Русская линия
<< Полная сводка новостей от 18 февраля 2021 >>

Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий избран Сербским Патриархом
Святейший Патриарх Кирилл по телефону поздравил владыку с избранием на Патриарший престол Сербской Православной Церкви

Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий18 февраля 2021 года в столице Сербии состоялся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, на котором был избран новый Святейший Патриарх Сербский. Избирательное собрание проходило в крипте кафедрального соборного храма святого Саввы на Врачаре, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

Патриархом Сербской Православной Церкви стал митрополит Загребский и Люблянский Порфирий, который был избран жребием из трёх кандидатов.

В число избранных Собором кандидатов на Патриаршее служение вошли также епископ Бачский Ириней и епископ Баня-Лукский Ефрем.

Перед началом Архиерейского Собора в храме святого Саввы была совершена Божественная литургия, которую возглавил местоблюститель Патриаршего престола митрополит Дабро-Боснийский Хризостом в сослужении иерархов и духовенства Сербской Православной Церкви. Перед началом заседания Собора прошла поминальная служба на могиле Патриарха Сербского Иринея с молитвенным призыванием Духа Святого.

18 февраля 2021 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с избранным Сербским Патриархом. Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил митрополита Порфирия с избранием и пожелал ему многих сил и укрепления от Господа на предстоящем пути Патриаршего служения.

Сердечно поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за поздравления и добрые пожелания, владыка Порфирий попросил молитв Его Святейшества об успешном прохождении возложенного на него служения.

Немаловажным будет отметить, что ещё в 2020 году владыка Порфирий предельно чётко обозначил свою позицию по ситуации на Украине. Будущий Сербский Патриарх подчеркнул, что отношение к этой проблеме выражено Сербской Православной Церковью соборно. Чёткая позиция Церкви состоит в том, «что нераскаявшиеся украинские раскольники не признаются даже членами Церкви, не говоря уже о признании нормальной автокефальной Православной Церковью».

«Мы действительно сожалеем и скорбим о разрушении единства святой Соборной Церкви. Нужно восстановить прежнюю благословенную любовь и единство святых Поместных Церквей Божиих. Нет ничего нужнее и драгоценнее любви, мира и единомыслия между нами братьями во Христе. Я уверен, что найдётся способ решить этот больной вопрос в духе святых канонов нашей Церкви», — подчеркнул владыка.

Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, в миру - Првослав Перич, родился 22 июля 1961 года в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, а гимназию - в Новом Саде в 1980 году.

Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 году окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде.

Пострижен в монашество 11 апреля 1986 года своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии епископом Бачским. 23 июня того же года епископ Рашско-Призренский Павел (в 1990-2009 годы - Патриарх Сербский) рукоположил монаха Порфирия в сан иеродиакона в монастыре Святой Троицы в Мушутиште. Иеродиакон Порфирий обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета в 1987-1990 годах. Там же в 2004 году он защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 года рукоположен в сан иеромонаха в монастыре Святых архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этого монастыря.

14 мая 1999 года решением Архиерейского Собора избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. 13 июня 1999 года Патриарх Сербский Павел возглавил его архиерейскую хиротонию.

26 мая 2014 года Архиерейским Собором избран митрополитом Загребско-Люблянским. Настолование, которое совершил Патриарх Сербский Ириней, состоялось 13 июня в кафедральном соборе Преображения Господня в Загребе.

18 февраля 2021 года Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви избран Патриархом Сербским.

Русская линия



Владимир Легойда: Мне кажется логичным и правильным установить на Лубянке монумент Александру Невскому или Ивану III, либо оставить всё так, как есть
​​​​​​​Глава Синодального отдела считает недопустимым восстановление памятника Дзержинскому в центре столицы

Владимир ЛегойдаПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда высказал мнение, что ради мира в обществе лучше не устанавливать на Лубянской площади какие бы то ни было монументы.

"С учётом всех сложностей дискуссии и волнений, которые эта тема уже вызвала, я считаю, что самым, наверное, правильным решением было бы не ставить на Лубянской площади никакого памятника. В этом тоже был бы определенный символизм", – сказал Легойда в четверг "Интерфаксу", подчеркнув, что это его личная точка зрения.

"Если же мы исходим из того, что памятник обязательно должен быть поставлен, что такое решение будет принято, и вопрос только в том, какой это будет памятник, то из тех фигур, которые назывались, мне кажется логичным и правильным установить монумент Александру Невскому или Ивану III – людям, безусловно, его заслуживающим", – добавил Легойда.

При этом он отметил, что царя Иван III – фигура очень недооцененная.

В последние дни вновь активизировалась дискуссия о возможной установке памятника на Лубянской площади. Среди озвученных предложений – монументы Феликсу Дзержинскому, Александру Невскому, Ивану III, Юрию Андропову. Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников предложил рассмотреть вопрос возвращения на Лубянку памятника на референдуме. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов высказал мнение, что при решении вопроса о развитии Лубянской площади нельзя торопиться, необходимо учесть мнения всех социальных групп.

Русская линия



На Фанаре не видят серьёзных преград для объединения с католиками
Для единства между католиками и православными нужно лишь воспитывать новое поколение "богословов", заявил представитель Константинопольского Патриархата

Архиепископ Тельмиский Иов (Геча)У Фанара нет проблемы в том, чтобы признать первенство Рима и объединиться с католиками, вопрос лишь в том, как это первенство будет реализовываться Католической церковью, заявил иерарх Константинопольского Патриархата архиепископ Тельмисский Иов (Геча) на онлайн-конференции «Вызовы и перспективы православно-католического богословского диалога», посвященный поискам путей единства православных и католиков.

В конференции помимо архиепископа приняли участие глава Восточного бюро Папского Совета по содействию христианскому единству Гиацинт Дестивель, профессор Петрос Василиадис и ряд других греческих богословов.

В ходе экуменического диалога иерарх Фанара заявил, что для осуществления полного единства между католиками и православными очень важно воспитывать новое поколение богословов не только хорошо знающих традиции своей Церкви, но и открытых к традициям другой Церкви. Потому, как считает Геча, православные студенты должны учиться в католических учебных заведениях, а католики – в православных.

Комментируя слова Дестиваля о роли папы в будущей объединенной Церкви, иерарх Фанара заявил, что «у православных нет проблем с первенством Римской Церкви, поскольку эта Церковь согласно святоотеческим и каноническим традициям председательствует в любви… Потому с православной точки зрения первенство Рима – это не проблема. Вопрос в том, как это первенство будет реализовываться на практике».

По мнению Гечи, в объединенной Церкви католики не должны требовать от православных признавать больше прав Рима, чем это было в первом тысячелетии.

Ранее Патриарх Варфоломей заявил, что 1700-летний юбилей Никейского собора, который состоится в 2025 году – повод для объединения христиан.

Комментируя идею встретиться с представителями различных христианских Церквей в Никее в 2025 году, озвученную после встречи с папой Франциском в Иерусалиме в 2014-м, глава Фанара подчеркнул, что «это может послужить для христианских Церквей поводом задуматься о своем пути, об ошибках прошлого и настоящего, а также предпринять более серьёзные шаги, определённый экуменический путь, опираясь на уроки более чем векового современного экуменического опыта».

«Первый Вселенский Собор в Никее – это символ, поворотный момент в истории христианства, не только потому, что он сформулировал Символ веры, но и потому, что издал 20 канонов. Никея, таким образом, предлагает уникальную возможность укрепить наше общее каноническое наследие первого тысячелетия и изучить важность канонического права как инструмента для содействия экуменическому диалогу», – сказал глава Фанара.

По его мнению, каноны – это «компоненты поиска согласия на уровне доктрины, которая до сих пор была основным и доминирующим направлением в современном экуменическом дискурсе», а предстоящий юбилей Никейского Собора – «призыв ко всем христианам осознать, что то, что нас объединяет, больше того, что держит нас в простой привычке разделения».

«Христианское единство и общий подход к большим проблемам современности – это не только текущая просьба, но и заповедь Основателя Церкви. Великие юбилеи напоминают нам об этой истине», – сказал глава Константинопольского патриархата.

Русская линия



Скончался художник Владимир Мокроусов
Один из инициаторов восстановления Храма Христа Спасителя в Москве отошёл ко Господу на 85-м году жизни

Храм Христа Спасителя16 февраля 2021 года скончался один из инициаторов восстановления кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве народный художник России Владимир Мокроусов, сообщает Патриархия.Ru.

«Отечественная культура понесла тяжелую утрату. 16 февраля 2021 года, на 85-м году жизни, скончался Владимир Петрович Мокроусов (1936-2021), выдающийся скульптор, мастер яркой творческой индивидуальности, возрождавший христианскую культуру России, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, лауреат многих всесоюзных и всероссийских конкурсов по монументальному искусству», – заявили пресс-службы Российской академии художеств отмечается.

В Российской академии художеств подчеркнули, что В. Мокроусов внёс значительный вклад в отечественную художественную культуру, создал свое направление в искусстве пластики, получившее широкое признание в России и за рубежом.

«Его творческая биография тесно связана с историей нашей страны. Одним из первых он обратился к решению историко-религиозной темы в отечественном искусстве. Вместе с писателем В.А. Солоухиным он стал инициатором возрождения кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве», — говорится в сообщении пресс-службы.

В. Мокроусовым созданы монументальные скульптурные композиции для многих храмов России: «Святая великомученица Варвара с житием» (2007, г. Кемерово), «Святой князь Александр Невский перед сражением» (2010, Республика Мордовия), «Царские мученики» (2013, г. Саров Нижегородской обл.), «Молитва за Отечество» (2016, г. Москва) и другие. Скульптором также созданы значительные по художественным достоинствам памятники великим людям нашей страны, например, памятник первому генералиссимусу России А. Шеину (2009, г. Азов). В.П. Мокроусов возрождал в России традицию установки поклонных крестов (2012, 2014, Нижегородская обл.).

Отпевание В.П. Мокроусова состоится в нижней Спасо-Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве 20 февраля в 12.00.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, и вспоминаем генерала Д.М.Карбышева

Святитель Феодосий, архиепископ ЧерниговскийСвятитель Феодосий родился в начале 30-х годов XVII века в семье священника Подольского края. Юношей он вступил в Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре, который являлся в то время главным центром борьбы Православия против напора католического духовенства – иезуитов и униатов.

После получения образования будущий Святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского. В 1664 году он стал настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря, который незадолго до этого бы практически полностью разрушен униатами. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в обители.

Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) сделал Феодосия своим наместником по митрополии. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Здесь ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

Архимандрит Феодосий участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

11 сентября 1692 г. святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского кремля в сан архиепископа Черниговского. При святителе Феодосии в Черниговской епархии произошел особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе. Открытие мощей святого Феодосия произошло 9 сентября 1896 года. Мощи были перенесены из Борисоглебского в Спасо-Преображенский собор и переложены в новый кипарисовый гроб и новую драгоценную серебряную раку.

Д.М.Карбышев, 1911 годСегодня день памяти русского военного инженера генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, замученного в лагере смерти Маутхаузен в 1945 году.

Он родился 14 октября 1880 года в Омске. Окончил Сибирский кадетский корпус (1898), Николаевское военное инженерное училище (1900) и Николаевскую военно-инженерную академию (1911). Участвовал в Русско-японской войне 1904-05 гг., был строителем фортов Брестской крепости (1911 – 14). Во время Первой мировой войны он служил в управлении начальника инженерных войск 11-й и 8-й армий, руководил инженерными работами на Юго-Западном фронте.

Дмитрий Михайлович КарбышевВстретив революцию в чине подполковника Российской Императорской армии, в декабре 1917 г. Карбышев вступил в ряды РККА, вскоре став инженером Коллегии по инженерной обороне государства. В начале Великой Отечественной войны, находясь на фронте Карбышев был тяжело контужен и попал в плен. Категорически отказался перейти на службу в Вермахт. Будучи узником фашистских лагерей смерти (Майданеке, Освенциме, Заксенхаузене, Маутхаузене), где участвовал в движении Сопротивления., он проводил среди военнопленных активную антифашистскую подпольную работу. В 1945 в лагере Маутхаузен был подвергнут изощрённым пыткам, окончившимся мучительной смертью. В 1946 г. Карбышеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этот же день, 5 февраля 1722 года, Царь Петр I издал указ о престолонаследии, согласно которому Царствующий Государь получал право сам избирать себе наследника. Правильный порядок престолонаследия восстановлен Императором Павлом Петровичем в 1797 года.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 18 февраля 2021


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика