Русская линия
<< Полная сводка новостей от 8 января 2000 >>

ПРАВО СЛАВИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ВИФЛЕЕМЕ

Основным событием прошедшей недели было празднование 2000-летнего юбилейного Рождества Христова. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил паломничество на Святую Землю. По прибытию в Тель-Авив, предстоятеля Русской Церкви приветствовал на Святой Земле Иерусалимский патриарх Диодор, который пожелал, чтобы Господь дал Алексию II силы для продолжения борьбы за православие. Патриарх Московский и всея Руси выразил признательность за приветствие и торжественную встречу в аэропорту. Он поблагодарил местных православных иерархов за то, что они с любовью встречают православных паломников на Святой Земле.
Патриарх Алексий II ииг. Иларион Алфеев
Патриарха в поездке по Святой земле сопровождал иг. Иларион Алфеев
В поездке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сопровождала многочисленная свита духовных и гражданских лиц. В сослужении сопровождавших его архиереев и священников Патриарх совершил ночную Божественную литургию на Гробе Господнем в Иерусалиме. Пасхальные песнопения, прославляющие происшедшее на этом месте Воскресение Христово, не прекращаются здесь круглый год. Алексий II тоже приветствовал паломников древними словами «Христос воскресе!».

Патриарх совершил ряд поездок, в ходе которых посетил представительства Русской Православной Церкви в Палестине. В Яффе Патриарх совершил освящение дома паломников, расположенный на участке Русской духовной миссии. Гостиница, рассчитанная на прием 40 человек, была обновлена при участии Международного фонда единства православных народов. Точно такой же дом для паломников построен в Тиверии.
При посещении монастыря св. апостола Петра, принадлежащего Русской Православной Церкви, Патриарх особо отметил важность деятельности Русской духовной миссии, созданной на Святой земле полтора века назад для помощи приезжающим из России людям. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил благодарность начальнику Русской духовной миссии архимандриту Феодосию и настоятельнице Горнего монастыря игуменье Георгии, которые вместе с другими труженниками были удостоены высоких церковных наград. Святейший патриарх передал в дар обители образ пресвятой Богородицы «Достойно есть», написанный еще до революции афонскими монахами специально для этой обители. Однако в связи с драматическими событиями в России эта икона так сюда и не дошла. Лишь недавно ее обнаружили в одном из московских храмов. Этот образ был привезен в Горний монастырь патриархом Алексием как дар по случаю 2000-летия Рождества Христова.
Посетил Патрирх Алексий и Хеврон, где побывал в Троицком монастыре, который в 1997 году, когда отмечалось 150-летие русской духовной миссии, был передан русской православной Церкви. Этот участок рядом со знаменитым Мамврийским дубом был приобретен для России в прошлом веке начальником русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Десятилетие после революции монастырь находился в ведении Русской Православной Церкви за границей, руководство которой всячески противилось посещению этой и других святынь паломниками из России.
Восстановлением исторической справедливости назвал патриарх Алексий возвращение монастыря Русской Православной Церкви. Он отметил, что за этот короткий срок находившаяся в запустении обитель преобразилась и сейчас открыта для всех паломников, приезжающих поклониться этим святым местам.
Патриарх отметил церковными наградами участников реставрации монастыря и делегация Русской Православной Церкви побывала у Мамврийского дуба, возле которого праведному Аврааму явилась Святая Троица. В прошлом веке одна только крона этого древнейшего дерева составляла в окружности 120 шагов. К сожалению, три года назад дуб, сохранявшийся живым в течение более трех тысячелетий, засох. Однако сейчас появилась надежда на его возрождение. У его корней появился небольшой росточек, который уже сейчас дал зеленые листочки.

Вторая часть пребывания на Святой Земле делегации Русской Православной Церкви была посвящена торжественной встрече глав государств и предстоятелей поместных Православных Церквей, которая состоялась в Иерусалиме и стала началом юбилейных торжеств на Святой Земле.
Такая представительная встреча лидеров православных государств и церквей была приурочена к празднику Рождества Христова по юлианскому календарю. Тем самым как бы было признано полнотой православия законность и каноничность старого стиля и лидерство в православном мире старостильных церквей Русской, Сербской, Грузинской и Иерусалимской, на канонической территории которой и проходили Рождественские торжества.
Из 15 предстоятелей поместных церквей на юбилей христианства прибыли 11. Среди них — Его святейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима Вселенский патриарх Варфоломей I, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарх Сербской православной церкви Павле, Католикос — Патриарх Всея Грузии Илия II, глава Болгарской православной церкви Патриарх Максим, Патриарх румынской православной церкви Феоктист, а также митрополиты и архиепископы, возглавляющие поместные православные церкви, и сопровождающие их архиереи. Не смог приехать из-за болезни патриарх Александрийский Петр, из-за сложных отношений Сирии и Израиля не прибыл предстоятель Антиохийской церкви Игнатий. Не был приглашен из-за экономических проблем в Американской церкви митрополит Американский и Канадский Феодосий. В числе глав церквей не будет и предстоятеля Чешских земель и Словакии, митрополита Дорофея, который скончался неделю назад.
Историческая встреча началась у Яффских ворот Иерусалима, а затем по узким улочкам старого города высокие гости направились в храм Воскресения Христова, в торжественном шествии их сопровождали тысячи людей, приехавших на торжества из разных стран мира. У гроба Господня был отслужен совместный краткий молебен.
Эта встреча, действительно, историческая. За всю историю православия таких Соборов было два. В 1996 году состоялась встреча в Константинополе, на которой рассматривались отношения православных церквей с католиками и униатами, а вторая встреча состоялась в Софии в 1998 году. Ее тема была преодоление раскола в Болгарской православной церкви.

Участники нынешнего Собора приняли совместное послание «К церкви и миру» в связи с наступающим юбилеем христианства, которое было оглашено на Рождественском богослужении в Вифлеемском храме Рождества Христова 7 января.
Предстоятели церквей призвали паству, а также всех людей доброй воли к миру, любви, взаимопониманию и сотрудничеству. В послании отмечается, что Православная Церковь готова этому всемерно содействовать. Главы поместных церквей собираются также создать наиболее благоприятные предпосылки для диалога с прочими великими религиями мира ради мирного существования всех народов.
Они обратили внимание всех верующих во Христа на появление нового вида идолослужения путем обоготворения насилия, денег и удовольствий. В послании предлагается помощь Православной Церкви всем тем, кто сегодня подвергается дискриминации. В документе прозвучал призыв сделать необходимым сосуществование и мирное сожительство различных культур.
Беспокоит глав православных церквей и рост социальных проблем в мире, от которых страдают целые народы. Это — безработица, голод, увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, жестокая форма труда, торговля человеческой жизнью. Авторы послания с особым сожалением отмечают возрастание острых проблем, связанных с молодежью, от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации которой зависит во многом будущее человечества. Предстоятели поместных церквей осудили также церковные расколы, которые имеют место в православном мире.
После принятия совместного документа главы Поместных Православных Церквей осмотрели выставку, в которой приняли участие иконописцы из России, Греции, Болгарии, а также Иерусалимской церкви. В экспозиции представлены разные иконописные школы и традиции. Она наглядно свидетельствует о развитии этого древнего церковного искусства, которое зиждется на канонической основе. Затем состоялся концерт духовной музыки, в котором приняли участие греческие, арабские, славянские церковные хоры.

Вифлеем. Храм Рождества Христова
Послание «К церкви и миру» явилось не единственным свидетельством цельности мирового Православия. Главным событием Юбилейных торжеств в эти дни стала Божественная литургия в Вифлееме, в храме Рождества Христова, которую соборно служили Предстоятели Православных Церквей. На соборном торжественном богослужение присутствовали также первый президент России Борис Ельцин, президенты Греции, Кипра, Грузии, Молдавии, Белоруссии и Украины и множество приглашенных.

Предстоятели Православных Церквей сослужат литургию в Вифлееме

Предстояятели Церквей и руководители православных государств слушают Рождественскую литургию

Радостную праздничную атмосферу, царившую на торжествах несколько омрачал байкот, объявленный Исполнительным комитетом православных общин Израиля всем церемониям и мероприятиям, организуемым иерусалимской православной патриархией в честь Рождества-2000. Члены православных общин собираются также провести демонстрацию напротив ворот Иерусалимской патриархии в Старом городе.
Эти акции протеста являются результатом затянувшегося конфликта между советами общин и православным патриархом Иерусалима Диодором 1. Его обвиняют в произвольной распродаже общинных земель. Кроме того, рядовые члены общин возмущены тем, что, в то время как подавляющее большинство исповедующих православие жителей Святой земли являются арабами, практически все архиереи по происхождению греки.
В этот же день, 7 января Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отбыл в Москву, где в поздно вечером 7 января в присутствии руководителей РФ и при большом стечении богомольцев, соборно с московским духовенством служил первую Божественную литургию в воссозданном Храме Христа Спасителя. Вифлеемская звезда, место Рождества Христова Сообщение ОВЦС МП


СООБЩЕНИЕ ОВЦС МП ОБ УЧАСТИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ГЛАВЕ СО СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ II В ЮБИЛЕЙНОМ ПРАЗДНОВАНИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

2 — 7 января 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во главе официальной делегации Русской Церкви находился в Святой Земле с паломническим визитом, приуроченным к всеправославному празднованию 2000-летия Рождества Христова.
В состав официальной делегации Русской Православной Церкви входили митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; архиепископ Калужский и Боровский Климент.
В паломническом визите Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II также спутешествовала большая группа духовенства и монашествующих, студентов духовных школ и благочестивых мирян.
Органы государственной власти и общественные круги в паломнической поездке по святым местам представляли министр культуры России В.К.Егоров, первый заместитель министра иностранных дел России А.А.Авдеев, начальник Управления по вопросам внутренней политики Президента России А.В.Логинов, президент Российской Академии Наук Ю.С.Осипов, член Совета Федерации Федерального Собрания России, губернатор Брянской области Ю.Е.Лодкин, советник Председателя Государственной Думы В.А.Алексеев.
По прибытии в Иерусалим 2 января Предстоятель Русской Православной Церкви и члены возглавляемой им делегации совершили поклонение Гробу Господню в Храме Воскресения.
В тот же день в Иерусалимской Патриархии состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и сопровождавших его лиц с Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всея Палестины Диодором.
Затем Его Святейшество совершил молебен в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В ночь на 3 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении сопровождавших его архиереев и духовенства совершил Божественную литургию у Гроба Господня в храме Воскресения.
3 января делегация Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом отбыла в Яффу (Иоппию), где посетила русский храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также гробницу праведной Тавифы, некогда воскрешенной апостолом Петром (Деян. 9. 36−42). Его Святейшество отслужил в храме молебен, а затем освятил капитально отреставрированный Дом паломника. Святейший Патриарх передал в дар храму богослужебный Апостол.
Затем паломники выехали в Хайфу. Здесь в отреставрированном и заново расписанном храме святого пророка Илии на участке Русской Духовной Миссии Его Святейшество после совершения краткого молебна передал в дар приходу новое паникадило.
Далее маршрут православных паломников пролегал в монастырь Русской Духовной Миссии в Тиверии. По пути Его Святейшество и возглавляемая им делегация остановились на берегу святой реки Иордан, молитвенно воспоминая событие Крещения Господня.
В Тиверии, на берегу Галилейского озера, Святейший Патриарх Алексий служил молебен в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на монастырском участке Русской Духовной Миссии и передал в дар храму иконостас.
4 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении сонма архиереев — членов делегации Русской Православной Церкви и при большом стечении верующих христиан совершил Божественную литургию в пещере Рождества Христова, где 2000 лет назад явился в мир Спаситель.
После богослужения Его Святейшество в сопровождении мэра Вифлеема Х. Насера ознакомился с ходом строительства Паломнической гостиницы Русской Духовной Миссии близ храма Рождества Христова в Вифлееме.
В тот же день делегация Русской Церкви выехала в Хеврон, где посетила монастырь Живоначальной Троицы и Мамврийский дуб, более двух лет назад возвращенные Московскому Патриархату. С тех пор трудами Русской Духовной Миссии здесь осуществлены значительные реставрационно-восстановительные работы.
Затем паломники проследовали в Горненскую обитель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен.
На территории обители Предстоятель Русской Православной Церкви освятил галерею скульптурных портретов первых начальников Русской Духовной Миссии XIX столетия, трудами которых созидалось русское православное присутствие на Святой Земле.
В своем Слове после церемонии вручения Патриарших наград членам Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Его Святейшество подчеркнул возрастающее значение этого деятельного присутствия не только для духовного окормления бывших соотечественников, ныне живущих в Израиле, но и для великого дела возрождения России.
Отмечая усердие и успехи Миссии в восстановлении исконной благочестивой традиции отечественного паломничества в Святую Землю, Предстоятель Русской Православной Церкви в связи с этим дал высокую оценку трудам Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
Выступая с ответным словом, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, в частности, сказал: «Древняя добрая слава Русской Духовной Миссии в Святой земле ныне прирастает молитвенным и созидательным деланием современного поколения православного монашества. Трудясь на благо Матери-Церкви и не ища мирских почестей, эти люди являются истинными духовными стражами православных святынь, без которых сегодня невозможно помыслить себе русское благочестие. Нынешний исторический визит делегации нашей Церкви во главе со Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Святую Землю зримо подтверждает это. Чаемое всеми нами возрождение России созидается в том числе трудом и молитвой православных иноков и инокинь, представляющих нашу Церковь в тех благословенных краях, где до сих пор ощущается спасительное пребывание Господа нашего Иисуса Христа».
В тот же день у Яффских ворот Святого града сонм Предстоятелей Православных Церквей и сопровождавших их лиц, а также прибывших в Иерусалим для участия в Юбилейном праздновании Рождества Христова руководителей ряда православных государств встречали многочисленные паломники со всех концов света, местные христиане, представители дипломатического корпуса и городских органов власти. Многолюдная процессия направилась в Храм Воскресения, где у Гроба Господня был совершен молебен.
Затем Главы Поместных Православных Церквей в сопровождении своих официальных делегаций направились в здание Иерусалимской Патриархии, где состоялась их торжественная встреча с Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всея Палестины Диодором.
5 января большая часть русских паломников отправилась в Иудейскую пустыню, где посетила монастырь святого Георгия Хозевита, город Иерихон, монастырь святого Герасима, поднялась на Гору Искушений и спустилась к Мертвому морю.
В это же время в Иерусалимской Патриархии проходил Собор Предстоятелей Православных Церквей и их полномочных представителей, прибывших на Юбилейные торжества в Святую Землю.
Главы и полномочные представители Поместных Православных Церквей приняли текст «Послания Предстоятелей Православных Церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа». Текст этого Послания ниже публикуется полностью.
В тот же день мэр Иерусалима Э. Ольмерт устроил прием в честь Предстоятелей Поместных Православных Церквей и глав государств, прибывших на Юбилейные торжества. В речи, произнесенной им перед высокими гостями, в частности, был отмечено особое значение для духовной и культурной жизни страны деятельности Русской Православной Церкви.
Вечером в рамках Юбилейной культурной программы состоялось посещение выставки современной иконописи и концерта православных хоров, в котором с большим успехом выступил хор Московской Духовной академии и семинарии и Государственный хор имени Свешникова.
В тот же день состоялась встреча прибывших на Рождественские торжества в Иерусалим Первоиерархов Православных Церквей с Президентом Государства Израиль Э.Вейцманом.
6 января в Тронном зале Иерусалимской Патриархии в присутствии Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор вручил высшую награду Иерусалимской Церкви — Орден Гроба Господня прибывшим на торжества главам ряда государств с населением, преимущественно исповедующим Православие.
Затем процессия направилась в Вифлеем. На Площади Волхвов, перед входом в храм Рождества, Предстоятелей Поместных Православных Церквей и сопровождавших их лиц под бой барабанов, пение и радостные приветствия встречало многолюдное собрание палестинских христиан и паломников из других стран. Следуя древней традиции Иерусалимской Церкви и в подражание евангельским волхвам, Возглавители Православных Церквей совершили поклонение перед Святым вертепом и яслями Богомладенца Иисуса Христа.
Тогда же, в день Навечерия Рождества Христова, в присутствии Первоиерархов Православных Церквей и при большом стечении верующих, в Вифлееме была совершена вечерня и литургия святого Василия Великого.
По окончании богослужения Глава Палестинской Национальной Администрации Я. Арафат устроил прием в честь Предстоятелей Поместных Православных Церквей и глав государств.
Палестинский лидер вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II орден «Вифлеем-2000».
Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. За богослужением присутствовали первый Президент России Б.Н.Ельцин, сопровождавшие его лица.
7 января, в самый день великого праздника 2000-летия пришествия в мир Спасителя, в Вифлеемском храме Рождества Христова состоялось торжественное богослужение. Всеправославная Божественная литургия была совершена всеми прибывшими в Святую Землю Первоиерархами Церквей Вселенского Православия в присутствии сопровождавших их митрополитов, архиепископов и епископов.
В качестве почетных гостей за богослужением присутствовали, в частности, первый Президент России Б.Н.Ельцин, Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко, Президент Грузии Э. Шеварднадзе, Президент Молдавии П. Лучинский, Президент Украины Л.Д.Кучма, Президент Греции К. Симитис, Президент Румынии Э. Константинеску, Глава Палестинской Национальной Администрации Я.Арафат.
По окончании праздничного богослужения паломническая делегация Русской Православной Церкви отбыла в Москву, где вечером того же дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил совершение Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ОТКРЫТ В КРАСНОДАРЕ

Храм Рождества Христова открыт сегодня в столице Кубани. Торжествам предшествовала Божественная литургия, которую совершил архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор.
Новый храм построен у излучины реки Кубань в самом крупном в городе жилом массиве Юбилейный. В возведении его, которое началось в 1992 году, участвовали практически все трудовые коллективы краевого центра. В 1995 году стройку посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Оставшись довольным ходом работ, Святейший Патриарх выразил тогда надежду, что «храм к 2000-летию прихода в мир Христа Спасителя будет построен и освящен». Эти слова стали пророческими.
По словам настоятеля храма Александра Игнатова, за время строительства при храме открыта православная библиотека, создана православная школа, работает детский музыкальный коллектив «Благовест», который в этом году выпустил первую аудиокассету с рождественскими песнопениями. По субботам включается телефон доверия для нуждающихся в духовной поддержке, а по средам действует православная школа для взрослых.
ИТАР-ТАСС

ПАТРИАРХ БЛАГОДАРИТ ЕЛЬЦИНА

Патриарх Московский и Всея Руси поблагодарил Б. Ельцина за добрые дела, которые он как президент сделал за годы своего правления. «Когда человек уходит, надо сказать ему спасибо за то, что он успел сделать за восемь лет», — так патриарх Московский и Всея Руси прокомментировал досрочную отставку президента России Бориса Ельцина. В аэропорту «Внуково» перед отлетом в Израиль Алексий II сказал журналистам, что слова первого президента России в его обращении были «очень трогательны». Б. Ельцин, отметил патриарх, «попросил прощение за то, что не смог или не успел сделать». Алексий II сообщил, что лично встретит Б. Ельцина, когда тот прибудет в Вифлеем на празднованием Рождества Христова.
ОРК

КРУПНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОШЛА В ВОРОНЕЖЕ

В Рождество-Богородицком мужском монастыре, по благословению и под почетным председательством митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия состоялась вторая медико-педагогическая епархиальная конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова.
В конференции приняли участие около 300 человек, в числе которых представители ряда епархий центральной европейской части России, Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, представители Вооруженных Сил и правоохранительных органов, руководители и сотрудники администраций Воронежской и Липецкой областей по образованию, культуре, здравоохранению, преподаватели и студенты вузов городов Воронежа, Липецка и Ельца, педагоги институтов повышения квалификации учителей, преподаватели средних общеобразовательных и воскресных школ, медицинских училищ, врачи, деятели науки и культуры.
Перед открытием конференции был совершен торжественный молебен во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого монастыря у мощей Святителя Тихона Задонского. С приветственным словом к участникам конференции в начале пленарного заседания обратился Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.
Участники конференции работали в двух секциях: педагогической (на базе Елецкой православной гимназии во имя Святителя Тихона Задонского и Елецкого государственного педагогического института) и медицинской (на базе Задонского Спасо-Преображенского Свято-Тихоновского женского монастыря). Были проведены круглые столы: «Новые педагогические технологии и православные традиции в отечественном образовании» и «Церковь и медицина и пути сближения. Православные основы медицинской этики».
В последний день работы конференции состоялось заключительное заседание, на котором были подведены итоги трехдневной работы, заслушаны отчеты о работе секций и круглых столов, обсуждены и приняты итоговые документы. Подробнее с материалами Конференции можно ознакомиться здесь.
Русская линия

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Праздничное богослужение, посвященное Рождеству состоялось в некогда главном храме Санкт-Петербурга и России — Исаакиевском соборе.

После длительного перерыва в советское время, службы в Соборе возобновились при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве). Он же был инициатором ежегодных крестных ходов по центру Санкт-Петербурга от Исаакиевского собора по Невскому проспекту к другому величественному памятнику Российской Империи — Казанскому собору. Казалось, что духовная жизнь в центре Санкт-Петербурга вскоре возобновится во всей своей полноте, но после кончины приснопамятного владыки, этот процесс заметно пошел на спад. Не стало ярких праздничных шествий духовенства и мирян Санкт-Петербурга — крестных ходов, редки стали службы в главном храме Северной пальмиры.
Тем не менее, в этом году Рождественское всенощное бдение нынешний руководитель Санкт-Петербургской епархии митрополит Владимир служил в торжественной обстановке в Исаакиевском соборе за восстановленном накануне престолом. Правящему архиерею сослужил сонм Санкт-Петербургского духовенства, праздник собрал много богомольцев.
Русская линия


Всенощное бдение в Исаакиевском соборе

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ОТКРЫТО ПОДВОРЬЕ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ

В Рождество состоялось первое богослужение в Рождественском храме в одном из окраинных районов Санкт-Петербурга. Новый храм является подворьем Свирского монастыря. Обретенные в прошлом году нетленные мощи преподобного Александра Свирского некоторое время находились в одном из петербургских храмов, а после клеветнической компании развязанной в СМИ, были по указу митрополита Санкт-Петербургского Владимира перевезены в возрождающийся на Свири монастырь.

new_08_01b3.jpg (17097 bytes)
«Здесь будет храм» — написано на стене склада

Несколько месяцев назад монастырю было передано бывшее складское помещение без окон и дверей, с прохудившейся крышей и проваленным полом. Но вскоре вокруг убогого строения образовалась православная община, в нее вошли, как жители микрорайона, так и почитатели памяти преподобного Александра православные из других районов.
И вот храм начал жить, в нем наместником Александро-Свирского монастыря игуменом Лукианом отслужена первая литургия, вокруг храма состоялся крестный ход. Впереди еще много трудов по благоустройству и украшению храма, но прихожан нового храма питает надежда, что когда-нибудь в нем, как монастырском подворье, будут выставлены для поклонения, молитвы и благодатного утешения чудесные нетленные мощи Великого угодника Божия преподобного Александра Свирского чудотворца.
Русская линия

new_08_01b4.jpg (21994 bytes)
Крестный ход


БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В СВЯТО-ТИХОНОВСКОМ ИНСТИТУТЕ

20−22 января 2000 года Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт проводит X ежегодную богословскую конференцию, которая на этот раз посвещается 2000-летию Рождества Христова и будет проходить в I Гуманитарном корпусе МГУ. Традиционно после пленарного заседания работа участников конференции продолжится по секциям богословия, церковных художеств, педагогики, литургики, церковного пения, истории и филологии. Как всегда особое место занимает работа секции истории Русской Православной Церкви XX века. В ходе конференции 21 января в 17.30 состоится вечер памяти протоиерея Всеволода Шпиллера.
Русская линия

ВЕЧЕРОМ 7 ЯНВАРЯ ВО МНОГИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ РОССИИ БУДЕТ ОТСЛУЖЕН МОЛЕБЕН О СПАСЕНИИ РОССИИ

Молебен будет служиться перед иконой Божьей Матери «Ченстоховская». Эта православная святыня ныне находится в католической Польше, куда попала более шестисот лет тому назад во времена покорения Польшей юго-запада России. Идея проведения молебна именно перед этой иконой, и именно 7 января принадлежит одной женщине, письмо которой было опубликовано в газете «Русь Православная», в N12 за 1999 год. По ее словам, ей явился Царь-мученик Николай II и указал крайний срок проведения молебна о спасении России, после которого процессы в стране могут быть необратимы. Многие скептически отнеслись к довольно сумбурному письму и факту явления Царя Мученика, но сама идея соборной молитвы показалась очень своевременной. И потому настоятели многих приходов приняли решение молебен отслужить, тем более что не за горами воистину судьбоносные для России президентские выборы.
«Радиоцерковь»

ДВЕ ИКОНЫ ПОХИЩЕНЫ ИЗ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ВЛАДИВОСТОКА В НОЧЬ СО 2 НА 3 ЯНВАРЯ

Две иконы Божией Матери похищены из Свято-Никольского кафедрального собора города Владивостока в ночь со 2 на 3 января.
Злоумышленники тайно проникли в старейший храм города и вынесли иконы через окно. Первым обнаружил пропажу церковный сторож, пришедший открывать храм на утреннюю службу.
Как считает священник Свято-Никольского храма протоиерей Игорь Талько, в краже участвовали непрофессионалы, так как были взяты не самые дорогие иконы. Похищенные образа написаны нашими современниками и исторической ценности не представляют. Однако стоимость иконописной работы украденного образа Божией Матери «Скоропослушница» размером 60 на 80 сантиметров составляет несколько тысяч рублей. По факту кражи возбуждено уголовное дело, ведется поиск. За последние несколько лет это первый случай кражи икон во Владивостоке.

ДВЕ ИКОНЫ ПОХИЩЕНЫ ИЗ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНПАМЯТНЫЕ МОНЕТЫ

Центробанк России приступил к выпуску серебряных монет массой 31,1 грамма, на которых изображен памятник архитектуры и культуры Курского края — Коренная пустынь.
История Коренной Пустыни, что лежит в 30 километрах от Курска, насчитывает более 400 лет. В 1597 году царь Федор Иоаннович издал указ о сооружении мужского монастыря на месте явления 8 сентября 1295 года курской коренной Знаменской иконы. С тех пор он известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.
Знаменита была эта обитель великолепными Храмами Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносным источником, богадельней, крытой галереей, ведущей к источнику, прудами, хозяйственными постройками, живописными окрестностями. Но более всего прославилась она Крестным ходом и всемирно известной Коренной ярмаркой, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.
В 1923 году обитель была закрыта, а затем разрушена до основания. Возрождение Коренной пустыни началось в 1989 году. Стараниями архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, а также монахов и паломников Курская Коренная пустынь стала возрождаться как памятник XVI века. На месте развалин засияла своим куполом звонница, возродились из руин храмы. А у места явления чудотворной иконы встал храм Живоносного источника, построенный в свое время сподвижником Петра I, генерал-фельдмаршалом Борисом Шереметьевым на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.
Посетивший эту обитель в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.
ИТАР-ТАСС

ПОЗДРАВЛЕНИЯ И.О. ПРЕЗИДЕНТА

Исполняющий обязанности президента России Владимир Путин поздравил православных россиян с Рождеством Христовым, назвав его праздником надежд.
«Я хочу поздравить, прежде всего, православных христиан и всех тех, кто считает этот праздник своим, всех, кто с любовью и гордостью смотрит на возрождение традиций русского народа», Рождество Спасителя, Рождество Христово — «один из самых светлых и радостных праздников для христиан вообще» — сказал Владимир Путин сегодня в беседе с журналистами.
По его словам, восстановление традиций народов, населяющих Россию, «создает хорошую моральную базу для возрождения Отечества и государства».
Вечером исполняющий обязанности президента России премьер-министр Владимир Путин посетил Храм Троицы Животворящей на Воробьевых горах, который расположен поблизости от его дома и прихожанином которого по информации журналистов он себя считает. Добраться до храма несложно: от станции метро «Новые Черемушки» до церкви курсирует автобус N 666.
ИТАР-ТАСС / Русская линия

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БУДУТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ В ПРЯМОМ ТЕЛЕЭФИРЕ

В Санкт-Петербурге десять лет назад, 6 января 1990 года, впервые в нашей стране состоялась прямая трансляция праздничного Рождественского богослужения. Творческая группа Татьяны Богдановой показала и прокомментировала для телезрителей службу сочельника из Князь-Владимирского собора. Теперь подобные передачи на Рождество и Пасху стали традиционными и имеют высокий рейтинг зрительского внимания.
В 1992 году опыт питерского ТВ переняли москвичи. Благодаря телекамерам, устанавливаемым в Богоявленском (Елоховском) соборе и в других крупнейших храмах России, множество людей могут в главные христианские праздники увидеть торжественные богослужения. Особенно рады этой возможности те, кто из-за болезни и немощи не могут посетить церковь.
ГТРК «Петербург» впервые покажет богослужение в некогда главном кафедральном соборе Российской Империи — Исаакиевском.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ГЛАВА БУДДИСТОВ РОССИИ ПОЗДРАВИЛ РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ С 2000-ЛЕТИЕМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо-ламба Дамба Аюшеев поздравил сегодня Русскую Православную Церковь и ее чад с 2000-летием Рождества Христова.
«Мирное сосуществование в России на протяжении многих веков Православия и Буддизма является одним из ярчайших примеров подлинной веротерпимости в истории мировых религий», заявил глава буддистов России.
ИТАР-ТАСС / ОРК

В КЕМЕРОВЕ ОБЪЯВИЛАСЬ МОШЕННИЦА, СОБИРАЮЩАЯ ДЕНЬГИ ЯКОБЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО МОНАСТЫРЯ

На рынках города Кемерова объявилась женщина, которая выдает себя за монахиню и ведет сбор средств якобы на строительство Успенского женского монастыря в районе кемеровского аэропорта. При этом она заверяет жертвователей, что действует по благословению владыки Серафима. Газета «Золотые купола» в связи с этим предупреждает, что на территории Кемеровской области действует единственный монастырь — Серафимо-Покровский в городе Ленинске-Кузнецком. Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний не давал благословения на строительство второго монастыря. А никакой иной архиерей, кроме правящего, не имеет права заниматься сооружением церквей и монастырей на территории, ему канонически не принадлежащей. По всей видимости, эта сборщица отношения к церкви не имеет, сообщает газета «Золотые купола».
«Радиоцерковь»

СОСТОЯЛСЯ СИНОД УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод УПЦ имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства — 2000-летия Рождества Христова. Возблагодарив Всещедрого Бога за Его милость к роду человеческому и нашей Украинской Православной Церкви, 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон «Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова». На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ.
Православие в Украине

РАСКОЛНИКА СОВЕСТЬ ЗАМУЧИЛА

Ранее лишенный сана за уклонение в филаретовский раскол клирик Херсонской епархии УПЦ Игорь Шевченко, не выдержав превращения херсонской общины УПЦ-КП в протестантскую, решил принести публичное покаяние и возвратиться в лоно православной церкви
Непосредственным поводом к такому шагу стало несогласие Игоря Шевченко с практикой совместного причащения руководителей сретенской херсонской филаретовской общины с пятидесятниками. В конце ноября приход посетила группа пятидесятников из Киева. После вечернего рок-концерта в храме УПЦ-КП, настоятель общины экс-священник Иван Замараев совершил «евхаристический канон» и причастился с харизматами. Молчаливое согласие епископа-филаретовца в Херсоне Дамиана Замараева окончательно убедило Игоря Шевченко в неправии УПЦ-КП. Он обратился с покаянием к каноническому архиерею Херсонской епархии архиепископу Херсонскому и Таврическому Ионафану (УПЦ) с просьбой присоединить его к Православной Церкви как мирянина. Публичное покаяние в грехе пребывания в расколе Игорь Шевченко принес за воскресным богослужением в херсонском Свято-Духовском кафедральном соборе. Ему было определена эпитимия — несение клиросного послушания чтеца (до окончательного решения Священного Синода УПЦ вопроса о возможности дальнейшего церковного служения в священном сане).
Православие в Украине

СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

Донецкая областная администрация передала Украинской Православной Церкви комплекс зданий Святогорского Свято-Успенского монастыря, тем самым положив конец многолетнему спору профсоюзов и Украинской Православной Церкви по поводу бывшей профсоюзной здравницы «Святогорье». Святогорье (Донецкая область), где прежде располагалась здравница, по распоряжению председателя Донецкой облгосадминистрации, отдано верующим. «Донецкой Швейцарией» в свое время назвал здешние места Антон Чехов. Мужской Свято-Успенский монастырь получил в бесплатное пользование Свято-Николаевскую церковь, пещерную церковь преподобных Антония и Феодосия, комплекс пещерных сооружений, Кирилло-Мефодиевскую лестницу, верхний и нижний павильоны паломников. Как отметил архиепископ Донецкий и Мариупольский Илларион (Шукало), это настоящий подарок верующим к 2000-летию Рождества Христова.
Православие в Украине

СОТРУДНИЧЕСТВО С ТАМОЖЕННИКАМИ

Работники таможенной службы нуждаются в духовной поддержке и возвышении. Об этом, после подписания декларации о сотрудничестве с Украинской Православной Церковью официально заявил председатель Государственной таможенной службы Украины Юрий Соловков. По его словам, моральное давление на таможенников сегодня очень сильное. У них немало искушений, напомнил главный таможенник, а уберечься от лукавого в столь трудное время по его мнению может помочь только Церковь. Такое соглашение необходимо также для «свободного вероисповедания каждого служащего таможни». К тому же, сказал Юрий Соловков, таможенники не раз вносили пожертвования в размере однодневного заработка на возрождение и строительство православных храмов. «Сегодня УПЦ имеет 7400 приходов, молитвенных помещений и духовных храмов, — рассказал Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. — Строятся новые духовные твердыни, поднимаются из руин старые, оскверненные и разрушенные. Это чудо, что, несмотря на нужду в стране, находятся добрые люди, помогающие возрождать живую православную душу украинского народа». Событие увенчалось передачей УПЦ 15 православных икон XVIII—XIX вв.еков, изъятых в разное время на таможнях Украины. Называть их ценность в денежном выражении главный таможенник страны не стал, сославшись на то, что духовные и культурные богатства бесценны.
Православие в Украине

«КРЫМ НА ПОРОГЕ 2000-ЛЕТИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»

Крым вместе со всем «передовым человечеством» готовится встретить двухтысячелетие Рождества Христова. Грядущему эпохальному событию была посвящена прошедшая 21−23 декабря в Таврическом национальном университете церковно-общественная межвузовская конференция «Крым на пороге 2000-летия рождества Христова». Начинание благословил Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь. Священники и светские ученые встретились, чтобы обменяться мыслями по поводу христианской истории Крыма, его места в утверждении православной духовности на Руси, его будущего. В конце конференции было принято решение о издании сборника докладов и подготовке следующей церковно-общественной конференции, которая состоится ровно через год.
Православие в Украине

МОЛЕБЕН В ПРИСУТСТВИИ ПРЕЗИДЕНТА

25 декабря возле памятника Святому Князю Владимиру в столице Украины благодарственный молебен в честь Крещения Руси отслужил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Дань уважения Великому Князю Владимиру Святославичу — крестителю Руси и родоначальнику нашего государства — пришли отдать Президент Украины Леонид Кучма, новоназначенный Премьер-министр Виктор Ющенко, другие государственные и общественные деятели, а также мэр столицы Александр Омельченко.
Православие в Украине

НАПЯЖЕНИЕ В ДАРНИЦАХ

Продолжается борьба за Храм Михаила Архангела в районе Киева Дарницы. Из-за конфликта между руководством прихода и церковной властью существует опасность захвата храма «денисенковцами». Еженедельник «Ионинский листок», распространяемый бесплатно среди прихожан Ионинского монастыря в Киеве поместил обращение: «Просьба молитвенно поддержать духовенство и прихожан храма в честь Архистратига Михаила (в Дарнице) в связи с попытками его захвата раскольнической группировкой М.А.Денисенко».
Русская линия

ОБНОВЛЕН ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ

В дворцово-парковом ансамбле Ливадийского дворца впервые за его более, чем вековую историю произведены крупномасштабные ремонтно-реконструкционные работы — обновлены интерьер, царские апартаменты. Реконструкционные работы, организованные за счет бюджетных средств Крыма и Украины, продолжались с июля по декабрь 1999 года и в плановые сроки приняты государственной комиссией.
В новогодние праздники южную резиденцию российских императоров посетили массы туристов из ближнего и дальнего зарубежья.
К Рождеству Христову в Ливадию ожидается поток гостей из разных стран мира для участия в праздничных службах в здешней дворцовой церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Эта церковь, являющаяся замечательным памятником архитектуры и истории Южного берега Крыма, также отреставрирована и обновлена.
РИА «Новости»

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СИМФЕРОПОЛЯ

В центре Симферополя будет восстановлен кафедральный собор имени Святого Александра Невского, который был разрушен в 30-е годы. Такое решение принял Верховный Совет Крыма.
В канун Рождества в сквере Победы в Симферополе состоялось освещение площади, отведенной под собор, и торжественная литургия. 9 января на месте строительства будет заложена памятная капсула, символизирующая возрождение Храма.
РИА «Новости»

ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В новогодние дни в доме предварительного заключения в Белостоке состоялась церковная служба, в которой приняли участие католический и православный священники.
Часовня, где прошла служба, была отреставрирована самими обитателями «домзака». По инициативе прикрепленного к ним ксендза Рышарда Пастурека в местах временного ареста проводятся литературные вечера, встречи с интересными людьми и даже заплывы в местном бассейне.
РИА «Новости»

СОВМЕСТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ ФИЛАРЕТОВЦЕВ С ПРОТЕСТАНТАМИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

В херсонской общине раскольников-филаретовцев (УПЦ-КП) становятся нормой совместные моления и «причащение» настоятеля общины Иоанна Замараева с еретиками- пятидесятниками.
Поделиться «экуменическим» опытом Замараев решил и в Виннице. Местные православные были весьма удивлены, увидев на улицах своего города плакаты-афиши с предложением присутствовать на «уникальном» совместном богослужении «православного» протопресвитера из УПЦ-КП и африканского пастора харизмата из деструктивной секты «Церковь Христа». Печально, но очевиден разрыв филаретовцев с православным учением о Церкви. «Всякий закоренелый раскол есть ересь» — писал святитель Василий Великий. Эта истина, увы, актуальна и в отношении раскольников-автокефалистов на Украине.
Православие в Украине

ЗАДЕРЖАНЫ ЭКСТРЕМИСТЫ

Сотрудниками министерства внутренних дел Киргизии на юге республики задержаны два приверженца запрещенной партии исламских экстремистов «Хизбут Тахрир», которые подозреваются в распространении религиозной литературы экстремистского толка.
Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в МВД Киргизии, в изъятой у религиозных экстремистов литературе содержится призыв к свержению существующей в стране светской власти и установлению на территории Ферганской долины шариатского государства. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
Несколькими днями ранее на юге Киргизии сотрудники министерства национальной безопасности также задержали четверых представителей «Хизбут Тахрира». Трое из них являлись гражданами Киргизии, один — Узбекистана. У них была обнаружена религиозная литература, а на снимаемой экстремистами квартире была найдена копировальная техника, при помощи которой, по предварительным данным, задержанные тиражировали запрещенную литературу.
По мнению экспертов, в последние годы представители «Хизбут Тахрира» заметно активизировали свои действия на юге Киргизии. Ими предпринимаются попытки вести агитацию среди населения и в северных регионах республики. «Хизбут Тахрир», по некоторым сведениям, поддержала вторжение в августе прошлого года крупных группировок боевиков в Киргизию из соседнего Таджикистана.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ПАТРИАРХ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПАВЛЕ НАПРАВИЛ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОМУ НАРОДУ

Патриарх Сербской Православной Церкви Павле направил рождественское поздравление российскому народу. В своем праздничном послании он отметил, что два православных народа в нынешние тяжелые времена могут выстоять только благодаря вере в Христа. Патриарх подчеркнул, что Сербская и Русская Церкви в течение веков были связаны братскими узами «во всех добрых, святых и благородных делах». «Мы и сегодня остаемся братьями во Христе», — отмечается в поздравлении.
В рождественском послании к православным верующим Патриарх Павле указал, что тяжелейший кризис, поразивший человечество в ХХ веке, — это кризис человечности. Предстоятель Сербской Православной Церкви подчеркнул, что «быть человеком — это тяжелое задание». И тем не менее человек должен согревать других своим теплом «в нынешние нечеловеческие времена», которые отмечены холодом раздора, вражды, зависти.
Прошедшее столетие для сербского народа Патриарх Павле оценил как время огромных испытаний, сопровождавшееся «войнами и океаном пролитой сербской крови». «Так много войн, так много крови и так мало мира, который мы использовали для подготовки новых столкновений. Государственный и идеологический авантюризм ХХ века дорого обошелся Сербской Церкви и сербскому народу», — подчеркнул Павле. Выход из кризиса он видит в «растоплении» человеческих сердец и душ, потому что в день второго пришествия «Христос будет нас спрашивать не о том, в какие времена мы жили, а о том, как мы относились к ближним».
ИТАР-ТАСС

К КОНЧИНЕ АРХИЕПИСКОПА ДОРОФЕЯ

30 декабря 1999 г. в возрасте 86 лет скончался один из видных деятелей Православия XX столетия, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей.
Владыка (в миру Димитрий Филип) родился 20 октября 1913 г. в селе Нанково в Подкарпатской Руси. В то время это была территория Австро-Венгрии, а в настоящее время — Закарпатская область Украины. Его родители, скромные крестьяне, воспитывали сына в благочестии. Мать владыки умерла рано, отец вскоре погиб на первой мировой войне. В родном селе отрок Димитрий закончил начальную школу, а в районном центре Хуст получил среднее образование.
В возрасте 25 лет, в 1939 г. Димитрий Филип постригается в монахи с именем Дорофей в одном из закарпатских монастырей. Молодой инок был замечен наставниками и вскоре его рукополагают в иеромонахи.
Высшее церковное образование отец Дорофей получил в Ленинградской духовной академии. Там же он успешно защитил свои диссертации на степень кандидата, магистра и доктора богословия. Владыка всегда с большой любовью и душевной теплотой относился к Русской Православной Церкви, называя ее не иначе, как «наша мать».
История православной церкви в Чехословакии складывалась очень непросто. После провозглашения в 1918 г. независимости, в Чехословакии возникает несколько новых религиозных объединений, среди них — две православные церкви. Первая — под покровительством Сербской Церкви (во главе с епископом Гораздом), вторая — от Константинопольской Патриархии (епископ Савватий). Наряду с этим существовали русские приходы в Праге и Карловых Варах, которые подчинялись митрополиту Евлогию (Георгиевскому) из Парижа. Отношения между этими церквями были далеки от идеальных. В 1945 г. Чехословакия попадает в сферу влияния Советского Союза и на ее территории создается экзархат, охвативший все православные общины и подчинявшийся Московской Патриархии. В 1951 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий I провозгласил автокефалию (полную самостоятельность) Православной Церкви в Чехословакии.
В 1955 г. владыка Дорофей получает сан епископа Прешовского (Словакия), а с 1964 г. становится митрополитом — главой Православной церкви в Чехословакии. Это был непростой период борьбы за выживание — чехословацкие власти в борьбе с религией иногда даже превосходили своего «старшего брата». Церкви были пусты — часто даже на двунадесятые праздники в храме находились лишь владыка Дорофей, священник-настоятель и две эмигрантки-певчие.
После «бархатной революции» 1989 г. ситуация изменилась. Православная община выросла в несколько раз, в основном за счет приехавших из республик бывшего Советского Союза. Великую радость испытывал владыка каждый раз, когда видел в храмах многочисленных верующих.
1 января 1993 г. на карте Европы появились два новых государства — Чехия и Словакия. Однако Православная церковь сохранила свое единство, в решающей степени благодаря усилиям митрополита Дорофея. Он делал все возможное, а иногда и невозможное, чтобы сохранить мир и согласие в вверенной ему церкви, утвердить дух истинного Православия на земле Чехии и Словакии.
Во время недавней агрессии НАТО против Югославии владыка Дорофей и Православная Церковь четко и принципиально заявили свой протест против бомбардировок, хотя это шло вразрез с официальной позицией чешских властей. Владыку глубоко возмущали факты уничтожения храмов и монастырей на территории братского славянского государства.
Совсем недавно владыка посетил Москву, где открыл подворье Православной церкви в Чехии и Словакии. Во время этого визита патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пригласил митрополита Дорофея принять участие в праздновании Рождества на Святой земле, в Вифлееме, куда направлялась представительная делегация. К большому сожалению, блаженнейший Дорофей так и не смог воспользоваться этим приглашением.
Владыка исполнил слова своего завещания, написанные им задолго до кончины — он служил Богу и людям действительно до последнего удара своего сердца. В среду 29 декабря им была отслужена литургия в храме св. Николая на Рузвельтовой ул. Прийдя домой, он почувствовал упадок сил и попросил его соборовать. Утром, 30 декабря, митрополит Дорофей скончался.
Старец-митрополит жил очень скромно. Его резиденция находилась в просторной вилле, но из многочисленных помещений он выбрал себе лишь небольшую келью. Любители делить материальное наследство будут явно разочарованы — кроме скромной мебели и личных икон там ничего нет. Зато те, кто унаследуют его чистое сердце, любовь к Богу и людям, усердную молитву, ревность об Истине, аскетизм, — уже на земле ощутят радость жизни во Христе.
Похороны владыки Дорофея проходили 4 января 2000 г. Накануне вечером гроб с телом усопшего был доставлен в кафедральный собор свв. Кирила и Мефодия, который посещают, в основном, чехи, болгары, румыны и греки. В присутствии членов Синода были прочитаны Евангелия.
4 января там же состоялись литургия и панихида. Присутствовали митрополиты, архиепископы, епископы, священники от всех православных церквей, послы православных государств, представители инославных конфессий и чешского парламента. Было солидно и торжественно, но — холодно, и не только по случаю зимы. Не хватало искренности, душевности, любви — именно того, что владыка всегда дарил людям. Единственное исключение — мужской хор духовной академии из Словакии. Думаю, владыка был бы тронут, услышав родной закарпатский распев.
Очень сильно разочаровал тот факт, что от имени православных церквей были зачитаны лишь два послания — от Синода и Константинопольского патриарха. Зато от инославных конфессий и разных экуменистских организаций выступило несколько человек. Как-то нелепо звучали из уст представителей чешского духовенства, в том числе и православного, пассажи об участии покойного владыки в экуменическом движении. Да, ради сохранения мира и единства церкви приходилось ему посещать все эти сомнительные собрания, однако никто не имеет оснований даже допустить мысли о том, что он разделял взгляды экуменистов. Только не имеющий уши не внимал его мудрым проповедям, в которых он обличал католиков, протестантов и других отступников от Истины! Несмотря на то, что большинство приходов в церкви служат по новому стилю, сам он строго придерживался старого юлианского календаря и предпочитал служить в русском приходе на церковно-славянском языке.
После службы в кафедральном соборе, катафалк с гробом усопшего отправился на Ольшанское кладбище — пантеон русской эмиграции. Именно здесь, рядом с любимой Успенской церковью, завещал владыка его похоронить. Чтобы не доставлять своей смертью лишних беспокойств, митрополит заранее, на свои собственные средства, купил место на кладбище и соорудил надгробный памятник — гранитный крест с надписью «Да будет воля твоя, Господи!».
После короткой панихиды в Успенской церкви, тело усопшего было предано земле. Многочисленные венки и живые цветы были возложены на могилу.
В нашей памяти навсегда останется образ митрополита Дорофея — седовласого старца, аскета и молитвенника с удивительно мудрым и добрым взглядом. Общение с ним, пусть даже краткое, надолго оставляло в душе ощущение света и радости.
Прихожане Успенского храма на Ольшанах в последний раз видели блаженнейшего владыку в воскресенье, 26 декабря. Он обратился с амвона к верующим с проникновенным словом, призывающим нас беречься от всякого зла и уповать на волю Божию. Эти слова станут поддержкой для нас в тяжелый момент, когда мы осиротели. Утешает лишь одно — лишившись заступника и усердного молитвенника здесь, на земле, мы вновь обретаем его на небе.
Дмитрий Быстров, Прага

ВЫСТАВКА ИКОН В ДАМАСКЕ

Более 120 икон демонстрируется на выставке, открывшейся в сирийской столице в канун Нового года. Эти иконы собраны из многочисленных монастырей и церквей, которыми так богата и сама Сирия, и особенно ее столица — Дамаск. Многие места здесь являются как бы иллюстрацией к истории раннего христианства. В частности, на выставке представлено несколько икон из церкви Святого Анании, которая поставлена на том месте, где, согласно легенде, этот святой избавил апостола Павла от слепоты. Много икон привезено из монастырей, находящихся в городке Маалюля, одном из трех мест в Сирии, где люди до сих пор говорят на сирьякском диалекте арамейского языка, на котором говорил сам Христос.
Большинство икон — это дары церквям от верущих, в том числе и наших соотечественников, посещавших святые места в Сирии в конце 19 — начале 20 века. В частности, одна из «русских икон» привезена из монастыря Сейднайской Божьей Матери, находящегося в городке Сейдная. По утверждению монастырских сестер, она плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катостроф. В последний раз это было в начале июня 1967 года, накануне арабо-израильской войны.
РИА «Новости»

ПАПА РИМСКИЙ ПОЗДРАВИЛ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

В канун православного Рождества Папа Римский Иоанн Павел II пожелал «радостей и процветания» всем братьям во Христе. «Мысли мои обращаются к христианскому Востоку, к братьям моим по вере, Патриархам Восточных Церквей — Московскому и Всея Руси, Константинопольскому, Иерусалимскому, Антиохийскому, Румынскому и во все края земли, где эти Церкви в рождественские дни возносят хвалу Господу нашему, во имя единого Евангелия спасения», — сказал Понтифик, обращаясь к паломникам, собравшимся на площади Святого Петра по случаю праздника Епифании.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ПОСЛАНИЕ ПАПЫ РИМСКОГО

В послании Папы Римского Иоанна Павла II главам государств и правительств и всем людям доброй воли Земли по случаю отмечаемого католической церковью Всемирного Дня Мира мирное существование государств признано одним из неотъемлемых прав человека. С другой стороны римский понтифик считает, что «преступления против человечности не могут рассматриваться в качестве внутреннего дела одной страны», ибо права человека «универсальны, неделимы и не имеют границ». Тем самым папа Войтыла по сути оправдал вмешательство в дела суверенных государств, провоцируя новые войны. В качестве международного жандарма, который будет при случае, как недавно в Косово, «поправлять» независимые государства в сторону нужного Западу курса, Ватикану видится ООН. Видимо НАТО уж слишком «гуманитарно» действовало в Югославии, что вызвало озабоченность папы. ООН для этого, по мнению Ватикана подойдет лучше.
Русская линия

ПАПА ПОДДЕРЖАЛ ДЕТЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЗРОСЛЫХ ЗА СВОИ ПРАВА

50 тысяч детей из 30 стран прибыли в Ватикан для встречи с Папой в рамках кампании «Мечта о мире». Эта кампания солидарности организована Ватиканом в защиту детей и против их эксплуатации. Уже сегодня утром 7 тыс. ребятишек приняли участие в воскресной мессе Анжелус в соборе Святого Петра, главном храме католической церкви. Среди них, в частности, было 10 детей из Сьерра Леоне. В этой африканской стране в настоящее время идет гражданская война, причем в ней активно участвуют дети, насильно рекрутируемые противоборствующими сторонами. В кампании «Мечта о мире» участвует и большая группа детей из стран СНГ.
РИА «Новости»

ПАПА РИМСКИЙ ПОЗДРАВИЛ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМНА «СВЯЩЕННОЙ» ЕЛКЕ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ

Установленная на площади св. Петра в Риме рождественская ель, которая была доставлена сюда из Чехии, по окончании праздников скорее всего будет распилена на части и распродана в качестве сувениров. Об этом сообщил журналистам посол Чехии в Ватикане Мартин Стропницкий. По его словам, кусочки ствола и ветви рождественских елок, которые с 1982 года присылаются в Ватикан из разных стран в качестве дара, всегда идут нарасхват. В юбилейном же 2000-м году цена такого сувенира может оказаться в несколько раз выше обычной.

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАТАРА РАЗРЕШИЛО ВЫСТРОИТЬ ПЕРВУЮ В СТРАНЕ ЦЕРКОВЬ

В канун Нового года правительство Катара дало официальное согласие на строительство в Дохе первой в стране католической церкви. Об этом был уведемлен монсиньер Гримолли, епископ Абу-Даби, которому будет подчиняться новый приход.
В самом маленьком княжестве Персидского залива (население 520 тыс. человек) насчитывается около 60 тыс. католиков и 10 тыс. православных христиан.
Это будет второй приход христианства на территорию Катара: до принятия ислама в 7 веке здесь господствовало несторианство, археологи нашли развалины нескольких церквей и монастыря.
Из стран Залива только в ОАЭ имеется православная (греческая) церковь Святого Николая в Абу-Даби.
РИА «Новости»

С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ ШВЕДСКАЯ ЦЕРКОВЬ ФОРМАЛЬНО ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ ГОСУДАРСТВА

В первый день нового года вступает в силу закон, согласно которому шведская лютеранская церковь формально отделяется от государства. Формально прекращается связь между государством и церковью, которая сохранялась 500 лет, однако функции церкви в обществе во многом сохраняются. Так, вместо налогов на церковь граждане будут платить церковные взносы. Кроме того шведская церковь остается главным агентом в вопросах погребения. Со своей стороны государство снимает с себя ответственность по работе, касающейся внутреннего устройства церкви, финансирования и утверждения ее руководства.
Процесс «развода», принципиальное решение по которому окончательно было принято парламентом страны в середине 90-х годов, имеет важное историческое значение. Как пояснил архиепископ шведской церкви Хаммар, сегодняшнее общество представлено многими культурами, поэтому вполне естественно рассматривать шведскую церковь наравне с другими религиозными общинами, представленными в стране.
По опросам общественного мнения, в Швеции на вопрос «верите ли вы в Бога?» в 1947 году утвердительно ответило 80 проц опрошенных, а в 1999 — 40 проц. Однако, по тем же данным, это существенно не влияет на посещение людьми церкви. Согласно статистике, посещение церкви также популярно среди населения, как и посещение по выходным кинотеатров. В выходные дни и праздники церковь и кинотеатры посещают около миллиона человек.
РИА «Новости»

МУСУЛЬМАНЕ ОТМЕТИЛИ «НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ» В НОЧЬ НА 4 ЯНВАРЯ

Один из самых ожидаемых мусульманами праздников — «Лейлят аль-Кадр» — отмечался в ночь на 4 января. В русском переводе его обычно именуют «ночью предопределения», хотя дословно название праздника означает «ночь силы», «ночь могущества».
Традиционный перевод, тем не менее, очень точно отражает суть праздника. В мусульманских преданиях о создании мира говорится, что Аллах прежде всего сотворил книгу («китаб») и тростниковую палочку для письма («калям»), и записал все, что будет происходить с каждым из живущих.
Однако есть в году одна ночь, когда можно упросить Аллаха переписать «твою» страницу в книге. Она-то и получила название «ночи предопределения». По мусульманскому календарю «Лейлят аль-Кадр» приходится на ночь на 27 число священного месяца рамадан и знаменует скорое окончание поста и наступление праздника «Ураза-байрам», который в этом году приходится на 8 января.
РИА «Новости»<br>По традиции считается, что в ночь на 27-е число лунного месяца Рамадана пророку Мухаммеду было наспослано первое божественное откровение, открывшее книгу Коран.

ВОЛНА НАСИЛИЯ В ЕГИПТЕ: СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ КОПТАМИ И МУСУЛЬМАНАМИ В НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ АЛЬ-КОШЕХ

Египетская служба безопасности перекрыла доступ в населенный пункт Аль-Кошех в Верхнем Египте, где в минувшее воскресенье в результате самых жестоких за последние 20 лет столкновений между коптами и мусульманами было убито 20 коптов.
Полицейские кордоны были установлены на выезде из города Сохаг, чтобы воспрепятствовать продвижению в Аль-Кошех, расположенный приблизительно в пятидесяти километрах от г. Сохаг (в пятистах километрах от Каира).
Ответом на события, произошедшие в Аль-Кошехе в воскресенье, стала демонстрация протеста мусульманских жителей соседнего города Дар-ас-Салам провинции Сохаг.
Манифестанты, количество которых уточняется, скандируя имя Аллаха, подожгли торговые лавки, принадлежащие коптам. Начало столкновениям в Аль-Кошехе положил финансовый конфликт, вспыхнувший в пятницу вечером, зачинщиками которого явились коммерсанты Рашид Фахим Мансур (копт) и Файез Авад Хассан (мусульманин). По данным полиции, в конфликт вмешались члены их семей, пустив в ход огнестрельное оружие.
Как сообщает египетская организация по правам человека, в августе 1998 г. населенный пункт Аль-Кошех уже был ареной столкновения между полицией и коптами. Тогда на следующий день после убийства 14 августа 1998 г. двух коптов, жителей этой деревни, полицией было задержано 1200 коптов, многие из которых были подвергнуты пыткам.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

КОПТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В США ОБВИНЯЕТ ИМАМОВ В РАЗЖИГАНИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Ассоциация коптов в США обвинила в понедельник имамов мечетей, находящихся вблизи египетского селения Аль-Кошех, в призывах к убийству коптов в этом селении, чему способствовало невмешательство полиции.
В опубликованном коммюнике ассоциация заявляет, что имамы селений, расположенных вблизи населенного пункта Аль-Кошех, с помощью громкоговорителей, установленных в мечетях, в субботу призывали мусульман отправиться в аль-Кошех «для убийства неверных христиан».
После этих призывов сотни мусульман напали на селение Аль-Кошех, убив по меньшей мере 23 копта, в то время как значительные силы полиции, находящиеся в этом населенном пункте, бездействовали.
Однако согласно полицейским сводкам, в результате этого самого жестокого за последние 20 лет межконфессионального конфликта были убиты по крайней мере 20 коптов.
По утверждению же епископа Висса из архидиоцеза Бальяна, в который входит и селение Аль-Кошех, число убитых коптов составляет 25 человек.
В упомянутом выше коммюнике сообщается, что во время одного из нападений мусульмане проникли в дом Мамдуха Ноши Садка и убили его, его жену и их троих детей, после чего вынесли их тела из дома и сожгли. Затем погромщики ворвались в дом Альфара Лабиба, где убили его и брата, тела которых также сожгли.
Все столкновения начались после того, как в результате конфликта между мусульманином и коптом в пятницу вечером, в ходе которого полицицейский открыл огонь, были ранены три случайно проходивших мимо христианина-копта. После этого события конфликт перерос в столкновение между мусульманами и коптами.
В субботу полицейские установили комендантский час в селении Аль-Кошех. Именно этот комендатский час, подчеркиваеся в коммюнике, и способствовал проникновению мусульман соседних селений в Аль-Кошех.
В воскресенье вечером селение Аль-Кошех и окружающие его населенные пункты были блокированы полицией, а журналистам был запрещен доступ в них.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

В ЕГИПТЕ СОСТОЯЛОСЬ ПОГРЕБЕНИЕ 20 КОПТОВ-ХРИСТИАН, ПОГИБШИХ В СТОЛКНОВЕНИЯХ С МУСУЛЬМАНАМИ

Массовая церемония похорон 20 христиан, погибших в столкновениях с мусульманами, прошла сегодня в деревне аль-Кошех, в 500 км к югу от Каира. В состоявшемся затем заупокойном богослужении приняли участие сельские коптские священники и представитель главы Коптской церкви Египта папы Шенуды III.
По данным египетского МВД, в результате вспыхнувших в минувшию пятницу столкновений погибли 20 человек и 44 получили ранения, многие дома и лавки, принадлежащие христианам, были сожжены и разграблены. Беспорядки перекинулись и на соседние селения. В район беспорядков направлена следственная комиссия, которая должна выяснить, как обычный спор из-за денег между двумя торговцами (коптом и мусульманином) вылился в наиболее кровопролитные межобщинные столкновения в Египте за многие десятилетия.
Исповедующие христианство копты составляют 10 процентов от 64-миллионного населения Египта.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ДЕКЛАРАЦИЯ РАВНОПРАВИЯ В ЕГИПТЕ

О равных правах и обязанностях мусульман и христиан в Египте заявил на открытии медресе в провинции аль-Бухейра высший духовный авторитет страны, великий имам, шейх Аль-Азхара Мухаммед Ат-Тантауи. Как сообщило египетское агентство МЕНА, Тантауи подтвердил в своем выступлении, что «все святое для христиан, одинаково свято и для мусульман». У каждого человека есть своя вера и он, по словам великого имама, возносит ей хвалу в своей молитве. «Вера — это то, что не продается и не покупается», подчеркнул духовный авторитет Египта.
По некоторым данным, общее количество христиан всех конфессий составляет в Египте около 15% 64-милионного населения этой арабской страны. Подавляющее большинство из них, принадлежащее к коптской ортодоксальной церкви, отмечает 7 января 2000-летие со дня Рождества Христова, в то время как на следующий же день их соотечественники — мусульмане празднуют свой праздник.
РИА «Новости»

В МЕККЕ СОБРАЛОСЬ 1,5 МИЛЛИОНА МУСУЛЬМАН

Как сообщило во вторник агентство «Saudi Press», более 1,5 миллионов мусульман молилось в священной мечети в Мекке в «ночь судьбы», которая почитается самой великой ночью мусульманского календаря. Эта ночь отмечается совместной молитвой как особый праздник в память о ночи 610 года, когда «архангел» Джибраил «с позволения Аллаха низвел Коран на сердце пророка Мохаммада». По сообщению того же агентства никаких инцидентов в ночь совместной молитвы не произошло. На богослужении присутствовали Король Фахд и члены королевской семьи, приехавшие в Мекку, чтобы провести там последние 10 дней Рамадана. Традиционно во время Рамадана мусульмане приезжают в Мекку и Медину, чтобы совершить малый хадж или, как он называется у мусульман, «умра». Рамадан, священный месяц поста и молитвы, завершиться в четверг или в пятницу с восходом молодой луны, знаменующим начало праздника «Эйд эль-Фитр» (окончание поста).
ФРАНС ПРЕСС / ОРК
new_08_01g.jpg (13999 bytes)

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ЛИВАНЕ

Северный Ливан, где произошли жестокие столкновения между суннитами-фундаменталистами и частями ливанской армии, давно считается «родиной» суннитского фундаментализма, сторонники которого образуют одно из ответвлений так называемого «Мусульманского Братства».
В столкновениях участвовали в основном члены движения «Такфир валь Хиджра» (в буквальном переводе «Искупление и Переселение»), названного так в память об одном из наиболее чтимых мусульманами событий — переселении Пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году. Эта группировка является экстремистским крылом «Мусульманского Братства» в Египте. Известно, что они выступают против светских режимов в мусульманских странах и борются за повсеместное установление шариатского правления. В Ливане движение значительно пополнило свои ряды за счет членов Движения «За Исламское Объединение».
В начале восьмидесятых сторонники исламского объединения участвовали в кровопролитных столкновениях с сирийской армией и одно время сохраняли контроль над Триполи, столицей Северного Ливана. Движение «За Исламское Объединение», во главе которого долгое время стоял умерший естественной смертью два года назад Шейх Саид Шабан, оказало поддержку Ясиру Арафату, когда в 1983 году он столкнулся с противостоянием просирийски настроенных палестинских группировок в Триполи. Арафату и боевикам движения «Фата» пришлось морем бежать из Ливана после того, как в результате трехмесячных боевых действий при поддержке сирийской артиллерии Триполи был взят ливанцами и просирийски настроенными палестинцами.
Несмотря на перемирие между руководством движения «За Исламское Объединение» и сирийскими и ливанскими властями, различные экстремистские суннитские группировки, например, «Такфир валь Хиджра», «Джама Исламия» и «Джуд Алла», не только не прекратили свою деятельность, но и активно вербовали новых сторонников, щедро финансируя открытие религиозных школ и больниц и оказывая помощь бедным. В 1994 году они попытались организовать покушение на епископов, направлявшихся в один из христианских монастырей на заседание синода, но исполнитель поторопился и в результате сам погиб от разорвавшейся в его руках бомбы.
Ливанские средства массовой информации утверждают, что некоторые из ливанских боевиков прошли специальную подготовку в лагерях террористов в Афганистане, а другие участвовали в боевых действиях против российских войск в Чечне. Однако в фундаменталистских кругах в Триполи эти сведения не получили подтверждения. Тем не менее, известно, что среди погибших в Чечне боевиков обнаружено два палестинца и один сириец, что позволяет думать, что у ливанских фундаменталистов широкие зарубежные связи. Столкновения на севере Ливана и имевший место в понедельник инцидент в Бейруте, когда некий палестинец, напав на Российское посольство, пытался спровоцировать собственную гибель из желания «пострадать за Чечню», подозрительно совпадают по времени с возобновлением сирийско-израильских переговоров и позволяют думать о том, что в Ливане активизируется заговорщическая деятельность.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

СЕКТАНТЫ РАЗОЧАРОВАНЫ

Члены филиппинской религиозной секты, предсказывавшей конец света с наступлением третьего тысячетелетия, вернулись из специально построенных укрытий в свои дома. Теперь они обвиняют в лже-пророчестве своего лидера — 80-летнего Серферино Кинте, предрекавшего «огненный дождь с небес, который уничтожит мир, погрязший во всех грехах». Многие религиозные фанатики намерены покинуть ряды секты.
Большинство членов секты задолго до Нового года уволились с работы, чтобы соорудить подземную крепость, состоящую из 51 «туннеля спасения жизни». В подземелье были завезены продукты питания, питьевая вода, медикаменты для жизнеобеспечения сектантов в течение одного года. Перед наступлением Нового года около 700 человек ушли в это подземелье в надежде спастись «от конца света». Однако «небесный огонь» так и не поразил грешников, и сектанты разочарованные вернулись домой.
РИА «Новости»

ДВА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ СОБРАНО В ХОДЕ ПРОХОДЯЩЕГО В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО МАРАФОНА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК»

Необычная активность новгородцев проявляется в дни проходящего сейчас в городах и селах области благотворительного марафона «Рождественский подарок», посвященного пожилым людям. Как сообщили сегодня корреспонденту ИТАР-ТАСС в штабе по проведению марафона, на его счет уже поступило около двух миллионов рублей. Это рекордная сумма за все семь лет проведения такой акции. А ведь самые главные мероприятия марафона — аукционы и выставки-продажи, которые проведет местная телерадиокомпания «Славия» в пользу ветеранов, еще впереди. Заметим, что доля пожилых людей в области превышает общероссийский показатель и составляет почти треть всего населения — около двухсот тысяч. Пенсионеры принадлежат к категории едва ли не самых бедных, большинство из них получают пенсию ниже уровня прожиточного минимума.
ИТАР-ТАСС / ОРК

В ЭФИОПИИ НОВЫЙ ГОД БУДУТ ПРАЗДНОВАТЬ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ

Эфиопия — одна из немногих стран мира, население которой осталось равнодушным к охватившей планету лихорадке встречи рубежа нового тысячелетия. Согласно эфиопскому календарю, сейчас на дворе в самом разгаре 1992 год, а новый наступит еще не скоро — только в сентябре.
По сообщениям из Аддис-Абебы, окончание века не вызывает там большого энтузиазма. Люди не спешат закупать подарки, витрины не пестрят гирляндами и разноцветными шарами. Лишь пятизвездочная гостиница «Шератон» устроила большой новогодний праздник, пригласив выступить известных эфиопских и зарубежных артистов. Значительную часть зрителей, однако, составили иностранцы.
Практически все эфиопы искренне убеждены, что администрация «Шератона» дала фальстарт, поторопившись на целых восемь лет. Столь сильное расхождение с остальным миром объясняется летосчислением, принятым эфиопской церковью. По убеждению ее сторонников, остальные христианские направления ошиблись при вычислении момента наступления новой эры, так как только эфиопская церковь владеет истинным Ветхим Заветом.
Что касается времени наступления нового года, то, во-первых, Бог создал мир осенью, которая, как известно, начинается в сентябре. Кроме того, Всемирный потоп, завершение которого фактически означало второе начало жизни на Земле, разразился в мае, а завершился также в сентябре.
В Эфиопии к сентябрю заканчивается сезон дождей, что в глазах верующих выглядит более чем символично. В это месяце и проводятся пышные торжества в честь наступления Нового года.
ИТАР-ТАСС

ВЫВОД ЯПОНСКИХ УЧЕНЫХ, ЧТО ВЕСЬ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОИЗОШЕЛ ОТ ОДНОЙ ПРАМАТЕРИ, НАШЕЛ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Ученые практически «узаконили» библейскую Еву, сообщает «Российская газета». В журнале «Science» генетики Хенрик Кэссман и Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии Макса Планка опубликовали статью о своих исследованиях ДНК людей и шимпанзе. Результаты исследований свидетельствуют: в то время как шимпанзе имеют достаточно много разных предков, люди произошли от очень ограниченного числа сородичей, и не исключено, что всего от двух. Гены «братьев наших меньших» гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем, скажем, гены европейцев и африканцев. И по сравнению с обезьянами люди разных рас оказались необычно близки генетически. А дальнейшее изучение генов позволило предположить, что наша праматерь Ева обладала полным комплексом генов Homo Sapiens.
«Радиоцерковь»

<< Полная сводка новостей от 8 января 2000 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика