Русская линия
<< Полная сводка новостей от 11 февраля 2021 >>

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь не может вовлекаться в политические дискуссии
Предстоятель Русской Православной Церкви в дистанционном формате провёл заседание Высшего Церковного Совета

Святеший Патриарх Кирилл11 февраля 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.

Предстоятель Русской Православной Церкви участвовал в заседании с помощью средств удаленной связи из исторического зала заседаний Священного Синода в Патриаршей резиденции в Переделкине.

Открывая собрание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к его участникам со вступительным словом, в котором затронул ряд актуальных вопросов церковно-общественных отношений.

«Ещё и ещё раз хотел бы сказать о том, что наша Социальная концепция до сих пор не устарела; в частности, не устарели сформулированные в ней принципы участия Церкви в политическом процессе. Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг — подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например, среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми. Выступая на одной стороне баррикады как бы от имени Церкви, мы отталкиваем от Церкви тех, кто по другую сторону баррикады. А и там, и там — наш народ; и там, и там — наша паства. Поэтому то, о чём я говорю, — это не уклонение от проблемы, не попытка спрятать голову в норку или под крыло, не проявление страха, а чувство пастырской ответственности за наш народ. Церковь несёт ответственность за всех — за правых, за левых, и мы должны находить правильные слова, которые ни в коем случае не должны разжигать конфликт, – заявил Патриарх Кирилл.

Революции начала XX века должны были нас многому научить. Вообще, поколение духовенства, к которому я принадлежу, было научено этим опытом, потому что по возрасту мы ближе к тем событиям, чем нынешнее молодое поколение. Церковь не должна отказываться от пастырской работы с людьми, которые стоят по другую сторону конфликта. Церковь не должна переставать быть и для них Матерью. Конечно, мы не должны добиваться такого отношения к Церкви как к Матери за счёт опасных компромиссов, тем более за счёт измены истине, но мы должны научиться нести православную христианскую истину в общество таким образом, чтобы не усиливать разделение, чтобы работать на преодоление разделений, а самое главное — работать на то, чтобы люди пришли ко Христу. Потому что если люди придут ко Христу, то они сами преодолеют те разделения, которые могут быть опасны для их духовной жизни и для жизни общества».

В ходе заседания были представлены, в частности, доклады, подготовленные Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ («Оценка отношения общества к Церкви: основные вызовы») и Синодальным отделом по монастырям и монашеству («Развитие системы базового богословского образования для монашествующих. Итог 2020 года и перспективы в 2021 году»).

Русская линия



На Фанаре настаивают на изъятии Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лавр у УПЦ
Соответствующее заявление сделал глава УПЦ в Канаде (Константинопольский патриархат) митрополит Георгий (Калищук)

Митрополит Виннипега и всей Канады Юрий (Калищук) и лже-патриарх Филарет (Денисенко)Митрополит Георгий (Калищук), в 1990 году принятый Константинопольским Патриархатом из раскола и возглавляющий ныне УПЦ Канады, убеждён, что все три Лавры Украинской Православной Церкви должны «вернуться под полный контроль» украинского народа и «ПЦУ». Об этом он заявил в интервью канадскому каналу Kontakt Ukrainian TV, сообщает СПЖ.

«В действительности, и Киево-Печерская, и Почаевская лавры находятся в собственности государства Украина, в собственности правительства Украины, – сказал он. – А Церковь Московская – они называют её Украинская Православная Церковь, но, согласно последним высказываниям патриарха Вселенского Варфоломея, это Церковь Московского Патриархата в Украине, это не Украинская Православная Церковь. Обе эти лавры, и есть ещё третья – Святогорская, все они на время предоставлены для использования этой Церкви в Украине».

По словам представителя Константинопольского патриархата, «мы надеемся, что, как будет общество развиваться, как будет наставление правительства <…> всё вернется под полный контроль украинского народа и, считаю, это будет под контролем Православной Церкви в Украине».

Далее глава УПЦ в Канаде опустился до откровенной клеветы, заявив, что «украинцев должно тревожить» то, что «разные достояния из этих монастырей и Лавр вывозятся через границу в другое государство». Таким образом, представитель Фанара походя обвинил каноническую УПЦ в том, что она якобы расхищает украинские святыни, чего на самом деле нет и в помине.

Характерно, что ранее в Интернете было опубликовано видео, в котором митрополит Георгий подтвердил, что именно Фанар подталкивал власти Украины просить Томос.

Русская линия



В Екатеринбурге отметили 136-летие Екатеринбургской епархии
В Храме на Крови совершена праздничная Божественная литургия

В Екатеринбурге отметили 136-летие Екатеринбургской епархии11 февраля, в день 136-летия со дня образования Екатеринбургской епархии, в день Собора Екатеринбургских святых, в Храме-Памятнике на Крови состоялась праздничная Божественная литургия. Богослужение совершил сонм архиереев: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий и епископ Макаровский Гедеон, викарий Киевской епархии, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.

Преосвященным владыкам сослужило многочисленное духовенство и монашествующие в священном сане Екатеринбургской митрополии.

Песнопения Божественной литургии исполнили хор духовенства Екатеринбургской епархии под управлением иерея Алексия Русина и хор Храма на Крови.

Богослужение совершалось пред образом Собора Екатеринбургских святых, чей праздник отмечается в этот день.

Паломники по очереди подходили почтить этот образ, выставленный в центре храма, и также прикладывались к ковчегу с мощами Екатеринбургских святых, который был изготовлен к 135-летию Екатеринбургской епархии. В него входят частицы мощей 11 уральских святых: праведного Симеона Верхотурского, преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, блаженного Косьмы Верхотурского, преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Далмата Исетского, преподобного Василиска Сибирского, священномученика Константина Меркушинского, священномучеников Алексия Красноуфимского, Льва Красноуфимского и Александра Красноуфимского.

В завершении богослужения перед образом Собора Екатеринбургских святых был исполнен праздничный тропарь: «Украшается днесь Святая Церковь, торжествующи собор святых земли Екатеринбуржския» и кондак Собору Екатеринбургских святых: «Днесь святых честный собор предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу».

После молебного пения Собору Екатеринбургских святых владыка митрополит вознес молитву Всем святым, от века Богу благоугодившим: «К вам, о святии вси, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь Небеснаго восхода».

Затем сонм архипастырей и священнослужителей пропел величание Екатеринбургским угодникам Божиим: «Величаем вас, святии вси в земли Екатеринбуржстей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего!»

Молебное пение завершилось исполненным соборно многолетием Святейшему Патриарху Кириллу, архиереям, совершившим богослужение, державе нашей Российской и ее народу, сему священному собору и всем православным христианам.

В своем архипастырском слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений поздравил с праздником Собора Екатеринбургских святых священноначалие, прихожан и паломников и отметил, что «нас всех в этот день собрали, призвали на эту службу святые, которые ходили по той земле, на которой мы сегодня с вами живем».

Владыка напомнил, что празднование Собора Екатеринбургских святых утверждено Священным Синодом по молитвам, усердию и ходатайству владыки Викентия, ныне митрополита Ташкентского и Узбекистанского.

«С того времени при владыке Викентии и митрополите Кирилле, ныне Преосвященном Казанском и Татарстанском, с любовь и усердием это благословение исполнялось не как необходимость по календарю, по необходимости сердца, верующего и любящего Бога и Церковь. И мы сегодня милостью Божией предстоим пред образом, который мы видим своими телесными очами, и пред невидимым образом, который предстоит нашему сердцу», – сказал глава Екатеринбургской митрополии.

Владыка Евгений отметил, что все Екатеринбургские святые – разные, но их всех объединяет стремление ко Христу.

«Бывает, летом идешь по укатанной асфальтом дороге, и вдруг через маленькую трещинку, которая непонятно как появилась в этой асфальтовой массе, пробивается росточек, цветочек. Удивляешься. Казалось бы, такой маленький, такой худенький, тоненький, немощной, но он пробил такую толщу асфальта, которую бригада рабочих не могут разбить своими отбойными молотками, когда выполняют очередной ремонт. Как он пробился через эту толщу? И это некий образ того, что все люди немощные: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит», – но если есть устремлённость ко Господу, если человек взращивает в себе любовь ко Христу, к людям, и старается эту любовь утверждать какими-то понятными, простыми человеческими делами, то способен преодолеть эту непреодолимую, как кажется,  толщу греха, коросту человеческой немощи, пробиться через нее и расцвести святостью, которой процвели святые, в земле уральской просиявшие», – привел метафорический пример владыка Евгений.

«Мы с вами сегодня эти ростки, мы смотрим, взираем на образ жития святых Екатеринбургских, просиявших здесь. И вот мы сегодня предстоим также совершенно разные: и архиереи, и пресвитеры, монахи, монахини, миряне, молодые дети и совсем уже немощные старцы. На самом деле и мы призваны к тому же, куда вошли святые земли Екатеринбургской. Мы с вами призваны ко Христу, к святости. И преодолевая «коросту» собственных немощей и грехов помощью Божией, благодатью Божией, мы должны желать, мы должны искать этого пути к свету Христову, следованию за Христом. Мы должны стараться угождать Христу и друг другу. Мы должны быть членами Церкви, слышать глас Святейшего Патриарха Московского и вея Руси Кирилла, своих архипастырей и пастырей, подражать им в праведности, помогать им, нам, друг другу преодолевать свои немощи. И так и живя, мы верим, что милостивый Господь желает каждому человеку спастись и в познании истины прийти, что Он найдет в образе нашей жизни, в нашем возрасте, в нашем состоянии возможность взять нас за руку и вывести Он Сам весть какими путями к Своему свету, к Себе самому. Чего я хотел бы пожелать всем здесь собравшимся и всем, кто желал или кто еще не желал, но когда-нибудь встанет на этот путь христианской жизни, войти в небесные чертоги к святым, в земле екатеринбургской просиявшим. Всех вас поздравляем. Благодарим Бога и верим, что Он нас всех спасет и помилует», – сказал правящий архиерей.

Владыка также пожелал помощи Божией новому градоначальнику уральской столицы рабу Божию Алексию –  инаугурация Алексея Орлова была совершена накануне дня Собора Екатеринбургских святых.

«Надеемся, что Господь даст силы служить на пользу Отечеству, града и жителям, чтобы был мир и благоденствие Божие», – сказал архипастырь.

Русская линия



Ни о каком уходе на покой Грузинского Патриарха Илии II речи не идёт
В здании Грузинской Патриархии состоялось заседание Священного Синода, итоги которого не оправдали опасения грузинских националистов

Архиереи Грузинской Православной Церкви11 февраля 2021 года в здании Грузинской Патриархии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго состоялось заседание Священного Синода, сообщает ИА Новости-Грузия.

По сообщению Патриархии, на собрании присутствовали 35 архиереев, секретарём в ходе заседания был митрополит Горийский и Атени Андрей (Гвазава).

К 15 часам члены Синода покинули Патриархию, не сделав никаких комментариев для СМИ.

Одним из вопросов, которые обсуждались Синодом, стала вакцинация против коронавируса. Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай перед заседанием заявил журналистам, что, по его оценке, Синод примет решение о том, что «вакцинация или воздержание от неё не являются обязательными».

По словам главы службы по связям с общественностью Патриархии протоиерея Андрея Джагмаидзе, кроме вакцинации, на Синоде обсуждалась тема монастырского комплекса Давид-Гареджи, расположенного на спорном участке грузино-азербайджанской границы.

Отец Андрей подтвердил, что епископы «согласовали немало вопросов», и через несколько часов Патриархия распространит протокол по принятым решениям.

«Вопросы касались Гареджи, темы вакцинации, ряд вопросов были оценены с моральной точки зрения, все это будет отражено в протоколе, который будет опубликован через несколько часов», — заявил Джагмаидзе.

Священный Синод Грузинской Православной Церкви в этом году собрался впервые, и накануне его заседания грузинские националисты распускали слухи о том, что на нём Патриарх Илия якобы будет отправлен в отставку. Инициировать этот процесс, по их словам, намерены пророссийские епископы.

Однако, никаких решений о почислении на покой Патриарха Илии Синод, судя по всему, не принял.

Русская линия



«Зелёный Патриарх» решил сделать «зелёным» и Афон
Дровяные печи и генераторы будет заменены на Святой Горе Афон на солнечные батареи, а выгребные ямы «биологическими очистными сооружениями»

АфонКонстантинопольского Патриарха Варфоломея давно называют «зелёным Патриархом» за его пристальное отношение к экологическим проблемам, однако ранее это не касалось Святой Горы Афон, которая жила своим древним монашеским укладом. Однако, всё меняется, и на Афон быстро движутся новые «зелёные» технологии, сообщает СПЖ со ссылкой на Patrastimes.gr.

В настоящее время на Святой Горе полным ходом идёт реализация масштабных ремонтных и реставрационных проектов, направленных на защиту окружающей среды. Так, в монастырях на Афоне дровяные печи и генераторы вскоре будут заменены солнечными батареями, а выгребные ямы «биологическими очистными сооружениями».

«Реставрации часто проводятся в зданиях на Афоне, – рассказал руководитель Центра сохранения наследия Афона (KEDAK), инженер-реставратор Илиас Пардзинидис. – Для этого уже много лет существует большая программа. Но в целом жизнь изменилась, мы живём в 21 веке и необходимо браться за инновации».

Сейчас в рамках проекта по ремонту и реконструкции монастырских построек и келий на Святой Горе продолжаются необходимые исследования. Солнечные панели планируют установить везде, где до этого производство энергии осуществлялось при помощи дровяных печей и генераторов. Одновременно проводится проработка строительства биологических очистных сооружений, которые позволят минимизировать урон окружающей среде.

Ранее Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого входит Афон, объявил себя «флагманом в области защиты творения» и призвал к межрелигиозному диалогу для сохранения экологии.

Русская линия



Вакцина Pfizer бьёт рекорды по смертности
В Швеции 67 человек умерли после того, как были вакцинированы американской вакциной

ВакцинацияВ настоящее время в Швеции зарегистрировано 69 смертельных случаев, предположительно вызванных побочными эффектами вакцины от COVID-19. Об этом со ссылкой на отчет Государственного фармацевтического управления сообщила газета Fria Tider, передаёт ИА Regnum.

Как подчеркивают журналисты, 10 февраля число умерших, которые скончались от последствий введения в организм препарата, выросло до 69 человек. Cмерти 67 из них связывают с вакциной от производителя Pfizer и ещё две — с вакциной Moderna.

В общей сложности в отношении вакцин производства Pfizer и Moderna в Государственное фармацевтическое управление Швеции поступило 728 сообщений о предполагаемых побочных эффектах после вакцинации. 267 случаев в стране были классифицированы как «серьёзные».

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Царей Алексея Михайловича, Иоанна V Алексеевича и великого русского поэта А.С.Пушкина

Царь Алексей МихайловичВ этот день, 29 января 1676 года, отошел ко Господу второй Царь династии Романовых Алексей Михайлович, родившийся 19 марта 1629 г.

12 июля 1645 г., когда ему было всего 16 лет, умер его отец – Царь Михаил Федорович, и он вступил на престол. Через месяц после смерти отца умерла мать, урожд. княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Коронован 28 сентября 1646 г. Был женат дважды: на княжне Марии Ильиничне Милославской и на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Дети от первого брака: Дмитрий, Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, Мария, Федор (царствовал в 1676-1682), Феодосия, Симеон, Иван (царствовал в 1682-1696), Евдокия; от второго брака – Петр (царствовал в 1682-1725), Наталья, Феодора.

Его царствование памятно многими значительными событиями. Была произведена кодификация законодательства (знаменитое Соборное уложение 1649 г.). В 1654 г. произошло воссоединение с государством Российским Украины, после чего Россия вынуждена была вести длительную войну с Польшей, завершившуюся возвращением Киева, Смоленска, Витебска, Минска, Гродно, Вильно и других русских городов. В 1656-58 гг. Россия воевала со Швецией. По инициативе Государя и Патриарха Никона была проведено исправление церковных книг, спровоцировавшее церковный раскол. Противоречия между Царем и Патриархом привели к жесткому противостоянию двух ветвей власти и низложению Патриарха Никона.

Алексей Михайлович получил прозвище Тишайшего, хотя за все время его царствования не было ни одного года спокойного от смут и войн. Помимо войн государство терзали Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-71 гг., восстания в Новгороде и Пскове.

Иоанн V АлексеевичСегодня мы также вспоминаем другого русского Государя – Иоанна V Алексеевича, скончавшегося в 1696 года. Он родился 27 августа 1666 года. В мае 1682 г. в результате стрелецкого бунта был провозглашен Царем вместе со сводным братом Петром Алексеевичем при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 25 июня 1682 г. – единственный случай в нашей истории, когда на царство были венчаны два Царя Иоанн V и Петр I Алексеевичи. До смерти Иоанн считался равноправным Царем и даже первым по чести, а все документы подписывались обоими Царями вместе, хотя Иоанн в делах управления не участвовал, но пребывал "в непрестанной молитве и твердом посте".

Был женат на Прасковьи Федоровне Салтыковой, от брака с которой имел дочерей Анну (Императрица в 1730-1740), Екатерину, внук которой вступил на Российский Престол в 1740 г. под именем Иоанна VI Антоновича, и Прасковью, не оставившую потомства.

Пушкин А.С. Портрет работы В.А. Тропинина29 января 1837 г. Россия потеряла великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, он умер от раны, полученной на дуэли с Дантесом. "Пушкин наше все!" – сказал Аполлон Григорьев, а Федор Тютчев пророчески написал: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет".

Известно, что Господь даровал Пушкину христианскую кончину – перед смертью он причастился Святых Христовых тайн. Поэт очень переживал, что нарушил царский запрет на дуэли, и просил прощения у Императора Николая I. "Жду царского слова, чтобы умереть спокойно", – говорил он друзьям. Государь в записке, переданной В.А.Жуковским Пушкину, написал: "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки". Пушкин сказал Жуковскому: "Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в сыне, что я желаю ему счастия в его России". Царь, как и обещал, взял на себя заботу о семействе Пушкина. Распоряжение Государя гласило: "1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т.".

В этот день Каледин Алексей Максимовичвспоминаем и генерала кавалерии Каледина Алексея Максимовича (12 октября 1861 – 11 февраля 1918), он родился в станице Усть-Хоперской, хуторе Каледин; генерал от кавалерии, донской атаман. Военное образование получил в Воронежском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, из которого после производства в чин хорунжего вышел на службу в 3абайкальскую казачью батарею.

В 1889 году закончил курс Военной академии, служил в штабе Варшавского военного округа и в должности старшего адъютанта Донского войскового штаба; три года провел в Управлении резервной пехотной бригады, после чего в 1903 году назначен на пост начальника Новочеркасского юнкерского училища. С 1910 года командовал бригадой 11-й кавалерийской дивизии, на фронте Первой мировой войны выступил во главе 12-й кавалерийской дивизии.

Назначен командующим 8-й армией в 1916 году и произведен в чин генерала от кавалерии. 23 мая 1916 года его армия прорвала фронт под Луцком и оттеснила австрийцев далеко вглубь Галиции. За руководство боевыми операциями получил высокие награды – ордена св. Георгия 4 и 3-й степеней.

Когда началась революция 1917 года генерал, по мнению своего начальника Брусилова, «потерял сердце и не понял духа времени». Революция противоречила его политическим взглядам, нарушила все его жизненные планы. Он откомандировался в Военный Совет и вскоре уехал на юг. По настоянию казаков Каледин согласился принять пост Донского атамана.

Правительство Керенского объявило донского атамана изменником революционной родины. 29 января (11 февраля по новому стилю) атаман Каледин сложил свои полномочия и в тот же день трагически погиб.

Несмотря на то, что ходили слухи о том, что генерал якобы застрелился, его похоронили со всеми воинскими почестями в Новочеркасске. Гроб с телом атамана после его кончины стоял в войсковом соборе, а отпевание совершил местный епископ Гермоген. Все последующие годы в день кончины генерала в храмах Русской Церкви служились панихиды. Таким образом, Церковь признала гибель атамана жертвой во имя Отечества.

В русской Императорской армии графа Келлера называли «золотой шашкой империи», а атамана Каледина — «серебряной». Это лучшие кавалеристы, чьи души были полны благородства и отваги.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 11 февраля 2021


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика