Русская линия
Прочие периодические издания17.04.2002 

О буддийской цивилизации
Болсохова Н.

Фундаментальная монография С.Ю. Лепехова «Философия Мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации», выпущенная издательством БНЦ СО РАН, посвящена одной из самых актуальных проблем российской и зарубежной востоковедной науки. Глубокое знание предмета, тщательный отбор оригинальных письменных памятников на восточных языках и удачно найденная форма изложения сложнейших вопросов буддийской философии делают рецензируемый труд весьма интересным для специалистов-востоковедов.
Монография состоит из введения, трех глав, заключения и нескольких приложений, где представлены переводы автора на русский язык базовых источников с подробными комментариями, помогающие уяснению замысла автора и его исследовательской технологии, и обширной библиографии. Это, пожалуй, одна из лучших библиографий по буддийской философии и по формированию учения Махаяны, сложившегося под влиянием буддийской цивилизации и культуры.
Чтобы читатель мог получить достаточно полное представление о рецензируемой книге, мы приводим названия параграфов первой главы и называния второй и третьей глав. Глава I — «Становление буддийской цивилизации и ранняя Махаяна»: «Буддийская цивилизация» — к определению понятия"; «Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации», «Некоторые проблемы формирования буддийской культуры и буддийской цивилизации», «Влияние праджняпарамиты на формирование ранней Махаяны»; «Цивилизация Ашоки и распространение буддизма Махаяны». Глава II — «Генезис основных философских категорий и концепций буддизма». Глава III — «Воздействие философских идей буддизма на политику, культуру и идеологию стран Центральной и Восточной Азии». В первом параграфе I-й главы автор, анализируя работы своих предшественников, которые в той или иной мере касались определения понятия «буддийской цивилизации», предлагает собственную интерпретацию этого понятия. «Под буддийской цивилизацией в том смысле, в каком это понятие используется в данной книге, мы будем понимать социально-историческое явление большой длительности (в смысле Ф. Броделя), хронологические рамки которого определяются на временном промежутке: от эпохи Ашоки до наших дней; характеризующейся особой культурой, хозяйственным укладом и формой политической организации общества и гетерохронно существовавшей на евразийском пространстве от Калмыкии на западе до Японии на востоке, от Бурятии на севере до Индонезии на юге; общей идейной основой которого явилось учение, зафиксированное в буддийском каноне и комментариях, а социально-исторической памятью — собственная единая историография». Это четкое определение позволило С.Ю. Лепехову строго построить научную концепцию монографии и сделать весьма убедительные выводы, изложенные в заключении.
Второй параграф I-й главы посвящен скрупулезному анализу буддийской философии. Важно отметить, что в данном параграфе автор монографического исследования рассматривает особенности буддийской философии как их представляли европейские специалисты в области истории философии и как сами буддийские мыслители. В результате компаративного изучения специальной литературы и источников на восточных языках С.Ю. Лепехов пришел к выводу, что единой основой буддийской цивилизации служит буддийская философия.
Третий параграф I-й главы содержит в себе немало интересных наблюдений. С.Ю. Лепехов видит возможный путь формирования буддийской цивилизации, как самостоятельного культурно-исторического явления собственно буддийской историографии, позволившей буддизму не только влиять на общественное сознание, но и на организацию его определенным образом в рамках культурно-исторической целостности, носящей глобальный характер.
В четвертом параграфе I-й главы мы наблюдаем абсолютно новый подход в определении времени создания первых праджняпарамитских текстов, занимающих одно из важных мест в канонической литературе Махаяны («Великой колесницы»). Тщательное изучение и исследование литературы по этому вопросу и анализ восточных текстов дали возможность автору монографии сделать весьма убедительный вывод о том, что Праджняпарамита — древнее учение, известное, по крайней мере, с IV века до нашей эры. С большим интересом читается пятый параграф I-й главы. Здесь автор удачно сочетает свои обширные теоретические знания в области буддизма с конкретным материалом. В качестве примера можно привести анализ концепции императора Ашоки о политическом единстве царской власти и буддийской дхармы (учения). Эта идея Ашоки получила огромное распространение во многих странах Азии. Именно объединение светской и религиозной власти способствовало буддизму Махаяны занять доминирующее положение на обширном регионе Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.
Хотелось бы высказать одно соображение, продиктованное большим значением рецензируемой монографии. В книге С.Ю. Лепехова много специальных (технических) терминов и понятий, без тонкого знания которых было бы невозможно создать столь глубокое по содержанию исследование. Отсутствие глоссариев, а также индексов создает определенные трудности при чтении рецензируемого труда. Надеемся, что автору удастся восполнить этот пробел, что сделает фундаментальный труд С.Ю. Лепехова более доступным не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Это замечание, разумеется, не умаляет достоинств монографии С.Ю. Лепехова. Рецензируемая книга — ценный вклад в востоковедную науку. Хочется пожелать автору больших успехов.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика