Русская линия
Русская линия30.08.2008 

Иеромонах Серапион (Митько): Грузины должны заслужить нашу любовь
Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии прокомментировал данные опроса ВЦИОМ об отношении граждан России к грузинскому народу

Иеромонах Серапион Митько «Межэтническая комплиментарность понимается как величина непостоянная и трудно регулируется моральными императивами. Невозможно заставить любить какой-то народ, невозможно заставить отделять правительство от народа, который его избрал. С одной стороны, русские люди в течение последних веков своей истории испытывали теплую привязанность и любовь к грузинам, как к близкому, единоверному народу, который был спасен от геноцида со стороны исламской Персии (Ирана). С другой стороны, русские сталкиваются с черной неблагодарностью со стороны некоторых представителей грузинского народа, которые считают, что русские в прошлые века им не помогали, а, наоборот, захватили их территорию», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), комментируя результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представившего вчера на официальном сайте данные о том, как изменилось у россиян отношение к грузинам после южноосетинского конфликта, и что, по их мнению, между нами общего и различного.

Согласно данным опроса, произведенного в конце августа, у каждого второго россиянина отношение к грузинам после событий в Южной Осетии изменилось в худшую сторону (51% опрошенных). Однако у 41% респондентов отношение к грузинскому народу осталось прежним, а у 2% оно даже улучшилось. При этом, если молодых людей в возрасте 18−24 лет, у которых отношение ухудшилось, — 54%, то уже в возрасте 25−34 лет — 48%. Также 52% 35−44летних и столько же респондентов преклонного возраста (60 лет и старше) изменили отношение к грузинам в худшую сторону. Половина наших сограждан уверены в том, что между русскими и грузинами больше того, что их разъединяет (50%). Хотя 28% все же полагают, что объединяющих моментов больше, чем разъединяющих. Меньше всего опрошенных, которые считают, что между грузинами и русскими больше общего, в группе 18−24 года (21%), а больше всего в группе 25−34летних (32%) и 45−59-летних (31%).

По словам иеромонаха Серапиона (Митько), «сейчас в средствах массовой информации постоянно тиражируется миф о какой-то особой любви русского народа к грузинскому». «Некоторые основания для этого есть, но мы знаем и обратную сторону этого мифа. Мы знаем и то, что еще в советское время отношение к грузинам со стороны нашего народа было сложным, и эта сложность определялась тем, что многие представители грузинского народа демонстративно не разделяли те ценности общественной жизни, которые были присущи русским людям», — сказал отец Серапион. Он напомнил, что в советское время Грузия жила гораздо лучше, чем остальные советские республики, что доход на душу населения здесь был значительно выше. Но русские люди, которые жили тогда в Грузии, хорошо помнят, каким высокомерным было отношение грузин и к абхазам, и к осетинам, и даже к русским, которые жили на этой территории. «Даже в литературе, кинематографе советской эпохи мы встречаем образ грузина, который старается жить по-другому, чем все остальные советские люди», — отметил священник.

Говоря об особой проблеме грузинского исторического мифа, представляющего грузинский народ отличным от других народов Закавказья, особым древнейшим народом, обладающим античной культурой, и констатируя также проблему новоявленного грузинского «империализма», иеромонах Серапион указал на несколько очень важных моментов в истории Грузии, повлиявших на менталитет и самосознание грузинского народа. «Во-первых, этот народ в языковом отношении достаточно изолирован от других народов мира, и при всем разнообразии субэтнических групп замкнут в самом себе, противопоставляя себя всем окружающим народам. Во-вторых, Грузия вляется носителем своеобразной, уникальной, прекрасной, но все-таки, очень местной культуры; но через приобщение к Православию этот народ получил некое вселенское осознание своей миссии, и это осознание сегодня привело к созданию такой маленькой кавказской империи, которую мы наблюдаем сегодня», — отметил священник.

«С другой стороны, есть и другие причины, которые кроются в самом отношении грузин к малым народам. В частности, мы знаем, что Кахетинское царство было вассалом Ирана (Персии), но даже в рамках своей вассальной зависимости оно имело в подчинении некоторые султанаты, расположенные на территории, например, нынешнего Западного Азербайджана. То есть, будучи даже покоренным народом, грузины имели порабощенными и подчиненными другие народы. Безусловно, четко прослеживается и влияние американского империализма», — полагает иеромонах. По мнению отца Серапиона, проблема взаимоотношений грузинского и русского народов заключатся в сегодняшнем отношении к России грузинского руководства и некоторых представителей этого народа в самой России. «До того, как Саакашвили напал на Южную Осетию, он не раз позволял себе оскорбления в адрес Российского государства и национального чувства русских людей, пользуясь той оголтелой риторикой, которая неоднократно звучала в средствах массовой информации. Мы очень любили грузинских артистов, теперь же мы слышим из уст людей, десятилетия живших любовью русских зрителей, откровенную русофобию

флаг России и ГрузииСвященник считает, что следовало бы провести и среди самих грузин соответствующий опрос на предмет их отношения к русскому народу. «Если народ подавляющим большинством голосов избирает себе фюрера, то он не может потом сказать, что он не виноват. Ибо грузинский народ должен знать, что избрание этой власти и выбор такой политики и такого отношения к России является ошибкой», — заметил он, указав и на вину народа Германии после известных событий середины XX столетия. «Я много слышал негативного об отношении грузин к другим христианским народам. Однажды я слышал от одного „очень православного“ грузина, что Христос был грузин. Такой религиозный шовинизм встречается только у поляков, от которых тоже слышали, что Богоматерь являлась полькой. Саакашвили принимает такую польскую русофобскую модель отношения к нашему народу», — подчеркнул священнослужитель.

«Любовь к грузинскому народу, конечно, останется, но мы должны понимать, что грузинский народ не имеет такого же права на нашу любовь, как, например, право на жизнь, свободу и т. д. Право на любовь надо заслужить. Как христиане, мы должны всех любить и прощать, даже своих врагов. Но мы не хотим видеть их как врагов, а хотим видеть в них ближних; и здесь мы стоим перед сложным нравственным выбором. Наверное, эта любовь сохранится и приумножится, потому что мы, русские, умеем прощать. Но если грузинский народ отождествит себя с человеком, который является у них сейчас президентом, то этот народ рискует потерять любовь и поддержку русских людей», — заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика