Русская линия
01.01.2000 

ДАРНИЦКИЙ СИНДРОМ
Канюк Михаил

Дарницкий район, города Киева сравнительно молодой. До революции там был дачный поселок, который числился селом Броварской волости Острожского уезда Черниговской губернии, Ныне там ничто уже не напоминает о былом — современные жилые массивы превратили Дарницу в часть большого города, а в 1990 году там впервые за весь советский период началось строительство церкви — храмового комплекса Архистратига Божьего Михаила в честь 1000-летия Крещения Руси.
С ухудшением экономической ситуации в Украине все больше и больше трудностей возникало на пути энтузиастов во главе со старостой общины В. Макарчиковым, которые составляли традиционную церковную «двадцатку». Тем не менее, вопреки скептикам и маловерам в 1991 году в Дарнице была воздвигнута часовня в честь Входа Господнего в Иерусалим, посвященная памяти жертв Чернобыльской катастрофы. А в 1994 году — единственный в городе храм-крестильня с баптистерием, завершено строительство храма-часовни Святого Георгия Победоносца в память работников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей. В настоящее время ведется строительство центрального сооружения комплекса — собора Архистратига Михаила, превышающего по размерам восстановленный совсем недавно Свято-Михайловскии собор и восстанавливаемый ныне Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Одновременно со строительством церковная община ведет большую миссионерскую, катехизаторскую и благотворительную деятельность. В воскресной школе, которых в Киеве буквально единицы, обучается более ста детей. Им преподают Закон Божий, библейскую историю, рисование. На Рождество и Пасху устраиваются театрализованные представления. При школе действуют бесплатные курсы иностранных языков, детский хор. Некоторые дети из неполных и малообеспеченных семей направляются на оздоровление, в тем числе и за рубеж, Приходской хор не ограничивает свою деятельность богослужением — для ветеранов и сотрудников органов милиции устраиваются благотворительные концерты. Община курирует детский дом для детей сирот. Ежегодно, в день памяти Чернобыльской катастрофы, здесь собираются родные и близкие погибших, ликвидаторы аварии, представители госадминистрации и другие официальные лица, отправляются панихиды. В храме хранятся книги-синодики с именами погибших. На территории храма сооружена мемориальная могила с именами 24-х героев-ликвидаторов, которые в ночь на 26. апреля 1986 года первыми вступили в борьбу с огненной стихией атомного реактора.
Полноценная приходская жизнь общины должна бы стать образцом не только для Киевской епархии, но и для всей Украинской Православной Церкви, однако, ничуть не бывало. Вместо этого церковную общину вот уже который год терроризирует администрация Киевской Митрополии, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых злоупотреблениях. Вот уже который раз ведутся разбирательства многочисленных заявлений и жалоб, в ходе которых ни единый из приведенных фактов не находит своего подтверждения. И это не удивительно, ибо составляются они лицами, специально направляемыми на приход Киевской Митрополией. Заканчиваются одни разбирательства, начинаются другие, и так без конца.
Говорят, что цель оправдывает средства — в данном случае низменные средства служат достижению аналогичных целей. Все дело в том, что, получив право внутреннего самоуправления. Украинская Православная церковь, как и вся страна оказалась втянутой в рыночные отношения, при которых деловая активность и предприимчивость стали теснить духовно-нравственные принципы, на которых зиждится Церковь Христова. Понятно и стремление Киевской Митрополии, как одного из субъектов рынка, устранить конкурентов и установить монополию на прибыль. Поскольку в классическом выражении это явление предстало перед современниками именно на дарницком приходе, то и получило название «дарницкий синдром». Своеобразие его определила одна единственная статья Приходского Устава, которая не позволяет правящему архиерею распустить приходское собрание, а настоятелю храма отменять неугодное ему решение.
В самом начале филаретовского раскола эта статья оградила приход от формальных притязании митрополита-раскольника Филарета, а теперь — от новоявленных внутрицерковных дельцов.
Если с 1992 года общины храма Архистратига Михаила как бы вообще не существовало для Киевской Митрополии, то с появлением материальных возможностей, активизировавших строительство, она стала проявлять к ней все больший интерес — с одной стороны не давала покоя спонсорская поддержка, а с другой — активная просветительная, миссионерская и благотворительная деятельность общины обличала бездеятельность и застой в самой Киевской митрополии. Постепенно мелочные придирки переросли в настоящую «психологическую войну.
«Военные действия» началась с применения обычных средств — кляуз и доносов в адрес Митрополита Владимира, где приходской совет обвинялся во всех мыслимых и немыслимых злоупотреблениях и пороках. К славе и чести руководства общины ни один из приведенных фактов так и не нашел своего подтверждения. Староста церкви В. Макарчиков по каждому из них регулярно представлял аргументированные письменные объяснения, утвержденные на приходских собраниях и заседаниях приходского совета. Вскоре в ход пошли коллективные жалобы, причем подписи прихожан, собираемые под совершенно невинные текстом, прилагались к текстам клеветнического содержания и в таком виде передавались в Митрополию. Однако и это не сработало, причин для административных мер по устранению «двадцатки» изыскать не удавалось.
Ситуация осложнилась после смерти настоятеля храма протоиерея Иоанна Черниенко, который своим высоким авторитетом ограждал приходской совет от клеветнических нападок и по мере возможности сохранял здоровый микроклимат на приходе. Но после него на приход стали назначаться священники, главной задачей которых было не духовное окормление паствы, а «захват власти». Ими стали протоиереи Николай Копец, Михаил Тарасенко и другие. Все они, впоследствии, уличенные в создании склочной ситуации, снимаясь с прихода, оправдывались тем, что действовали по заданию епархиального секретаря Киевской Митрополии протоиерея Виталия Косовского. Таковыми оказались и назначенные впоследствии на приход исполняющий обязанности настоятеля священник Николай Макар и священник Виталий Теслюк. После их появления обстановка на приходе стала сродни той, что царит на близлежащем дарницком рынке. Члены приходского совета неоднократно обращались в Митрополию с просьбой о замене тех, кто сеет раздор и смуту, но разве могли заменить тех, кого для этой же цели сюда и поставили? Зато по фактам, приведенных в новых доносах, была создана специальная комиссия во главе с наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры епископом Вышгородским Павлом (Лебедем).
4 ноября 1999 года обе стороны были вызваны в комиссию для «собеседования». Казалось, члены комиссии должны были предварительно изучить обстановку на приходе, ознакомиться с бухгалтерской документацией, изучить протоколы приходских собраний и заседаний ревизионной комиссии, провести беседы с членами приходского совета, встретиться с прихожанами, а затем сделать вывод, насколько соответствуют действительности факты, изложенные в письмах. Ничего этого сделано не было. «Собеседование» представляло собой эмоциональный монолог владыки Павла, изобиловавший образными инфернальными выражениями, в заключении которого следовало обвинение приходского совета в «бандитизме и наркомании». К слову, со стороны последних на «собеседование» был допущен лишь один Макарчиков, в то время как противная сторона предстояла в полном составе. Затем, пригрозив Макарчикову, что секретарь Митрополии протоиерей Виталии Косовский «не оставит мокрого места от вашего прихода», владыка Павел постановил «приходской совет разогнать».
Последнее заявление противная сторона восприняла как непосредственное руководство к действию. Уже через час во главе со священником Виталием Теслюком они появились в Дарнице, где во время богослужения в храме напали на свечной ящик с целью завладеть товаром и деньгами. В ходе возникшей потасовки падали и разбивалась иконы, ломалась церковная утварь — налетчики искали изделия из драгметаллов. Присутствующие на богослужении верующие были повергнуты в шок. Служба была прервана.
Следующим объектов нападением стали пять церковных киосков. Выгнав киоскеров, нападавшие конфисковали деньги, товар и документацию. Однако, «переворот"' не состоялся — на место преступления была вызвана милиция. Прибывшие сотрудники Дарницкого УВД города Киева квалифицировали действия Виталия Теслюка и находящихся под его началом лиц как противоправные. Все они были доставлены в райотдел для дальнейшего выяснения обстоятельств. Но и это не охладило пыл участников «переворота». Выпущенные после полуночи на свободу, они были перехвачены священником Николаем Дакаром, который снова повел их на территорию храмового комплекса, где явочным порядком они заменили все замки на храмовых помещениях и опечатали двери.
По факту учиненного разбоя, организованного священниками Николаем Макаром и Виталием Теслюком было заведено уголовное дело. Казалось, справедливость теперь должна восторжествовать, но кто определит тот моральный ущерб, который был нанесен Церкви в результате этого инцидента? «Хороша Московская Церковь — одни бандиты в рясах!» — заявили в госадминистрации Дарницкого района. На два дня было приостановлено строительство храма — прибывшие издалека строители выясняли кто и по какой причине опечатал их подсобные хозяйственные помещения. Была сорвана плановая встреча ветеранов МВД Шевченковского района. Как ни странно, но противоборствующие стороны были едины в одном — если инициаторы бесчинств, оправдываясь, заявляли, что помогают отцу Виталию Косовскому навести порядок на приходе, который является «позором для всего народа», то потерпевшая сторона в соответствующем рапорте на имя Митрополита Владимира утверждает, что сценарии предпринятой акции разработан непосредственно протоиереем Виталием. Возникает вопрос, что же за лица, составляющие приходской совет, против которого так ополчился секретарь Киевской митрополии?
Это первый герой Чернобыля генерал-майор МВД Телятников и три полковника милиции, академики архитектуры Ю. Асеев и Л. Тоцкий, известные деятели литературы и искусства, пять журналистов, народные депутаты, а также простые рабочие и служащие. В торжественных мероприятиях, проводимых на территории комплекса регулярно участвуют первые лица государства, а молодые работники Киевской милиции принимают здесь присягу на верность народу Украины. Очевидно, что никаких причин для устранения действующего приходского совета здесь нет и быть не может. Все дело в том, что аналогичная ситуация закономерно возникает там, где община начинает получать спонсорскую поддержку и разворачивает строительство. Тогда в действие вступает отработанная схема — подставными лицами провоцируется конфликтная ситуация в ходе которой Киевская митрополия в качестве арбитра обвиняет неугодных лиц, которые снимаются и заменяются своими людьми. На сегодняшний день «дарницкий синдром» поразил всю Киевскую епархию: Фастов, Троещина, Чапаевка, Святошино — это только отдельные фрагменты, которые стали достоянием гласности.
Широкая православная общественность пока молчит, но именно она должна положить конец всем негативные явлениям, которые вот уже восемь лет культивируется в Киевской епархии. «Дарницкий синдром» должен быть ликвидирован.
г. Киев, декабрь 1999 г.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика