Русская линия
Красная звезда Александр Белов03.02.2007 

Пентагон теснит ЦРУ
Или найдет ли Белый дом стрелочника

Недавний космический сюрприз Китая, с помощью ракеты уничтожившего на орбите свой старый спутник, бросил тень на репутацию директора национальной разведки США Джона Негропонте. Ведь совсем недавно он уверял членов сенатского комитета по разведке в снижении степени угрозы КНР Тайваню и вообще не видел серьезного военного фактора на «китайском направлении».
Теперь, постфактум, в Вашингтоне громко сетуют, что уничтожение спутника, летавшего на той же высоте, что и основная космическая группировка США, потенциально создает угрозу безопасности США, Японии и Тайваня.
Мирная дипломатия Пекина отвлекла внимание Негропонте от китайских военных программ? Или попросту недоглядела самая дорогостоящая в мире разведка? Многие эксперты видят в этом системную причину — ослабление внимания американского разведсообщества к тому, что традиционно относят к сфере «стратегической разведки». По их мнению, текущие заботы, прежде всего связанные с войной в Ираке, и бюрократические схватки в Вашингтоне отвлекают разведку от решения долгосрочных задач, направленных на получение данных о намерениях и планах потенциального противника (противников) и проведение их анализа.

Самая дорогая разведка в мире


Совокупный годовой бюджет разведсообщества США, состоящего из 16 служб, в текущем финансовом году составил 44 млрд. долларов. По сравнению с 1998 годом он вырос на 18 миллиардов, а общая численность сотрудников разведслужб достигла 100 тыс. человек.
По оценке исследовательского центра American Empire Project, на ЦРУ приходится 5 млрд. долларов в год. В то же время агентство национальной безопасности, контролирующее линии связи, располагает 6 — 8 млрд. долларов, бюджет национального разведывательного офиса (спутниковая разведка) составляет порядка 7 млрд., национальное геодезическое разведывательное агентство — 3 млрд. долларов, на военную разведку приходится 1 млрд. долларов.
Приведенные цифры производят внушительное впечатление, но вместе с тем отражают перекос во всем громадном разведывательном комплексе, возникшем еще в момент его создания в 1947 году. Номинально глава разведсообщества — директор национальной разведки, а до этого директор ЦРУ в рамках его второго титула — директора центральной разведки. Фактически же самые дорогостоящие службы подчинены министру обороны, на Пентагон приходится 80 — 85 проц. бюджета разведсообщества.
Рост ассигнований, казалось бы, говорит о повышенном внимании к нуждам разведслужб, однако их эффективность и востребованность, по мнению американских же обозревателей, не всегда эквивалентны выделяемым бюджетным средствам.

Лэнгли лихорадит


Буквально с приходом Джорджа Буша в Белый дом в январе 2001 года разведку, прежде всего ЦРУ, стало заметно лихорадить, а внимание к результатам ее деятельности ослабло. Показателен такой факт: представители ЦРУ в начале 2001 года безуспешно пытались привлечь внимание Кондолизы Райс, тогда помощника президента по национальной безопасности, к угрозе терроризма, но безуспешно. Райс отмахнулась от их настойчивых советов и рекомендаций.
Позднее, летом 2001-го, ЦРУ подготовило и положило на стол президента план борьбы с террористической организацией «Аль-Каида», которая была названа серьезной угрозой безопасности Америки. Однако Дж. Буш не удосужился прореагировать на предложения разведки вплоть до 11 сентября.
Все это не помешало Белому дому возложить вину за недосмотр на спецслужбы, а затем перевести стрелки на тему их реформирования. Реформы проведены — дорогостоящие, громоздкие и, главное, не эффективные.
Как известно, ЦРУ активно участвовало в подготовке и проведении операции в Афганистане, завершившейся разгромом талибов, но не окончательным — в последние два года они вновь оживились. Однако после этого Пентагон по существу подмял под себя Лэнгли. В период, предшествовавший иракской войне, Белый дом требовал от ЦРУ только одного — свидетельств обладания Саддамом Хусейном оружием массового уничтожения. И не удовлетворялся отрицательным заключением по этой проблеме.
Тогда фактически кураторство спецслужбами по этой тематике взял в свои руки лидер неоконсервативного крыла администрации вице-президент США Дик Чейни. Он и сотрудники его аппарата наезжали в Лэнгли, ориентировали его сотрудников на получение «нужных результатов», запрашивая затем «конкретную» информацию по иракской проблеме. Результатом всей этой «работы» стал банальный обман американского и мирового общественного мнения. Таким образом, разведку использовали как орган дезинформации страны.
Когда поиски химического оружия в Ираке ни к чему не привели, Лэнгли был обвинен во всех грехах. В прессу просочилась информация, будто бы директор ЦРУ Джордж Тенет заверял президента, что его контора располагает «железными» доказательствами наличия ОМУ в Ираке. При этом он якобы даже дал согласие на использование в речи президента данных о закупках Ираком урана в Нигере, оказавшихся ложными.
Итогом этой подковерной кутерьмы с возложением вины друг на друга стала отставка Джорджа Тенета с вручением ему в качестве своего рода отступного — «Президентской медали Свободы». Тут же последовали новые назначения и отставки: в кресло директора ЦРУ на время попал конгрессмен Портер Госс, затем в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию событий 11 сентября был создан отдельный пост директора национальной разведки, который занял Джон Негропонте.
Позднее из-за разногласий с Дж. Негропонте и дела о коррупции в руководстве ЦРУ ушел в отставку и Портер Госс. Ныне на пост заместителя государственного секретаря из разведки перемещают самого Дж. Негропонте. Директором национальной разведки США Буш назначил отставного адмирала Майка Макконнелла, который в последние годы возглавлял частную фирму — подрядчика разведслужб Booz Allen. Это назначение должно еще пройти утверждение в сенате. Директором ЦРУ несколько ранее стал генерал ВВС Майкл Хэйден.
Подробная кадровая чехарда вряд ли помогла утрясти проблемы взаимоотношений разведсообщества и исполнительной власти, а скорее всего засвидетельствовала глубокие разногласия в методах планирования и реализации внешнеполитической стратегии США в последние годы. Приоритет в этом деле, судя по всему, застолбило за собой военное ведомство.

В клинче за влияние


В последние годы, особенно с началом иракской войны, взаимодействие американских силовых структур напоминает парковый аттракцион, где каждый стремится занять место другого или хотя бы частично занять его поле. При этом Пентагон преуспел в этой игре больше других — благодаря сверхщедрому государственному финансированию и особым талантам борьбы на бюрократическом поприще, которым отличался Дональд Рамсфелд, до недавнего времени министр обороны США.
Так, ссылки на террористическую угрозу и принятые в связи с этим законы помогли Пентагону и ЦРУ вторгнуться в заповедную зону ФБР — внутренний сыск. В этих целях они адресуют в банки так называемые «письма национальной безопасности» с требованием раскрыть данные личных счетов попавших в их поле зрения американских граждан или фирм. Пентагон дает такое объяснение этим действиям: интересуемся физическими и юридическими лицами, способными создать угрозу безопасности военных операций. За пять лет Пентагон разослал тысячи таких писем в рамках примерно 500 расследований. Спецслужбы также активно используют возможности перехвата линий связи, в том числе граждан США.
Еще одно смешение полномочий: Пентагон лишил ЦРУ монопольного права на использование полувоенных формирований в целях поддержки военных операций. Речь идет преимущественно о разведывательно-диверсионных группах, которые проникают на территорию другой страны в целях разведки либо наведения ударов авиации. В рамках финансирования таких операций Пентагона в 2005 году конгресс выделил командованию войск специального назначения 25 млн. долларов для вербовки информаторов и диверсантов.
Еще одна пикантная область конкуренции: в ряде стран оперативники ЦРУ и Пентагона сталкивались между собой при проведении акций по захвату лиц, подозреваемых в терроризме. Такое отмечено, например, в ряде стран Латинской Америки.
Известно, что ведение агентурной разведки за рубежом в недавнем прошлом было исключительно сферой полномочий ЦРУ. Теперь, по данным западной печати, в американских посольствах появились и сотрудники Пентагона, занимающиеся агентурной разведкой и наступающие в этой сфере на пятки резидентурам ЦРУ. Подобная ситуация вряд ли по душе оперативникам ЦРУ, сталкивающемуся с конкуренцией со стороны военного ведомства.
В еще более серьезной степени сотрудников Лэнгли беспокоит фактическое подчинение самой разведки интересам Пентагона. Задачи, которые руководство администрации ставит перед разведкой, во все большей степени ориентированы на получение тактических данных в поддержку военных операций. Ради этого ЦРУ вынуждено наращивать штаты своих «станций» в ближневосточном регионе. Для решения этой же задачи разведка усиленно набирает сотрудников со знанием местных языков, порой отказываясь от традиционно жестких критериев отбора кадров. В результате сам разведцентр в Лэнгли превращается в подобие пестрого лагеря иммигрантов.
Способны ли улучшить ситуацию недавние кадровые перемены, в частности, назначение бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса министром обороны и двух высших военных чинов — отставного адмирала и генерала соответственно директором национальной разведки и директором ЦРУ? Вряд ли, если учесть, что их главной заботой станет не поиск достойного выхода США из иракской войны, а, очевидно, выработка рекомендаций и подготовка «своими методами» достижения «полной победы» Вашингтона на Ближнем Востоке, как этого и требует от них американский президент.
А это твердая гарантия новых обострений и разногласий между Белым домом и многочисленными ветвями разведсообщества и Пентагона.

http://www.redstar.ru/2007/02/0302/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика