<< | Полная сводка новостей от 3 ноября 2022 | >> |
Трое монахов покинули Киево-Печерскую лавру из-за отказа священноначалия обители поминать Святейшего Патриарха Кирилла
Наместник обители митрополит Вышгородский Павел заявил, что в Лавре ныне можно поминать Предстоятеля Русской Церкви только в личной молитвеНаместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский Павел в комментарии СПЖ подтвердил информацию российских СМИ о том, что ряд насельников Печерской обители вынуждены были покинуть монастырь в связи с решением Собора Украинской Православной Церкви в Феофании больше не поминать Святейшего Патриарха Кирилла за богослужением.
«Есть люди, которые после Собора УПЦ заявили, что мы теперь якобы раскольники. Они перестали причащаться, ходить в храм и общаться с братией. В результате они сами покинули монастырь, но сделали это без моего благословения. Это монах Лазарь, о. Елевферий и о. Климент», – заявил владыка Павел, отметив, что сам он никого из обители не выгонял.
При этом он подтвердил, что на богослужениях в Киево-Печерской Лавре выполняются решения Собора в Феофании и имени Святейшего Патриарха Кирилла больше не звучит, хотя монашествующие могут поминать его в личных молитвах. Что касается несогласных с таким порядком, то митрополит подчеркнул, что ушли они по собственной инициативе, так как отказались принимать нынешнее положение дел.
«Я не выгонял никого, выдержал паузу. Затем пригласил их к себе и спросил – почему вы не причащаетесь? Ведь они ходили по храмам, где Патриарха поминают, но даже там нигде не причащались. Я считаю, что для монаха и священника это очень тревожный знак. Ведь по канонам, если священнослужитель не причащается в течение трёх воскресных дней, то он должен быть извержен из клира. А теперь представьте, где май (Собор УПЦ состоялся 27 мая, – Ред.), а где – ноябрь», – сказал митрополит Павел.
По всей видимости, указанные отцы сочли такое собеседование с владыкой Павлом, как прямое давление на них и их совесть, дабы побудить их согласиться с решениями Собора в Феофании, а потому вынуждены были покинуть обитель.
Пытаясь оправдаться, наместник Лавры заявил, что ушедшие насельники в течение долгого времени много внимания уделяли темам, которые того не вполне заслуживали. «Когда Патриарх встретился с папой римским, они мне настойчиво рассказывали, что Патриарх – еретик, теперь вот другая крайность. Когда была популярна борьба с кодами, они выступали против кодов, когда появился коронавирус, они были против, чтобы братия сдавала анализы».
Характерно, что на ушедших монашествующих владыка Павел тут же наложил запрет на служение. «Но если кто-то из игуменов или наместников согласится принять их к себе, он может написать мне письмо, и тогда я запрет сниму. Сделано это, чтобы не было шатания монашеского и священнического чина», – пояснил он.
Русская линия
В Сербскую Православную Церковь массово возвращаются верующие, уклонившиеся в черногорский раскол
За последние годы число верующих Сербской Церкви в стране выросло на 20% за счёт тех, кто разочаровался в раскольнической «Черногорской церкви»В Черногории за годы независимости число верующих, заявляющих о своей принадлежности к Сербской Православной Церкви, увеличилось на 20%. В то же время уменьшилось количество граждан, ассоциирующих себя с неканонической «Черногорской церковью». Об этом свидетельствует исследование Центра демократии и прав человека (CEDEM) «О состоянии черногорского общества спустя 16 лет после восстановления государственной независимости», обнародованное на официальном сайте организации 31 октября 2022 года, сообщает портал «Православная жизнь».
В документе неправительственной организации проанализированы тенденции ключевых социальных показателей с момента выхода страны из государственного союза с Сербией. Согласно анализу, за прошедшие годы доля лиц, принадлежащих к исламской и католической конфессиям, оставалась стабильной. Динамикой отмечены только показатели численности православных.
«Данные указывают на то, что в православном корпусе число причисляющих себя к СПЦ выросло на 20 процентов, а количество тех, кто говорит, что они принадлежат к ЧПЦ, сократилось на референтный процент. Другими словами, Сербская Православная Церковь со временем набирала силу», – сделали вывод исследователи общественного мнения.
По их данным, на июнь 2022 года количество православных Сербской Церкви в стране составило 61,8% граждан, мусульман – 18,7%, представителей «ЧПЦ» – 6,7%, католиков – 4,3%.
В августе 2022 года Сербская Православная Церковь и Черногория подписали Основополагающее соглашение, которое защищает общественные и имущественные права Сербской Церкви в стране.
Русская линия
В Санкт-Петербурге состоялось обсуждение воссоздания храма Спаса-на-Сенной
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры выступает за восстановление уничтоженного большевиками собора2 ноября 2022 года в Доме журналиста в Санкт-Петербурге состоялось обсуждение идеи воссоздания утраченного храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас-на-Сенной), 60 лет назад уничтоженного большевиками. Представители духовенства, Всероссийского общества охраны памятников и ведущие городские архитекторы высказали своё мнение о возможности реализации масштабного проекта восстановления храма, ведь в своих исторических размерах он вмещал до тысячи человек, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на сайт телеканала «Санкт-Петербург».
«Всероссийское общество охраны памятников, безусловно, поддерживает восстановление храма Спаса-на-Сенной. Это замечательный памятник позднего барокко, который, к сожалению, был трагически утрачен. Он украсит площадь, придаст архитектурную ценность этому объекту», – отметил председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Антон Иванов.
«В процессе обсуждения было затронуто много сложных тем, которые ещё предстоит решить. Технических проблем здесь очень много: и соседство с метро, и вообще, как должна выглядеть площадь в конечном итоге после всех преобразований», – рассказал президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимир Григорьев.
Главной сложностью в реализации проекта сейчас является слишком тесное соседство с петербургской подземкой. Павильон станции метро «Сенная площадь» частично расположен на исторической территории храма. Перенос эскалаторного тоннеля сейчас невозможен. Но проектировщики «Ленгипротранса» предлагают, например, существенно снизить объект и объединить с павильоном «Спасской».
Против восстановления храма на круглом столе не высказался никто. Прозвучали предложения восстановить сначала звонницу и трапезную, а уже затем решать вопрос с метро, однако архитекторы не поддержали эту идею, «чтобы не создавать прецедент исторического недостроя». Собравшиеся решили дождаться появления проекта, чтобы дискутировать уже более предметно.
Русская линия
Возвращая исторические имена
Железнодорожной станции «Калуга-2» возвращено историческое название «Сергиев скит»Правительство России утвердило возвращение исторического названия железнодорожной станции Калуга-2, которая теперь носит своё прежнее имя «Калуга – Сергиев Скит». Премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение 31 октября 2022 года, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на газету «Весть».
Станция Калуга-2 действует с 1899 года и находится примерно в 10 километрах от центра Калуги. На станции останавливаются пассажирские поезда дальнего следования сообщением Москва-Брянск, Москва-Новозыбков, Москва-Климов, а также пригородные электропоезда сообщением Калуга I – Сухиничи.
Станция расположена в Мстихино – городском округе Калуги. В начале XX века здесь был построен небольшой монастырь преподобного Сергия Радонежского в память о великом князе Сергее Александровиче Романове, убитом в 1905 году эсером Каляевым. Его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, посещала Сергиев скит дважды – в 1911 и 1915 годах.
В уцелевшем до наших дней единственном здании монастырского комплекса – водонапорной башне – в октябре 2022 года открыли музей. Мемориал устроен благодаря поддержке губернатора Калужской области Владислава Валерьевича Шапши и Фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» во главе с Анной Громовой.
По данным местных краеведов, после гибели великого князя члены Императорского Православного палестинского общества (ИППО) – жители Калуги – государственный служащий Николай Мантейфель и калужская купчиха Серафима Михайлова, пожертвовали свои земельные участки для создания монашеского скита, а также под богадельню и церковно-приходскую школу.
Сергиев Скит до 1917 года был духовной обителью. Железнодорожная станция так и именовалась до революции. После того, как был учрежден Сергиев скит, настоятель иеромонах Герасим попросил разрешения переименовать разъезд №19 в станцию «Сергиев скит» или же «Палестинский скит», а также об организации продажи железнодорожных билетов до станций Воротынск и Тихонова Пустынь.
Чин освещения храма летом 1907 года совершил епископ Вениамин в сослужении настоятелей Тихоновой пустыни, Боровской Пафнутиевой обители и Оптиной пустыни.
После революции здания Сергиева скита использовались под военный санаторий имени Фрунзе. А после Великой Отечественной войны здесь разместили пионерский лагерь «Спутник».
В настоящее время городская общественность ратует за восстановление зданий Сергиева скита. На открытии музея осенью 2022 года губернатор области Владислав Шапша выразил уверенность, что «Сергиев скит станет важной частью проекта «Императорский маршрут», в который включена область».
Русская линия
«Наша культура будет работать не на обогащение кино-олигархов, прокатчиков и тех, кто владеет киностудиями, а на страну»
В Москве открылся XIX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел»2 ноября 2022 года в киноцентре «Октябрь» в Москве состоялась торжественная церемония открытия XIX Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», сообщает сайт кинофестиваля.
В числе присутствующих были Владимир Хотиненко, Александра Захарова, Сергей Шакуров, Владимир Фокин, Сергей Горобченко, Агния Кузнецова, Руслан Банковский, Анатолий Котенев, Наталия Гугуева и другие.
Первый день кинофорума в этом году начался показом фильма «Звезды мне укажут путь» режиссера Филиппа Абрютина. Это семейный картина о творческих людях и пути к своей мечте.
Затем прошла творческая встреча с депутатом и народным артистом РФ Дмитрием Певцовым, на которой артист рассказал об актуальных проблемах российской киноиндустрии и обсудил её дальнейшую судьбу, ответил на вопросы из зала и поделился опытом со съемок фильма «Без неба», показ которого состоялся после обсуждения.
«Наша культура будет работать не на обогащение кино-олигархов, прокатчиков и тех, кто владеет киностудиями, а на страну, на то, чтобы наши дети и наши взрослые получали продукты искусства, которые будут помогать нам выстоять в войне, которая длится с 1991-го года», – заявил Дмитрий Певцов.
Параллельно популярный православный блогер и священник Николай Бабкин в рамках беседы «Трудный выбор» обсуждал с молодежью самые острые вопросы, связанные с верой, сравнивал ценности родителей и детей и делился опытом из жизни священнослужителя.
«Жизнь человека делится на три периода: когда он верит в Деда Мороза, когда он категорично не верит в Деда Мороза и когда он сам становится Дедом Морозом – можно сказать, то же самое происходит с нашими детскими представлении о Боге», – отметил отец Николай Бабкин.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святого Илариона схимника, мы вспоминаем генерала Д.П.Неверовского и видного государственного деятеля и публициста М.Л.МагницкогоЕсть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, 28 января 1051 г. произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию св. блгв. Великого Князя Ярослава Владимировича Мудрого. "Повесть временных лет" гласит: "Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов". Он управлял Русской Церковью по одним сведениям до 1055 г., а по другим – до 1067 г. В каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей.
Сведения о митрополите Иларионе весьма скудны. Известно, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил Великий Князь Ярослав Мудрый. Поставление Илариона митрополитом было первым случаем поставления митрополита из природных русских. С его именем связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения. Время кончины Илариона неизвестно.
Митрополит Иларион прославился как писатель. Из его сочинений дошли: "Слово о законе и благодати", написанное, когда он был священником (предполагают, что это – пасхальная проповедь, произнесенная 26 марта 1049 г.), "Исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю поставления в митрополиты, "Поучение о пользе душевной ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику". Самым известным является, конечно, первое сочинение, от которого некоторые исследователи ведут начало самобытной русской мысли. Основная мысль "Слова": превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, а содержание его видно из полного заглавия: "О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея".
Сегодня также день памяти героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского, скончавшегося в 1813 году. Он родился 21 октября 1771 г. в селе Прохоровка Полтавской губернии в семье сотника. В 1786 г. Неверовский начал службу рядовым лейб-гвардии Семеновского полка. Уже в офицерских чинах Неверовский участвовал в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. и в войне с Польшей (1792 – 1794 гг.).
К 1812 году он уже командовал 27-й пехотной дивизией. В августе 1812 г. Неверовский оказал упорное сопротивление превосходящим силам конницы Мюрата под Красным, в результате чего Наполеон не смог отрезать Русские войска от Смоленска и зайти им в тыл, "Нельзя довольно похвалить храбрости и твердости, с какою дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходных сил неприятельских", – писал об этом сражении П.И.Багратион. За этот подвиг Неверовский получил орден св. Георгия 4 степени. С боями генерал совершил прославивший его переход к Смоленску. Этот подвиг "бессмертную славу ему делает", – считал Император Александр I.
Отлично проявил себя Неверовский и в Бородинском сражении, воюя за Шевардинский редут, и при обороне Семеновских флешей. Даже будучи ранен, он не покинул поле брани. В звании генерал-лейтенанта Неверовский принимал участие в боях под Тарутином и Малоярославцем. В 1813 году генерал был тяжело ранен в ногу в лейпцигской "Битве народов". В результате ранения у него началась гангрена, от которой он вскоре и скончался. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, прах Неверовского был перезахоронен на Бородинском поле.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и публициста Михаила Леонтьевича Магницкого, скончавшегося в 1844 году.
Он родился 23 апреля 1778 г. в Москве в дворянской семье. Окончив с отличием Благородный пансион при Московском университете (1795), Магницкий вступил в действительную военную службу, но уже в 1798 г. вышел в отставку и перешел в Коллегию иностранных дел. В 1803 г. он перешел на службу в МВД, где вскоре стал одним из ближайших сподвижников М.М.Сперанского. Придерживаясь тогда либеральных взглядов, Магницкий в 1803 г. представил Императору Александру I собственный проект конституции. Более того, в этот период Магницкий вступил в масонскую ложу "Полярная Звезда", с которой в дальнейшем порвал. В марте 1812 г. Магницкий был арестован по делу Сперанского и выслан в Вологду, но уже через 4 года был прощен и назначен воронежским вице-губернатором, а через год – симбирским гражданским губернатором.
В мировоззрении Магницкого в этот период произошли радикальные перемены, он становится одним из самых ярких представителей т.н. "православной оппозиции". Магницкий пришел к выводу, что механическое заимствование западноевропейского опыта может привести к революции. Особенно волновала его денационализации образования. Когда в начале 1819 г. Магницкий проводил ревизию Казанского университета, он пришел к выводу, что надо либо "разрушить" университет, либо провести его коренную реорганизацию. В результате Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа, где пытался осуществить контрреформу в сфере образования, будучи убежден в том, что необходимо "создать новую науку и новое искусство, вполне проникнутые духом Христовым, взамен ложной науки, возникшей под влиянием язычества и безверия". На новом посту Магницкий осуществил "чистку" профессуры, придал ярко выраженную религиозную направленность преподаванию всех дисциплин, ввел по образцу монастырских уставов строжайший внутренний режим для студентов, полагая, что в основе преподавания всех наук "должен быть один дух Святого Евангелия".
Магницкий предвосхитил известную формулу графа С.С.Уварова, предложив еще в 1823 г. в записке Императору Александру I принять план "народного воспитания", построенный на началах Православия и Самодержавия. В том же году Магницкий предложил Государю создать "уложение истинно русское", за основу которого предложил взять "византийское право". Магницкий также взялся за обличение масонов, и был одним из первых представителей русской консервативной мысли, кто декларировал связь между масонством и еврейством.
Сегодня также день восшествия на престол Государя Императора Николая II Александровича (1894).
В этот день в 1907 г. состоялось официальное открытие Киевского патриотического общества молодежи "Двуглавый Орел", самой боевой патриотической организации древней русской столицы.
В этот день в 1909 г. архиепископ Антоний (Храповицкий) освятил Дом Русского Собрания (РС) – штаб-квартиру русских монархистов в Санкт-Петербурге. Дом был построен на пожертвования членов РС, но решающую жертву внес Государь Николай II.
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 3 ноября 2022