Русская линия
Одна Родина Мария Головкина30.07.2008 

Святыни трех народов в Киеве

28 июля 2008 года, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси на Украине, на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открылась уникальная выставка «Православная икона России, Украины, Беларуси». В экспозиции — более 80 икон XIV- XIX веков. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран.

* * *

Икона — душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, которые своими корнями уходят в глубину веков. Это — целый мир, объединяющий православные народы.

На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру, вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам.

Каталог выставки открывается приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета. Каталог выпущен на русском, украинском и белорусском языках.

В мае нынешнего года, когда в трех странах праздновались Дни славянской письменности и культуры, эта выставка открылась в залах Третьяковской галереи. Теперь, после Москвы, ее показывают в Киеве (с 29 июля по 14 сентября 2008 года), а потом — в Минске (с 29 сентября по 9 ноября 2008 года).

Организаторам международного проекта — Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия), Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику (Киев, Украина) и Национальному Художественному музею Республики Беларусь (Минск) — в первую очередь представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы: «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Одигитрия», «Богоматерь Ильинская (Черниговская)», «Успение"…

В XVII веке в Оружейной палате Кремля вместе трудились русские, белорусские и украинские иконописцы. Эти мастера создавали такие шедевры, как образ Божией Матери «Живоносный источник».

«Наша цель, — отмечает заместитель Генерального директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева, — показать единство и своеобразие, духовное и культурное, наших трех братских народов. Это задача нашей общей выставки. Мы обращаемся к нашим общим истокам: к православной вере и ее самому яркому выражению в художественном творчестве — иконам».

Самые древние иконы XIV-XVI столетий из Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы сохранились в коллекции Третьяковской галереи. Некоторые из этих икон из собраний знаменитых коллекционеров: И.С. Остроухова А.В. Морозова, самого П.М. Третьякова эталонны для раскрытия стиля той или иной школы. Соседство их в одном камерном пространстве помогает точнее понять своеобычие усвоения великого византийского канона изографами далеких русских земель.

Посетители выставки познакомятся с образами святых князей Бориса и Глеба, их отца — киевского князя Владимира Святославовича Красное Солнышко, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия, автора-составителя широко известного труда «Четьи Минеи».

Посетители увидят образцы высокого иконостаса, зародившегося на Руси в XIV веке и позднее появившегося в храмах братских народов.

Такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, отражают своеобразие русского иконописания.

В произведениях из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника можно проследить пути развития украинской иконописи в XVI—XIX вв.еках от поствизантийского времени до эпохи барокко.

Так, оригинальным сюжетным решением отличается икона XIX века «Христос — Виноградная лоза». Виноградная лоза выходит непосредственно из раны Иисуса. Она выгибается полукругом, а из последних кистей винограда сок капает в Чашу.

Эта икона посвящает нас в Таинство Причастия, или евхаристии (греч. «благодарение»), когда во время литургического богослужения хлеб и вино претворяются вино в тело кровь Христовы.

«В экспозиции, — отмечает заведующая отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Ирина Шульц, — представлены иконы из разных регионов Украины. Каждый имеет свои особенности. Они представляют национальную школу иконописи Украины. На разных этапах развития украинской иконописи разные школы были ведущими».

Основная часть украинских экспонатов предоставлена из фондов Киево-Печерской лавры. Именно эта школа создавала иконы в уникальной технике — на медных чеканных листах. Иконописцы работали там совместно с ювелирами.

У иконописцев школы Западной Украины был популярен стиль барокко. Вообще украинская икона изобилует яркими красками и декоративностью. Мастера активно использовали полихромные цветные лаки и эмали.

Белорусская иконопись, как видим, знакомясь с коллекцией икон из Национального Художественного музея Республики Беларусь, была ориентирована на западные образцы. Здесь в XVII — XVIII веках работали множество художников из Италии, Польши, Германии. Сосуществование разных конфессий отражалось на белорусской иконописи самым неожиданным образом. Так, на иконе «Успение Богоматери», представленной на выставке, снизу изображена сцена отсечения рук неверному Афонию, причем Афоний изображен католическим монахом.

Представленные на выставке памятники белорусского искусства из различных регионов Беларуси — только небольшая часть духовного творческого наследия народа, сохранившегося до наших дней.

Иконы демонстрируют разнообразие стилей и направлений белорусской иконы — от памятников, сохраняющих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма. Многие из белорусских иконописцев — выходцы из народной среды, они сохранили непосредственное и поэтическое восприятие духовного мира предков.

У выставки, соединяющую духовным мостом Москву, Киев, Минск, важная миссия — служить в наше непростое время делу объединения трех славянских народов, братьев по вере и крови, напоминать молодому поколению об общности исторических судеб. «Надеюсь, все, что будет показано, — считает настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галере протоиерей Николай Соколов, — позволит нам по-новому увидеть себя в нашем мире и вспомнить слова, сказанные о величайшей святыне, хранящейся в Третьяковской галерее, иконе «Святая Троица». Летописец сказал о ней: «Люди, смотря на икону святой Троицы побеждали в себе ненавистную рознь мира сего». Символично: три страны православные — Россия, Белоруссия и Украина. Надеюсь, что наша объединенная выставка даст возможность понять свои духовные задачи, увидеть общие духовные корни и истоки и быть единым братским дружественным христианским народом».

Мария ГОЛОВКИНА — искусствовед, Государственная Третьяковская галерея.

http://odnarodyna.ru/articles/14/221.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика