Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина31.12.2005 

«Мастер и Маргарита» как индикатор духовного состояния общества
Погружение в хаос продолжится

Еще до выхода на экран нового сериала и уже в первые дни показа по РТР вокруг него развернулась бурная дискуссия, которая опровергает ценностные установки режиссера В.Бортко. Владимир Владимирович неоднократно заявлял, что фильм его нерелигиозный и совсем не мистический. А между тем телезрители (не только те, кто высказываются в интернете и различных СМИ, но и те, с которыми приходилось общаться лично) спорят именно о религиозном смысле и фильма, и самого романа М.Булгакова.

Спорящие разделились на два лагеря: одни склонны видеть в «Мастере и Маргарите» чуть ли не иллюстрацию к аскетическому учению о страстях.

+ + +

https://rusk.ru/st.php?idar=104018

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  русалка    31.07.2009 11:30
Не понятно, при чем здесь диггеры. Ну, неважно. Булгаков не для чтения в поезде. Если у детей появилась симпатия, надо дать им пищу для ума- пусть кроме романа почитают работы богословов, литераторов. Только то, что написал Булгаков в "Мастер и Маргарита" -это, конечно же, не новый вариант Евангелия.
  Natalya    31.07.2009 11:21
Милая Русалка!
Так и возникает желание сказать: break! :-)
Не стоит обижаться на Мыльника. Ну разволновался в начале, не сдержался чуть-чуть… 30.07.2009 в 16:27 уже всё спокойно изложил.
В любом случае позвольте поздравить Вас с тем, что Вам хватило мужества на РЛ отстаивать собственную точку зрения. Так держать! :-)
  Natalya    31.07.2009 10:42
Ах, уважаемый Мыльник! Можете говорить в нейтральных тонах, если захотите :-)
Если говорить серьёзно, то нужно признать: у каждого – свой собственный путь духовного поиска… я понимаю – человеку сильному, доброму, неравнодушному (коим Вы, судя по всему, являетесь) хочется предостеречь потенциального юного читателя с неокрепшей ещё душой от прочтения МиМ, ведь зло подано в романе соблазнительно. Но вод ведь засада – никогда не будешь крепок чужим умом!
Поэтому лично я за то, чтобы МиМ читали, думали, размышляли, "копали носом" (и браво Русалке за то, что она почитала анализ произведения…хотя я и согласна с Вашей оценкой художественных критиков :-) ).

Что же касается самого Булгакова…каждому – свой крест. Знаете, есть такие люди, которые ни в чём не сомневаются. Они что-то для себя в жизни уяснили, выработали некий внутрениий "трафарет", под который подпадают все без исключения события, окружающие люди и проч. Такие люди счастливы, как мне представляется. А есть люди сомневающиеся, у которых вопросов больше, чем готовых ответов. Вот и мечутся всю жизнь…
  Михаил Конопля    30.07.2009 19:51
Фильм В.Бортко по "Мастер и Маргарита" смотреть не стал. Уже по его оголтелой рекламе видел, что там – бесовщина.

Предлагаю режиссеру Бортко дополнить его фильм последней серией "Бал Сатаны 2009-го года", снятой с натуры, где "герои нашего времени" играли самих себя – как есть, в живую…

Булгаковский бал Воланда отдыхает по сравнению с этим:
http://www.rb.ru/topstory/business/2009/07/16/144623.html


Рекомендую просмотреть оба видеоролика в этой Инетссылке.

Жизнь современной России выбрасывает события, которые не могли возникнуть даже в фантазиях М.А. Булгакова.

Глядя на эти два видеоролика можно по-мефистофелевски говорить о современной Москве:
"…Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!…"


А по балу в Турции, что на видео, можно удостовериться, что Москва в оккупации чужеземцев, пирующих на организованной нищете и выморе русского и других коренных народов России.

Любуйтесь, – вот они "герои нашего времени" – продолжатели дела булгаковского Воланда.

Михаил Конопля
30 июля 2009
  Артур    30.07.2009 17:21
Сами Вы дайвер… без русалки

:-))
  русалка    30.07.2009 17:13
Можно, конечно, ничего и не читать. Но я все же стараюсь постичь непознанное. А насчет веры вы абсолютно правы- если она есть, то ничто ее не поколеблет. Только вот сомневается Старый Мыльник, и охота ему растоптать то, что он даже не соизволил до конца понять.
  русалка    30.07.2009 17:02
Не всерьез, но для иллюстрации: Вы, господин старый мыльник, не нуждаетесь в представлении. Определенно не нуждаетесь. Вам Булгаков посвятил роман. "Собачье сердце" называется.
  Провинциал    30.07.2009 16:42
Да, Артур. У автора может быть и нет симпатии к своим героям. Но у большинства читающих…
Эти симпатии почти неизбежно возникают. Знаю по себе (по молодости) и по детям своим. Я Евангелие в то время полностью не читал и новый вариант мне казался романтичным и гениальным. Некоторое время.
Не все такие диггеры, как Вы с русалкой.
  Провинциал    30.07.2009 16:37
"Вы отдали дань "бульварному" прочтению романа.
Я сама приблизилась к замыслу, только прочитав работы о. А. Кураева…
Но ведь и написано не для шариковых."

Господа шариковы! Руки прочь от русалки! (Тем более, что на ней окромя чешуи ничего нет;р). Сначала все читаем о.А.Кураева и пр. и проделываем напряженную душевную работу.

Бедные детки! Сколько можно в жизни спотыкаться?! Эта тема достаточно избита. По комментариям можно видеть душевное положение человека. Но если есть в душе вера и любовь к Христу – наносное все пройдет.
  Старый Мыльник    30.07.2009 16:27
Знаете, уважаемая Natalya, пагубность подобного рода произведений как раз в том, что появляются вот такие "православные" русалки. Обаяние Булгакова завораживает и его псведоевангелие деалает свое нехорошее дело в неокрепших душах. Всю "глубинную суть" произведения экзальтированные сторонники "христианскости" оного пишут столь же вдохновенно, как и автор. Может и МиМ читать не стоит, а достаточно произведения г-на Баркова (как пишет Русалочка:"Неужели же у Вас нет крыльев, чтобы осмыслить и разъяснить роман так, как это сделал А. Барков?")? Однако изначальное название романа Вы отрицать не будете? Тем более, что в 90-е годы этот роман был опубликован в изначальном варианте, не рецензированном, с изначальным же названием.
Та ж "русалка": "Булгаков запрятал свой замысел довольно глубоко…"

– Ну да, настолько глубоко, что только А.Барков в союзе с русалками и пр. смог его достать и показать нам, темным, что именно хотел сказать писатель. Так и в музыке: цадики (муз. критики, по словам Свиридова) так распишут чувства и мысли композитора, что и вся его душа перед нами, как потрошеный лещ при вялении. Нет, размышлять и думать надо, но не делать это истиной в первой инстанции.
А в нашем случае воспитательное действие романа на молодых людей более отрицательное, сколько бы мы своим умом не находили "конспиративных тайн". Наши умозаключения и расшифровку мало кто читать будет.
Альтернативное написание Евангелия т.н. "Мастером" в романе просто кощунственно. Л.Толстого за подобное предали анафеме.
Можно вводить разных героев произведения, даже и нечистую (тьфу!), но играть Священным Писанием…
А неумным (и малообразованным) современникам запомнится прежде всего блестящая жизнь Маргариты в союзе с сатаной. И им хочется быть красивыми, голыми и чтоб все им поклонялись. И на метле так романтично… И на балу с нечистью. И этот Иешуа им как-то неинтересен.
И пример блудного сожительства нагляден (даже Маргарита с Мастером, чем мы хуже!).
Еще раз повторю: произведение талантливо, но отнюдь не "христианское". Христианские подвижники писали о Христе открыто и не закапывали смысл в адские глубины.
Булгаков был долгое время опиумным наркоманом. Спасла его от этой пагубы жена, посвятившая ему всю жизнь. А он ее потом оставил.
Это ли "христианское" состояние духа?

"любое художественное произведение будит в читателе что-то своё, каждый вопринимает _субъективно".

– Ну да, но если это "будит" зачастую нехорошее, то…
Много нехорошего будят у Вас произведения И.Шмелева?
Так что, г-да цадики, не переусердствуйте. В начале 20-го века либеральная интеллигенция так же охотно читала иного Баркова, и даже объясняла "глубинный смысл" его вольных слов.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика