Русская линия
<< Полная сводка новостей от 26 февраля 2019 >>

Священный Синод Русской Православной Церкви принял целый ряд кадровый решений
Управделами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской Савва, а председателем Финансово-хозяйственного управления митрополит Вологодский Игнатий

Св. Синод Русской Православной Церкви26 февраля 2018 года в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был принят целый ряд кадровых решений, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В ходе заседания обсуждались вопросы об организации управления в Патриаршем Экзархате Западной Европы и об учреждении епархий и организации управления в Патриаршем Экзархате Юго-Восточной Азии. По итогам их рассмотрения, Синод утвердил «Внутреннее Положение о Патриаршем Экзархате в Западной Европе» и «Внутреннее положение о Патриаршем Экзархате в Юго-восточной Азии».

В составе Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии были образованы четыре епархии: Сингапурская, Корейская, Таиландская, Филиппинско-Вьетнамская. Правящим архиереем Сингапурской епархии решено было быть митрополиту Сингапурскому и Юговосточно-Азиатскому Сергию, которому также было поручено и временное управление остальными тремя епархиями.

В рамках состоявшегося заседания члены Священного Синода рассмотрели и удовлетворили прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия об освобождении его от занимаемой им должности управляющего делами Московской Патриархии. Прошение было подано в связи со значительно возросшим за последнее время объемом работы по архипастырскому окормлению Санкт-Петербургской митрополии.

Священный Синод постановил удовлетворить прошение, выразив сердечную благодарность митрополиту Варсонофию за понесенные в течение десяти лет архипастырские труды в Управлении делами Московской Патриархии.

Управляющим делами Московской Патриархии Синод назначил митрополита Тверского и Кашинского Савву, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, а на его прежнюю должность заместителя — епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) был избран Синодом викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский». При этом обязанности в Управлении делами Московской Патриархии были за ним сохранены.

Постановлением Священного Синода митрополит Рязанский и Михайловский Марк был освобождён от занимаемой должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с благодарностью за понесённые труды. Председателем Финансово-хозяйственного управления назначен митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, с сохранением за ним обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

Повторно рассматривая прошение о почислении на покой митрополита Орловского и Болховского Антония, поданное им в связи с достижением 75-летия, Священный Синод решил прошение удовлетворить, выразив сердечную благодарность митрополиту Антонию за многолетнее архипастырское служение в епархиях Русской Православной Церкви, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, строительством храмов, заботой о приходах и монастырях, плодотворным взаимодействием с региональными властями и общественными объединениями.

Митрополитом Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, решено было быть митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Симону, а митрополитом Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии, — епископу Североморскому и Умбскому Митрофану.

Кроме того, Священный Синод принял постановление о замещении вакантной кафедры Бийской епархии (Алтайская митрополия). Преосвященным Бийским и Белокурихинским решено было быть епископу Тарусскому Серафиму, викарию Калужской епархии.

Касаясь вопроса о перемещении наместников ставропигиальных монастырей, Синод постановил освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители и сохранив за ним обязанности викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» был назначен епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Донского монастыря Москвы, с выражением благодарности за понесённые труды. Наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» решено было быть епископу Уржумскому и Омутнинскому Фоме, с освобождением его от управления Уржумской епархией.

Русская линия



Русская Православная Церковь призвала украинские власти прекратить гонения на Украинскую Православную Церковь
Члены Синода приняли специальное заявление в связи с массовыми захватами храмов канонической УПЦ и начавшимися притеснениями верующих на Украине

Св. Синод Русской Православной ЦерквиПредседатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил о принятии Священным Синодом Русской Православной Церкви специального заявления, в котором говорится об угрозе существования Украинской Православной Церкви, сообщает сайт Синодального информационного отдела.

«Священный Синод в особом порядке рассмотрел ситуацию на Украине, где продолжается давление на каноническую Церковь, и заявил, что государственные власти этой страны поставили своей целью ликвидацию Украинской Православной Церкви», — сообщил В. Легойда.

По словам В. Легойды, Священный Синод призвал украинские власти прекратить гонения «против собственных граждан, не желающих присоединиться к расколу», а также обратил внимание мирового сообщества на вопиющие факты нарушения прав человека грубое вмешательства государства в дела Церкви.

«Синод также призвал Поместные Православные Церкви молитвенно поддержать гонимую Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», — заключил В. Легойда.

Текст заявления Священного Синода приводится ниже полностью.

О положении Украинской Православной Церкви Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви

Священный Синод Русской Православной Церкви с глубокой обеспокоенностью отмечает резкое ухудшение положения Украинской Православной Церкви.

Предоставление Константинопольским Патриархатом «томоса об автокефалии» так называемой «Православной церкви Украины», искусственно созданной путём слияния двух раскольнических организаций, ещё более усилило разделение между православными Украины, существенно обострило межконфессиональные отношения.

Особое беспокойство вызывает грубое вмешательство государственных властей Украины во внутреннюю церковную жизнь, попытки политиков использовать Церковь в конъюнктурных интересах. При этом грубо попираются фундаментальные права и свободы человека, закреплённые, в том числе, в Конституции Украины.

Верховной Радой Украины приняты и вступили в силу дискриминационные законы, цель которых — лишить Украинскую Православную Церковь её названия и легализовать практику захватов её храмов и монастырей. Верующие канонической Церкви поражены и в иных правах: её духовенство лишено возможности полноценно окормлять военнослужащих, работников правоохранительных органов, заключённых.

Становится все более очевидным, что целью представителей действующей государственной власти является ликвидация Украинской Православной Церкви. Местным властям и правоохранительным органам даны рекомендации максимально способствовать переводу общин Украинской Православной Церкви в раскол.

Звучат угрозы отъятия у Украинской Православной Церкви ее крупнейших монастырей и исторических святынь — Киево—Печерской Лавры и Почаевской Лавры.

В большинстве случаев изъятие храмов у религиозных общин происходит вопреки их решениям оставаться в канонической Церкви. Решение религиозной общины подменяется голосованием общего собрания граждан, которые далеко не всегда являются членами прихода Украинской Православной Церкви. Протоколы таких собраний немедленно утверждаются органами власти, после чего храм захватывается при содействии силовых формирований.

Происходящее беззаконие привело к всплеску насилия по отношению к духовенству и верующим Украинской Православной Церкви. Вопреки заверениям руководства Украины и Константинопольского Патриархата о мирном характере так называемого «объединения украинского Православия», десятки храмов захвачены путём взлома, при поддержке военизированных формирований, с неоднократными фактами избиений духовенства и верующих канонической Церкви, пытающихся отстоять свои святыни. Десятки общин Украинской Православной Церкви вынуждены собираться для молитвы в частных домах или на улице.

В этой тяжёлой ситуации призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине, о даровании им мужества и христианского терпения в их стоянии за святое Православие.

Обращаемся с призывом к государственной власти Украины прекратить гонений против собственных граждан, не желающих присоединиться к расколу.

Просим братские Поместные Православные Церкви молитвенно поддержать гонимую Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрию.

Призываем мировое сообщество обратить внимание на вопиющие факты нарушения прав человека и дать надлежащую оценку грубому вмешательству украинского государства в дела Церкви.

Русская линия



Архиепископ Хариупольский Иоанн: Патриарх Варфоломей сказал нам «выкручивайтесь сами»
Глава Русского экзархата в Западной Европе заявил, что Фанар отказался менять своё решение о роспуске Архиепископии, и теперь она ведёт переговоры с РПЦ, РПЦЗ и Румынским Патриархатом

Глава Русского экзархата в Западной Европе архиепископ Хариупольский Иоанн Глава Русской Архиепископии в Западной Европе архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) в интервью RFI впервые прокомментировал решение Генеральной ассамблеи Экзархата о фактическом выходе из состава Константинопольского Патриархата, сообщив, что Константинопольский Патриарх Варфоломей в беседе с ним отказался менять решение о роспуске Архиепископии, и теперь русские приходы в Европе намерены перейти в другую юрисдикцию.

«Это важнейшее решение ассамблеи. Это решение позволяет Архиепископии продолжить своё существование. <…>Вчера на Генассамблее был поставлен вопрос: хотите ли вы роспуска архиепископии? Потому что именно у вас есть такие полномочия. Ни я, ни Патриарх не можем распустить Архиепископию. Вот в чём юридическая проблема. Ассамблея ответила: нет, мы не хотим роспуска. На собрании в общей сложности было 260 человек, 206 имели право голоса. 15 голосов было подано за роспуск и 191 — против. Это было фактически единогласное утверждение того, что наше объединение хочет сохранить свой статус Архиепископии с приходами, входящими в её состав», – заявил владыка.

При этом архиепископ Иоанн сообщил, что до заседания Генеральной ассамблеи имел беседу с Константинопольским Патриархом Варфоломеем.

«У меня были дискуссии с Его Святейшеством Патриархом Варфоломеем. Я ему задавал вопросы — вы можете себе представить. Я ему задавал вопросы юридического характера. Я спросил: что произойдёт с юридической точки зрения? Патриарх мне ответил: «Выкручивайтесь сами». Теперь у нас есть план. Мы сделали то, что нужно с юридической точкой зрения. Я ему (Патриарху Варфоломею) сказал: «Святейшество, я думаю, есть приходы, которые не захотят следовать вашему пути». Он мне ответил: «Пусть они уходят». У меня нет предубеждений. Я решаю юридические вопросы, Ассамблея решила юридический вопрос, мы сообщим об этом (Вселенскому) Патриархату. И если какие-то приходы хотят уйти, как сказал Патриарх, они могут уйти, если они не хотят следовать ни пути, ни идеалу, который предлагает Архиепископия долгие годы, скоро уже сто лет», – сказал архипастырь.

Таким образом, Архиепископия не собирается никого неволить, и каждый приход будет сам выбирать, оставаться ли ему в составе Экзархата или подчиниться Синоду Константинопольской Церкви.

Что же касается дальнейшей судьбы Архиепископии, то она ведёт переговоры с Русской Православной Церковью, РПЦЗ и Румынским Патриархатом, сообщил владыка Иоанн.

«Сценарий нашего будущего связан с жизнью Архиепископии. Архиепископия не может держаться на одном архиепископе уже пожилого возраста. До настоящего времени Вселенский Патриархат отказывался от рукоположения в епископы. То есть они отказывали нам в будущем. Мы хороним архиепископа — а что дальше? Дальше никого нет. Можно или навязать кого-то, или сказать, что раз нет Архиепископии, то и архиепископ не нужен. Дескать, помощник епископа или архимандрит могут заниматься сохранением русской традиции в греческой митрополии. Сегодня для нас непременное условие — это будущее архиепископии. На здешнем епископе лежит обязанность обеспечить это будущее. И сейчас именно это мы разрабатываем. Кто предложит нам будущее?», – отметил архипастырь.

По его словам, в настоящее время у Архиепископии «сложился хороший контакт с Московским Патриархатом», но «ничего ещё не решено».

«Это диалог, который выстраивается потихоньку. Посмотрим: если Московский Патриархат предоставит нам «епископальное будущее», проблема находит решения. <…>Мы имели контакты и с другими Церквями. Например, с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Но эта Церковь требует от нас следовать её идеям, её способу существования. У нас были контакты через посредничество иерарха с Румынской Церковью. Но пока Румынская Церковь не дала нам ни негативного, ни позитивного ответа».

Русская линия



«Мы весьма сожалеем о том, что такое событие состоялось в Петербурге, а тем более в Исаакиевском соборе»
В Санкт-Петербургской епархии назвали неуместными концерты в Исаакиевском соборе, в рамках которых звучат военные песни, но сделать с этим пока ничего не могут

Исаакиевский соборВ Санкт-Петербургской епархии заявили, что не имеют никакого отношения к концерту Камерного хора северной столицы в Исаакиевском соборе 23 февраля, в ходе которого коллектив исполнял не церковные песнопения, а военные песни, и в том числе шуточную песню о ядерной бомбардировке США, сообщает Интерфакс.

«Хоровые выступления в Исаакиевском соборе происходят достаточно регулярно, и сам факт исполнения уместной для церковного пространства музыки никакого неприятия не вызывает. Но данный репертуар в исполнении достаточно известного коллектива, конечно, вызывает удивление», – заявила руководительница сектора коммуникаций Петербургской митрополии Наталья Родоманова.

По её словам, удивляет, что подобного рода репертуар в принципе мог прозвучать в России в День защитника Отечества, не говоря уже о том, что площадка для исполнения такого произведения выбрана «явно неуместно».

«Всё-таки Исаакиевский собор был главным собором Российской империи, и хор, который выступает на фоне Царских врат с изображением Христа, Божьей Матери, святых, конечно, должен думать о звучащем в этом пространстве репертуаре», – считает Н.Родоманова.

«Нам кажется, что вкус явно изменил столь известному петербургскому коллективу, и мы весьма сожалеем о том, что такое событие состоялось в Петербурге, а тем более в Исаакиевском соборе», – заявила представительница епархии.

О том, кто выступил организатором скандального концерта, в епархии не уточнили. Однако, очевидно, что своё разрешение на это мероприятие предоставила дирекция музея, в пользовании которого до сих пор находится Исаакиевский собор.

Русская линия



Украинские униаты пока не собираются отказываться от службы в Софии Киевской
В ответ на призыв Денисенко отказаться от богослужения в УГКЦ заявили, что обсуждать этот вопрос будут не с ним, а с Епифанием

Софийский собор в КиевеПродолжается история вокруг запланированного богослужения украинских униатов в соборе Святой Софии в Киеве: УГКЦ ответила Филарету, дав понять, что обсуждать этот вопрос с ним не намерена, сообщает СПЖ.

В настоящее время окончательного решения относительно формата проведения униатами богослужения в Софийском соборе 7 апреля 2019 не принято, сообщил департамент информации УГКЦ, комментируя призыв лже-патриарха Филарета Денисенко отменить Литургию.

В департаменте объяснили, что УГКЦ руководствуется нормами национального законодательства и «с уважением относится к чувствам наших православных братьев».

С целью обсуждения этого вопроса планируется проведение встречи глав УГКЦ и ПЦУ, которая состоится после возвращения главы УКГЦ Святослава Шевчука на Украину. В настоящее время Шевчук в Ватикане, где встречается с папой Римским.

До того времени представители УГКЦ отказываются комментировать ситуацию.

Русская линия



Критская Православная Церковь выступила категорически против «плана Ципраса»
Власти Греции дали понять, что вывод священнослужителей Элладской Церкви из состава госслужащих касается и автономной Критской Церкви Константинопольского Патриархата

Синод Критской Православной ЦерквиПроисходящее ныне разделение Церкви и государства в Греции беспокоит далеко не только Элладскую Православную Церковь, но и Константинопольский Патриархат, а также автономную Критскую Православную Церковь, поскольку в греческом мире создаётся прецедент отказа от Православия в пользу религиозного нейтралитета.

В связи с этим Св. Синод автономной Критской Православной Церкви (Константинопольскго Патриархата) собрался 25 февраля на заседание, чтобы обсудить действия правительства Греции во главе с Алексисом Ципрасом, сообщает портал «Ромфея.Новости».

По итогам заседания члены Синода выразили решительное несогласие с предложенной поправкой к статьям 3 и 21 Конституции Греции, которая касается Православной Церкви и института семьи, а также вопросов, касающихся церковной собственности и заработной платы духовенства.

Как указано в соответствующем коммюнике, любое воплощение концепции «религиозного нейтралитета» приведёт к полной ликвидации православного характера греческой идентичности, в то время как греческая семья будет институционально деградирована из-за неблагоприятных правовых последствий.

Священный Синод также повторил первоначальную позицию Критской Церкви, в которой говорится о необходимости оставить священнослужителей в числе греческих госслужащих с соответствующей зарплатой от государства.

По мнению Священного Синода Критской Церкви, «план реализации Соглашения между государством и Церковью» от 12 февраля 2019 года, является общей описательной правовой основой, которая имеет двусмысленности и пробелы. Кроме того, несмотря на то, что он относится только к Элладской Церкви, этот текст был представлен Критской Церкви, как план, который непосредственно касается и её.

В связи с этим Критская Православная Церковь выразила свой протест против таких изменений и указала, что подписание предлагаемого контракта между Церковью и государством не обеспечивает будущего фонда заработной платы духовенства, поскольку каждый контракт может быть расторгнут или нарушен в одностороннем порядке на основе различных правовых предлогов, как это было в прошлом.

Русская линия



Патриарх Варфоломей обвинил ведущий вуз США в скупке краденого
В Принстонском университете назвал ложью обвинения Патриарха и потребовали от Фанара компенсировать судебные издержки

Рукопись, хранящаяся в Пристонском университетеВ Принстонском университете отрицают все утверждения Константинопольского Патриарха Варфоломея о том, что вуз незаконно владеет древними восточно-православными рукописями, и потребовали от Фанара возмещения судебных издержек из-за поданного ранее Константинопольской Патриархией иска, сообщает портал «Ромфея.Новости».

В иске, который был подан Патриархом Варфоломеем против университета в декабре 2018 года, утверждалось, что болгарские партизаны в 1917 году незаконно вывезли из монастыря в Северной Греции четыре восточно-православных текста, датируемых византийской эпохой, которые затем перешли во владение университета.

Фанар считает, что владение этими рукописями университетом является незаконным и требуют их возвращения.

В ответ старейший вуз США 22 февраля 2019 года отверг все обвинения и заявил, что владеет рукописями вполне законно. Более того, в вузе заявили, что «не обладают знаниями или информацией, необходимой» для определения того, имели ли представители Фанара когда-либо законные права на указанные древние документы.

По данным вуза, две из этих рукописей были подарены в 1877 году, то есть задолго до 1917 года. Что же касается нападения на греческий монастырь в 1917 году, то в университете считают, что нет достаточных доказательств того, что оно было совершено болгарскими войсками или что похищенные материалы включали рукописи.

В ответе университет просит суд прекратить дело и возместить за счёт Фанара те средства, которые были потрачены вузом на защиту в ходе судебного процесса. Пристон также требует суд объявить его законным владельцем указанных рукописей.

Русская линия



Михаил Погребинский: Заявления Тимошенко о подготовке импичмента Порошенко – это отчаянная попытка перехватить инициативу в предвыборной кампании
Главная соперница президента Украины находится в тяжёлом положении в связи со стагнацией своего рейтинга, пояснил украинский политолог

Юлия ТимошенкоКандидатка в президенты Украины Юлия Тимошенко, которую ещё недавно все называли главной фавориткой выборов, заявила, что начинает процедуру импичмента действующего главы государства Петра Порошенко из-за «содействия врагу», то есть России. По ее словам, журналисты ранее опубликовали расследование о связи Порошенко и его сторонников с контрабандными закупками запчастей из России, сообщает газета «Взгляд».

«По сути, это содействие врагу, уничтожение украинской армии. Это подсудное дело. Мы считаем, что совершённое подпадает под статью 111 Уголовного кодекса – «Государственная измена», – заявила Тимошенко.

Всем понятно, что больших перспектив объявить Порошенко импичмент у Тимошенко и её сторонников нет, тем более, что до окончания президентского срока первого осталось совсем немного – уже в марте 2019 года состоятся выборы нового главы Украины. С чем связаны заявления Тимошенко разъяснил известный украинский политолог Михаил Погребинский.

«У неё критическая ситуация. Это от безнадёги. Она ушла на негативный тренд по своему рейтингу, и уже больше месяца у неё либо стагнация, либо вообще падение. У неё последний шанс в жизни стать президентом Украины, потому она и её технологи ищут способы как-то оживить её кампанию», – заявил газете «Взгляд» директор Киевского центра политических исследований.

По его словам, что штабе Тимошенко прекрасно понимают, что довести это дело до конца шансов нет. «Во-первых, потому что под эту процедуру отсутствует чётко прописанное законодательство. Во-вторых, ей нужно контролировать парламент. Ясно, что этого нет, и не будет», – подчеркнул политолог.

По его мнению, эта идея в теории может зажить, и у неё даже есть шанс остановить кампанию Порошенко, но всё зависит от того, насколько эффективно и эффектно эта кампания будет проводиться в СМИ. «У Тимошенко, в отличие от Порошенко, нет мощного медийного ресурса. Факты коррупции и других нарушений закона очевидны, но показать обществу причастность к этому Порошенко будет довольно сложно», – отметил Погребинский.

«Для Тимошенко это последний шанс побороться за кресло президента, а для Порошенко это вообще вопрос жизни и смерти, так как жизни на территории Украины ему точно не будет независимо от того, кому он проиграет выборы», – пояснил эксперт.

В то же время, по мнению Погребинского, на данный момент Порошенко удаётся парировать большинство обвинений в свой адрес. «В войне компроматов у него всё пока что неплохо, ему удаётся это игнорировать. Сейчас в прессе уже больше разговоров о том, что и Тимошенко создаёт какие-то схемы подкупа избирателей», – подытожил Погребинский.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти священномученика архиепископа Сильвестра (Ольшевского), мы вспоминаем легендарного русского матроса П.М.Кошку

Сщмч. архиепископ Сильвестр (Ольшевский) Сегодня Святая Церковь чтит сщмч. архиепископа Сильвестра (Ольшевского), память которого дорога русским монархистам. Будущий владыка (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 31 мая 1860 г. в семье сельского причетника в Киевской губернии. Он окончил Киевскую семинарию и Киевскую духовную академию и долгое время трудился на миссионерской ниве в Киевской и Полтавской епархиях. В 1892 г. рукоположен во иерея целибата (редкий по тем временам случай). В 1910 г. принял монашеский постриг, а в 1911 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. В 1915 г. он был назначен епископом Омским и Павлодарским.

В 1918 г. владыка был арестован новой большевистской властью. После освобождения Сибири армиями адмирала А.В.Колчака в ноябре 1918 г. в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого был избран высокопреосвященный Сильвестр. Первым же своим действием он отменил безбожный декрет от 19 января 1918 г. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия, в Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

Владыка уделял большое внимание вопросу духовного смысла Белой борьбы. Он активно поддерживал движение крестоносцев, которое возникло в колчаковской армии по инициативе профессора Д.В. Болдырева и протоиерея Петра Рождественского, которые организовали в Омске Гермогеновское братство по организации Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени. Владыка отслужил молебен перед отправкой на фронт первой роты добровольцев-крестоносцев, лично прикалывал на грудь кресты командирам добровольцев. Он освятил кресты и хоругвь дружины крестоносцев и благословил добровольцев иконой Святителя Николая.

Однако в конце 1919 г. белые оставили Омск. Прекрасно понимая, что подвергает свою жизнь опасности, архиепископ Сильвестр не бросил вверенную ему Богом паству и остался в городе. Вскоре он был арестован и заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали. Не сломив волю мужественного архипастыря, безбожники подвергли его жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем этим же раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.

Сегодня мы также вспоминаем легендарного русского матроса, героя обороны Севастополя П.М.Кошку, скончавшегося в 1882 году.

Петр Маркович Кошка родился в 1828 г. в одной из деревень Каменец-Подольской губернии в семье крепостного крестьянина. В 1849 г. он был отдан в рекруты, служил на кораблях Черноморского флота. В дни обороны Севастополя вместе с другими матросами Кошка был направлен на сушу, сражался на одной из батарей, сразу же показав себя отважным и находчивым солдатом, и вскоре стал одним из тех "охотников" (т.е. добровольцев), которым особенно по душе пришлись отчаянные ночные вылазки в стан противника.

В одну из вылазок, хорошо зная местность, он незаметно подкрался к неприятельскому оцеплению, и, взяв в плен трех французов, привел их на бастион. А в начале 1855 г. он совершил новый подвиг, который сделал его знаменитым. По дороге в казарму Кошка надумал заглянуть в ближайшие английские траншеи, где увидел, что англичане врыли в землю, его товарища, погибшего накануне, и используют как цель для стрелков. Отважный моряк решил избавить тело товарища от поругания и принести его к своим. Незаметно подкравшись к убитому, он вырыл его, взвалил себе на спину, на глазах изумленных англичан, пополз и благополучно добрался до своего бастиона.

Матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка участвовал в восемнадцати таких вылазках и возвращался с ценными сведениями о противнике. Также находчивый матрос Кошка однажды спас жизнь адмиралу В.А.Корнилову, бросив в котел с кашей вражеское ядро, залетевшее в окоп.

За храбрость, находчивость и ловкость он был произведен в матросы первой статьи, а затем в квартирмейстеры. За свои подвиги русский матрос заслужил солдатского "Георгия" IV ст. и несколько медалей. П.М.Кошка также должен был получить "Георгия" III и II ст., но представления не дошли до нужных инстанций (позже генерал С.А.Хрулев помог моряку получить заслуженного им "золотого Георгия" II ст.).

В октябре 1855 г. после ранения герой-матрос получил продолжительный отпуск, а в 1863 г, был вновь призван на флот и служил на Балтике. Когда срок службы истек, Петр Кошка вернулся в родную деревню, женился и занялся крестьянским трудом. Его имя по праву стало легендарным и вошло в отечественную историю как символ яркого народного характера и олицетворение лучших качеств русского солдата.

Русская линия



Святейший Патриарх Кирилл анонсировал новые кадровые перестановки в Русской Православной Церкви
В Москве началось первое в 2019 году заседание Священного Синода

Патриарх Кирилл на заседании Св.Синода26 февраля 2019 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.

«Хотел бы сердечно приветствовать всех постоянных и временных членов Священного Синода. Сегодняшнее заседание будет важным — мы должны решить много текущих вопросов, включая кадровые. Жизнь идёт вперед, многое меняется, поэтому изменения, в том числе кадровые, становятся ответом на те потребности и на те вызовы, которые обращаются к Церкви. Нам предстоит сегодня недолгое, но важное заседание. На этом я завершил бы вступительное слово, переходим к повестке дня», – заявил Патриарх Кирилл, открывая заседание.

Постоянными членами Священного Синода являются: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Находкинский и Преображенский Николай.

Русская линия



Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю празднования 180-летия Полоцкого Собора

24 февраля 2019 года, в Неделю о блудном сыне, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Софийском соборе города Полоцка. Богослужение было приурочено к торжествам по случаю празднования 180-летия Полоцкого церковного Собора 1839 года, сообщает официальный сайт БПЦ. 

Патриаршему экзарху сослужили: архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, епископ Слуцкий и Солигорский Антоний, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, викарий Минской епархии епископ Боровлянский Игнатий, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов), первый проректор Института теологии БГУ протоиерей Сергий Гордун, приглашенные гости в священном сане и клирики Полоцкой епархии.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Богоявленского собора города Полоцка под управлением Марии Скобей.

В храме молился заместитель председателя Полоцкого районного исполнительного комитета П.М. Петкевич.

По запричастном стихе епископ Боровлянский Игнатий огласил послание Патриаршего экзарха всея Беларуси архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам Белорусской Православной Церкви в связи со 180-летием Полоцкого Собора.

По заамвонной молитве владыка Павел, сослужащие архипастыри и священнослужители вознесли благодарственные молитвы ко Господу.

По отпусте Божественной литургии Патриарший экзарх поблагодарил прибывших архипастырей, поздравил духовенство и благочестивых мирян с праздником и обратился ко собравшимся со словом назидания. Митрополит Павел поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Всем прихожанам на молитвенную память владыка Павел вручил иконки святой блаженной Валентины Минской.

По завершении богослужения владыка Павел и все участники торжеств направились в Полоцкий государственный университет, где ректор университета Д.Н. Лазовский провел для прибывших ознакомительную экскурсию. Далее в актовом зале учебного заведения состоялся торжественный акт, приуроченный к 180-летию Полоцкого Собора.

Мероприятие было организовано Белорусской Православной Церковью совместно с Полоцким районным исполнительным комитетом и Полоцким государственным университетом. Президиум акта возглавил митрополит Минский и Заславский Павел.

Торжественный акт открыл кратким вступительным словом архиепископ Полоцкий Феодосий.

Затем состоялось выступление митрополита Павла. Патриарший экзарх напомнил, что решением Полоцкого Собора было провозглашено упразднение Брестской унии 1596 года, и в Православную Церковь добровольно возвратилось свыше одного миллиона шестисот тысяч белорусских и литовских униатов. Собор положил конец болезненному конфессиональному разделению белорусского народа, объединив его в лоне Православной Церкви.

По слову владыки Павла, нет ничего страшнее в общественной жизни, чем вражда и разделение на религиозной почве. Именно поэтому необходимо, не осуждая никого, усвоить уроки истории и сделать все возможное, чтобы давние смуты и межконфессиональные конфликты, омрачавшие жизнь людей на Белорусской земле до Полоцкого Собора, не повторились больше никогда. Патриарший экзарх также подчеркнул, что необходимо хранить память о подвиге отцов Полоцкого Собора — митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) и его соратников. Владыка Павел выразил упование на то, что митрополит Иосиф и его сподвижники, потрудившиеся в деле просвещения белорусского народа, пребывают в Царстве Небесном.

Далее собравшихся приветствовал ректор Полоцкого государственного университета Д.Н. Лазовский.

С докладами также выступили:

протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, — «Полоцкий Собор 1839 г.: масштаб события и актуальность в наши дни»;

В.А. Теплова, кандидат исторических наук, профессор Минской духовной академии, доцент Белорусского государственного университета, — «Деятельность архиепископа Полоцкого Василия (Лужинского): путь к единству "как возвращение в дом родной"»;

протоиерей Сергий Гордун, кандидат богословия, первый проректор Института теологии БГУ, — «Вынiкi Полацкага Сабора»;

О.Г. Кордюкевич, кандидат педагогических наук, доцент Полоцкого государственного университета, — «Материалы по истории воссоединения униатов с православием на страницах белорусских епархиальных ведомостей конца XIX — начала XX вв.».

Митрополит Павел вручил грамоты Патриаршего экзарха участникам оргкомитета — представителям епархий Белорусской Православной Церкви, внесшим вклад в организацию торжеств по случаю 180-летия Полоцкого Собора.

В завершение торжественного акта состоялся концерт полоцких мастеров искусств.

Русская линия



В Москве открылась новая воскресная школа для детей с нарушением слуха

Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» при храме при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы открыл воскресную школу для детей с нарушением слуха. По программе, разработанной специалистом церковного сурдоперевода, учатся восемь детей, сообщает Диакония.Ru

«Мы стараемся максимально охватить интересы глухих людей. У нас есть воскресная школа для взрослых, сурдопереводчики, курсы по жестовому языку. Также у нас есть постоянные миссионерские проекты по паломничеству, поэтические и музыкальные вечера. Но нами не была охвачена самая маленькая аудитория глухих, — рассказал настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино протоиерей Михаил Зазвонов. — Сами неслышащие нашей общины вызвались быть педагогами — они имеют опыт преподавания и общения с неслыщащими детьми. Уже есть инициативы родителей глухих детей, и специалисты из общины уже занимаются с ними».

Первое занятие провел сотрудник храма Андрей Андрейкин, отвечающий за направление по работе с глухими и слабослышащими прихожанами.

«Программа занятий разработана одним из ведущих специалистов в области церковного сурдоперевода отцом Павлом Афанасьевым. Пока родители присутствуют на Литургии, дети занимаются с преподавателем в воскресной школе. К середине богослужения преподаватели приводят детей на службу, — рассказал Андрей Андрейкин. — На будущий год мы хотим расшириться и открыть воскресную школу для детей с нарушением слуха в новом филиале Центра "Десница" при храме святого благоверного князя Александра Невского».

По словам Андрея Андрейкина, в Москве действует три воскресных школы для неслышащих детей: при храме святого Димитрия Донского в Северном Медведково, при храме Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря и при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино.

Центр по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница» недавно на своем youtube-канале опубликовал 30 видеосюжетов по теме «Видеоразбор и толкование Божественной литургии на жестовом языке». В них поясняется каждый этап, смысл и символика Божественной литургии. Видео сопровождаются переводом на жестовый язык, субтитрами и закадровым голосом.

Центр «Десница» был открыт по благословению председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в 2015 году. Община глухих при храме насчитывает 60 человек. В 2016 году в храме в Новокосино состоялось первое в истории Патриаршее богослужение с участием общин глухих из разных городов России с переводом на жестовый язык. В сентябре 2018 года открылся новый филиал Центра «Десница» при храме святого благоверного князя Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений.

Русская линия



Иерархи Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Велико Тырново

24 февраля 2019 года, в Неделю о блудном сыне, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон и митрополит Великотырновский Григорий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в древней столице Болгарии городе Велико Тырново. Иерархам сослужили настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) и клирики Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. За богослужением митрополит Тихон совершил хиротесию в иподиакона чтеца Димитрия Попова, который затем был рукоположен во диакона, сообщает служба коммуникаций ОВЦС. 

После Литургии главу делегации Русской Православной Церкви тепло приветствовал митрополит Великотырновский Григорий.

В ответном слове митрополит Тихон выразил радость от совместной молитвы и подчеркнул, что единая православная вера и общие святые, такие, как уроженец Велико Тырново святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, и святитель Серафим Богучарский — надежная основа многовековой дружбы русского и болгарского народов. Братское общение продолжилось за обедом, который митрополит Григорий дал в честь делегации Русской Православной Церкви.

В тот же день митрополит Владимирский и Суздальский Тихон в сопровождении архимандрита Вассиана (Змеева) и сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровского посетили Успенский Троянский ставропигиальный мужской монастырь. Гостей из России встречал наместник обители епископ Величский Сионий, викарий Софийской епархии.

Митрополит Тихон совершил заупокойную литию на могиле погребенного в обители Святейшего Патриарха Болгарского Максима (1914-2012), поклонился святыням и ознакомился с историей и достопримечательностями Троянского монастыря.

Русская линия



В Москве пройдёт презентация книги, посвященной взаимоотношениям Константинопольского Патриархата и Русской Православной Церкви в 1910-50-е годы

27 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата пройдет презентация книги церковного историка М.В. Шкаровского «Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е — 1950-е гг.)», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. 

В ходе мероприятия прозвучит выступление председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД), председателя объединенного диссертационного совета по теологии митрополита Волоколамского Илариона.

Новое издание также представят: автор книги М.В. Шкаровский, профессор ОЦАД и Санкт-Петербургской духовной академии, член объединенного диссертационного совета по теологии; протоиерей Александр Мазырин, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ); А.А. Кострюков, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, член объединенного диссертационного совета по теологии.

Вышедший в издательстве Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Познание» труд посвящен истории Константинопольской Православной Церкви в XX веке, главным образом, в 1910-е — 1950-е гг. Эти годы стали не только очень важным, но и наименее исследованным периодом в истории Константинопольского Патриархата, когда, с одной стороны, само его существование оказалось под угрозой, а с другой, он начал распространять свою юрисдикцию на различные страны, где проживала православная диаспора, порой вступая в острые конфликты с другими Поместными Православными Церквами. В этой непростой ситуации значительное место занимали отношения Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью, которым в работе уделено особое внимание.

Книга предназначена для историков, священнослужителей и всех интересующихся историей Православия.

Начало мероприятия в 16.00.

Адрес: г. Москва, Даниловский вал, д. 22 (ст. м. «Тульская»), здание Отдела внешних церковных связей.

Аккредитация представителей СМИ проводится до 17.00 26 февраля по адресу электронной почты csi@mospatr.ru.

Русская линия



В Петербурге открылась выставка сербской храмовой архитектуры

Выставка "Новейшие опыты в Сербии: проектирование духовных объектов" открылась 25 февраля в Зеленой гостиной Дома архитектора, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской епархии. 

Автор экспозиции – сербский архитектор Любиша Фолич. Она включает фотографии старинных и современных храмов Сербии, а также проектные чертежи и изображения будущих храмов. Среди старинных храмов – церкви Х – XIV веков. В основном автор проектов современных храмов – сам Любиша Фолич, но есть и работы других сербских архитекторов. Некоторые здания решены традиционно, но во многих присутствуют новаторские, порой авангардные решения: так, храм святого Ильи Тесвичанина напоминает Ноев ковчег, а белградский храм Вишничка Баня представляет собою огромный объемный крест. Любиша Фолич строит храмы не только в родной Сербии, но и по всему миру, в том числе и в России: на выставке представлены варианты проекта храма блаженной Ксении Петербургской в поселке Кирилловское Ленинградской области.

На церемонии открытия председатель экспертного совета Московской Патриархии по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин отметил, что между нашими странами существуют крепкие культурные связи, поэтому для нас особенно интересен поиск новых форм, творческое развитие идей православной архитектуры Сербии: "Эта архитектура вписана в природу Сербии. Нам важно сохранить это родство, не растерять его. У нас общий дух, нас объединяет слово Божие. Дух Божий и творит те формы архитектуры, которые позволяют говорить о той истине, которую Господь нам даровал. Мы всем сердцем с вами". 

"Эта удивительная выставка отражает опыт, обогащающий нас, когда мы вникаем в него, – сказал председатель епархиальной архитектурно-художественной комиссии архимандрит Александр (Федоров). – Мы находимся в стадии ученичества. Закончилось безбожное время, возрождается церковное зодчество. Если бы традиции не прервались, церковное зодчество, по идее, должно было задавать тон, создавать архитектурную стилистику, градостроительные ориентиры, вокруг которых можно было бы выстраивать ландшафт. К сожалению, у нас был другой опыт. Пока у нас мало что получается, результат еще ученический. Когда мы смотрим на то, что делают наши братья, мы видим, что этот опыт очень богатый и интересный. Исторически Россия и Сербия всегда шли рука об руку, и когда кому-то было тяжело, другая сторона его поддерживала. Ученые пришли к выводу, что в московском зодчестве очевидно присутствие балканских мастеров – орнаменты имеют явные балканские корни. Можно найти еще множество параллелей. Мы смотрим на планшеты выставки с глубоким преклонением перед автором. В том, что нам показано, видна философия, связь с историей, мы видим, как в преемственности рождаются современные формы. Это выставка для серьезного размышления, она может стать источником вдохновения для творческого человека".

Епархиальный архитектор Дмитрий Борунов отметил, что на выставке присутствует созидательный момент, но есть другая сторона, которую надо было бы показать, – многие храмы в Косово были уничтожены: "Это нужно донести до как можно большего числа людей – то, что и старинные, и недавно построенные храмы уничтожаются. История повторяется: в нашей стране все это было сто лет назад. С какой ненавистью уничтожается именно православная вера! Уничтоженные в Косово храмы вопиют к нам. Каждый построенный храм – это утверждение нашей культуры, нашей истории. К сожалению, не все люди, которые принимают решения в нашем Отечестве, понимают важность этой задачи. Мы, архитекторы, постоянно с этим сталкиваемся, преодолевая административные барьеры. И частый аргумент при отказе: "У нас Церковь отделена от государства". Это жуткий формализм. Как можно отделить Церковь от народа? Нужно вести сюда руководство города, области, чтобы они видели, что происходит у наших друзей в Сербии". 

Любиша Фолич рассказал, что в Сербии есть пословица: "Бог на небе – Россия на земле". "Ваш опыт больше, чем наш, вы большая страна. У нас в Сербии много разрушений, храмы XII, XIV века. Это невосполнимая потеря. Сербия – открытая, дружелюбная страна, Белград – самый открытый город. Как можно было его бомбить? Молитесь за нас и спасибо за все. Я сердцем и душой с вами".

Любиша Фолич родился в 1954 году в городе Дьяковица (край Косово и Метохия). С детства посещал монастыри Грачаница и Высокие Дечаны. В 1972-1978 годах учился на архитектурном факультете Белградского университета. В 1985 году получил степень магистра, а в 1996-м – доктора архитектуры. Преподает на архитектурном факультете Приштинского университета. Преподавал на богословском факультете Сараевского университета. Им построено более ста объектов, в основном – храмов.

Выставка открыта до 9 марта. Вход свободный.

Русская линия



На Афоне состоялось освящение первой церкви, посвященной святому Паисию Святогорцу

На Афоне состоялось освящение первой церкви, посвященной святому Паисию Святогорцу, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое издание Vimaorthodoxias.

Новая церковь находится в Капсале, местности между Кареей и монастырями Пантократор и Ставроникита, где в прошлом находился скит. Работы по ее возведению начались в июле 2016 года и были завершены несколько месяцев назад. Церковь была построена общиной иеромонаха Евфимия, который сам был духовным сыном афонского старца Исаака Аттала, монаха ливанского происхождения, умершего в 1998 году, и автором биографии святого Паисия Святогорца. Митрополит Ксанфийский Пантелеимон был приглашен, чтобы совершить освящение новой церкви.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 26 февраля 2019


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика