Русская линия
Русская линия22.10.2008 

Протоиерей Андрей Ткачев: «Нравственный долг выше личных чувств»
Известный пастырь дал оценку лояльному отношению россиян к любовному сюжету фильма «Адмиралъ»

Протоиерей Андрей Ткачев«Когда кого-то из супругов обуревает греховная страсть, и он влюбляется в другую женщину или другого мужчину — это всегда трагедия. С церковной точки зрения, связь, завязавшаяся между такими людьми — греховна и не имеет оправдания. Другое дело, что осуждая супружескую измену, мы должны помнить, что суд есть у Бога, а мы можем лишь сострадать людям, попавшим в эту беду и ужасаться различным хитросплетениям судеб, в особенности тогда, когда ломаются не только личные судьбы, но и судьбы государства», — сказал в интервью «Русской линии» сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, член редколлегии журнала «Отрок.ua», настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, отвечая на вопрос, почему большинство людей, посмотревших фильм «Адмиралъ» не видят ничего дурного в истории любви Александра Колчака и Анны Тимеревой, изменивших своим законным супругам.

«Нужно сказать, что нравственный долг выше личных чувств. С точки зрения нравственных требований долг в отношении к Отечеству, к семье, к воинской присяге, к символу веры, к религиозным вопросам, всегда должен быть выше, чем личные предпочтения. Поэтому если рассматривать ситуацию супружеской измены в целом, то оправдать ее нельзя. Нужно называть своими именами: верность должна быть названа верностью, а измена — изменой. Будь то верность Церкви, Родине или супругу. Но если необходимость быть верным Отчизне, быть верным воинскому долгу нам все еще очевидна, то в отношении супружества сегодня все сведено до уровня личных предпочтений. Теперь стало принято считать, что человек волен поступать в этом вопросе как ему нравится, может не устоять перед наплывом новых чувств. Но это проявление сентиментализма и индивидуализма, которые тают как снегурочка в лучах прямых требований морального долга», — заметил отец Андрей.

По его словам, «православный человек должен всегда помнить, что моральный долг выше чувства, вне зависимости от того, что я на данный момент хочу или не хочу, что мне сейчас нравится, не нравится». «Для нас установлены максимальные требования, и никто их с человека не снимает. Как бы тяжело не сплетались людские судьбы, какие бы узлы из всего этого не возникали — есть категорические императивы в нравственной области», -сказал пастырь.

Афиша фильма "Адмиралъ"Отвечая на вопрос, почему современный человек, осуждая измену Родине, зачастую совершенно лоялен измене супружеской, отец Андрей сказал: «Это происходит из-за того, что люди непоследовательно мыслят. Современный человек раздроблен в своих нравственных ощущениях, раздроблен в области мышления, в результате чего он совершает нравственные мировоззренческие скачки, мыслит несовместимыми категориями и оправдывает вещи оправданию неподлежащие. Все это от неумения думать и от непоследовательности. Потому что верность Богу, Родине и супругу — это триединая верность, это такое же триединство как триединство красоты, добра и истины, или триединство таких чувств, как жалость, сострадание и благоговение. А люди просто зачастую не додумывают до конца и не могут вывести правильный ответ из простых посылок. Это все от недодумывания, ведь как сказал кто-то из великих — думать легко, а додумывать трудно. Мы просто недодумываем до конца и не делаем конечных выводов из очевидных вещей. Именно поэтому люди и выделяют область личных отношений в некую специфическую среду и считают, что в ней они абсолютно свободны. На самом же деле это совсем не так. Более того, никто из нас не грешит в одиночку, никто из нас не может быть абсолютно свободен без ущерба для окружающих в своих греховных предпочтениях, поскольку эти вещи гораздо более значимы, чем нам иногда кажется», — заключил протоиерей Андрей Ткачев.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика