Русская линия
Правая.RuСвященник Сергий Соколов04.01.2008 

«Последний всплеск демократии будет при Антихристе»

Участник представительной научной конференции в Дубне с докладом «Мир иной и происхождение Вселенной», священник из Лос-Анджелеса Сергий Соколов делится своими впечатлениями о русских, современной России, Москве по сравнению с остальным миром, где он осуществляет свое служение

Правая.Ру: — Отец Сергий, Вы в первый раз здесь?

О. Сергий: — На этой конференции впервые. А так у меня уже было три конференции в России. Недавно вот был в Костроме. Постоянно же я живу в Лос-Анджелесе, но там не востребован, так как Америка не интересуется ни богословскими, ни философским проблемами. Там есть философия спорта, философия кухни и т. д. Собственно философии там нет. Они любят конкретность, поэтому им важна не проповедь, а дело. Им важнее что-то купить — крестик или иконку.

— Мне кажется, что у нас сейчас в период возобновления традиции тоже происходят подобные вещи…

— Американцу невозможно объяснить, что такое душа, любовь, так как эти слова девальвированы. Сегодня для них любовь — это секс, а душа — какой-то орган.

— Отец Сергий, наша конференция проходит в городе на берегу Волги…

— Да, это историческая артерия России, линия жизни.

— В наше время обновления традиции, мне кажется, надо использовать это. Ведь это очень сложный вопрос — как и что обновлять. Что-то можно, а что-то категорически нельзя трогать. Потому обновлять цивилизацию можно и через реку…

— Точнее даже через воду. Ведь вода — это очень значимый символ. В Ветхом Завете, вспомните, все появляется из воды. Все космогонии имеют этот прототип. Китайская, египетская, греческая. Все возникает из воды. Из воды возникает и физический мир — первым появился атом водорода, а он главный строительный элемент для воды. Один из космологов, Вайнберг, пишет, что сначала мир представлял собой раскаленный бульон, в котором были неразличимы частицы энергии и материи, а другой крупнейший физик Уиллер пишет, что сначала время и пространство представляли собой неразличимую пену. Здесь можно вспомнить историю об Афродите.

Вода — это бездна, без дна. Они и в еврейском синонимичны, и в русском. Глядя на воду, мальчишка чувствует то же, что и чувствовал Моисей, который рассек воду пополам и перешел на ту сторону, а вода за его спиной сомкнулась. Сейчас рассекают воду пополам скутеры, без цели и для забавы. А катера… Все заливы в Калифорнии заставлены катерами, они стоят там годами, пока хозяин не придет поездить на нем пару часов.

— А как Вы оказались в Америке?

— Это было смутное время, начало 90-ых. Я поехал туда на прославление Иоанна Максимовича, а владыка Илларион Манхэттенский мне предложил остаться. И я остался. Здесь у меня не было никакого финансового основания, на котором я мог бы хотя бы «на одной ноге стоять». Вообще я хочу вернуться. Москва — это при всех ее отрицательных проявлениях, сейчас не второй, а первый Иерусалим. Верующих в ней безусловно больше. Есть люди, стоящие в храмах — это сонмы святых. Живя на западе, невозможно представить такую картину. Я знал людей, которые с Запада приезжали сюда и становились подвижниками веры, раз побывав в соборе посмотрев на молящихся. Так что Церковь здесь на земле — это люди.

— Мне кажется, это связано с тем, что была некая плотина, которую убрали, и люди хлынули в храмы. Но сегодня, наверное, уже появилась такая проблема, что с таким наплывом просто не справляются внутри Церкви. Где-то, конечно, есть самоорганизация, вокруг священников сплачиваются люди, а где-то проявляется недоработка или подмена целей, т. е. людям говорят, что достаточно того, что они пришли в Церковь. Но мы же приходим ради спасения, ради полноты веры. Но вот, скажем, я монархист, я понимаю, что единственной православной формой государственного устройства может быть только православная монархия…

— Да, безусловно. И если она где-то может быть, где-то реально состоится, то ее принять готов только один народ. В других странах это уже такой «сувенир», виртуальность.

— В этой связи возникает некая недоговоренность, возникает образ союза Церкви и демократии, а этого бы очень не хотелось.

— Но дело в мирном сосуществовании. Церковь не может быть вовлечена в социальную жизнь на политическом уровне. Она должна быть в этом отношении гибкой и ждать. Была советская власть — Церковь ждала, была демократия — еще подождет. Вы можете спросить, до какого срока ждать — до второго Пришествия? Что ж, последний всплеск демократии будет при Антихристе. И Церковь опять будет ждать, когда будет Армагеддон, и Спаситель избавит ее.

Что касается сложностей сегодняшней ситуации — то это болезнь роста. И здесь есть опасность бюрократизации Церкви. Это постсоветская атмосфера. За образец можно взять симфонию XIX века, когда Церковь и монархия поддерживали друг друга, символом чего были две головы гербового орла. Но эта симфония идеально никогда не реализовалась, но как всякая идея она имеет свою манифестацию и степень реализации. В большей степени это было как раз в XIX веке при когорте наших царей-богатырей — от Павла I до Николая II. Многие из них погибли, положив живот свой за свою страну. Труженики, воины, многие оболганы, как Николай I и Николай II.

Сегодня, конечно, есть и определенный разгул. Те же СМИ, которые находятся под его контролем — а у разгула есть свой контроль. Взять пример с запретом известных «парадов» мэром города Москвы. В Лос-Анджелесе глава города и недели бы не просидел на своем месте после такого. Даже если бы будучи популярным французским епископом усомниться — не разогнать «парад», а только усомниться в его «адекватности», реакция была бы очень резкая. Они в этом отношении безжалостны. СМИ нафаршированы пропагандой антинравственности, развращением, разрушением морали и государства.

Когда русский дух почуял наваливающийся хаос, то смог выстоять, русские люди выстояли в особенный момент разгула — в 90-ые. А, видите, так легко похоронили Россию… Эти люди, дескать, из-под Сталина вылезли, теперь найдем им место. Но выстояли. И, например, Россия находится сегодня на 6-ом месте по международному рейтингу по устойчивости финансов, обгоняя Францию, Германию и США. Как бы олигархи здесь ни бесчинствовали, это определенный результат по сравнению с 90-ми. Я думаю, идет процесс скрытой национализации. За счет монополий, владельцы которых фактически становятся чиновниками. Т. е. они не будут полными хозяевами этих монополий. Жалко, конечно, что мелкий собственник задавлен, но это произошло раньше. Ведь такой собственник производил неповторимый товар. Помидорчики, которые пахнут, ведь, кроме России, они уже нигде не пахнут, укроп, который пахнет, а кроме России, он уже нигде не пахнет! Тут можно вспомнить с грустной иронией правило, что сейчас можно покупать только те яблоки, которые имеют червоточину — если червь ест, то можно быть спокойным — они не опасны, это не генетический продукт. Сейчас продукты стали похожи на покойников в том смысле, что покойникам губы подкрашивают, чтобы они не выглядели отталкивающе, и продукты тоже сначала убивают или генетически изменяют, а потом подкрашивают.

— Это один из плодов науки, точнее научного знания или, если хотите, псевдознания, убивающего жизнь и насаждающего смерть…

— Да, наука подобна обоюострому мечу — им можно отрубить голову, а можно «разрубить гордиев узел». Или как топор — можно избу срубить, а можно убить. Наука — это инструмент, все зависит от рук, в чьих он находится.

— Наш православно-политический сайт был создан 4 года назад в мире, где все идеологические позиции уже были захвачены. Тем не менее, мы пытаемся использовать имеющиеся инструменты для противодействия созданием нового рода информации или опровержением имеющейся информации. Мы, впрочем, не единственные в рунете. Есть подобие разнообразия, которое, в принципе, отвечает разным потребностям посетителей, например, Русская Линия, КМ.Ru… Но, по сравнению в другими направлениями, нас очень мало. Даже мы пишем не столько о том, что есть, а о том, что должно быть. Будучи православными монархистами, мы смотрим в будущее, но оцениваем реалии сегодняшнего дня. Это я к тому, что Вы сказали об инструменте. Наука — инструмент, и журналистика — инструмент. Журналист может погубить душу или даже тысячи душ, а может и наоборот…

— Да, в Евангелии сказано, что будут убивать вас, и думать, что делают это ради Бога. Распяли фарисеи, думая, что ради Бога это делают, мотивируя, что он не Царь, создающий мощное государство, а называет себя Сыном Божиим. Вот и нам привозят западные ценности, например, католики заново открыли учение Николая Кузанского и нам привезли, читали лекции. А у нас он уже давно издан в прекрасном переводе и с комментариями…

С священником Сергием Соколовым беседовал главный редактор Правой.Ру Илья Бражников

http://www.pravaya.ru/expertopinion/393/14 756


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика