Русская линия
<< Полная сводка новостей от 29 октября 2022 >>

"Что́ должно делать в субботу? добро, или зло?"
Толкование на Евангелие от Луки святителя Феофилакта Болгарского

Исцеление Христом сухорукогоЛк.6:1. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

Иудеи всякий праздник называли субботой, ибо суббота – значит покой. Часто праздник встречался в пятницу, а эту пятницу, ради праздника, называли субботой. Потом собственно субботу называли второпервой, как вторую после предшествовавшего иного праздника и субботы. Подобное случилось и тогда, и суббота сия названа "второпервой».

Лк.6:2. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Лк.6:3. Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

Лк.6:4. Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

Фарисеям, обвиняющим учеников за то, что они в субботу ели, «срывая», то есть сощипывая, колосья и кроша, то есть «растирая руками», Господь указывает на Давида, взалкавшего и евшего «хлебы предложения». Ибо он, бегая от Саула, прибыл к первосвященнику Авиафару и обманул его, сказав, что царь послал его на одно нужное дело, и в алчбе взял от священника хлебы предложения, которых каждый день предлагалось на священной трапезе по двенадцати, по шести с правой и по шести с левой руки (Лев. 24, 5–6). Получил он также и меч Голиафа (1Цар 21, 1–9). Господь, напоминая им эту историю, поступком Давидовым пристыжает их. Если вы, – говорит, – Давида почитаете, то как же осуждаете Моих учеников?

Лк.6:5. И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

И иначе: «Сын Человеческий…, то есть Я, господин субботы», и как Создатель и Творец, и Владыка, и Законоположник, имею власть разрушить субботу. «Сыном Человеческим» мог быть назван не иной кто, как Христос, который будучи Сыном Божиим, ради человеков пречудно соизволил быть и именоваться Сыном Человеческим. Ибо нет ничего нового в том, что меня и тебя называют сыном человеческим, а то замечательно, что Он, пречудно вочеловечившийся, называется Сыном Человеческим.

Лк.6:6. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

Лк.6:7. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

Лк.6:8. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

Лк.6:9. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

Лк.6:10. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Что мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея, то известно (см. гл. 12. А теперь скажем, что сухую имеет руку тот, кто не совершает никаких дел благочестия. Ибо рука есть орудие деятельности, а у кого она иссохла, тот, без сомнения, празден. Итак, кто желает вылечить свою руку, уврачует ее в субботу. Поясним. Не может тот совершать дела благочестия, кто прежде не успокоится от злобы. Уклонись прежде от зла, и тогда сотвори благое (Пс. 36, 27). Итак, когда будешь субботствовать, то есть покоиться от злых дел, тогда прострешь руку твою на дела благочестия, и она у тебя восстановится. Прилично сказать: «стала рука его здорова». Ибо было время, когда человеческая природа имела деятельность добрую и руку, то есть деятельную силу, здоровую; потом утратила ее и по благодати Христовой снова приобрела ее, и возвратилась к прежнему добру.

Святой Феофилакт Болгарский, архиепископ ОхридскийТолкование на Евангелие от Луки



Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Анну Иоанновну, чудесное спасение Царской Семьи при катастрофе на станции Борки и издание Манифеста 17 октября

Императрица Анна ИоанновнаСегодня день памяти  дочери Царя Иоанна V Алексеевича, племянниц Императора Петра Великого Императрицы Анны Иоанновны, скончавшейся 17 октября 1740 г.

Анна Иоанновна  родилась 28 января 1693 г., была замужем (1710-11 гг.) за герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом, овдовев, жила в Митаве. После смерти Императора Петра II была приглашена 25 января 1730 г. Верховным тайным советом на российский престол. Верховники попытались ограничить самодержавие, предложив Анне подписать "кондиции" – условия восшествия на престол, согласно которым без Верховного тайного совета Императрица не могла объявлять войну, заключать мир, вводить новые подати и налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни, чести и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола. Анна "кондиции" сначала подписала, но по прибытии в Москву, убедившись в верности дворянства, вручившего ей 25 февраля 1730 г. челобитную с просьбой о восстановлении Самодержавия и получив поддержку А.И.Остермана, Феофана Прокоповича, П.И.Ягужинского, А.Д.Кантемира и других лидеров оппозиции, публично разорвала "кондиции". После восшествия на престол распустила Верховный тайный совет, восстановила значение Сената, учредила Кабинет министров в 1731 г., в состав которого вошли А.И.Остерман, Г.И.Головкин, А.М.Черкасский, позднее П.И.Ягужинский и А.П.Волынский. В годы ее правления был отменен указ о единонаследии, учрежден Шляхетный кадетский корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян, что было шагом к будущей "вольности" дворянства. Ближайшее окружение Анны Иоанновны составляли иностранцы (Э.И.Бирон, К.Г.Левенвольде, Б.X.Миних, П.П.Ласси), огромное влияние имел ее фаворит Э.И.Бирон. С его именем связана эпоха "бироновщины" – темной страницы нашей истории, когда процветали казнокрадство, распущенность нравов, неуважение к русским традициям. В 1740 г. был казнен кабинет-министр А.П.Волынский, стремившийся к ограничению влияния иностранцев на внутреннюю и внешнюю политику России. В армии под руководством Б.X.Миниха проводилась военная реформа, были сформированы Измайловский и Конный гвардейские полки. Война с Турцией 1735-39 гг., в ходе которой было разгромлено Крымское ханство, завершилась невыгодным для России Белградским миром. Перед смертью Анна Иоанновна назначила своим наследником младенца Ивана VI Антоновича при регентстве Бирона.

Катастрофа на станции БоркиСегодня мы также отмечаем 125 лет со дня чудесного спасения Царской Семьи при катастрофе на станции Борки. 17 октября 1888 г. в районе станции Борки в 49 верстах от Харькова произошла одна из самых серьезных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельсов царский поезд, в котором ехал Государь Александр III со всей Семьей. В результате аварии погибли 23 человека, 19 получили ранения. При этом никто из Царской Семьи, находившейся в тот момент в вагоне-столовой, не пострадал. Государь Император Александр III лично поддерживал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату великому князю Сергею Александровичу: "Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость". В честь чудесного спасения Царской Семьи в Российской Империи было построено много храмов. В районе станции Борки, в частности, были сооружены часовня Спаса Нерукотворного Образа и храм во Имя Всемилостивого Спаса.

Манифест 17 октябряВ этот день в 1905 г. Императором Николаем II был подписан знаменитый Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", который был шагом к установлению конституционной монархии. Манифест был вырван революцией, его разработчиком был C.Ю.Витте, убедивший Государя пойти на уступку "общественному мнению". Манифест включал три основных пункта, Государь повелевал: "1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2.Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и 3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Публикация Манифеста не остановила революцию, а только подтолкнула ее. Революцию остановили русские монархисты и жесткие меры министров внутренних дел П.П.Дурново и П.А.Столыпина.

В 1906 г. Основные Законы Российской Империи были приведены в согласие с нормами Манифеста. Монархисты выступали за отмену этих норм, предлагали изменить кодификацию, восстановить Самодержавие. Накануне 1917 г. Государь склонялся к проведению подобных мер.

Русская линия




Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика