Русская линия
<< Полная сводка новостей от 27 ноября 2020 >>

Завтра начинается Рождественский пост
В этом году православные начинают поститься уже с 27 ноября, так как пятница является постным днём

ПостУстановление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что "поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября".

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

В отличие от Великого поста, Рождественский пост – нестрогий. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам.

Тем не менее, православный пост – это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: "Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла".

И было бы неплохо, если бы деятели нашей общественно-политической жизни тоже помнили эти слова, а власти понимали, что главным инструментом умиротворения разгорающихся политических страстей могут и должны быть не политические или административные ресурсы, а пост и воздержание.

Русская линия



Митрополит Бориспольский Антоний: «Всеправославного единства больше не существует»
В Православии происходит великий раскол, который затягивает за собой в воронку всё больше и больше Поместных Церквей, заявил управделами УПЦ

Митрополит Бориспольский АнтонийУправляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний прокомментировал для сайта Vesti.ua последние события в мировом Православии, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

«Недавние события на Кипре показали один факт, который к сожалению уже не подлежит сомнению. Всеправославного единства больше не существует. Более того, православный мир столкнулся с новым и очень опасным расколом. Его основой является жажда единоличной власти, а главным инструментом - готовность не считаться с канонами, правдой и совестью в процессе достижения цели», – заявил владыка.

По словам архипастыря, «сейчас на наших глазах создается неполноценная и вредная копия мирового Православия». «В этой параллельной системе естественным и нормальным считаются такие аспекты, как искажение канонов, легализация раскольников, сослужение с лицами, которые не имеют действительного рукоположения, попрание соборного формата церковного управления. Всё то, что ещё совсем недавно казалось немыслимым и невозможным».

«Ведь за спиной этой действительности уже маячат новые ориентиры. Речь идет о дальнейшем выхолащивании православной экклезиологии, открытом сослужении с представителями других конфессий, соглашательстве с навязыванием ЛГБТ-культуры и т.д.», – отметил митрополит Антоний.

«Понимает ли руководство соответствующих Церквей то, что участие в крупных геополитических и политических играх имеет свою цену? Например, смогут ли они отказать определенным внешним силам, если те потребуют обеспечить церковную поддержку процессам продвижения интересов ЛГБТ? Хватит ли им мужества сказать «нет»? Очень в этом сомневаюсь, учитывая то, как уже прогнулись некоторые Первоиерархи в вопросе признания раскола. Следовательно, нужно говорить о происходящем в мировом Православии кризисе не как о каком-то противостоянии между «греческим» и «славянским» мирами или сражении за административные церковные границы», – считает управделами УПЦ.

«Всё гораздо сложнее и острее. Фактически происходит великий раскол, который затягивает за собой в воронку параллельной настоящему православному миру системы все больше и больше Поместных Церквей. Именно поэтому суть нынешнего кризиса можно свести к борьбе тех, кто хочет создать свою, удобную и соответствующую собственным интересам, версию Православия с теми, кто желает сохранить верность Православию. Это должен понимать каждый священнослужитель и каждый верующий в каждой Православной Церкви. И на основании этого понимания осуществлять свой выбор - оставаться среди верных Богу или идти на компромисс со своей совестью и становиться частью симулякра Православия», – заключил митрополит Антоний.

Русская линия



Архиепископ Кипрский Хризостом грозит несогласным прещениями
Предстоятель Кипрской Церкви настаивает, что нежелающие признавать украинских раскольников кипрские архиереи должны сослужить ему, когда он поминает Думенко

Архиепископ Кипрский ХризостомПредстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом заявил в интервью Кипрской телерадиовещательной компании «RIK», что архиереи, несогласные с его решением поминать главу украинских раскольников Епифания Думенко не могут отказаться от сослужения с ним. В противном случае они могут быть лишены сана, сообщает СПЖ со ссылкой на греческий портал «Orthodox Times».

«Все мы вместе совершаем Божественную литургию несколько раз в год во время праздников. Если я приглашаю их сослужить со мной Божественную литургию, они не смогут отказаться от этого. Когда я их приглашаю, они могут не прийти, только если заболеют», – заявил архиепископ и сообщил, что в случае отказа от сослужения несогласные будут жёстко наказаны. По его словам, «предусмотренные наказания варьируются от выговора до лишения сана».

«Мы не можем делать то, что хотим, в Церкви Кипра», – патетически заявил Архиепископ Хризостом, который ранее единолично и без согласования с Синодом признал украинских раскольников.

Огласив свои угрозы, Кипрский Предстоятель тут же заявил, что в Кипрской Церкви нет ни кризиса, ни раскола.

Русская линия



Масочный режим надолго, если не навсегда
Роспотребнадзоре откровенно заявили, что разрешат россиянам ходить без масок только тогда, когда коронавирус превратится в обычный грипп

Дезинфекция в храмеМаски для защиты от коронавирусной инфекции COVID-19 придётся носить до тех пор, пока болезнь не станет сезонной. Такое заявление сделал замдиректора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов, сообщает телеканал «Царьград».

Он отметил, что с наступлением зимних холодов особого снижения активности коронавируса ждать не стоит. Температура оказывает лишь незначительное влияние на распространение болезни. Потому что вирус живёт не на морозе, а в организме человека, пояснил эксперт.

"Пока напряжённая эпидситуация будет сохраняться, масочный режим будет сохраняться. До того момента, пока распространение вируса не приобретёт такие масштабы, когда он (вирус) станет обычным сезонным насморком", – сказал Александр Горелов в интервью телеканалу "Россия 24".

Всё это означает, что новые правила причащения верующих, введённые в Русской Православной Церкви на фоне пандемии, также вряд ли будут отменены. Впрочем, многие верующие выступают категорически против так называемой «дезинфекции лжицы» и считают постыдным, что Московский Патриархат стал единственной Поместной Церковью, которая согласилась на такую сомнительную меру.

Русская линия



В Костроме восстановят памятник Царю Михаилу Романову и Ивану Сусанину
Монумент был уничтожен большевиками в 1918 году

В Костроме восстановят памятник Царю Михаилу Романову и Ивану СусанинуВ Костроме могут восстановить памятник Царю Михаилу Романову и коленопреклоненному Ивану Сусанину, который в своё время спас первого из Романовых от поляков. Воссоздание памятника народному герою 23 ноября 2020 года обсудили в Общественной палате Костромской области. Речь идёт о монументе работы известного петербургского скульптора Василия Демут – Малиновского, сообщает газета «Северная правда».

С инициативой восстановить монумент выступили общественники во главе с заведующим кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций КГУ Алексеем Зябликовым, а на прошлой неделе мэр Костромы Юрий Журин вынес инициативу на обсуждение Совета по вопросам историко-архитектурного облика города.

У монумента непростая история. 185 лет назад костромичи сами рассказали о замысле такого памятника Государю Николаю I во время его визита в Кострому. Император дал высочайшее соизволение. Скульптуру изготовили по проекту петербургского скульптора Василия Демут-Малиновского. На постаменте – бюст молодого Михаила Романова, а у подножья – народный герой Иван Сусанин, преклонивший колено перед царем и обращенный лицом к народу. Фигуру крестьянина скульптор создавал дважды: первая модель, на которую творец потратил много сил и времени, рухнула. Монумент украсил главную площадь города в марте 1851 года, но автор не дожил пять лет до этого момента. А в 1918 году памятник, который историки называют в числе наиболее выдающихся в России, был разрушен. Под предлогом того, что «негоже» крестьянину стоять на коленях перед царем. Тогда же центральную площадь переименовали из Сусанинской в Революции.

Кстати, подлинная часть памятника – колонна – сохранилась до наших дней. Её нашли в 1972 году во время земляных работ на улице Свердлова, которыми руководил Борис Коробов, на тот момент – главный инженер горкомхоза. Именно он уже долгое время продвигает идею восстановления памятника, и многое сделал для того, чтобы возродить монумент в былом виде. В том числе, смонтированы фундаменты – 25 семиметровых буронабивных свай и ростверк из бетона. Сделана гипсовая модель бюста Михаила Романова в натуральную величину, рисунок горельефа, эскизы. Все наработанное Борис Константинович безвозмездно предоставит городу.

Возражений на совете у общественников не возникло. «Настоящий смысл этого памятника, что русский человек может преклонить колено только перед Богом, родиной и флагом. И данная скульптурная группа показывает, что Иван Сусанин в последний миг своей жизни, обращается к Богу. Иван Сусанин, он патриот своей Родины. Быть патриотом своей Родины – это ли не счастье. Поэтому актуальность этого памятника проходит через века», – заявил председатель комиссии по защите прав граждан, общественному контролю и информационной политике Общественной палаты Костромской области Олег Промптов.

Тем не менее, общественники предложили узнать мнение костромичей на счёт возвращения памятника. Это касается и места его воссоздания, и транспортной схемы, которую возможно придется изменить, и уже существующего памятника Ивану Сусанину, ставшего одной из визитных карточек Костромы. Если по первому вопросу один из частых и оправданных ответов – законное историческое месторасположение, то по последнему возникла полемика. Один из предложенных вариантов – оставить оба памятника. Борис Коробов отмечает, что во время активной работы над восстановлением скульптуры современный памятник планировали перенести в Сусанино, а на его месте воссоздать Александровскую часовню, построенную в конце 1880-х в память убиения царя Александра II. Таким образом, удалось бы воспроизвести весь исторический комплекс центра Костромы.

Нельзя не учитывать и финансовый вопрос. Объемы затрат, конечно, еще предстоит оценить, но уже сейчас понятно, что бюджету это не по карману. Юрий Журин выразил надежду на помощь авторитетных общественных организаций – Военно-исторического общества и Географического общества, которые уже принимали участие в восстановлении исторической целостности города и располагают ресурсами. Также в Костроме создадут Попечительский совет, куда войдут меценаты, которые смогут поучаствовать в деле возрождения памятника.

Русская линия



В качестве защиты от «новых ценностей» Европы
Госдума поддержала поправки в Семейный кодекс о верховенстве Конституции и основ российской нравственности над международным правом

Государственная Дума РоссииГосдума рассмотрела в первом чтении президентский законопроект из пакета инициатив в развитие обновленной Конституции, согласно которому в Семейном кодексе РФ закрепляется верховенство Основного закона и принципов нравственности над международными нормативными актами, сообщает Интерфакс.

Сейчас Семейный кодекс устанавливает верховенство международного договора над нормами российского семейного законодательства, если они противоречат друг другу. Внесенный главой государства законопроект (№1036249-7) предлагает уточнить и дополнить эту норму, внеся туда дополнение: применение правил международного договора не допускается в их истолковании, которое противоречит Конституции РФ, а также "основам правопорядка и нравственности". Противоречие может быть установлено в порядке, определенном конституционным законом.

"Упоминание в указанной статье, помимо Конституции Российской Федерации, основ правопорядка и нравственности продиктовано тем, что семейные отношения являются особой сферой правового регулирования, где доминирующее значение имеют морально-нравственные ценности", – говорится в пояснительной записке к документу.

Официальный представитель президента при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания, председатель профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников на пленарном заседании Госдумы дал разъяснения по вопросу о категории нравственности в законопроекте.

По его словам, такая новелла позволяет снять целый ряд противоречий между российским законодательством и международными договорами, в том числе по вопросу об «однополых браках».

Он пояснил, что со странами, "где признаются вот эти самые браки", у России может быть подписан международный договор, в результате возможны правовые коллизии. Крашенинников упомянул, что такие коллизии уже фиксировались в многофункциональных центрах (МФЦ) в России при регистрационных действиях.

"Такая формула специально сделана, и мы, конечно, сознательно пошли на это, что (исключение распространяется – ИФ) не только на международные договоры, в отличие от других кодексов (поправки о верховенстве Конституции над международными актами ранее были приняты в целый ряд других российских кодексов – ИФ)", – сказал Крашенинников.

"По этому поводу есть несколько решений Конституционного суда, поэтому это абсолютно правовая категория, которая есть и в законодательстве, и в практике судебной тоже", – добавил парламентарий.

Пресс-служба комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, который возглавляет Крашенинников, разъяснила, что вопрос о том, противоречит ли международный договор Конституции и "основам правопорядка и нравственности", будет решаться Конституционным судом РФ.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти императора Юстиниана Великого, мы вспоминаем графа П.Д.Киселева и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)

Император ЮстинианИмператор Юстиниан – один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права, создатель православной государственной идеологии, строитель собора Св. Софии в Царьграде. Церковь чтит его именно за государственные добродетели, прославляя в чине "правоверного царя". Он родился в 482 или 483 г. в местечке Таурезия близ современного Скопье и был иллирийцем (по другим данным он был славянином и родился в селении Вердяня, близ нынешней Софии). Будущий великий Император родился в простой крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе, куда его забрал дядя по матери император Юстин I, правивший в 518-527 гг. Полное его имя Петр Савватий (получил при крещении) Флавий (знак принадлежности к императорскому семейству) Юстиниан (в честь дяди). Постепенно Юстиниан восходил по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном. Юстин, не имевший своих детей, усыновил его и сделал своим соправителем в последние месяцы царствования, поэтому 1 августа 527 г., когда Юстин умер, Юстиниан взошел на трон.

Он прославился своими успешными войнами с врагами Империи. Несмотря на то, что на востоке шла практически непрерывная война с извечным врагом – Персией, Юстиниану удалось восстановить на короткое время великую Римскую империю практически в прежних границах. В 533-534 гг. полководец Юстиниана Велисарий разгромил королевство вандалов, а к 548 г. Африка вновь стала провинцией Империи. К 555 г. другой полководец Нарсес окончательно разгромил Остготское королевство и полностью очистил Италию от готов, франков и алеманов, Италия стала провинцией Империи с центром в Равенне. Юстиниану покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии.

При Юстиниане было совершено и другое грандиозное дело – была произведена кодификация права. Под руководством выдающегося юриста Трибониана был издан знаменитый Corpus iuris civilis ("Свод гражданского права"), состоящий из трех частей: 1) "Кодекс Юстиниана" (полностью издан в 534 г.), куда вошли все сохранявшие актуальность императорские постановления начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в.; 2) "Дигесты", подготовленная в 530-533 гг. компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2-3 вв.), эти тексты стали обязательными для всех судов; 3) "Институции", или "Основы", изданный в 533 г. учебник права для студентов. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы "Новеллы", дополнение к "Кодексу", где содержатся 174 новых императорских постановления.

Но Церковь прославила Императора Юстиниана за великие заслуги перед Православием. Он ревностно стремился к распространению христианства и искоренению язычества, повелев, к примеру, закрыть языческие школы в Афинах, чтобы преподавание наук там вели иноки. При Юстиниане построен величественный собор Св. Софии в Константинополе. Созданный Константином Великим собор был сожжен во время восстания "Ника". Благочестивый Император Юстиниан создал новый храм, веками удивлявший всех величием и красотой. Юстиниан радел не только о распространении христианства, но и о чистоте Православной веры. Выступая против несториан, монофизитов и прочих еретиков, он составил песнь: "Единородный Сыне и Слове Божий…", которая поется на литургии перед малым входом. Его стараниями в 553 г. был созван V Вселенский собор для осуждения несторианских мыслей и для прекращения раздоров в Церкви. Юстиниан установил закон об обязательном праздновании Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородице.

Одним из важнейших деяний Императора Юстиниана стала разработка православной государственной идеологии. В Византийской империи еще при Равноапостольном Константине сила государства и духовная сила Церкви были объединены на принципе "симфонии властей". В преамбуле к 6-й Новелле Юстиниана этому было дано законодательное обоснование: "Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь… Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония".

Вместе с Императором Юстинианом Церковь почитает и его благочестивую супругу царицу Феодору, на которой он женился в 523 г. и которую беззаветно любил и почитал. Феодора помогала ему управлять государством, а во время восстания "Ника", проявив хладнокровие и выдержку, фактически спасла трон. Она умерла в 548 г., а Юстиниан в 565 г.

граф Павел Дмитриевич КисилевСегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля, почетного члена Петербургской Академии наук генерал-адъютанта графа П.Д.Киселева, скончавшегося в 1872 году.

Павел Дмитриевич Киселев родился 8 января 1788 г. в Москве в старинной дворянской семье. Получив домашние образование, в 1806 – 1815 гг. служил в элитном Кавалергардском полку, в составе которого участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах Русской армии 1813 – 1814 гг. В годы войны Киселев обратил на себя внимание Императора Александра I, был пожалован им во флигель-адъютанты, сопровождал Государя на Венском конгрессе. С 1817 – генерал-майор.

Первоначально Киселев придерживался довольно либеральных взглядов, был сторонником "просвещенной монархии", разделял многие взгляды декабристов, осуждая при этом их стремления осуществить свои идеалы насильственными средствами. Позже сдвинулся вправо. Главным преобразованием, жизненно необходимым России, Киселев считал отмену крепостного права, о чем в 1816 г. предоставил Императору Александру I специальную записку. В 1829 – 1834 гг. Киселев служил в Молдавии и Валахии, в 1834 г. был назначен членом Государственного Совета, а в 1835 г. введен Императором Николаем I в состав Секретного комитета, созданного для обсуждения проекта крестьянской реформы. Государь называл Киселева своим "начальником штаба по крестьянской части". В 1837 – 1841 гг. Киселев подготовил реформу управления государственными крестьянами, именуемую "реформой Киселева" и ставшую самой крупной попыткой разрешения крестьянского вопроса во второй четверти XIX века. В 1837 г. за свои заслуги на поприще государственного служения был пожалован в графы. С 1856 г. – посол России в Париже, с 1862 г., в отставке. Граф Киселев по праву считался одним из самых выдающихся сановником царствования Императора Николая I.

архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов)Сегодня день памяти председателя 5-го Всероссийского монархического съезда архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова), скончавшегося в 1931 г.

Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 31 декабря 1852 г. в Полтавской губернии в семье священника и в миру звался Василием Григорьевичем. Образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1878 г., в том же году принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В январе 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В декабре 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В декабре 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в ноябре 1903 г. – епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В марте 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. Митрополитом Владимиром (Богоявленским) был делегирован на 5-й Всероссийский монархический съезд, который проходил в мае 1912 г. в Петрограде. Его приветственное слово было восторженно встречено делегатами, а сам он единодушно избран почетным председателем съезда.

После революции в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. С января по июнь 1926 г. пребывал в григорианском расколе. Скончался в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий.

Русская линия




Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика