Итоговая декларация Международной научно-практической конференции «Защита общества, семьи и личности от тоталитарных сект»
(Украина, г. Черкассы, 24−25 февраля 2003 г.) (4-я организационная Конференция Восточноевропейского правозащитного Центра семьи и личности «Диалог» — корреспондента в Украине FECRIS, официального консультанта Совета Европы по деструктивным культам) Мы, участники Международной научно-практической конференции «Защита общества, семьи и личности от тоталитарных сект» — психологи, психотерапевты, юристы, богословы, сектоведы, представители Верховной Рады Украины, МВД Украины, Минздрава Украины, других государственных учреждений, ВУЗов, общественных организаций, центров исследования и информирования о сектах, служители традиционных религий — граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, вынуждены констатировать, что на данный момент Украина остается единственной страной в Европе, где права граждан не защищены от возможных посягательств религиозных организаций. Этим воспользовались прежде всего деструктивные религиозные организации, исповедующие человеконенавистническую идеологию, разжигающие вражду между конфессиями. Как показали судебные и научные расследования, деятельность значительного числа таких организаций направлена в первую очередь на подавление и разрушение личности человека. При этом используются известные психотехнологии, включающие в себя психологические, физиологические, технические, медикаментозные и другие средства и приемы, комплексное воздействие которых позволяет подавлять личность, навязывать ей чуждое мировоззрение и управлять ее поведением. Это подтверждается заключениями многочисленных специалистов. Последователи тоталитарных сект, как правило, лишаются права использовать медицинскую помощь, жить нормальной жизнью и трудиться, свободно перемещаться и отдыхать, права на свободу совести, обязанности выполнения гражданских повинностей, лишаются жилища, частной собственности, объективной информации, права на получение образования, на создание семьи. Фактически эти граждане лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией Украины, Всеобщей Декларацией Прав Человека и другими международными документами. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Стремясь безраздельно управлять личностью адепта, руководители таких культов используют конфликты в его семье с родственниками, не принявшими их доктрину, с коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками или просто с друзьями. Под целенаправленным психологическим воздействием и просто по указанию руководителя религиозного объединения адепт уходит из семьи, бросает учебу, работу. В своих корыстных целях руководители тоталитарных сект активно используют психологические возрастные трудности молодых людей, которые они испытывают на этапе социального становления. Искажая мировоззренческие ценности молодежи, руководители тоталитарных сект формируют себе последователей, у которых полностью отсутствует самостоятельность мышления и критичное отношение к жизни, для чего адепт, как правило, полностью изолируется от социума в целом, выпадает из производственной и культурной сферы общества, отрешается от выполнения своих гражданских обязанностей. При этом адепты тоталитарных сект, объективно находящиеся в полной психологической зависимости от манипуляторов, не способны самостоятельно жить в обществе, поэтому не раздумывая готовы выполнять их любые указания. Как показывает международный опыт, деструктивные религиозные организации, управляемые сомнительными идеями своих руководителей, осуществляют крупные асоциальные акции: организация массовых беспорядков, осквернение национальных и культурных святынь, массовые сухие голодовки как провокация коллективного суицида в Украине и на территории стран СНГ («Белое Братство»), массовые убийства и покушения на убийства в Японии и России, под эгидой «Аум Сенрике» и т. д. — и тем самым методично разрушают целостность и моральные ценности нашего общества. Акции подобного рода, а также скрытая планомерная негативная деятельность деструктивных культов безусловно затрагивают вопросы государственной безопасности, национальные интересы в сфере защиты семьи, воспитания и образования детей и молодежи, в сфере психологической защиты личности. Приходится констатировать неадекватность либо полное отсутствие государственной политики в сфере деструктивных процессов в отношении общества, семьи, личности. Правоохранительные органы не уделяют должного внимания правонарушениям со стороны тоталитарных сект, не принимают все предусмотренные действующим законодательством меры, не обобщают негативную их практику. Многочисленные заявления родственников адептов по фактам правонарушений если и рассматриваются органами прокуратуры, то только как отдельные случаи. Отсутствует государственная координация действий правоохранительных органов по защите конституционных прав и свобод в Украине. Следственные группы, занимающиеся такими делами, не укомплектованы специалистами необходимого профиля и профессиональной подготовки. Отсутствие достаточного статистического и юридического обобщения предопределяет отсутствие определенной позиции, создает у работников прокуратуры впечатление о незначительности негативных последствий деятельности деструктивных культов, отсутствие понимания значительности общественной опасности этого социального явления. Эта бездеятельность приводит к лавинообразным нарушениям со стороны тоталитарных сект. Так например по сведениям Центра «Диалог», в нарушение принципа светскости образования ряд сект практикует религиозную пропаганду и деятельность в учебных заведениях: традиционными стали лекции рериховцев в школах ряда регионов Украины, секта «Белый лотос» вербует украинских школьников под видом занятий восточными единоборствами, целые школы попадают под влияние «Свидетелей Иеговы» и харизматических сект. Без справедливого наказания и должной ответственности остаются случаи вовлечения в деятельность общин несовершеннолетних, случаи спровоцированного суицида, потери здоровья, организации массовых беспорядков, массовых вымогательств, нарушение основополагающих прав человека. В настоящее время не созданы и не работают механизмы контроля деятельности религиозных объединений. Несмотря на достаточный мировой опыт, полностью отсутствуют законодательные акты, обеспечивающие гражданам защиту от деструктивного воздействия тоталитарных сект, в том числе из них, которые гарантируют психологическую безопасность личности и духовную безопасность общества. Отсутствие государственной политики по отношению к деструктивным религиозным организациям отражается на отсутствии объективных сведений о них в средствах массовой информации. Большинство журналистов предпочитают игнорировать деятельность сект во избежание конфликтных ситуаций и судебных разбирательств. Как результат, в стране возник глубокий дисбаланс информационного обеспечения населения по религиозным проблемам. Никем не анализируются социальные предпосылки создавшейся кризисной религиозной ситуации, а тем более не прогнозируется развитие проблем ни в социальном, ни в экономическом аспекте, ни по линии безопасности общества и государства. Учитывая все вышеизложенное, очевидной становится необходимость принятия системы мер на государственном уровне. Актуальной представляется задача принятия государственного закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «Про свободу совести и религиозные организации». Участники конференции убеждены в том, что депутатам Верховной Рады Украины необходимо в полной мере учесть в этом законе права и интересы семьи, детей и молодежи, охрану физического, психического, нравственного и социального здоровья поколения будущих украинцев. Решение многих проблем может быть осуществлено благодаря принятию и реализации специальной государственной программы. Участники конференции полагают, что программа должна включать следующие направления деятельности. 1. Организация медико-психологических исследований по проблемам психологического воздействия на личность и манипуляций сознанием людей, завербованных в секты. Разработка методов диагностики психологических воздействий, способов лечения и реабилитации пострадавших. Организация институтов оказания психологической, медицинской помощи и последующей социальной адаптации и реабилитации лиц, попавших под влияние деструктивных, религиозных объединений, а также членов их семей. Подготовка медико-психологического обоснования для разработки государственного закона о психологической безопасности. 2. Разработка и реализация механизмов, регулирующих отношения государственных структур и религиозных организаций. Обеспечение координации деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов по защите граждан, пострадавших от воздействия деструктивных культов, организация в системе правоохранительных органов и органов безопасности специализированных структур по работе с религиозными организациями. 3. Разработка и последовательная реализация программ духовного воспитания детей и молодежи без нарушения и дискриминации их прав на светское образование. 4. Определение системы социальных, социально-психологических и духовно-педагогических мер по профилактике и предупреждению негативных последствий воздействия на граждан деструктивных религиозных объединений. Конференция считает необходимым информировать о сложившейся ситуации государственные органы законодательной и исполнительной власти и рекомендовать неотложно приступить к формированию государственной программы, реализация которой будет способствовать решению поставленных проблем. Пресс-служба Центра «Диалог»