Русская линия
<< Полная сводка новостей от 22 октября 2020 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Скорблю, что лично не смогу принять участие в отпевании почившего пастыря»
Предстоятель Русской Православной Церкви высказал слова соболезнования в связи с кончиной протоиерея Димитрия Смирнова

Патриаршие символыСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерея Димитрия Смирнова и высказал сожаление, что лично не сможет проститься с батюшкой. Текст Патриаршего соболезнования на своих страницах приводит Патриархия.Ru.

«С глубокой скорбью узнал о кончине протоиерея Димитрия Смирнова, почетного настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, – говорится в Патриаршем послании.

Более сорока лет почивший с ревностью о славе Божией совершал священническое служение, неустанно свидетельствуя ближним и дальним о преображающей силе православной веры. Отец Димитрий немало потрудился на благо Святой Церкви: возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, работал в Церковно-общественном совете по защите от алкогольной угрозы, был членом Межсоборного присутствия и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Большой вклад вносил он и в утверждение семейных ценностей в жизни современников: совершал труды в Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, неустанно проповедовал, участвовал в теле- и радиопередачах, писал книги.

В многообразии возложенных на него послушаний отец Димитрий неизменно стремился являть себя добрым и любящим пастырем, с дерзновением и сердечной простотой возвещающим людям Евангельские истины, находящим слово ободрения и поддержки для всех его чаявших.

Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1:3) да упокоит душу новопреставленного протоиерея Димитрия в селениях небесных, неизмерной бездной Своего человеколюбия подаст ему прегрешений оставление (канон 2-го гласа в субботу утра) и сотворит вечную память.

Скорблю, что лично не смогу принять участие в отпевании почившего пастыря по причине нахождения на карантине по указанию врачей».

По благословению Его Святейшества отпевание новопреставленного отца Димитрия 23 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве совершит управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Воскресений Дионисий. Начало Литургии в 8.30, отпевание предварительно назначено на 10.00.

Сегодня в 19.00 на радио "Вера" состоится программа "Светлый вечер", посвящённая памяти отца Димитрия Смирнова.

Русская линия



Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Вместе с отцом Димитрием от нас уходит целая эпоха
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности отметил исключительную доброту и отзывчивость почившего батюшки

Епископ Пантелеимон (Шатов) и отец Димитрий СмирновОтец Димитрий Смирнов был бесстрашным человеком и говорил правду, что не всем нравилось, заявил РИА Новости председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Ранее в среду стало известно, что бывший председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Смирнов умер в Москве на 70-м году жизни от осложнения хронических болезней.

"Отец Димитрий Смирнов был очень добрый и очень смелый человек – совершенно бесстрашный. Он не боялся говорить правду, нравилась она кому-то или не нравилась. Он боролся за добро и делал это остро, ярко", – сказал епископ Пантелеимон.

Он сравнил строгие и иногда жёсткие слова отца Димитрия со знаками дорожного движения, которые бывают и запрещающие, и предупреждающие, а его слова "часто были самым строгим знаком". При этом, заметил епископ, зачастую в своих высказываниях отец Димитрий "имел в виду совсем не то, что из них выводили люди, которые его не понимали".

Также владыка отметил исключительную доброту и благотворительную деятельность батюшки. "Он был очень добрый: создал три детских дома, гимназию, организовал одно из сестричеств милосердия, собрал огромную общину талантливых, любящих людей. Его все уважали: и православные, и иноверцы. Он многое сделал для многих людей. Для меня он сделал очень много", – рассказал архипастырь.

"С ним всегда было очень радостно, он никогда не унывал", несмотря на пережитые болезни, смерть родителей и гонения, добавил иерарх. "Человек был замечательный – целая эпоха. Я верю, что Господь примет его в свои селения, потому что у него была простая, искренняя вера", – заключил владыка Пантелеимон.

Русская линия



На Синопской набережной Санкт-Петербурга будет воссоздан храм святых князей Бориса и Глеба
Власти города на Неве поддержали соответствующее предложение Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Северной столице

Храм святых князей Бориса и Глеба на Синопской набережнойЦерковь святых благоверных князей Бориса и Глеба будет воссоздана на Синопской набережной Санкт-Петербурга. Такую инициативу, выдвинутую Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Северной столице, поддержала городская администрация, сообщает портал Peterburg2.Ru.

Борисоглебская церковь была построена после неудачного покушения на Императора Александра II, которое произошло 4 апреля 1866 года. Береговое купечество в знак благодарности Богу решило собрать средства на строительство храма. Сбор средств проходил под девизом «в благодарность Господу за Его счастливое избавление».

Проект храма был создан архитектором Михаилом Щуруповым и стал его первой крупной работой. Пятикупольный храм возвышался на гранитном цоколе и носил в себе черты византийского и романского архитектурных стилей, отмечает «Википедия».

В нём имелось ещё два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского.

Строительство храма затянулось по ряду причин: конфликт архитектора и заказчиков, финансовые трудности проекта, бюрократические проволочки. В результате к 1876 году Щурупов был отстранён от руководства строительством, отделкой храма руководили архитекторы Сергей Шестаков и Александр Резанов. Образа писали живописцы Васильев и Василий Пошехонов. Все работы были закончены к 1882 году, и 24 января храм был освящён.

При церкви существовало благотворительное общество, которое содержало приют для девочек-сирот и предоставляло единовременные и ежемесячные пособия нуждающимся.

Храм действовал до 1934 года, когда его закрыли. После этого были разобраны боковые главы и здание использовали в качестве завода комбикормов. В 1975 году храм был окончательно снесён. Ныне на его месте расположена автостоянка и проезжая часть Синопской набережной.

Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в городе Санкт-Петербурге планирует воссоздать Борисоглебскую церковь на ближайшем участке. Облик будет полностью воссоздан по фотографиям и чертежам.

Работы по воссозданию церкви планируют начать в 2022 году, после подготовки всех документов.

Русская линия



Александровское подворье на Святой Земле вернут России в ближайшие недели
Минюст Израиля решил возобновить регистрацию Александровского подворья на Российскую Федерацию

Александровское подворье на Святой ЗемлеРегистратор недвижимого имущества при Министерстве юстиции Израиля решил возобновить регистрацию Александровского подворья в Старом городе Иерусалима на Российскую Федерацию. Посольство России рассчитывает, что юридическая процедура будет завершена в ближайшие недели, сообщает ТАСС со ссылкой на посола РФ в Израиле Анатолия Викторова.

"На днях регистратором недвижимого имущества Министерства юстиции Израиля было принято важное решение о возобновлении регистрации на Российскую Федерацию Александровского подворья в Старом городе Иерусалима. Рассчитываем на завершение в ближайшие недели этой юридической процедуры, что явилось бы свидетельством укрепления российского духовного и культурного присутствия в Святой земле и отвечало бы интересам паломников и туристов", – сказал Викторов.

Вопрос о возвращении Александровского подворья России находится на рассмотрении израильской стороны уже несколько лет. Непосредственно процедура была запущена Министерством юстиции Израиля 31 декабря 2019 года.

Александровское подворье расположено в Старом городе Иерусалима неподалеку от Храма Гроба Господня. На его территории находятся Порог Судных Врат и домовая церковь святого князя Александра Невского. Земля под строительство храма была приобретена Императором Александром II в 1859 году, комплекс зданий был построен Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году.

Споры вокруг права собственности на подворье начались после революции 1917 года. Советским властям подворье было за ненадобностью, и они решили продать его евреям за апельсины. Соответствующее решение принял богоборец Никита Хрущёв в 1964 году.

«Апельсиновая сделка» — такое название получило Соглашение № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 7 октября 1964 года, в последние дни правления Никиты Хрущева, по которому Израиль за 22 объекта недвижимости и земельных участка, общей площадью около 167 тыс.кв. м., приобретенных и построенных Императорским Православным Палестинским Обществом, Русской Духовной Миссией и российским государством до революции на Святой Земле, расплатился текстилем и двумя баржами яффских апельсинов на сумму 4,5 млн. долл.

Инициатива о продаже русского имущества, оказавшегося после образования государства Израиль в 1948 году на его территории, исходила от израильской стороны. Переговоры длились несколько лет. Сами израильские специалисты оценивали стоимость имущества, предложенного для продажи, в 18 млн. фунтов стерлингов, но постепенно стороны сошлись на очень скромной сумме в 4,5 млн. долларов, которые выплачивались в несколько этапов, в основном трикотажными изделиями и частично апельсинами, которые из-за порчи не в полном объеме дошли до стола советских граждан, зато дали название этой сделке.

Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П. Сапиром с израильской стороны и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Израиле М. Бодровым.

К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой земле. В 1964 году правительство СССР объявило себя «единственным собственником» большой части этого имущества и продало его Израилю за 3,5 млн израильских лир (4,5 млн $). Среди прочего были проданы дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, подворье в Назарете, несколько участков в Хайфе, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне.

В перечень объектов сделки не вошли здания Русской Духовной Миссии, Сергиевского подворья и Свято-Троицкого собора в Иерусалиме. 28 декабря 2008 г. Сергиевское подворье было возвращено в российскую собственность, но до сих пор оно не освобождено арендаторами. Большую часть здания Русской Духовной Миссии принудительно арендует Мировой суд Израиля.

Законность «апельсиновой сделки» была оспорена Русской Православной Церковью Заграницей и выступающим под ее юрисдикцией эмигрантским Православным Палестинским Обществом. В 1972 году, тогда еще игумен Антоний (Граббе) подает иск от имени РПЦЗ и ППО (РПЦЗ) против государства Израиль, где заявляет свои права собственности на русскую недвижимость, в том числе проданную по пресловутой «апельсиновой сделке» 1964 года. Окружным судом Иерусалима была признана незаконность сделки и от 24 мая 1984 года иск был удовлетворен суммой в 7 млн. долларов США. При этом государство Израиль поставило своим условием требование, что теперь ППО (РПЦЗ) не имеет никаких претензий и притязаний по возврату русских недвижимостей на Святой Земле. Впоследствии большая часть суммы была присвоена отцом Антонием (Граббе), за что он был отстранен от должности Архиерейским Синодом РПЦЗ.

После распада СССР встал вопрос о возвращении русской собственности на Святой Земле Российскому государству.

Русская линия



Руслан Смоленский: «Совсем скоро мы будем прогуливаться по Соборной, Широкой, Боголюбской улицам»
Депутаты Тарусы по предложению врио главы администрации Тарусского района Калужской области вернули городу сразу 16-ть исторических названий городских улиц

Таруса20 октября 2020 года депутаты городской думы Тарусы приняли решение о переименовании 16 городских улиц и возвращении им исторических названий. Ранее с подобным предложением к народным избранникам обратился врио главы администрации Тарусского района Калужской области Руслан Смоленский, сообщает Православие.Ru.

В древнем русском городе и одном из главных туристических центров Калужской земли советские названия улиц заменят на дореволюционные. Исторические имена вернут сразу 16-ти улицам города. Портал КР40.ru приводит их полный список:

Розы Люксембург – Посадская,

Пионерская – Огородная.

Урицкого – Лесопильная,

Луначарского – Кирпичная,

Карла Либкнехта – Тарусская,

Энгельса – Ивановская,

Свердлова – Овражная,

Карла Маркса – Полевая,

Декабристов – Городская набережная,

Каляева – Боголюбская,

Нерезова – Широкая,

Площадь Ленина – Соборная,

Октябрьская – Воскресенская,

Ленина – Калужская,

Володарского – Прончищева,

Комсомольская – Серпуховская.

«Предлагаемый проект решения никак не ставит под сомнение и не даёт никаких оценок историческим деятелям или процессам, общественным движениям нашей истории. Данным проектом решения мы возвращаем прежние наименования – данные нашими предками, с констатацией уважения к собственной истории, – говорится в обращении Руслана Смоленского к местным депутатам. – В то же время, Таруса – это город с почти тысячелетней историей и предлагаемое решение исходит именно из этого периода истории, многократно превышающего советский период».

Уже после принятия решения глава Тарусского района отметил, что в Тарусе состоялось историческое событие. «Совсем скоро мы будем прогуливаться по Соборной, Широкой, Боголюбской улицам. Долгие годы тарусяне обсуждали необходимость вернуть городу дореволюционную самобытность. Сегодня это свершилось», – заявил Руслан Смоленский.

Из семи депутатов города шеть проголосовало «за» возвращение исторических топонимов и лишь один воздержался.

В ближайшее время городская администрация образует штаб по проведению организационной и информационно-разъяснительной работы. Позже станет известно, как будет решаться вопрос с документами о регистрации и праве на собственность у жителей этих 16 улиц.

Русская линия



Патриарх Варфоломей принял участие в экуменической молитве за мир в Риме
Глава Фанара совершил совместную молитву с папой Римским Франциском и протестантами

Патриарх Варфоломей принял участие в экуменической молитве за мир в РимеПатриарх Константинопольский Варфоломей вместе с папой Римским Франциском и рядом других христианских, мусульманских, иудейских, сикхских и буддийских лидеров собрались вечером 20 октября на Капитолийском холме в Риме, чтобы подтвердить свою приверженность миру, диалогу, братству и готовности помогать бедным, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на CNS.

Перед общей встречей на Капитолийской площади представители различных религий провели отдельные молитвы о мире вместе со своими единоверцами. Патриарх, папа, и другие христиане совершили экуменическую молитву в базилике Санта-Мария-ин-Арачели; иудеи – в расположенной неподалеку римской синагоге, мусульмане, буддисты, сикхи и последователи других религий – в разных помещениях мэрии Рима и францисканского монастыря, которые расположены на Капитолийском холме.

Выйдя на площадь, религиозные лидеры приняли участие в минуте молчания, посвященной памяти жертв коронавируса, войн и внутренних конфликтов.

Встреча, темой которой была сформулирована как «Никто не спасается в одиночку: мир и братство», была организована католической миротворческой общиной св. Эгидия. Начиная с 1986 года, когда по инициативе папы Иоанна Павла II состоялась межрелигиозная молитва за мир в Ассизи, община регулярно проводит экуменические форумы. В предыдущие годы они продолжались по несколько дней и включали панельные дискуссии и мастерские, посвященные различным аспектам борьбы за мир, межрелигиозного диалога и служения бедным.

В этом году из-за пандемии COVID-19 в рамках форума состоялась только одна встреча на Капитолийском холме. Все собравшиеся в базилике, включая папу Франциска и Патриарха Варфоломея, были в масках и соблюдали дистанцию.

Перед лицом неуверенности в будущем и, в еще большей степени, насилия людям свойственно думать только о себе самих и своих близких, но не таков христианский ответ, отметил в своем слове на молитве в базилике папа Франциск.

«Спаси себя сам! – кричала распятому Иисусу толпа и первосвященники. Это очень глубокий человеческий инстинкт, но он неверен, – сказал понтифик. – «Евангелие спасения себя самого – это не Евангелие спасения. Истинное Евангелие призывает нас взять на себя крест других».

«Голгофа стала местом великого поединка между Богом, который пришел спасти нас, и человеком, который хочет лишь своего собственного спасения; между верой в Бога и поклонением самому себе; между человеком, который обвиняет, и Богом, который прощает», – сказал в своей проповеди Франциск.

К собравшимся обратился президент Совета Евангелической Церкви в Германии епископ Генрих Бедфорд-Штром. По его словам, в нынешнее тяжелое время, когда в связи с санитарной ситуацией люди оказались лишены возможности пожимать друг другу руки, обниматься и даже видеть лица своих ближних без масок, христиане должны дать «тройственный» ответ: молиться, творить дела справедливости и становиться самими собой. Если верующие будут помнить, что Христос присутствует в беженце, запертом в лагере, в голодающем ребенке, они пойдут по пути мира и братства, и это станет источником исцеления, отметил лютеранский епископ.

Выступая на межрелигиозной встрече, которая состоялась после молитвы, Патриарх Варфоломей, и ранее известный своими богословскими рассуждениями на тему экологии и даже получивший за это прозвище «Зеленый Патриарх», подчеркнул, что забота о природе неотделима от веры в Бога-Творца.

Если люди признают, что в окружающей их природе и в каждом человеке присутствует след «Божией работы», им будет легче понять, что братство и мир – это не просто красивые слова, что братство и мир ведут к «подлинной свободе» и осознанию того, что «в это мрачное время никто не спасается в одиночку», отметил Предстоятель Константинопольской Церкви.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим Корсунскую икону Божией Матери

Корсунская икона Божией МатериПервообраз Корсунской иконы Божией Матери хранился в Ефесе и был написан святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесён из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда – в Москву, в Кремлёвский Успенский собор.

Другой подобный образ Божией Матери был принесён из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой. Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому Патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец. Икона прославилась чудотворениями. Чтимые Корсунские иконы   Божией Матери находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

Впервые Корсунская икона пришла в Санкт-Петербург в ХVIII веке через митрополита Гавриила – она была его особо почитаемой келейной иконой. Но известна питерским жителям икона стала почти через 100 лет. В 1828 году Корсунская икона Божией Матери была явлена одному из представителей царской семьи. Это произошло следующим образом: 30 августа 1828 года в Александро-Невской Лавре обер-егермейстер Императорского двора Дмитрий Львович Нарышкин, происходивший из рода, к которому принадлежала царица Наталья Кирилловна – мать Петра I, вошёл в митрополичьи покои. Здесь в молельной комнате митрополита Серафима он с радостным удивлением обнаружил ту икону, которую искал по петербургским храмам. Эта икона ему была явлена во сне, и он возгорелся благочестивым желанием приобрести её подобие. Название иконы во сне открыто не было. Из существующей надписи на митрополичьей иконе он узнал, что она называется Корсунской. Знатный вельможа поведал архипастырю свой сон и испросил позволения самому лучшему иконописцу снять копию с той святой иконы. Встреча с иконой Дмитрия Нарышкина произошла в знаменательный день. Обретённая Дмитрием Нарышкиным икона долгое время находилась в его личном владении. Затем она перешла к графине Елене Дмитриевне Эртцен, у которой до девяти лет воспитывалась Александра Александровна Алексеева, которая и стала хранительницей иконы. Проживала Александра Алексеева на Лиговке в одной из дешевых квартир в доме барона Фредерикса близ церкви Знамения Божией Матери. Постепенно икона приобрела известность. В 1894 году она была внесена в Исаакиевкий собор.

На Корсунской иконе Матерь Господа обеими руками обнимает Своего возлюбленного Сына, как бы стараясь оградить Его, сохранить, защитить Своими материнскими объятьями. Но как грустны прекрасные глаза Богородицы и как скорбно выражение Ее лика, исполненного величия и небесной красоты. В год внесения Корсунской иконы в кафедральный собор тогдашней столицы начался отсчёт времени тернистого пути – подвига, страданий и жертв за Россию её последнего Императора.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 22 октября 2020


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика