1000-летний опыт России может быть положен в основу российской национальной идеи, которую напряженно ищут в нашем обществе, заявил сегодня Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, выступая на совместном заседании института социально-политических исследований Российской Академии наук, московского клуба «Реалисты» и Академии социальных наук. Здесь состоялась презентация его книги «Россия — духовное возрождение». Для государства именно история является тем фундаментом, на котором должно быть построено будущее страны, уверен Патриарх Алексий. Самое страшное для России, считает предстоятель Церкви, это разделение, опасность распада на удельные княжества. Патриарх Алексий еще раз призвал к единству, в котором, по его словам, сила народа. Предстоятель Церкви с удовлетворением отметил, что за последние годы разрушен искусственно созданный барьер между государством и Церковью, Церковью и обществом, Церковью и армией. В День защитника Отечества он особо пожелал силы и могущества нашему воинству, которое стоит на страже мирной жизни народа. Это особенно важно, подчеркнул он, когда делаются попытки ослабить нашу страну, разделить ее. Именно так расценил предстоятель слова президента США, высказанные им в то время, когда Россия выступала против бомбардировок Ирака: «Русское „нет“ для нас ничего не значит». Касаясь проблемы расширения НАТО на Восток, Патриарх Алексий подчеркнул: «Я не политик, а церковный деятель, но я вижу, как в сознании народа НАТО, нависшее сегодня как дамоклов меч над Югославией, ассоциируется с потенциальным противником». «Будем вместе думать о России и ее будущем, — призвал Святейший Патриарх. — Во многом от каждого из нас зависит будущее страны. И если мы будем вместе, никакие силы зла не разрушат наше единство, не разделят наше Отечество».
ИТАР-ТАССПравославный крест запечатлен на венке, который от имени Русской Православной Церкви возложил сегодня, в День защитника Отечества, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Предстоятель и духовенство пропели «вечную память» всем, кто в ратном подвиге жизнь свою положил за Родину, защищая ее рубежи. «День защитника Отечества — это наш общий российский праздник, и мы сегодня почтили память тех, кто отдал самое дорогое — жизнь, защищая Родину», — сказал в интервью корреспонденту
ИТАР-ТАСС Патриарх Алексий П. «Церковь, — отметил он, — всегда с большим уважением относилась к ратному подвигу, считая его подвигом жертвенным. По всей русской земле стоят храмы, где возносится молитва о павших вождях и воинах». Патриарх пожелал всем воинам, которые сегодня несут службу, «сил и мужества в их подвиге». Что касается возможности введения института полковых священников, то предстоятель отметил, что «церковь делает постепенные шаги к этому». По его словам, в более чем 100 воинских подразделениях и учебных заведениях сегодня имеются храмы, где приходские священники окормляют духовно православных воинов.
ИТАР-ТАССПоследние наставления перед началом Великого поста дал верующим Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, совершивший накануне вечером чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе. «Святая Церковь в течение трех недель готовила нас к достойному вступлению на это поприще, давая нам примеры смирения, покаяния и милосердия, столь необходимые верующим в это время», — сказал Патриарх. В монастырях первых веков христианства, напомнил он, в этот день братия собиралась вместе на молитву, просила прощения друг у друга и уходила в пустыню, чтобы там, где ничто не смущает внутреннего душевного мира, в уединении безмолствовать и поститься, каяться и плакать о содеянных грехах. Мы живем в мире и нам некуда уйти, сказал Предстоятель, но надо помнить слова Христа Спасителя: «Не судите, да не судимы будете». Патриарх призвал во время поста каждого православного христианина примириться друг с другом, простить не формально, а от души, воздерживаться от осуждения, обид, помогать ближним в это трудное для многих время. В эти спасительные дни, по словам Патриарха, каждый православный христианин должен осознать свою жизнь в свете заповедей Христовых и исправить все неправды и согрешения покаянием, к которому особенно побуждает святая Церковь во время поста. Дай Бог, пожелал Его Святейшество, чтобы искреннее покаяние коснулось души каждого верующего, чтобы вражда, злоба ненависть исчезли из отношений между людьми. Предстоятель высказал сожаление, что такое прекрасное чувство, как доброта, становится редким явлением в нашей жизни. Он напомнил, как во время одного из социологических опросов родителей спросили, какими они хотят видеть своих детей. «Большинство сказали: счастливыми, здоровыми, благополучными. Но никто не сказал — добрыми. А ведь доброта — это прекрасное свойство человеческой души. И если мы будем проявлять доброту по отношению к ближним, то мы делаем это, как если бы делали для самого Господа, у Которого нет предела милосердию», — подчеркнул Предстоятель. В преддверии поста и сам Предстоятель с земным поклоном попросил у архипастырей, пастырей и мирян прощения у тех, кого, по его словам, он вольно или невольно обидел, огорчил, не выслушал, не разделил скорбь, не внял мольбе. Так же поступили и все находившиеся в храме. Затем Патриарх благословил каждого на прохождение Великого поста, который Церковь приравнивает к подвигу.
ИТАР-ТАССПоститься не только телесно, но, прежде всего, духовно призвал сегодня православных христиан Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, который совершил первую в Великом посту литургию Преждеосвященных даров в Храме Христа Спасителя. Умножить добрые дела в отношении ближних, отложить всякое зло, открыть дверь в свой дом нищему, стать за это время лучше, чище, милосерднее — так, считает Алексий П, верующий должен готовить себя к встрече Светлого Христова Воскресения. «Ни одно доброе дело, сделанное во имя Христово, не будет забыто Господом. Это богатство, которое мы возьмем за порог временной жизни», — сказал Патриарх, напомнив, что в эти спасительные дни Церковь особо зовет всех к покаянию, к тому, чтобы осмыслить жизненный путь и проверить себя в свете заповедей Христовых. Литургия Преждеосвященных даров совершается только в Великий пост по средам и пятницам вместо полной литургии, так как было признано неудобным в эти дни скорби и сокрушения о грехах служить по полному чину эту самую торжественную церковную службу. Во время литургии Преждеосвященных даров не совершается таинство Евхаристии /бескровной жертвы/, а верующие причащаются дарами, освященными в воскресные дни. Литургия Преждеосвященных даров была рекомендована для повсеместного служения на шестом Вселенском соборе, ее записал святитель Григорий Двоеслов — папа Римский.
23 февраля Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступая на совместном заседании Института социально-политических исследований Российской академии наук, Московского интеллектуально-делового клуба «Реалисты» и Академии социальных наук, выразил благодарность всем, «кто несет ратный подвиг» и пожелал, «чтобы российское воинство было сильным и могущественным». Утром 23 февраля Патриарх возложил венок к Могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены. Презентация новой книги Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Россия. Духовное возрождение» состоялась в День рождения Патриарха, 23 февраля, в Президентском зале Российской академии наук. В заседании приняли участие управляющий делами Московской патриархии митрополит Солнечногорский Сергий, министр по делам национальностей Рамазан Абдулатипов, лидер депутатской группы «Народовластие» Николай Рыжков, академики и общественные деятели.
Текст личного поздравительного послания Папы Иоанна Павла 2-го вручил 19 февраля Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 2-му Представитель Святого Престола в России архиепископ Джон Буковский. «Я прошу Господа многая лета хранить Ваше Святейшество в пастырском служении с тем, чтобы Вы повсюду могли нести свет Христов, который Господь дарует посвятившим Ему свою жизнь», — говорится в послании. Папа отмечает также свое духовное единение с Русской Православной Церковью во время празднования юбилея ее предстоятеля.
Участившийся в последнее время поток писем рядового священства и мирян к священноначалию и в православные СМИ о необходимости скорейшего выхода нашей Церкви из разного рода экуменических организаций говорит о важности и возрастающем напряжении в этом вопросе. Публикуемое ниже письмо из Алма-Аты группы священников несомненно выражает точку зрения по вопросу экуменизма абсолютного большинства православных.
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАВЕЩАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦЕВ НАШИХ.
«Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10−11).
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Тревога за судьбу Православия заставляет нас, клириков Православной Церкви в Казахстане, Алматинско-Семипалатинской Епархии, обратиться ко своему Священноначалию в связи с тем неизмеримым вредом и соблазном, которые вызывает в народе церковном участие нашей Церкви в экуменистическом движении. Практика современного экуменизма исходит из заведомо ложного учения относительно природы Церкви, то есть, является проявлением экклезиологической ереси. Она прямо отрицает Православный Символ Веры, ибо предполагает, что Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, в которую мы веруем и в которой спасаемся, сегодня не существует. Такая Церковь, якобы, должна быть создана лишь в будущем, причем — именно как результат экуменического (синкретического) всесмешения. Для православного сознания очевидно, что под вывеской так называемого «Всемирного Совета Церквей» (ВСЦ) ведется активная подготовительная работа по созданию церкви антихриста, появление которой в «последнее время» согласно предрекают все Святые Отцы. Это становится еще очевиднее даже при поверхностном знакомстве с той терминологией, которой пользуются экуменисты. Так, например, богословские термины — «ветви Единой Церкви» и «семьи Церквей», широко используемые даже в официальных докладах, звучащих на Архиерейских Соборах РПЦ (Русской Православной Церкви) — на деле предусматривают полный отказ от православного догмата о Церкви. Вопреки попыткам некоторых иерархов представлять дело так, будто бы РПЦ является чуть ли не основательницей экуменизма, мы утверждаем -это ложь, рассчитанная на наивность или неосведомленность «слушателей». Когда в начале XX века Конст. патриархия еще только начинала свое экуменическое перерождение, Русская Церковь проявила твердое несогласие с таким курсом. Священный Синод, в частности, категорически заявил о необходимости «еще более усилить нашу бдительность и нашу решимость непоколебимо стоять в православной вере и не увлекаться никакими видами ереси». Борьба с экуменическим перерождением православия не затихала никогда! Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Смиренно молим Вас, прислушайтесь к нашим словам — клириков Казахстанской Алматинской Епархии. Мы чувствуем внутрицерковное напряжение, связанное с неприятием экуменизма, в народе православном оно достигло опасной величины. Пришло время принимать решение о выходе РПЦ из ВСЦ. Ибо будем же при этом помнить о своей великой ответственности перед Господом нашим Иисусом Христом, в вечной верности Которому все мы неоднократно клялись. Аминь. Смиренные послушники Вашего Святейшества: 1. Иер. А. Бобылев 2. Прот. А Милованов 3. Прот. Ал. Милованов 4. Диакон В. Хломотенко 5. Диакон А. Лисиков 6. Иер. А. Кузьмин 7. Иером. Аверкий (Белов) 8. Иером. Вениамин (Рудый) 9. Иером. Пимен (Ткаченко) 10. Иер. В. Алексеев 11. Иером. Нектарий 12. Иер. Павел 13. Диакон Леонид 14. Иер. Михайловский 15. Диакон Николай 16. Иер. А. Шипулин 17. Р.Б.Петр Шляхов.
Письмо весьма тревожно. Если не в Санкт-Петербурге или Калининграде, а и в далекой Алма-атинской епархии, куда экуменические организации вряд ли еще добрались, «внутрицерковное напряжение. достигло опасной величины», то пришла пора проблему решать. И не так, как ее пытается решить в своей епархии архиепископ Алма-атинский Алексий (Кутепов). Среди части духовенства, особенно во влиятельной московской академической среде, бытует мнение, что проблема экуменизма надумана и чуть ли не искусственно разжигается некоторыми сомнительными «ревнителями православия» для каких-то своих зловещих целей. А провинциальные батюшки по своей наивности и малообразованности легко идут на поводу у этих самых «ревнителей». Ведь кого не спроси, исповедников экуменизма днем со огнем не сыщишь, даже главный наш, так сказать, штатный экуменист, митрополит Кирилл теперь от него открещивается. Говорит туманно, что мол, смотря что понимать под экуменизмом. Но почему-то этот вопрос остается едва ли не важнейшем при испытании перед рукоположением духовенства. И все знают, что нужно отвечать. Ответил «правильно» желающий перебраться из области в Москву, и, глядишь, служит себе на московском приходе, в довольстве и самоуважении. А ответил неразумно кандидат по всем статьям во епископы и останется в архимандритах пока не научится правильно «исповедать» свою веру. Отношение к экуменизму стало неким тестом на лояльность священноначалию. Не исповедание догматов и канонов Православия требуется, это говорить мы все умеем, а верность своему церковному «сюзерену» нужна от кандидата, готовность «гибко» реагировать. Поэтому немедленный выход из ВСЦ остается самым актуальным вопросом для нашей Церкви. Необходимость согласованности действий с другими православными Церквями после того, что произошло на ассамблее ВСЦ в Хараре, не может теперь быть причиной пассивности в этом вопросе. Всем понятно: дальнейшее промедление с решением «экуменической» проблемы может быть чревато опасным накренением церковного корабля. Так неужели Русская Православная Церковь сделает, наконец, решительный шаг и, вслед за Грузинской и Болгарской Церквями, покинет ВСЦ? Ловкачи из Отдела внешних церковных сношений придумали выход: надо требовать реорганизации Всемирного Совета Церквей таким образом, чтобы, оставаясь в экуменическом движении, пойти на встречу православному народу и перестать быть членом ВСЦ. На этом пути они нашли своих всегдашних союзников и единомышленников — католических дипломатов. Ведь один из главных и активнейших участников экуменического процесса — римско-католическая церковь не является членом ВСЦ по тем же причинам, которые выдвигают наши экуменисты в качестве аргумента необходимости реорганизации ВСЦ. Протестантских «конфессий» ведь множество, а католицизм один. Непропорциональное представительство в высших органах ВСЦ получается. Как же оставаясь экуменистом перестать быть членом ВСЦ? А надо отменить само этот членство. Вместо Совета Церквей будет Форум, а членство в нем не предусмотрено. На Форуме собираются не члены, а участники, а раз так, и выходить не откуда не придется и участвовать можно сколько угодно, теперь уже не только с протестантами и монофизитами, но и с долгожданными в ВСЦ католиками. Немного только надо подождать. Не участием в ВСЦ, а немедленным из него выходом наша церковь засвидетельствует перед падшем во грехе миром о хранящейся в Православной Церкви Полноте Истины, которая и есть сам Христос Бог.
«Ревнитель православного благочестия» № 8:
Оперативно сработала Служба Экуменической Безопасности Архиепископа Алексия в городе Верном (Алма-Ата) на данное обращение. В канун Великого поста и Прощенного Воскресенья, буквально перед сдачей номера в печать, нам сообщили, что всех осмелившихся подписать обращение решено отправить за штат, к особо неудобным, уже приняты меры. Иерей Андрей Бобылев, диакон Александр Лисиков запрещены в священнослужении, с иерея Александра Кузьмина снят крест, диакон Виктор Хлопотенко выведен за штат. О. Павел переведён на другой приход в Восточный Казахстан, иеромонах Силуан — в Караганду, на приходе о. Вадима Алексеева в срочном порядке проведена ревизионная проверка. Просим наших читателей оказать поддержку гонимым молитвами, сбором подписей в их защиту, материально, т.к. их и их семьи оставили без средств к существованию.
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5;10,12).
В Великий пост вступили сегодня православные христиане. 47 дней верующие, ограничивающие себя в земных удовольствиях, посвящают большую часть времени духовной жизни. Венчает Великий пост — Пасха, которая в этом году приходится на 11 апреля. Смысл поста, учат подвижники Церкви, не в диете, которая есть только средство. Как писал святой Иоанн Кронштадский, «чем легче и меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух». Цель поста — в умягчении сердца, стремлении к душевной тишине и духовному просветлению. Каждую неделю Великого поста Церковь посвящает воспоминанию какого-либо события или святого, призывающего душу к покаянию.
ИТАР-ТАССУказом от 19 февраля Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2-й удостоил ряд архиереев Русской Православной Церкви возведения в сан митрополита и архиепископа. В сан митрополита возведен управляющий делами Московской патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. Архиепископами стали епископы Витебский и Оршанский Димитрий, Абаканский и Кызылский Викентий, Тобольский и Тюменский Димитрий, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Красноярский и Енисейский Антоний и Каширский Марк.
18 февраля завершилось очередное заседание Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Его участники обсудили проект меморандума Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата и Старообрядческой Митрополии. В этом документе церковный раскол 17-го века расценивается как трагический результат поспешных и ошибочных реформ Патриарха Никона и выражается намерение наладить диалог между Старообрядческой Церковью и Московским патриархатом с целью мирного разрешения спорных вопросов, связанных с возвращением церковной собственности. Вероятно, меморандум будет подписан после его рассмотрения Священным Синодом Русской Православной Церкви примерно в середине марта.
16 февраля в Покровском кафедральном соборе Воронежа состоялось чествование митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия по случаю его 50-летия. На торжества в Воронеж прибыли многие архиереи Русской Православной Церкви. С приветственным словом к юбиляру обратились губернатор Воронежской области Иван Шабанов и мэр Воронежа Александр Цапин. Областной телеканал посвятил юбилею митрополита Мефодия 40-минутную передачу «Постижение веры».
Управляющий Московской и Санкт-Петербургской епархиями Русской Православной Церкви Заграницей епископ прибыл накануне Великого Поста в Россию. Богослужения первых трех дней Великого Поста епископ Михаил совершил в скиту святых апостолов Петра и Павла в селе Вышегород Псковской области. 25 февраля он прибыл в Санкт-Петербург, где совершит богослужения в храмах четырех общин Зарубежной Церкви и проведет Епархиальное собрание. В дальнейшие планы епископа Михаила входит посещение Новгородской области, а также Москвы и приходов в Рязанской и Тульской областях.
21 февраля Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу за выдающие труды в области духовного возрождения национальной культуры вручены диплом и знак академика российской словесности. Это произошло в отделе внешних церковных сношений Московского патриархата на встрече митрополита с делегацией академии российской словесности во главе с ее президентом Юрием Беляевым, который сердечно поздравил владыку с избранием действительным членом академии.
22 февраля начал свою работу семинар для руководителей Воскресных школ. Семинар будет работать 4 дня на базе миссионерского центра христиан веры Евангельской — пятидесятников с участием епископа Хабаровского Русской Православной церкви Владыки Марка и миссионера из Австралии Джоя Мэкрай. Участники семинара объединены богодухновенным служением на ниве воспитания детей в духе христианской веры и библейской нравственности. Лекции по организации Воскресных школ, изучение методик преподавания детям Слова Божьего, обмен опытом, — все это должно помочь воспитателям и преподавателям в их работе с подрастающим поколением. Детская душа открыта миру, особенно уязвима и впитывает в себя, как губка, все, с чем соприкасается. Потому так велика ответственность взрослого человека перед ребенком. «Не мешайте детям приходить ко Мне», — говорил Иисус и благословлял их. Воистину, лучше для детской души прежде обратиться ко Христу, защитить свое сердце Любовью Божьей, и только потом обращаться к знаниям мира сего.
«Радиоцерковь»
Глава администрации Белгородской области Евгений Савченко и епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн подписали план совместных мероприятий по встрече третьего тысячелетия. Главное событие в области состоится 18 июля 2000 года, в день пятилетия организации Белгородско-Старооскольской епархии, когда на главной площади города пройдет торжественное богослужение, в котором примут участие все священнослужители епархии. Помимо этого, встреча третьего тысячелетия в области будет отмечена художественными фестивалями и творческими конкурсами.
18 февраля в Иерусалиме открылась Международная конференция «Религиозные деятели и 2000-й год». В ней участвуют священнослужители, представители религиозной прессы и учреждений из 30 стран мира. Россию представляет делегация Московской патриархии во главе с архимандритом Феофаном. Гости ознакомятся с ходом подготовки к празднованию юбилея христианства на Святой земле, посетят библейские места. Организатор конференции — министерство туризма Израиля и туристические организации Палестинской Автономии.
Серьезную тревогу в связи с опасностью перерастания локального конфликта на Балканах в широкомасштабный высказал сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его мнению, это может дать вспышку третьей мировой войне. Угрозу бомбардировки Югославии со стороны НАТО Алексий II расценил в интервью журналистам как грубое нарушение резолюций Совета Безопасности ООН. Предстоятель РПЦ заявил: «Мы категорически против силовых методов в решении косовской проблемы». Патриарх решительно выступил против того, чтобы «одна страна брала на себя роль мирового жандарма». В результате бомбардировки, по его словам, будут гибнуть люди, прольется кровь и это будет невосполнимой потерей. В День защитника Отечества Алексия П напомнил, сколько много страданий и бед принесла Европе вторая мировая война. По его мнению, повторения этого нельзя допустить. «Нужно сделать все, чтобы погасить локальный конфликт в этом регионе политическими методами», — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси.
ИТАР-ТАССШирокомасштабную операцию по проверке деятельности московских центров «Церкви саентологии» провели вчера правоохранительные органы столицы. Сразу по четырем адресам в Москве начали работать оперативно-следственные бригады, состоящие из сотрудников контрразведки, милиции и налоговой полиции. Обыски проводились в рамках расследования уголовного дела, возбужденного против представителей «Церкви» еще на прошлой неделе сразу по двум статьям УК — ст. 171 (незаконное предпринимательство) и ст. 239 (организация объединений, посягающих на личность и права граждан).
О результатах проверки, скорее всего, можно будет говорить лишь через несколько дней — оперативники столкнулись с огромным количеством документов, требующих детального рассмотрения. В первую очередь сотрудников правоохранительных органов интересовали бумаги, касающиеся финансовой деятельности саентологов. Насколько известно, к концу вчерашнего дня из офиса Гуманитарного центра милиционеры вынесли несколько коробок, набитых различными справками и свидетельствами. Любопытно, что среди изъятых бумаг сыщики обнаружили более 15 тысяч досье на бывших и настоящих членов «Церкви саентологии». Досье было составлено на редкость грамотно: кроме обычных сведений о человеке, оно включало его полный психологический портрет. «Добычей» оперативников стали и многочисленные доносы саентологов друг на друга, писать которые они, по их собственным словам, считали своим долгом при малейшем подозрении на несоблюдение товарищем законов, установленных основателем «Церкви» Роном Хаббардом. Пресс-секретарь Гуманитарного центра Рона Хаббарда, расположенного на улице Бориса Галушкина, молодой человек по имени Алексей, в категоричной форме заявил, что действия столичных силовых структур — не что иное, как провокация. По его мнению, все документы и финансовая отчетность в полном порядке, а потому и искать в офисе нечего. Однако с доводами пресс-секретаря не согласны столичные контрразведчики. Представитель московской хельсинкской группы Валерий Никольский пояснил, что нынешняя проверка саентологов — не первая. Еще в прошлом году столичные милиционеры и налоговые полицейские наведывались в Гуманитарный центр Хаббарда. Однако это не принесло почти никаких результатов, если не считать того, что стала известна личность одного из активных членов Церкви — им оказался сын одного из милицейских руководителей Северного округа столицы. Кстати, среди саентологов действительно немало известных и узнаваемых людей: вчерашняя проверка выявила, что активным членом саентологической церкви в Москве (офис расположен в доме № 42 на Большой Семеновской улице) является Наталья Демина — по некоторым данным, ближайшая родственница Главного военного прокурора России Юрия Демина. Корреспондентам «Сегодня» удалось побывать в двух местах, в которых проводились обыски: в офисе Гуманитарного центра Хаббарда, расположенного в доме № 19а на улице Бориса Галушкина, и в помещении саентологической церкви в Москве на Большой Семеновской улице. Для начала находившиеся в здании бывшего детского сада на улице Бориса Галушкина около 150 студентов (от 12 до 60 лет), желающие постичь основы саентологии, и 50 преподавателей различных «уровней и степеней» были переписаны. Когда же стражи закона занялись обыском и беседами с представителями местной администрации, студенты собрались в большом актовом зале на первом этаже и начали, ритмично подскакивая на месте, скандировать «Non stop!». Это продолжалось около получаса, а когда слушатели слегка подустали, они стали передавать друг другу небольшой мячик — «чтобы не даром проводить время», как они объяснили. Примерно так же развивались события и на Большой Семеновской улице — с той лишь разницей, что в качестве силового сопровождения здесь были задействованы два наряда муниципальной милиции. Сама церковь саентологов в Москве была зарегистрирована Минюстом 25 января 1994 года, в подтверждение чего в офисе висит регистрационное свидетельство за № 438. Устав и проповедуемые идеи саентологов во многом схожи с постулатами православия: все те же «не убий», «не укради», «не делай ничего противозаконного», «поддерживай правительство, работающее для народа». Однако за внешней пристойностью по мере общения с адептами церкви (добрая треть студентов оказались приезжими из Сибири и с Дальнего Востока, которые, по их словам, снимают в Москве квартиры за 15 рублей в сутки) стали проясняться интересные детали. Церковь напоминает хорошо отлаженный бизнес, приносящий солидные доходы. Так, только за аренду помещения на Московском инструментальном заводе, по словам адептов, саентологи платят около 200 тыс. долларов, но почему-то налоги, поступающие в бюджет России от саентологов, по словам силовиков, проводивших обыск, очень скудные. Тем не менее корреспонденту «Сегодня» с гордостью рассказали, что один из адептов установил личный мировой рекорд продажи книг — 4000 томов за год! Заметим, что каждый том при покупке в офисе обходится в 30 рублей, а за его пределами — и того дороже. Да и обучение в центре платное (сами саентологи называют это взносами) — от 300 рублей с человека. Пришедшего в церковь ожидает мощная психологическая обработка: человека пытаются убедить в том, что ему, чтобы достичь успеха, надо научиться жить в соответствии с учением Рона Хаббарда. Курс такого обучения может стоить от 100 рублей (семинар) до 20 тыс. рублей (программа очищения). Более того, новому адепту церкви предлагают работу, и он даже заключает контракт на 2,5 года или 5 лет. При этом человеку кажется, что он может легко разорвать этот контракт. На деле же порвать с саентологами оказывается не так просто. В случае разрыва контракта с отступника требуют деньги за полученные «знания» — по схеме, предусмотренной саентологической инструктивной директивой от 13 марта 1996 года, которая называется «Возврат пожертвований». В ней, в частности, есть такие слова: «При определенных обстоятельствах Церковь Саентологии. может вернуть. пожертвования или их часть при условии. 1) пожертвование действительно было получено Церковью, 2) человек удовлетворяет критериям для возврата, и 3) человек использовал все средства, чтобы исправить с помощью религии свои расстройства. Неспособность следовать этой процедуре либо отклонение от нее — например, попытка вовлечь третью сторону, включая адвокатов, — немедленно прекращает эту процедуру». Заслуживают внимания и внутренние взаимоотношения среди адептов. Человек, вступивший в число саентологов, находится под постоянным психологическим прессом, а внутри Церкви царит обстановка всеобщего доносительства и страха перед всемогущим отделом этики. Именно в его помещении оперативники обнаружили многочисленные доносы адептов друг на друга. Все эти доносы тщательно подшиваются в личные дела рядовых членов Церкви. Как сказала бывший врач, а ныне ответственный секретарь по работе с публикой Церкви саентологов Анна Корнеева: «Это дисциплинирует и придает ответственность». И самое страшное, что рядовые адепты тоже не видят в этом ничего страшного: «А это нормально», — говорили нашим корреспондентам молодые люди с глазами, разучившимися быть живыми. Создатель «Церкви саентологии» американец Лафайет Рон Хаббард после второй мировой войны принимал участие в деятельности сатанинской секты последователей Алистера Кроули, а в 50-х годах создал собственное учение. Сын Хаббарда Кветин свидетельствовал (правда, затем он отказался от своих показаний), что большинство своих «откровений» его отец творил в состоянии наркотического опьянения. «Саентология» в переводе с английского — «изучение знания»: мир обречен на уничтожение, а Хаббард разработал единственно возможный путь к спасению. Согласно учению саентологов, человеческое сознание характеризуется работой «аналитического» и «реактивного» ума, который хранит «записи болезненных событий» — причину человеческих проблем. Удаление таких «записей» различными методами, превращение человека в богоподобное существо — цель дианетики (науки душевного здоровья, разработанной Хаббардом). Эта нехитрая теория превратила Хаббарда в мультимиллионера: к моменту его смерти в 1986 году его состояние оценивалось в 640 млн долларов. По данным саентологов, сегодня в мире насчитывается 8 млн адептов, однако бывшие члены «Церкви саентологии» уверены, что это число не превышает 400 тыс. В нашей стране, по данным Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий, около 30 тысяч членов «Церкви саентологии». Отделения саентологов в Москве — Московский центр Дианетики, Гуманитарный Центр Хаббарда, отделение по борьбе с наркоманией «Нарконон», центр «Криминон» (работа в криминальной среде, в частности, в СИЗО) и студенческий центр «Студема». Постановлением Госдумы России «Церковь саентологии» в 1996 году признана деструктивной сектой, а православие характеризует саентологию как сатанинский культ.
РБН Александр Жеглов
Вечером 24 февраля рака с мощами святой Терезы из Лизьё прибыла в Москву. Утром 25 февраля в храме святого Людовика архиепископ Тадеуш Кондрусевич отслужил торжественную мессу в честь начала их паломничества по католическим приходам России и Казахстана. К этому событию приурочено издание книги Гоше «История одной жизни», посвященной святой Терезе, и выпущен новый перевод ее «Повести об одной душе». Кроме того, в специальном выпуске журнала российской католической семинарии «Призвание» впервые на русском языке публикуются письма святой Терезы к священникам.
17 декабря в Москве и 19 декабря в Санкт-Петербурге прошли презентации книги Иоанна Павла II «Cristifedeles lfici» («Верные Христу»). Апостольское обращение Папы, обнародованное после Синода епископов о призвании и миссии мирян в Церкви и мире в 1988 году, спустя десять лет было издано на русском языке московским издательством францисканцев. Для представления книги в Россию прибыл секретарь Папского Совета по делам мирян епископ Станислав Рылко, который разъяснил собравшимся в двух городах священникам, монашествующим и мирянам основные положения документа. Монсеньер отметил, что в контексте расширяющегося религиозного релятивизма и секуляризации особое значение приобретает самосознание мирян и их призвание к святости. «После Второго Ватиканского Собора в Церкви пробил час мирян», — подчеркнул монсеньер Рылко. По его словам, сегодня только зрелая и углубленная вера может сделать человека устойчивым по отношению к опасностям этого мира. В ходе своего визита в Россию епископ Станислав Рылко встретился также с представителями мирян и воспитанниками Санкт-Петербургской духовной семинарии. Интервью с секретарем Папского Совета по делам мирян читайте в одном из ближайших номеров газеты.
Свет Евангелия
В Тюмени состоялся Форум мусульман Азиатской части России. В его работе приняли участие 350 делегатов из разных областей Сибири и Дальнего Востока, а также представители краевых и областных администраций. Участники форума приняли обращение, в котором заявлено о необходимости укрепления взаимопонимания и сотрудничества между религиозными организациями мусульман и другими религиями и конфессиями во имя единства и обеспечения мира и стабильности в Российской Федерации.
Трое неизвестных ворвались в помещение утром 21 февраля. Когда находившийся там корреспондент «Радиоцеркви» открыл дверь, ему с ходу был нанесен удар по лицу. После чего его уложили на пол и связали ноги и руки за спиной. Несмотря на свое положение, корреспондент сумел засвидетельствовать нападавшим о Боге. На что один из них, в своем безумии, демонстративно обозвал Господа и заявил, что он «сам себе Бог». В то же время было видно, что свидетельство в вере не было напрасным хотя бы для одного из троих, имевшего возможность взять, но не взявшего серебряный крестик на золотой цепочке. Тем не менее, грабители вынесли из офиса почти всю записывающую аппаратуру и оргтехнику. В настоящий момент грабители находятся в розыске.
«Радиоцерковь»
15 февраля, в день 10-летия вывода советских войск из Афганистана, состоялось освящение закладки первого камня в основание часовни на Серафимовском кладбище Петербурга, которая получит имя Святого Георгия Победоносца и будет посвящена памяти погибших в Афганистане солдат. Освящение и панихиду по убиенным совершил настоятель кладбищенской церкви святого Серафима Саровского протоиерей Василий Ермаков. Строительство часовни, которое финансирует Союз ветеранов войны в Афганистане, планируется завершить к началу августа.
24−26 мая 1999 г. в Санкт-Петербурге состоится Международная ассоциация христианского высшего образования (IAPCHE) проводит региональную конференцию «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 21-ГО ВЕКА: ХРИСТИАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» темы, предлагаемые для обсуждения: — христианское образование и отношение к другим религиям; – проблемы христианского образования и секуляризация общества; – христианское образование и Российское законодательство; – христианское образование и построение гражданского общества; – перспективы христианского образования в гуманитарном знании (литература, история, философия), в общественных науках (политология, социология, юриспруденция), в естественных науках (физика, математика и т. д.) Приглашаем Вас принять участие в конференции! В случае Вашего согласия просим Вас заполнить карточку участника конференции и отправить ее не позднее 30 марта 1999 г. на адрес российского оргкомитета конференции: Высшая религиозно-философская школа, 199 034 Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 5, по факсу: (812) 234 24 39 или по электронной почте:
srph_pech@infopro.spb.su После этого Вам будет выслано официальное приглашение и информация о месте, времени, регламенте и условиях участия в конференции. Организационный взнос — 20 у.е. (в рублевом эквиваленте). Тезисы Вашего сообщения (не более 1 страницы — 1800 знаков) просим выслать в электронном виде не позднее 30 апреля 1999 г. Материалы конференции будут опубликованы.
С уважением, российский оргкомитет конференции справки по тел.: (812) 234 24 39 Штерн Екатерина Алексеевна
15 февраля глава Украинской Православной Церкви Московского патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил президенту Украины Леониду Кучме Золотой орден Святого князя Владимира 1-й степени. В этот же день митрополит Владимир наградил премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко Серебряным орденом Святого князя Владимира 2-й степени. 18 февраля в Киеве состоялась презентация книг митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, старейшего архиерея Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Среди представленных книг — «Послания, слова, проповеди» и «Сборник служб и акафистов», в который включены богослужебные тексты, переведенные митрополитом с церковнославянского на испанский язык в период его служения в Латинской Америке. Презентация стала первым мероприятием в рамках программы празднования двухсотлетия Харьковской епархии.
Закон «Об альтернативной (невоенной) службе» был принят 18 февраля на заседании сессии Верховного Совета Украины. Этот закон определяет организационно-правовые основы альтернативной службы, которая, в соответствии с Конституцией Украины, может заменить исполнение военной обязанности, если оно противоречит религиозным убеждениям гражданина. Срок альтернативной службы составит 27 месяцев, а для имеющих полное высшее образование — 18 месяцев.
Белоруссия — идеальное место для встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси, считает только что назначенный на должность министра иностранных дел республики Латыпов, в прошлом профессиональный контрразведчик. Он прокомментировал приглашение посетить Белоруссию, направленное главе Католической Церкви от имени белорусских католиков, на своей первой пресс-конференции. Министр ссылался при этом на позицию Александра Лукашенко. «Есть такая точка зрения нашего президента, — сказал Латыпов, — что если встреча первых лиц двух ветвей христианства состоится, она должна пройти на территории Белоруссии как государства, где в мире и дружбе проживают люди разных конфессий».
Свет Евангелия
Архиепископ Американский Спиридон заявил, что уйдет в отставку, если не сможет достичь примирения с той частью своей паствы, которая недовольна его методами руководства. По мнению оппонентов архиепископа, он не может воспринять многонациональную природу православной паствы в США и отталкивает от Церкви тех верующих, которые ощущают себя в большей степени американцами, нежели греками. Сам архиепископ Спиридон заявляет, что таким образом он стремится сохранить церковные традиции и ценности.
«Лучше брань, чем мир, удаляющий нас от Бога». Св. Григорий Богослов. «Секрет подлинного мира заключается в соблюдении прав человека» — такова основная тема послания Иоанна Павла II, посвященного Международному дню мира. Новогоднее послание римского первосвященника называется «1 января -Всемирный День мира» и посвящено, важности уважения прав человека. Уже первый параграф Послания назван «В уважении прав человека заключается смысл подлинного мира. Далее следуют «Уважение человеческого достоинства: достояние человечества», «Всеобщий и неделимый характер прав человека», «Свобода религии — основа прав человека» и пр. и пр. Иоанн Павел II не первый богослов, пытающийся так называемые «права Человека» обозначить главной ценностью для человечества. Среди перечисляемых папой ценностей нет места Христу-Спасителю, нет места Богу. Богом для папы-гуманиста является сам человек. Не случайно о Творце, о Евангелии понтифик напоминает только в самом конце своего послания, как бы вспомнив, что он христианин и должен что-нибудь сказать о Боге. Нет в послании ни напоминания о заповедях, ни о страхе совершить грех, ни страхе Божьем в конце концов. «Настоящее и будущее мира зависят от защиты всего творения, поскольку существует постоянное взаимодействие человека и природы. Поставить благо человека в центр внимания к окружающей среде представляется самым надежным способом сохранения окружающего мира; таким образом, повышается ответственность каждого человека за природные богатства и за их разумное использование». Такое мировоззрение коротко характеризуется известным нам лозунгом: «Все во имя человека, все для блага человека». Не во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а во имя нового бога, имя которому — блага человека. Бог этот стал действительно богом некогда христианской Европы. Вместо неудобных и непонятных для современного европейца Заповедей Блаженства, гуманистический мир выработал и новые заповеди, рыночные, заповеди общества наживы и потребления. Католическая церковь, все далее и далее отступая от Полноты Истины, легко принимает дух мира сего, объявляя его высшим благом человечества.
Русская линия
Католический наблюдатель на ассамблее Всемирного Совета (ВСЦ), проходившей в декабре в Хараре, не исключает, если эта экуменическая организация претерпит определенные изменения. Американский священник Тома Странски, представлявший Католическую Церковь в качестве наблюдателя на ассамблее в Хараре, заявил на пресс-конференции, что с 1972 г., когда Ватикан принял решение не вступать ВСЦ «в ближайшем будущем», кое-что изменилось, а многое еще может измениться. 0. Странски рассказал журналистам, что в Риме обсуждалось, имеет ли смысл направлять в ВСЦ «огромную ватиканскую делегацию», что было бы, по мнению католического наблюдателя «непродуктивно», или сотрудничать с Советом на региональном и национальном уровнях. Многие протестанты -особенности из тех стран, где католики составляют подавляющее большинство (например, в Латинской Америке и Испании) — боялись, что если Римская Церковь вступит в ВСЦ, они окажутся «раз давлены». Вместе с тем, продолжил о Странски, если ВСЦ изменит процедуру принятия решений, Ватикан может пересмотреть свои взгляды на сотрудничество с этой крупнейшей экуменической организацией. Не надо забывать о том, что уже сегодня Католическая Церковь является полноправным членом 56 национальных советов Церквей.
Свет Евангелия
Польская конференция епископов осудила «раскольнические действия» консервативной церковной группы, пригрозив отлучить от Церкви тех католиков, которые оказывают ей поддержку. В ответ на это Братство св. Пия X, объединяющее последователей покойного епископа Марселя обвинило польскую иерархию в том, что она представляет деятельность братства в заведомо ложном виде. «Будучи весьма немногочисленным на территории Польши, эта группа открыла свои часовни в ряде городов и ведет пропаганду в приходах и семинариях, — говорится в окружном послании польских епископов. — Эта группа также ведет активную пропаганду в подвергая нападкам РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКУЮ Церковь вообще и членов епископской конференции, в частности. Ее деятельность вызывает смущение в сердцах и умах верующих». Со времени своего основания в 1970 г. архиепископом — говорится далее в заявлении епископов, Братство св. Пия Х пытается создавать свои «структуры» за пределами Церкви. Архиепископ Лефевр (1905−1991 гг.) был отлучен в 1988 г. за совершение епископских хиротоний своих последователей без согласия Папы. Члены братства критикуют современную Церковь за «модернизм» и «отступление от чистоты католической веры». Польский филиал братства был открыт в 1996 г. По замыслу основателей, он должен стать центром лефевристов всей Восточной Европы. Польская иерархия предостерегает верующих от общения с членами братства, которое стало «раскольнической группировкой, отделившейся от единой Католической Церкви». В настоящее время в братстве, названном в честь Пия Х (1835−1914) -Папы, активно боровшегося с модернизмом внутри Католической Церкви, -насчитывается более 600 священников и семинаристов в самых разных странах мира. Братству принадлежит 93 школы и колледжа.
Свет Евангелия
Иоанн Павел II надеется в 2000 г. посетить Ирак в рамках запланированного паломничества к месту рождения Авраама — в город Ур Халдейский. Об этом сообщил госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано. Напомним, что с самого начала воздушных налетов на Ирак Святой Престол выступил с резкой критикой действий правительств США и Великобритании. Кардинал Содано, в частности, заметил, что «существует двойной стандарт в отношении некоторых государств к решениям Совета Безопасности. В случае с Ираком были использованы самые крайние меры, в то время как в иных случаях действует льготный тариф». Еще более резки в своих высказываниях оказались американские католические епископы, обвинившие администрацию страны в ничем не оправданном акте агрессии.
Свет Евангелия
Специальный Синод епископов по Океании завершился в субботу, 12 декабря, торжественной мессой в соборе св. Петра, которую возглавил Папа Иоанн Павел II. В своем слове Понтифик выразил благодарность 117 синодальным отцам за их труды, осуществлявшиеся в Риме в ходе заседании Синода — с 22 ноября по 11 декабря, — и за «свидетельство общения» с Папой и Церковью, которое они несли в течение этих трех недель. Как и в день открытия Синода, месса в Ватиканской базилике совершалась с использованием песнопении народов Океании; Евангелие было внесено в храм под трубные звуки морских раковин, а Приношение сопровождалось танцами острова Самоа. Понтифику сослужили 17 кардиналов, 90 епископов и 70 священников. В своей проповеди Иоанн Павел II коснулся некоторых проблем, стоящих перед Церковью в Австралии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинее, на островах Тихого океана. По окончании богослужения синодальные отцы и Папа отправились на торжественную трапезу. Епископы стран Океании вручили Понтифику предложения, выработанные в ходе синодальных дискуссий. По ватиканской традиции, эти предложения предназначаются исключительно для Папы и не подлежат обнародованию. В последние дни работы Синода его участники приняли заключительное послание, адресованное всем чадам Католической Церкви в Океании. В этом документе епископы коснулись основных проблем, затронутых в ходе синодальных дискуссий: от пастырских — таких, как нехватка священников и требования к их адаптации — до социальных — как, например, продолжающиееся обмирщение, вопросы иммиграции, нищеты, охраны окружающей среды. Иерархи особо коснулись проблемы коренного населения таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, заявив, что полностью поддерживают его в борьбе за свои права и сохранение культурного наследия. Накануне закрытия Синода, 11 декабря, архиепископ Веллингтонский кардинал Томас Стаффорд Уильямс (Новая Зеландия), сопредседатель Синода, выступил с итоговой речью, в ходе которой от имени всех епископов Океании призвал Иоанна Павла II положить выступления, прозвучавшие в ходе первой недели заседании, в основу своего Апостольского послания, в котором будут суммированы результаты Синода. Кардинал Стаффорд Уильямс особо отметил, что выступления синодальных отцов были отмечены духом «открытости и свободы», и выразил надежду, что «живые и яркие краски» этих докладов «не потускнеют» в процессе редактирования.
Свет Евангелия
Папа Иоанн Павел 2-й выразил желание совершить в этом году паломничество в храм Божией Матери в португальском местечке Фатиме. Это будет уже его третье паломничество к этой святыне. Не исключено, что в Фатиме Иоанн Павел II объявит о том, принято ли решение о беатификации Жасинты и Фринсишку — двух детей, которым, согласно преданию, являлась Богородица. В сентябре Иоанн Павел II намерен посетить Словению, где он прославит в лике блаженных епископа Мартина Сломсека, жившего в 19-м веке. Первый епископ Марибора, а также поэт и писатель, Сломсек внес огромный вклад в сохранение и развитие национальной культуры Словении, входившей тогда в состав Австрийской империи. 19 февраля лидер Палестинской автономии Ясир Арафат был принят Папой Иоанном Павлом II. В ходе беседы Арафат пригласил Папу в Вифлеем на торжества, посвященные 2000-летию христианской эры. Иоанн Павел II и Ясир Арафат обсудили также вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
Количество людей, принявших крещение в католической Церкви, превысило миллиард. Такие данные помещены в только что опубликованном «Папском ежегоднике». Последнее издание ежегодника, презентация которого состоялась в Ватикане 20 февраля в присутствии Папы Иоанна Павла 2-го, содержит статистические данные о Католической Церкви по состоянию на конец 1997 года. Статистика показывает, что если число католиков в мире продолжает расти, количество священников остается на прежнем уровне, а монашествующих — медленно сокращается.
Католические иерархи, собравшиеся в Гаване на заседание Совета латиноамериканских епископов, встретились 16 февраля с Фиделем Кастро. Заседание епископов впервые проходило на Кубе, что, по мнению обозревателей, свидетельствует о стремлении коммунистического режима показать свою готовность сотрудничать с Церковью. В гаванской встрече приняли участие также представители епископских конференций США и Канады.
Представители чешской католической Церкви вышли из состава комиссии по разрешению споров о собственности, конфискованной в свое время коммунистическим режимом, мотивировав свое решение тем, что в этот орган были включены члены коммунистической партии. Чешские иерархи официально заявили, что ни они, ни их представители не будут сидеть за одним столом с коммунистами, чья «преступная организация» «несет полную ответственность за одно из самых жестоких гонений на Церковь в ХХ веке».
На прошлой неделе основатель телекомпании Си-Эн-Эн Тед Тёрнер выступил перед членами Национальной ассоциации планирования семьи, подвергнув резкой критике позицию Иоанна Павла II по ограничению рождаемости. Под смех и аплодисменты аудитории Тёрнер позволил себе ехидные шутки в адрес Десяти заповедей и лично Иоанна Павла 2-го. На следующий день он принес извинения верующим в письме, адресованном Католической лиге по гражданским и религиозным правам. «Мы принимаем извинения Тёрнера и считаем инцидент исчерпанным», — заявил президент Католической лиги Уильям Донахью. «Больше всего меня встревожил тот факт, что замечания Тёрнера были встречены аплодисментами аудитории, — добавил он. — Если бы он высказался в таком тоне об индейцах или чернокожих, едва ли это сошло бы ему с рук».
Из главного храма Чехии — собора святого Вита — неизвестные злоумышленники средь бела дня похитили мраморное распятие. Укрепленный на главном алтаре полуметровый массивный крест, как предполагается, был вынесен из собора во время дневного наплыва туристов. По мнению полицейских, речь идет о заранее спланированной и подготовленной акции.
Намерения мэра никарагуанской столицы Манагуа возвести монументы Иисуса Христа и Девы Марии встретили яростный протест со стороны протестантов. Они заявляют, что возведение памятников осуществляется в интересах Римско-католической церкви и поэтому антиконституционно. Лидер протестантов, директор Христианского центра по правам человека Марио Моралес подал иск в суд, чтобы аннулировать планы мэра Манагуа Роберто Кедено. Согласно Моралесу, планы мэра нарушают конституцию страны, в которой утверждается, что Никарагуа является светским государством.
«Радиоцерковь»
Президент США Билл Клинтон является членом Южной Баптистской Конвенции. Рекс Хорн, пастор баптистской церкви Эммануил, которую посещал Клинтон, назвал президента США фигурой весьма и весьма противоречивой: «Его или очень любят, или презирают». Еще до скандала с Моникой Левински пастор и его церковь подвергались нападкам из-за взглядов Президента на проблему абортов и сексуальных меньшинств. На всех ежегодных конференциях членов Южной баптистской конвенции принимались резолюции с требованием к церкви публично упрекнуть Президента и принять дисциплинарные меры. Звучали также призывы лишить церковь Эммануил членства в конвенции, если ее прихожане не исключат из своих рядов Билла Клинтона. Пастор признался в интервью одной газете, что церковь оставили около 20 членов из-за того, что Президент считает ее своей. «Но наше собрание остается очень дружным», — говорит пастор Хорн, — «некоторые церкви теряют больше членов из-за сущих пустяков, например из-за цвета, в который выкрашена стена в классе воскресной школы». При пасторе Хорне Билл Клинтон посещал церковь в Арканзасе всего год. «Сейчас его и церковь разделяет большая дистанция». Церковь постановила молиться за Президента каждое воскресенье и от слова своего не отступает.
«Радиоцерковь»
Большинство американских пасторов молится меньше чем 30 минут в день. Опрос 572-х пасторов экспертом Питером Вагнером показал, что 57% из них молятся меньшее 20 минут в день; приблизительно 34% расходует на молитву от 20-ти минут до часа своего времени ежедневно. Австралийские пасторы молятся в среднем по их словам 23 минуты, а Новозеландские — 30 минут. Пасторы в Азии расходуют больше времени на молитву, чем их европейские и американские коллеги. Исследование показало, что в Японии, пасторы молятся 44 минуты в день, а в Корее в среднесм — 90 минут.
Пакистанским судом приговорен к 35 годам лишения свободы школьный учитель Анвар Панвар. Вина осужденного в том, что он в присутствии свидетелей сжег Коран. Наказание можно считать еще мягким, потому что не так давно человек, выразивший вслух несогласие с некоторыми положениями ислама, был приговорен к смертной казни.
Реальную возможность сократить себе срок наказания получили преступники в пакистанском Пенджабе. Для этого от них требуется самая малость — выучить наизусть весь Коран. Об этом сообщил генеральный инспектор управления тюрем Пенджаба. По его словам, опыт оказался удачным. Недавно специальная комиссия принимала экзамен на знание Корана у ста заключенных, и 18 из них успешно его прошли. За это им на два года сокращен срок заключения. Об этом было объявлено во всех тюрьмах провинции, и теперь уже десятки тысяч заключенных принялись за интенсивное изучение Корана.
20 февраля прошли две демонстрации у открывшегося в деловой части Иерусалима супермаркета. Протест ортодоксальных иудеев вызвал тот факт, что этот магазин, первым в городе, будет работать 24 часа в сутки, ежедневно, включая субботу. Сейчас в Израиле в субботу прекращается работа общественного транспорта и практически всех торговых учреждений. Между ортодоксами и сторонниками светских организаций, которые собрались в поддержку нового магазина, произошла активная словесная перепалка.
Премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи в ответ на протесты христиан осудил недавние акты насилия в отношении христианского меньшинства. «Ни мое правительство, ни моя партия не имеют ничего общего с теми, кто совершает подобные акты, — говорится в заявлении Ваджпаи, лидера националистической правящей Джаната-парти. — Я решительно осуждаю эти акты». Премьер-министр выступил со своим заявлением на следующий день после того, как тысячи христиан провели демонстрации в основных городах Индии. В ходе этих демонстраций многочисленные ораторы обвиняли правящую партию, завоевавшую большинство в парламенте в этом году, в разжигании конфликтов на религиозной почве. «Индия — светское государство, — говорится в заявлении Ваджпаи, — Равное уважение ко всем религиям было и остается краеугольным камнем нашей культуры и государственности. Мое правительство заверяет наших христианских братьев в том, что они являются такими же гражданами нашей страны, как и все остальные». Католический архиепископ Делийский Алан де Ластик приветствовал заявление Ваджпаи, заявив, что оно «вселяет надежду».
Свет Евангелия
Впервые в истории Евангелистской Лютеранской церкви в Баварии, одной из самых больших в Германии, епископом станет, возможно женщина. Одной их трех кандидатов, выдвинутых для участия в выборах по замещению уходящего в октябре на покой епископа Германа фон Ловенича, является Джоанна Хаберер, пасторша Евангелической церкви германии.
В результате последних выборов в Германии к власти пришло немалое количество политиков, не принадлежащих ни к одной христианской конфессии. Для Германии такое положение дел является крайне необычным, поскольку в течение многих десятилетий ключевые позиции в стране занимали люди, открыто заявляющие о своей принадлежности к той или иной церкви. На сегодняшний день немцев считают наиболее религиозной европейской нацией. Почти 70 процентов всего населения Германии являются членами католической или одной из протестантских церквей. Хотя, согласно опросам, далеко не все из них посещают богослужения, общая сумма обязательного для всех членов церкви церковного налога за последние годы составила около пятнадцати миллионов марок. По итогам прошедших в Германии выборов, все северные земли, в недалеком прошлом традиционно протестантские, оказались под властью политиков, которые не являются христианами. Эти земли составляют около 25 процентов территории Германии, где проживает более 17 процентов всего населения страны. Что касается двенадцати других федеральных земель, то семь из них возглавляют католики, а пять — протестанты.
«Радиоцерковь»
Рафаэль Нориега, третий секретарь кубинской дипломатической миссии в США в недавней речи в центральной штаб-квартире церкви адвентистов седьмого дня подтвердил приверженность кубинского правительства религиозным ценностям. «Наша официальная позиция, заявил Нориега, заключается в том, что правительство не может выступать заинтересованной стороной в решении религиозных проблем. В прошлом существовало недопонимание с религиозными группами. Но за последние 20 лет отношения стали налаживаться. Конституция 1992 года превратила Кубу из атеистического государства в светское. Сегодня мы строим мосты. Одним из самых больших достижений нашего правительства стало признание того, что религия не опасна. Хоть Маркс и назвал религию просто „опиумом для народа“, она на самом деле гораздо сложнее. На примере Кубы мы можем показать, что социализм и религия могут нормально сосуществовать».
«Радиоцерковь»
В ночь на 20 февраля в Ираке был убит видный шиитский богослов аятолла Мухаммед Садек Ас-Садр и два его сына. Оппозиция прямо обвинила в организации убийства иракские власти. Пятнадцать человек были убиты и сотни ранены в ходе подавления народных выступлений, вспыхнувших после этого на юге Ирака и в пригородах Багдада. Произведены массовые аресты.
Около пятидесяти курдов ворвались 19 февраля в здание Экуменического центра в Женеве, требуя, чтобы Всемирный Совет Церквей выступил за освобождение их лидера Абдуллаха Оджалана. С ними встретился генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер. После этого состоялась пресс-конференция, в ходе которой глава курдской группы зачитал список своих требований. По окончании пресс-конференции курды покинули здание Экуменического центра.