Русская линия
Православие.RuПротоиерей Андрей Овчинников05.07.2017 

Священник как семьянин

Семейная жизнь…Что это такое? Семейное счастье — есть ли оно, а если есть, то как его достичь? Эти вопросы стары как мир, они волнуют и интересуют многих людей — всегда и везде. Но по-прежнему покров и тайна окружают то, что связано с семейным счастьем, а подлинная семейная жизнь — это задача со многими неизвестными.

Почему я, священник, взялся говорить на тему семьи? Наверное, потому, что моё слово пропитано живым опытом. Почти 20-летним, не знаю, достаточным для научения или ещё нет. Этот опыт, по милости Божией, для меня в основном оказался полезным и добрым, и, опираясь на него, можно давать советы другим. Не свысока и не от зазнайства, а с пастырской любовью и желанием помочь другому человеку. За все прожитые в семье годы я благодарен Богу, своей любимой супруге и дорогим детям. Ни разу не пожалел, что вступил в брак и не принял монашество. Поэтому дерзаю говорить о семейной жизни не как дилетант-неудачник или книжник-теоретик, а как практик, как «делатель» на семейном фронте, да и просто как счастливый человек — муж и отец семейства.

О семейной жизни писать непросто, потому что ей нужно жить. Многое в ней не поддаётся изложению на бумаге, а требует опытного исполнения на практике. Наверное, правильной жизни, в том числе и семейной, научить другого человека невозможно. А вот сказать про ошибки и маленькие успехи всё-таки надо. Опыт — вот самое ценное, что приходит к нам с годами, и им, убеждён, следует делиться.

Нам, священникам, и особенно отцам многодетным, надлежит стать учителями нашего народа не только в деле душеспасения, но и в такой многогранной сфере, как семейная жизнь. Дерзну сказать, что семья как таковая сохранилась сегодня только в духовном сословии. Не хочу хвастаться и никого обижать. Просто с этим спорить не надо. Достаточно посмотреть по сторонам и задать себе вопрос: а где они, счастливые семьи? Есть и среди нашего брата горе — непутёвые мужья и отцы, но их всё-таки меньшинство. Нужно перенимать наш добрый, положительный опыт жизни в браке. Мы, приходские священники, открыты для диалога и готовы помогать вам, дорогие братья и сёстры, в ваших непростых жизненных ситуациях. Сегодня приходской священник должен стать отчасти семейным консультантом, а может быть, и семейным психологом. Не бойтесь спрашивать: «Батюшка, как правильно поступить?» Этот вопрос я всё реже слышу от людей, которые приходят в храм. От этого становится грустно на душе, ибо твой опыт жизни, в том числе и семейной, мало кому нужен. Сейчас все всё знают. Дело священника только благословить принятое человеком решение. Никакие поправки при этом чаще всего не принимаются. А ведь сколько известно случаев доброй пастырской помощи именно в семейных проблемах. За отвержение своей воли, за веру и смирение вы через священника обязательно услышите ответ от Бога.

Я сказал про сегодняшний день, а что будет завтра? Если мы будем правильно жить, по совести, помогая друг другу, и с молитвой, то завтра должны возродиться семьи других сословий — военных, учителей, врачей и, самое главное, семьи народные, людей простого сословия. А если Господь благословит, то воскреснет и семья крестьянская, сельская — главная скрепа нашего общества.

В нашу жизнь, а лучше сказать, в наше сознание должна войти многодетная семья как лучшее место для гармоничного развития человека. Семья, где есть четверо детей. О большем количестве говорить пока рано. Ребёнок должен слышать с пелёнок, что дети в семье — это благо. Четверо ребятишек — это здорово, а самое главное — это норма. Настрой нормальной молодой семьи на рождение четырёх детей — это очень важная задача и правильная цель.

Мы, священники, привыкли, что нас хвалят и любят, балуют на приходе наших детей, несут нам «копеечку» и дарят подарки. Но за всё это придётся отвечать: и перед Богом — там, и перед народом — здесь. Похвала и любовь народа — это залог и кредит, которые, как известно, нужно возвращать с процентами, то есть с избытком. Священник — это не свадебный генерал, а пример жизни и образец поведения. Это в идеале — понятно, что в жизни не так всё просто. А ещё он — служитель Слова Божия, проповедник Евангелия. Хорошо известно, что сила слова и его влияние на слушателей глубоко связано с личным примером. Сказанное напрямую относится и к теме семьи. Хочешь поверить моему слову — «прииди и виждь!» — моя семья почти всегда со мной в храме — и матушка, и дети. А почему? Потому что это продолжение проповеди, если не её начало, ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим 3,5). Верю, что и на других приходах вы, дорогие читатели и наши прихожане, видите не только своих батюшек в алтаре, но и их матушек вместе с детками в храме на общей молитве. А это лучшая проповедь, сильнее и убедительней всяких слов. Вот оно, перед тобой, семейное счастье, когда семья живёт общими духовными ценностями, трудами и радостями. Оно, счастье брака, такое, другого не бывает. «Ведь все счастливые семьи счастливы одинаково…» Не благодаря духу времени, а наоборот — вопреки ему.

Тревожит то, что сегодня у многих молодых людей потеряна вера в семью — в её идеалы, такие как супружеская верность и, конечно же, любовь друг к другу. Такое настроение всё больше захватывает чистых, целомудренных ребят и девчонок. Обычно мы слышим, что именно за блудные грехи ничего не складывается в личной жизни, когда человек обречён на одиночество. А почему одиноки несогрешившие? Почему так много 30-летних, которых так никто и не смог полюбить? А их сердца неужели совсем остыли для ответной любви?

С годами я меньше стал говорить о традиционных путях христианской жизни. Речь идёт о монашестве и браке. Наверное, в наше время среди христиан формируется и третий путь — целомудренного безбрачия. Но жизнь преподносит разные уроки — одинокому человеку нелегко приходить в пустой дом, постоянно бороться с нечистыми помыслами и желаниями, побеждать зависть от созерцания чужого счастья и радостей жизни. Здесь особенно трудно женщинам… Боязнь ошибки, страх перед будущими неизвестными трудностями, постоянная борьба с личным эгоизмом многих молодых людей останавливает на пути, ведущему к браку. А ошибаться действительно нельзя. Потому что брак — это вопрос жизни и смерти, начало либо райской жизни, либо адского страдания. А для решения такого вопроса даётся лишь одна попытка. Но это у христиан и в духе Евангелия. В миру об этом ничего слышать не хотят.

Как быть и что делать, если всё-таки хочется иметь семью, свить своё уютное домашнее гнёздышко, родить и, самое главное, воспитать детей? Первое, как бы ни складывалась ваша личная жизнь — не грешите! Ничего доброго и хорошего на грехе построить и создать нельзя. Плохое и гнилое можно, только зачем? И снова тревожный симптом из пастырского опыта, и касается он наших девушек — красивых, здоровых, молодых и целомудренных. Всё у них вроде бы нормально — они в Церкви. Но, желая выйти замуж, они знакомятся с молодыми людьми, обычно «воцерковлёнными», и начинаются грустные истории, которые легли в основу многих романов на тему несчастной любви. Всё происходит по обычной схеме — свидания, прикосновения, объяснения в чувствах, поцелуи и, наконец, падение в блуд… Ради сомнительного будущего семейного счастья в жертву греху приносится самое главное — чистота и невинность жизни. А если после такого бурного начала тебя никто замуж не возьмёт? Где эта гарантия? Её нет и быть не может. Добрачный период знакомства самый ответственный и очень опасный. Здесь и одному и другому надо смотреть в оба и не делать ошибок и глупостей. Добрачная чистота для молодых людей — самая главная добродетель, это основной критерий верности Христу и правильности духовной жизни. Не отступайте от своих принципов жизни, какие бы заманчивые перспективы ни маячили перед вашим взором.

Как бы грустно ни было на душе, нельзя опускать рук и сдаваться. За своё семейное счастье нужно побороться. Главное средство — это молитва. У Бога для нас есть всё, в том числе женихи и невесты. Браки, как известно, заключаются на небесах. В это нужно верить и действовать. Главное дело здесь — молитва. Для желающих создать семью без многолетнего молитвенного труда не обойтись. Нужно с верой и дерзновением просить Божиего благословения на знакомство с добрым человеком и на счастливую семейную жизнь с ним.

Забыто в нашей жизни замечательное слово «семейственность». А ведь это качество, а лучше сказать, добродетель и есть основа семейного счастья. Это свойство нужно всячески развивать в себе и обязательно увидеть в другом — будущем спутнике жизни. Семейственность — это желание угождать Богу через служение и заботу о ближнем. Не считая, сколько сделал я и сколько в ответ сделали мне. Эту арифметику в семье нужно забыть раз и навсегда. Жизнь в браке — это часто отказ от себя, своих желаний, привычек, планов. Чем больше сокрушается эгоизм, тем больше приобретает семья и, естественно, сам человек.

Продолжение следует

http://www.pravoslavie.ru/104 867.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru