Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок28.12.2006 

Все грани миссии

В Саратове завершились IV Пименовские чтения. Они стали уже традиционными для нашей епархии, региона, однако в этом году прошли совершенно по-новому, обрели иной статус. В Саратове состоялся миссионерский форум Приволжского федерального округа, его пленарное заседание проходило в большом зале Правительства Саратовской области, и только в этом заседании участвовало более тысячи человек.

В рамках Пименовских чтений работали шесть специализированных секций, были проведены два представительных круглых стола, но можно сказать, что в течение всего времени их работы в центре обсуждения оставалась одна проблема — обращение Церкви к современному миру и то, что с этим связано: особенности миссии сегодняшнего дня, взаимоотношения Церкви с властью и обществом.

Церковь — не музей!

Пленарное заседание в правительстве началось с обмена приветствиями представителей власти светской и духовной. Губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов отметил, что «с момента своего возникновения Пименовские чтения стали своеобразной площадкой, на которой осуществляется диалог культуры и Православия, диалог Церкви и интеллигенции, обсуждение роли Православия в становлении русской культуры и российской государственности». Губернатор также обозначил сферу совместных действий. По его мнению, это приобщение российского общества к духовно-нравственному и культурному наследию наших предков.

Выступавшие гости — Архипастыри Русской Православной Церкви — тоже говорили о важности объединения усилий государства и Церкви, но отмечали и то, что на пути этого объединения встречаются препятствия. «Не хотелось бы о них говорить. Лучше направлять силы на созидание, — сказал Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет.- Я хотел бы пожелать нам всем объединительного единодушия и возвращения народа к своим святыням».

«Сейчас много говорится о духовном возрождении нашей России, — заметил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.- Сегодня мы еще раз свидетельствуем о том, что это необходимо делать с помощью Божией. Ибо человек строил рай здесь, на земле, семьдесят лет — и мы видим, что из этого „рая“ получилось».

«Нам есть что сказать миру — те же слова, что были сказаны Христом, но облеченные в новые формы современной коммуникации», — полагает Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Он рассказал также, что 5 декабря был подписан договор о сотрудничестве между епархией и министерством образования Мордовии. Эта республика стала первым регионом ПФО, включившим в систему школьного образования предмет «Основы православной культуры»: он введен в программу обучения седьмых классов, причем в республике был издан собственный учебник по этому предмету! Владыка Варсонофий передал один экземпляр учебника для ознакомления губернатору Саратовской области Павлу Ипатову.

Поблагодарив Владыку Варсонофия за его выступление, Епископ Лонгин отметил, что взаимоотношения власти и Церкви в Мордовии можно назвать образцовыми, максимально доброжелательными, и введение «Основ» — это пример хорошего взаимосотрудничества. Однако во многих регионах России это не так. Например, никак нельзя назвать доброжелательным тон дискуссии относительно преподавания тех же «Основ православной культуры». «Почему мы не можем дать нашим детям возможность научиться различать добро и зло? Почему мы не даем им возможности стать духовными борцами с той злобой, которая раздавливает их?» — спрашивал собравшихся Архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн. Далее он предостерег: «Если мы не возьмемся за это совместными усилиями, то через десять лет молодые люди выйдут из повиновения не только у родителей, но и у государства».

Осознавая свою ответственность не только за собственную паству, но и за всех людей, которым Господь поручил передать свидетельство о спасении, Свое Слово, Церковь старается исполнить эту миссию. А в современных условиях это совсем не просто.

«Христианская миссия — природное свойство Церкви» — так назывался доклад председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Димитрия Смирнова. Но он, в частности, привел такие цифры: «В 1917 году в России было 350 тысяч священников и монашествующих. Сегодня — их менее 30 тысяч человек. Мы только восстанавливаем эту рать тружеников». Воистину, по слову Господа, жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37; Лк. 10, 2). По мнению отца Димитрия, основные проблемы России лежат отнюдь не в экономической плоскости, как это принято считать. Главная, смертельно опасная, проблема — это начавшееся вымирание населения. Наша страна — единственная страна в мире, в которой есть никому не нужные дети, где миллион сирот, потому что разрушен установленный Богом институт семьи. «Только в христианской миссии — спасение всего нашего бытия», — заключает отец Димитрий. Причем миссионерство Православной Церкви в равной степени необходимо и обществу, стране, и самой Церкви, потому что она — не музей, а живое Тело Христово.

Свободный выбор

До революции в Православной Церкви существовали священники-миссионеры, получившие особую специализацию в духовных школах. Они были призваны к миссионерской работе среди народов иноверческих или не знающих Бога в многонациональном, быстро растущем, осваивающем новые земли государстве Российском. Сегодня направление и цели православной миссии изменились, и к ней призван каждый священник и даже каждый по-настоящему верующий человек. Об этом говорил в своем выступлении Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «С одной стороны, мы живем с сознанием того, что мы — православная страна. Исторически это действительно так. Сегодня для очень большого количества людей Православная Церковь — это некий выбор, самоидентификация, и все опросы общественного мнения говорят, что православными называют себя до 80% населения нашей страны. Это люди, которые, когда их спрашивают: „Кто вы по вероисповеданию?“, — отвечают: „Мы православные“.

Поэтому говорить о том, что Россия — страна православная — можно, но в то же время надо признать, что страна эта полностью расцерковленная. Можно назвать тому много причин: внутренние проблемы, которые накапливались в течение столетий в церковной жизни, та катастрофа, которая постигла весь русский народ, в том числе и Русскую Православную Церковь, в ХХ веке, гонения на верующих людей, которые осуществлялись на протяжении семи десятилетий…

И мы не скрываем, что мы хотим возвращения нашего народа в лоно Православной Церкви. Это наша основная миссионерская задача. Мы должны объяснить людям, что, раз они крестят своих детей и так или иначе причисляют себя к православным, — им надо знать свою веру. Поэтому нам необходимо идти с проповедью к людям, которые нас окружают, к людям, среди которых мы живем».

Однако пока не существует единого понимания того, какой должна быть миссионерская работа Церкви: сложилось много разных мнений, основанных на частном опыте. Не стоит забывать, что Церковь получила возможность обращаться к своему народу открыто не более 15−17 лет назад — после семи десятилетий жесточайших гонений.

Однако на один вопрос: «Не стоит ли Церкви поучиться способам миссионерства у сектантов?», — сейчас можно ответить однозначно отрицательно: «Сектантство — вещь очень сложная, в каком-то смысле — заразная, — считает Епископ Лонгин.- И те пороки, которые свойственны сектантам, очень легко могут перекочевать, и более того, уже перекочевывают в среду церковных людей.

Когда мы видим сектантов, в первую очередь мы отмечаем их ревность, самоотверженность, работоспособность. Но всмотритесь в них повнимательнее: ведь они ведут себя, как люди, в которых вложили одну и ту же программу, из которых сделали зомби. Разве мы можем это перенимать? Кроме того, очень часто у сектантов встречается совершенно откровенный обман, когда они, не открывая всей правды о не слишком приятных сторонах своего учения, идут на подмену, предлагают одно, а дают потом совершенно другое. Этого делать ни в коем случае нельзя».

Еще на один вопрос, который часто приходится слышать: «Почему Церковь проигрывает сектантам?», — Владыка отвечает так: «Они ничем не отягощены. У них нет храмов, которые им сотнями надо строить или реставрировать, поскольку и жизнь их строится не вокруг церковных Таинств, а является, по сути, некой массово-пропагандистской работой. Они не ощущают ответственности за продолжение существования нашей национальной культуры. В отличие от нас, не чувствуют они ответственности и за наш народ и за нашу Родину в целом, не делят, подобно нам, с нею ее бед и скорбей. Они не патриотичны, а космополитичны. И это тоже становится для них козырем, поскольку на их стороне неизменно оказывается столь же космополитичная, ориентированная на Запад, либеральная пресса.

И в каком-то смысле закономерно, что в неком земном плане мы будем нередко проигрывать. Наша проповедь должна быть свободна от тех сугубо маркетинговых ходов, которые используют протестанты. Мы не имеем права, как делают это иеговисты, ставить ногу в дверь и не давать хозяину ее закрыть, пока мы не скажем ему все, что хотим. Мы и не стремимся любой ценой, обманом или же „железной рукой загнать человечество к счастью и спасению“. Наша задача иная: дать людям возможность узнать об истине, увидеть ее и сделать свой осознанный, свободный выбор».

Стоит добавить к этому, что такой выбор может сделать только тот, кто знаком с основой основ Православия — Евангелием. Впервые в Саратове в рамках форума прошла акция «Евангелие — миру»: 10 000 экземпляров книг Нового Завета были переданы областному министерству образования для школ и интернатов Саратовской области, Совету ректоров — для вузов, министерству культуры — для районных библиотек. Книги Евангелия поступят также в библиотеки воинских частей и учреждений системы исполнения наказаний.

«Свет во откровение языков…»

Очень известны слова, сказанные митрополитом Антонием Сурожским в одной из его бесед о том, что человек не сможет по-настоящему поверить до тех пор, пока не увидит свет веры в глазах другого человека. Именно такой свет Христов видели многие саратовцы в глазах Архиепископа Пимена, дни памяти которого в четвертый раз прошли в Саратове. И у наших молодых современников в дни форума была возможность встретиться с замечательными верующими людьми — и священнослужителями, и мирянами.

Со студентами факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета встретился главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Для начинающих журналистов эта встреча была вдвойне интересной, потому что Владимир Романович совмещает журналистскую деятельность с научной и преподавательской, он — профессор, заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО. Лекции для студентов-юристов прочитал священник Андрей Хвыля-Олинтер, ныне — проректор по научной работе Белгородской Православной Духовной семинарии, в прошлом — полковник внутренней службы МВД, человек с большим жизненным опытом и замечательной эрудицией.

В медицинском университете состоялась лекция игумена Мелхиседека (Артюхина), настоятеля Московского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. Отец Мелхиседек познакомился с Евангелием, будучи студентом медучилища, и до того, как решил посвятить свою жизнь Богу и Церкви, несколько лет работал на станции «Скорой помощи». А студентов и преподавателей консерватории ждала встреча с обаятельным и по-настоящему творческим человеком — поэтом, писателем, публицистом Олесей Николаевой. В дни форума прошли лекции диакона Андрея Кураева, профессора МДА, старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, и профессора А.Л. Дворкина, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президента информационно-консультативного центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Программа миссионерского форума завершилась богослужением очень радостным и торжественным — был совершен Чин Великого освящения после реставрации Успенского (нижнего) храма Троицкого собора — древнейшего храма Саратова. Это событие очень символично. «Надо помнить, что людей — всех, независимо от возраста, состоятельности, уровня образования — мы должны привлекать в Церковь в первую очередь самой Церковью, — говорил в своем выступлении Епископ Лонгин.- Той красотой, которая в ней есть, той глубиной, которая ей присуща, той любовью, которая в ней должна человеку открыться. Любовью Божией и любовью человеческой, потому что без нее человеку внешнему непросто бывает почувствовать безмерную любовь Божию к каждому из нас».

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 061 227.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика