Русская линия
Русская линия05.06.2009 

Манифест кинематографистов

23 мая в Липецке, в рамках ХVIII Кинофорума «Золотой Витязь», состоялся «круглый стол» на тему «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа». По его результатам был составлен «Манифест кинематографистов», который передан руководству страны. Предлагаем вашему вниманию полный текст «Манифеста».

Обращаясь к прошлому, можно с уверенностью отметить, что отечественный кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира восхищались тем, как функционирует кинематограф в Советской России. Стопроцентное финансирование, единая мощная система кинопроката, предоставляющая возможность быстрого показа фильма на экранах страны, а самое главное — высокий творческий и нравственный уровень картин наших кинематографистов. Конечно, это не повод, чтобы идеализировать прошлое настолько, чтобы не видеть серьезного и порою разрушительного вмешательства государственной идеологии в творческий процесс. Тем не менее, кинематограф наш оставался великим во всех отношениях.

Волна разрушения 90-х годов привела нас к тому, что мы почти потеряли этот кинематограф. Не произошло исторической передачи его энергии новому поколению. Сегодня нет той кинематографической опоры, которая могла бы дать нашему молодому поколению возможности гордиться своей страной. Прежние фильмы (которых была целая плеяда) — об Ушакове, Нахимове, Суворове, Богдане Хмельницком, Петре I, Иване Грозном, Емельяне Пугачеве и еще колоссальное число историко-биографических картин, были сделаны в разные годы с высочайшим качеством художественного воплощения. Они помогали многим людям постигать нашу историю через отечественный кинематограф, поскольку именно язык кино может ярко и образно рассказать зрителю о ярчайших событиях нашей истории и великих ее личностях.

На протяжении последних двух десятилетий вся русская культура, в том числе и классическая, оказалась в резервации. Кино, телевидение, пресса, как орудия крупного калибра, из всех своих стволов беспощадно палят по России, её народу, её традициям, уничтожая все самое дорогое, хрупкое и ценное. И опасность происходящего сегодня видна как никогда.

Вот уже без малого двадцать лет когда по недомыслию, а чаще злокозненно разрушается основа мира русской культуры — вера в духовное начало человека. И в старые времена, бывало, спорили, по какому пути идти России — на Запад или на Восток? Но Россию все-таки любили. «Славянофилы, как мать. Западники, как дитя» (сравнение Н. Бердяева). Сомнений не было в том, что человек человеку вовсе не бревно. И способен подняться над собственным своекорыстием, честолюбием и страстями. Веру в гуманные идеи считали главной и единственной святыней всякого русского интеллигента.

Сегодня идет последовательная «вестернизация» российского кино и телеэкрана. Идет вытеснение традиционной духовно-нравственной сердцевины русского народа и его культуры. Мутирование сознания новых поколений. Происходит попытка смены того, что называют социокультурным кодом, ядром нашей цивилизации, к которому относятся все базовые фундаментальные ценности нации — родной язык, вера, мораль, нравственные принципы, историческая память, любовь к отечеству.

Тлен, мрак, мерзость запустения. «Степь спряталась во мгле, как дети Моисей Моисеевича под одеялом» («Степь», А. Чехов). Ни об искусстве, ни о совести, ни об искусстве в свете совести не говорят, и не собираются говорить те, кто, собственно, обязаны это делать. В кумирах, звездах гламурного эфира оказываются, как правило, именно те, кто наиболее радикально и сознательно отрицают совесть как предрассудок, а мораль и хороший вкус как пережиток. Насаждается культ непомерной праздности, сытости, которые развивают в русском человеке, по словам А. Чехова «самомнение наглое». В дьявола скорее уверуешь, чем в Бога, читая современные газеты, глядя передачи, сериалы отечественного телевидения. И с каким размахом все делается?

Идет, словами великого актера Михаила Чехова, «непрестанная работа, кипучая работа — книги, искания, опыты, студии, школы, лекции, критики, суждения, обещания, диспуты, споры, восторги, очарования и разочарования, и рядом деньги, чины, преклонения, страх… все это живет, движется, волнуется, кричит (громко кричит!), стремительно летит с различных точек периферии сферы к её центру и там разрешается вспышкой, искрой, ЛОЖЬЮ!».

«Будьте бесстыдными!», — призывают нас с экрана телевизионные каналы. Основой большинства передач сегодня стали идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя. Большая часть телевизионных каналов транслирует нескончаемый поток сюжетов об отклонении от нормы, о всевозможных разновидностях патологии — в деловых отношениях и любви, в искусстве и религии, в дружбе и сексе, во взаимоотношениях с государством и законом. Практически отсутствует всякое общественное влияние и контроль над телевидением, функционирование которого как общедоступного социального института выходит на уровень угрозы национальной безопасности.

Время пришло. Дальше — либо-либо. Либо Россия покорно согласится не быть собою и откажется от себя как от уникальной и неповторимой исторической и культурной субстанции, либо сумеет, собрав свои силы и волю, не дать этому случиться и проложит мосты в будущее, по которым русский мир сможет пройти над пропастью нигилизма и безверия в духовное начало человека.

Мы не можем не согласиться с тем, что художника нужно оценивать по тем законам, по которым он творит, мы убеждены, что нам нужна правда о нас, какая бы она горькая ни была, но мы также уверены в том, что правда эта не должна лишать человека воли жить, и потому в основании любой правды, самой жестокой, должна быть любовь, любовь к тем, о ком ты говоришь, к тому, о чем ты рассказываешь. Этим чувством любви и сострадания к человеку всегда была пронизано русское искусство. Недаром один мудрый старец сказал, что жестокая правда без любви есть ложь.

Если согласиться с тем, что матерью кинематографа является литература, то матерью русского кинематографа является именно великая русская литература, вся пронизанная глубокой любовь и истинным состраданием к человеку.

Вместо «прозападных» образцов массовой культуры на экраны должны выйти картины, показывающие внутренний мир нашего человека, демонстрирующие борьбу характеров, путь к самосовершенствованию, тонкие движения человеческой души. Отечественный зритель, включая молодежь, ожидает от наших мастеров картин о человеке и для человека, созданных в нашей ментальности с использованием современных технологий и с участием замечательных наших артистов — воспитанников лучшей в мире актерской национальной школы.

То, что будет завтра, во многом зависит от нас. Пора осознать и нам, кинематографистам, и руководителям государства, что экранное искусство есть духовно-стратегическое оружие страны. И оружие это не должно служить массовому духовному поражению народа. Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части — национального кинематографа. Нужно рекомендовать высшей государственной власти задуматься о разработке нового национального проекта в области культуры и духовного развития нашего народа. Возродим отечественную культуру и наш кинематограф — преобразим жизнь нашего Отечества!

Необходимо значительно увеличить бюджетные средства на культуру и кинематограф. Отечественная культура и кинематограф России не должны жить только по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли любыми способами, дозволенными и недозволенными, и не должны финансироваться государством по остаточному принципу.

Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на воспитание духовно-нравственного иммунитета молодого поколения к пошлости, цинизму, попранию достоинства исторического прошлого нашего народа и страны, к разнузданной пропаганде наживы любой ценой.

Необходимо введение государственного заказа (со стопроцентным бюджетным финансированием) на производство фильмов, спосособствующих духовному возрождению развитию исторической памяти, укреплению созидательного духа, воспитанию воли жить и творить у себя на Родине. Пора задуматься о возрождении широкой системы кинопроката, особенно в средних и малых городах России, а также о создании государственно-частного партнерства в фильмопроизводстве. Российскому обществу пора, наконец, сформулировать свое представление о том, какие ему нужны кинематограф и телевидение.

Кинематографическая политика Министерства культуры РФ должна определяться в тесном взаимодействии с Союзом кинематографистов РФ. Российские кинематографисты прошли свой переломный период, консолидировали позитивные силы сообщества, продемонстрировали стране сплоченность подавляющего большинства кинематографистов вокруг созидательной миссии и вновь избранного руководства Союза во главе с безусловным лидером российского и мирового кинематографа, своим творчеством и жизнью доказавшего преданность Отечеству и российской культуре. Внеочередной съезд определил основной вектор развития отечественного кинематографа, его созидательную миссию, его внимание к жизни человеческого духа, к его проблемам и метаниям, но через любовь и сострадание, через уважение и понимание.

Нужно определиться с тем, как будет осуществляться государственная поддержка или субсидирование «рыночного» и «нерыночного» кино. Государственный заказ должен распространяться на фильмы, которые нужны обществу по мнению государства, и должен финансироваться отдельной строкой бюджета.

Минкульт РФ продолжает субсидировать кинопроекты, но должен быть и еще один источник, который предназначен для поддержки дебютов молодых кинематографистов, авторского кино, регионального кино, фестивалей. Союз кинематографистов России должен обладать финансовыми возможностями для субсидирования фильмов, которые необходимы обществу по мнению кинематографистов — для сохранения культурного многообразия, восполнения творческих кадров, сохранения и развития самой профессии. Для этого сегодня активно разрабатываются механизмы, основанные не на бюджетном финансировании, а на использовании внебюджетных источников. В этом вопросе кинематографисты рассчитывают на решительную поддержку Президента РФ и Правительства РФ.

России предстоит сделать осознанный политический выбор. Очевидно, что последствия безвластия в России намного более жестоки и кровавы, чем последствия любой, даже самой жестокой власти. Когда нет вектора, по которому должны развиваться и страна, и культура, и искусство — это чрезвычайно опасно. Это ни в коем случае не означает необходимости огосударствления культуры или введения идеологического прессинга. Но это означает, что государство должно продемонстрировать политическую волю в понимании того, что только при наличии определенности в стратегии культуры и стратегии социальных взаимоотношений, может быть выстроена и политическая стратегия государства в целом.

Сегодня кинематографисты объединяются для созидания. Этой весной у всех нас появился шанс наконец осознать, что не будет великого отечественного кино без великого государства, как и не будет великой державы без великого российского кино. Этот шанс мы намерены использовать в полной мере.

«Манифест» впервые опубликован на сайте «Полит.Ру».

Список участников «круглого стола» «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа». 23 мая, Липецк, ХVIII Кинофорум «Золотой Витязь»:
Михалков Никита Сергеевич — Председатель СК РФ, Народный артист России
Бурляев Николай Петрович — Президент МКФ «Золотой Витязь», Секретарь СК РФ, Народный артист России
Лазарук Сергей Владимирович (Первый Заместитель Председателя СК РФ)
Лаптев Юрий Константинович — Советник Президента РФ
Щипков Александр Владимирович — Советник Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ
Мединский Владимир Ростиславович — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Королев Олег Петрович — губернатор Липецкой области.
Куракова Людмила Валентиновна — заместитель главы администрации Липецкой области.
Гостюхин Владимир Васильевич — Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», народный артист республики Беларусь.
Михайлов Александр Яковлевич — Народный артист России, вице-президент МКФ «Золотой Витязь»
Николов Маргарит — Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», кинорежиссёр, (Болгария)
Недашковская Раиса Степановна — Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», Народная артистка Украины
Маркович Йован — Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», кинодраматург (Сербия)
Макарова Инна Владимировна — Народная артистка СССР
Никоненко Сергей Петрович — народный артист России
Назаров Юрий Владимирович — народный артист России
Аскольдов Александр Яковлевич — кинорежиссер
Полока Геннадий Иванович — кинорежиссер
Арсеньев Владилен Владиленович — кинопродюссер
Кургинян Сергей Ервандович — политолог
Любимов Борис Николаевич — Ректор Театрального института им. Щепкина
Малышев Владимир Сергеевич — ректор ВГИК
Калинин Михаил Германович — Секретарь Союза кинематографистов России
Тростников Виктор Николаевич — доктор философских наук
Фомин Валерий Иванович — режиссер, киновед
Гуркаленко Валентина Ивановна — режиссер
Лизнев Борис Александрович — режиссер
Утилов Владимир Александрович — киновед
Митник Геннадий Леонидович — актер
Зайцев Сергей Леонидович — режиссер
Натансон Георгий Григорьевич — кинорежиссер
Гущина Валерия Александровна — директор гильдии актеров России
Токарев Борис Васильевич — актер
Окроперидзе Дали — руководитель Грузинского отделения МКФ «Золотой Витязь», киновед (Грузия)
Хохлова Ольга Владимировна — актриса
Голубкина Мария Андреевна — актриса
Иванов Олег Валентинович — киноисследователь
Титков Алексей Эдуардович — вице-президент Российского Фонда культуры
Петруха Юлия — киноактриса (Польша)
Даменский Матеуш — киноактер (Польша)
Леонов (Гладышев) Евгений Борисович — киноактер
Анжело де Дженти (Италия) — продюсер
Руденко Любовь Николаевна — актриса
Штефанко Олег Степанович — актер
Варчук Сергей Иванович — актер
Мальцева Людмила Васильевна — актриса
Гладунко Людмила Михайловна — актриса
Коркошко Светлана Ивановна — актриса
Кюрдзидис Эвклид Кириакович — актриса
Мирошниченко Сергей Валентинович — режиссер
Уланова Людмила Владимировна — актриса
Голубович Михаил Васильевич (Украина)
Таир Алиев (Айзербаджан) — режиссер
Колесник Алексей Антонович (Украина) — актер
Терещенко Юрий Михайлович (Украина) — режиссер
Михаил Андреевич Ждановский (Белоруссия) — режиссер
Катьер Сергей Галиевич (Беларусь) — режиссер
Турова Елена Викторовна (Беларусь) — режиссер
Дудин Виталий Андреевич (Беларусь) — режиссер
Алла Григорьевна Пролич (Беларусь) — актриса
Норбекова Ирина Вениаминовна (Беларусь) — режиссер
Кораблёва Анжела Михайловна (Беларусь) — актриса
Маркова Ольга (Болгария) — киновед
Краев Владимирч (Болгария) — режиссер
Мусоролиева Мария (Болгария) — режиссер
Буров Константин (Болгария) — режиссер
Качламазашвили Ираклий (Грузия) — режиссер
Майя Бурдули- кинорежиссер
Элгуджа Бурдули — народный артист Грузии
Зечевич Божидар (Сербия) — кинокритик, кинодраматург
Ковачевич Синиша (Сербия) — режиссер
Мирич Воислав (Сербия) — режиссер
Страхинич Света (Сербия) — режиссер
Брдар Симо (Сербия) — режиссер

https://rusk.ru/st.php?idar=114231

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    05.06.2009 10:05
Невероятно,что уважаемые деятели кинематографии ссылаются на масона Бердяева и антирусского и антиправославного демократа Чехова. Речь должна идти о духовном воспитании и культурном образовании,а не о классической культуре и фильмах,которые были античеловечными и антиприродными, как в Ленстудии, так и в Голливуде.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика