриториальный статус, при чем следует обеспечивать доступ к ним последователей соответствующей религии
для поклонения и богослужения. Такое решение позволило бы существенно продвинуться к признанию Иерусалима столицей двух государств.
Конечно, в общей проблеме святых мест есть один наиболее тяжелый вопрос — спор вокруг мест, примыкающих к мечети Аль-Акса. Может быть превращению Иерусалима в столицу двух государств мог бы способствовать временный мандат на управление этим местом постоянными членами Совета Безопасности ООН или
сохранение для иудеев доступа к Стене плача на основе принципа экстерриториальности. В связи с этим представляется также очень важным поддержание всеми сторонами режима «статус кво» христианских святых мест.


ТЕРАКТ ПРЕДОТВРАЩЕН

Сотрудники милиции предотвратили террористический акт, который боевики пытались совершить у единственного в Грозном православного храма Архангела Михаила. Как сообщили «Интерфаксу» во временном пресс-центре МВД России на Северном Кавказе, бандиты установили самодельное взрывное устройство у входа в
храм.
Взрыв бомбы с дистанционным управлением должен был произойти в то время, когда в храм придут прихожане. Рядом с храмом находится общежитие студентов Грозненского нефтяного института, и студенты также могли пострадать при взрыве.
Это уже вторая за шесть дней попытка взорвать храм Архангела Михаила. В среду, 4 октября, милиция обнаружила у храма Михаила Архангела самодельный фугас. Он был найден и обезврежен незадолго до того, как в храме должна была начаться служба.
Lenta.ru

Православные монастыри готовы вместе с государством разделить заботу о детях, заявил Патриарх Алексий

Православные монастыри вместе с государством и обществом готовы разделить заботу о детях, лишенных родительского попечения, заявил сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий на церемонии освящения нового здания школы-интерната для детей сирот в деревне Топорково Сергиево-Посадского района
Подмосковья.
Это образовательное учреждение, рассчитанное на 200 мальчиков от 6 до 18 лет, создано по инициативе Троице-Сергиевой Лавры и при содействии администрации Сергиево-Посадского района. Отреставрировать здания помогло Министерство путей сообщения РФ. Комплекс включает в себя жилые корпуса, трапезную,
спортивную площадку и дома для сотрудников.
«Для всех нас должно быть укором то, что в мирное время в нашем обществе есть дети, которых можно назвать беспризорниками», — сказал Патриарх Алексий.
Присутствовавший на церемонии министр путей сообщения Николай Аксененко пообещал и впредь заботиться о воспитанниках школы-интерната и выразил надежду, что из этих стен выйдут люди, которые станут надежной опорой нашему государству.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА

В день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, крестным ходом, который возглавил Патриарх Алексий II, из Большого в Малый собор Донского монастыря были перенесены мощи святителя. У раки с мощами Патриарха Тихона, ставшего первым из новомучеников и исповедников ХХ столетия, причисленных
Церковью к лику святых, нынешний Предстоятель испрашивал мира и тишины для Отечества, молился о возрождении России святым покаянием, просил даровать народу «силы и твердости, великодушия и любви, неослабного терпения, дабы переносить новые напасти».
«В этот страшный период нашей истории святитель Тихон своей мудростью, смирением и преданностью воле Божией явил пример жертвенной любви Христовой — любви к Церкви, к народу, к многострадальному Отечеству», — сказал Патриарх Алексий, отметив, что такая любовь должна служить основой жизни каждого
христианина.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000

УЧЕНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВЛАДИВОСТОКА ПРОШЛИ КРЕСТНЫМ ХОДОМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ПО СЕЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

С крестным ходом в честь преподобного Сергия Радонежского прошли ученики православной гимназии по селам южного Приморья. Юные паломники преодолели шестьдесят пять километров пути за три дня. Крестный ход начался 5 октября из приморского села Владимиро-Александровское и завершился в день праздника- 8
октября в старинном селе Сергеевка, где расположен храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Возраст участников детского крестного хода от пяти до двенадцати лет. На протяжении всего пути дети шли с иконами в руках.
8 октября епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, прибывший на престольный праздник храма села Сергеевки поблагодарил ребят за подвиг, который они понесли, пожертвовав своим комфортом и покоем, и потрудившись ради Бога. Владыка сравнил их с маленьким детским духовным ополчением, которое шло,
чтобы будить сердца людей.
Маршрут крестного хода впервые проходил по этим живописным местам юга Приморья и вызвал большой интерес у местных жителей.
Пресс-служба Владивостокской епархии

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТАЛОГА ВЫСТАВКИ «ХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИКВИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ»

Презентация каталога выставки «Христианские реликвии в Московском Кремле» состоялась в Москве в Выставочном зале Успенской звонницы. Выставка, на которой представлены более ста древнейших православных святынь московского Кремля, пользуется огромным успехом. Открывшаяся 18 мая, она будет работать по
просьбе посетителей до 20 ноября, сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС ее организаторы.
Издание каталога — первого в России научного труда, посвященного реликвиям Кремля, приурочено к 2000-летию Христианства. Каталог содержит семь глав, каждая из которых предваряется большой вступительной статьей. В книге много цветных иллюстраций. На них запечатлены главные христианские святыни, в
частности частицы Ризы Христовой и Ризы Богоматери, уникальный ковчег Дионисия Суздальского, частицы хитона Христа. Веками собирали государи и патриархи христианские святыни. Несмотря на исторические перипетии, их бережно сохраняли веками.
Смотрите на нашем сайте фоторепортаж об этой выставке.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000

УЧАСТНИКИ КРЕСТНОГО ХОДА «ОТ ХРАМА К ХРАМУ, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» ПРИБЫЛИ ВО ВЛАДИКАВКАЗ

45 участников крестного хода, организованного московским обществом русско-грузинской дружбы «Дзалиса», прибыли во Владикавказ. Крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова, который прошел с 10 по 15 октября по маршруту «Москва-Тбилиси», благословили Патриарх всея Руси Алексий, Патриарх всея
Грузии Илия и поддержало Православное русско-сербское братство. Главной задачей крестного хода «От храма к храму, от сердца к сердцу», как считают его организаторы и участники, является духовная миссия народной дипломатии с последующим проведением дней культуры и искусств в Москве и Тбилиси.
С железнодорожного вокзала Владикавказа участники крестного хода, к которым присоединились местные священнослужители, прошли пешком до Ильинской церкви, где был отслужен совместный молебен. Затем участники крестного хода выехали на автобусах в Тбилиси.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000

В ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ УСТАНОВЛЕНА СКУЛЬПТУРА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Торжественное открытие скульптуры апостола Андрея Первозванного, который является покровителем России и военных моряков, состоялось в Южно-Сахалинске. Скульптура воздвигнута при финансовой поддержке городской администрации. Также в строительстве приняла финансовое участие и Ассоциация
рыбопромышленников Сахалина. Заслуженный художник России, сахалинский скульптор Владимир Чеботарев, создававший скульптуру, заметил, что мечтал об этом дне 30 лет.
Торжественному открытию предшествовал год работы, а также три заседания градостроительного совета, на которых регулярно возникали разногласия по поводу расположения памятника.
Теперь южносахалинцы могут приходить в сквер, расположенный напротив Дома детского творчества и любоваться на четырехметровую статую Андрея Первозванного, выполненную из сахалинского камня — диорита серо-голубого цвета. Три каменные глыбы специально по заказу Владимира Чеботарева доставили из
Смирныховского района работники фирмы «Сахгемс».
Примечательно и символично само место расположения памятника — по соседству с ним находится православный храм и Дом офицеров. На церемонии открытия памятника присутствовали представители Сахалинской православной церкви, которые освятили место. Известно, что в Санкт-Петербурге есть собор, названный
именем этого святого, а вот скульптура, воздвигнутая в Южно-Сахалинске, пожалуй, единственная в России.
Region.ru

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ПОВОДУ ПЕРЕДАЧИ БАПТИСТАМ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НАЧАЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В Арбитражном суде Санкт-Петербурга будет разрешен имущественный конфликт между православными и баптистами по поводу принадлежности храма Святой Троицы в Озерках. Такое постановление вынес сегодня Выборгский федеральный суд северной столицы.
Возведенная в 1901 году в память коронации императора Николая II, православная святыня была освящена святым праведным Иоанном Кронштадским. Храм был закрыт в годы богоборчества, а в 1961 году власти передали его под молитвенный дом приходу евангельских христиан-баптистов, взамен прежнего
молитвенного дома, на месте которого был построен новый микрорайон города. Баптисты реконструировали помещение православной церкви и стали проводить там регулярные богослужения. В настоящее время в Доме Молитвы и прилегающих к нему постройках находится центр Объединения церквей Евангельских
Христиан-Баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проводятся богослужения и благотворительные гуманитарные акции.
По словам старосты возрожденного православного прихода Константина Лаврова, комитет по управлению городским имуществом «отстаивает интересы баптистов, поэтому незаконность передачи храма этой конфессии приходится доказывать в суде». Однако православные верующие убеждены, что закон на их стороне и
историческая справедливость будет восстановлена.
ИТАР-ТАСС, Радиоцерковь

В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ПЕРВАЯ ТЮРЕМНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА В РОССИИ

Организация содействия защите прав граждан обратилась к правительству Москвы с просьбой поддержать первую в России воскресную школу, которая начала работать в столичном СИЗО № 5.
Как рассказала в среду на пресс-конференции в Москве руководитель проекта Людмила Гаврилова, сегодня в этом изоляторе содержится около 600 подследственных в возрасте от 14 до 17 лет. Никто из них не учится, а некоторые и вовсе неграмотны.
При поддержке Русской Православной Церкви и Минюста РФ в изоляторе удалось организовать обучение примерно 100 человек. Сегодня с ними безвозмездно занимается пять учителей. Уроки проходят трижды в неделю. Подросткам преподают Закон Божий, литературу, историю, географию и рисование, а по воскресеньям
их водят на церковную службу.
По подсчетам Л. Гавриловой, тюремной школе необходимо 280 тыс. рублей в год, но сегодня даже книги, ручки и тетради учителя покупают ученикам сами. Организаторы проекта надеются, что поддержка со стороны властей и коммерческих структур позволила бы распространить этот опыт на всю Россию.

НАЧАЛИСЬ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАМЯТНИКА РУССКИМ ВОИНАМ В КАЗАНИ

Памятник русским воинам, погибшим при взятии Казани в 1552 году, расположен на острове в устье реки Казанки. Рабочие, расчистив часовню от многолетнего мусора, смогли спуститься в склеп, прежде затопленный водой.
После падения Казани царь Иван Грозный велел похоронить павших русских в братской могиле на холме, где стояла его походная церковь. Каменная часовня построена здесь в 1813−23 годы по проекту архитектора Н.Ф.Алферова на народные средства. Столетие спустя власти Татарской АССР решили, что
«памятник-часовня своими надписями и деталями идет в разрез с революционными идеями современности». Тогда строение лишилось креста и других религиозных символов. В 1956 году при образовании Куйбышевского водохранилища, памятник оказался на острове. Часовню решено реставрировать к празднованию
тысячелетия Казани, которое будет отмечаться в 2005 году.
Эфир-Информ

БАРНАУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ЗАКЛЮЧИЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В октябре преосвященный Антоний, епископ Барнаульский и Алтайский посетил Омск, где принял участие в совещании по вопросам взаимодействия пограничных войск и церкви. Оно было организовано Юго-Восточным региональным управлением ФПС России. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
на совещании присутствовали правящие архиереи сибирских епархий.
Результатом совещания стало соглашение о сотрудничестве Юго-Восточного регионального управления ФПС России и Барнаульско-Алтайской епархии, которое предполагает участие церкви в духовном просвещении молодежи и морально-психологической подготовке воинов — пограничников: создание постоянно действующих
приходов в местах дислокации застав на территории Алтайского края. Планируются также совместные мероприятия, посвященные православным праздникам и памятным датам в военнослужащих, прибывших из командировок в горячие точки. Соглашение подписано владыкой Антонием и начальником Юго-Восточного
регионального управления ФПС России генерал-лейтенантом Р. Муллаяновым, сообщили в пресс-службе Барнаульской епархии.
АМИ-Центр

В ТРОИЦКЕ ВПЕРВЫЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА 80 ЛЕТ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ КРЕСТЫ-ОБЕРЕГИ

В Челябинской области в древнем городе Троицке впервые более чем за 80 лет в России устанавливаются кресты-обереги. Четыре креста будут стоять по всем сторонам света при въездах в город. Их высота составляет 7,5 метров. Семитонные кресты из железобетона изготавливаются на Бобровском заводе ЖБИ в
Троицке. Два из них уже заняли свои места, два других будут установлены до конца октября.
Как сообщил настоятель Свято-Троицкого собора отец Андрей — один из главных инициаторов проекта, установление подобных крестов в традициях христиан. Они встречаются в Египте, на Кипре, в Греции, Латинской Америке.
Считанное количество крестов, установленных еще до 1917 года, сохранилось и в России. Их установка в Троицке, по словам отца Андрея, — это выполнение духовного завещания царя-мученика Николая II, который в свое время повелел установить обережные кресты на границах Российской империи (сегодняшний
Троицк был одним из пограничных городов в 18 веке и сейчас остается таковым, в нескольких километрах — граница с Казахстаном). Идея такого возвращения к православным традициям была поддержана городской администрацией и нашла горячий отклик у самих троичан.
Урал-пресс-информ

ВТОРАЯ НАГРАДА «ПРАВОСЛАВНОГО СОДЕРЖАНИЯ»

По поручению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) вручил президенту Туркменистана одну из высших наград Русской Православной Церкви — орден князя Даниила Московского.
Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, награда приурочена к 60-летнему юбилею президента Туркменистана, которое он отметил в нынешнем году, а также открытию в Ашхабаде международной конференция «Культурное наследие Туркменистана: глубинные истоки и современные перспективы».
Принимая награду, Сапармурат Ниязов сказал, что это уже «вторая награда православного содержания», если таковой считать орден Ярослава Мудрого, который вручил ему президент Украины Леонид Кучма.
Как отметил архиепископ Владимир, орденом князя Даниила Московского награждены также президенты Узбекистана и Казахстана.
НТВ.ru

С 26 ПО 28 ОКТЯБРЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЙДЕТ ВЫСТАВКА ХРИСТИАНСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ

Организатором этого мероприятия выступают издательства «Мирт», «Библия для всех» и Российское Библейское Общество. На выставке будут представлены большие и малые христианские издательства России; пройдут семинары по распространению книг и бухгалтерской деятельности.
«Радиоцерковь»

МЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ

12 октября 2000 года в Центральном доме ученых Российской Академии наук прошла конференция «Поиск путей мира и гармонии: общая ответственность христиан, мусульман, иудеев», организатором которой выступил Духовно-культурный диалог «Лицом к лицу» при поддержке Правительства Москвы. Форум собрал
религиозных и общественных деятелей, ученых.
В адрес участников конференции направили приветствия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также другие главы традиционных религиозных объединений России. В своем послании Святейший Патриарх, в частности, отметил: «Полагаю, что каждый из участников сегодняшней конференции мог бы
повторить слова святого царя и пророка Давида, обращенные к Богу: „Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои“ (Пс. 118. 63). Отрадно, что поиск действенных форм участия всех народов и традиционных религий нашей страны в решении общегосударственных вопросов, равно как и идея возрождения
самобытных культур — объединяют в сегодняшнее трудное время всех, кому небезразличны судьбы России. Наша Церковь открыта к межрелигиозному диалогу и заинтересована в его продолжении, ибо он свидетельствует о способности верующих нравственно оздоровить и консолидировать общество. Русской
Православной Церкви хорошо известны усилия религиозных деятелей в деле укрепления общественной нравственности, в миротворческой деятельности, в социальном служении и благотворительности. Верю, что органичное соединение усилий общественных и религиозных деятелей сможет положительно повлиять на
глобальные процессы, ныне бросающие вызов традиционному религиозному сознанию».
На конференции выступил председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В своем слове Его Высокопреосвященство подчеркнул, что цель межрелигиозного диалога заключается не в поиске сближения вероучений различных религий, а в
совместном отстаивании традиционных ценностей в общественной жизни, как альтернатив либерально-секулярным принципам.
Кроме того, на конференции выступили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Марк (Головков) — с докладом на тему «Проблемы и перспективы христианско-иудейского диалога. Точка зрения православного христианина» и сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Сергей Попов — с докладом «Межрелигиозный
диалог в России в ХХI веке. В конференции также приняли участие секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и сотрудники Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Во второй половине дня группа российских и зарубежных участников конференции была принята Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в его резиденции в Свято-Даниловом монастыре.
ОВЦС

УДАСТСЯ ЛИ ПРОТЕСТАНТАМ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ?

Решение Архиерейского собора РПЦ об отношении к инославным побудило протестантские организации к объединению.
Ряд встреч руководителей евангельских союзов на предмет создания альянса протестантских Церквей России планируется провести в середине октября. Первая встреча, на которой был сделан «первый шаг» в обсуждении данного вопроса, состоялась в конце сентября. Положительное отношение к созданию альянса
высказали практически все протестантские организации России.
Необходимость создания такого альянса вызвана тем, что союзы евангельских Церквей обеспокоены ситуацией, сложившейся сегодня во взаимоотношениях между государственными структурами в регионах и «евангельскими» религиозными организациями. «Мы встревожены тем, что происходят конкретные нарушения закона
по отношению к нашим организациям, и все это делается, как ни прискорбно об этом говорить, после определенных решений и постановлений, принятых на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, — сообщил Сергей Ряховский в интервью „Благовест-инфо“. — Это нас сильно тревожит, особенно известнейшее
Постановление об отношении Русской Православной Церкви к инославным».
Сергей Ряховский отметил, что пока рано говорить о том, какая будет форма этого объединения. Главное, считает он, чтобы это было «не номинальное объединение», а «духовное», на основаниях, общих для протестантских Церквей.
«Радиоцерковь»

ПРОТЕСТАНТСКОЕ РАДИО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Первая христианская спутниковая радиосеть начала действовать, теперь миллионы людей по всему бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе могут слушать протестанское радиовещание на русском языке. HCJB World Radio в сотрудничестве с Евангельской Церковью Завета провозгласила открытие спутникового
вещания в Москве 5 октября. Их радиовещание достигнет 30 крупных городов и областей. Во многих городах России некоторых христианские организации имеют лицензию на радиовещание, другие собираются подключить местные радиостанции. Как только сигнал будет получен через спутник, он может быть
распространен местными станциями FM и AM диапазона, государственной радиосетью, коммерческими радио компаниями, через трансляционную радиосеть. Планируются так же добиться разрешения транслировать программы протестантов в больницах и тюрьмах.
Компанией HCJB World Radio будет готовится 80 процентов программ, остальное производят московские продюсеры.
Religion Today

ДЖОН ИЗ ПОРТЛЕНДА УЧИТ ЖИТЕЛЕЙ СПАССКА СПАСАТЬСЯЕНИЮ

В городе Спасске Приморского края четыре месяца агитировал за протестантизм миссионер Джон Корри, шесть лет назад основавший здесь собственную «церковь». С тех пор Джон отрабатывает в Спасске различные религиозные программы. В июле в этом городе проводилась детская библейская программа. После этого
для всех семей членов церкви был организован христианский семейный лагерь, где последователи американца смогли отдохнуть на берегу моря.
Миссия Джона Корри в Спасске является дочерней по отношению к Юго-Западной Библейской церкви г. Портленда. Джону более шестидесяти лет, тридцать один год он провел в Африке пропагандируя свою ересь языческим племенам. В Спасск миссионер из Америки приезжает с командой. В этом году одним из участников
команды был миссионер, которому более восьмидесяти лет. Впрочем, Шефельд своим задором поражал многих людей, намного моложе него.
«Радиоцерковь» / Русская линия

АМЕРИКАНСКИХ МИССИОНЕРОВ ПЫТАЮТСЯ ВЫДВОРИТЬ ИЗ ВЛАДИМИРА, НО ОНИ УПИРАЮТСЯ

Американских миссионеров, приехавших в Россию по приглашению некоей религиозной организации «Ассоциация Евангельских христиан «Благовест» вынуждают покинуть город Владимир, где находится незарегистрированная религиозная группа этого движения.
Начальник Владимирского Управления Виз и Регистрации Министерства внутренних дел РФ Галина Александрова, настаивает на выдворении назойливых миссионеров в связи с тем, что их никто во Владимир не приглашал: «..у них принимающая организация в Москве, там они и должны находиться». Миссионеры намерены
обжаловать отказ в регистрации в вышестоящей организации — областном УВИР.
Американцы зарегистрировали визу в Москве, где находится пригласившая их организация, и самовольно отправились во Владимир. Глава российского представительства OMS International Джон Крич сообщил корреспонденту Кестона, что американцы хотели бы зарегистрировать свою религиозную организацию во
Владимире, но не могут пока найти десяти российских граждан, готовых поставить свои имена и паспортные данные под заявлением. А если найдут или купят десяток российских граждан за доллары и гумпомощь, то смогут на российской территории проповедать все что угодно. Таковы нынешние российские законы,
принятые под сильнейшим нажимом США, но или продажных граждан во Владимире не осталось, или американским агитаторам денег жалко, но наши «гости» решили отстаивать свое право делать что им заблагорассудится в России в областном УВИРе.
Русская линия (по материалам Кестонской Службы Новостей)

ГРУЗ ОТ АМЕРИКАНСКИХ ЕВАНГЕЛИСТОВ СОЧЛИ ЗА ОБЫКНОВЕННУЮ КОНТРАБАНДУ

Груз от американских евангелистов общей стоимостью 100 тысяч долларов, предназначенный для жителей Нововоронежа и состоящий из компьютеров, шприцов и оргтехники, застрял на Воронежском отделении Российской таможни. Вся проблема в том, что таможенники вовсе не склонны его считать гуманитарным, и в
результате возмущенные получатели гумпомощи дошли до Комиссии по вопросам международной гумпомощи при правительстве РФ, а также до депутата Госдумы от Воронежской области Дмитрия Рогозина. Но пока таможенники непреклонны.

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ РАВВИНОВ РОССИИ ПРИЗЫВАЕТ ЕВРЕЕВ МОЛИТЬСЯ ЗА ИЗРАИЛЬ

Главный раввин России по версии ФЕОР Берл Лазар выступил с обращением к евреям России и стран СНГ в связи с обострением израильско-палестинских отношений, передает корреспондент РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря главного раввина Борух Горин.
В своем обращении Берл Лазар призвал «всех сынов и дочерей еврейского народа» молиться «во имя мира на земле и безопасности народа Израилева».
Обострение обстановки в Израиле совпало с отмечаемым иудеями днем «Йом Кипур» («Судным днем»). В связи с этим главный раввин России призвал верующих проводить дополнительные молитвы и «быть усердными при исполнении заповедей», чтобы «все это способствовало спокойной жизни народа на Святой земле».
Lenta.ru

УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ЖАЛУЮТСЯ НА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ВЕРУЮЩИХ

25 представителей религиозных организаций из 15 регионов России позвонили по «горячей линии» в приемную Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Горячая телефонная линия «Свобода совести в России: 10 лет реформ» действовала в приемной Уполномоченного по правам человека 6 октября с
10 до 14 часов. Обиженными оказались еретические организации баптистов, пятидесятников, Свидетелей Иеговы, и атеистов, называющих себя учеными-религиоведами, а также их правозащитники.
Русская линия

ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРОСТАКОВ ИЗОБРЕЛИ В ТОМСКЕ

Местные шарлатаны из так называемого «Прихода Воскресения Христова (православная община западного обряда) Российской Епископальной Церкви» распространяют на улицах города объявления с извещением об открытии в городе «круглосуточной молитвенной линии». Каждый желающий может оставить сообщение на
пейджер, и за него помолятся «православные» самозванцы, кощунственно называющие свои собрания «божественной литургией».
Руководитель «прихода» самозванный «протоиерей» Павел Левушкан признался, что ловкая идея о новом способе привлечения простаков пришла ему во время общения с «богом». Новоявленные «отцы» действуют по принципу: «Для простака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь!»
Русская линия

В ОДЕССЕ ВЫШЕЛ В СВЕТ ПЕРВЫЙ НОМЕР БОГОСЛОВСКОГО СБОРНИКА

В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела вышел в свет первый номер Сборника богословских и церковно-исторических работ преподавателей Одесской духовной семинарии. Об этом сообщает пресс-служба Одесской епархии. Сборник также
приурочен к 55-летию возрождения ОДС и содержит в себе ряд серьезных исследований, среди которых можно выделить труд по церковной истории митрополита Агафангела, посвященный жизни и служению епископа Порфирия (Успенского) (1804−1885 гг.)
В работе ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Евлогия (Гутченко) исследуются богословские взгляды А.С. Хомякова, а проректор наместник Одесского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Алексий (Гроха) изложил церковное соборное видение на изображение Бога Отца.
В сборник была включена и вызвавшая большую полемику с «зарубежниками» работа протоиерея Георгия Городенцева «Неправославное учение Зарубежной Церкви о так называемом «сергианстве». В ней автор убедительно доказывает несостоятельность попыток РЗПЦ обвинить Святейшего Патриарха Сергия, а вместе с ним
и всю нашу Церковь в сотрудничестве с большевиками.
В планах Одесской духовной семинарии — выпуск второго номера. Сейчас идет набор и корректура работ преподавателей. По предварительным расчетам, второй номер выйдет в свет к Рождеству Христову, сообщает пресс-служба Одесской епархии.
Православие 2000

В ОДЕССЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ ПРАВОСЛАВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Две передачи одесских журналистов представлены на традиционном всеукраинском конкурсе телевизионных и радиопрограмм «Калиновi острови», который открылся в Миргороде. Об этом сообшает пресс-служба Одесской епархии.
Героиней конкурсной телепрограммы журналистки Одесского государственного телевидения Светланы Зарицкой «Не бути зайвим на землi» стала игуменья местного Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря матушка Серафима.
По информации пресс-службы, в городе к уже существующей 2 года телепрограмме «Мир православия» добавились еще две, выходящие на кабельных телеканалах «Бриз» и «Черное море». В частности, именно на «Черном море», охватывающим более 10 тыс. абонентов крупнейшего в Одессе Киевского района, в минувшую
среду вышел первый выпуск программы «Воздвижение». Все эти медиа-проекты духовно окормляются митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.
Православие 2000

ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО ИОАННА ПАВЛА II НА УКРАИНУ ВОЗМОЖЕН УЖЕ ЛЕТОМ БУДУЩЕГО ГОДА

Об этом сообщает агентство УФС (Украинский Финансовый Сервер) со ссылкой на пресс-службу правительства. Вице-премьер Николай Жулинский встретился с апостольским нунцием на Украине архиепископом Николаем Этеровичем. На ней вице-премьер подчеркнул, что приезд главы Римско-Католической Церкви в год
10-й годовщины независимости Украины станет не только желательным для украинских католиков, но и «чрезвычайно важным для всего народа». В свою очередь архиепископ Этерович отметил, что во время своего визита Папа Римский надеется встретиться с представителями всех без исключения крупнейших конфессий
республики. С этой целью, сообщил он, Апостольская нунциатура начала консультации, в частности, с главами всех Православных Церквей, действующих на Украине.
«Радиоцерковь»

ИЗДАНИЯ ИСЛАМСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ, ОТПЕЧАТАННЫЕ НА УКРАИНЕ, БЕСПРЕПЯТСТВЕННО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ

Муфтий мусульман Украины шейх Ахмед Тамим прибыл в Крым «с миссией предостережения его властей и населения об опасности экстремизма и для призыва их к решительным мерам по ужесточению контроля за деятельностью организаций и движений, имеющих отношение к исламу».
Встретившись сегодня в Симферополе с журналистами, он проинформировал их о том, что литература, пропагандирующая ваххабизм и исламский фундаментализм, бесконтрольно распространяется в украинских регионах. Эти издания, по его словам, тиражируются на Украине, в том числе и на украинском языке, на
средства Всемирной ассамблеи исламской молодежи. Оттуда они переправляются также на Кавказ и в Белоруссию. Много такой литературы в Крыму, который экстремисты намерены превратить в плацдарм для своей экспансии в соседние страны.
Авторы этих книг, отметил шейх, призывают мусульман не подчиняться тем законам своих государств, которые не соответствуют шариату. Эта «рекомендация» взята на вооружение политическими группировками радикального направления. Духовное управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины,
объединяющих более 2 миллионов единоверцев, осуждают религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток использовать религию в политических целях, подчеркнул Ахмед Тамим. Свои позиции в противостоянии ваххабизму украинское мусульманское духовенство согласует с муфтиятами
кавказских регионов России. Не удалось пока, как дал понять шейх, достигнуть взаимопонимания только с новым руководством духовного управления мусульман Крыма, которое в отличии от предшественников активно участвует в политических акциях.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000

ВЗРЫВЫ В ДУШАНБЕ

В Душанбе в церкви «Сонмин Грэйс» во время воскресного собрания взорвались две бомбы. На собрании присутствовало более 200 человек. В результате взрыва десять человек убито и около пятидесяти ранено. Третья бомба не взорвалась.
Около двенадцати прихожан были арестованы и продержаны сутки в заключении. По крайней мере, один из них был жестоко избит.
Среди прихожан основанной корейскими миссионерами церкви есть и русские, и таджики, и корейцы.
Charisma News Service

РАЗРЕШЕН КОНФЛИКТ, ВОЗНИКШИЙ ИЗ-ЗА СТРОИТЕЛЬСТВА ПИВЗАВОДА РЯДОМ С СОБОРНОЙ МЕЧЕТЬЮ В ЙОШКАР-ОЛЕ

В августе региональное духовное управление мусульман Марий Эл выступило с обращением к мэру Йошкар-Олы Вениамину Козлову прекратить начатое строительство пивзавода по соседству с мечетью и городской больницей. По мнению мусульман, «увеселительное заведение и предприятие по изготовлению спиртного
оскверняют Божий храм и оскорбляют чувства мирных верующих». Вблизи йошкар-олинской Соборной мечети предприятие «Пивовар» собиралось строить пивной ресторан с минипивоваренным производством.
Этот вопрос поднимался и на сессии йошкар-олинского городского собрания, и на нескольких заседаниях градостроительного совета республики с участием ведущих специалистов-архитекторов. В итоге было решено строить только пивзавод. Конфликтующие стороны нашли компромиссное решение. Глава предприятия
«Пивовар» обязался облагородить территорию, помочь прихожанам, а община во главе с муфтием Фанусом Салимгареевым, не будет в дальнейшем препятствовать развернутому строительству административного корпуса мини-завода по производству пива.
Region.ru

СЪЕЗД ЕПИСКОПОВ

Более полутора тысяч католических епископов со всего мира — треть всего католического епископата — собрались в Ватикане в рамках торжеств, посвященных юбилейному двухтысячному году.
Об этом сообщает католическое агентство «Зенит». В таком количестве высшие иерархи Католической Церкви не собирались со времен Второго Ватиканского Собора. К собравшимся обратился Папа Римский Иоанн Павел II. Он напомнил епископам, что их высшая цель заключается в несении света Евангелия по всему
миру. Быть епископом в современной Церкви — непростая задача, признал Папа. Иногда кажется, что Иисус, как рассказывает Евангелие, заснул в лодке и оставил своих учеников один на один с разбушевавшейся водной стихией. «Однако мы знаем, что Он всегда готов вмешаться и спасти нас Своей вездесущей
любовью», — сказал Папа.
Иоанн Павел II вместе с собравшимися в Риме епископами совершил молитву у «чудотворной» статуи Фатимской Божьей Матери, которую специально для этого случая привезли в Рим. На следующий день состоялся торжественный акт посвящения всего мира и человечества Богоматери.
«Радиоцерковь»

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ИНДИИ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ НАПРЯЖЕННОЙ

Обострение религиозной ситуации в Индии в последние годы связано с активной прозелитской деятельностью заподноевропейских «христианских» проповедников из различных протестантских организаций США и Европы. Острое неприятие индусами навязываемой им «проповеди» привело к ряду кровавых столкновений с
трагическим результатом. Ситуация для Индии становится с каждым днем все более опасной. Тактика Запада на протяжении многих веков не изменилась: сначала в страну-жертву засылаются провокаторы-миссионеры, назойливо навязывающие аборигеном какую-либо христианскую ересь, а когда, поддавшись на
провокацию, возмущенные наглостью «проповедников» местные жители побьют их, в дело вступают вооруженные до зубов конквистадоры со своими «санкциями». Тактика многократно опробована на всех континентах и в Индии в том числе.
Обеспокоенная создавшимся положением, группа видных религиозных лидеров Индии выступила с предложением к местным протестантским организациям отказаться от привлечения в Индию дестабилизирующих обстановку западных «миссионеров» и обходиться собственными силами в привлечении новых адептов своих
учений. Примерно такую религиозную политику поддерживают власти Китая, где фактически запрещен не только прозелитизм, но любые религиозные организации, имеющие свои штаб-квартиры вне пределов Китая.
Как и следовало ожидать, местные «христиане» ответили решительным отказом на миролюбивые предложения индийских язычников, по каким-то причинам им выгодно поддерживать в Индии взрывоопасную религиозную ситуацию.
Русская линия

МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПОКА НЕ ИЗВЕСТНЫ

В одной из синагог Берлина в районе Шарлоттенбург была совершена хулиганская выходка, передает. Некий находящийся в синагоге мужчина, 34-летний выходец из Азербайджана, попытался поджечь свой молитвенник. Кантор синагоги сумел остановить поджигателя, но получил ожог левой руки. Полиция арестовала
преступника. Мотивы его поступка пока неизвестны.
РИА «Новости»

СЕКТА МОРМОНОВ РАСТЕТ

Президент мормонской Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней — Гордон Хинкли утверждает, что общее количество мормонов в мире превысило более 11 млн. человек. 90-летний глава мормонов, которого единоверцы считают живым пророком, вспомнил, что в 1947 году, когда отмечалась 100-летняя годовщина
основания Церкви, в ней насчитывался 1 миллион человек. В ту пору половина мормонов проживала в штате Юта.
Прозелитская активность секты помогла в 1999 году привлечь в свои ряды 300 тысяч новообращенных.
НТВ.ru

ИЗВЕСТНЫЙ «ХРИСТИАНСКИЙ» ШОУМЕН ЕДЕТ В РОССИЮ

Основатель шоу «Христос для всех народов» Рейнхард Боннке с 20 октября начинает проводить свои представления в Москве. Реклама предстоящих выступлений очередного западного еретика заполнила вагоны московского метро. Для представлений арендуется Легкоатлетическая арена ЦСКА. В рамках своего шоу Бонке
намерен провести ряд семинаров для протестантских активистов. Вход на представления бесплатный. В объявлении о предстоящих шоу нет информации о спонсорах программы.
Русская линия

У СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ — НОВОЕ РУКОВОДСТВО

«Свидетели Иеговы» претерпели самую радикальную реорганизацию за 116 лет своего существования. Все это время во главе организации стоял так называемый «орган управления». Теперь ею будут руководить три новые корпорации, которые поделят между собой административные и религиозные обязанности.
Президент Мильтон Хеншель и шесть его ближайших сподвижников ушли в отставку.
Как комментируют эти перемены сами «свидетели», теперь орган управления будет освобожден от административных функций и сможет сосредоточиться на миссионерской деятельности. Новым президентом избран Дон Эдамс, член организации с 50-летним стажем. Еще семь человек войдут в орган управления,
председатель которого будет избираться на временной основе. В нем останется и Мильтон Хеншель.
Начиная со времен основателя «Свидетелей Иеговы» Чарльза Рассела, у организации всегда был единый лидер. Нынешние меры направлены на то, чтобы придать управлению менее авторитарный характер.
НТВ.ru

ВИЗИТ СПОНСОРОВ

30 сентября Новосибирск посетили директор Международного фонда «Благовест-медиа» Николай Горячкин и сотрудник немецкой благотворительной организации «Кирхе ин нот» Мария Чех.
Главной целью их визита состояла в том, чтобы наладить контакты между новосибирским телевидением и фондом «Благовест-медиа», которой спонсирует организация «Кирхе ин нот». Кроме того, Николай Горячкин и Мария Чех встретились с секретарем православной епархии Максимом Седовым и посетили Сибирскую
католическую телестудию «Кана».
Основным направлением работы фонда «Благовест-медиа» является развитие сети христианских средств массовой информации в России и Восточной Европе, христианское просвещение и образование, меконфессиональный диалог. Фонд объединяет два вида деятельности: агентство религиозной информации Благовест-Инфо
в Москве и христианский телевидеоцентр Благовест-Медиа в Санкт-Петербурге. Со времени основания Фонда с 91-го года в России под духовным окормлением Православной и Католической Церквей были осуществлены десятки проектов. Сегодня приоритетом в деятельности Фонда является развитие телевизионных и
видеопроектов.
«Радиоцерковь»

<< Полная сводка новостей от 14 октября 2000 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика