Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова24.02.2004 

Ватикан сделал свой ход

Закончился визит председателя Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера в Россию. 23 февраля он возвращается в Рим. Сегодня еще рано говорить об итогах его переговоров с иерархами Русской Православной Церкви. Как настоящий политик, дипломат и оптимист кардинал вежливо улыбается, но всячески уклоняется от разговоров с прессой. За неделю своего пребывания в Москве, Вальтер Каспер выступил на епископской конференции, встретился с председателем ОВЦС, митрополитом Кириллом и Патриархом Алексием II, посетил Троице-Сергиеву Лавру. Но главное, он продемонстрировал позицию той части Ватикана, которая явно настроена на улучшение отношений с РПЦ.

В визите Каспера в Москву пожалуй, стоит отметить несколько самых ярких моментов. Первое — встреча с митрополитом Кириллом, в ходе которой было достигнуто решение о создании договоренность о создании совместной комиссии для решения спорных вопросов, в которую будут входит представители обеих Церквей. Пока не ясно, кто войдет в эту комиссию, но можно предположить, что основными вопросами, которые будут ей решаться — на какие уступки согласна пойти Католическая Церковь, чтобы наладить отношения с РПЦ и получить возможность для визита Папы Римского в Москву. Там же будут разрешаться проблемы, которые могут возникнуть в отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами.

Вторым фактом (а, возможно, и первым по значению) стала встреча кардинала Каспера с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, на которой обсуждались проблемы, стоящие между двумя Церквами — миссионерство католиков среди православного населения России и СНГ и экспансия греко-католиков на Украине. Однако, сегодня наибольший интерес представляет даже не повестка дня их переговоров, а сам факт того, что глава РПЦ, даже выражая неприятие со стороны Православной Церкви многих решений Ватикана, допустил эту возможность.

Не меньший интерес представляет визит главы Папского Комитета в Троице-Сергиеву Лавру, в ходе которого он пригласил в Рим профессоров Московской духовной академии и семинарии, а также призвал православных к более тесному сотрудничеству в области образования, к расширению обмена студентами и преподавателями и даже к более интенсивному научно-богословскому диалогу. Им были озвучены университеты, готовые принять православных богословов. Кроме давних партнеров по науке — римских университетов, гость из Ватикана назвал католические научные центры во Франции, Испании, Германии и Ирландии. В то же время проректор Московских духовных школ протоиерей Владимир Шмалий выразил надежду, что проблемы, омрачающие православно-католические отношения, будут разрешены.

Впрочем, об одном реальном шаге со стороны Католической Церкви уже стало известно. Согласно заявлению, опубликованному 21 февраля департаментом по связям с прессой Святого Престола в силу решений, принятых на встрече 19 февраля между митрополитом Кириллом и кардиналом Каспером, Папа Римский Иоанн Павел II не будет учреждать греко-католический патриархат на Украине. Ватикан согласился, что такой шаг можно рассматривать «как попытку утвердить интересы Римско-католической Церкви в регионе, традиционно принадлежащем Московскому Патриархату».

Вместе с тем, посланник Ватикана отверг обвинения в попытках обратить православных в католицизм. Очевидно, что православная сторона должна будет обратить внимание — на какие жертвы согласен идти Ватикан в желании достичь «реального диалога».

Очевидно, что на значительные. На случайно в своем выступлении на епископской конференции кардинал Каспер не только вспомнил, но и особо подчеркнул неустаревающее значение документа, принятого в Ватикане в 1992 году под названием «Папская Комиссия „Pro Russia“ Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и в других странах СНГ».

Об этом документе довольно длительное время никто не вспоминал. Поэтому на отдельных его местах стоит остановиться несколько подробнее. Документ начинается словами — «после 60 лет существования политики официального атеизма на территории бывшего Советского Союза католические общины латинского, византийского и армянского обрядов нуждаются в новой евангелизации». Из которых следует довольно неожиданный вывод, что «Церковь латинского обряда должна с большим уважением относиться к глубоко укоренившимся восточным традициям и, в особенности, к традициям Православной Церкви. Пережив долгий период преследований, трудностей и всякого рода ограничений, Православная Церковь сегодня находится перед лицом серьезной задачи — проведения новой евангелизации традиционно православных народов, воспитанных и выросших в атеизме.

Таким образом, в братском диалоге с местными епископами Православной Церкви и при полном уважении к религиозным убеждениям граждан пастыри Римской Церкви должны приложить все усилия к поощрению сотрудничества с Православной Церковью во всех возможных направлениях, дабы перед глазами всех засияло то единство в любви, которое должно царить между Церквами, как преддверие полного церковного общения».

Чтобы рассеять появившиеся в Православной Церкви опасения и восстановить взаимное доверие, необходимое для экуменического диалога между двумя Церквами, «Pro Russua» предлагает следующие практические указания:

«Для содействия гармоническому сосуществованию с Православной Церковью и в доказательство открытости, которой должна быть отмечена любая пастырская инициатива Католической Церкви, епископы и Апостольские администраторы должны информировать правящих епископов Православной Церкви обо всех важных пастырских инициативах, в особенности об учреждении новых приходов, необходимых для духовного окормления католических общин, уже существующих на местах.

Святой Престол убежден, что православные епископы, разделяющие заботы о евангелизации своей паствы, будут рады способствовать духовному окормлению католических общин, существующих на территории их епархий, а также возвращению храмов католическим (восточным и латинским) общинам там, где они их все еще лишены.

Однако если в силу определенных обстоятельств возникнут расхождения в оценке целесообразности проведения пастырской инициативы, которую епископ или Апостольский администратор считает необходимой для духовного блага (пусть даже немногочисленной группы) верующих католиков, епископ или Апостольский администратор, использовав указанные выше средства диалога, может поступать согласно своей совести, поскольку он ответственен перед Богом за духовную жизнь всех и каждого члена Католической Церкви. В более серьезных вопросах он должен обращаться за советом к представителю Папы и в компетентные ведомства Римской Курии.

Если позволяют обстоятельства, пастыри Католической Церкви, исполненные миссионерского рвения и заботы о евангелизации миллионов людей, еще не познавших Христа, должны прилагать усилия для того, чтобы в сотрудничестве с православными епископами развивать пастырские начинания Православной Церкви, радуясь тому, что совместными усилиями они могут способствовать воспитанию благочестивых христиан.

Рекомендуется уведомлять представителей Православной Церкви о любой инициативе социального порядка (в том числе в области воспитательной и благотворительной деятельности), к выполнению которой могут быть призваны учреждения Католической Церкви западных стран с целью содействия общему благу стран СНГ или Восточной Европы».

Очевидно, что Католическая Церковь с лице кардинала Каспера, напомнившего в России точку зрения Ватикана на экуменизм, склонна к определенным уступкам, доказывая, что она готова к реальным переговорам с РПЦ. При этом, естественно не стоит забывать, что она, как Церковь, происходящая от Первой, Апостольской, не будет отходить от тех принципов, которые, закреплены в ее учении.

23 февраля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика